Ип на «доходах минус расходах» сэкономят только на взносах за 2015-2016 год
Контролирующие органы закончили спорить об 1%. Налоговая считает 1% с доходов, а Пенсионный фонд — с доходов за вычетом расходов. Поэтому предприниматели возвращают переплату за 2015-2016 годы и платят как обычно за 2017 год.
Предприниматели платили 1% с доходов свыше 300 000 рублей. Что случилось дальше, мы рассказали в статье. Краткая версия истории:
— Конституционный суд разрешает ИП на ОСНО учитывать расходы при расчёте 1%. — Верховный суд, ПФР и Минтруд подтверждают, что предприниматели на УСН «Доходы минус расходы» тоже имеют право платить меньше взносов. — Пенсионные фонды возвращают предпринимателям переплаты за 2016 год.
— Налоговая отвечает за сборы взносов с 2017 года. Она рассылает по инспекциям постановление Верховного суда. Эльба считает взносы по-новому. — Минфин против: ПФР принял решение на основе отменённого 212-ФЗ, а в Налоговом кодексе нет оснований платить взносы с учётом расходов.
Это хитрость: статьи НК РФ один в один повторяют 212-ФЗ.
— Пользователи Эльбы пишут письма Минфину и своим налоговым. Мы — в администрацию президента. Все получают похожие ответы: с 2017 года платите 1% с доходов.
Контролирующие органы твёрдо стоят на противоположных позициях: ПФР считает 1% с доходов за вычетом расходов, а налоговая — с доходов.
Кому нужно доплатить взносы за 2017 год
Всем, кто в 2017 году заработал больше 300 000 рублей и уплатил взносы по рекомендации Эльбы до 6 июня. В это время мы следовали позиции Пенсионного фонда и Верховного суда и считали взносы с доходов за вычетом расходов.
В Эльбе вас ждёт задача «Заплатить страховые взносы за 2017 год» с суммами, которые пересчитаны по старой формуле, без учёта расходов. Выполните её до 1 июля.
Кто может получить деньги от ПФР за 2015-2016 годы
Все, кто зарабатывал больше 300 000 рублей и платил 1% от доходов. Чтобы вернуть переплату, — Посчитайте её за каждый год по отдельности. — Заполните два заявления в Пенсионный фонд. Запишите суммы в раздел «В Пенсионный фонд → на страховую пенсию».
— Принесите заявления в местное отделение ПФР или отправьте по почте ценным письмом с описью вложения.
Шаблон заявления
Возможно, у вас попросят декларацию с отметкой налоговой. Скачайте её разделе «Отправленные отчёты» в Эльбе и сходите в налоговую, чтобы поставить подпись и печать.
ПФР неохотно возвращает переплату за 2015 год. Если сотрудники фонда вам откажут, напишите жалобу в вышестоящую организацию. Это можно сделать на сайте госуслуг. В тексте жалобы сошлитесь на письмо ПФР, которое поддерживает новый порядок расчёта.
Как учесть возврат переплаты
Когда переплату вернут, отразите в Эльбе поступление с типом операции «Прочие доходы». Доплачивать налог и пересдавать декларации не нужно — в этом Минфин к вам добр.
Источник: https://e-kontur.ru/blog/15721/onepercent_final
Налоги и платежи за работников в 2018 году
ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны со всех доходов, выплачиваемых своим сотрудникам (в том числе работающим по гражданско-правовому договору) удерживать НДФЛ, а также перечислять страховые взносы в ФНС и ФСС.
Примечание: в 2018 году многие работодатели для расчета налогов и платежей за работников используют данную интернет-бухгалтерию.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налог на доходы физических лиц – это основной вид прямых налогов (когда государство взимает налог непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика). Работодатель, выплачивающий доходы своему работнику, в такой ситуации признается налоговым агентом.
Налоговый агент – это своего рода посредник между государством и налогоплательщиком, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и дальнейшему перечислению налогов (в данном случае, НДФЛ с доходов работника) в государственный бюджет.
Подоходный налог работодатель должен удерживать и перечислять один раз в налоговую инспекцию, по итогам каждого месяца в день выплаты зарплаты. При этом, при расчёте НДФЛ необходимо учитывать все выплаты, сделанные сотруднику в течение месяца.
