Силуанов: налоги повышать не будем
О сбалансированности бюджета и новом 3-летнем бюджете, налогах и ценах на нефть рассказал в интервью министр финансов России Антон Силуанов на экономическом форуме в Сочи.
Минфин не планирует пересматривать цену на нефть, заложенную в трехлетний бюджет, из-за решения ОПЕК пересмотреть квоты. Об этом в эксклюзивном интервью рассказал глава ведомства Антон Силуанов.
— Антон Германович, одна из актуальных тем, обсуждаемых на форуме, — это несбалансированность российского бюджета. Как вы собираетесь решать эту проблему, учитывая то, что новый бюджет должен быть представлен в новую Государственную думу 01 ноября?- Да, действительно, правительство уже завершает работу над проектом бюджета, определены основные параметры трехлетки. Они заключаются в том, что мы каждый год будем сокращать разбалансировку бюджета, которая произошла в результате снижения цен на нефть, а доля нефтегазовых доходов у нас составляла более 40% всех доходов бюджета. Потому бюджет должен быть приведен с соответствие с теми возможностями, которые есть. Это первое. Для этого мы сокращаем дефицит бюджета каждый год. Предусмотрено снижение разбалансировки на 1%, с тем чтобы привести баланс бюджета к 19-му году на уровне примерно 1%. Это абсолютно приемлемый размер. В этой связи мы не предусматриваем серьезного изменения тех объемов расходов, которые сложились в 16-м году. И все решения, которые необходимы по стимулированию экономики, все решения, которые необходимы по поддержке наших социально незащищенных слоев населения, все меры, которые нам необходимы будет реализовать, будем укладывать в те предельные возможности, которые есть. Для чего это делается? Для того чтобы снижать дефицит, для того чтобы меньше брать ресурсов из экономики и распределять их через бюджет. Таким образом, оставлять больше средств для экономического развития. Это абсолютно правильная политика. Мы не собираемся повышать налоги, что очень важно. Потому что были различные разговоры об этом, но, еще раз повторяюсь, правительство приняло решение не принимать решение об увеличении налоговой нагрузки на ближайшую трехлетку. Это принципиально важно для бизнеса.
— Насколько консервативным этот бюджет будет?
— Бюджет составлен исходя из цены на нефть 40 долларов за баррель. Считаем, что это действительно сбалансированное решение, сегодня цена несколько подросла, в том числе исходя из-за решения заморозки странами ОПЕК добычи нефти. Посмотрим, как дальше будет развиваться ситуация.
— Исходя из решения ОПЕК Минфин будет пересматривать прогнозные цены на нефть?
— Прогнозная цена на нефть как была, так и остается, 40 долларов за баррель. Если мы увидим большие показатели цены на нефть и больше соответственно ресурсов можем привлечь, тогда будем сокращать траты резервов, резервных фондов или говорить об изменении объемов заимствований на внутреннем и внешних рынках.
— По вашим прогнозам, долго ли продлится такая ситуация на рынке нефти?
— Посмотрим, все будет зависеть от жестких намерений выполнять те решения, которые приняты странами ОПЕК, это раз. И второе: все будет зависеть от того, как будут чувствовать себя проекты сланцевой добычи нефти в более уже высоких уровнях цен на нефть. Если цена поднимется до 40-50, то соответственно это даст возможность уже добывать с учетом рентабельности именно сланцевую нефть, а именно сланцевая добыча последнего периода привела к тому, что дополнительные объемы нефти стали поступать на рынок и цена на нефть стала идти вниз. Это первое соображение по нефти. Второе: конечно, все зависит от мировой экономики. Насколько динамика мировой экономики, а пока мы видим темпы ее снижаются, насколько мировой спрос на нефть будет влиять на цену, на спрос в этой части. Поэтому много факторов, но нам при формировании бюджета необходимо учитывать исключительно консервативный и взвешенный подход, не надеясь на то, что вдруг улучшатся внешние условия и вдруг появится дополнительный доход. Этого может не произойти, поэтому в своей политике мы должны быть умеренно консервативными.
— Если заговорили про нефть, каковы ваши планы по налогообложению нефтяников и газовиков?
— Вы знаете, много, действительно, обсуждалось вокруг этого вопроса, много было предложений.
Мы договорились о том, что уровень налогообложения нефтяной отрасли сохранится примерно в размере текущего года, как в текущем году уровень изъятия порядка 150 миллиардов рублей дополнительных средств нефтяники платят по сравнению с тем, что было в предыдущие годы.
Примерно в реальном выражении он останется на тех уровнях, что касается газовой отрасли, то, действительно, мы также предлагаем несколько уточнить наше налогообложение основной нашей компании – «Газпром». Сохранив уровень изъятий из газовой отрасли чуть выше текущего года.
Это ни в коем случае не должно сказаться на результатах компании, с одной стороны. С другой стороны, мы рассчитываем на более эффективное использование тех ресурсов, которые есть как у газовых компании, так и у нефтяных компаний. Поскольку видим, есть еще возможность для повышения эффективности инвестрасходов, лучшим использованием тех финансовых ресурсов, которые аккумулирует компания.
Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/75678
Минфин предложил повысить все основные налоги, правительство обещало подумать
Правительство продолжает обсуждение параметров бюджета на ближайшую трехлетку, предложения Минфина, направленные на мобилизацию дополнительных доходов, не приняты, заявил «Интерфаксу» первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Предложения Минфина и других министерств приняты не были, работа продолжается», — сказал Шувалов, комментируя итоги последнего совещания по бюджету.
Министерство финансов в числе предложений по повышению доходов бюджета предлагает подумать о повышении на один процент всех ключевых налогов, включая налог на доходы физлиц, НДС и налог на прибыль.
