Минтруд напомнил порядок уплаты взносов предпринимателями — все о налогах

Минтруд России напомнил: пока запись о прекратившем деятельность ИП есть в ЕГРИП, он обязан уплачивать взносы

Министерство подчеркнуло: предприниматель должен перечислять страховые взносы за себя с момента приобретения статуса ИП и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве ИП (письмо Минтруда России от 28 июня 2016 г. № 17-4/ООГ-995).

Для внесения такой записи в реестр нужно подать в налоговую инспекцию по месту учета заявление о государственной регистрации прекращения деятельности (п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Не предприняв этих действий, резюмировали в Минтруде России, гражданин сохраняет статус ИП и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы. При этом неважен тот факт, что ИП не получал доходы. В министерстве подчеркнули: предприниматели обязаны перечислять взносы независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Чиновники сослались при этом на позицию КС РФ, в соответствии с которой государственная регистрация гражданина в качестве ИП не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков – в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и т. д. При этом процедура государственной регистрации носит заявительный характер. Это означает, что не налоговый орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т. п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса ИП (Определение КС РФ от 22 марта 2012 г. № 621-О-О).

Минтруд России подчеркнул также, что в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность уплаты страховых взносов за себя за тот период, в котором он имел статус ИП. Такой подход высказал в свое время ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 8 июня 2009 г. № 7105/09).

Обратить взыскание на счета гражданина в бесспорном порядке будет уже невозможно (поскольку он утратил статус ИП), но контролирующие органы вправе обратиться с таким требованием в суд (ч. 1 ст.

21 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Источник: garant.ru

Источник: http://law-max2.esy.es/buh-uchet-i-nalogi/mintryd-rossii-napomnil-poka-zapis-o-prekrativshem-deiatelnost-ip-est-v-egrip-on-obiazan-yplachivat-vznosy.html

Правила расчета 1 % в ПФР для индивидуальных предпринимателей

Автор: Косульникова Марина, главный бухгалтер ООО «Галан»

В прошлом году Конституционный Суд РФ разрешил двухлетний спор о порядке определения дохода, от которого зависит размер страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями за себя по пенсионному страхованию.

Судьи сказали, что 1% надо считать от прибыли, а не от всего дохода. Постановление побудило многих предпринимателей задуматься о возврате переплаты за 2014–2015 годы.

Посмотрим, как определить доход для расчета взносов, перспективу возврата пенсионной переплаты и что изменилось с нового года.

С 2014 г. размер фиксированных страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, зависит от полученного ими дохода. Причем все время идут споры о том, как определить указанный доход, ведь порядок его расчета различается в зависимости от применяемой системы налогообложения.

В конце прошлого года Конституционный Суд РФ принял беспрецедентное решение в пользу предпринимателей относительно расчета доходов на традиционной системе налогообложения, сказав, что 1 % надо считать от прибыли, а не от всего дохода. В результате предприниматели массово собрались в суды, чтобы вернуть переплату за предыдущие годы.

В данной статье рассмотрим, как определить доход для расчета взносов, перспективу возврата «пенсионной переплаты», что изменилось в 2017 г.

Законодательство

Расчет взносов

Напомним, как рассчитывается фиксированный взнос предпринимателя. В данном аспекте нормы 2016 и 2017 гг. совпадают. Это следует из анализа п. 1 ст. 430 НК РФ и ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.

2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Итак, взносы, уплачиваемые предпринимателями за себя, состоят из страховых взносов (п. 1 ст. 430 НК РФ):

  • на обязательное медицинское страхование (ОМС);
  • обязательное пенсионное страхование (ОПС).

Взносы на ОМС определяют следующим образом (подп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Между тем взносы на ОПС зависят от размера полученного предпринимателем дохода.

Если годовой доход не превышает 300 000 руб., то взносы рассчитывают так (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Взносы на ОПС: 2017 г. – 23 400 руб., 2016 г. – 19 356,48 руб.

Если годовой доход предпринимателя превышает 300 тыс. руб. (абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Предельный размер взносов на ОПС составляет (абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Максимальный размер взносов на ОПС: 2017 г. – 187 200 руб., 2016 г. – 154 851,84 руб.