Рассчитывается НДФЛ по следующей формуле:
НДФЛ = (Доход сотрудника за месяц – Налоговые вычеты) x Налоговая ставка
Налоговая ставка для расчёта подоходного налога составляет 13% (практически для всех доходов выплачиваемых сотрудникам) или 30% (в случае выплат иностранным работникам).
Примечание: с 2015 года при выплате дивидендов применяется налоговая ставка 13%.
При расчёте подоходного налога величина налоговой базы может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов, применять которые можно только для доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов).
Более подробно про НДФЛ за работников вы можете прочитать на этой странице.
Страховые взносы за работников
Каждый работодатель обязан с доходов, выплачиваемых своим сотрудникам, ежемесячно перечислять страховые взносы. Начиная с 2017 года взносы нужно платить в Федеральную налоговую службу (ФНС) и Фонд социального страхования (ФСС).
Страховые взносы перечисляются в соответствии с общими тарифами, которые на каждый год устанавливает Правительство России. В 2018 году применяются следующие тарифы:
- На обязательное пенсионное страхование – 22%.
- На обязательное медстрахование – 5,1%.
- ФСС – 2,9% (без учёта взносов от несчастных случаев).
Некоторые категории работодателей имеют право при уплате страховых взносов применять льготные тарифы. С ними можно ознакомиться в этой таблице.
В 2018 году изменилась предельные лимиты для начисления взносов:
- ПФР – 1 021 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%).
- ФФОМС (медстрахование) – предельная величина отменена.
- ФСС – 815 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются).
Страховые взносы в на пенсионное, медицинское и социальное страхование считаются нарастающим итогом с начала календарного года. Платить их нужно ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца.
Более подробно про страховые взносы за работников вы можете прочитать на этой странице.
Источник: https://www.malyi-biznes.ru/nalogi-za-rabotnikov/
Минфин занялся страховыми взносами: что изменится в схемах
С нового года страховые взносы исчисляют, уплачивают и проверяют по новым правилам. Плательщики привыкают к установленному кодексом порядку, ищут сходство и различия по сравнению с прежним.
К июню вышло несколько разъяснений Минфина и ФНС России. Чиновники обратили внимание на выгодные и невыгодные для плательщиков взносов изменения. Необходимость в разъяснениях возникла из-за неясности переходных положений закона и изменений в судебной практике. Мы рассмотрели, в чем заключаются новшества и как они отразятся на способах оптимизации страховых взносов.
Социальная природа и предназначение прежние, а нормы новые
Начинается новая жизнь страховых взносов по НК РФ с того, что они полностью отделены от начислений до 2017 года. Плательщики взносов, лицевые счета остались те же. Но администрируют «старые» и «новые» взносы по разным правилам. На это обратил внимание Минфин России в . И объяснил причины пяти «нельзя» в зачетах взносов.
Нельзя зачесть прошлую переплату в счет текущих платежей. Налоговые органы не вправе принимать решение о судьбе переплат по взносам, относящимся к периоду до 2017 года. Контролируют исчисление и уплату этих сумм и принимают решение о возврате ПФР и ФСС России (, ч. , ст.
21 Федерального закона от 03.07.16 № 250‑ФЗ). Но фонды не контролируют исчисление и уплату страховых взносов за 2017 год ( ст. 30 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 03.07.16 № 243‑ФЗ).
А значит, прошлые переплаты зачесть в счет текущих платежей не получится, хотя записи проходят по тем же лицевым счетам.
Нельзя зачесть прошлую переплату в счет погашения прошлой недоимки. Федеральные законы и не позволяют ПФР и ФСС России принять решение о зачете излишне уплаченных до 2017 года сумм в счет погашения недоимки прошлых лет.
При этом если недоимка есть, то и вернуть излишне уплаченные суммы не получится. В этом случае ПФР и ФСС России не вправе принимать решение о возврате переплаты ().
Таким образом, чтобы вернуть прошлую переплату, сначала надо погасить недоимку.
За просрочку уплаты страховых взносов страховщик заплатит пени. В отношении бюджета и внебюджетных фондов кодекс установил такое же требование (, НК РФ). Но за несвоевременный возврат переплаты, возникшей до 2017 года, проценты фонды и налоговые органы не начислят. этого не предусматривает.
Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки прошлых периодов. Недоимки по прошлым периодам взыскивают налоговые органы (). Они же проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды с 1 января 2017 года.