Еще одна идея — не платить пенсии работающим пенсионерам.
Предложения, как написала утром в среду газета «Ведомости» со ссылкой на ряд источников в федеральных ведомствах, обсуждались на совещании Игоря Шувалова в понедельник.
За три следующих года Минфин планирует дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн рублей. Повышение всех налогов — это не предложение, а идея для обсуждения, заявил один из собеседников издания. Цена вопроса ощутима: дополнительный один процент главных налогов принесет в бюджет от 170 до 324 млрд рублей.
Оцениваются и более радикальные изменения, знают источники «Ведомостей». Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение — поднять единую ставку НДФЛ до 15-16% и ввести необлагаемый минимум.
Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций.
Также Минфин предлагает собрать больше налогов с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.
Еще одна идея — не платить пенсии работающим пенсионерам, сообщили два чиновника. В прошлом году была идея отменить пенсии для тех, кто зарабатывает более 1 млн руб. в год. На сей раз речь шла о сумме либо до 500 000 руб. в год, либо до средней по стране зарплаты, а это менее 36 тысяч рублей в месяц.
Американская WSJ писала о предстоящем повышении налогов еще в мае: по данным источников газеты, произойдет это после выборов 2018 года.
Мнения опрошенных «Ведомостями» чиновников и экспертов по поводу того, какие изменения более вероятны, разошлись.
Чиновник финансов-экономического блока считает маловероятным повышение НДС и НДФЛ, но считает вероятной прогрессивную шкалу налога на доходы граждан.
Подоходный налог придется повышать — регионам остро нужны деньги, уверена Наталия Орлова из «Альфа-банка» и считает повышение подоходного налога самой простой мерой, которая к тому же даст дополнительные доходы регионам.
А другой чиновник утверждает, что ничего из предложенных мер пока даже обсуждать нельзя. По его данным, Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович были очень недовольны, что Минфин вышел с такими непроработанными предложениями.
Источник: https://www.newsru.com/finance/31aug2016/minfinsays.html
Минфин думает о повышении подоходного налога и других основных налогов
Минфин еще только рисует предложения, как закрыть бюджетный дефицит в ближайшие три года
Андрей Гордеев / Ведомости
Повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года – такой бюджетный прогноз подготовил Минфин к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова в понедельник, рассказали семь федеральных чиновников.
Всего за 2017–2019 гг. Минфин хочет дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн руб., следует из материалов министерства, с которыми ознакомились «Ведомости» (см. таблицу на стр. 04).
Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн. Минфин предлагает собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.
Мобилизация нужна, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 процентный пункт ежегодно – с 3,2% в 2017 г. до 1,2% ВВП в 2019 г. Сокращать расходы Минфин уже не может – принято решение зафиксировать их на все три года в размере 15,787 трлн руб. в год. А при планируемых доходах дыра за три года оказывается на 60% больше целевого дефицита – он возрастает еще на 3,5 трлн руб.
Мобилизационные предложения Минфина сокращают эту дыру до 1 трлн руб. И если в 2017 г. не хватает всего 40 млрд руб., то в 2019 г. – уже 649 млрд. Свободных денег (т. е.
не вложенных в инвестиционные проекты, не размещенных в банках и ВЭБе) в суверенных фондах недостаточно.
Вслед за резервным фондом в следующем году придется тратить фонд национального благосостояния, следует из расчетов Минфина, и в течение 2018 г. резервы практически исчерпываются.
Цена роста
Но у Минфина есть несколько идей, где можно поискать деньги. Это не предложения, как поднимать налоги, а идеи для обсуждения, подчеркивает федеральный чиновник. К примеру, повышение на 1 п. п. каждого из ключевых налогов – на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов – принесет бюджету от 170 млрд до 324 млрд руб.
Оцениваются и более радикальные изменения. Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум.
Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций.
Снова предлагается реформа страховых взносов: взимать их со всего зарплатного фонда полностью и по единой ставке. Сейчас работодатель платит в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 000 руб. в год, а сверх этой суммы – дополнительные 10%. В фонд социального страхования перечисляется 2,9% с годовых заработков до 670 000 руб.
, в фонд медицинского страхования – 5,1% со всех зарплат без ограничений. Изменения обернутся ростом нагрузки, особенно на отрасли с высокими заработками, что приведет к выпадению налога на прибыль и НДФЛ, признает Минфин; возрастает нагрузка и на бюджет (платит взносы за работников бюджетного сектора).
Существует риск ухода зарплат в тень, унификация базы для сбора взносов негативно повлияет на экономический рост.
В качестве компенсации на совещании предлагалось понизить общую ставку до 29% в 2018 г., а с 2019 г. – до 28%, рассказывают два чиновника. Унификация ставки до 29% без перестройки всей пенсионной системы – опасное решение, говорит один из них. Такие изменения приведут к росту нагрузки на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен другой.
В качестве альтернативы Минфин предлагает маневр – снижение взносов в обмен на повышение НДС.
Это так называемая фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ как способ стимулировать чистый экспорт в странах единого монетарного союза: снижение издержек на труд повышает конкурентоспособность экспортеров, которые не платят НДС, – нагрузка переносится на импортеров. Идея Минфина снизить страховые взносы до 20% с одновременным повышением НДС до 24% обсуждалась еще летом, напоминает федеральный чиновник.
Рост ставки НДС на 1 п. п. приносит дополнительные 220 млрд руб., подсчитал Минфин. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, а дополнительный 1 п. п. инфляции – это 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета (индексация социальных выплат). Альтернатива – отменить льготы и компенсировать их адресной социальной поддержкой малоимущих.
