Когда не платят ндс с аренды госимущества? — все о налогах

Арендуем у государства

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Источник: https://ndsinfo.ru/article/229

Налоговые последствия при аренде госимущества | Статьи

Агрофирма арендовала помещение, находящееся в госсобственности, на безвозмездной основе. По мнению финансистов, в этом случае предприятию придется начислить НДС к уплате в бюджет. Однако точка зрения чиновников не бесспорна. Есть и другие особенности, о которых следует помнить… (Письмо Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100)

Налог на добавленную стоимость По общему правилу, арендуя государственное или муниципальное имущество, организация признается налоговым агентом по НДС. То есть следует исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога. Таково требование пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.ПОЗИЦИЯ МИНФИНА РОССИИ Специалисты главного финансового ведомства настаивают, что компания должна исполнить агентские обязанности даже в том случае, если речь идет о безвозмездной аренде объекта, находящегося в госсобственности. Свою позицию чиновники обосновывают так. О казание услуг на безвозмездной основе в целях расчета НДС признается реализацией (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Значит, в этой ситуации арендодатель формально признается обязанным начислить НДС к уплате в бюджет. Однако при аренде имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, данный налог исчисляет арендатор – налоговый агент. Следовательно, арендуя помещение у государства на безвозмездной основе, необходимо начислить «агентский» НДС. Его нужно рассчитать исходя из рыночной стоимости данной услуги с учетом налога. В частности, такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100.ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ В пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговый агент – арендатор должен удержать НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю. При этом налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Однако в рассматриваемой нами ситуации организация освобождается от платы за пользование помещением. Поэтому никаких сумм, выплачиваемых собственнику имущества, нет. Значит, источник для удержания НДС отсутствует. Причем действующее законодательство не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, у агрофирмы не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна. Отметим, что есть судебные решения, в которых указано, что у лица, получившего имущество в безвозмездное пользование, обязанности налогового агента не возникает. В частности, постановления: – ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1; – ФАС Северо-Западного округа от 8 сентября 2005 г. № А52-479/2005/2.КАК ПОСТУПИТЬ НА ПРАКТИКЕ? ВЫБОР ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ В том случае, если организация решит не исчислять НДС, ей нужно быть готовой к претензиям со стороны контролеров. Однако приведенные аргументы могут помочь отстоять свою правоту (как в вышестоящей налоговой инстанции, так и в суде). По мнению автора, вероятность выигрыша судебного процесса в данном случае весьма высока. В том случае, если агрофирма не готова к налоговым спорам, придется последовать рекомендациям финансистов и исчислить «агентский» НДС. Чтобы определить сумму налога, рыночную стоимость аренды нужно умножить на расчетную ставку (18/118). Основание – пункт 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Рыночную стоимость определяют по правилам статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Поскольку в данной ситуации получается, что налог все-таки будет удержан из собственных средств арендатора (других источников нет), его сумму, по мнению автора, нужно отразить на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Читайте также:  Вс рф — о вычете ндс по счетам-фактурам, выставленным без оснований - все о налогах

Особых сроков уплаты «агентского» НДС для арендаторов государственного (муниципального) имущества не установлено. Налог нужно перечислить в бюджет по итогам того квартала, в котором он был начислен (и отразить в декларации за этот квартал).

ЗАКЛЮЧИТЕ ДОГОВОР ССУДЫПоскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о безвозмездном пользовании помещением, грамотнее (с точки зрения гражданского законодательства) оформить это договором ссуды, а не договором аренды.

Дело в том, что арендные отношения предполагают предоставление имущества во временное пользование за плату (ст. 606 Гражданского кодекса РФ). А вот договор ссуды как раз предусматривает возможность безвозмездного пользования объектом (ст. 689 Гражданского кодекса РФ).

При таком развитии событий споров с контролерами по поводу уплаты НДС, вероятно, удастся избежать.
В этом случае ссудополучатель безвозмездно обретает право пользования имуществом (письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/125).


