Налоговая проверка — что это такое и каков порядок? — все о налогах

Выездная налоговая проверка, срок проверки

Portrait of an exhausted businessman covering his head with his laptop

Выездная налоговая проверка – это действенная форма контроля и один из разновидностей налоговой ревизии предприятия, организации, фирмы, компании, ООО.

В данной статье разберемся подробнее, что это такое, каков порядок ее проведения и как часто она происходит, что конкретно проверяется инспекцией, сколько по времени длится плановая ревизия, как она проходит и можно ли узнать о ее приближении заранее.

Выездная нп, что это, что проверяет, основания

Данный вид инспектирования осуществляется на основании приказа начальника налогового органа либо его заместителя. Инспектора в этом случае выезжают непосредственно к месту проведения проверки, которая может быть двух видов:

  • Сплошная – когда досконально исследуется вся налоговая документация (в частности при ликвидации ООО);
  • Выборочная – инспектирование обращено на какой-то один или несколько пунктов налоговой статьи.

Чаще всего в практике используется первый метод, как более достоверный и точный. Кроме того, при выборочной проверке ее выводы зачастую признаются недействительными. Перед проведением данный процедуры, как правило, вначале делают предпроверочный анализ организации.

В ходе инспектирования в отношении предприятия исследованию подлежат следующие виды документов:

  • журнал доходов и расходов;
  • квитанции об уплате налогов по НДС;
  • книга затрат на приобретение товаров и прочих покупок;
  • путевые листы и накладные;
  • заполненный график продаж;
  • счета-фактуры и их соответствие установленным требованиям и образцам;
  • платежные реквизиты, чеки и выписки из банков.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех последних лет по календарю, который предшествует году, когда был вынесен приказ об инспектировании – статья 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Акт выездной нп

Акт – это документ, составленный инспекторами, лично участвовавшими в процессе выездной проверки. В нем происходит оформление результатов инспекции. Форма акта должна соответствовать определенному образцу. В этом документе в обязательном порядке указываются такие сведения:

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

  • номер акта;
  • наименование организации, личные данные налогоплательщика (ФИО, ИНН);
  • число, месяц и год его составления;
  • данные проверяющих юридических лиц (инспектора или группы инспекторов);
  • точный адрес предприятия;
  • каким методом производился осмотр объекта и предметов труда;
  • какие были выявлены проблемы организации;
  • рекомендованный комплекс действий по устранению недочетов;
  • перечень убытков;
  • решения, выводы и постановления о привлечении виновных к ответственности;
  • ссылка на статью НК РФ, на основании которой был составлен данный акт.

Перед началом инспектирования налоговыми работниками составляется план действий, на основании которого должен быть проверен объект. В него также входят основные задачи проверки и указывается список лиц, которые должны присутствовать при осмотре организации.

Срок проведения, сколько может длиться?

Выездная НП, согласно законодательству, по времени не должна продолжаться более двух месяцев. При этом ее начало исчисляется со дня принятия соответствующего решения.

Но это не означает, что 2 месяца – это предельный максимальный срок, сверх которого дальнейшие действия инспекции запрещаются.

Если в ходе работы поставленные перед налоговиками задачи не были выполнены, то проверяющий орган вправе продлить свои полномочия на неопределенный период.

Концепция системы планирования выездных нп, процедура проведения

Концепция системы планирования определена действующим президентом и направлена на проведение качественного контроля с целью выявления нарушений в сфере своевременности уплаты налогов.

Концепция определяет основные цели проверки, их периодичность и особенности, как проходит подготовка к осмотру, как должен вести себя инспектор, правила и регламент осмотра объекта, критерии приостановления инспектирования, порядок его обжалования и в течение какого срока, основные принципы и критерии планирования, структуру отбора налогоплательщиков для осуществления выездной процедуры.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная инспекция происходит в рамках действующего законодательства. Ее проводят в отношении того же объекта и по тем же налоговым статьям, не зависимо от того сколько времени прошло с момента первой проверки.