К сведению
Минэкономразвития, в соответствии с поручением Правительства РФ, разработало законопроект1 о сохранении размера МРОТ для цели исчисления фиксированного страхового взноса в период 2017– 2018 гг. на уровне 2016 г.

(6204 руб.). Целью является недопущение ухудшения положения самозанятой категории налогоплательщиков.

Ведь увеличение фискальной нагрузки повлечет за собой снятие с учета зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и рост неформальной занятости.

Определяем доходы для пенсионных взносов

Доходы для исчисления взносов в ПФР в зависимости от применяемой системы налогообложения (п. 9 ст. 430 НК РФ и ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ):

  1. общая система налогообложения (лица, уплачивающие НДФЛ): в 2016 г. – доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 227 НК РФ;

    в 2017 г. – доходы в соответствии со ст. 210 НК РФ (доходы минус налоговые вычеты);

  2. ЕСХН – доходы в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ;
  3. УСН – доходы в соответствии со ст. 346.15 НК РФ;
  4. ЕНВД – доходы в соответствии со ст. 346.29 НК РФ (вмененный доход);
  5. ПСН – доходы в соответствии со ст. 346.47 и 346.51 НК РФ (потенциально возможный доход).

Предприниматели, совмещающие несколько режимов налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируют.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на УСН и ЕСХН рассчитывают исходя из реально полученного дохода, при ЕНВД и ПСН исходят из потенциально возможного дохода.

Неопределенность возникает с расчетом доходов до 2017 г. при применении общей системы налогообложения, т.к. в ст.

227 НК РФ говорится только об уплате налога и порядка определения доходов она не содержит.

Разъяснения чиновников

Читайте также:  Минфин россии пояснил, на какие суммы можно уменьшить енвд за iv квартал - все о налогах

Источник: http://112buh.com/novosti/2017/pravila-rascheta-1-v-pfr-dlia-individual-nykh-predprinimatelei/

Для лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов будет рассчитываться исходя из одного МРОТ

Соответствующий законопроект «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» разработан Минтрудом России.

Законопроект призван создать для физических лиц, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, максимально равные условия по уплате страховых взносов с индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты физическим лицам.

Напомним, что ранее Федеральным законом от 27 ноября 2017 г.

№ 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам минимальный размер страховых взносов был установлен в фиксированном размере.

Так, законопроектом предусматривается, что для лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов рассчитывается исходя из одного минимального размера оплаты труда, вместо двух МРОТ сегодня.

Также законопроектом уточняется, что если заявление о добровольном вступлении  по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган ПФР в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Справочно:

Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

  • граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;
  • застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Источник: https://rosmintrud.ru/pensions/2

Предприниматели не смогут сэкономить на страховых взносах

  • 28 февраля 2018, 08:10
  • |
  • Grafta
  • Печать

Так как данный форум читают достаточно много предпринимателей, я думаю данная статья с РБК  будет многим полезна. Не стал делать ссылку на статью. 


Предприниматели не смогут сэкономить на страховых взносах

Размер страховых взносов для многих предпринимателей в этом году значительно вырастет.

ИП на упрощенке вновь обязаны уплачивать взносы исходя из дохода, а не прибыли, следует из разъяснений Минфина Размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), должен исчисляться исходя из доходов, а не из прибыли, следует из письма Минфина, опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Для плательщиков цена такого подхода составит до 200 тыс. руб. в год, предупреждают эксперты.

В 2016–2017 годах два высших суда — Конституционный и Верховный — в спорах о базе для исчисления страховых взносов заняли позицию, выгодную для бизнеса. Решения судов позволили предпринимателям требовать пересчета взносов и таким образом сокращать издержки.

Но с 1 января 2017 года изменился порядок администрирования страховых взносов: они были переданы ФНС, а норма, которую разъяснял Верховный суд, утратила силу. А с начала 2018 года изменился и сам порядок расчета взносов: теперь они не привязаны к МРОТ, а формула определения их размера вписана в Налоговой кодекс.