Поправки в законодательство, например, о страховых взносах предлагалось принять уже в 2016 г., чтобы они заработали в 2018 г., говорит один из собеседников «Ведомостей». Нужно быть готовыми к тому, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г. или с января 2019 г., сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.
Обсуждались на совещании и способы экономии – к примеру, не платить пенсии работающим пенсионерам, сообщили два чиновника. В прошлом году была идея отменить пенсии для тех, кто зарабатывает более 1 млн руб. в год.
На сей раз речь шла о сумме либо до 500 000 руб. в год, либо до средней по стране зарплаты, а это 35 824 руб. в месяц в январе – июле 2016 г.
Однако участники совещания обрушились на авторов предложения с критикой и даже упреками в человеконенавистничестве, пересказывают собеседники «Ведомостей».
Шансы невелики
Маловероятно, что будут повышены НДС и НДФЛ, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина: надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию. Более вероятны прогрессивная шкала НДФЛ с 2019 г. и завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, продолжает он.
Подоходный налог придется повышать – регионам остро нужны деньги, уверена Наталия Орлова из Альфа-банка, и самое простое для администрирования – поднять единую ставку, а не вводить прогрессивную шкалу.
При прогрессивной шкале людям придется самостоятельно декларировать доходы, предупреждал председатель Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (его интервью в понедельник опубликовало «РИА Новости»): пока ни люди, ни ФНС не готовы к этому; кроме того, подавляющее большинство богатых людей получают доходы в виде не зарплаты, а, например, дивидендов.
Ничего из предложенных мер пока даже обсуждать нельзя, категоричен один из чиновников: Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович были очень недовольны, что Минфин вышел с такими непроработанными предложениями.
Предложения по НДФЛ стародавние, говорит чиновник финансово-экономического блока.
По НДС и налогу на прибыль – тоже не новы, замечает другой чиновник: все это обсуждалось еще весной и тогда решили, что «любые подкрутки налогов вредны и несвоевременны». Поднимать такие темы сейчас нецелесообразно, резюмирует он.
В обычаях Минфина материалы приносить непосредственно перед совещанием, рассказывают два федеральных чиновника, и обязательно собирать их после.
Минфин отправили досчитывать и думать, говорят три участника совещания. Дополнительные доходы призвали искать прежде всего в администрировании (Минфин рассчитывает собрать в 2017 г. 50 млрд, в 2018 г. – 70 млрд, в 2019 г. – 74 млрд) и, когда этот резерв будет исчерпан, выдвигать иные идеи, но точно не сейчас и точно не те, что предложенные, объясняет федеральный чиновник.
Рассматривались разные предложения, но ни одно из них принято не было, отмечает представитель Минфина.
Работа над проектом бюджета не завершена, Минфин направит его в правительство только в конце сентября, продолжает он, говорить о каких-либо цифрах преждевременно, их пока нет в готовом виде.
Материалы обоснования предложений Минфина в Минэкономразвития не поступали, говорит представитель Минэкономразвития.
В секретариате Шувалова и представитель Дворковича отказались от комментариев. Никаких решений по этим вопросам не принималось, эти предложения на совещании у премьера Дмитрия Медведева не обсуждались, говорит его пресс-секретарь Наталья Тимакова.
Нужно выбирать: или повышать доходы, или сокращать расходы, иронизирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, наименьшее зло – сокращение расходов, резервы для этого велики. После кризиса 1998 г. за два года на 10 п. п. сократили расходы и ничего страшного не произошло, вспоминает Гурвич.
Но сокращать расходы Минфин особенно не может, поскольку у бюджета большие социальные обязательства и оборонные расходы, уверена Орлова: можно оптимизировать, повышать эффективность, но это требует детальной работы. Если же и повышать налоговую нагрузку, то лучше на потребление – это тоже болезненно для экономики, но не так, как повышение налога на прибыль, заключает Гурвич.
Власть может отойти от обещаний не повышать налоги, считает Владимир Тихомиров из БКС: можно же сослаться на то, что резко изменились цены на нефть, ситуация в экономике и геополитике: «Нет ничего высеченного в камне». Если все налоги поднять, можно и бездефицитный бюджет сделать, иронична Орлова.
В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Елизавета Базанова
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/08/31/655090-minfin-ndfl
Минфин рассказал о целях изменения налоговой системы :: Экономика :: РБК
Минфин рассказал о параметрах обновленной налоговой системы: она позволит не только обелить экономику, но и расширить инвестиционные ресурсы, а также сократить число налоговых проверок и улучшить меры поддержки бедных
Дмитрий Медведев и Антон Силуанов (Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС)
Министерство финансов на расширенной коллегии подвело итоги работы за 2017 год и обрисовало цели на ближайшее время: это «настройка» налоговой системы, улучшение собираемости НДФЛ и других налогов, борьба с бедностью.
Меры, принятые Минфином в прошлом году, — поддержка отраслей промышленности, укрепление бюджетной и финансовой дисциплины — позволили вернуть экономику к росту, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая коллегию.
Для укрепления роста необходимо предпринимать новые усилия, указал он. «Мы говорили о перенастройке налоговой системы, с тем чтобы она лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики.
Обсуждение всех этих вопросов должно быть продолжено», — заявил глава правительства.
Главная задача Минфина в ближайшее время — добиться ускорения экономического роста, что приведет к росту реальных доходов населения, рассказал глава ведомства Антон Силуанов. Росту экономики должна помочь настройка налоговой системы, которую власти обсуждают с прошлого года.
Силуанов в очередной раз подчеркнул, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Находиться в серой зоне бизнесу должно быть экономически невыгодно, объяснил он.
Поэтому Минфин подготовил налоговые новации, которые предусматривают «увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам министерства, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП».
1% ВВП за 2017 год — это более 900 млрд руб.