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Источник: https://pfgfx.ru/pravo/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-srok-proverki.html

Что проверяет выездная налоговая проверка

Каждый руководитель всегда с ужасом ожидает выездных налоговых проверок, ведь такие мероприятия могут выявить множество недочетов, которые приведут к штрафным санкциям.

Чтобы избежать негативных последствий, к таким проверкам следует готовиться заранее, а для этого необходимо точно знать, что проверяет выездная налоговая проверка и как именно она проводится.

Это поможет успешно пройти ее и не вызвать претензий со стороны контролирующего государственного органа. Об этом мы расскажем в этой публикации.

Налоговые проверки, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц, могут проходить в двух форматах: камеральном или выездном. В первом случае налоговики проверяют бумаги у себя, во втором – приедут прямо в организацию.

Основанием для выездной проверки служит приказ начальника регионального подразделения ФНС РФ или его заместителя.

Обычно необходимость в таком мероприятии появляется, если в ходе камеральной процедуры был выявлен ряд нарушений действующего налогового законодательства.

Проводится проверка обычно по месту регистрации предприятия, но может и в других городах, если там есть филиалы. Регулирует такие проверки 89 статья действующего на территории Российской Федерации Налогового кодекса.

Ревизия может быть как сплошной, так и выборочной. Задача первой состоит в изучении всей налоговой отчетности, вторая – ставит целью посмотреть только некоторые бумаги, которые вызывают подозрение. На практике чаще можно увидеть первый метод как более полный и достоверный.

Существуют некоторые ограничения, связанные с данной процедурой. Так, например, проверка по одним и тем же документам два раза за один налоговый период проведена быть не может. Также нельзя смотреть документы, которым больше трех лет, они не попадают под проверки.

Если говорить о сроке, в который должны уложиться сотрудники налоговой инспекции, осуществляя свою работу на выезде, то это два месяца. Но он может быть увеличен до 4 месяцев, а в особых ситуациях и до полугода (обычно при ликвидации фирмы).

Нацелена выездная проверка налоговой инспекции обычно на документы, связанные с налоговой отчетностью. Но налоговики могут потребовать предъявить им также бумаги по бухгалтерии компании, если посчитают, что они нужны. К этому стоит быть готовым.

Прежде всего, ФНС требует следующее:

  • Ведет ли налогоплательщик учет, и правилен ли он.
  • Есть ли перечень документации, который предусмотрен законом.
  • Предоставлена ли вся налоговая отчетность, и не укрываются ли какие-то бумаги.

Запрашивают при проверке выездного характера следующие документы:

В итоге

По окончании своей работы инспектор налогового органа делает справку, в которой отмечает предмет проверки и ее точные сроки. Данную бумагу получает налогоплательщик. После составления этого документа налоговая служба обязана прекратить проведение своих мероприятий и покинуть фирму.

Источник: https://zhazhda.biz/base/chto-proveryaet-vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Как проводится выездная налоговая проверка

Появление на пороге офиса налогового инспектора – неизбежное явление в жизни в хозяйственной жизни любой организации. Выездная проверка проводится по плану, избежать ее невозможно. Но зная,как проводится эта процедура, вполне реально пережить ее с минимальными потерями.

Сотрудники ФНС считают, что самое эффективное контрольное мероприятие — выездная налоговая проверка, порядок проведения которой регулируется ст.89 НКРФ.

Ее законная цель состоит в том, чтобы проверить правильность исчисления налогов и полноту их уплаты, а по сути – это выявление «скрытой» недоимки.

Поэтому фактор «неожиданности» логично вписывается в нее как средство достижения конечного результата.