Суды на стороне предпринимателей

В декабре 2016 года Конституционный суд принял знаковое решение: он разрешил ИП, работающим на общей системе налогообложения, платить страховые взносы в Пенсионный фонд исходя из чистой прибыли, а не из дохода.

Позиция Конституционного суда может применяться и в отношении УСН, посчитал Верховный суд: в апреле 2017 года вышло определение, в котором указывалось, что индивидуальные предприниматели, работающие на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе платить взносы исходя из чистой прибыли.

Решение позволило снизить издержки, позиция Верховного суда особенно актуальна для тех ИП, у которых обороты исчисляются миллионами рублей, а чистая прибыль в разы меньше (это, например, характерно для торговли). УСН — самая востребованная система налогообложения у индивидуальных предпринимателей, например, в Москве ее используют 84% ИП.

На основании этих судебных решений Минтруд направил в ПФР разъяснения, согласно которым для расчета размера взносов предпринимателей на УСН «необходимо учитывать величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов».

ПФР действительно стал возвращать предпринимателям переплату взносов за 2016 год, а в некоторых случаях и за более ранние годы, рассказывает эксперт «СКБ Контур» Павел Орловский. Однако разъяснения Минтруда касались только взносов, уплаченных до начала 2017 года.

Новые правила

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов перешли к ФНС. После решения Верховного суда ФНС поясняла, что определение действует применительно к нормам закона 212-ФЗ, регулирующего порядок уплаты страховых взносов, но этот закон утратил силу с 1 января 2017 года.

Поэтому для плательщиков, применяющих УСН, взносы за 2017 год исчисляются исходя из доходов без вычета расходов вне зависимости от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»), сообщала пресс-служба ФНС.

С начала 2018 года изменился порядок расчета страховых взносов для ИП: теперь их размер не привязан к минимальному размеру труда (МРОТ), но подход к определению базы для ИП на упрощенке остается прежним.

«В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию  для индивидуальных предпринимателей на УСН величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы в этом случае не учитываются», — говорится в письме Минфина в ФНС.

Размер страховых взносов не увязывается с налоговой базой, а формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности — получением прибыли или убытка, подчеркивается в документе.

Для предпринимателей, которые смогли добиться пересчета за 2016 год, издержки на страховые взносы за 2017 год снова вырастут, указывает Орловский. За 2017 год взносы в ПФР исчисляются по старой формуле (привязанной к размеру МРОТ), и максимальный платеж, который будет начислен ИП на упрощенке с высоким уровнем выручки, составит 187,2 тыс. руб.

, тогда как минимальный взнос в ПФР равен 23,4 тыс. руб. «При том что нормы Налогового кодекса, на которые ссылается Минфин, практически в точности повторяют нормы утратившего силу закона №212», — указывает эксперт. В 2018 году разница будет еще больше: максимальный размер взносов на пенсионное страхование составит 212,4 тыс. руб.

Читайте также:  Появились очередные предложения по прогрессивной ставке ндфл - все о налогах

, а минимальный — 26,4 тыс. руб. Нагрузка на предпринимателей, применяющих УСН, будет расти и в следующие два года: индексация размера фиксированных платежей будет проводиться с опережением инфляции.

При исчислении страховых взносов расходы учитываются, только если предприниматель уплачивает НДФЛ, то есть применяет общую систему налогообложения, говорится в письме Минфина. Для ИП это самый невыгодный режим, с большим объемом отчетности. «Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит», — подчеркивается в письме. Пресс-служба Минфина на момент сдачи текста в номер не ответила на вопрос, планируется ли разработка закона, снижающего базу для исчисления страховых взносов ИП, использующих упрощенные налоговые режимы.​

РБК ©

Источник: https://smart-lab.ru/blog/455250.php

Налог на самозанятых граждан с 2019 года

Федеральная налоговая служба России (ФНС) планирует запустить мобильное приложение для самозанятых в январе 2019 года в рамках введения нового налогового режима.

«Сейчас мы говорим о новом налоговом режиме, который будет предполагать отсутствие необходимости являться в налоговый орган и регистрировать свою компанию. Это будет сделано через мобильное приложение — сканирование вашего паспорта и фотографии», — сказал глава ФНС Михаил Мишустин в интервью телеканалу РБК.

