Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф — все о налогах

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Вариант 5

Вопросы

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы.

В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.

1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права — системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов. [4].

Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями (Табл. 1).

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
I уровень Законодательные акты, Указы Президента, Постановления Правительства РФ
II уровень Национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ)
III уровень Методические рекомендации (указания), инструкции
IV уровень Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

К данному уровню системы относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета.

Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г.

№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 августа 2001 г.

№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

К указанному уровню необходимо отнести Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283, в которой:

— была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО;

— были определены задачи реформы:

сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

— были определены основные направления реформы:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Продолжением указанной Программы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ, разработанная по решению Правительства РФ и одобренная приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180. Согласно Концепции бухгалтерский учет в РФ должен развиваться по следующим направлениям:

— повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

— существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Следует иметь в виду, что Концепция 2004 г., несмотря на то, что одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Главным же актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Следует отметить, что закон был принят десять лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерского учета и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе.

Отдельные положения Закона противоречат законодательным актам, принятым позднее, законодательно не закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее острой проблемой действующего закона является — зависимость главного бухгалтера от руководителя.

Нынешний Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете возлагаются на главного бухгалтера. [1].

В проекте расширена сфера действия закона. Исходя из содержания статьи 2, следует, что закон будет распространяться не только на организации и их филиалы, но и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и адвокатов.

Из этого следует, что с принятием нового закона у индивидуальных предпринимателей и адвокатов появиться возможность вести полноценный бухгалтерский учет с применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Но это их право, так как согласно п.

2 статьи 2 указанные хозяйствующие субъекты могут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

В ходе подготовки законопроекта отдельные ученые высказывались об исключении из текста закона по возможности понятий и определений. Следует отметить, что статья, содержащая основные понятия, используемые в законе, сохранена и дополнена новыми терминами (международный стандарт, национальный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт бухгалтерского учета, экономический субъект и др.).

Если в действующем законе законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из соответствующего Федерального закона, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в проекте — к законодательству о бухгалтерском учете отнесены только соответствующий закон и другие федеральные законы.

В статье 5 «Регулирование бухгалтерского учета» действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится о том, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Таким образом, действующий Закон предполагает, прежде всего, систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Такой подход был характерен для экономики централизованного управления, в которой множество явлений хозяйственной жизни можно было заранее предопределить, а значит и регламентировать.

Рыночная среда – это динамичное явление. Регламентировать централизованно заранее все случаи хозяйственной практики по определению невозможно.

Если придерживаться концепции тотальной регламентации при формировании законодательства, значит, заранее обрекать его на противоречия и несовершенства уже на этапе создания нормативных актов. Поэтому этот недостаток в новом законе будет устранен.

Регулирование бухгалтерского учета в России будет осуществляться органами государственного регулирования бухгалтерского учета (уполномоченным федеральным органом) и органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями аудиторов, бухгалтеров). Таким образом, можно сказать повышается роль профессионального сообщества.

Значительные изменения закон готовит в части документального оформления фактов хозяйственной жизни. А именно произойдет отказ от унифицированных и стандартизированных форм первичных учетных документов. В статье 8 законопроекта приводятся обязательные реквизиты, который должен содержать первичный учет документ.

Это – наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименования должностей лиц, ответственных за свершившийся факт, подписи ответственных лиц.

К отношениям, возникающим при составлении консолидированной финансовой отчетности, новый Закон будет применяться постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности».

Следует иметь в виду, что в конце 2005 года Государственной Думой принят во втором чтении Закон «О консолидированной финансовой отчетности». С вступлением его в силу консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, будет придан официальный статус.

Кроме того, нормы Закона «О консолидированной финансовой отчетности» будут иметь относительно узкую сферу действия: они будут применяться только теми организациями, которые обязаны составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (холдинги, финансово-промышленные группы, организации, имеющие дочерние общества, филиалы и представительства).

Считаем, что принятие Закона о бухгалтерском учете в новой редакции позволит, по существу, начать выполнение остальных мероприятий, определенных в Концепции 2004 г.

Второй уровень системы составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

-«Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Источник: https://refdb.ru/look/2330083-pall.html

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Читайте также:  Заполнение и оформление счета-фактуры онлайн - все о налогах

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.

На основе положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России ( открыть в оригинальном размере)

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.