Глава Минфина не раскрыл детали предлагаемых Минфином налоговых новаций. Обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, пояснил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.
Внедрение новых технологий и меры по обелению экономики уже позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов, подчеркнул министр на коллегии.
Внедрение новых методов контроля продолжится, рассказал Силуанов, это позволит радикально сократить объем отчетности для бизнеса. «Соблюдение законодательства будет отслеживаться дистанционно, заранее предупреждая о возможных нарушениях», — заявил он.
Когда вся информация о продажах появится в распоряжении налоговых органов (в частности, за счет онлайн-касс), «выходить на налоговые проверки нет необходимости».
Вслед за внедрением автоматизированной системы контроля за НДС Минфин хочет распространить аналогичную систему на контроль денежных потоков, например с помощью информации от банков, считает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.
Количество налоговых проверок действительно может существенно уменьшиться, но какое-то их количество все равно останется: хотя многие схемы по уходу от налогов будут устранены благодаря таким автоматическим системам, что-то придется проверять прежними методами, например экономическую обоснованность расходов, говорит Зарипов.
Справедливость для бедных
Снижение уровня бедности — еще одна задача Минфина, для этого важно создать справедливую систему социальной помощи, основанную на принципах адресности и нуждаемости, считают в ведомстве. Система социальной поддержки нуждается в совершенствовании, согласилась глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
«Система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета», — указала она. Необходимо также перенастроить налоговые меры социальной поддержки, подчеркнул Силуанов. «Сегодня, как показывает анализ, две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, что несправедливо.
Надо расширять адресную помощь, принципы которой мы начали использовать при предоставлении материнского капитала», — заявил он.
Возможно, Минфин имеет в виду отказ от некоторых налоговых льгот, которые сейчас распространяются на всех потребителей, чтобы направлять дополнительно собранные налоги на адресную поддержку нуждающимся, рассуждает Зарипов.
Например, сейчас реализация ряда товаров (продовольственные, детские, медицинские) подпадает под льготную ставку НДС 10% вместо общей ставки 18%. Если убрать эту льготу, то можно не только упростить администрирование, но и получить источник финансирования адресной социальной поддержки, указывает он.
По данным Минфина, в 2017 году цена пониженной ставки НДС по этим категориям товаров для федерального бюджета составила 528 млрд руб.
Контроль за доходами граждан
Методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам, указал Силуанов. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.
Глава Минфина не пояснил, каким образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога.
Речь может идти о планомерном введении контроля за соответствием между декларируемым доходом физических лиц, уплаченным ими налогом на доходы физических лиц и понесенными расходами, предполагает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.
«Возможности электронного контроля за банковскими счетами граждан, в том числе за пределами РФ, а также над совершаемыми ими покупками (путем внедрения онлайн-касс) уже сейчас позволяют налоговым органам сопоставить задекларированные доходы с оборотами по счетам и понесенным расходам», — говорит Овеснов.
Это не значит, что инспекции будут автоматически исчислять гражданам налоги исходя из суммы потраченных средств, считает он. Но такие данные могут послужить основанием для проверки, налоговая может сделать вывод о неуплате работодателем страховых взносов или выявить схемы с серыми зарплатами, предполагает эксперт.
Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% обсуждается как одна из мер по настройке налоговой системы. Вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе заявил, что это «не приведет к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны».
Окончательное решение примет президент, пояснил Дворкович.
Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, пояснял РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин и Минэкономразвития выступают против этой меры.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/27/03/2018/5aba5cf79a79479bf91fe511
На два процента│Правительство планирует повышение налогов для населения и бизнеса
В Правительстве Российской Федерации обсуждают повышение налогов, которое позволило бы финансировать обещанное Президентом России повышение расходов на здравоохранение и инфраструктуру.
Наиболее вероятные кандидаты на повышение: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на добавленную стоимость (НДС).
Кроме того, может быть введен новый налог — торговый сбор с оборота (разновидность налога с продаж).
Правительство России обсуждает варианты изменения системы налогообложения, которые позволили бы ему найти дополнительные средства на повышение расходов бюджета на здравоохранение, инфраструктуру, льготное жилищное кредитование, поддержку пенсионеров и тому подобное.
По подсчетам экономистов, на эти цели понадобится порядка 15 трлн рублей. Считается, что две трети этой суммы бюджет сможет получить за счет ускорения экономического роста, а еще треть можно найти двумя способами — за счет заимствований или подняв налоги.
И, судя по всему, с учетом непростой внешеполитической обстановки, правительство склоняется к тому, чтобы изъять недостающую сумму у населения и бизнеса.
Прежде всего речь идет об увеличении НДФЛ — налога на доходы физических лиц. Сегодня обсуждается увеличение этого налога на 2% — с 13% до 15%. По мнению заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича, разница между 13% и 15% не критична, но решение будет принимать Президент России.
Возможно, что увеличение ставки НДФЛ будет принято при одновременном освобождении от уплаты этого налога какой-то минимальной суммы дохода — то есть граждане, получающие меньше установленной суммы будут от уплаты НДФЛ освобождены. Каков будет этот минимум, пока не сообщается.
Помимо НДФЛ (который в России традиционно платят за работников работодатели, так что это тоже налог для бизнеса) планируется пересмотреть ряд налогов, уплачиваемых предприятиями. Например, НДС может быть повышен до 22%.
Правда при условии снижения»налогов на труд» — страховых взносов (также до 22%). Это было предложение Минфина, в котором считают, что снижение нагрузки на фонд оплаты труда даст положительный эффект в виде вывода из тени значительной части доходов.
Правда, как пишут федеральные СМИ, это предложение правительством не поддерживается.