Но если у компании возникнет переплата в текущем периоде, то зачесть ее в счет погашения недоимки прошлых лет нельзя. Такое решение налоговые органы принять не вправе, так же как и ПФР или ФСС России.
Переходные положения Федеральных законов и не позволяют сделать это.
Нельзя зачесть текущую переплату в счет платежей в другой фонд. Кодекс запретил зачет между разными фондами. Излишне уплаченные взносы можно зачесть только по тому же фонду, в который их перечислили, или вернуть ().
Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки текущего периода по тому же фонду. Минфин России напомнил, что статьи и НК РФ не позволяют зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки по тем же взносам. Сумму излишне уплаченного взноса можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в тот же фонд ( ст. 8, п. , ст. 78 НК РФ).
Заморозят ли счет за опоздание с расчетом, еще не определились
Основания, по которым налоговики вправе заморозить операции по расчетному счету, перечислены в НК РФ. Одно из них — несвоевременное представление деклараций (). Плательщики страховых взносов относятся к лицам, на которых нормы о блокировке счета распространяются (). Но вывод, что за несданный расчет по страховым взносам счет заморозят, не очевиден.
По мнению ФНС России (), имеющихся норм достаточно, чтобы обосновать блокировку счета.
Минфин России придерживается иной позиции (). Налоговая декларация и расчет по страховым взносам — разные документы. А значит, буквальное прочтение нормы () не позволяет применить ее к плательщикам страховых взносов.
Какое мнение верно?
В данном случае более обоснована позиция Минфина России. Верховный суд РФ также исходил из буквального прочтения нормы при разрешении спора из-за непредставления квартальных и полугодовых расчетов по налогу на прибыль ().
Суд указал на закрытый перечень документов в норме. И сделал вывод, что норму нельзя применить в случаях, когда не представлены иные документы, предусмотренные кодексом.
Свое решение Судебная коллегия по экономическим спорам приняла с учетом позиции Пленума ВАС РФ ().
Если основываться на выводах Судебной коллегии, то налоговикам можно указать на ограниченность нормы.
Остается риск, что Верховный суд РФ в будущем приравняет налоговые декларации и расчеты по страховым взносам и примет решение в пользу проверяющих. Но такое решение, чтобы не противоречить более раннему, возможно только в отношении годовых расчетов. А промежуточные не должны подпадать под действие нормы.
Нулевые расчеты не нужны, только если нет права платить зарплату
Минфин и ФНС России сходятся во мнении, что нужно представлять расчеты, даже если нет выплат в пользу физических лиц (письма , ). Кодекс не освобождает от обязанности представлять расчет компании, которые не делали выплат физлицам в отчетном периоде. В этом случае нужно представить расчет с нулевыми показателями.
Контролеры объяснили, почему это важно самим плательщикам. Расчеты с нулевыми показателями позволяют отделить плательщиков без выплат в пользу физлиц от плательщиков, которые нарушают срок для представления расчетов. Правонарушители заплатят штраф. Его сумма (при нулевом расчете) составляет 1 тыс. рублей ().
На требование о нулевых расчетах стоит обратить внимание компаниям с обособленными подразделениями. По месту их нахождения тоже нужно отчитываться по выплатам в пользу физических лиц ().
Если по какой-либо причине расчеты с работниками филиалов и представительств ведет головная компания, но подразделение имеет право выплачивать зарплату, возможны споры с налоговиками при непредставлении нулевых расчетов.
Предприниматели с расходами стали более выгодными участниками схем
С прошлого года постепенно суды решают вопрос о размере взносов предпринимателей. Конституционный суд РФ в сделал вывод о том, что страховые взносы предприниматели на общей системе налогообложения должны исчислять с учетом профессиональных вычетов. Это решение суд принял в период действия и в отношении норм ()*.
На основании выводов Конституционного суда РФ предприниматели на общем режиме налогообложения пытаются снизить исчисленные в ПФР взносы за прошлые периоды. Есть решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в пользу предпринимателя (). Несколько дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения в коллегию (определения , ).
Тема получила развитие. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ошибочными выводы суда кассационной инстанции по делу предпринимателя на упрощенке с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (). Спор также шел о взносах, начисленных в соответствии с .
Суд решил, что принцип определения объекта налогообложения у таких упрощенцев аналогичен плательщикам НДФЛ. А значит, доход в размере 300 тыс. рублей, после которого предприниматель должен уплачивать взносы в размере 1 процента в ПФР, нужно определять с учетом расходов.
