Хотите уплачивать ндс по необлагаемым операциям? тогда не пропустите срок подачи заявления — все о налогах

А что если не платить? ответственность за неуплату ндс

Хотите уплачивать НДС по необлагаемым операциям? Тогда не пропустите срок подачи заявления - все о налогах

Налог на добавленную стоимость, как и любой другой налог, мало кому хочется платить. Именно поэтому многие руководители задумываются о том, как его уменьшить или не платить его вовсе. Что им за это грозит? Можно ли не платить налог и при этом избежать какой-либо ответственности?

Существует две распространенные причины неуплаты НДС:

  • Намеренное уклонение от уплаты этого налогаУ многих бизнесменов острое чувство несправедливости вызывает тот факт, что с увеличением прибыли увеличивается и НДС. То есть, чем успешнее компания, чем больше сил и энергии в нее вложено, тем больше ей приходится отдавать государству. Кроме того, НДС ставит компанию в достаточно жесткие рамки: несмотря на то, что продукцию организация может реализовать через полгода или даже год, налоги она должна платить регулярно. Для налоговиков не имеет значения, продан товар или нет. И если одних предпринимателей эти «особенности» налога возмущают и заставляют искать законные способы его сокращения, то у других реакция совершенно иная: не платить!
  • Ненамеренная задержка сроков оплатыОна быть связана с тем, что бухгалтер просто забыл о необходимости оплатить налог. Или он напутал сроки. Или бухгалтер допустил ошибку в декларации по НДС. Ошибку пришлось исправлять, а это привело к неуплате НДС в срок. В конце концов, бухгалтер мог в самый ответственный момент заболеть. Все это вполне понятно. Проблема в том, что за ошибки штатного сотрудника личную ответственность несет руководитель компании. А все штрафы и пенни платятся из ее бюджета.

Ответственность за неуплату НДС в 2015-1016 годах

Какие штрафы, пенни, санкции и другие последствия грозят за неуплату НДС? Ответственность за несвоевременную уплату или уклонение от уплаты этого налога предусмотрена сразу в трех кодексах РФ: об административных правонарушениях, налоговом и уголовном.

  • Административная ответственность за неуплату НДСЗа непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля наказываются должностные лица, то есть руководители организации. Именно к ним применяются все санкции. Наказание – штраф от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ), а за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности – от 2 000 до 3 000 рублей (статье 15.11 КоАП РФ).
  • Налоговая ответственность за неуплату НДСПо налоговому кодексу, за неуплату НДС расплачиваться придется опять же руководителю (статья 122 НК РФ). Размер штрафа или пенни зависит от формы вины недобросовестного налогоплательщика. И здесь суммы уже серьезнее.Если неуплата или несвоевременная уплата НДС совершены по неосторожности, сумма штрафа составит 20% от суммы налога (п. 1 статьи 122 НК РФ). Если же правонарушение оказалось умышленным, то штраф составит уже 40% (п. 3 статьи 122 НК РФ).
  • Уголовная ответственность за неуплату НДСОна предполагает не только финансовую ответственность, но и ограничение свободы виновных лиц в зависимости от тяжести преступления (статьи 198 и 199 НК РФ).Так, уклонение от уплаты налогов организацией или предоставление заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом от 100 до 300 000 рублей, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если же правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору, то штраф составит от 200 до 500 000 рублей, срок принудительных работа – до 5 лет, срок лишения свободы – до 6 лет.

Конечно, если организация не является злостным неплательщиком, то до уголовной ответственности дело вряд ли дойдет. Административная же и налоговая ответственность вполне реальны, а причина их может оказаться самой банальной – все те же ошибки бухгалтерии.

Ставки высоки
Если вы по неосторожности не доплатили в казну 1 млн рублей, то придется заплатить 200 000 рублей штрафа. Если вы не доплатили намеренно, то придется расстаться с 400 000 рублей.

Можно законно не платить НДС?

Можно. Если обратиться к статье 145 Налогового кодекса РФ, то мы увидим, что в том случае, если сумма выручки от реализации продукции предприятия за три последних месяца не превысили 2 млн рублей, то организация освобождается от уплаты налога. Также можно добиться освобождения от НДС. Но для этого ваша компания должна заниматься определенным видом деятельности.

Если законно не платить НДС не получается, то можно попробовать его уменьшить. Для этого существует два легальных способа: 1) применение пониженных ставок налога, 2) увеличение суммы налоговых вычетов. Подробнее о них мы рассказываем в других публикациях нашего блога.

