Что ответит работодатель налоговикам по поводу заработной платы?
На комиссию можно попасть, если зарплата белая, но не большая.
Зарплатная комиссия – это комиссия, на которой проходит беседа между налоговым инспектором и генеральным директором фирмы.
Инспектор и генеральный директор встречаются в налоговой инспекции по месту государственной регистрации компании.
В ходе беседы налоговый инспектор задает руководителю предприятия вопросы о заработной плате сотрудников компании и фиксирует ответы.
Для чего создается зарплатная комиссия
В ходе беседы с генеральным директором, налоговая инспекция пытается понять, почему компания столько мало платит сотрудникам. Все дело в налогах и страховых взносах с заработной платы, которые предприятие начисляет и перечисляет в бюджет.
А именно, с каждого рубля заработной платы компания платит налоги и страховые взносы. И чем больше заработная плата, тем больше денежных средств получает государство. Например, должностной оклад у сотрудника – 100 тыс. руб.
Из этой суммы компания удерживает НДФЛ по ставке 13% и перечисляет удержанный налог в бюджет. А сотрудник при этом получает на руки не 100 тыс. руб, а 87 тыс. руб.
Далее сверх должностного оклада компания начисляет страховые взносы на заработную плату по ставке, равной примерно 13%, и перечисляет социальные и пенсионные взносы во внебюджетные фонды.
Налоговая инспекция следит за размером зарплаты.
И если налоговики считают, что компания выплачивает своим сотрудникам небольшие зарплаты, а значит, компания недоплачивает в бюджет налоги и взносы, то налоговый инспектор начинает разбираться в этой ситуации. Может, у компании плохо идут дела, поэтому маленькая зарплата. Или компания незаконно экономит на налогах, поэтому часть зарплаты платит в конверте.
В этом случае подозрения строятся таким образом. Раз компания платит серую заработную плату своим сотрудникам в конверте, то это значит, что фирма выдает заработную плату наличными денежными средствами. Наличные денежные средства надо откуда-то брать. Значит, есть обналичка и уклонение фирмы от уплаты налогов в бюджет.
Так как налоговая инспекция не знает всех деталей и видит только размер зарплаты, то для прояснения всех зарплатных вопросов руководитель фирмы вызывается на зарплатную комиссию. Конечная цель зарплатных комиссий – сделать так, чтобы компания подняла заработную плату до уровня, который не кажется подозрительным.
Приемлемый уровень заработной платы – это средний размер заработной платы по рынку.
Например, если налоговая инспекция не понимает, почему компания платит своим сотрудникам в среднем 30 тыс. руб., хотя на рынке заработная плата составляет 70 тыс руб., то налоговый инспектор может вызвать к себе генерального директора «на ковер».
Критерии отбора на зарплатную комиссию
Налоговики сопоставляют показатели расчетов и РСВ, справки по форме 2-НДФЛ, сравнивая суммы выплат в пользу работников и среднесписочную численность персонала, смотрят, есть ли снижение поступлений по НДФЛ более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, внимание налоговиков может привлечь работодатель, выплачивающий зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
Отметим, что данные о среднеотраслевом уровне зарплаты налоговики должны брать из открытых источников, например, с сайта Росстата. Хотя, строго говоря, ни одним нормативным актом не установлена обязанность работодателя ориентироваться на этот уровень при выплате зарплаты работникам. Низкая зарплата, по мнению сотрудников ИФНС, может означать, что в компании используется «конвертная» схема.
Налоговики рассказали в ФНС России от 25.07.2017 №ЕД-4-15/14490@, кто может попасть под подозрение.
Сначала налоговые органы указали, что отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов.
Далее в указанном письме перечислены критерии для отбора плательщиков для вызова на зарплатную комиссию. Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:
– налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями. Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (декл. 3-НДФЛ).
– Налогоплательщики – налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ):
1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.
Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в расчетах, с данными расчетов по страховым взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом» за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.
Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога.
При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по и в расчетах по страховым взносам.
При отборе налогоплательщиков – налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.
3) Налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.
Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума:
– налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя (профессиональные вычеты) к показателю (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95%;
– налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по за соответствующий период. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (-050 р. 3, сумма стр. 020 и графа 2 р. 7).
Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ или не представившие декларации за соответствующий налоговый период;
– налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), с учетом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями НК РФ.
Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано;
– плательщики страховых взносов (далее – СВ):
1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников.
Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления исчисленных и уплаченных сумм СВ за отчетный (расчетный) период, отраженных в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с поступлениями СВ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом».
Отбору подлежат плательщики СВ, которыми снижено перечисление страховых взносов в данном отчетном периоде относительно аналогичного отчетного периода предыдущего года при постоянном количестве работников, на основании данных КРСБ в части уплаты страховых взносов.
При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам за соответствующий отчетный (расчетный) период, представленные в налоговые органы, за периоды, начиная с 01.01.
2017), расчеты за соответствующий отчетный (расчетный) период, сведения о среднесписочной численности.
При отборе плательщиков взносов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом», в целом по данному плательщику;
3) снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления количества физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы за анализируемый отчетный (расчетный) период, отраженного в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период, начиная с 01.01.2017, с расчетами по налогу на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), данными о среднесписочной численности представленных за истекший год и за предыдущий год.
Отбор плательщиков осуществляется при условии, что количество работников, с выплат которым начислены страховые взносы, значительно отличается в сторону уменьшения по сравнению с аналогичным отчетным (расчетным) периодом предыдущего года.
При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам, расчеты по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ), о среднесписочной численности.
4) Плательщики, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9 либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.
При отборе анализируется динамика снижения начислений по дополнительным тарифам с учетом вида деятельности, осуществляемого плательщиком, а также иная информация, имеющаяся в налоговом органе и полученная из внешних источников.
5) Плательщики, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.
Источник: https://fingazeta.ru/opinion/konsultatsii/449322/
Зарплата руководящего состава по-новому
02.03.2017
С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.
) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях.
В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.
ДО…
Согласно ст.
145 ТК РФ в прежней редакции условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, и учредительными документами юридического лица (организации).
Это правило распространялось и на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов, работающих по трудовому договору государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
ПОСЛЕ…
Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.
В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.
Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:
- от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
- от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583).
Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.
К сведению
Предельные уровни соотношения средней заработной платы руководителей и работников были установлены еще раньше. В частности, уровень соотношения средней зарплаты руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и работников этих учреждений – Приказом Минтруда РФ от 18.02.2013 № 71н.
Так, в новой ч. 2 ст. 145 ТК РФ названы организации, в которых должен устанавливаться предельный уровень соотношения зарплат, и указано, кто этот уровень устанавливает. Давайте по порядку.
Кому и кем устанавливается предельный уровень?
Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:
- в государственных внебюджетных фондах РФ;
- в территориальных ФОМС;
- в государственных и муниципальных учреждениях;
- в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).
Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.
При этом размер предельного уровня соотношения не должен превышать размер, предусмотренный соответствующими нормативными актами. Для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:
- государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
- территориальных ФОМС, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обратите внимание
Предельный уровень соотношения не учитывается, если учреждение включено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ).
На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р и от 12.12.2015 № 2555‑р.
В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.
Согласно ч. 4 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Вопрос
Действуют ли нормы об установлении предельного уровня соотношений зарплат применительно к органам местного самоуправления (мэрии, муниципалитеты)?
Минтруд по данному вопросу разъяснил, что для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (федеральными законами от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.
2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).
Какой размер предельной разницы допускается?
Величина предельного соотношения в Законе № 347‑ФЗ не указана.
Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.
Какие предельные размеры действуют в настоящее время – представим в таблице.
Для кого установлены предельные размеры | Предельный уровень соотношения | Нормативный акт |
Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий | От 1 до 8 | Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2 |
Председатели государственных внебюджетных фондов | От 1 до 10 | Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259 |
Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов | От 1 до 8 | Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259 |
Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п.
24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12).
В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.
И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие.
Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п.
6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.
2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.
Как рассчитывается предельный уровень соотношения?
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Положение), устанавливающие порядок расчета соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников.
Согласно этому порядку, чтобы определить соотношение зарплат, необходимо рассчитать среднемесячную зарплату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и зарплату работников, а затем зарплату руководителей разделить на зарплату работников.