«Надеюсь, что мы покажем вам это [мобильное приложение для самозанятых] в январе 2019 года», — поделился он планами ведомства.

По словам главы ФНС, разработка сервиса будет проводится на основе эксперимента в четырех регионах России — Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане.

Мишустин подчеркнул, что нововведение сделает «прозрачным и аккуратным» процесс контроля за пенсионными отчислениями и получение кредитов со стороны самозанятых граждан.

Налог на самозанятых граждан 2018, последние новости

Правительство рассматривает возможность введения специального налогового режима для самозанятых — репетиторов, нянь и прочих граждан, работающих на себя. Если этот режим будет одобрен, самозанятые будут платить налог на профессиональный доход в 4%. Об этом заявил замглавы ФНС Дмитрий Сатин.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

По его словам, называть предлагаемый режим новым налогом «неверно ни по форме, ни по содержанию», напротив, он поможет снизить налоговую нагрузку на граждан.

Сейчас те, кто получает регулярный доход не по трудовому договору или дополнительный доход помимо основного места работы, должны ежегодно подавать декларацию и платить с этих доходов НДФЛ по ставке 13%, уточнил Сатин.

Либо же гражданам необходимо регистрироваться как индивидуальные предприниматели — и делать отчисления в социальные фонды и сдавать отчётность.

Напомним, налог на профессиональный доход для самозанятых граждан Минфин предложил ввести в мае. Первоначально планировалось, что для тех, кто оказывает услуги физическим лицам, он составит 3%, юридическим лицам — 6%.

В доработанной концепции, представленной в июле, ставки налога снизились до 2,5% и 4,5% соответственно.

Тестировать его начнут в 4 пилотных регионах (Москва, Московская и Калужская области и Татарстан) с 1 января следующего года.

Налог на самозанятых граждан 2018

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о порядке постановки на учет самозанятых граждан и о продлении на 2019 год освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) получаемых ими выплат.

Законопроект предлагает уточнить порядок постановки на учет или снятия с учета в налоговых органах самозанятых граждан.

Речь идет о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

В частности, предусматривается, что при постановке на учет физического лица в качестве самозанятого выдается уведомление налогового органа о соответствующей постановке на учет.

Проект документа также предусматривает продление на 2019 год действующих в настоящее время положений Налогового кодекса об освобождении от уплаты НДФЛ выплат, получаемых самозанятыми. Кроме того, работодатели — физлица, пользующиеся услугами самозанятых граждан для личных, домашних или других подобных нужд, до 2019 года также будут освобождены от уплаты за них страховых взносов.

Законопроект является «спутником» по отношению к законопроекту о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, предусматривающему возможность для физлиц осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП при условии их постановки на учет в налоговом органе, пояснил замглавы Минфина Илья Трунин. По его данным, на 1 мая 2018 года в таком качестве были зарегистрированы 1400 человек.

По данным Росстата, всего в РФ насчитывается 15 млн самозанятых, добавил замминистра.

Все самозанятые граждане — репетиторы, сиделки, ремонтники — должны будут делать отчисления со своих доходов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

Соответствующие поправки в Закон «О занятости населения в РФ» Министерство юстиции уже согласовало со всеми заинтересованными ведомствами. Размеры взносов и способы их уплаты в документе пока не прописаны.

Но зато сказано, что необходимые поправки требуется внести в Налоговый и Трудовой кодексы.

Частникам дали определение

В инициативе Минюста, разработанной по поручению Президента России Владимира Путина, сказано, что самозанятые — это физические лица, которые самостоятельно на свой риск осуществляют деятельность, направленную на систематическое получение дохода.

При этом подобная работа должна совершаться в свободное время от исполнения обязанностей по трудовому договору. Также граждане не должны быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Виды поддержки, которые предусмотрены для работающих, на самозанятых распространяться не будут.

В Правительстве подготовят особые меры поддержки для этой категории граждан.

Никаких обязанностей по выплатам в Фонд социального страхования не установлено, конкретизировать предложения Минюста должны будут Минтруд, Минэкономразвития и Минфин.

