Вс рф признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна — все о налогах

Особенности проверок налогоплательщиков, физических лиц не индивидуальных предпринимателей | Народный вопрос.РФ

0 [ ] [ ]

4396

Особенности проверок налогоплательщиков, физических лиц не индивидуальных предпринимателей

Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.

При этом относительно налогоплательщиков – физических лиц не индивидуальных предпринимателей все представляется совсем неоднозначно.

Подробнее об особенностях проведения проверок налогоплательщиков физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, читайте в настоящей статье.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, прямо установлена пунктом 2 статьи 89 НК РФ, в котором сказано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.

Однако в виду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут (письмо ФНС России от 23 мая 2013 года № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля»):

– находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в нем физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (статья 25 Конституции Российской Федерации и пункт 5 статьи 91 НК РФ);

– провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (статья 92 НК РФ);

– произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (статьи 93 и 94 НК РФ).

Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:

– запросить у него необходимые для проверки документы;

– провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;

– произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;

– вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (статья 90 НК РФ).

Обратите внимание, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (детей, родителей, родных дедушек, бабушек, внуков, братьев и сестер), поэтому от дачи показаний можно отказаться (статья 51 Конституции Российской Федерации, статья 90 НК РФ);

– привлечь специалистов и экспертов (статьи 95 и 96 НК РФ);

– истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (статья 93.1 НК РФ);

В остальном же на налогоплательщиков – физических лиц распространяются все положения статьей 88 и 89 НК РФ, закрепляющие порядок проведения налоговых проверок с учетом специфики данного субъекта. Рассмотрим их.

Итак, статьей 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.

4 НК РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации).

При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику – физическому лицу с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Согласно пункту 9.

1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком – физическим лицом представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (пункт 1 статьи 89 НК РФ).

Напомним, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (пункт 2 статьи 89 НК РФ):

1) фамилию, имя, отчество налогоплательщика – физического лица;

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должность, фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Федеральной налоговой службой (пункт 2 статьи 89 НК РФ).

Отметим, что на сегодняшний день форма данного решения приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (далее – Приказ ФНС РФ № САЭ-3-06/892@).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2009 года по делу № А26-7103/2008).

Читайте также:  Как оформить результаты инструктажа по от? - все о налогах

При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 года по делу № А12-16788/07).

Согласно пункту 5 статьи 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Пункт 6 статьи 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако в некоторых случаях такая проверка может быть продлена до четырех и даже шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС РФ № САЭ-3-06/892@.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Формы данных документов приведены в Приложении 1 и Приложении 2 к Приказу ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Обязательно ознакомьтесь с положениями Приказа ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы».

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

Налогоплательщик – физическое лицо обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ).

Отметим, что рекомендуемая форма Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов приведена в письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов (пункт 14 статьи 89 НК РФ).

Процедуре выемки документов посвящена статья 94 НК РФ.

Как следует из пункта 1 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Аналогичные разъяснения приведены и в письмах ФНС России от 23 мая 2013 года № АС-4-2/9355 «О мероприятиях налогового контроля», от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Следует иметь в виду, что указанное постановление должно быть полностью заполнено, то есть в обязательном порядке в нем должно быть указано, у какого лица производится выемка, где, в связи с чем, а также какие именно документы подлежат изъятию. постановление должно быть подписано руководителем налогового органа либо его заместителем. Вручается данное постановление проверяемому налогоплательщику под подпись.

Особо обращаем Ваше внимание на то, что указанное постановление должно содержать достаточные основания для того, чтобы выемка документов была признана правомерной.

Об этом же говорит и судебная практика, например постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 января 2007 года по делу № А21-7163/2005; постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2007 года по делу № А64-3084/06-22; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2007 года № Ф04-838/2007(31637-А45-32) по делу № А45-10487/2006-3/256 и другие.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику – физическому лицу.

Форма справки приведена в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: https://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2767

Выездная налоговая проверка в 2016-2017 году: порядок и сроки проведения, план, что проверяют

Налоговая служба осуществляет контроль уплаты налогов, применяя различные формы, среди которых выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ) имеет ведущее значение. Как правило, это мероприятие осуществляется на территории проверяемого предприятия, но в случае отсутствия условий для проведения ревизии, в виде исключения она осуществляется в налоговой администрации.

Какие субъекты предпринимательской деятельности подлежат выездным проверкам

Любой руководитель всегда приходит в состояние крайнего волнения за судьбу предприятия, когда находится в ожидании выездной проверки. Многие бизнесмены задаются вопросом, можно ли получить информацию заранее о предстоящей проверке.

В соответствии с действующим законодательством, план проверок все еще остаётся тайным, федеральная НС не уведомляет предприятия о предстоящих выездных ревизиях.

Хотя в свете последних изменений, вероятность попадания отдельных компаний в перечень проверяемых становится более предсказуемым.

Предприниматель может просчитать действия налоговиков, к примеру, по тому, была ли проведена камеральная налоговая проверка и каковы её результаты. Если будут обнаружены многочисленные вычеты, свидетельствующие о невыплате налогов, значит, пора готовиться к выездной проверке.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

В 2016 году ревизии с выездом подвержены предприятия, имеющие следующие характерные признаки:

  • Слишком часто корректируют НДС, после внесения изменений не проводят уточнение данных в декларации.
  • Недочёты и нарушения, выявленные налоговыми агентами в ходе камеральной проверки-2016, списываются, объясняя тем, что они допущены по вине контрагента.
  • Невыполнение требований по налогу на добавленную стоимость.
  • Масштабы финансового нарушения более 10 млн. руб.