В качестве заключения

Неуплата НДС рано или поздно может привести к серьезной ответственности перед законом. Несвоевременная же уплата налогов влечет за собой наложение штрафов на организацию, то есть дополнительные расходы.

Проблема в том, что компания при этом может являться абсолютно добросовестным налогоплательщиком. А проблемы с законом у нее могут возникнуть из-за вездесущего человеческого фактора.

В данном случае к нему относится или некомпетентность, или высокая загруженность, или обстоятельства личной жизни штатных бухгалтеров. Именно по этим причинам в настоящее время все больше компаний передают свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Другой вариант – это полностью контролировать работу свой бухгалтерии. Но останется ли тогда время на ведение бизнеса?

Источник: https://RSF-corp.ru/a-chto-esli-ne-platit-otvetstvennost-za-neuplatu-nds/

Возврат НДС из бюджета

Актуально на: 22 октября 2015 г.

Рассчитывать на возврат НДС из бюджета можно в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Вы перечислили в бюджет сумму НДС больше, чем были должны. К примеру, по данным декларации сумма НДС к уплате составила 1000 руб., а вы пополнили бюджет (допустим, из-за ошибки в платежке) на 1500 руб. Тогда 500 руб. – переплата, которую можно вернуть из бюджета.

Ситуация 2. Сумма входного НДС, принятого в конкретном квартале к вычету, превышает сумму начисленного налога за этот же период (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Допустим, НДС, отраженный по строке 110 Раздела 3 Декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), составил 2000 руб., а НДС по строке 190 Раздела 3 — 3000 руб. Соответственно, 1000 руб.

вы можете вернуть из бюджета.

Ситуация 3. Вы реализовали товары на экспорт и смогли подтвердить нулевую ставку налога (п. 1 ст. 164, п. 1, 9 ст. 165 НК РФ). Поскольку в этом случае НДС, исчисленный по ставке 0%, равен 0, то весь входной НДС, относящийся к экспортной операции, можно будет принять к вычету и заявить к возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Что нужно сделать для возврата НДС

СитуацияЧто нужно для возврата (п.6 ст.78, ст.165, ст.176 НК РФ)
Переплата возникла из-за излишне перечисленных в бюджет сумм Подать в ИФНС заявление о возврате налога
Сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС 1) Представить в ИФНС декларацию по НДС, в которой налог заявлен к возмещению2) Подать заявление о возврате налога
Реализация товаров на экспорт 1) Представить декларацию с заполненными «экспортными» разделами за тот квартал, когда собран пакет документов, подтверждающих ставку НДС 0%2) Представить вместе с декларацией документы, подтверждающие право применения нулевой ставки НДС. В идеале документы нужно собрать в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров на экспорт (ст. 165 НК РФ). В противном случае придется начислить и перечислить НДС с экспортной реализации по обычной ставке3) Подать заявление о возврате налога

Скачать форму заявления о возврате налога можно здесь.

Сроки подачи декларации по НДС см. здесь.

Без камеральной проверки НДС не вернут

В ситуациях 2 и 3 инспекторы в обязательном порядке проведут камеральную проверку декларации по НДС, по результатам которой решат, имеете ли вы право на возврат (возмещение) НДС (п. 8 ст. 88, ст. 176 НК РФ). Максимальный срок камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если инспекторы решат, что права на возмещение налога у вас нет, можете представить возражения на акт камеральной проверки в течение одного месяца со дня получения этого акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Если же ждать 3 месяца (пока проводится проверка) не хочется, можно попробовать возместить НДС в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ). Правда, он доступен лишь при определенных условиях.

Срок возврата НДС

Если камеральная проверка прошла успешно, то налог вам вернут в следующие сроки.

СитуацияМаксимальный срок для возврата (п. 6 ст. 78, п. 10 ст. 176 НК РФ)
Переплата возникла из-за излишне перечисленных в бюджет сумм 1 месяц со дня получения ИФНС заявления о возврате налога
Сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС — если заявление о возврате подано до того, как ИФНС вынесла решение о возмещении, то 3 месяца и 12 рабочих дней со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению— если заявление о возврате подано после положительного решения ИФНС, то 1 месяц со дня получения такого заявления
Реализация товаров на экспорт

Если налоговики нарушили срок возврата НДС

Тогда за каждый день просрочки они должны заплатить проценты, размер которых зависит от причитающей к возврату суммы, срока просрочки и ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в этот период.