Источник: https://www.funansust.ru/buxgalterskij-uchet/rol-i-zadachi/261-sistema-

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

1. Понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет на протяжении всей истории своего существования представлял собой систему регистрации и накопления экономической информации для ее дальнейшего обобщения в виде финансовой отчетности различным категориям пользователей.

Деятельность — это, прежде всего, работа, направленная на получение результата труда. Учет — это отражение хозяйственной или иной деятельности предприятия на основании документов в различных измерителях (количественных и (или) качественных).

Учет является составной частью управления экономическими процессами и объектами.

Сущность учета состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете»).

Бухгалтерский учет как система представляет собой совокупность элементов метода учета, объединенных и связанных между собой. Эта система отражает информацию о состоянии и движении изучаемых объектов.

Когда говорится о системе бухгалтерского учета, в полном объеме учитываются историческое место учетной системы, наличие национальных стандартов, организация бухгалтерского учета в масштабах предприятия, влияние налогового законодательства.

Если же характеризовать бухгалтерский учет как деятельность, то возникает вопрос, каким образом оценить результат деятельности ведения бухгалтерского учета в организации, ведь в каждой конкретной отрасли существуют свои особенности по ведению бухгалтерского учета? Показатели финансовой отчетности могут не соответствовать истинному положению дел. На практике многие организации, особенно малые, делают упор на ведении бухгалтерского финансового учета по правилам главы 25 НК РФ, что приводит к искажению данных бухгалтерского учета и является грубым нарушением. На таких предприятиях считают, что главное правильно начислить налоги, нежели сдавать достоверную финансовую отчетность при отсутствии инвесторов, заинтересованных в показателях ее эффективности. В таких организациях финансовая отчетность заведомо не соответствует принципу достоверности, и поэтому оценить бухгалтерский учет как деятельность не представляется возможным.

Если говорить о бухгалтерском учете как о деятельности, то необходимо производить оценку не только финансовой отчетности, но и ведения налогового учета, так как он оказывает сильное влияние на финансовый бухгалтерский учет, от налоговых расчетов зависит величина нераспределенной прибыли, которая имеет место в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках.

Но если в российском бухгалтерском учете существует налоговый инструментарий, логично было бы разделить пользователей бухгалтерской отчетности на две категории; к первой отнести пользователей только финансовой отчетности (кредиторов и акционеров, менеджеров), а ко второй категории — налоговые органы, которые станут пользователями не финансовой бухгалтерской, а только налоговой отчетности. В этом случае станет очевидно: бухгалтерский учет как информационная система имеет несколько подсистем, в результате обработки в каждой из которых экономической информации о фактах хозяйственной жизни будет ограничен доступ налоговых органов к финансовой отчетности, что в свою очередь приведет к повышению ее достоверности. Основываясь на достоверности и используя приемы экономического анализа, можно умело управлять организацией, четко выстраивать ее экономическую политику.

В литературе в зависимости от степени сходства учетных практик выделяют британо-американскую, континентальную и латиноамериканскую модели бухгалтерского учет.

. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Современные экономические условия требуют выработки законодательных норм, регулирующих систему бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. С 1 января 2013 г. официально вступил в силу Закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором имеются существенные изменения. Рассмотрим их подробнее.

Закон «О бухгалтерском учете», во-первых, распространяет свое действие на организации, филиалы и представительства иностранных организаций, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе на адвокатов, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете.

С 1 января 2013 г. Закон «О бухгалтерском учете» расширяет сферу действия. В ст.

2 определен круг лиц, на которые он распространяется: 1) коммерческие и некоммерческие организации; 2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) Банк России; 4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее ? лица, занимающиеся частной практикой); 5) представительства и иные структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, находящиеся на территории Российской Федерации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Представляется, что введение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства устранило существовавшую ранее двойственность. Впервые сказано, что организация должна вести бухгалтерский учет.

Во-вторых, Закон «О бухгалтерском учете» обязывает руководителя экономического субъекта, за исключением кредитной организации, возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7). По новым правилам вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе будут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Вывод — руководитель не может совмещать в себе одновременно две должности, например, должность директора и главного бухгалтера.

С вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» требования ужесточатся.