Врезка
С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется показатель «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).
Среднемесячная заработная плата сотрудников определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты по списочному составу (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность сотрудников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).
Обратите внимание
При расчете среднемесячной заработной платы сотрудников не учитывается зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.
Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году).
Если руководитель (заместитель, главный бухгалтер) отработал неполный календарный год, то среднемесячная зарплата определяется исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.
Расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей, главного бухгалтера осуществляется отдельно по каждой должности.
Если руководитель, заместитель, главный бухгалтер совмещает должности (профессии), то учитывается и заработок по основной работе, и доплата за совмещение, а если по совместительству – только зарплата по основной должности.
Обратите внимание
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (зарплата, надбавки и компенсации, премии и другие выплаты, установленные п. 2 Положения).
При этом не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.
), а также компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Законом № 347‑ФЗ также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.
В связи с этим в ст. 278 ТК РФ, предусматривающей дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации, появились два новых основания:
- несоблюдение установленного в силу ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера;
- иные основания, предусмотренные трудовым договором.
Информация о зарплате руководителя в свободном доступе
С 1 января 2017 года руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, согласно ст. 349.
5 ТК РФ обязаны размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.
При этом запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или носящие конфиденциальный характер.
Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.
По правилам информация о зарплате сначала представляется руководителями, их заместителями и главными бухгалтерами учреждений и предприятий для размещения в Интернете на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. При этом по решению учредителя она может размещаться в Интернете на официальных сайтах учреждений и предприятий.
Информация размещается в Сети не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. В составе информации указываются полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия, занимаемая должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.
* * *
Подведем итог. Если ваша организация указана в ч. 2 ст.
145 ТК РФ, то с 1 января 2017 года работодатель должен уже установить предельный уровень соотношения среднемесячных зарплат, если только Правительство РФ не включило организацию в соответствующие перечни.
Также информация о зарплате руководителя, заместителей и главного бухгалтера должна размещаться в Интернете на сайте учредителя или организации.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Руководитель же организации, в свою очередь, обязан соблюдать этот предельный уровень в отношении заместителей и главного бухгалтера. В противном случае он может быть уволен.
Аюдар-пресс
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-388228-zarplata_rukovodyaschego_sostava_po_novomu
Свершилось!!! Зарплату руководителей госпредприятий привязали к зарплате их сотрудников!!!
Президент России подписал закон о расширении предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников на государственные и унитарные предприятия, а также внебюджетные фондов и фонды ОМС.
Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», направленный на установление предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников в государственных и муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях (включая казенные), государственных внебюджетных фондах и территориальных фондах обязательного медицинского страхования.
За несоблюдение установленных соотношений предусмотрена административная ответственность. Автором инициативы выступило Правительство РФ. Чиновники внесли поправки в статью 145 Трудового кодекса РФ, направленные на расширение существующего перечня организаций, для которых установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников в кратности от 1 до 8.
В настоящее время это требование касается только руководителей и работников федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Действующий уровень соотношения установлен постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. №975, и, в дальнейшем, у Правительства должно сохраниться право устанавливать его в отношении федеральных органов и предприятий.
В отношении унитарных организаций, контролируемых на уровне субъектов РФ, право устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников переходит к местным органам власти. Которые также должны будут контролировать его соблюдение. Кроме того, местные власти будут наделены правом утверждения перечней организаций, на которые новые требования не будут распространяться.
В законопроекте указано, что условия оплаты труда руководителей организаций, которые не попадут в перечень, будут как и сейчас, устанавливаться по соглашению сторон и утверждаться в трудовых договорах. Для усиления контроля за соблюдением новых норм внесены поправки в статью 277.
1 ТК РФ, в соответствии с которыми государственные органы и органы местного самоуправления обязали размещать информацию о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и работников всех организаций из перечня, на официальных сайтах учреждений, фондов и организаций в сети интернет, либо на официальных сайтах их учредителей.
Порядок размещения такой информации должны определить сами органы власти, однако, она не должна нарушать требования законодательства о персональных данных и государственной тайне. Правительство отмечает, что принятие новых требований не повлечет за собой дополнительных бюджетных затрат. Закон официально опубликован и уже вступил в силу.
