Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд ОМС – государственная некоммерческая организация, обладающая значительной автономией и руководствующаяся федеральными законами, основу которых составляет защита жизнедеятельности субъекта на территории РФ.
Автономность фонда подтверждается юридическим статусом, наличием внутренней финансовой системы, отдельных банковских счетов, собственным имуществом и уставом организации.
…
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа! Это быстро и !
Понятие
Федеральный фонд ОМС был основан в 1991 г. с целью обеспечения оптимальных условий в сфере медицинского обслуживания населения РФ.
В соответствии с законом об обязательном медицинском страховании на фонд возлагаются следующие обязанности:
- сохранения стабильного финансового положения системы ОМС;
- периодическое пополнение финансовой составляющей фонда;
- защита прав гражданина РФ в области медицинского обслуживания.
ФОМС неразрывно связана с системой государственного социального страхования, включающей в себя фонды социального и пенсионного страхования.
В роли субъекта медицинского страхования могут выступать:
- граждане РФ;
- страховая медицинская организация;
- страховое медицинское учреждение;
- страхователь.
На сегодняшний день руководство фонда ОМС ориентируется на развитие таких направлений, как объединение мирового опыта медицинского страхования в единую систему норм.
Систематическое пополнение финансовой базы фонда, создание одинаковых условий медицинского обслуживания для субъектов страхования.
Функции
Функционал фонда ОМС равномерно распределяется между федеральным и региональными фондами.
Налаженное взаимодействие центрального и территориального руководства позволяет улучшить уровень оказываемой медицинской и профилактической помощи, а также гарантировать гражданину качество предоставляемых услуг на безвозмездной основе.
К основным функциям фонда относятся:
- контроль поступающих финансов в территориальные фонды ОМС (совместно с Государственной налоговой службой РФ) с целью создания единых условий для субъектов медицинского страхования;
- разработка предложений по установлению оптимального размера страховых взносов;
- выделение средств территориальным фондам на безвозмездной основе для реализации наиболее перспективных программ медицинского страхования;
- осуществление контроля за рациональным использование выделенных средств путем введения ряда специальных проверок и ревизий;
- реализация организационно-методической деятельности, направленной на целенаправленное совершенствование системы ОМС;
- участие в сборе и последующем анализе финансовой составляющей фонда;
- формирование отчетов, представляемых в Правительство РФ;
- подготовка высококвалифицированного медицинского кадрового состава;
- активная деятельность в вопросах международного сотрудничества с ведущими медицинскими научными центрами.
Благодаря слаженному механизму функционирования фонда ОМС у граждан появилась возможность получать высококвалифицированную медицинскую помощь в необходимом объеме.
Ядро финансовой системы фонда составляют ежемесячные налоговые отчислений юридических и физических лиц, которые условно можно разделить на следующие категории:
- страховые взносы организаций разного юридического статуса;
- взносы, полученные от реализации договорных программ в регионах РФ;
- страховые взносы на добровольной основе;
- доходы, получаемые от размещения свободных средств, находящихся в фонде ОМС.
Основной принцип финансовой политики руководства федерального фонда ОМС заключается в равномерном распределении имеющихся средств на медицинские нужды и реализацию целевых программ.
Формирование фонда
Так как в 90-е годы Россия заимствовала европейский опыт и перешла на систему обязательного медицинского страхования граждан, назрела потребность в четком определении правил формирования фонда ОМС.
Первая проблема, которую активно стремились решить руководители федерального фонда, заключалась в установлении единого страхового взноса.
Сегодня страховой взнос составляет 3,6%, часть из которых (0,2%) предназначена для федерального фонда, а оставшиеся средства (3,4%) направляются в территориальные фонды.
К сожалению, как показывает многолетняя практика, в России пока только теоретически разработана система механизмов, обеспечивающая формирование фонда ОМС.
На практике существует ряд проблем, решение которых – дело будущего.
Однако следует учитывать тот факт, что формирование любой системы страхования проходит несколько закономерных этапов в своем развитии и становится более совершенной с каждым годом.
Структура
Структура фонда формируется из руководящего состава, многочисленных управлений и отделов, распределенных между собой в соответствии с функционалом и обязанностями.