СитуацияС какого дня начисляются проценты (п. 10 ст. 78, п. 10 ст. 176 НК РФ)
Переплата возникла из-за излишне перечисленных в бюджет сумм Со следующего дня после истечения месяца, который отведен ИФНС на возврат налога
Сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС С 12-ого дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой вынесено решение о возмещении
Реализация товаров на экспорт

Проценты начисляются по день фактического возврата налога (Письмо ФНС от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@).

См. Калькулятор процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогам и страховым взносам

Не пропустите срок для возврата НДС

На возврат (возмещение) налога отведен определенный срок.

СитуацияСрок на подачу заявления (п. 6 ст. 78, п. 2 ст. 173 НК РФ)
Переплата возникла из-за излишне перечисленных в бюджет сумм Три года со дня перечисления суммы, приведшей к излишней уплате налога
Сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС Три года с момента окончания квартала, в котором возникло право на возмещение НДС
Реализация товаров на экспорт

Обращаться в ИФНС за пределами этих сроков смысла нет — налоговики откажут вам в возврате НДС. И суды их в этом поддержат (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Также читайте:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Источник: https://GlavKniga.ru/situations/k500739

Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговых органов об уплате задолженности по налогам за давно прошедшие периоды. Насколько такие требования соответствуют закону и существует ли срок давности по налогам, т.е. срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность принудительного взыскания долга через суд.

Нет, общий срок давности (три года), установленный ст. 196 Гражданского кодекса для гражданских правоотношений, на налоговые правоотношения не распространяется, об этом прямо сказано в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, а именно – нормы гражданского законодательства к налоговым правоотношениям не применимы.

Прямой нормы, аналогичной ст. 196 Гражданского кодекса, которая бы устанавливала срок исковой давности, после истечения которого, налоговый орган уже не вправе принудительно взыскать налоговый долг с налогоплательщика через суд, Налоговый кодекс не содержит.

В тоже время, срок давности для возврата излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) для налогоплательщиков в НК РФ установлен, он составляет три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о взыскании с него излишних платежей (абз. 2 п. 3, абз.

Читайте также:  Пишем возражения на акт налоговой проверки - образец - все о налогах

1 п. 9 ст. 79 НК РФ).

Налоговая обязанность налогоплательщика согласно действующего НК РФ действительно является бессрочной, однако в кодексе закреплены определенные сроки для принудительного взыскания налоговыми органами задолженности с налогоплательщиков, при пропуске которых, задолженность должна быть признана безнадежной ко взысканию, и списана по этому основанию.
Кроме того, в отношении имущественных налогов граждан (транспортный налог, налог на имущество физлиц), исчисление которых возложено на налоговые органы, в ст. 52 Налогового кодекса установлено специальное правило — Налоговый орган имеет право исчислить указанные налоги не более, чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году направления налогового уведомления налогоплательщику-гражданину. Указанное правило не является конечно «сроком давности» в прямом его понимании, но ограничивает налоговые органы в сроках исчисления таких налогов.
Поясним сказанное на примере, при направлении гражданину в 2016 году уведомления об уплате транспортного налога, налоговый орган сможет включить туда суммы транспортного налога только за 2015, 2014, 2013 годы, долги за более ранние периоды в такое уведомление попасть не должны, при условии, что ранее 2016 года гражданин не получал налоговых уведомлений за указанные периоды.
Таким образом, отвечая на вопрос о бессрочности долгов налогоплательщика и возможности взыскания долга по истечению длительного периода времени, можно сделать следующий вывод — обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке, а также — правилами исчисления налогов в отношении имущественных налогов граждан-налогоплательщиков.

Следовательно, чтобы ответить на вопрос законно ли налоговая инспекция требует с налогоплательщика задолженность за давно прошедший период и сможет ли взыскать ее с налогоплательщика, необходимо установить: 1. Не нарушил ли налоговый орган правила исчисления налогов (если это имущественные налоги физлиц); 2. не пропустила ли инспекция сроки, установленные НК РФ для принудительного взыскания недоимки.

Началом отсчета сроков на взыскание налогового долга является момент выявления налоговым органом задолженности налогоплательщика. С момента выявления налоговой задолженности, начинает течь срок на взыскание долга и начинается собственно процедура взыскания.

Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной, повторной), моментом выявления и началом отсчета сроков на ее взыскание — будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Если сумма налога к уплате была указана в налоговой декларации самим налогоплательщиком или рассчитана налоговым органом в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет, под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (по декларации, по уведомлению), а в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления. С указанного момента потекут и установленные сроки на взыскание недоимки с налогоплательщика.

В НК РФ установлен срок для взыскания налога в судебном порядке, который определяется исходя из совокупности сроков, а именно:
— срока на направление требования об уплате недоимки налогоплательщику;
— срока на добровольное исполнение требования;
— срока для обращения налоговых органов в суд.