А МОЖНО ЛИ ПРИНЯТЬ НАЛОГ К ВЫЧЕТУ?
По общему правилу НДС, удержанный из доходов арендодателя, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ). В нашем случае никаких сумм собственнику не выплачивается. Поэтому нельзя говорить о налоге, удержанном из его доходов. То есть, если буквально читать пункт 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ, НДС к вычету принять не удастся. Однако если этого не сделать, будет нарушен общий принцип возмещения косвенного налога. Ведь согласно ему НДС, подлежащий уплате одной стороной сделки (в данном случае этот налог исчисляет агент), может быть принят к вычету другой стороной. Иными словами, раз налог необходимо начислить к уплате в бюджет, то и зачесть его тоже можно. Исходя из этих рассуждений, по мнению автора, при бесплатной аренде госимущества агрофирма вправе принять исчисленный «агентский» НДС к вычету. Однако для этого необходимо соблюдение ряда условий: – арендатор является плательщиком НДС; – арендованное помещение используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ); – исчисленный налог уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ); – агент располагает счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Исчисленный «агентский» налог будет отражен в декларации за текущий квартал. Поэтому уплаченным в бюджет он будет считаться только после того, как организация перечислит НДС за данный квартал. Значит, принять эту сумму к вычету можно будет только в следующем налоговом периоде. Что касается счета-фактуры, то налоговый агент должен выписать этот документ себе сам.Налог на прибыль

Обратимся к пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что стоимость безвозмездно полученных ценностей (работ, услуг, имущественных прав) признается внереализационным доходом. Следовательно, арендатор должен включить в состав внереализационных доходов рыночную цену на аренду идентичного имущества. Подтверждает такой подход и письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/125. Поясним сказанное на примере.ПРИМЕР Агрофирма ООО «Торжок» заключила с местной администрацией договор о безвозмездной аренде коровника, находящегося в муниципальной собственности. Договор аренды оформлен на срок с 1 апреля по 30 июня 2009 года включительно. Допустим, бухгалтер решил не спорить с контролерами, исчислить и уплатить в бюджет НДС. Рыночная цена аренды идентичного имущества (за квартал) составляет 150 000 руб. Значит, сумма «агентского» НДС такова:150 000 руб. х 18% : 118% = 22 881,36 руб. По мнению автора, бухгалтер агрофирмы должен сделать следующие записи.

В июне 2009 года:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 22 881,36 руб. – начислен «агентский» НДС по безвозмездной аренде муниципального имущества. Рыночная стоимость аренды (150 000 руб.) включена в состав внереализационных доходов при расчете авансового платежа по налогу на прибыль за полугодие 2009 года.

В июле 2009 года:ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 51 – 22 881,36 руб. – перечислен в бюджет НДС за II квартал 2009 года;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» – 22 881,36 руб. – отражен «агентский» налог на добавленную стоимость, подлежащий вычету;ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 22 881,36 руб. – принят налог к вычету.

Источник: https://www.cxychet.ru/article/17398-nalogovye-posledstviya-pri-arende-gosimushchestva

Проводки по НДС при аренде муниципального имущества

При ведении основной деятельности юридическое лицо или частный предприниматель могут арендовать собственность у государства или муниципальных властей.

В этом случае они становятся налоговыми агентами, на которых возлагается обязанность по выплате НДС. Но из этого положения есть ряд исключений.

Предлагем разобраться, кто и каким образом оплачивает НДС при аренде государственного или муниципального имущества?

Что является государственной и муниципальной собственностью?

Конечно, проще всего было бы приобрести необходимое имущество в собственность, но не каждая организация, тем более индивидуальный предприниматель имеют такую возможность. Поэтому часто приходится брать объекты во временное пользование. Это можно сделать не только у другой компании, но и у государства или у региональных органов власти.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Звоните:

+7(499)755-81-96

Это быстро и !

Понятие собственности и права на неё регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно статье 212 ГК существует:

  • частная;
  • государственная;
  • собственность муниципалитета.

Государственным имуществом согласно статье 214 ГК являются:

  • объекты федеральной собственности;
  • объекты, принадлежащие субъектам РФ.

Согласно статье 215 ГК владением муниципалитета являются предметы, принадлежащие городским и сельским муниципальным образованиям. На правах собственности владельцы могут распоряжаться своей собственностью, в том числе сдавать её во временное пользование.

Кто является налоговым агентом?

Вступая в отношения «арендодатель-арендатор» с органами власти или местного самоуправления, юридическое лицо или ИП становится налоговым агентом. В некоторых случаях на него возлагается обязанность по выплате налога на добавочную стоимость. Давайте разберёмся, кто и в каких случаях выплачивает налог на добавочную стоимость при аренде государственной собственности.

Если арендный договор составляется с предприятием, которое принадлежит муниципалитету, то арендатор НДС не выплачивает. В этом случае такая обязанность ложится на арендодателя.

Например, это касается бюджетных организаций, таких как школы или больницы.

То же самое происходит, когда орган регионального самоуправления подтверждает полномочия своей организации, но при этом сам арендодателем не считается.

А вот в случае, если организация арендует владения непосредственно у муниципалитета, то она становится агентом. Следовательно, на неё ложатся обязанности по выплате НДС.

Арендуемые предметы можно передавать в пользование другим компаниям. Такая форма отношений называется субарендой.

Налоговый агент обязуется оплатить пошлину на добавочную стоимость в ФНС до 20 числа месяца, который следует за отчётным кварталом. Отчётность и налог выплачиваются в налоговый орган по месту нахождения арендуемого владения. Важно правильно указать статус плательщика — 02 «налоговый агент».

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается с помощью умножения налоговой базы на ставку. В 2017 году была принята ставка 18/118, ею надо пользоваться при учете оплаты.

В случае, если налог на добавочную стоимость включен в оплату за временное пользование, то формула следующая: НДС при аренде муниципального имущества рассчитывается как произведение стоимости платы за аренду с учётом налога и ставки 18/118.

Рассмотрим на примере. Допустим, частный предприниматель арендует недвижимость у муниципалитета за 67 тыс. рублей. Следовательно, 67 000 :118х118=10 220 рублей. Исходя из этого, 56 780 рублей компания перечисляет в качестве арендной платы государственному органу, а 10 220 рублей уходят в бюджет в качестве налога.

Ту сумму, которую организация платит в качестве налога на добавочную стоимость можно вычесть из общего, который начисляется по остальным объектам налогообложения. Чтобы оформить вычет необходимо:

  1. Арендованную собственность использовать в том виде деятельности, которое облагается по закону пошлиной.
  2. Организация должна являться агентом.
  3. У арендатора должны быть на руках платёжные документы об уплате и счёт-фактура.
  4. Счёт-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок.

В случае, если объект арендован для осуществления предпринимательской деятельности, которая будет реализоваться на территории иностранного государства, то вычет произведён не будет.

Читайте также:  Как определить стоимость акций при реорганизации - все о налогах

Счёт-фактура

Счёт-фактура является одним из основных документов при арендных отношениях. Именно по нему осуществляется расчёт пошлины на добавочную стоимость и производится последующий вычет. Что указывается в документе:

  1. Полная сумма платы за аренду, указанная в договоре.
  2. Строка с указанием пошлины на добавочную стоимость.
  3. Назначение бумаги — договор о временном пользовании предметами владения, принадлежащего органам власти.
  4. Реквизиты организации-арендатора.

Счёт-фактура составляется в двух экземплярах. Одна бумага хранится у арендатора, она считается основанием для получения вычета. Её нужно занести в книгу покупок.

Второй экземпляр выдаётся арендодателю и вносится в книгу продаж с пометкой о выплате денег агентом. Эти записи нужно вносить в книгу только после того, как была отдана арендная плата.

Счёт-фактура оформляется в течение 5 дней после выплаты арендной суммы. После проведения всех выплат в налоговый орган подаётся декларация.

Если досконально изучить законодательство, то аренда имущества у государства может стать выгодным решением для бизнеса.

Звоните:

+7(499)755-81-96 (Москва)

Источник: https://consultantor.ru/action/arenda/munitsipalnogo-imushhestva-nds.html

Ндс с физических лиц, сдающих собственное имущество в аренду

ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И СПИ СПОКОЙНО 

«Заплати налоги и спи спокойно» — так звучала социальная реклама Федеральной службы налоговой полиции, затем Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы с 1997 по 2011 годы. Как это ни странно, но граждане в очередной раз поверили государству, и даже выразили готовность платить в бюджет НДФЛ с доходов, полученных от сдачи собственного недвижимого имущества в аренду.

С одной стороны, такой собственник принимал на себя повышенные налоговые обязательства (13%), хотя мог зарегистрироваться в качестве индивидуальной предпринимателя и уплачивать налог при применении УСНО с объектом налогообложения «доходы» (6%). При этом собранные суммы подоходного налога оставались в региональных и в местных бюджетах, что несколько увеличивало шансы на финансирование социальной инфраструктуры (школ, детских садов, больниц, дорог и т. д.).

С другой стороны, гражданин, получивший статус рантье, освобождался от утомительных бюрократических процедур, связанных с бухгалтерской, налоговой и прочей отчетностью, ведь сумма налога автоматически удерживалась арендатором (налоговым агентом) из платы за помещение и сразу же перечислялась в бюджет. При наличии долгосрочной аренды помещения (под магазин, например) или сдаче квартиры внаем на длительный срок, да еще с отнесением всех платежей, текущих проблем и забот на арендатора, у собственника появлялась финансовая стабильность и уверенность в своем светлом будущем.

Государство тоже не оставалось внакладе, т. к. не несло лишних затрат на администрирование, и даже получало взамен стабильные показатели по сбору НДФЛ с данной категории налогоплательщиков.

В целом, перефразируя одного английского классика, процесс извлечения максимума молока при минимуме мычания устраивал все заинтересованные стороны. В итоге даже самые консервативные аудиторы рекомендовали своим клиентам, заинтересованных в осуществлении деятельности по коду ОКВЭД 70.20, схему «НЛФЛ 13 %» как юридически безупречную.

ПОБЕДА ЗДРАВОГО СМЫСЛА НАД ВЕДОМСТВЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ   

Первый неприятный «звонок» прозвучал уже в конце 90-х, когда московские фискалы начали пристально приглядываться к местным домовладельцам, сдающим «в белую» свои квартиры, и требовать от них регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, а в ином случае обещая всяческие кары административного характера.

Источник: https://zakon.ru/comment/417400

Как учесть аренду имущества у государства? (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 04.09.2016

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ «МИАН», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование. 

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п.

5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99).

Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате». 

НДС при аренде офиса 

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (Письмо Минфина России от 23 июля 2012 г. N 03-07-15/87).

При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

— если сумма НДС не выделена и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;

— если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;

— если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в таблице 1. 

Таблица 1 

Расчет НДС 

Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое — у субъекта РФ. 

Договор заключен

Цена одного месяца аренды по договору

Дополнительные условия договора об НДС

Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет

Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю

С муниципалитетом

100 000 руб.

Арендатор уплачивает НДС самостоятельно

18 000 руб.

(100 000 руб. x 18%)

100 000 руб.

С субъектом РФ

118 000 руб., включая НДС

НДС включен в сумму арендной платы

18 000 руб.

(118 000 руб. x 18/118)

100 000 руб.

(118 000 руб. — 18 000 руб.)

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур плательщиками НДС, — 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г.

N 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент.

Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (Письмо ФНС России от 12 августа 2009 г. N ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (Письмо ФНС России от 13 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС арендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержала и уплатила НДС.

Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (Письма Минфина России от 26 января 2015 г. N 03-07-11/2136, ФНС России от 12 августа 2009 г.

Читайте также:  В платежке по взносам за себя ип ставит статус «09» - все о налогах

N ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы. 

Налог на прибыль при аренде офиса 

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример. Организация арендует офис, находящийся в государственной собственности. Стоимость имущества составляет 1 500 000 руб.

Ежемесячная сумма арендной платы — 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.

В учете организации операцию по аренде следует отразить следующим образом:

На дату получения имущества в аренду:

Дебет 001

— 1 500 000 руб. — стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

Дебет 26 (44) Кредит 76

— 500 000 руб. — отражена плата за аренду помещений без учета НДС (590 000 — 90 000);

Дебет 19 Кредит 76

— 90 000 руб. — отражен НДС с суммы арендной платы;

Дебет 76 Кредит 68/НДС

— 90 000 руб. — начислен к уплате в бюджет НДС, удержанный с дохода арендодателя;

Дебет 76 Кредит 51

— 500 000 руб. — перечислена арендная плата без НДС;

Дебет 68/НДС Кредит 51

— 90 000 руб. — перечислен в бюджет НДС, исчисленный и удержанный с арендной платы организацией;

Дебет 68/НДС Кредит 19

— 90 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом;

Кредит 001

— 1 500 000 руб. — списана стоимость возвращенного арендодателю имущества. 

УСН 

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст.

161 НК РФ, Письмо Минфина России от 24 сентября 2015 г. N 03-07-11/54577).

На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (Письмо ФНС России от 12 августа 2009 г. N ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). 

Книга продаж и декларация по НДС 

Организация на УСН, не являющаяся плательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и разд. 9 налоговой декларации по НДС.

Налоговый агент — организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп.

2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, Письма ФНС России от 30 января 2015 г. N ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. N ГД-4-3/5880@). 

Аренда земельных участков 

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н). Аналогичная позиция представлена в Письме Минфина России от 2 декабря 2011 г. N 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.

7 Приложения N 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, п. п. 4.78, 4.

85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС.

Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения.

После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности. 

НДС при аренде участка 

По общему правилу исходя из нормы п. 3 ст. 161 Налогового кодекса арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. ст.

42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ.

 

Налог на прибыль организаций при аренде участка 

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст.

257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст.

257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-00-08/65).

Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу N А27-21660/2012). 

Пример. Организация арендует земельный участок. Он используется в основной производственной деятельности. Согласно договору аренды ежемесячная плата за землю составляет 100 000 руб.

, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Фирма применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

В учете компании операции по аренде участка, находящегося в муниципальной собственности, следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

Дебет 20 (44) Кредит 76

— 100 000 руб. — отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

Дебет 76 Кредит 41

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата по договору аренды. 

Пример. И еще один пример. Фирма арендует земельный участок у муниципалитета. Участок, согласно сметной документации, предназначен для строительства собственными силами объекта недвижимости.

Согласно договору арендная плата уплачивается ежемесячно в размере 100 000 руб., расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Для целей налогообложения прибыли компания для учета доходов и расходов применяет метод начисления.

В учете плату за аренду следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока проектирования и строительства объекта недвижимости:

Дебет 08-3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 76

— 100 000 руб. — включена в состав капитальных вложений арендная плата за текущий месяц в части земельного участка, занятого под строительство;

Дебет 76 Кредит 51

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата.

Ежемесячно после окончания строительства и принятия здания в состав ОС:

Дебет 20 (44) Кредит 76

— 100 000 руб. — отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

Дебет 76 Кредит 41

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата по договору аренды.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19937

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]