Есть эмпирические исследования, которые показывают, что социальные напряжения в обществе возникают при 5-6 кратной разнице между минимальным и максимальным доходом граждан этого общества. Так как социальное напряжение возникает при низком уровне жизни, а когда низкий уровень не у всех.
При сталинском СССР за этой разницей следили строго, а вот к концу СССР в период легализации цеховиков и разрушения главного рычага социалистической экономики, а именно невозможности конвертации денег из безналичного контура в наличный и ослабления контроля за монополией внешней торговли, этот показатель резко скакнул, что послужило одной из основных причин развала страны.
В результате этого закона руководитель будет вынужден либо поднимать зарплату работникам, либо резко сокращать свой доход.
Тем самым на руководство придут люди с новой нематериальной мотивацией, в экономику вольются деньги, которые будут потрачены в пределах страны, так как трудовые зарплаты практически никогда не выводятся, условно говоря, в оффшоры, повысится престиж рабочего, и вырастет спрос на рынке, что, в свою очередь, будет стимулировать внутреннее производство.
Также это вынудит нивелировать зарплаты и в частном секторе, ради избежания массового оттока работников.
Вот ссылка на закон!!!
ЗЫ… Судя по либерастическому вою в комментах, закон правильный и попал им в болевую точку!!!
Источник: https://sobityadnya.ru/blog/43801900946
Зарплату топ-менеджеров госкомпаний привяжут к средней по организации :: Экономика :: РБК
Власти решили добавить прозрачности зарплатам руководителей госкомпаний и бюджетных учреждений: их предложено привязать к средним зарплатам работников. Но главы госкорпораций все равно не будут отчитываться о доходах
Фото: Наталья Медведева/ТАСС
Зарплаты руководителей госучреждений и топ-менеджеров госкомпаний привяжут к средним зарплатам работников соответствующих организаций, следует из законопроекта Министерства труда, одобренного в понедельник правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Сейчас подобная привязка уже есть для зарплат руководителей федеральных государственных учреждений (таких как больницы или вузы) и ФГУПов — не выше восьмикратного размера средней зарплаты работников, но она установлена отдельными постановлениями правительства.
Законопроект Минтруда «О внесении изменений в Трудовой кодекс в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров отдельных организаций» (копия есть у РБК) значительно расширяет ст.145 Трудового кодекса.
Она регулирует условия оплаты труда руководства государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, ФОМС), госучреждений, ФГУПов, МУПов, госкорпораций и компаний, более 50% которых принадлежат государству.
Новая редакция статьи прописывает, что при определении размеров зарплат руководства нужно будет учитывать средний уровень зарплаты других сотрудников организации.
В понедельник, 15 февраля, комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минтруда, рассказали РБК участник совещания и представители Минтруда и Минэкономразвития. Теперь он будет рассмотрен на заседании правительства, после чего поступит в Госдуму.
Предельную разницу между зарплатами руководителей и остальных работников еще предстоит установить нормативными актами правительства или местных органов власти (в случае с муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями), следует из документа.
Если коэффициент будет нарушаться, это может послужить основанием для увольнения чиновника. Изменения коснутся ст.278 ТК, прописывающей дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации.
Правда, на руководителей госкорпораций такая угроза распространяться не будет, следует из текста законопроекта.
Кроме того, законопроект обязывает руководство и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов, ФГУПов и МУПов публиковать в интернете данные о рассчитываемой среднемесячной зарплате.
Законопроект разработали во исполнение перечня поручений президента Владимира Путина по итогам прямой линии в апреле 2014 года, указывает представитель Минтруда (президенту тогда жаловались на низкие зарплаты медсестер). «В феврале—марте планируется его рассмотрение на заседании правительства», — добавляет он.
«Документ поступал в Минэкономразвития и в нашей части был согласован без замечаний», — сообщил представитель ведомства.
Принятие законопроекта позволит исключить «неоправданную дифференциацию» в оплате труда и поможет сделать процесс оплаты труда руководства государственных и муниципальных учреждений и предприятий более прозрачным, указывают разработчики в пояснительной записке.