Касательно НДС рассматривается также предложение отменить льготу по этому налогу (льготная ставка 10% на продукты, лекарства, товары для детей), поскольку, по мнению чиновников, эта льготы не доходит до тех, кого она должна была поддержать и разумнее было бы заменить ее адресной поддержкой малообеспеченных.
Что касается введения нового сбора с торгового оборота, то у этой меры очень много противников. Однако эксперты считают его более предпочтительным вариантом в случае если этот налог будет введен как компенсация за снижение страховых взносов с фонда оплаты труда, вместо повышения НДС. Бизнес считает, что при падении доходов населения заложить в цены повышение НДС будет сложно.
В послании Президента России к Федеральному собранию этого года, Владимир Путин прямо указал, что для достижения обозначенных им в послании целей понадобиться переформатирование налогообложения.
Причем переформатирование такого, которое позволит получить дополнительные доходы бюджетам все уровней: «Правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия. Они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы.
Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причём всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».
На это же указывают и большинство наблюдателей. При этом многие указывают на то, что текущая экономическая ситуация плохо подходит для повышения налогов на граждан и бизнес. Доходы населения падают и если в прошлом году низкая инфляция поддержала спрос, то в текущем году эффект будет уже не таким заметным.
Повышение налоговой нагрузки на население (а судя по всему, именно к этому склоняется правительство) на федеральном уровне может также быть поддержано регионами.
Правительства субъектов, доходы которых падают, а расходы растут, тоже ищут возможности для налоговых маневров.
И если до сих пор они не решались на это по политическим причинам (это и выборы Президента РФ, и, например, мораторий на повышение налогов до 2018 года, обещанный Владимиром Путиным), то сейчас им ничего не мешает.
И хотя возможности региональных властей в части повышения налогов невелики, они все таки не равны нулю. Вспомним, что Правительство Удмуртской Республики планировало поднять некоторые из местных налогов (например транспортный налог) еще прошлой осенью и нет никаких оснований предполагать, что оно совсем отказалось от это идеи.
Таким образом, повышение НДФЛ и (не исключено) некоторых местных налогов, при одновременном повышении налогов на бизнес очевидно приведет к новому снижению доходов населения, сокращению среднего класса, снижению покупательской способности и в, конечном, итоге, к результатам прямо противоположным тем, что были поставлены в послании Президента.
Фактически, ради улучшения условий жизни, повышения ее продолжительности, роста пенсионного обеспечения и прочих благ, население должно будет стать немножко беднее. А, может быть, и не немножко.
Источник: https://svdelo.ru/zhurnal/pravitelstvo-planiruet-povyshenie-nalogov
Минфин России предложил ввести новый налог
Фото chaoslife.ru
Минфин предлагает ввести в России с 2019 года налог на профессиональный доход со ставкой в три процента. Его будут платить самозанятые граждане: репетиторы, няни, домработницы и прочие лица, которые оказывают частные услуги, но сейчас в основном делают это нелегально, рассказал журналистам замминистра финансов Илья Трунин.
«Мы предлагаем для лица, которое не имеет наемных работников и получает доходы от реализации товаров, работ и услуг, за исключением каких-то не подпадающих под это режимов, сделать максимально простой и удобный режим уплаты налога по специальной ставке. Он будет называться, допустим, налог на профессиональный доход», — сказал Трунин. Соответствующий законопроект, по его словам, Минфин уже подготовил и в течение месяца планирует опубликовать.
«Ставка такого налога будет около трёх процентов, если оказание услуг идет физическим лицам, а если юридическим лицам — то шесть процентов, чтобы не конкурировать с УСН (упрощенной системой налогообложения. — Прим. ред.)», — завил он. Минфин планирует, что новый режим заработает с 2019 года, сообщает РБК. Однако пока только в качестве пилотного проекта в отдельных регионах.
Замминистра напомнил, что президент России поручил Минфину разработать комфортный налоговый режим для самозанятых граждан, которые сейчас работают в основном вне правового поля. «Мы предлагаем разработать эрзац ККТ (контрольно-кассовая техника. — Прим. ред.
) — мобильное приложение, которое каждый сможет себе установить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, отражать каждый месяц там получаемые доходы и по установленной налоговый ставке уплачивать налог», — рассказал Трунин.
Никакими другими налогами или сборами, по его словам, такие доходы уже облагаться не будут.
В прошлом году власти уже пытались легализовать самозанятых, предложив им налоговую амнистию, которая продлена до конца текущего года.
Однако успеха она не имела: в её рамках за весь прошедший период на налоговый учет встало меньше тысячи человек. «Основная проблема в том, что санкции за неуплату налогов не единственное, что им грозит.
Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность гораздо серьёзнее», — пояснил Трунин.
«Если человека признали виновным в незаконной предпринимательской деятельности, то всё доходы, которые он получил, признаются нелегальными. А если он их потратил, то это же легализация», — напомнил он.
По словам замминистра, решение этой проблемы тоже найдено: Минфин уже внес в Госдуму законопроект, который разрешает самозанятым не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, — это избавит их от уголовного преследования за незаконную деятельность.
Всё, что не запрещено
Авторы законопроекта не планируют устанавливать закрытый перечень видов деятельности, на которые может распространяться новый режим.
Наоборот, Минфин планирует определить список работ, которые не будут под него подпадать, — это прежде всего торговля маркированными товарами, продажа недвижимости.
Остальные смогут воспользоваться приложением, независимо от того, зарегистрированы они в качестве ИП или нет.
Если индивидуальный предприниматель зарегистрирован в налоговой официально, он сможет выбрать: остаться на прежнем режиме налогообложения (для ИП это патент) или перейти на новый.