В общей сложности с момента выявления недоимки до подачи заявления в суд о ее взыскании за счет денежных средств налогоплательщика у налоговиков есть примерно девять месяцев, а если взыскание недоимки производится за счет имущества налогоплательщика (в случае для граждан, к имуществу относятся и денежные средства тоже), максимальный срок для судебного взыскания – составляет два года с со дня истечения срока для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога. Кроме того, следует учитывать, что срок для взыскания в суде долгов по имущественным долгам граждан зависит от суммы налогового долга.
При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Проверить пропущен ли срок давности с помощью специалиста

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Судебный вердикт: если ИФНС потеряла УСН-уведомление, она не может доначислять налоги по ОСНО

Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 31.05.2017 № Ф10-1709/2017 признал, что если налоговики принимали от ИП отчетность по УСН и не возражали против уплаты единого налога, они не смогут доначислить ему налоги по ОСНО на основании того, что он не заявлял о применении УСН.

ИП, который несколько лет платил единый налог по УСН и считал себя упрощенцем, доначислили налоги по ОСНО. Инспекция установила, что два с лишним года он применял УСН незаконно, так как не подал уведомление о переходе на УСН.

В результате за все время применения УСН предпринимателю были доначислены НДС, НДФЛ, пени и штрафы.

4 181 437 рублей

ИП

В ходе проведенной проверки инспекторы не обнаружили уведомления ИП о применении УСН с момента регистрации. В связи с этим ИФНС решила, что такого уведомления предприниматель не направлял. В результате ему были доначислены НДФЛ и НДС.

ИП обжаловал действия налоговиков. Он указал, что инспекция не может доначислить налоги по ОСНО только на основании того, что она потеряла уведомление о применении им УСН с момента регистрации. Суд кассационной инстанции поддержал позицию ИП и признал доначисление налогов незаконным.

Суд указал, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются упрощенцами с даты постановки их на налоговый учет (ст. 346.13 НК РФ). Неподача такого уведомления препятствует применению УСН.

Судьи установили, что ИП был зарегистрирован в ИФНС и с момента регистрации исчислял и уплачивал налог по УСН и представлял налоговые декларации. Как пояснил предприниматель, он подавал в налоговый орган заявление о применении УСН одновременно с регистрацией в качестве ИП. Но при этом он не смог в ходе проверки найти документ, подтверждающий подачу заявления.

Между тем, данное обстоятельство не позволяет налоговикам отказать в применении УСН и доначислить налоги по общей системе налогообложения. Налоговики в течение двух с лишним лет не только не возражали против уплаты ИП единого налога по УСН и представления отчетности, но и сами направляли ему требование на уплату единого налога по УСН.

При таких обстоятельствах у ИП не было оснований считать себя субъектом, который не вправе применять УСН. Утрата налоговиками уведомления о применении УСН не позволяет отказать в применении спецрежима. При этом ИП не обязан подтверждать, что он действительно подавал в ИФНС такое уведомление. На основании этого суд отказал налоговикам в доначислении налогов.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/59681/

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот.

Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат,  ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании.

К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже.

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

Порядок возмещения НДС

1

Подача в налоговый орган декларации по НДС. Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

2

Камеральная проверка.  Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета.

Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету.

Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами,  непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ).

3

Вынесение решения или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

— о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

— о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

— о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

4

Возврат НДС на расчетный счет, либо зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения  решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение: вернуть на расчётный счет или зачесть.

  Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление.

Заявление подается в свободной форме:  при возврате следует указать реквизиты счета, на который необходимо перечислить деньги, при зачете следует уточнить,  в отношении какого именно налога производится зачет с указанием КБК и суммы зачета (возврата).

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ).

  Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму.  Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

Проблемы возмещения НДС, возможные ошибки и пути их решения

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Читайте также:  Образец заполнения и бланк налоговой декларации по ндс — 2017-2018 - все о налогах

Проблема возмещения НДС 1. Документы оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России «камнем преткновения», как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е.

физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Проблема возмещения НДС 2. Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета.

Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции.

Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Проблема возмещения НДС 3. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/vosmeshenie-nds-iz-budgeta

Несвоевременная уплата НДС: чем грозит, пример и отражение в бухгалтерском учете

Контроль за полнотой и своевременностью подачи отчетности в налоговые органы — одна из основных задач ведения учета любой организации. При нарушении законодательно установленного порядка оплаты налога в бюджет на предприятие налагаются штрафные санкции. О сроках уплаты НДС и ответственности за их нарушение мы поговорим в нашей статье.