Ограничение зарплат руководителям государственных (муниципальных) учреждений, ФГУПов и МУПов и упорядочивание уровня оплаты труда топ-менеджмента госкорпораций и компаний с госучастием (более 50%) фигурировали в числе предложений Минтруда к проекту антикризисного плана правительства (в первоначальной версии плана, которую видел РБК в конце января).
Как раскрывали доходы российские чиновники
Впервые российские чиновники начали отчитываться о доходах в 2008 году, а с 2013 года их обязали предоставлять декларации о расходах, если они превышают доходы за три предыдущих года. В мае 2015 года правительственных чиновников заставили отчитываться обо всех крупных расходах вне зависимости от совокупного дохода.
Предоставлять декларации должны и те, кто хочет стать федеральным чиновником. Осенью прошлого года эту процедуру предложили распространить и на кандидатов в муниципальные служащие. С началом третьего президентского срока Владимира Путина власти начали повышать транспарентность доходов руководства госкомпаний и госкорпораций.
Указ президента от июля 2013 года предписывал раскрывать зарплаты руководства, однако в 2014 году декларации опубликовали лишь некоторые из корпораций. Проигнорировали его «Роснефть», РЖД и «Газпром». «Роснефть» настаивала, что указ президента распространяется только на госкомпании, созданные федеральными законами.
В марте 2015 года пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова разъяснила, что главы госкомпаний могут не публиковать в открытом доступе сведения о своих доходах. Через месяц Путин во время прямой линии с населением «настойчиво порекомендовал» руководству корпораций все же обнародовать доходы.
В результате о своих зарплатах впервые отчитались главы РЖД и «Роснефти» Владимир Якунин и Игорь Сечин.
Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/02/2016/56c1fd429a79472757f06326
В каких случаях зарплата ваших работников вызовет вопросы у налоговиков?
Если вы считаете, что размер заработной платы – это внутреннее дело вас и ваших работников, то вы ошибаетесь.
Дело не только в том, что государство стоит на страже трудовых прав работников (первейшим из которых является право на нормальную зарплату), но и в том, что отчисления в фонды и НДФЛ с зарплаты поступают в бюджет и на социальное обеспечение граждан.
Государство всеми способами будет бороться за то, чтобы официальная зарплата работников соответствовала тем реальным доходам, которые они получают.
Причины, по которой работодатели скрывают реальные зарплаты своих работников, понятны. Чем выше зарплата, тем больше размер страховых взносов на работников, которые работодатели выплачивают за свой счет. Работники тоже часто умалчивают о зарплатах в конвертах – во-первых, потому что хотят сохранить свое место работы, а во-вторых, чтобы выплачивать меньший подоходный налог.
Зачастую хитрости работодателей при попытке скрыть реальные суммы зарплат шиты белыми нитками и давно известны налоговикам. Приводим топ-10 подозрительных фактов, которые, по мнению налоговых органов, прямо или косвенно свидетельствуют о том, что работодатель выплачивает серые зарплаты.
- Заработная плата ниже среднеотраслевой. Прежде всего, указанная в трудовом договоре зарплата не должна быть меньше установленного МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в регионе, например, по Москве в 2017 году это 17 561 рубль. Если региональная минималка не установлена, то зарплата не может быть ниже федерального МРОТ, в 2017 году это 7500 руб. Учтите, что зарплата не ниже МРОТ – это всего лишь признак того, что вы не нарушаете трудовое законодательство. Налоговые органы сравнивают зарплату ваших работников не с минимальной, а со среднеотраслевой. Узнать средние размеры зарплат по вашему региону и виду деятельности можно через официальный сайт статистики (см. п.10 в статье).
- Отсутствие текучести кадров при зарплате ниже среднеотраслевой. Согласитесь, что странно выглядит преданность работников вашей организации при том, что их зарплата заметно ниже той, какую они могли бы получать в другом месте. Это наводит налоговые органы на мысль, что лояльность работников поддерживается выдачей зарплаты в конвертах.