К таким требованиям относится наличие высшего профессионального образования и стажа работы не менее трех лет из последних пяти календарных лет либо, при отсутствии высшего образования, стажа не менее пяти из последних семи календарных лет, а также отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Эти требования не применяются лишь в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу нового Закона уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях (п. 2 ст. 30 Закона «О бухгалтерском учете»).

В-третьих, в механизме регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации появились новые источники и органы управления. Новым Законом «О бухгалтерском учете» с 2013 г.

вводятся абсолютно новые понятия регламентов, которыми будет регулироваться бухгалтерский учет и которые ранее не применялись. Это международный и отраслевой стандарты и стандарт бухгалтерского учета.

При этом определения понятий международного стандарта и стандарта бухгалтерского учета даны в п. 1 ст. 3, а термин «отраслевой стандарт» хотя и широко применяется в Законе, но содержание его не раскрыто.

Иерархия источников права в области бухгалтерского учета с 1 января 2013 г. выглядит следующим образом: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны для применения всеми организациями.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов и имеют рекомендательный характер, а также применяются на добровольной основе.

В-четвертых, рассматриваемый закон уделяет больше внимания учетной политике организации, которая должна отражать способы ведения бухгалтерского учета. Основной положительный момент нового закона заключается в подробном разъяснении структуры учетной политики предприятия.

Чем вызвано подробное изложение требований? Не секрет, что многие главные бухгалтера включали в учетную политику абсолютно все позиции и аспекты организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую учетная политика представляла собой самоучитель по бухгалтерскому учету.

В законе «О бухгалтерском учете» сказано, что в учетной политике должны быть отмечены только те положения, по которым законодатель дал право выбора.

Читайте также:  Как оформить гпд, чтобы фсс не доначислил взносы - все о налогах

Организация должна выбрать из предложенных вариантов учета именно тот, который приемлем для организации и обосновать его в учетной политике.

Если существует какая-то хозяйственная операция, и нет норматива для ее отражения в бухгалтерском учете, компания вправе ее зарегистрировать в качестве типовой.

В-пятых, Закон «О бухгалтерском учете» не предусматривает применения обязательных унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно п. 4 ст.

9 формы первичных учетных документов утверждает руководитель по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом необходимо, чтобы первичный учетный документ содержал перечень обязательных реквизитов, которые, впрочем, не поменялись.

Так же закон определяет, что теперь первичный учетный документ может быть составлен не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, Закон «О бухгалтерском учете» предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации и не требуется их соответствия утвержденным унифицированным формам.

В-шестых, хорошей новостью явилось закрепление в Законе «О бухгалтерском учете» положения о том, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9).

Это говорит об упразднении понятия «унифицированные формы», теперь все формы первичных документов организации разрабатывают самостоятельно.

Чтобы формы первичных документов, на основании которых фиксируется факт осуществления хозяйственной операции, стали легитимными, они должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики) и иметь обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона.

Новым Законом «О бухгалтерском учете» также предусматривается возможность оформлять первичные документы не только в бумажном, но и в электронном виде.

Однако следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов (п. 8 ст. 9).

А вот требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче. Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10).

Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты (п. 3 ст. 10). И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.

Так же как и в случае с первичными учетными документами, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета (п. 9 ст. 10).

В-седьмых, в Законе «О бухгалтерском учете» закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, поскольку порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

Новый Закон не содержит требования, обязывающего организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность другим органам исполнительной власти, кроме органов государственной статистики.

Это может означать лишь то, что сдача бухгалтерской отчетности в органы ФНС России теперь не обязательна. Аналогичный вывод можно сделать и из анализа сроков представления отчетности, которые указывают только на срок представления годовой бухгалтерской отчетности.

Как известно, в органы государственной статистики представляется только годовая, но не промежуточная, отчетность.

3. Проблемы реализации принципов МСФО в бухгалтерском учете Российской Федерации

В процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в начале 1990-х гг. в России произошли коренные преобразования в области учёта и отчётности, так как принципиально изменились функции учёта. Возникла проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой применения МСФО.

Это необходимо для того, чтобы российские предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности является важным шагом для привлечения иностранных инвестиций и увеличения числа совместных проектов.

Иностранные инвесторы не готовы всерьёз прийти на российский рынок до тех пор, пока не произойдёт улучшение в области корпоративной прозрачности.

Приведение системы учёта в соответствие с международными стандартами является не только российской проблемой, но и носит глобальный характер.