В структуру федерального фонда ОМС входят:
- председатель фонда;
- его заместители (4 человека);
- управление организации ОМС;
- управление организации системы ОМС;
- управление правовой и международной деятельности;
- управление делами;
- контрольно – ревизионное управление;
- управление кадровой политики;
- управление информационно-аналитических технологий;
- отдел информационной безопасности;
- управление бухгалтерского учета и отчетности;
- финансово-экономическое управление;
- управление формирования доходов по ОМС.
Грамотно выстроена структура фонда способствует равномерному распределению обязанностей и полноценному функционированию системы здравоохранения РФ.
Несмотря на то что нерешенных проблем в сфере обязательного медицинского страхования достаточное количество, правительство ежегодно принимает меры по улучшению данного сегмента социального страхования, так как сохранение здоровья нации – приоритетное направление современной российской политики.
От уровня продолжительности жизни населения всецело зависит повышенная рождаемость и низкая смертность, что способствует процветанию как отдельных регионов, так и России в целом.
Руководители федерального фонда ОМС прилагают максимум усилий для реализации целевых программ, разработки новых стандартов здравоохранения, обеспечения медицинских учреждений необходимым оборудованием.
Источник: https://podzontom.net/zhizn-i-zdorove/oms/ffoms.html
Фонд обязательного медицинского страхования: структура и функции
ВВЕДЕНИЕ
фонд обязательное медицинское страхование
Обязательное медицинское страхование — составная часть системы социального страхования.
Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.
Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития экономических отношений государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь, что представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования образуется за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2) проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
3) исследовать пути совершенствования деятельности ФОМС на федеральном и региональном уровнях.
Теоретическую базу исследования, проведенного в курсовой работе составили нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы), регламентирующие деятельность ФОМС РФ, а также опубликованные в периодический изданиях «Финансы», «Российский Экономический Журнал» материалы о деятельности фонда медицинского страхования.
Информационную базу исследования, проведенного в курсовой работе составили, следующие источники: учебники и учебные пособия таких авторов, как Анисимов В.И., Бородин А.Ф., Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. и др., статьи и публикации Гехта И.А., Гришина В.В., Резникова А.А., прочая научная литература.
Предметом исследования в курсовой работе выступает система финансовых и общественных отношений связанных с обязательным медицинским страхованием граждан в Российской Федерации.
Объектом исследования является Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерациию
Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучный метод познания, метод экономического и статистического анализа, сравнение и другие приемы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в работе выводы могут быть использованы в учебном процессе для формирования более полного представления о структуре, функциях, финансах фонда медицинского страхования, а также критического подхода к анализу доходов, расходов, базовых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
1. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Основные положения о Фонде обязательного медицинского страхования РФ
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Принципы медицинского страхования и их сущность представлены в таблице в Приложении 1.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году [5].
Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования [17, c. 15].
Фонд Обязательного Медицинского Страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.
Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь [19, c. 46].
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Источник: https://diplomba.ru/work/7398
Цель, функции, источники формирования средств Федерального и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования РФ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
Среди основных функций федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.
Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
В 2010 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации).
В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей.
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.
Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 83 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.
Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 70 % застрахованных.
В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %.
В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд.
рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.
При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.
Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд.
рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году.
Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего — 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента — 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 №913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год) и … читать далее …
Источник: https://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/tsel-funktsii-istochniki-formirovaniya-sredstv-federalnogo-i-territorialnich-fondov-obyazatelnogo-meditsinskogo-strachovaniya-rf-1479
1.2 Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС
На сегодняшний день в России применяется бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения, т.е. в данном случае финансирование здравоохранения осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет взносов работодателей.
Необходимость применения не только бюджетной, но и страховой модели вызвана тем, что государственная медицина часто не в состоянии обеспечить требуемое качество медицинской помощи в связи с недостаточным бюджетным финансированием и неэффективным распределением имеющихся средств.
Поэтому именно страховая модель финансирования здравоохранения направлена на обеспечение качественной медицинской помощи застрахованным лицам.
То есть, благодаря системе обязательного медицинского страхования, кроме выделенных бюджетных средств, происходит дополнительное финансирование здравоохранения.
В свою очередь, для реализации страховой модели финансирования здравоохранения, созданы ФФОМС и ТФОМС, которые играют роль посредника между лечебными учреждениями и непосредственно населением. Именно они аккумулируют страховые взносы, обеспечивают финансовую стабильность государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивают финансовые ресурсы на его реализацию.