Порядок и сроки уплаты НДС

Действующим законодательством закреплен следующая схема, согласно которой предприятие предоставляет налоговую отчетность и производит оплату НДС:

  1. Налоговая декларация, в которой зафиксирована сумма НДС к оплате за квартал, подается в ИФНС не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  2. На основании декларации осуществляется ежемесячная выплата налога в бюджет. Сумма квартальной выплаты распределяется равномерно на 3 платежа, которые нужно перечислить в течение 3-х месяцев. Оплатить налог нужно не позднее 25-го числа каждого месяца, который следует за кварталом, по которому подана отчетная декларация.

Для наглядного рассмотрения порядка и сроков уплаты НДС рассмотрим пример.

Допустим, по истечению 2 квартала 2016 АО «Скарабей» должен подать декларацию по НДС. Бухгалтер «Скарабея» должен передать документ в ИФНС не позднее 25 июля 2016.

В отчете указана сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, — 24.640 руб. Для соблюдения порядка ежемесячных налоговых выплат бухгалтер «Скарабея» обязан перечислять сумму 8.213,33 руб. (24.640 руб. / 3 мес.) не позднее 25 июля 2016, 25 августа 2016 и 26 сентября 2016 (так как 25 сентября — выходной день).

Чем грозит нарушение сроков уплаты НДС? Ответственность

Сроки оплаты НДС являются строго регламентированными, поэтому их нарушение влечет за собой ответственность в виде наложения штрафных санкций и взыскания пеней. При установлении факта просрочки платежа неоплаченная сумма НДС признается недоимкой. Основаниями для привлечения предприятия-нарушителя к налоговой ответственности могут выступать:

  • просрочка перечисления авансового платежа по НДС в порядке, установленном НК РФ;
  • нарушение сроков ежемесячных выплат налога по факту сдачи декларации за отчетный квартал;
  • занижение налоговой базы в предоставленном отчете и недоплата налога в бюджет (недоимка).

Размер штрафа за выявленные нарушения установлен на уровне 20% от суммы неоплаченного (недоплаченного) НДС. В случае, если установлено, что несвоевременная оплата (недоплата) осуществлена умышленно (например, умышленно занижен показатель налоговой базы), то размер штрафа повышается до 40%. Основанием для подтверждения факта умышленных деяний выступает судебной постановление.

Что касается пеней, взимаемых за просрочку, то они рассчитываются в общем порядке по следующей формуле:

П = Нед * Пр * Реф / 300,

где П — сумма пени, который придется уплатить в бюджет;

Нед — сумма недоимки (размер НДС, срок уплаты которого нарушен);

Пр — просрочка платежа в днях;

Реф — ставка рефинансирования ЦБ.

Относительно последнего показателя внесем некоторые пояснения: при расчете пени за нарушение сроков оплаты НДС применяется показатель ставки, зафиксированный на день просрочки. То есть если в период неоплаты НДС ставка рефинансирования менялась, при определении пени нужно делать расчет с применением разных показателей ставки.

Пример отражения в бухгалтерском учете

Используем пример, чтобы разобраться в правилах взысканий за нарушение сроков оплаты НДС.

Источник: https://online-buhuchet.ru/nesvoevremennaya-uplata-nds/

Кэс рассмотрит спор о праве на вычет по ндс по необлагаемым операциям (подп. 22 п. 2 ст. 149 нк рф)

8 сентября судья ВС Татьяна Завьялова передала на рассмотрение КЭС ВС жалобу авиакомпании «Когалымавиа» по делу № А40-79255/14 на постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, которыми признан правомерным отказ налогового органа в предоставлении вычета (возмещении) НДС по операциям, освобожденным от налогообложения на основании подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на то, что контрагенты авиакомпании выставляли ей по указанным операциям счета-фактуры с НДС.

Одновременно на рассмотрение КЭС были переданы еще два аналогичных спора с участием этой же авиакомпании. Рассмотрение дел в КЭС назначено на 19 октября.

Основной (но не единственный) вопрос этого спора заключается в том, вправе ли авиакомпания (покупатель) на основании выставленных контрагентом счетов-фактур с НДС принять к вычету НДС по операциям, освобожденным от налогообложения по подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, учитывая, что НК РФ не предусматривает право налогоплательщика (продавца) на отказ от освобождения налогообложения таких операций в отличие от операций, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ.