- Размер зарплаты примерно одинаков у работников разной квалификации и должностей. Такая ситуация противоречит правилам рынка труда, когда более ценный и опытный сотрудник должен обходиться работодателю дороже. Указание одинаковых окладов для, например, главного бухгалтера и офис-менеджера – верный способ вызвать вопросы налоговиков об адекватности распределения фонда оплаты труда.
- Зарплата ваших работников за последние три года имеет явную тенденцию к снижению. Если дела в организации идут все хуже и хуже, то такое снижение может быть обоснованным. Уменьшение зарплат можно объяснить и изменением формы оплаты труда, например, переход от фиксированной оплате к сдельной, или к оплате в виде процентов от сделок. Если же реальные доходы организации растут, а зарплаты падают, то, по мнению проверяющих, это явный признак того, что трудовой энтузиазм работников поддерживается неофициально.
- Размер зарплат в открытых вакансиях вашей компании выше, чем зарплата ваших работников на тех же должностях. Обращайте внимание на то, что если вы публикуете новые вакансии, то подозрительным будет указание в них окладов выше тех, что получают сейчас ваши сотрудники.
- Ваши работники регулярно пополняют свои платежные карты примерно в одни и те же сроки и на одни и те же суммы. У налоговых органов есть доступ к информации о доходах, которые поступают на банковские карточки. Если окажется, что ваши работники, как сговорившись, пополняют свои карты в определенный день месяца, то это тоже может быть косвенным признаком серых зарплат.
- На служебной парковке красуются новые иномарки ваших работников. Еще один косвенный признак зарплат в конвертах – это видимое неплохое финансовое состояние ваших работников. Конечно, работники, если они не госслужащие, не обязаны отчитываться за источники своих доходов. Вполне возможно, что дорогие часы и машины они получили в подарок от родственников (просто так повезло) или имеют другие легальные источники доходов. Но если топ-менеджеры работают за 15-20 тысяч рублей и при этом не бедствуют, не имея других официальных поступлений, то это будет выглядеть подозрительным.
- Зарплата ваших работников на прежней работе на такой же должности была заметно выше нынешней, и уволились они по собственному желанию. На прежней работе ваши сотрудники действительно могли получать больше. Резонным обоснованием этого может быть кризисная ситуация на рынке труда и в экономике в целом. Работники также могли переехать из другого региона, где средние зарплаты выше. Но надо быть готовым к тому, что в совокупности этот факт добавит уверенности налоговым органам в том, что работодатель не показывает истинный размер доходов работников.
- Ваши работники получают дорогие банковские кредиты. Если ваш работник оформил ипотеку на дорогое жилье, маловероятно, что он получит такой кредит при низких доходах. Налоговые органы могут обратиться в рамках налогового контроля в банк за информацией о реальных доходах заёмщика. Право на это им дает статья 86 НК РФ, при этом запрос налоговиков должен быть мотивированным.
- Доходы в декларации 3-НДФЛ, которую работник сдал, чтобы получить имущественный вычет, больше, чем в справке 2-НДФЛ. Если работодатель уверен, что в справке 2-НДФЛ отражены официальные доходы работника от зарплаты, то он может ответить, что вопросы несоответствия доходов в разных справках должны быть адресованы к работнику.
Задают такие вопросы не только при прохождении камеральных проверок, но и на так называемых налоговых комиссиях. Хотя налоговые комиссии не установлены законодательством как средство контроля за налогоплательщиками, но проводятся они регулярно. С регламентом налоговых комиссий и отбором налогоплательщиков для них можно ознакомиться в письме ФНС от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722@.
Комиссия не выносит решения о привлечении к ответственности, а лишь предлагает налогоплательщику рекомендации для увеличения роста налоговых отчислений. Если ситуация не исправится, организация становится реальным кандидатом на выездную проверку, которая, по отчетам самих налоговиков, не обходится без начислений и санкций.
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/serye-zarplaty
Как налоговики вычисляют серые зарплаты
В первую очередь в справках 2-НДФЛ налоговики смотрят доходы по коду 2000 — это зарплата. Она не может быть ниже МРОТ, если сотрудник отработал месяц полностью (ст. 133 ТК РФ). Как правило, в регионах установлена своя минималка, и работодатели обязаны ее придерживаться. Если отказались от нее, то должны платить сотрудникам не ниже федерального МРОТ — сейчас это 5965 руб.