При этом коллегия сослалась на выводы Конституционного суда РФ.
Еще несколько аналогичных дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения коллегии ( (объект налогообложения учитывает расходы), (нет информации об объекте налогообложения)).
НК РФ предусматривает расчет страховых взносов с учетом профессиональных вычетов у предпринимателей, уплачивающих НДФЛ ( п. 9 ст. 430, ст. 210 НК РФ). Но в отношении спецрежимников аналогичный порядок закон не установил (). Такие плательщики исчисляют страховые взносы за себя исходя из:
- денежного выражения всего полученного дохода — при УСН и уплате ЕСХН ( ст. 346.5, НК РФ);
- вмененного дохода — при уплате ЕНВД ();
- потенциально возможного годового дохода в расчете на количество месяцев работы — при патентной системе налогообложения (ст. , НК РФ).
Выводы Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в деле об упрощенце () позволяют спорить и о размере взносов по нормам НК РФ. Позиция у упрощенцев, учитывающих расходы при исчислении налога, более сильная, чем у других спецрежимников, включая упрощенцев с объектом налогообложения «доходы».
Но выводы Конституционного суда РФ об экономической обоснованности расчетной базы по страхованию позволяет надеяться на положительное решение по спорам. Иначе баланс публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности нарушится.
Кроме того, социальное страхование будет носить дискриминационный характер в отношении спецрежимников, исчисляющих налоги с вмененного или полного дохода.
Минфин, как и Минтруд, против схем с социальными выплатами
Минфин России выпустил несколько разъяснений об обложении взносами выплат, которые не относятся к оплате труда работников. В частности, несколько таких выплат он рассмотрел в .
Общий смысл таков. НК РФ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Если выплата прямо там не указана, то страховые взносы нужно начислять.
Такие же разъяснения содержат письма , , .
В соответствии с выводами Минфина России в базу для исчисления страховых взносов попадает оплата:
- дополнительного дородового отпуска и пособия работникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
- выходных дней за участие в добровольной народной дружине;
- нерабочих дней по семейным обстоятельствам;
- стоимости медикаментов и лечения работников (кроме выплат, названных в НК РФ).
А также компенсации работникам:
- стоимости санаторно-курортных или туристических путевок;
- проценты за задержку зарплаты;
- за расторжение договора до истечения срока предупреждения об увольнении;
- в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Эти разъяснения повторяют выводы Минтруда России по аналогичным вопросам. Например, в вопросе об оплате компенсаций за задержку заработной платы () или стоимости путевок на санаторно-курортное лечение (письма , ).
Но судебная практика часть из данных выплат вообще не относит к объекту страхования или же исключает из базы для начисления страховых взносов.
Например, компенсацию за задержку заработной платы суды считают видом материальной ответственности работодателя, а не выплатой по трудовому договору (, , , округов и др.).
А компенсацию стоимости санаторно-курортных или туристических путевок, оплату медикаментов и лечения, доплаты работникам по уходу за детьми-инвалидами и детьми в возрасте до трех лет относят к выплатам социального характера (, , , , , округов, определения Верховного суда РФ , , ).
Праздничные премии — объект, пока они не стали подарком
Чиновники двух ведомств пришли к согласию и в вопросе о подарках. Если компания передает их по гражданско-правовому договору, то начислять страховые взносы не нужно. В этом случае не возникает объект обложения на основании статьи 420 НК РФ (, (), ).
Минфин предлагает включать в базу по социальному страхованию премии к праздникам, поскольку они также не перечислены в НК РФ ().
Но суды принимают решение в пользу плательщиков страховых взносов, если такие выплаты не входят в систему оплаты труда (определения Верховного суда РФ , , , округов). Есть еще один довод в пользу такого прочтения.
Если рассматривать премии к праздникам и юбилеям как подарки в денежной форме, то начислять на них взносы не надо.
Закон требует письменную форму договора дарения только для подарков стоимостью выше 3 тыс. рублей ().
Минтруд России разъяснял, что подарки меньшей стоимости можно передавать без заключения договора. Страховые взносы при этом начислять не нужно ().
ФАС Поволжского округа согласился, что форма соблюдена, если работодатель издал приказ, а работник расписался в ведомости о получении подарка ().
Но нельзя допускать, чтобы подарки относились к системе оплаты труда. В этом случае выплаченные средства входят в базу для начисления страховых взносов (, , округов).