Ранее именно Минфин сообщил, что все самозанятые граждане обязаны платить общий специальный налог на профессиональный доход, ставка которого может составить три процента, если оказание услуг идёт физическим лицам, и шесть процентов — если юридическим. Взыскивать налог предлагается с помощью мобильного приложения. Но определённо сказать, какая часть из налога пойдёт на пенсионное, социальное и медицинское страхование, пока невозможно.

Комментируя это предложение финансового ведомства, глава Комитета Госдумы по социальной политике Валерий Рязанский напомнил, что оно пока юридически не оформлено и потому анализировать его преждевременно.

«Пенсионные отчисления, которые делают работающие люди, идут не в копилку этим людям, а на выплаты тем, кто сейчас на пенсии. Безусловно, есть вопросы к тем гражданам, которые только обеспечивают себя и семью и фактическине участвуют в поддержании общих социальных фондов», — сказал сенатор.

Он напомнил, что Совет Федерации давно предлагал ввести патентную систему для решения этой проблемы

Активность ведомств по поводу определения налогового бремени для самозанятых можно объяснить тем, что 15 июля истекает срок выполнения поручения Владимира Путина по поводу завершения работы, закрепляющей правовой статус самозанятых граждан. Ведь сегодня они действуют вне правового поля.

Читайте также:  Как исчисляется ндс при возмещении расходов? - все о налогах

Безусловно, есть вопросы к тем гражданам, которые только обеспечивают себя и семью и фактически не участвуют в поддержании общих социальных фондов.

Сейчас, напомним, для трёх категорий самозанятых — нянь и сиделок, репетиторов и домработниц — действует уведомительный порядок постановки на учёт в налоговых органах, а на 2017-2018 годы они освобождены от уплаты НДФЛ.

Такие граждане смогут встать на учёт в налоговой службе и не платить никаких налогов.

После этого срока им предстоит решить: либо прекратить заниматься своей деятельностью, либо получить статус индивидуального предпринимателя. Пока что на налоговый учёт встало чуть больше тысячи человек.

По данным же Росстата в России бизнесом без регистрации заняты 2,3 миллиона человек. А по неофициальным данным таких людей — от 15 до 22 миллионов человек.

Не соперники, а соратники

Первой идею легализации самозанятых граждан ещё в 2016 году озвучила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она тогда заявила, что складывается несправедливая ситуация: регионы платят взносы в социальные фонды за официально неработающих и скрывающих свои доходы граждан, а при этом самозанятые россияне пользуются социальными благами, ничего за них не платя.

«Если это сапожник, он занимается ремонтом, там много не заработаешь», — привела пример Матвиенко. Она считает, что в теории стоимость такого патента могла бы составить одну тысячу рублей ежемесячно или, например, пять тысяч рублей в год. «Но это надо обсуждать, чтобы это не было большой нагрузкой», — добавила спикер.

В конце марта 2018 года сенаторы на совещании по вопросам самозанятых решили, что патентная система — это лучший выход из ситуации. Минфин, кстати, идею поддержал, но указал на необходимость дать самозанятым определение. Что и сделал в итоге Минюст.

О Рябухин надеется, что несмотря на наметившийся «конфликт подходов», Правительство и парламент тут не соперничают, а сотрудничают. «У всех есть понимание и готовность, что нужно найти и всех удовлетворяющую формулировку, и законодательную базу», — объяснил парламентарий. Главное, подчеркнул он, уже перейти от слов к делу.

Законодатели и эксперты настороженно отнеслись к инициативе Минфина по введению в России налога на профессиональный доход тех, кто работает, не регистрируясь официально, сам на себя.

Сомнительным предложение кажется по двум причинам: до сих пор не определён юридический статус самозанятых и нет ответа на главный вопрос — кто будет делать за них отчисления на пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Между патентом и налогом

Идею легализации самозанятых граждан ещё в 2016 году озвучила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая озаботилась несправедливой ситуацией, когда регионы платят взносы в социальные фонды за официально неработающих и скрывающих свои доходы граждан. Минфин выдвинул несколько инициатив, но на деле всё ограничилось временными мерами: фискальными каникулами для сиделок, репетиторов и уборщиц. Да и это нововведение успехом не увенчалось, так как на налоговый учёт встало чуть больше тысячи человек.