Кто, где и когда имеет право проверять

Ревизия проводится налоговыми органами в помещении организации, но если условия не позволяют этого сделать — она может быть перенесена в здание инспекции. Закон предоставляет налогоплательщикам следующие гарантии:

  1. одну организацию в течение календарного года нельзя проверять больше 2-х раз (если руководителем ФНС не принято особое решение по имеющимся обстоятельствам);
  2. не допускается повторная проверка по одному и тому же налогу за рассмотренный ранее период;
  3. документы истребуются не более чем за 3 предшествующих года, не считая текущего.
Читайте также:  Снова обновилась программа «налогоплательщик» - все о налогах

Ограничения пункта 2 не касаются случаев, когда налоговая проверка проводится вышестоящим органом ФНС в порядке внутреннего служебного контроля, а также, если в предоставленной уточненной декларации произошло уменьшение суммы налогов. За нарушения, выявленные во время повторного посещения, к организации не могут быть применены штрафные санкции.

Сроки проведения процедуры

Все действия сотрудники ФНС обязаны завершить в 2-х месячный срок, но он может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Поводом могут послужить любые обстоятельства, например, большой объем сведений, технологические трудности и так далее — список является открытым.

Приказом № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 были утверждены новые формы налоговых решений, требований, уведомлений, справок и других документов, которыми оформляются действия ФНС, а так же основания для продления выездной проверки.

Риск попадания в план налоговых проверок

Список проверок составляется ФНС по результатам анализа всех имеющихся данных, в том числе полученных из сторонних источников.Цель — выявить возможность получения необоснованной налоговой выгоды. Перечислим основные факторы, которые повышают риск появления в организации ревизора:

  1. наличие сведений, предположений об уходе от уплаты налогов, их необоснованном уменьшении;
  2. рост убытков организации в течение нескольких лет подряд;
  3. близость показателей к пограничным значениям, дающим право на применение УСН и других льгот;
  4. отражение суммы расходов за отчетный период близкое к сумме доходов;
  5. большое количество договоров с «контрагентами» и число посредников, не обоснованное разумной экономической выгодой;
  6. снижение суммы налоговых платежей ниже среднего уровня по объектам, занятым аналогичной деятельностью;
  7. большое количество налоговых вычетов за отчетный период;
  8. превышение динамики роста расходов над ростом доходов;
  9. отсутствие объяснений по выявленному несоответствию в экономических показателях,
  10. появление информации об уничтожении, порче финансовых документов.

Предполагается, что добросовестные налогоплательщики должны самостоятельно анализировать эти риски, поэтому соответствующий документ о критериях отбора выложен на сайте ФНС.

Какие документы требуется представить

Перечень документов, которые имеют право проверить, не установлен законом. Следовательно, могут «попросить»все, что, по мнению ревизоров,имеет отношение к налоговым платежам. Единственное ограничение:их нельзя требовать после выдачи справки об окончании ревизии. Приблизительный список приводится в Методических указаниях ФНС от 25.07.2013, это:

  1. Устав, учредительный договор, лицензии;
  2. бухгалтерская документация: приказ об учетной политике, планы счетов;
  3. первичные хозяйственные документы: книги покупок, продаж; счета, фактуры, книги учет и т.д.;
  4. налоговая отчетность, перевозочные, банковские и кассовые документы;
  5. путевые листы, акты приема-передачи, выполненных работ.

Более подробно порядок проведения выездной налоговой проверки, и как это выглядит на практике, раскрыт в приведенном ниже видеоролике.

Как себя вести себя во время проверки

Налоговый инспектор может появиться в организации только с решением руководителя ФНС, не допускается его подписание ИО без расшифровки. Руководитель и главный бухгалтер, а также любые другие лица, например, сторонние приглашенные эксперты (при наличии доверенности) могут присутствовать во время работы налоговиков.При первом их появлении, рекомендуется следующий порядок действий.