В настоящее время, с учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий, требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли.

Таким образом, Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) всё больше укрепляют свои позиции в России. Они выбраны в качестве ориентира при реформировании национальной системы бухгалтерского учёта, многие предприятия применяют их при составлении финансовой отчётности в добровольном порядке.

Источник: https://diplomba.ru/work/10677

Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

В настоящее время происходят серьезные преобразования в российском обществе, вызванные изменением системы общественных отношений и гражданско-правовой среды.

Российские компании получили выход на международный рынок, появляются совместные предприятия, расширяется инвестирование международных капиталов в экономику нашей страны.

В связи с этим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации претерпевают серьезное реформирование, главная цель которого — приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования.

На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.

Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

1. Основные нормативные документы

В последние годы в бухгалтерском учете происходят серьезные преобразования, вызванные, во-первых, изменением экономической среды деятельности организации, во-вторых, проникновением на отечественный рынок опыта работы иностранных предприятий1.

Серьезные изменения претерпевает нормативно правовая база, регламентирующая ведение и организацию бухгалтерского учета. Она освобождается от жесткой регламентации и имеет ориентацию к предоставлению большей свободы выбора из имеющегося арсенала методов и способов учета.

Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России закреплена в Федеральном Законе “О бухгалтерском учете” и представляет собой многоуровневую систему.

К нормативным документам первого уровня относятся Федеральные Законы, Указы президента РФ, постановления Правительства. Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Все остальные нормативные акты и методические указания образуют систему третьего уровня.

Отдельный четвертый уровень составляют документы, формирующие учетную политику организации.

Важное место в документах первого уровня занимает федеральные законы от 21 ноября 2000 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и от 27 декабря 2002 года № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

В нем конкретно указываются плательщики налога на прибыль, которыми являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории РФ предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность [7, ст. 1, п. 1].

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время действует 10 Положений. В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета.

Одним из важнейших документов третьего уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Согласно инструкции по применению План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Источник: https://works.doklad.ru/view/KY7p7UkGpI8.html

Роль учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

63

РОЛЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

ДЗАГОЕВА И.Т.,

доктор экономических наук, доцент, Горский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected];

МИРЗОЕВА А.Р.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

e-mail: [email protected];

МИСАКОВ А.В.,

кандидат экономических наук, докторант, Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены место и роль учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в РФ.

Ключевые слова: учетная политика; нормативное регулирование; бухгалтерский учет; налогообложение.

In article the place and a role of accounting policies in system of standard regulation of accounting and the taxation in the Russian Federation are considered.

Keywords: accounting policies; standard regulation; accounting, taxation.

Коды классификатора JEL: M41.

Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета можно рассматривать в виде совокупности законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции Правительства РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России.

При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный при нем Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности.

Этот совет состоит из представителей государственных органов, академических институтов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.

Способы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в разных странах существенно различаются. Например, в США порядок формирования учетной политики и составления отчетности полностью определяется национальными учетными стандартами (общепринятыми принципами бухгалтерского учета — GAAP), имеющими рекомендательный характер.

Влияние государственных органов здесь проявляется не так явно, как в других странах. В Великобритании основным является Закон о компаниях, отдельный раздел которого посвящен ведению учета и аудита. В континентальной Европе дело обстоит несколько иначе.

Здесь учет регулируется государством, формы отчетности в основном унифицированы и достоверной считается информация, соответствующая только нормативным документам. В бухгалтерской отчетности отступать от требований законодательства нельзя, можно только варьировать в пределах установленных норм путем применения той же учетной политики.

Но если администрация считает, что в каких-то аспектах действующие нормативные документы не позволяют достоверно отразить состояние дел, она может это сделать в пояснительной записке к финансовому отчету.

В Российской Федерации бухгалтерский учет и отчетность строго регламентируются законодательными органами, причем роль государства в разработке нормативных документов существенна.

Кроме того, существует максимальная нацеленность отчетности на удовлетворение требований, в первую очередь, налоговых органов и минимизирована возможность применения профессионального суждения бухгалтеров, в том числе и посредством при-

© И.Т. Дзагоева, А.Р. Мирзоева, А.В. Мисаков, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

10282244

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

менения учетной политики, которая в таких условиях служит больше в качестве метода по сокращению налогового бремени, нежели в качестве инструмента для оптимизации показателей отчетности.