На совете директоров сэкономить не получится
В отношении выплат членам совета директоров мнение Минфина России (письма от 27.02.17 , ) расходится с позицией Минтруда России (письма , ). Но разъяснения Минфин России дал с учетом выводов Конституционного суда РФ (определения , ).
Суд оценил правовую природу выплат с учетом конституционного права участников корпоративных отношений на социальное обеспечение. Члены совета директоров, ревизионной комиссии, секретарь совета директоров могут выполнять свои обязанности как в рамках заключенного договора, так и без него. В последнем случае правоотношения определяет решение общего собрания акционеров (участников).
Для исчисления и уплаты страховых взносов формальные основания выплат не имеют значения. Фактически общество оплачивает услуги в рамках гражданско-правовых договоров. О том, что такой договор общество и члены выборных органов заключили, говорит их согласие исполнять функции и получать за это вознаграждение.
Суд дал оценку правовой природе выплат, а не норм . Поэтому выводы имеют значение и в целях применения норм НК РФ.
Согласно прежним правилам проверок, инспекторы могли запросить у плательщиков любые «необходимые для проверки документы». Закон не ограничивал страховщиков, поэтому при камеральных проверках они могли требовать любые документы и сведения. (, ст. 37 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ).
Аналогичная норма есть и в НК РФ. Но кодекс определил круг документов, которые может запросить инспекция при проведении камеральной проверки (). В него входят лишь сведения и документы, которые подтверждают:
— право не включать начисленные суммы в объект и базу по страховым взносам;
— пониженные тарифы.
Другой спорный вопрос — ответственность за правонарушения. исключил из состава сведений, которые должны были выявлять фонды при проверках, смягчающие обстоятельства ( ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.
09 № 212‑ФЗ в ред., действующей до 01.01.15). На основании чего проверяющие не учитывали их, когда выносили решения. Положение исправил Конституционный суд РФ, напомнив о требовании соразмерности ответственности ().
Теперь решение об ответственности будут принимать налоговые органы. Они обязаны учитывать смягчающие обстоятельства. Штраф в таких случаях может быть снижен в два раза и более (, ст. 114 НК РФ).
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Минфин считает, что премии к праздникам в виде подарков…
Источник: https://e.nalogplan.ru/564380
Налоговые мифы, часть 1. «Реформа страховых взносов»
Радикальные меры по спасению казны каждую неделю разрабатывает Минфин. Политика «из крайности в крайность» стала обычным явлением в ведомстве и на этот раз затронула тему страховых взносов.
Чего и следовало ожидать, так как уже с 1 января 2017 года контроль за выплатами в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования переходят под крыло налоговиков.
Однако, идеи ведомства по изменению расчетов этих сборов не так уж страшны и революционны.
26% страховых: много или мало?
Минфин предлагает ввести единую ставку по страховым взносам и зафиксировать ее на уровне 26%. Постепенно снижая, начиная с 29% в 2017 году и 28% – в 2018 году. Сейчас социальные платежи рассчитываются по замысловатой схеме: в ПФР – 22% до 796 000 руб.
, и свыше этой суммы еще 10%, в ФСС – 2,9% до 670 000 руб., и свыше этой суммы – 0%, в ФОМС – 5,1%. 212-ФЗ, в котором подробно описаны принципы, методика расчета страховых взносов и категории льгот теряет силу с 1 января 2017 года.
И выборочно переходит в Главу 34 НК. Возможно, в преддверии перехода за страховыми взносами в ведомство налоговиков, Минфин задумался о налогоплательщиках и решил изобрести поблажки, а соответствующие правки в Налоговом кодексе не заставят ждать.
Попробуем развеять мифы относительно новой арифметики страховых платежей.
Миф №1: Фиксированная ставка меньше существующей и сократит выплаты в фонды
Приведение к общему знаменателю сотрет зарплатные границы, на которые опираются сейчас все расчеты. Но озадачит новыми головоломкам те компании, сотрудники которых получают зарплату сверх установленных пределов. Соответственно, страховые платежи с зарплаты свыше 66 334 руб./месяц увеличатся примерно на 3%-7%.
Что касается граждан, со средним уровнем заработной платы (на июнь 2016 года по данным Росстата – 38 447 руб.), то здесь на страховых взносах работодатели сэкономят.