  1. Нужно попросить у ревизора программу, в которой перечислены вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения проверки. Это служебная, но не секретная информация. Особенно обратить внимание на детализацию отдельных пунктов.
  2. Постараться уже в ходе проверки дать устные и письменные разъяснения по всем моментам, не ясным для инспекции.
  3. Устранить по возможности мелкие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете, привлекая независимых специалистов.
  4. Обдуманно относиться к требованиям инспектора, оценивая их с точки зрения будущих последствий. Например, не желая изучать первичку, они могут предложить составить аналитические справки, выписки, то есть провести определенную работу, создать новые документы – это не предусмотрено порядком. Но не исключено, что практичнее будет пойти навстречу.
  5. Фиксировать нарушения ревизоров, но не помогать им в их устранении. При необходимости, составить письменный акт с привлечением 2-х свидетелей.

Как оформляются результаты, порядок оспаривания

После окончания работы сотрудники ФНС должны представить организации два документа, которые не нужно путать.

Справка, подтверждающая дату окончания проверки, оформляется в последний день работы налоговиков и остается в организации. Результаты – отражаются в акте, который составляется в течение 2-х месяцев после ее окончания.

После даты, указанной в справке, проверяющие не имеют права что-либо требовать и осуществлять действия, направленные на ее продолжение. Акт выездной налоговой проверки оформляется независимо от того, имеются нарушения или нет. Внимательно изучить его после получения.

Все отмеченные нарушения должны сопровождаться ссылкой на соответствующую статью закона.В случае несогласии с результатами, нужно представить в ФНС в течение 1 месяца со дня получения акта, письменные мотивированные возражения с приложением доказательных документов.

Срок их рассмотрения руководителем ФНС – 10 дней. Организацию должны уведомить о месте и времени разбирательства. Если это условие не выполнено – решение ФНС может быть отменено(п. 4 ст. 101 НК РФ).

Во время заседания ведется протокол, по результатам делается вывод о том, имело ли место налоговое нарушение. Может быть вынесено решение о дополнительной проверке длительностью не более месяца.

м

В результате выносится одно из двух решений: отказать в привлечении либо привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение.

Далее можно продолжать жаловаться в вышестоящие органы ФНС в административном порядке, либо обращаться в суд.

Дополнение 

Нужна более детальная консультация что делать если вас ожидает или уже к вам пришла налоговая проверка? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса «Правовед» (получение первого ответа в течении 15 минут). 

Источник: https://MoneyMakerFactory.ru/articles/vyiezdnaya-nalogovaya-proverka/

Срок проведения выездной налоговой проверки

Знание своих прав при взаимодействии с контролирующими инстанциями, включая фискальные органы, является прекрасной профилактикой различных злоупотреблений. Причём это справедливо в отношении любого проверяемого субъекта.

Итак, срок проведения выездной налоговой проверки начинает отсчитываться с той даты, когда было принято решение по поводу её назначения. Заканчивается же всё днём выдачи справки о завершении соответствующей процедуры. Описанное непосредственно зафиксировано в законодательстве (статья 89 НК РФ).

Учтите, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен быть больше 2 месяцев. Однако, и это как всегда, данное правило имеет свои исключения.

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки может быть и год.

По каким основаниям продлеваются сроки проведения выездной налоговой проверки?

Каковы причины продления сроков?

По действующему законодательству ФНС РФ вправе неоднократно продлевать срок проведения проверки до 4 месяцев, а в отдельных, исключительных ситуациях – и до 6. Однако для этого должны быть основания:

  1. Организация относится к крупнейшим. Учтите, что данное понятие в рамках налогового законодательства не раскрыто. Но существуют определённые критерии соотнесения, которые постоянно корректируются.
  2. Непредвиденные обстоятельства. Если срок выездной налоговой проверки продлевают на подобном основании, то в документе должны указать конкретное обстоятельство или же детально зафиксировать саму ситуацию. Часто идут отсылки на другие официальные бумаги (протоколы, отчёты, акты, прочее).
  3. Подозрения, что фирма совершила налоговое правонарушение. Если проверяющему органу не хватает доказательств, он вправе продлить выездную налоговую проверку до максимального срока.
  4. Наличие подразделения, филиала и других структурно обособленных единиц в составе конкретного юрлица. В этом случае соответствующее решение нужно разослать территориальным представительствам ФНС РФ.
  5. Отсутствие необходимых документов. Если организация не предоставила или же предоставила несвоевременно данные, которые необходимы для проверки конкретных данных, то сроки проведения налоговой проверки почти всегда продлеваются.