У этого вопроса вероятно есть и свои экономические и налогово-политические аспекты, которые достаточно подробно изложил Вадим Зарипов в своей публикации «НДС из воздуха» и комментариях к ней https://zakon.ru/blog/2016/01/11/nds_iz_vozduxa , рассматривая, в частности, налоговые последствия разрыва в цепочке НДС из-за освобождения (в т.ч. принудительного) ряда операций от обложения НДС.

Данный спор возник еще в 2014 году и уже прошел 2 круга. При этом он далеко не единичный как с участием данного налогоплательщика, так и других авиакомпаний. При этом к моменту передачи настоящего спора в КЭС в Верховном Суде находятся еще как минимум 5 кассационных жалоб, одна из которых подана налоговым органом.

О сложности и значимости рассматриваемого дела для ВС косвенно говорит и тот факт, что срок рассмотрения кассационной жалобы налогоплательщика по нему был продлен распоряжением зампреда ВС РФ.

Подобное случается крайне редко и только по резонансным делам (например, ООО «Орифлэйм Косметикс», ООО «Новая Табачная Компания)

Дело № А40-79255/14 

Фабула спора:

Налогоплательщик при осуществлении в проверяемом периоде воздушных перевозок пассажиров и багажа, включая международные перевозки, пользовался услугами наземного обслуживания воздушных судов в различных аэропортах (заправка, уборка, техническое обслуживание и др.), которые в силу положений подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, с учетом позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 17072/10, освобождены от налогообложения НДС.

Однако некоторые контрагенты — исполнители услуг по наземному обслуживанию выставляли счета-фактуры на услуги с выделением НДС по ставке 18%. Эту сумму НДС налогоплательщик во втором квартале 2013 года принял к вычету.

Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик не вправе включать суммы НДС по этим счетам-фактурам в состав вычетов, поскольку контрагенты оказывали налогоплательщику услуги, не подлежащие налогообложению НДС в силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, вне зависимости от заявления в счетах-фактурах суммы НДС по ставке 18%.

Суд первой инстанции при первоначальном рассмотрении этого дела согласился с позицией налогоплательщика.

Суд исходил из того, что выставление контрагентом при реализации налогоплательщику товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС в силу ст.

149 НК РФ, счета-фактуры с выделением налога по ставке 18% или 10% не может являться основанием для отказа в применении налогоплательщиком вычетов по полученным счетам-фактурам, поскольку контрагент в случае не применения льготы и выставления счета-фактуры с НДС по ставке 18% или 10% обязан в силу п. 5 ст.

173 НК РФ не только исчислить налог, но и фактически уплатить его в бюджет, тем самым будет соблюден косвенный характер налога и корреспондирующая обязанность по его уплате.

После этого решение суда было отменено апелляционной инстанцией, но суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.нено апелляционной инстанцией, но суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановлен

Кассация отметила, что в Постановлении КС РФ от 03.06.2014 N 17-П указано, что из п. 5 ст.

173 НК РФ следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом — выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном названным Кодексом, т.е. посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169 НК РФ), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.

Таким образом, условием получения вычетов НДС по счетам-фактурам, выставленным с выделением НДС по ставке 18% в том случае, если оказанные услуги не облагаются налогом, является в силу п. 5 ст. 173 НК РФ уплата этого налога в бюджет поставщиками без уменьшения на сумму налоговых вычетов.

Поэтому при новом рассмотрении дела необходимо было лишь проверить факт уплаты поставщиками НДС в бюджет по выставленным ими заявителю счетам-фактурам, без учета вычетов.

То есть можно считать, что в целом суд кассационной инстанции тогда признал возможность вычета НДС по операциям, предусмотренным подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу о невозможности установления факта уплаты указанными лицами НДС именно тем по счетам-фактурам, которые были выставлены налогоплательщику. При этом он не пояснил на основании чего пришел к такому выводу.

При этом одним только этим выводом суд не ограничился и взялся за старые и уже известные аргументы налогового органа. По его мнению, предъявленные налогоплательщику его контрагентами-продавцами счета-фактуры нарушают требования п. 5 ст.

169 НК РФ, а именно, указана ставка налога 18%, вместо отражения в графе «налоговая ставка» «БЕЗ НДС», следовательно, неправомерно заполнена графа «сумма налога, предъявленная покупателю», и суммы, указанные в графе «стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом — всего» не соответствуют действительности.

Налог исчисляется в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ и не относится к нормам ст. 166 НК РФ, а, следовательно, налогоплательщик не имеет право уменьшать исчисленный налог в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ, на величину налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (постановление 9-го ААС от 02.12.2015 по делу № А40-79255/14).