Однако такой размер безопасен лишь с точки зрения трудового законодательства. Налоговики же ориентируются всегда на среднеотраслевые зарплаты.
Поэтому если в компании многие оклады установлены в границах минимальных размеров, то это наведет проверяющих на мысль, что остальное сотрудникам выдают в конвертах. Если еще в компании нет текучки, это лишь подкрепит подозрения.
Довольно странно выглядят люди, зарабатывающие минимальные суммы и не пытающиеся найти работу получше.
Даже если зарплаты сотрудников выше МРОТ и приближены к среднеотраслевым, у инспекторов все равно могут возникнуть претензии. А именно когда оклады многих сотрудников равны, причем на неравнозначных должностях. К примеру, у замдиректора и руководителя отдела одинаковый оклад — 60 000 руб. Это больше МРОТ и во многих регионах соответствует зарплате по отраслям.
Но, по мнению налоговиков, у работников с разной квалификацией не может быть одинаковой зарплаты. Значит, компания наверняка компенсирует разницу неофициальными наличными. Конечно, одинаковые оклады прямо не говорят о схеме ухода от налогов и взносов. Тем не менее лучший способ в такой ситуации — сделать разницу в окладах, хотя бы небольшую.
Тогда инспекторы точно не скажут, что доходы равны.
Чиновники разными способами мотивируют граждан жаловаться на зарплату в конвертах. В Кемеровской области, например, есть закон, согласно которому человек, сообщивший достоверные сведения о серых зарплатах, получает премию в размере 10 процентов от уплаченных доначислений (Закон Кемеровской области от 4 апреля 2014 г. № 23-ОЗ). Но результатами никто пока похвастаться не может.
Работодатели по-своему мотивируют сотрудников ничего не рассказывать. Если они сами заявят проверяющим о том, что получают зарплату в конвертах, то фактически признают, что не отчитались о доходах и не заплатили с них налог.
А значит, возможен штраф за неподачу декларации — 5 процентов от неуплаченной суммы налога и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Если рассказать о серой зарплате за два или три года, штраф вырастет соответственно.
А сам сотрудник после такого скорее всего потеряет работу или будет получать строго оклад, предусмотренный в трудовом договоре.
Налоговики всегда сравнивают показатели компании в диапазоне трех лет. Зарплата — не исключение. Если увидят, что оклады снижены по сравнению с прошлыми годами более чем на 10 процентов, то могут сделать вывод о том, что часть доходов сотрудников ушла в конверты.
Обосновать снижение можно сложившейся ситуацией на рынке, снижением спроса на продукцию и, как следствие, снижением выручки. Поэтому компании вынуждены сокращать расходы, в том числе на персонал и зарплату. Возможно, в вашей компании перевели сотрудников с окладов на проценты. И теперь они получают не твердые суммы каждый месяц, а плавающие — в зависимости от того, как поработали.
Иногда в объявлениях о вакансиях компании указывают зарплату выше, чем получают сотрудники по тем же должностям. Инспекторы могут сравнить вакансии со справками и решить, что в объявлениях стоят реальные суммы. А то, что получают сотрудники по документам, это лишь часть.
Такое доказательство, естественно, является косвенным. Объявления о вакансиях не подтверждают фактический размер зарплаты, поскольку не относятся к учетным документам.
Тем не менее претензии не исключены, и на них можно ответить следующее. Размещая вакансии с высокой зарплатой, компания рассчитывает найти сотрудника высокой квалификации.
Поэтому планирует платить ему больше, чем другим сотрудникам на похожей должности.
Высокую зарплату в вакансиях также можно объяснить мониторингом рынка — компания специально размещает такие объявления, чтобы изучить отклики и понять, какой специалист нужен.
Кстати, иногда инспекторы представляют в качестве доказательств объявления из газет или распечатки с сайтов, где нет даты размещения вакансии. А раз так, то нельзя говорить, что эти объявления относятся к проверяемому периоду.