Как можно увидеть, речь идёт о конкретных факторах. Правда, их трактовка далеко не всегда понятна пользователям. Специалисты советуют больше обращать внимание на то, что планирование налогов и соответствующая оптимизация могут стать сигналом для ФНС РФ о том, что проверку надо проводить более тщательно. Они нередко указывают на нарушения, хотя сами по себе вполне законны.

Компании часто начинают фальсифицировать документы. Они злоупотребляют своими правами и вносят заведомо ложные сведения в налоговые декларации. Последнее же влечёт за собой уголовную ответственность. Указания на подобные нарушения проверяющие органы и ищут.

Важно понимать, что увеличение срока проведения выездной проверки всегда должно быть обосновано и мотивированно. Текущее законодательство предписывает налоговой службе учитывать и другие нюансы при принятии подобного решения. В частности, речь идёт о вопросах:

  • сложности производственного процесса;
  • объёмов изучаемой документации;
  • длительности того периода, который подлежит проверке;
  • разветвлённости хозяйственной и организационной структуры предприятия;
  • общего числа всех охваченных юрлицом видов деятельности;
  • количества налогов, которые нужно изучить.

Инспекции ничто не мешает учитывать и другие нюансы в процессе принятия решения. Это зафиксировано в Приказе ФНС № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 года.

В указанном подзаконном нормативно-правовом акте также предусмотрен конкретный порядок продления сроков выездных налоговых проверок.

Инспектор должен подать запрос руководителю или же его заму вышестоящего в рамках структуры ФНС органа. Дальше уже будет приниматься решение об удовлетворении или же об отказе в продлении.

Другие процедуры, возможные при проверке

Следует заметить, что любые действия фискальных органов можно оспорить в суде, если юридическое лицо обоснованно считает, что его права не соблюдаются.

В частности, если никаких признаков нарушений со стороны проверяемого лица не было, все документы по запросу инспектора предоставлялись в срок, то законных (обоснованных) оснований для продления срока выездной налоговой проверки нет, но он всё равно увеличен. В российской правоприменительной практике известны случаи, когда суды становились на сторону предпринимателей.

Чтобы разобраться в законной подоплёке происходящего, нужно учитывать, на что конкретно опираются сами налоговые органы во время подобных проверок. Это:

  1. НК РФ. При взаимоотношении с ФНС РФ – основной закон. Если между ним и остальными подзаконными нормативно-правовыми актами возникают противоречия, то в первую очередь стоит обращаться к кодексу. По аналогичному принципу действуют и тогда, когда появляется коллизия между профильным и непрофильным законами. В таком случае решающую силу имеет узкоспециализированный по отношению к данной сфере НК РФ.

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/srok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Как и что проверяет выездная налоговая инспекция

Выездная налоговая проверка (ВНП) – это один из способов государственного контроля, направленный на недопущение нарушений законодательства и получение необоснованной налоговой выгоды.

Изменение законодательства, постоянный рост налогов и пенсионных отчислений, нежелание отдавать государству ни копейки «кровно» заработанных, приводит к тому, что большинство субъектов бизнеса и не только сталкиваются с мероприятиями, которые проводят в их отношении налоговики.

Что это такое

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (495) 997-38-00 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Выездная проверка обычно проходит на территории плательщика, но бывают и исключения.

Основания ее проведения установлены нормой ст. 89 НК РФ.

Есть два типа проверок:

  • запланированные;
  • внеплановые.

В отношении кого проводится

Чаще всего под выездные проверки попадают организации.

Это связано с большим размером налоговых обязательств, которые не поступают в бюджет.

На втором месте по частоте проверок стоят индивидуальные предприниматели. Всех поголовно, конечно, не проверяют.