«Предельный размер доходов, который должен попадать под этот режим, — до десяти миллионов рублей в год», — рассказал Трунин.
По его словам, это верхняя граница, которая пока обсуждается. Также пока обсуждаются и ставки налога. «Единственное, что мы категорически не хотим делать, — к этому режиму привязывать какую-то фиксированную величину (налога, помимо выплаты в процентах. — Прим. ред.).
Этого ни в коем случае быть не должно», — заявил замминистра.
Как будут распределяться доходы от нового налога — тоже пока неясно. Скорее всего, это будут решать регионы, в бюджеты которых и будут направлены эти средства. «Мы предполагаем, что определённую долю от этих доходов необходимо направить в качестве страховых взносов на медицинское страхование», — заявил Трунин.
Впрочем, существенных доходов бюджетной системы от этого нововведения Минфин не ждет. «Главная цель — это повышение прозрачности», — сказал Трунин. По его словам, разработчики будут считать приложение успешным, если в нём зарегистрируется несколько десятков тысяч человек и если поступления от зарегистрировавшихся предпринимателей окупят затраты на его разработку.
Огромное количество граждан, которые оказывают мелкие частные услуги, делает практически невозможным контроль в этой сфере. Поэтому авторы инициативы и не планируют загружать налоговые органы каким-то дополнительным контролем. Эти функции предлагается возложить на потребителей услуг, которым ФНС за это предложит ряд бонусов.
«На первых порах применения этой системы мы предполагаем, что покупателю будут даны определённые бонусы. Например, как по картам лояльности, за счёт начисленных продавцу налогов на профессиональный доход можно будет дать возможность покупателю уплачивать свои налоги», — рассказал Трунин.
Он пояснил, что система будет работать как кэшбэк: граждане, оплатившие услугу, к примеру, репетитора, смогут получить по электронному чеку некоторое количество баллов в свой личный кабинет налогоплательщика и после использовать их для уплаты налогов — например, транспортного или налога на имущество. Таким образом, покупатели будут стимулировать продавцов показывать налоговикам свой доход.
Но основными пользователями системы, по ожиданиям Минфина, станут клиенты платформ по поиску различных профессионалов и вызову такси. По словам замминистра, Минфин уже провел консультации с некоторыми платформами и нашел понимание. В будущем, возможно, работникам даже не придётся самим платить налог — платформа-посредник будет автоматически списывать с него и перечислять в ФНС нужную сумму.
Отдельная проблема, которую ещё предстоит решить авторам законопроекта, — как избежать злоупотреблений: есть риск, что существующие предприятия начнут увольнять своих сотрудников и оформлять с ними договор на оказание услуг как с самозанятыми, чтобы уйти от уплаты налогов и страховых взносов. Однако, по словам Трунина, ФНС научилась бороться с искусственным дроблением бизнеса для снижения налоговой нагрузки. «Практика есть, и, если возникнет такая необходимость, предотвратить это проблемы нет», — уверен Трунин.
Источник: https://www.ruffnews.ru/Minfin-Rossii-predlozhil-vvesti-novyy-nalog_40571
Повышению налогов нашли альтернативу
На встрече с президентом России Владимиром Путиным в Кремле министр финансов Антон Силуанов доложил, какие источники финансирования правительство планирует использовать для реализации экономической части послания главы государства Федеральному собранию. По мнению главы Минфина, чтобы стимулировать рост российской экономики, необходимо улучшить собираемость налогов без повышения ставок.
В послании Федеральном собранию 1 марта Владимир Путин поставил задачу вывести российскую экономику на показатели выше мировых, увеличить инвестиции, улучшить благосостояние граждан и снизить уровень бедности в два раза.
В ходе встречи с президентом Антон Силуанов рассказал, что для финансового обеспечения основных направлений послания правительство готовит ряд мер налогового и бюджетного характера.
Так, разрабатываются предложения в налоговой сфере, которые позволят увеличить собственную ресурсную базу предприятий и их прибыль.
Министр подчеркнул: в рамках новаций будут созданы равные условия для ведения бизнеса, что в конечном итоге позволит собрать больше налогов. Также готовятся предложения по упрощению работы малого предпринимательства.
— Большой пласт задачи — малый бизнес, доля которого в экономике сегодня растет. Мы считаем, что здесь тоже есть резервы за счет более полной собираемости налогов. Мы говорим о том, что в целом налоговое бремя не будет увеличено, мы говорим о том, что мы будем работать именно с точки зрения улучшения сбора налогов, — пояснил глава Минфина.
В министерстве также проанализируют введенные ранее преференции и льготы, после чего обсудят с правительством вопрос о целесообразности их сохранения. Антон Силуанов полагает, что эти средства могут пойти на реализацию предложений, высказанных в послании президента.
Кроме того, Минфин намерен поддерживать инфраструктурные проекты в сфере образования и здравоохранения, поскольку именно эти сферы формируют человеческий капитал.
— В этой связи с точки зрения инфраструктуры мы предлагаем увеличивать всё больше и больше привлечение частных средств. Здесь готовы поддерживать и с точки зрения гарантийной государственной поддержки. Конечно, будем увеличивать расходы инфраструктурного характера в бюджете, — пояснил министр.
— Здравоохранение: предлагаем рассмотреть возможности бюджета за счет перераспределения расходов внутри — и выделив это в качестве приоритетной задачи. Считаем также, что необходимо больше переориентировать помощь именно нуждающимся, как была поставлена задача в послании.
Потому что сегодня еще сохранились старые, советские во многом принципы распределения финансовой помощи всем по чуть‑чуть.
Глава ведомства анонсировал и настройку межбюджетных отношений с регионами, которые за счет местных бюджетов во многом смогут исполнять поручения, данные по итогам послания.