В конце марта Валентина Матвиенко констатировала: предложенный механизм не работает. Сенаторы пришли к выводу, что лучше всего предложить фрилансерам приобретать патенты — это минимизирует бюрократические процедуры и не станет финансовым бременем. Министерство финансов не возражало.

Две недели назад на заседании «круглого стола» в Совете Федерации представитель Минфина Рубен Саакян уверенно говорил, что, прежде чем вводить налогообложение самозанятых, необходимо определиться с их законодательным статусом. Также чиновник рассказал, что ведомство рассматривает вариант получения физическим лицом, оказывающим отдельные виды услуг, патента без регистрации.

Однако 3 мая мнение Минфина кардинально поменялось.

Замминистра финансов Илья Трунин, по сути, дезавуировал заявление коллеги, сказав журналистам, что статус самозанятых в вопросах налогообложения не является определяющим.

Про патентную систему вообще не упомянул. Вместо этого ведомство разрабатывает законопроект, согласно которому налог с самозанятых предлагается взыскивать с помощью мобильного приложения.

По словам чиновника, программа позволит пройти гражданам биометрическую идентификацию и автоматически удержать три процента от выручки при оказании услуг физлицам и шесть процентов — юрлицам.

При этом в Минфине не готовы определённо сказать, какая часть из налога пойдёт на пенсионное, социальное и медицинское страхование. В ведомстве лишь уверены, что у самозанятых не должно быть фиксированных платежей на эти цели — не потянут.

К слову, для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 тысяч рублей фиксированный платёж в ПФР в 2018 году составляет 26,5 тысячи рублей.

Что касается страховых платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) за неработающих граждан (именно такой юридический статус имеют большинство самозанятых), то сейчас все обязательства закреплены за регионами.

Здесь тоже нет ясности: если фрилансеры начнут платить налоги, освободят ли субъекты Федерации хотя бы частично от финансовой нагрузки? Это было бы кстати.

К примеру, в Ставропольском крае на эти цели уходит около 12 миллиардов рублей в год — 15 процентов от общего бюджета субъекта.

Нужен правовой статус

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский убеждён, что инициатива Минфина не решает всех проблем, поскольку самозанятые граждане просто не желают регистрироваться в качестве предпринимателей. Утверждение не голословное, на стороне сенатора статистика. По данным Росстата, к настоящему времени в налоговых органах из 20 миллионов подрабатывающих граждан зарегистрировалось лишь 1400.

Парламентарий считает целесообразным вернуться к патентной системе, которую ранее предлагали сенаторы, потому что выявить настоящий доход налоговикам будет сложно, если вообще возможно.

«Самозанятый сам регулирует этот параметр, и всегда существует соблазн его занизить. Наше предложение с покупкой патентов закладывает часть налога в его стоимость, что позволяет регулировать цену патента в зависимости от вида занятий самозанятого. Поэтому идея с патентом, на мой взгляд, более простая и эффективная», — пояснил «Парламентской газете» Валерий Рязанский.

Наше предложение с покупкой патентов закладывает часть налога в его стоимость, что позволяет регулировать цену патента в зависимости от вида занятий самозанятого.

В свою очередь, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин считает, что реальных шагов в деле легализации фрилансеров сделано крайне мало: термин «самозанятые» лишь недавно был закреплён в Гражданском кодексе.

Сенатор напомнил, что долгое время вопрос налогообложения самозанятых вызывал споры между Минтрудом, Минфином, ФОМС, Пенсионным фондом и Соцстрахом.

Поэтому правовой статус «свободных работников» он предложил закрепить в законах о пенсионном и медицинском обеспечении.

Также Рябухин добавил, что важно не только найти компромиссный подход и заинтересовать граждан платить налоги, но и «создать простой и необременительный механизм администрирования этого процесса».

Источник: http://rf.biz/2018-00-00/18351-nalog-na-samozanjatyh-grazhdan-s-2019-goda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector