Минфин хочет закрыть налоговые схемы при реорганизации — все о налогах

Минфин предложил план «донастройки» налоговой системы

Основные направления налоговой политики, которые подготовил Минфин, повторяют уже известные меры по донастройке фискальной системы. Но несколько изменений, касающихся борьбы с «незаконной оптимизацией», насторожили экспертов

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Минфин разработал и направил в Госдуму ежегодный программный документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (*.pdf). В понедельник, 9 июля, он будет обсуждаться на парламентских слушаниях.

Среди предлагаемых налоговых изменений немало того, что уже было обнародовано, остальное — положительные для налогоплательщиков либо чисто технические моменты.

Изначально финансовое ведомство готовило документ на август, но руководство Думы решило провести обсуждение на месяц раньше, говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.

Говоря о мерах налоговой политики, Минфин подчеркивает долгосрочность новых правил, которые должны вступить в силу с 1 января 2019 года.

В документе звучат уже известные решения — повышение ставки НДС с 18 до 20% и сохранение льготных ставок НДС на основные социально значимые товары и услуги, фиксация на постоянной основе общей ставки тарифов страховых взносов на уровне 30% (включая 22% — на обязательное пенсионное страхование), отмена налога на движимое имущество, новая методика расчета кадастровой стоимости жилья, введение спецрежима для самозанятых граждан. Все это, «учитывая высокое искажающее влияние и болезненность [для бизнеса] налогов на труд соответствует логике такой донастройки», пишет Минфин.

Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, последние четыре года оставались примерно на одном уровне — в диапазоне 30–31% ВВП. Основную долю здесь традиционно составляют нефтегазовые доходы — НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты).

Налоговый потенциал регионов

В части поддержки регионов Минфин предлагает продлить норму, согласно которой зачисления суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет осуществляются по ставке 3%, а в бюджеты субъектов — 17% (раньше было распределение 2 и 18% соответственно).

Целью этой схемы является распределение одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов. Изначально такое правило было установлено на 2017–2020 годы. В «Основных направлениях» предлагается продлить эту норму до 2024 года включительно в рамках стимулирования роста налогового потенциала регионов.

Вместе с тем Минфин предлагает выделять субъектам, которые покажут наивысшие темпы роста налогового потенциала, ежегодные гранты в объеме 20 млрд руб.

Важной для бюджетов всех уровней станет также систематизация неналоговых платежей, дискуссия о которых длится с начала 2016 года. Как следует из документа, в 2017 году неналоговая нагрузка на экономику (сборы и неналоговые платежи, уплачиваемые организациями и предпринимателями в бюджеты) составила 0,79% ВВП (0,74% в 2016 году) при общей фискальной нагрузке 31,08% ВВП.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50.

В правительстве определились, что часть платежей, обладающих признаками налогов, будет перенесена в Налоговый кодекс, для остальных же появится закрытый перечень с едиными правилами регулирования.

В «Основных направлениях» не сказано, о каких платежах идет речь, но, согласно предварительной версии документа, с которой ознакомился РБК, основные «претенденты» следующие: плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (система «Платон»), курортный и экологический сборы, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, платежи за предоставление сведений из госреестров, плата за приобретение акцизных марок, патенты, плата за проезд с иностранных транспортных средств, а также платежи за регистрацию селекционных достижений.

Впрочем, окончательное решение все еще не принято, отмечали собеседники РБК, знакомые с ходом обсуждения.

Полезные корректировки

Власти определились со сроками проведения камеральных проверок, следует из приложения к документу. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предлагал сократить его до месяца с нынешних трех, но ФНС была против.

Согласно предложению Минфина, новые сроки проверки составят максимум два месяца с возможностью продления до трех по решению руководителя налогового органа.

«С введением в строй системы АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС) камеральные проверки по НДС для налоговой службы драматически упростились. Налоговые инспекторы практически в режиме онлайн понимают, кому отказать в вычете НДС, а кому нет.