— Здесь и вопросы образования, и вопросы здравоохранения, и поэтому мы сейчас считаем необходимым создать условия для того, чтобы региональные бюджеты были заинтересованы в первую очередь в зарабатывании собственных средств и также сделали структурные изменения своих расходов на приоритеты в тех ключевых отраслях, которые обозначены в вашем послании, — пояснил Антон Силуанов.
По его словам, в ближайшее время будут готовы конкретные предложения, которые вынесут на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию.
В этот же день президент провел заседание Совета безопасности, на котором обсуждалась ситуация в сирийской Восточной Гуте. Как сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, «в ходе совещания был продолжен обмен мнениями в связи с недружественной и провокационной политикой Великобритании по отношению к России».
Источник: https://iz.ru/723446/egor-sozaev-gurev/povysheniiu-nalogov-nashli-alternativu
Налоги решено оставить
media.gazprom-neft.ru
Добычное производство нефти, ЯНАО, 2013 год
Антон Силуанов заявил, что в России в течение ближайших 6 лет налогового повышения не будет
Новый кабинет министров принял решение не менять налоги в стране. Текущий налоговый режим сохранится на ближайшие шесть лет.
С таким заявлением выступил в четверг на ПМЭФ-2018 первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Казалось бы, новость позитивная для нашего бизнеса, но не всё так просто.
По его словам, в стране должны быть стабильные условия для уверенной работы бизнеса. Речь, прежде всего, идёт о налоговой политике государства.
При этом Силуанов не стал уточнять, что именно будет меняться — общий уровень налогообложения или же количество конкретных налогов. Создаётся впечатление, что новый кабмин хочет оставить экономическую систему без изменений, сохранив тот объём небольшого экономического роста, который есть сейчас.
News.ru/Руслан Исхаков
Антон Силуанов
Глава Минфина не исключил, что налоговую систему ждёт донастройка. Так, будут упрощены взаимоотношения с малым бизнесом, а также с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми.
Не секрет, что большинство бизнесменов этих категорий работает с применением «серых» схем. Поэтому правительство заинтересовано в том, чтобы сделать работу бизнеса прозрачной и убрать мешающие его развитию барьеры.
Если данный механизм реально заработает и принесёт свои плоды, то это будет весомый вклад в ВВП России.
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев сообщил корреспонденту News.
ru, что в стране растут только сборы, а в заявлении Силуанова мало надежд на то, чтобы его словам суждено было сбыться.
По его мнению, пока кардинальных изменений ждать не стоит: Минфин совсем не спешит внести неналоговые сборы в Налоговый кодекс РФ, хотя именно это необходимо, чтобы сдержать рост нагрузки.
«Серьёзно воспринимать заявления о неповышении налогов сейчас невозможно. Такое все слышали уже не раз, однако, вопреки словам, налоговая нагрузка стабильно растёт», — пояснил эксперт.
Он заявил, что сейчас правительство может повышать сборы без каких-либо ограничений. В таком виде говорить о развитии экономики не приходится. Необходимы реальные меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес. Нужно стимулировать передовые разработки и модернизацию предприятий.
«В прежнем виде правительство может повышать сборы без всяких проблем и обсуждений. Но и сдерживания роста налогов на самом деле недостаточно для развития экономики. Необходимо снижать налоговую нагрузку, создавать стимулы для передовых разработок и модернизации предприятий, выводить бизнес из тени», — сказал он News.ru.
Отметим, что Силуанов в прежнем составе кабмина наоборот выступал за повышение налоговой нагрузки на бизнес и физлиц. С чем же связан столь резкий разворот? В настоящее время ситуация в нашей экономике относительно стабильная. Пропала турбулентность и излишняя волатильность.
Нефть, хоть и слегка откатилась от заветной отметки $80, но всё же не перестаёт радовать. При этом бюджет свёрстан исходя из совершенно других данных по стоимости нефти.
Создаётся впечатление, что Минфин планирует компенсировать выпадающие поступления в бюджет в случае неповышения налогов высокими ценами на нефть.
ТАСС/Артём Геодакян
Работа сотрудников ФНС РФ
Однако все мы видим, что нефть всё же не так стабильна, и на рынке могут быть изменения как со знаком плюс, так и со знаком минус.
Например, нынешний глава Счётной палаты Алексей Кудрин не исключает, что нефть упадёт в цене в ближайшие пару лет до $50.
Однако его прогноз можно считать всё же пессимистичным, так как эксперты ожидают, что нефти удастся закрепиться на $80 и двигаться дальше, вплоть до $100.
Между тем российский бизнес считает, что высокие налоги мешают его работе. Так, по данным ВЦИОМ, основными факторами, сдерживающими развитие компаний, являются неопределённость экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и снижающийся спрос на внутреннем рынке. 63% опрошенных руководителей отмечают, что положение их компании ухудшилось из-за текущей экономической ситуации.
В качестве приоритетных мер возобновления экономического роста бизнес называет повышение уровня и качества жизни людей; налоговую реформу, стимулирующую экономический рост; ограничение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий и снижение тарифов.
При этом правительство оправдывается тем, что повышаются якобы не сами налоги, а неналоговые сборы (наиболее яркой является система «Платон»), которые формально налогами не являются, но совершенно неотличимы по своей сути. Нагрузка на бизнес неуклонно растёт.
Задача есть
Нужно помнить, что президент Владимир Путин поставил задачу выполнить свой новый майский указ, а его реализация потребует крупных бюджетных расходов.
А как достичь показателей, благодаря которым Россия войдёт в топ-5 мировых экономик? Для этого потребуются новые источники доходов.
И, например, повышение налогов — как раз беспроигрышный план, который может быть для правительства пока «планом Б», оставленным про запас. Конечно же, экономический рост в России не станет источником повышения доходов в бюджет.
Ведь даже согласно самым смелым прогнозам он не превысит 2% в ближайшие годы, а по мнению иностранных аналитических компаний, темпы роста экономики в РФ только снизятся. Поэтому повышение налогов и ужесточение их администрирования для повышения собираемости выглядят более чем очевидными.
А что с экономическими реформами и решением социальных проблем? Без изменений налоговой политики тут не обойтись. Правительству налоги придётся понижать, вводить новые меры налогового стимулирования для обеспечения экономического роста. Иначе мы так и будем топтаться на одном месте.
“
— Текущие экономические условия, и особенно «подарок для бюджета» в виде высоких цен на нефть, позволяют на какое-то обозримое время сохранять действующий налоговый режим, без увеличения налоговой нагрузки. Сохранение состава налоговых платежей и налоговых ставок дадут возможность субъектам экономической деятельности более реально планировать развитие бизнеса.
А идея упрощения налоговых взаимоотношений с малыми предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами, работающими в «сером» секторе, позволит повысить прозрачность этой сферы и увеличить вклад в ВВП страны.
Заявление, сделанное вице-премьером, безусловно, будет позитивно воспринято как резидентами, так и внешними стратегическими инвесторами.
“
— Думаю, слова Антона Силуанова удивили многих, так как ранее, до президентских выборов и своего нового назначения, министр то и дело поднимал тему повышения налоговой нагрузки. В частности, он настаивал на завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли.
Теперь мнение первого вице-премьера поменялось, в связи с этим возникает вопрос: за счёт каких поступлений Минфин планирует увеличить поступления в бюджет, если даже акцизы на бензин вместо повышения будут снижать? Мы выражаем сомнение в том, что Антон Силуанов сдержит своё обещание, и предполагаем, что в случае ухудшения экономической ситуации в стране правительство пойдёт на увеличение ряда налогов.
“
— Очередная дилемма государственного управления. На этот раз в отношении налогообложения. Заявление Антона Силуанова, что РФ не будет в течение шести лет менять налоги, требует пояснения. Что не будет меняться? Общий уровень налогообложения, количество и назначение конкретных налогов или система администрирования.
Скорее всего, Антону Германовичу не удастся сдержать своё слово, потому что реальные задачи, стоящие перед страной, не обойдутся без вмешательства в механизмы государственного регулирования экономики, в том числе в налогообложение. Чего хочет правительство? Оставить экономическую систему без изменений.
Законсервировать нынешнее состояние экономики — при минимальном экономическом росте, дожать ключевую ставку до 6% и наслаждаться «стабильностью», больше ничего не меняя? Тогда, возможно, Силуанову и удастся выполнить своё обещание.
Но выполнение майского указа по стратегическим задачам развития страны потребует значительных бюджетных расходов, так как все социально-экономические реформы будут проводиться за счёт бюджета. И без радикального увеличения доходов бюджета не обойтись.
А экономический рост не будет источником повышения бюджетных доходов, так как по прогнозам он не превысит 2% в ближайшие три года. Придётся повышать налоги и ужесточать их администрирование для повышения собираемости.
Но если правительство озабочено реальными экономическими реформами, переходом к инновационной модели роста, решением социальных проблем, прежде всего радикальной пенсионной реформой, изменением инвестиционного климата и привлечением инвестиций, то без радикальной налоговой реформы не обойтись. Налоги придётся снижать, изменять их структуру в региональном аспекте.
“
— В новом правительстве Антон Силуанов получил новые полномочия — кроме сохранения кресла министра финансов, он стал ещё первым вице-премьером. Но макроэкономическая ситуация мало зависит от полномочий чиновника.
Обещания оставить налоговую систему без изменений — это позитивная новость, так как, по многолетним наблюдениям, ничто так не способствует экономическому развитию нашей страны, как стабильность. Бизнес и граждане приспосабливаются к уровню налогообложения и методам администрирования и начинают зарабатывать и накапливать.
И наоборот, изменения в налогообложении, нормативах, законах приводят к росту затрат, разорению и банкротствам. Стабилизация курса рубля, снижение ключевой ставки и небольшой экономический рост — явления для нашей экономики, скорее, временные.
На горизонте — новые санкции, возможное снижение цены на нефть и даже в перспективе двух лет — циклический спад глобальной экономики.
Кроме того, даже если этого не произойдёт, то амбициозные задачи социальной политики и ускорения экономического развития страны потребуют значительного увеличения доходов бюджета, так как предполагается, что это государственные задачи и должны решаться за государственный счёт.
Модель экономического роста — капитализация нефтегазовых доходов — пока не претерпевает изменений. И ещё, как-то ничего из обещаний членов правительства, которые были выполнены за последние годы, не приходит в голову. Обычно если говорят «делать не будем» — значит, сделают, и наоборот: «обязательно сделаем» — значит, останется всё как есть. Последний пример — многолетняя дискуссия о повышении пенсионного возраста. В голове так и сидит фраза Станиславского: «Не верю!»
“
— Пообещав не менять налоги в течение ближайшего шестилетнего цикла, первый вице-премьер Антон Силуанов отметил, что обсуждается «настройка» налоговой системы для создания стабильных условий, позитивно влияющих на развитие бизнеса.
Она будет заключаться в улучшении работы по администрированию налоговой системы для увеличения собираемости налогов. Правительство рассчитывает упростить налоговые взаимоотношения с малыми предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, которые пока работают в «сером» секторе экономики.
Сейчас создаётся механизм, который позволил бы заинтересовать бизнес открыться, работать вбелую.
Источник: https://news.ru/den-gi/nalogi-resheno-ostavit/