Все же следует отметить, что за последние десятилетия в России подходы к регулированию бухгалтерского учета претерпели определенные изменения.

В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами — инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями министерств и ведомств; методология учета задавалась Министерством финансов СССР.

Читайте также:  Минфин объяснил, почему ип на упрощенке должны платить больше взносов, чем ип на осн - все о налогах

Основными в области бухгалтерского учета были Положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и др. Это были документы приказного характера, практически, не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур.

В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности. При этом о каких-либо вариантах в учете практически не помышляли.

В настоящее время бухгалтерский учет и отчетность по методологии и практическому применению все более приближаются к нормам, принятым в экономически развитых странах.

Адаптация международных стандартов финансовой отчетности (далее МСФО) в России происходит двумя путями: эволюционным — посредством постепенного обновления действующей нормативной базы, в первую очередь, положений по бухгалтерскому учету и революционным — посредством составления отдельными категориями экономических субъектов финансовой отчетности непосредственно по международным стандартам.

Постепенный переход на МСФО к 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для организаций, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство организаций будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе международных и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.

В этих условиях происходит повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который является основным документом, регулирующим порядок ведения учета в организации.

Н.П. Кондраков выделяет законодательные акты: Государственной Думы, Правительства РФ, Экспертного и методического совета по бухгалтерскому учету и отчетности; Указы Президента. В данной схеме нормативного регулирования бухгалтерского учета также не предусмотрена учетная политика [3].

Систему нормативного регулирования ведущие отечественные ученые рассматривают по нескольким уровням. В.Ф. Палий и В.В. Палий [6] определяют четыре уровня нормативного регулирования (схема 1). На данной системе мы видим, что четвертый уровень носит преимущественно рекомендательный характер. Законодательный уровень повторяется дважды.

Схема 1. Структура нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

В учебном пособии П.С.

Безруких представлена четырехуровневая система: первый уровень — закон «О бухгалтерском учете»; второй уровень — стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности; третий уровень —инструкции и положения, содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов; четвертый уровень —положения по учету соответствующих операций и объектов непосредственно на предприятии [1].

Рассматривая разные точки зрения авторов работ по бухгалтерскому учету, общую систему нормативного регулирования можно представить следующим образом (табл. 1).

В настоящее время в России сложилась пятиуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране и активное распространение международных стандартов финансовой отчетности. Система регулирования выделяет правовой, законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Первый уровень составляет Гражданский кодекс РФ, прямо и косвенно влияющий на организацию учета.

В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годовой бухгалтерской отчетности; обязательные случаи составления аудиторского заключения. Во второй части Кодекса представлены

РОЛЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

65

основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т. п.).

Второй уровень составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.

Главным актом второго уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Регулирование бухгалтерского учета на уровне государства

1 уровень Правовой Гражданский кодекс РФ

2 уровень Законодательный Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Федеральное собрание, Правительство РФ, Арбитражный суд

3 уровень Нормативный Положения по бухгалтерскому учету Минфин РФ и другие органы исполнительной власти

4 уровень Методический Методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы Минфин РФ, Минсельхоз и другие органы исполнительной власти

Регулирование на уровне организации

5 уровень Организационный Учетная политика организации Организации, административноуправленческий персонал

Внутренние документы организации Организации, административноуправленческий персонал

Третий уровень системы составляют российские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирования с точки зрения конечного результата.

К концу 2004 г. были разработаны и утверждены двадцать положений по бухгалтерскому учету. Однако отдельного стандарта, который бы регламентировал правила учета и отчетности в сельскохозяйственных организациях, в настоящее время нет.

Специфика же деятельности сельскохозяйственных организаций предопределяет необходимость учета таких особенностей. Особенно это касается вопросов оценки активов и обязательств.

Не решенной в системе национальных счетов является проблема оценки сельскохозяйственной продукции и биологических активов.

Четвертый уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т. п.

Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности, Институт профессиональных бухгалтеров России).

Пятый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Основополагающим в вопросах формирования и раскрытия содержания учетной политики организации является положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) [7].

На финансово-хозяйственную деятельность организации оказывает влияние не только бухгалтерское, но и налоговое законодательство.