В особо сложных случаях, конечно, необходимо проводить осмотры территорий, но чисто для бумажной работы по составлению акта проверки двух месяцев более чем достаточно», — считает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.

Также предлагается освободить от ответственности тех, кто не заплатил вовремя налоги, но сам исправил ошибку, не исказив при этом налоговую отчетность. По словам Успенского, такая поправка будет полезна и востребована многими добросовестными налогоплательщиками.

«Порой случаются ошибки и сбои при перечислении налогов в бюджет, и достаточно часто это лишь технические нестыковки или человеческий фактор. Ошибку быстро находят, налоги доплачивают, хотя если смотреть формально, то закон был нарушен», — говорит он.

Сейчас, по словам юриста, задержка с платежом на пару дней грозит серьезным штрафом, даже если компания вовремя опомнилась и доплатила деньги.

Еще одна мера касается использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Налогоплательщиков, которые ее применяют, Минфин хочет освободить от обязанности предоставлять товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России.

Эта мера, по мнению руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра Овеснова, выглядит отчасти революционной.

«На практике именно с этим документом у налогоплательщиков возникают сложности при подтверждении нулевой ставки по НДС, так как в большинстве случаев они зависят от действий своих покупателей, которые должны им вернуть экземпляры соответствующих документов», — говорит он.

Юрист отмечает, что пока не вполне понятно, как будет работать новый механизм, поскольку без фактического подтверждения вывоза высок риск злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков.

Самым вероятным является обмен соответствующей информацией между налоговой и таможенной службами, считает Успенский.

«Хотя до сих пор ФНС и ФТС России не объединены в единую службу, между ними налажен достаточно прочный информационный объем.

Нет смысла утруждать коммерсантов нести в налоговую документы с таможенными отметками, когда их достаточно получить в рамках межведомственного обмена. А нагрузку на бизнес это снимет», — говорит эксперт.

Поле для злоупотреблений

Согласно действующим нормам НК, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму подтвержденных налоговых убытков присоединенных организаций. Теперь же предлагается внести в законодательство специальную норму, исключающую возможность такого присоединения «в целях незаконной налоговой оптимизации».

Использование этого термина эксперты считают некорректным.

«В большинстве случаев такие операции осуществляются в результате внутрихолдинговых реорганизаций, то есть когда у налогоплательщика нет никакой «стоимости приобретения», при этом основной целью такой реорганизации являются не налоговые последствия, а хозяйственные — например, оптимизация структуры группы компаний», — говорит Овеснов.

Читайте также:  Какой предел вычетов по ндфл в 2018 году? - все о налогах

«Если компания понесла реальные убытки и ее решено продать, то почему ими не может воспользоваться новая компания, даже если она приобрела эту фирму за копейки? Вряд ли это можно назвать оптимизацией; с экономической точки зрения это скорее приведет к безосновательному обогащению государства», — считает руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Кроме того, Минфин предлагает наделить налоговые органы правом самостоятельного исчисления НДФЛ, в случае если налогоплательщик не подал самостоятельно декларации при продаже недвижимого имущества.

По мнению Овеснова, это также может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, поскольку в настоящее время в случае владения проданной недвижимостью свыше трех лет (или пяти лет, если недвижимость была приобретена после 1 января 2016 года) налогоплательщик освобожден от предоставления декларации.

«Добросовестный налогоплательщик может предполагать, что им соблюдены соответствующие условия. При этом проверить соблюдение сроков во многих случаях невозможно без участия налогоплательщика и анализа имеющихся у него документов, связанных с этой недвижимостью», — отмечает юрист.

В целом, исходя из текста «Основных направлений», которые будут обсуждаться на парламентских слушаниях, главная задача правительства — продемонстрировать, что никаких других существенных изменений в налоговое законодательство, кроме уже озвученного повышения НДС на 2 п.п., налогоплательщиков не ждет, говорит Вадим Зарипов. «Но именно продемонстрировать, потому что на самом деле изменения есть и будут, и довольно существенные для налогоплательщиков», — полагает юрист.