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/45064

НДС: ответы на вечные вопросы

Беседу провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора

Здравствуйте, Елена Алексеевна! Вот наш первый вопрос. Согласно статье 174 Налогового кодекса организации начиная с III квартала 2008 года обязаны уплачивать в бюджет НДС равными долями в течение 3 месяцев, следующих за отчетным кварталом. Это обязанность фирмы или право? Может ли компания перечислить налог в бюджет одним платежом?

Читайте также:  Сроки выплаты заработной платы в 2018 году - все о налогах

— Федеральным законом от 13 октября 2008 года № 172-ФЗ в статью 174 части 2 Налогового кодекса внесены изменения, которые устанавливают новый порядок уплаты НДС.

Согласно этому порядку суммы налога, рассчитанные плательщиками по итогам налогового периода (квартала), должны уплачиваться в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев.

Налогоплательщики вправе перечислить в бюджет по первому и/или второму сроку уплаты налога сумму в размере большем, чем 1/3, установленная Федеральным законом (1) по этим срокам, и это не является нарушением законодательства о налогах и сборах.

Неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соответствующим срокам (в размере меньшем, чем 1/3 от суммы налога, причитающегося к уплате за истекший налоговый период) будет являться нарушением законодательства о налогах и сборах. И значит, повлечет за собой применение комплекса мер принудительного взыскания, а также обеспечительных мер для исполнения обязанности плательщика по уплате налога.

На все ли организации, которые по тем или иным основаниям обязаны уплачивать НДС в бюджет, распространяются новые сроки перечисления платежей? Например, на налоговых агентов и компании-импортеры из Беларуси?

Нет, не на все.

Иной порядок уплаты НДС предусмотрен: — для лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса; — для налоговых агентов, перечисляющих денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь НДС уплачивается в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Это указано в Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Оно является частью соглашения между правительствами 2 стран о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года (О расчетах по сделкам с белорусскими контрагентами читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 6, 2008 ).

Указанный порядок уплаты налога в бюджет равными долями также не распространяется на уплату налога по уточненным декларациям, представленным налогоплательщиками после вступления в действие Федерального закона от 13 октября 2008 года № 172-ФЗ за периоды, предшествующие III кварталу 2008 года.

Организация применяет УСН. Контрагент просит ее выставить счет-фактуру с выделенным НДС. Правильно ли это? Не приведет ли это к тому, что организации придется заплатить налог на добавленную стоимость?

Если вы не являетесь плательщиком НДС и применяете упрощенную систему налогообложения либо реализуете не облагаемые НДС товары (работы, услуги), но при этом выставили своему контрагенту счет-фактуру, в котором выделен НДС, то соответствующую сумму налога вы должны уплатить в бюджет (2) .

Арендатор компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг, услуг связи и Интернета. Является ли такая операция объектом обложения НДС?

В отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю для компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются, действует следующий порядок налогообложения. Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории Российской Федерации (3), по которым выставляются счета-фактуры. По коммунальным услугам, услугам связи в рамках вышеназванных договоров счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта налогообложения НДС не возникает.

Одновременно необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса документом, служащим основанием для принятия НДС к вычету, является счет-фактура. Поэтому в связи с отсутствием соответствующих счетов-фактур суммы налога по указанным услугам в нашем случае к вычету у арендатора не принимаются (Арендным взаимоотношениям был посвящен ряд статей «Актуальной бухгалтерии» № 5, 2008).

Организация получила от поставщика товар с отсрочкой платежа на 2 месяца, на товар выставлен счет-фактура. Часть товара оплачена в текущем отчетном периоде, другая будет оплачена деньгами в следующем. В отчетном периоде по другим операциям производится начисление НДС. В каком периоде можно произвести вычет по такому счету-фактуре?

Вычет по НДС, предъявленному поставщиком, компания может произвести после того, как будут соблюдены условия, перечисленные в Налоговом кодексе (4).

А именно: приобретены товары (работы, услуги) для операций, облагаемых НДС; есть счет-фактура поставщика, оформленный в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса, и первичные документы, на основании которых товары (работы, услуги) принимаются к учету.

Если все перечисленные условия соблюдены в отчетном периоде, то вычет можно произвести в отчетном периоде вне зависимости от факта оплаты товара и налога на добавленную стоимость.

По данным налоговой декларации по НДС за III квартал получился налог к возмещению из бюджета. Можно ли без проведения камеральной проверки зачесть эту сумму, если в следующем квартале НДС по декларации будет заявлен к уплате?

В пункте 6 статьи 176 Налогового кодекса определено, что суммы налога, подлежащие возмещению налогоплательщику на основании решения налогового органа, при наличии письменного заявления налогоплательщика могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по НДС или другим федеральным налогам. Согласно пункту 7 этой же статьи Кодекса решение о зачете сумм НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). В соответствии с письмом Минфина России (5) для налогоплательщиков не установлено жестких сроков для подачи заявления о зачете в налоговые органы. До вынесения такого решения налогоплательщик не имеет права претендовать на зачет сумм НДС, заявленных к возмещению. Следовательно, в данной ситуации организация должна перечислить в бюджет сумму НДС, отраженную к уплате в налоговой декларации за

IV квартал. Право на возмещение и зачет сумм налога, заявленных к возмещению в декларации за III квартал, появится у организации позже — после окончания камеральной проверки этой налоговой декларации и вынесения соответствующего решения.

В какой момент фирма-комитент должна начислить НДС с аванса: когда деньги поступят на его расчетный счет или когда предоплата окажется у комиссионера?

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7—11, 13—15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; — день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок (отгрузки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В отношении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, осуществляемых по договору комиссии, следует учитывать, что на основании статьи 999 Гражданского кодекса после исполнения поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Таким образом, по смыслу договора комиссии все полученное комиссионером по нему является собственностью комитента. Аналогичные правила на основании статей 974 и 1011 Гражданского кодекса применяются к договорам поручения и агентским договорам.

Следовательно, оплатой (частичной оплатой) в счет предстоящих поставок комитентом (доверителем, принципалом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав признается оплата (частичная оплата), полученная от покупателя комитентом (доверителем, принципалом) либо его комиссионером (поверенным, агентом) как в денежной, так и в иной форме.

Если организация приобретает товары или услуги через свои обособленные подразделения, то на чье имя должен быть выписан счет-фактура и чьи реквизиты указывать в таком случае?

Согласно статье 143 Налогового кодекса плательщиками НДС признаются организации. Вместе с тем статьей 11 Кодекса определено, что обособленные подразделения не являются организациями и поэтому плательщиками НДС не признаются. Право на вычет по НДС, соответственно, имеет только организация (головной офис).

Следовательно, ее наименование, местонахождение и ИНН должны быть указаны в счетах-фактурах в тех строках, которые относятся к покупателю (6).

В Приложении № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (7) установлено, что в счете-фактуре построчно указываются следующие показатели: — в строке 4 — полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; — в строке 6 — полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами; — в строке 6а — местонахождение покупателя в соответствии с учредительными документами;

— в строке 6б — идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя.

В декларации за II квартал 2008 года мы заявили нулевую ставку при реализации товаров на экспорт. По результатам проверки декларации налоговый орган доначислил нам НДС, не подтвердив правомерность применения нами налоговой ставки 0 процентов. Нужно ли в этой ситуации подавать уточненную декларацию по доначисленным суммам?

Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию при обнаружении в ранее поданной факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (8). При этом пунктом 2 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (9) при перерасчете вышеуказанной суммы не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом.

Таким образом, доначисление налоговым органом по результатам камеральной проверки НДС не является основанием для представления налогоплательщиком уточненной декларации с отражением в ней сумм доначисленного налога.

Наша организация является плательщиком НДС. Однако последний квартал не осуществляет налогооблагаемых операций. Можем ли мы вместо декларации по НДС представить в налоговую инспекцию единую декларацию по упрощенной форме (О порядке составления и представления единой (упрощенной) декларации читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 7, 2008)?

Нет. Согласно пункту 3 Порядка заполнения в налоговой декларации по НДС титульный лист и раздел 1 декларации по НДС представляют все налогоплательщики. Разделы 2—9, а также приложение к декларации включаются в состав подаваемой в налоговый орган декларации по НДС при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

Согласно Порядку заполнения единой декларации ее представляют лица, признаваемые плательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (кассе организации), и не имеющие по этим налогам объектов налогообложения.

Принимая во внимание указанные положения, организации (индивидуальные предприниматели), являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, подают в налоговый орган единую декларацию в части НДС только в том случае, если организации (индивидуальные предприниматели) в налоговом периоде не осуществляли операций, подлежащих отражению в декларации по НДС.

В случае если организацией, являющейся плательщиком НДС, совершались операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость, данная организация должна направить в налоговый орган декларацию по НДС, включающую соответствующие разделы декларации по НДС (разд. 9 декларации).

*1) …- Федеральный закон от 13.10.2008 № 172-ФЗ

Источник: https://delovoymir.biz/nds-otvety-na-vechnye-voprosy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]