На сегодняшний день сложно переоценить значение ФОМС. Рассмотрим основные задачи, стоящие перед федеральным фондом обязательного медицинского страхования, выполнение которых позволяет реализовать социальные функции государства:
1) ФФОМС должен обеспечивать установленные законодательством РФ права граждан на медицинскую помощь, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
2) ФФОМС обязан обеспечивать финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования и создавать необходимые условия для выравнивания объема и качества медицинской помощи, которая предоставляется гражданам на всей территории РФ в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
3) ФФОМС должен осуществлять сбор финансовых средств для того, чтобы обеспечивать финансовую стабильность системы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, для выполнения выше перечисленных задач, на ФФОМС возлагаются следующие функции:
1) осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
2) разработка и внесение предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
3) осуществление сбора финансовых средств ФФОМС;
4) выделение средств территориальным фондам обязательного медицинского страхования, как на безвозвратной, так и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
5) осуществление контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования;
6) осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования (проводит ревизии и целевые проверки);
7) осуществление организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществление сбора и анализа информации и представление в Правительство РФ;
11) организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
12) изучение и обобщение практики применения нормативно-правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
13) обеспечение организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
14) осуществление участия в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
15) ежегодное представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета ФФОМС на соответствующий год и о его исполнении.
Именно на ФФОМС возлагается реализация общего нормативного и организационного руководства системой обязательного медицинского страхования, также он представляет собой учреждение, подотчетное Законодательному Собранию и Правительству РФ.
Бюджет данного фонда и отчет об его исполнении утверждается Государственной Думой.
Его формируют страховые взносы предприятий, взносы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предназначенные на реализацию совместных программ и другие источники.
Что касается ТФОМС, то их роль заключается в выполнении следующих задач:
1) осуществление контроля за реализацией государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории соответствующего субъекта РФ,
2) регулирование взаимоотношений между субъектами и участниками системы обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что именно территориальные фонды аккумулируют и распределяют финансовые средства обязательного медицинского страхования, являющиеся государственной собственностью и не входящие в состав других бюджетов.
Образование финансовых средств происходит за счет страховых взносов, которые уплачиваются предприятиями на обязательное медицинское страхование работающего населения, средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также других источников. ТФОМС являются подотчетными органам представительной и исполнительной власти.
Коллегиальный орган-правление и председатель ФФОМС осуществляют управление ФФОМС.
Следует отметить, что они решают следующие вопросы: утверждают перспективные планов работы ФФОМС; рассматривают проекты бюджета ФФОМС и отчеты об его исполнении, утверждают годовые отчеты о результатах деятельности ФФОМС; рассматривают проекты нормативных актов, направленных на совершенствование системы обязательного медицинского страхования; принимают решения по поводу внесения предложений, касающихся определения норматива средств на содержание ФФОМС, рекомендаций, касающихся определения норматива средств на содержание ТФОМС, а также страховых медицинских организаций; формируют ревизионную комиссию.
Коллегиальный орган-правление ФФОМС состоит из одиннадцати человек, его утверждает Правительство РФ на 3 года. Коллегиальный орган возглавляется председателем (министр здравоохранения РФ).
В составе коллегиального органа могут быть представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений.
Источник: https://fin.bobrodobro.ru/14818
Как формируется ФОМС и используются его средства?
Дек 23, 2014 23:54 Автор: Редактор
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным, но не бюджетным фондом. Создан он был 1993 году для финансирования медицинского обслуживания граждан Российской Федерации, так как медицинское страхование в РФ является обязательным.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, как было сказано выше, создан для обеспечения финансирования медицинского обслуживания граждан. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты граждан Российской Федерации, и с помощью ФОМС гражданам гарантируется право на бесплатную медицинскую помощь.
Основными задачами ФОМС, согласно утвержденному положению 24 февраля 1993 года и принятому уставу фонда, являются следующие:
Работа фонда обязательного медицинского страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации».
Как и любой фонд, ФОМС должен постоянно наполняться средствами для обеспечения гарантий медицинского обслуживания гражданам Российской Федерации. Наполнение фонда ОМС осуществляется по следующим статьям:
ФОМС находится в собственности государства и подчиняется Правительству РФ. Средства фонда являются внебюджетными, и не подлежат изъятию.