Источник: https://finovosti.ru/news/politika/minfin-predlozhil-plan-donastroyki-nalogovoy-sistemy

Реорганизация налоговых органов будет реорганизована

В налоговых органах происходит масштабная реорганизация структуры, что очень бурно обсуждается в различных форумах налоговиков.

Сразу обращу внимание на тот факт, что реорганизация происходит только в территориальных и межрайонных инспекциях. Об изменении структуры в межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам и управлениях по субъектам не чего не известно.

Итак, какие же придуманы изменения в этот раз?

В этот раз, видимо в связи с огромным сокращением, происходит «укрупнение» налоговых инспекций и их отделов.

С первым все понятно, это действие настолько же просто насколько и глупо.

Так с целью «укрупнения» налоговых инспекций несколько инспекций порой находящихся друг от друга настолько далеко, что наверно даже и не когда не слышали друг о друге, объединяют в одну (межрайонную) инспекцию.

  На месте прежних инспекций образуются так называемые ТОРМы, которые представляют собой филиалы новой межрайонной инспекции.

Вопрос удаленности ТОРМов от межрайонной инспекции не кем не рассматриваются, видимо в ТОРМах будут собачьи упряжки, что бы можно было добраться до руководства. Но в некоторых регионах начальники межрайонок поняли неудобство работы на таком дальнем расстояние, ведь подчиненного по телефону не «отстирать» хорошенько. Поэтому они упразднили ТОРМы и теперь за собачьими упряжками пошли налогоплательщики.

Со вторым действием – объединением отделов, все куда более сложно и запутано. Объединять будут следующие отделы:

  • отдел налогового аудита с юридическим отделом;
  • отдел камеральных проверок физических лиц с отделом камеральных проверок юридических лиц, а потом получившийся отдел делят по новому на отдел камеральных проверок федеральных налогов и отдел камеральных проверок региональных и местных налогов;
  • отдел ввода с отделом информационных технологий;
  • бухгалтерию с отделом канцелярии;
  • отдел работы с налогоплательщиками с отделом анализа;
  • а так же появиться новый отдел – отдел истребования документов, чем он отличается от старого доброго отдела встречных проверок мне не понятно. По всей вероятности, что они теперь в довесок будут штрихкодить документы.

В связи с этим, мне было бы интересно услышать объяснение, что общего у бухгалтерии и канцелярии? у отдела работы с налогоплательщиками и отдела анализа? у отдела ввода и отдела информационных технологий?

Зато, наконец, искоренят верх бюрократического извращения и предел проявления политики человеколюбия – отдел налогового аудита. Это единственный отдел, который отказывался понимать, что они сотрудники налогового органа и потому должны отстаивать позицию налогового органа, так как это им выгодно.

В итоге, в налоговых органах должна получиться структура, состоящая на 50% из контрольного блока и на 50% из прочих отделов. Учитывая, что ФНС России это все-таки контрольный орган я считаю это правильным. Однако, как все это происходит, и преподноситься кроме как кавардаком не назовешь.

Ну а теперь самое страшное господа налоговые инспектора…

Вся бы эта реформа-реорганизация нечего, но ведь ее начал-то кто? М.Мокрецов, а теперь руководителем ФНС России стал Михаил Мишустин. Думаю когда он пришел, все поняли, что реорганизация будет тоже реорганизована и М.Мишустин не заставил долго ждать.

Так в сообщении на pravo.ru приводиться следующая цитата слов М.Мишустина:

«Мы сейчас будем корректировать структуру с точки зрения, в том числе, создания специальных управлений по прямым и косвенным налогам. Мы думаем также о ресурсных платежах. Мы думаем обязательно оставить такое направление, как досудебный аудит, и все, что с ним связано».

Что-то его слова мне напоминают старую структуру  МНС России, которая была еще в те года, когда Мишустин был заместителем министра МНС России. Но это я думаю первая ласточка, скоро он еще сюрпризов выдаст.