Поэтому, создается двоякая ситуация: и переплачиваем и экономим одновременно. Но данное условие не касается категорий льготников, которые пока никто не отменял.
Однако, чиновники в лице Минфина видят целесообразность и выгоду в возможной реализации новой методики расчета.
И, на первый взгляд, явное снижение до 26%, на самом деле приведет к увеличению взносов за высокооплачиваемых специалистов.
Миф №3: Сотрудникам с высокой оплатой труда придется платить зарплату в конвертах
Логичное развитие событий, с одним-единственным «НО»:
Раз «страховые налоги» на дорогой персонал увеличатся более чем на 1 пункт, компании начнут искать пути их минимизации… И вернутся назад к старым-добрым зарплатам в конвертах, с которыми уже который год борется правительство. Получается, план «выхода из тени» Минтруда накроется медным тазом.
НО, не стоит забывать, что выплаты в фонды переходят под контроль ФНС. Поэтому увильнуть от налоговиков не удастся. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что появится новое поле для проверок, и карать фискальная служба будет по всей строгости НК.
Согласно 122 статье НК за несвоевременную уплату или неуплату страховых оштрафуют на 20% и 40%. Также, раз страховые взносы станут «полноценными налогами», чиновники рассматривают меры наказания за уход от уплаты в особо крупных размерах в соответствии с УК РФ.
Новый повод лишний раз подергать бизнесменов принесет плоды уже в следующем году: эффективность ФНС превысит в разы нынешнюю работу фондов.
Поступления в бюджет страховых стремительно взлетят, появится новая арбитражная практика, бизнес станет искать пути ухода от 26-процентного сбора… Но увеличится ли размер пенсий и разного рода социальных выплат, станет ли бесплатная медицина действительно бесплатной и доступной?
Миф №3: Белая зарплата «дорогих» сотрудников снизится
Пожалуй, самое страшное и хаотичное последствие – бардак на рынке труда. Независимо от того, на какой отметке остановится процент страховых взносов. Опека ФНС заставит компании сделать выбор:
- либо в пользу щедрых выплат персоналу и не менее щедрых взносов в пользу социального обеспечения;
- либо в материальном «равенстве» между рядовым менеджером и управленцем, и экономии для организации;
- либо использовать законные методы оптимизации страховых взносов.
А о делении зарплаты на «черную» и «белую» придется забыть навсегда. Кому захочется платить штрафы в 40-кратном размере и попасть под статьи Уголовного кодекса?
Мария Морозова
Юрист, налоговый консультант юридической компании «Туров и Партнеры»:
С 2017 года исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс, а Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ утратит силу. Исключение составят — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В первой части кодекса изменения коснулись порядка администрирования. Страховые взносы приравнены к налогам и сборам. Во второй части Налогового кодекса появилась новая глава 34. Закон был подписан Президентом 3 июля 2016 года.
Что же собственно нам ожидать от этой реформы?
В значительной части положения новой главы 34 НК РФ полностью повторяют Федеральный закон № 212-ФЗ. Прежними остались нормы, касающиеся плательщиков, тарифов, объекта обложения и базы для начисления страховых взносов.
Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, будет только один контролирующий орган, который сможет проводить комплексные проверки как в отношении налогов, так и в части взносов, что снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится.
Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Часть плательщиков смогут по желанию отчитываться в электронном виде. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. При этом расчеты на страховые вычеты проверять будет ФСС.
А ежемесячный отчет по форме СЗВ-М плательщики по-прежнему обязаны представлять в ПФР. Налоговики и фонды будут обмениваться информацией и уведомлять друг друга о постановке плательщиков на учет. Хочу обратить ваше внимание, что риски связанные с выплатой зарплаты в конвертах значительно увеличиваются.
Налоговики будут доказывать, что администрирование взносов им отдали не зря, а учитывая их полномочия, следует готовиться к ужесточению проверок. ФСС также не захочет отставать и усилит контроль за расходами. Причина возврата взносов налоговикам после семи лет администрирования их фондами — недостаточная эффективность.
А значит, можно ожидать, что в следующем году инспекции сразу ринутся на проверки. Нужно будет отразить, что показатели собираемости страховых взносов повысились. А как вы знаете налоговики могут проверять три предшествующих года. Налоговые органы смогут производить выемку документов, допрашивать и проводить опросы плательщиков и их сотрудников, взыскивать недоимки и приостанавливать операции по счетам. К проведению выездных проверок в части взносов налоговики смогут по запросу привлекать сотрудников следственных и оперативных органов.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
К взносам будут применять и нормы кодекса о налоговых санкциях. За несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов оштрафуют на 20 и 40 процентов от этой суммы (ст. 122 НК РФ). Так же напоминаю, что сейчас в разработке находится законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за неуплату взносов.