В основном они проводятся в отношении тех налогоплательщиков, кто использует общую систему налогообложения и/или заявляет налоговые вычеты, обоснованность которых не подтверждена.

Последнее место по количеству и частоте проводимых проверок занимают обычные граждане. Физлиц проверяют крайне редко.

Пример проведения выездной проверки гражданина: в декларации о доходах был заявлен повторный налоговый вычет. После камеральной проверки он был подтвержден по ошибке самой налоговой. Выявлена она была уже после того, как человек получал возврат подоходного налога из бюджета.

Если в добровольном порядке плательщик отказался вернуть ту сумму, которую получил от государства, в отношении его начинают проводить ВНП.

Срок проведения

Законодательством предусмотрены ограничения по срокам выездных проверок.

Стандартный срок составляет два месяца. Часто его продлевают до 4, а иногда до 6 месяцев.

Проведение проверки может быть приостановлено:

  • для проведения экспертизы;
  • для получения дополнительных документов;
  • для перевода документации на русский язык.

Что проверяют

Цель мероприятий налогового контроля – выявление допущенных нарушений законодательства, схем уклонения от уплаты налогов, повлекших непоступление платежей в бюджет.

Проверяется правильность исчисления налогов, своевременность их удержания и уплаты.

Проверяемый период: не более трех календарных периодов, предшествующих проведению ВНП.

Например: проверка проводится в 2018 году, и проверять будут периоды в диапазоне от 2014 по 2016 включительно.

Примите во внимание: если организация ликвидируется или реорганизуется, мероприятия можно проводить вплоть до принятия юр. лицом решения о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Порядок проведения выездной проверки и перечень процессуальных документов закреплен в НК РФ.

Более того, каждый из них должен быть оформлен по форме и содержать данные, установленные законом.

Может проверяться правильность начисления как одного налога, так и нескольких.

Если проводятся мероприятия в отношении головной организации, инспекции разрешено осуществлять проверку деятельности и ее филиалов.

Выездная проверка начинается с вынесения налоговым органом решения о ее проведении. Его форма утверждена Постановлением Правительства, и ее нарушения недопустимы.

Копия решения отправляется заказным письмом на адрес руководителя или вручается лично. На практике инспектора предпочитают второй вариант, чтобы было меньше оснований для обжалования результатов проверки.

Акт ВНП

После проведения всех проверочных мероприятий выносится Акт. В нем подробно описываются все документы: договоры, накладные и т.д., сведения о допросах, извещениях, пояснениях. То есть все то, что происходило в ходе проверки.

Важно знать: после вынесения Акта есть месяц для того, чтобы подать возражения или заявить о смягчающих ответственность обстоятельствах.

https://www.youtube.com/watch?v=FFU5tJ4EtDY

Данная норма Налогового кодекса регламентирует основные положения по порядку проведения выездных проверок.

Для понимания порядка и оснований проверки стоит ознакомиться с этой статьей.

Для этого достаточно пройти по ссылке https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/575046595bc7e01efd9a0a0d2f6c0ffb64442868/.

По результатам выездной проверки выносится решение либо о привлечении к ответственности, либо об отказе.

Решение по ВНП должно в обязательном порядке содержать:

  • данные налогоплательщика: наименование/ФИО, ИНН, адрес регистрации;
  • период проведения проверки и основания;
  • список использованных документов;
  • сведения о проводимых экспертизах (если они были);
  • в описательной части должны быть подробно описаны все обстоятельства, выявленные в ходе контрольных мероприятий;
  • в обязательном порядке должна быть информация по с. 111 и 112 НК РФ;
  • резолютивная часть содержит ссылки на НК РФ и суммы доначислений по налогам и пени, размер штрафа.

Итоги выездной ВНП могут быть следующими:

  • доначисление только налога;
  • начисление пени + налог;
  • налог + пени + привлечение к ответственности в виде штрафа.