Ладно, на неделе заеду к Гаранту на огонек, пусть пояснит мне суть реорганизации и вообще, что в стране происходит… пусть расскажет…

Источник: https://blogfiscal.info/?p=463

У минфина есть план «донастройки» налоговой системы

Главные направления налоговой политики, которые составил Минфин, повторяют уже известные меры по донастройке фискальной системы. Но несколько изменений, касающихся борьбы с «незаконной оптимизацией», насторожили экспертов.

Минфин разработал и направил в Госдуму ежегодный программный документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (*.pdf). В понедельник, 9 июля, он будет обсуждаться на парламентских слушаниях.

Среди предлагаемых налоговых изменений немало того, что уже было обнародовано, остальное — положительные для налогоплательщиков либо чисто технические моменты.

Изначально финансовое ведомство готовило документ на август, но руководство Думы решило провести обсуждение на месяц раньше, говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.Говоря о мерах налоговой политики, Минфин подчеркивает долгосрочность новых правил, которые должны вступить в силу с 1 января 2019 года.

В документе звучат уже известные решения — повышение ставки НДС с 18 до 20% и сохранение льготных ставок НДС на основные социально значимые товары и услуги, фиксация на постоянной основе общей ставки тарифов страховых взносов на уровне 30% (включая 22% — на обязательное пенсионное страхование), отмена налога на движимое имущество, новая методика расчета кадастровой стоимости жилья, введение спецрежима для самозанятых граждан. Все это, «учитывая высокое искажающее влияние и болезненность [для бизнеса] налогов на труд соответствует логике такой донастройки», пишет Минфин.Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, последние четыре года оставались примерно на одном уровне — в диапазоне 30–31% ВВП. Основную долю здесь традиционно составляют нефтегазовые доходы — НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты).

Налоговый потенциал регионов

В части поддержки регионов Минфин предлагает продлить норму, согласно которой зачисления суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет осуществляются по ставке 3%, а в бюджеты субъектов — 17% (раньше было распределение 2 и 18% соответственно).

Целью этой схемы является распределение одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов. Изначально такое правило было установлено на 2017–2020 годы. В «Основных направлениях» предлагается продлить эту норму до 2024 года включительно в рамках стимулирования роста налогового потенциала регионов.

Читайте также:  Каковы страховые взносы на опс в 2017-2018 годах? - все о налогах

Вместе с тем Минфин предлагает выделять субъектам, которые покажут наивысшие темпы роста налогового потенциала, ежегодные гранты в объеме 20 млрд руб.Важной для бюджетов всех уровней станет также систематизация неналоговых платежей, дискуссия о которых длится с начала 2016 года.

Как следует из документа, в 2017 году неналоговая нагрузка на экономику (сборы и неналоговые платежи, уплачиваемые организациями и предпринимателями в бюджеты) составила 0,79% ВВП (0,74% в 2016 году) при общей фискальной нагрузке 31,08% ВВП.Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50.

В правительстве определились, что часть платежей, обладающих признаками налогов, будет перенесена в Налоговый кодекс, для остальных же появится закрытый перечень с едиными правилами регулирования.

В «Основных направлениях» не сказано, о каких платежах идет речь, но, согласно предварительной версии документа, с которой ознакомился РБК, основные «претенденты» следующие: плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (система «Платон»), курортный и экологический сборы, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, платежи за предоставление сведений из госреестров, плата за приобретение акцизных марок, патенты, плата за проезд с иностранных транспортных средств, а также платежи за регистрацию селекционных достижений.Впрочем, окончательное решение все еще не принято, отмечали собеседники РБК, знакомые с ходом обсуждения.

Полезные корректировки

Власти определились со сроками проведения камеральных проверок, следует из приложения к документу. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предлагал сократить его до месяца с нынешних трех, но ФНС была против.

Согласно предложению Минфина, новые сроки проверки составят максимум два месяца с возможностью продления до трех по решению руководителя налогового органа. «С введением в строй системы АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС) камеральные проверки по НДС для налоговой службы драматически упростились.