- Хороший ремонт в офисе и дорогие машины на парковке. Опытный инспектор всегда обратит внимание на интерьер офиса и служебную парковку. Если в кабинетах стоит новомодная техника, а у входа — одни иномарки, проверяющие сделают вывод, что дела в компании идут совсем неплохо. А раз так, то почему зарплаты такие скромные? Задумаются проверяющие.
- У компании большие расходы на конверты. На проверке инспекторы проверят количество купленных конвертов и число исходящих почтовых писем. Если расходы на конверты большие, но компания мало с кем переписывается по обычной почте, то зачем купили столько конвертов? Снова задумаются проверяющие.
- Сотрудники сами пополняют карточки в день зарплаты.
Если регулярно в одно и то же число каждого месяца сотрудники компании вносят на свои карточки деньги каждый раз примерно в одинаковой сумме, налоговики сделают вывод, что компания скрывает зарплату. А сотрудники из конвертов перекладывают деньги на счета.
- Сотрудники на прошлой работе получали больше.
Если новички заключают трудовые договоры на менее выгодных для себя условиях по сравнению с предыдущей работой, налоговики подумают, что за этим может скрываться конвертная схема. Особенно если такие самоотверженные сотрудники постоянно засиживаются в офисе допоздна.
- Файлы или документы с недвусмысленными названиями.
Нестандартные надписи в зарплатных ведомостях — буква «ч», «касса-2»и т. п. — привлекут внимание ревизоров. Равно как и некоторые файлы в компьютерах руководства, которые прямо так и называются «зарплата_июль», «августЗП» и т. п.
- Жалобы и заявления работников, в том числе бывших. Проверяющие учитывают жалобы сотрудников в интернете, с горячей линии ФНС и трудовой инспекции.
Но по одним лишь словам невозможно определить точные суммы доходов. К тому же свидетельские показания бывших сотрудников, особенно уволенных по статье, часто бывают необъективными.
Налоговики владеют данными о жилье и другой недвижимости, поскольку администрируют имущественные налоги физических лиц. При этом инспекторы понимают, что взять ипотеку с низкой зарплатой почти невозможно.
Банки дают кредиты только тем, чьи доходы позволяют ежемесячно платить десятки тысяч рублей.
Если доходы в справке 2-НДФЛ маленькие, а по прикидкам инспекторов недвижимость в собственности у сотрудника недешевая, это наведет на мысли, что в банк сотрудник принес справку с реальной зарплатой, которая выше. И могут запросить данные у банкиров.
Даже если банк откажется рассекречивать доходы своего клиента, у инспекторов есть еще способ вычислить фактические расходы по ипотеке. По самим справкам 2-НДФЛ, если сотрудник получает имущественный вычет через компанию. Ведь его сумма отражается в справках, в том числе сумма вычета по уплаченным процентам.
Понятно, что сами по себе крупные платежи по ипотеке не говорят о том, что сотрудники получают зарплату в конвертах. Тем не менее налоговики понимают, что у многих людей зарплата — это основной, а иногда и единственный источник дохода. Поэтому будут сопоставлять доходы и расходы в целях выявления конвертной схемы.
В компаниях, где директор и другие руководители являются еще и учредителями, им иногда не начисляют зарплату. Для налоговиков на местах это подозрительно, они уверены, что она должна быть у всех сотрудников. А если ее нет, то директор получает доходы неофициально.
Мы согласны, что директор должен получать зарплату. Тем не менее инспекторам можно показать свежее письмо Минфина России от 19 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/7790, в котором они прямо сказали, что директор — единственный учредитель не вправе заключать с самим собой трудовой договор, а значит, его зарплата необоснованна.
Находящийся на рассмотрении законопроект № 717519-6 запрещает выплату серой зарплаты, а в случае нарушения ответственность грозит и работнику, и компании, и должностным лицам.
Налоговый агент должен будет, в частности, уплатить штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.
Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, заплатят административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.
Если определить размер неудержанного налога будет невозможно, налогоплательщика обяжут до 30 апреля следующего года уведомить налоговую инспекцию о том, что налог не был перечислен. Закон может вступить в силу 1 января 2016 года.
После вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ появилось новое основание для признания работодателя банкротом — задолженность по выплатам перед работниками более трех месяцев.
Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/vyplata-seroy-zarabotnoy-platy-otvetstvennost