Упрощенцы, которые осуществляют социально значимые виды деятельности, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ). Но здесь есть неприятные ограничения.Можно будет применять УСН, если остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей. Сейчас этот лимит равен 100 млн. А лимит по доходу составит 120 млн за год. Индексировать пороговые суммы дохода в течение четырех следующих лет не будут. Но начислять страховые взносы по пониженным тарифам смогут только те упрощенцы, у которых доходы за налоговый период не превысят 79 млн рублей (в общем случае лимит — 120 млн руб.). Требование о 70-процентной выручке по льготируемому виду деятельности сохранили.
Подведем итог. Контролирующих органов станет больше, отчетности станет больше, проверки станут жестче. Соответственно платить зарплату в конвертах станет намного опаснее. Лучше использовать легальные методы экономии зарплатных налогов и не находится в постоянном страхе.
Источник: https://turov.pro/nalogovyie-mifyi-chast-1-reforma-strahovyih-vznosov-c/
На вопросы о страховых взносах отвечает Фонд – ilex
начальник управления методологии сбора платежей и профессионального
пенсионного страхования Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты
В рамках совместного проекта Ассоциации налогоплательщиков и Минтруда и соцзащиты при организационной поддержке члена ассоциации ООО «ЮрСпектр» прошло образовательное мероприятие «Круглый стол» на тему «Бухгалтеру: зарплата, подоходный налог, взносы в ФСЗН с учетом новшеств». На вопросы слушателей о порядке уплаты обязательных страховых взносов (далее — взносы) и представления отчетов (сведений) по ним в территориальные органы Фонда ответила Елена Николаевна Хлус.
Какие ошибки наиболее часто допускались плательщиками в 2017 году?
1. В отчете формы 4-фонд по итогам года организации со средней численностью работников до 100 человек зачастую забывают заполнить строку 03 «Средняя численность работников». В этом случае основание для ежеквартальной уплаты взносов у таких плательщиков отсутствует и с января взносы должны уплачиваться ежемесячно.
Например, организация с поквартальной уплатой взносов не заполнила строку 03 отчета 4-фонд за 2017 год. Срок выплаты зарплаты — 9-е число. Взносы за январь 2018 г. должны быть уплачены не позднее 9 февраля 2018 г. Если организация 9 февраля выплатила зарплату, но не перечислила взносы, с 10 февраля формируется недоимка.
Это в свою очередь влечет начисление пеней и применение к организации штрафных санкций .
2. В случае переноса срока выплаты зарплаты на более поздний срок организации обязаны информировать в 5-дневный срок органы Фонда (путем представления соответствующего документа).
Кроме того, при сдаче отчетности в строке 49 «Установленный день выплаты заработной платы» отчета 4-фонд также должна быть указана заявленная дата .
К примеру, организация перенесла срок выплаты зарплаты с 7-го на 16-е число, письменно уведомила об этом территориальный орган Фонда, но в отчете 4-фонд указала прежний срок выплаты — 7-е число. При автоматической обработке отчета в данной ситуации начиная с 8-го числа формируется недоимка и начисляются пени.
3. Ошибочно не начисляются обязательные страховые взносы на суммы компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выплачиваемые работникам при увольнении.
Окончательный расчет с работником производится в день увольнения, т.е. в тот период, когда на него распространяется государственное социальное страхование.
Поскольку указанная компенсация не поименована в Перечне N 115, на нее в общеустановленном порядке начисляются взносы .
4. Распространенная ошибка — неначисление взносов на заработную плату, доначисленную и выплаченную после увольнения. Эта выплата относится к периоду, когда работник состоял в трудовых отношениях с нанимателем. Следовательно, на нее начисляются взносы .
Есть ли специфика начисления взносов на выплаты иностранным гражданам?
С 2016 года иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь (далее — иностранцы), подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных для граждан Республики Беларусь.
Следовательно, на выплаты указанным гражданам взносы начисляются.