Налоговые инспекторы практически в режиме онлайн понимают, кому отказать в вычете НДС, а кому нет. В особо сложных случаях, конечно, необходимо проводить осмотры территорий, но чисто для бумажной работы по составлению акта проверки двух месяцев более чем достаточно», — считает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.

Также предлагается освободить от ответственности тех, кто не заплатил вовремя налоги, но сам исправил ошибку, не исказив при этом налоговую отчетность. По словам Успенского, такая поправка будет полезна и востребована многими добросовестными налогоплательщиками.

«Порой случаются ошибки и сбои при перечислении налогов в бюджет, и достаточно часто это лишь технические нестыковки или человеческий фактор. Ошибку быстро находят, налоги доплачивают, хотя если смотреть формально, то закон был нарушен», — говорит он.

Сейчас, по словам юриста, задержка с платежом на пару дней грозит серьезным штрафом, даже если компания вовремя опомнилась и доплатила деньги.Еще одна мера касается использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров.

Налогоплательщиков, которые ее применяют, Минфин хочет освободить от обязанности предоставлять товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России. Эта мера, по мнению руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра Овеснова, выглядит отчасти революционной.

«На практике именно с этим документом у налогоплательщиков возникают сложности при подтверждении нулевой ставки по НДС, так как в большинстве случаев они зависят от действий своих покупателей, которые должны им вернуть экземпляры соответствующих документов», — говорит он.

Юрист отмечает, что пока не вполне понятно, как будет работать новый механизм, поскольку без фактического подтверждения вывоза высок риск злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков.Самым вероятным является обмен соответствующей информацией между налоговой и таможенной службами, считает Успенский. «Хотя до сих пор ФНС и ФТС России не объединены в единую службу, между ними налажен достаточно прочный информационный объем. Нет смысла утруждать коммерсантов нести в налоговую документы с таможенными отметками, когда их достаточно получить в рамках межведомственного обмена. А нагрузку на бизнес это снимет», — говорит эксперт.

Поле для злоупотреблений

Согласно действующим нормам НК, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму подтвержденных налоговых убытков присоединенных организаций. Теперь же предлагается внести в законодательство специальную норму, исключающую возможность такого присоединения «в целях незаконной налоговой оптимизации». Использование этого термина эксперты считают некорректным.

«В большинстве случаев такие операции осуществляются в результате внутрихолдинговых реорганизаций, то есть когда у налогоплательщика нет никакой «стоимости приобретения», при этом основной целью такой реорганизации являются не налоговые последствия, а хозяйственные — например, оптимизация структуры группы компаний», — говорит Овеснов.

«Если компания понесла реальные убытки и ее решено продать, то почему ими не может воспользоваться новая компания, даже если она приобрела эту фирму за копейки? Вряд ли это можно назвать оптимизацией; с экономической точки зрения это скорее приведет к безосновательному обогащению государства», — считает руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Кроме того, Минфин предлагает наделить налоговые органы правом самостоятельного исчисления НДФЛ, в случае если налогоплательщик не подал самостоятельно декларации при продаже недвижимого имущества.

По мнению Овеснова, это также может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, поскольку в настоящее время в случае владения проданной недвижимостью свыше трех лет (или пяти лет, если недвижимость была приобретена после 1 января 2016 года) налогоплательщик освобожден от предоставления декларации.

«Добросовестный налогоплательщик может предполагать, что им соблюдены соответствующие условия. При этом проверить соблюдение сроков во многих случаях невозможно без участия налогоплательщика и анализа имеющихся у него документов, связанных с этой недвижимостью», — отмечает юрист.

В целом, исходя из текста «Основных направлений», которые будут обсуждаться на парламентских слушаниях, главная задача правительства — продемонстрировать, что никаких других существенных изменений в налоговое законодательство, кроме уже озвученного повышения НДС на 2 п.п., налогоплательщиков не ждет, говорит Вадим Зарипов. «Но именно продемонстрировать, потому что на самом деле изменения есть и будут, и довольно существенные для налогоплательщиков», — полагает юрист.