Бывает так, что один и тот же человек подходит сразу по нескольким категориям плательщика. В таком случае, взносы нужно платить по каждому отдельному случаю.
Отчет о своевременной уплате страховых взносов в ФОМС следует подавать не позднее 15-ого числа второго месяца следующего отчетного периода. Если же последний день отчета попадает на выходной или праздник, отчет можно подать в первый рабочий день, следующий за ним. Просрочкой это считаться не будет.
Ставки страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования в Российской Федерации фиксированы и могут меняться только исходя из категории страхователя.
Ставка рассчитывается от общего дохода и становится льготной, если он превышает 624 тыс. рублей.
Также законом предусмотрены сниженные ставки для отдельных категорий граждан.
Так, ставка в 3,7 % устанавливается для таких категорий:
Ставка в 4,0 % устанавливается для:
(Пока оценок нет)
Источник: https://crediti-bez-problem.ru/federalnyj-fond-obyazatelnogo-medicinskogo-straxovaniya-kak-formiruetsya-foms-i-ispolzuyutsya-ego-sredstva.html
О деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования (ффомс)
Главная » Страхование жизни и здоровья » ОМС
Каждый из нас, кто когда-то работал или сейчас трудится, озадачивался, куда уходит часть заработанных непосильным трудом денег.
Налоги с наших доходов распределяются по трём кубышкам – так называемым внебюджетным фондам: в Пенсионный фонд РФ (ПФР), фонд социального страхования (ФСС) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Общее у всех этих организаций то, что они, являясь составными частями финансовой системы страны, имеют строгую направленность использования средств и расходуются на те цели, которые не включены в бюджет государства.
Средства этих фондов формируются преимущественно из обязательных отчислений физических и юридических лиц:
- пенсионный фонд забирает себе 22 % от облагаемого дохода работника;
- фонд соцстраха – 2,9 % ;
- фонд медицинского страхования – 5,1 % страхового тарифа.
Поступают эти взносы в виде обязательных ежемесячных платежей.
Остановимся подробнее на отчислениях в фонд медицинского страхования.
В наше время редко встретишь человека без проблем со здоровьем – они сопровождают нас и в молодости, и на пенсии.
Федеральный ФОМС был образован в 1991 году для финансового обеспечения медицинского обслуживания населения РФ, для поддержания стабильности в государственной системе медицинского страхования.
Функции федерального фонда ОМС РФ
Свою деятельность он строит на основании созвучного своему наименованию Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:
- финансирует целевые и государственные программы по медицинскому направлению;
- разрабатывает нормативные документы по реализации Закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- тесно сотрудничает с профессиональными медицинскими ассоциациями по методикам страхования в медицине;
- регулярно вносит свои обоснованные предложения об изменении страхового тарифа;
- анализирует финансовые ресурсы системы и осуществляет контроль;
- организует деятельность территориальных фондов ОМС.
Вышеперечисленными функциями занимается федеральный фонд. Подведомственные ему территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) выполняют соответствующую работу в привязке к своей местности:
- внедряют реальную экономическую ответственность лечебных учреждений за объемы и качество медицинской помощи;
- совершенствуют структуру медицинского страхования;
- упорядочивают потоки денежных ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования, накапливают эти средства для поддержания стабильности;
- предоставляют кредиты страховщикам при нехватке у них средств;
- контролируют своевременность и полноту поступления в фонд страховых взносов, а также рациональность использования поступивших финансовых средств;
- предоставляют вышестоящим органам информацию о финансовых ресурсах системы и другую информацию в пределах своей компетенции;
- разрабатывают тарифы на медицинские и иные услуги в своей местности.
Важнейшими источниками финансов для фонда ОМС являются:
- ежемесячные страховые взносы предприятий, организаций и других субъектов хозяйствования;
- взносы территориальных фондов ОМС, полученных от программ по договорным основам;
- ассигнования госбюджета;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- доходы от размещения временно свободных собственных средств.
Основное свое предназначение фонд видит в реализации прав граждан на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Деятельность построена на принципах всеобщности, которые подразумевают равные условия для всех нуждающихся в медицинских услугах независимо от уровня дохода, социальных и гендерных характеристик.