В системе формирования учетной политики в соответствии с законодательным регулированием бухгалтерского учета основополагающим является положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98; в системе налогообложения — Налоговый кодекс РФ (гл. 25, 26); в учетной системе отрасли сельского хозяйства — Методические рекомендации по разработке и составлению отраслевой учетной политики, утвержденные Министерством сельского хозяйства.

Современная организационно-правовая структура аграрной экономики обуславливает необходимость соответствующей дифференциации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.

Вся пореформенная работа в сфере отраслевого учета осуществляется как в одном направлении с общефедеральными мерами по реформированию отечественной системы бухгалтерского учета, так и с осуществляемыми социально-экономическими преобразованиями в аграрной сфере, что характерно для нормотворческой деятельности как в области общего методологического руководства бухгалтерским учетом в стране, так и в системе методологического обеспечения бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Суть учетной политики на уровне отрасли состоит в совокупности разработанных рекомендаций по бухгалтерскому учету и составлению отчетности, которые бы учитывали специфику отрасли [4].

В настоящее время разработкой таких рекомендаций занимается Министерство сельского хозяйства РФ.

Только за последние три года по линии данного ведомства в развитие соответствующих нормативных актов Минфина России были разработаны и изданы массовым тиражом отраслевые методические рекомендации по общим и тематическим вопросам отраслевого учета.

Весомый вклад в разработку данных документов внесли Н.Г. Белов, Н.В. Елисеева, А.И. Павлычев, Е.В. Фастова, Л.И. Хоружий и др.

Министерство сельского хозяйство приняло участие в переходе отечественной системы бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. В этот период был создан Экспертный совет по методологии бухгалтерского учета и отчетности при Минсельхозе РФ, его представители были включены в состав Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ.

Отраслевые особенности организации и государственного регулирования сельскохозяйственного производства обуславливают необходимость воссоздания его отраслевого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в рамках федерального законодательства.

Мировая практика показывает, что хозяйствующие субъекты во все большей мере самостоятельно определяют организацию бухгалтерского учета, прежде всего по тем вопросам, по которым отсутствуют соответствующие нормы и правила, устанавливаемые применительно к нашим условиям нормативными документами первых трех уровней. Отсюда повышается роль локального нормотворчества в области бухгалтерского учета, что требует одновременного усиления его отраслевого нормативного регулирования для оказания методологического содействия как региональным органам, так и непосредственно хозяйствующим субъектам [2].

Министерству сельского хозяйства еще предстоит проделать достаточно большой объем работ.

Наряду с принятыми мерами, предстоит завершить разработку отраслевых нормативных актов по отдельным разделам бухгалтерского учета, ввести в практику дифференцированный подход к технологии обработки учетной информации, начиная от простейших форм счетоводства для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и заканчивая автоматизированными формами бухгалтерского и налогового учета для крупных товаропроизводителей.

Впервые в отечественной практике предстоит разработать отраслевое Положение по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве, исходя из норм международного стандарта МСФО 41 «Сельское хозяйство» и сложившейся организации отраслевого учета в нашей стране.

В условиях переходного периода, когда Минфин сдает свои полномочия новому профессиональному общественному объединению, статус утвержденных Минфином документов теряет свою определенность, а возможно, и обязательность для применения.

В это время безусловными ориентирами для предприятия становятся два комплекта документов — тексты МСФО и их официальные разъяснения, а также учетная политика организации.

Таким образом, статус самой учетной политики многократно повышается — с привычного уровня системы нормативного регулирования учета она перемещается на новый (второй) и возрастает по сравнению со всеми предыдущими периодами.

Введение в действие отдельных глав НК РФ обязывает организации также разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Поэтому каждая организация обязана утвердить распорядительным документом (как правило, приказом руководителя организации) учетную политику, в которой закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, необходимый для однозначного определения активов и обязательств организации и исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

ЛИТЕРАТУРА

1. БезрукихП.С. и др. Бухгалтерский учет. М. Бухгалтерский учет, 1994.

2. Белов Н.Г. Вопросы реформирования бухгалтерского учета // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2003. № 6. С 23.

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: Инфра, 1997.

4. Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях. Департамент бухгалтерского учета и отчетности. МСХ РФ. М., 2005.

5. О внесение изменений в главу 26.1 ч. 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ.

6. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. ч. 1.

7. Приказ Минфина № 60н от 09.12.98 г.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchetnoy-politiki-v-sisteme-normativnogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-i-nalogooblozheniya-v-rf

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]