Это касается иностранцев, с которыми заключены не только трудовые договоры, но и гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
При этом нормативными правовыми актами могут устанавливаться льготы по уплате взносов. К примеру, Дирекция II Европейских игр 2019 года и работающие в ней иностранцы освобождаются от уплаты взносов в части выплат, начисленных им Дирекцией .
Если белорусский наниматель заключил трудовой договор с гражданином Российской Федерации и по условиям договора его рабочее место находится на территории Российской Федерации и там же он проживает, то следует понимать, что такой гражданин вправе изъявить желание об уплате за него взносов в Российскую Федерацию. В этом случае заявление подается нанимателю, который в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления обязан уведомить орган Фонда о таком выборе иностранца. Об увольнении такого работника надо также проинформировать органы Фонда в течение 5 дней .
Коллективным договором организации предусмотрена выплата работникам материальной помощи на оздоровление к трудовому отпуску и оговорены ее размеры.
В 2018 году исходя из финансового положения принято решение о ее выплате всем работникам в феврале.
Следует ли начислять взносы на материальную помощь, выплаченную на оздоровление в феврале, если отпуск работнику будет предоставлен в мае?
Статьей 182 ТК предусмотрена единовременная выплата на оздоровление, которая производится при предоставлении работнику отпуска либо его части.
Если отпуск предоставляется работнику в мае, то на материальную помощь на оздоровление, выплаченную в феврале, начисляются взносы.
Если работнику будет предоставлена часть отпуска в феврале, а оставшаяся часть в мае, то указанная выплата не будет облагаться взносами .
Руководителю государственной организации выплачивается материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере 1,5 оклада.
Коллективным договором для всех работников предусмотрена единовременная выплата (материальная помощь) на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере 150 руб.
Можно ли прольготировать обе матпомощи, выплаченные руководителю к отпуску?
На суммы материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами, взносы не начисляются . К числу законодательных актов относится в том числе Трудовой кодекс .
При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором .
В приведенной ситуации на материальную помощь, выплачиваемую руководителю на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размерах 1,5 оклада в соответствии с законодательством и 150 руб. согласно коллективному договору, взносы не начисляются.
Какие изменения ожидают плательщиков взносов в 2018 году?
1. С 2018 года отменяется отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь . В январе 2018 г. плательщики сдали отчет формы 4-платежи в последний раз.
Учет сведений о начисленных и уплаченных взносах на профессиональное пенсионное страхование с 2018 года будет формироваться органами Фонда только на основании форм ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».
Эти формы необходимо будет представлять ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .
2. С 31 января 2018 г. смягчены меры административной ответственности за несвоевременную уплату взносов. Неуплата или неполная уплата в установленный срок взносов в Фонд сейчас не являются административным правонарушением, если они уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты зарплаты.
При этом применение финансовой ответственности (начисление пеней) сохраняется. Например, срок выплаты зарплаты у организации — 15-е число. В этом случае срок уплаты взносов — также 15-е число.
Если по причине отсутствия средств зарплата выплачена 20 февраля (при этом не имеет значения, полностью либо частично, в натуральном либо денежном выражении) и одновременно уплачены взносы в полном объеме, то административная ответственность не применяется. Однако с 16-го по 20-е будет начисляться пени.
Следует также помнить, что в случаях неуплаты либо неполной уплаты взносов в установленный срок органы Фонда вправе приостанавливать операции по счетам .
Планируется ли в Республике Беларусь «покупка» страхового стажа, как это предусмотрено в некоторых странах?
В настоящее время страховой стаж для назначения пенсии постепенно увеличивается. В 2018 году он составляет 16 лет и 6 месяцев. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода и к 2025 году составит 20 лет.
Однако предоставление возможности «покупки» страхового стажа (т.е.
уплаты взносов за истекшие годы в тех случаях, когда у гражданина нет такой обязанности в соответствии с законодательством) на данном этапе не рассматривается.
Для формирования страхового стажа уплата взносов нанимателями либо самими гражданами, если они являются самостоятельными плательщиками взносов, является одним из основных условий его формирования.
Органами Фонда регулярно обновляются списки предприятий-должников, т.е. тех, у кого имеется задолженность перед Фондом. Эта информация является общедоступной.
Работник может убедиться, что за него платят взносы, взяв выписку со своего индивидуального лицевого счета, который открыт в рамках персонифицированного учета .
Источник: https://ilex.by/news/na-voprosy-o-strahovyh-vznosah-otvechaet-fond/