Весь комплекс услуг гражданам оказывается из средств ОМС, и основой для этого служат договора, которые заключаются между участниками системы ОМС. Сюда входит и первоначальная медицинская помощь населению, и лечение в стационаре, и профилактика.
Осуществлять обязательное медицинское страхование разрешено только тем специализированным медицинским страховым учреждениям, которые обладают государственной лицензией.
Для неработающих граждан страховщиком по ОМС выступает государство, благодаря чему для них доступен спектр медицинских услуг в том же объеме, что и для работающих.
В 2011 г. принят Федеральный закон № 326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», который отнёс к категории застрахованных по ОМС лиц иностранных граждан, имеющих временную регистрацию или вид на жительство, лиц без гражданства и беженцев.
Благодаря закону теперь стало возможным выбирать наиболее подходящее лечебное учреждение и врача.
Также узаконено право требовать возмещение причиненного вам медицинскими или страховыми организациями морального, материального или физического ущерба.
Принятие в последнее время ряда законов и постановлений, касающихся здравоохранения, направлено в конечном итоге на то, чтобы каждый из нас почувствовал себя более комфортно и уверенно на приеме у врача, не опасаясь нехватки средств на дорогое лечение.
Проводниками этой гарантии и призваны быть сотрудники территориальных фондов медицинского страхования, обеспечивая первоочередные социальные потребности населения и выполняя взятые на себя обязательства по наиболее выгодному вложению наших денег в наше же здоровье.
Что нового в работе ОМС
Источник: https://StrahovkuNado.ru/zhizn/oms/federalnyjj-fond.html
Понятие и полномочия ФОМС
Поиск Лекций
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав Фонда.
Среди основных функций фонда:
- Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
- Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
- Контроль над целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Доходы бюджета ФОМС — страховые взносы на ОМС; недоимки по взносам, налоговым платежам; пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством РФ.
Полномочия ФОМС:
• участие в разработке Программы государственных гарантий (далее ‒ ПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
• аккумулирование и управление средствами ОМС, формирование и использование резервов для обеспечения финансовой устойчивости ОМС;
• издание нормативно-правовых актов и методических указаний:
• контроль соблюдения субъектами и участниками ОМС законодательства.
Федеральный фонд предоставляет субвенции бюджетам ТФОМС для финансового обеспечения полномочий; контролирует уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения, начисляет и взыскивает со страхователей недоимку по страховым взносам для неработающих граждан, пени и штрафы; устанавливает порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам; осуществляет контроль соблюдения законодательства об ОМС и использования средств ОМС.
Доходы бюджетов ТФОМС складываются из субвенций из бюджета Федерального фонда; межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда; платежей субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в пределах базовой его программы; доходов от размещения временно свободных средств; межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета субъекта РФ; пени и штрафов; иных источников, предусмотренных законодательством.
Субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов на осуществление переданных полномочий предоставляют в объеме, определяемом исходя из численности застрахованных лиц. норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других показателей. ТФОМС подотчетен высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральному фонду.
ТФОМС разрабатывает и представляет на утверждение в органы государственной власти правила обязательного медицинского страхования на соответствующей территории, иные нормативные акты.[13]
Основная расходная статья бюджета ТФОМС ‒ финансовое обеспечение территориальных программ ОМС. Территориальный фонд управляет средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках программы ОМС и для обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации.
Полномочия ТФОМС:
• участие в разработке территориальной ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации;
• аккумулирование средств ОМС и управление ими, финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в субъекте РФ. формирование и использование резервов для финансовой устойчивости ОМС;
• предъявление требований в интересах застрахованного лица к страхователю, страховой медицинской организации и медицинскому учреждению, в том числе в судебном порядке, связанных с защитой его прав и законных интересов в ОМС;
• обеспечение прав граждан в ОМС, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав;
• предъявление претензии или исков к медицинскому учреждению о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу;
• предъявление иска к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, для возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание ему медицинской помощи;
• контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, в том числе проверки и ревизии.
Средства страховой медицинской организации формируют за счет средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение ОМС в соответствии с договором; средств, поступивших из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения; средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц.
Медицинские учреждения получают средства за медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС. Тарифы определяют в соответствии с методикой их расчета и включают статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Источник: https://poisk-ru.ru/s33869t9.html