Это важно: Налоговый Кодекс закрепляет положения о смягчающих обстоятельствах и отягчающих, а также об обстоятельствах, которые вовсе исключают ответственность.

Наличие смягчающих обстоятельств может значительно снизить размер штрафа.

Это выгодно налогоплательщику, но не налоговой инспекции.

Налоговики идут на различные хитрости, например, не уведомляют плательщика о том, что он может заявить о наличии смягчающих обстоятельств.

Какие обстоятельства могут смягчить наказание:

  • тяжелое финансовое и имущественное положение организации, ИП или физлица;
  • наличие дебиторской или кредиторской задолженности;
  • нахождение в предбанкротном состоянии или в процедуре банкротства;
  • незначительность ущерба, совершение нарушения впервые;
  • наличие заболеваний или инвалидности.

Заключение

Стоит отметить, что совершение правонарушения впервые само по себе не является достаточным основанием для уменьшения штрафа и может рассматриваться только в совокупности.

Налоговая обязана самостоятельно выявлять и устанавливать все обстоятельства, которые не только отягчают, но и смягчают ответственность. Бездоказательные выводы – прямой повод для обжалования размера штрафа.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет нюансы проведения выездных налоговых проверок:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://sovetnik.guru/nalogovoe-pravo/vyezdnaya-proverka.html

Что такое камеральная налоговая проверка физического лица или организации?

Ведение деятельности организаций и ИП, внесенных в реестр, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Предприятию необходимо выбрать систему налогообложения и следовать ей при исполнении обязательств перед бюджетом.

Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.

Что это значит?

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится территориальным налоговым органом по месту нахождения ИФНС. Инспекция подвергает контролю предприятия всех форм собственности и организационных структур.

Мероприятие характеризуется:

  • Ограниченным предметом контроля. Преимущественно проверяется соответствие законодательству одного налога.
  • Четко оговоренным в Налоговом кодексе периодом проверки (3 месяца).
  • Возможностью выемки документов и проверкой их на территории органа.
  • Широкими правами инспекторов по проведению мероприятия – истребование документов у лица и партнеров, проведение осмотров, допросов, экспертизы.

Право проведения контроля установлено в ст. 88 НК РФ. Процедура может проводиться:

  • Без участия налогоплательщика по данным отчетности, представленной в ИФНС. О начале проведения лицо может узнать только при запросе пояснений или ряда документов по ограниченному перечню.
  • В углубленном варианте с участием плательщика налогов. Проверка осуществляется при предъявлении проверяемому лицу решения и требования, подписанных начальником ИФНС или равнозначными должностными лицами – заместителями руководителя.

Документы проверяемого предприятия представляются в ИФНС только по письменному требованию. Если о начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомлен, в ходе проведения мероприятия инспектор может предложить представить лишь пояснения.

Законодательством установлен срок проведения процедуры. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев от даты предъявления решения, но может быть продлена по уважительным обстоятельствам:

  • Потребностью проведения дополнительных действий, заключающихся в запросах и получении сведений о документообороте партнеров. Решение о встречной проверке направляется в территориальную Инспекцию по месту расположения контрагента.
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации по налогу за проверяемый период. Новое начало срока проведения мероприятия будет исчисляться от даты подачи этого документа.

Контроль может охватывать деятельность предприятия за 3 предшествующих года. Документы более раннего периода не подлежат проверке в связи с вступлением в силу исковой давности.

При указании в требовании несоответствующего законодательству периода лицо может оспорить право не представлять документы в установленном порядке – обращение к руководству ИФНС и обжалование в судебных органах.

Подробную информацию о данном мероприятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Основания для процедуры

Проверка проводится на основании анализа, проводимого одноименным отделом ИФНС. Причиной начала мероприятия могут стать:

  • Нестыковка данных деклараций внутри одного отчетного периода.
  • Несоответствие показателей одного вида отчетов, представленных по нескольким срокам.
  • Заявление льготы по налогу.
  • Представление декларации по НДС, по результатам которой заявлено возмещение из бюджета или значительный по сумме вычет.
  • Подача отчетности, содержащей данные об использовании природных ресурсов.