Читайте также:  Сколько процентов от зарплаты оплачивать по больничному? - все о налогах

Источник: https://zelv.ru/ekonomika/82334-u-minfina-est-plan-donastroyki-nalogovoy-sistemy.html

Департамент общего аудита по вопросу учета взаимного НДС при реорганизации в форме присоединения

14.04.2014

Ответ

В силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном статьей 50 НК РФ.

В силу пункта 5 статьи 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

Согласно пункту 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Пунктом 3 статьи 50 НК РФ установлено, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом нами случае исполнение обязанности по уплате налогов за дочерние компании после окончания процедуры реорганизации возлагается на Организацию.

Данные вычеты производятся правопреемником после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата (пункт 4 статьи 162.1 НК РФ).

При этом согласно пункту 5 статьи 162.

1 НК РФ в общем случае реорганизации организации, подлежащие учету у правопреемника суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником этой организации в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Данные вычеты производятся правопреемником реорганизованной организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником этой организации.

В целях настоящей главы не признается оплатой товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиком права требования правопреемнику при реорганизации организации.

При переходе права требования от реорганизованной организации к правопреемнику налоговая база определяется правопреемником, получающим право требования, в момент определения налоговой базы в соответствии с порядком, установленным статьей 167 НК РФ, с учетом положений, предусмотренных подпунктами 2 — 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 162 НК РФ (пункт 6 статьи 162.1 НК РФ).

В случае реорганизации организации положения, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником реорганизованной организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной организации (пункт 7 статьи 162.1 НК РФ).

При передаче правопреемнику товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы налога были приняты реорганизованной организацией к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной организацией (пункт 8 статьи 162.1 НК РФ, подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ).

В случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника суммы налога, которые в соответствии со статьями 176 и 176.

1 НК РФ подлежат возмещению, но не были до момента завершения реорганизации возмещены реорганизованной организацией, возмещаются правопреемнику в порядке, установленном главой 21 НК РФ (пункт 9 статьи 162.1 НК РФ).

Как видно из положений статьи 162.1 НК РФ, приведенные особенности налогообложения НДС не содержат отдельных норм, регулирующих порядок налогообложения при встречных расчетах между реорганизуемыми юридическими лицами.

Специальные положения, в отношении НДС при встречных расчетах, отсутствуют не только в статье 162.1 НК РФ, но также и в самом НК РФ.

В связи с чем, можно предположить, что приведенный порядок в статье 162.1 НК РФ действует и в рассматриваемой ситуации.

Аргументом в пользу такого подхода могут служить, на наш взгляд, положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Учитывая вышесказанное, рассмотрим возможные спорные моменты, которые могут возникнуть у Организации-правопреемника.

Как было указано выше, согласно пункту 5 статьи 162.

1 НК РФ в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником этой организации в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производятся правопреемником реорганизованной организации на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) правопреемником этой организации.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные реорганизованной организации по приобретенным товарам (работам, услугам), принимаются к вычету правопреемником только после фактической уплаты этих сумм налога продавцам. Произвести оплату может как реорганизованная организация, так и правопреемник.

В рассматриваемой ситуации, в случае, если до момента реорганизации дочерняя компания не рассчиталась по своим обязательствам, может возникнуть вопрос о том, что НДС не был оплачен.

В соответствии со статьей 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Обязательство может быть прекращено как надлежащим исполнением, например, оплатой денежными средствами, так и совпадением должника и кредитора в одном лице (статьи 408, 413 ГК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в рассматриваемом случае, оплата денежными средствами не производилась, вследствие прекращения обязательства совпадением должника и кредитора, НДС, по нашему мнению, будет считаться оплаченным.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, Организация-правопреемник вправе принять к вычету НДС, предъявленный дочерней компании самой Организацией при реализации последней товаров (работ, услуг).

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-ucheta-vzaimnogo-nds-pri-reorganizatsii-v-forme-prisoedineni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]