Кроме мероприятий внутреннего контроля ИФНС проводит камеральные проверки, заменяющие выездные для малых и микро предприятий. Процедура осуществляется в отношении компаний:

  • Применяющих специальные режимы ЕНВД или ПСН.
  • С отсутствием имущества и транспортных средств.
  • Представляющих нулевую отчетность.

В случае проведения углубленной проверки основанием для мероприятия выступает решение руководителя ИФНС. Документ свидетельствует о начале мероприятия и должен быть вручен должностному лицу предприятия под подпись с указанием даты получения.

К решению прилагается требование о представлении документов согласно указанному перечню. В большинстве случаев список не является достаточно конкретным или содержит фразу «иные документы», что позволяет инспектору произвести дополнительный запрос.

На подготовку и подачу документов отводится 10 дней. В случае пропуска срока, заявленного в требовании, или отказа от представления документации, ИФНС имеет право наказать проверяемое лицо в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как часто проводится, место проведения

Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица. Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.

Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.

Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.

Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.

Кто ее проводит?

Ответственность за проведение мероприятий лежит на камеральных отделах ИФНС. Внутри этой структуры имеется несколько отделов, разделенных функционально по налогам. Наибольшую численность проверяющих имеют отделы камерального контроля по НДС.

К проверке привлекают одного инспектора, который проводит все этапы – составление требования, проверку документов, проведение дополнительных мероприятий, оформление результата.

Пошаговый порядок проведения

Процедура КНП имеет четко отработанный и законодательно установленный механизм. При контроле осуществляются этапы:

  1. Определение органом ИФНС слабого места в отчетности или получение декларации о возмещении из бюджета.
  2. Принятие решения и формирование требования о необходимости представления документов.
  3. Ознакомление налогоплательщика с решением и требованием.
  4. Получение документов.
  5. Непосредственно проверка.
  6. Составление акта и решения по нему.
  7. Вручение документов налогоплательщику в соответствии со сроками.

Работа предприятия сводится к подготовке документов по заявленному списку. Подготовленные согласно правилам бумаги представляются в территориальный орган ИФНС и передаются проверяющему инспектору через отдел приема входящей корреспонденции.

Документация представляется в заверенных копиях с сопроводительным письмом-описью. Формы сшиваются между собой или подаются в папке. Инспектор имеет право затребовать оригиналы для сравнения с дубликатами.

Результат и его обжалование

По результатам проведения процедуры инспектор составляет справку о факте окончания КНП и акт.

Если материалы показали соответствие исчисления налога требованиям законодательства, акт налогоплательщику не вручается.

При проверке правомерности заявления в декларации возмещения НДС лицо получает решение с указанием суммы. Размер НДС может отличаться от заявленного при частичном подтверждении вычета.

м

При обнаружении расхождения данных все нарушения отражаются в акте. Может быть установлено:

  • Нарушение действующего налогового законодательства, в результате чего обязательство было занижено.
  • Неправомочность заявления льготы или налогового вычета.
  • Отсутствие основания для возмещения НДС.
  • Несвоевременность представления отчетности.

На составление акта после окончания мероприятия и подготовки справки отводится 10 дней. Документ вручается должностному лицу предприятия в срок не позднее 5 дней. Если для получения акта лицо не явилось в ИФНС, документ переправляется налогоплательщику почтой. Датой его вручения считается 6-й день со дня отправки корреспонденции.

Важность даты вручения обоснована возможностью оспаривания результатов контроля в течение 10 дней. Возражения представляются в письменном виде и рассматриваются налоговым органом в течение месяца, по окончании которого выносится решение. В случае отсутствия возражений и представленных разногласий решение по акту принимается по окончании срока обжалования.

В дальнейшем результат может быть оспорен налогоплательщиком в судебном органе первой и вышестоящей инстанций.

Источник: https://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]