Если все перечисленное выше имеет место на конкретном предприятии, вероятность выездной проверки достаточно высока. Такие мероприятия обычно влекут за собой риски не только оказаться в числе штрафников, но и подвергнуться более радикальным мерам воздействия: арестом имущества или приостановка работы компании.

Схема работы налоговой проверки

Претендентами на попадание в список выездных аудитов в 2016 году могут также стать компании, которые допускают следующие вольности:

  • Руководство компании игнорирует требования ФНС в плане представления отчётов о начислении налогов.
  • Демонстрация «нулевого баланса».
  • Большое количество нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки.
  • Предприятие находится в состоянии предстоящей ликвидации.
  • Наличие множества нарушений по итогам анализа деятельности.

Наиболее крупные субъекты-плательщики налогов также наверняка подвергнутся ВНП в 2016 г.

Вынесение решения налоговой инспекции

Решения о проведении ВНП носят различный характер. Некоторые из них касаются проверок крупных компаний. При принятии такого решения ФНС руководствуется ст.83 НК РФ. В этом случае его принимает орган, поставивший данное предприятие на учёт в качестве крупного плательщика налогов.

При подготовке к ВНП субъекта со статусом участника проекта по коммерциализации результатов исследований выносит орган, который ставил его на учёт в ФНС.

Самостоятельная ревизия с выездом организовывается на основе решения территориального отделения контролирующего органа. Данное решение содержит следующую информацию:

  • Подробное и краткое наименование предприятия либо ФИО ИП.
  • Цель ревизии — соответствие действительности расчётов и своевременность уплаты налогов.
  • Период, который планируется охватить проверкой.
  • ФИО и должности инспекторов ФНС.
Читайте также:  Налоговики активизируют борьбу с «серыми» зарплатами - все о налогах

Форма документа утверждается представителем федеральной исполнительной власти по вопросам контроля уплаты налогов.

Образец решения о ВНП

Стандартная форма для заполнения

Суть выездной ревизии: что проверяют, зачем проводится

Как указано в документе об осуществлении предстоящей выездной ревизии, её предметом является выявление возможных нарушений относительно правильности расчёта размера налогов и соблюдения сроков их уплаты.

Законом разрешается проверять деятельность компании за период не более трёх календарных лет. Если плательщик использовал уточнение налоговой декларации, проверке подлежит период, за который производилась корректировка (п.4 ст.89 НК РФ).

Осуществлять две или более выездных ревизий на одном и том же предприятии по одним и тем же видам налогов и за тот же период запрещается (п.5 ст.89 НК РФ).

По одному субъекту нельзя осуществлять более двух выездных ревизии за один год. Исключением является специальное решение со стороны представителя федеральной исполнительной власти по надзору за соблюдением законности по уплате налогов.

На количество ВНП не влияет проведение самостоятельных ревизий филиалов и прочих структурных подразделений данной компании.

Налоговый мониторинг и проведение выездной налоговой проверки

Налоговики не имеют права осуществлять рассматриваемый вид проверки за период, когда проводился налоговый мониторинг, кроме таких моментов:

  1. Осуществление ВНП вышестоящим налоговым органом с целью контроля за работой налоговиков, проводивших мониторинг.
  2. При преждевременном завершении мониторинга.
  3. Игнорирование со стороны плательщика мнения контролирующего органа.
  4. Если плательщик налогов подал откорректированную декларацию за период, совпавший с проведением мониторинга, и при этом размер налога уменьшился по сравнению с представленным ранее.

Процедура, порядок и сроки осуществления ВНП

Ревизия проводится по любой из названных выше причин, но в независимости от этого, она делится на две части: анализ представленных документов и подведение итогов ревизии.

Первый этап начинается с уведомления руководителя компании о ревизии, предъявлении удостоверений личности и документа, дающего право на осуществление проверки. После подписания данного документа руководителем компании налоговики получают полное право доступа к хозяйственной деятельности:

  • Истребование документации для проверки, объяснений касательно их оформления. Руководитель компании или бухгалтер не менее чем через пять дней должен предоставить копии всех необходимых бумаг. Уже за несвоевременную подачу требуемых документов можно получить штрафные санкции.
  • Доступ к территориям, задействованным в бизнесе для получения дохода. Инспектора ФНС свободно передвигаются по производственным и складским помещениям, что позволяет убедиться воочию, насколько реальная ситуация совпадает с отражённой на бумаге.
  • Выемка «первички» об уплате налогов и других финансовых бумаг происходит в присутствии уполномоченных представителей компании и понятых. Процедура осуществляется в рабочее время.

Если руководитель будет производить любые действия, чтобы не выполнить требования ФНС, проверяющие вправе обратиться в правоохранительные органы. Так, с помощью инспекторов полиции налоговики легче справятся с поставленной перед ними задачей.

Налоговая проверка — может быть как выездная, так и камеральная:

Выездная или камеральная — прямое сравнение

С текущего года срок осуществления проверки с выездом налоговиков ограничен двумя месяцами. Однако ревизия продлевается до 4 — 6 месяцев в следующих ситуациях:

  • Если подлежит ревизии крупная корпорация.
  • Форс-мажорные обстоятельства (аварии, ЧС).
  • Проведение встречных проверок, уточнение информации о компании.
  • Непредвиденные ситуации.

Оформление результатов ревизии

ВНП осуществляются для достижения следующих целей:

  • Глубокое изучение специфических особенностей проводимой компанией хозяйственной деятельности.
  • Выявление ошибок, неточностей, заниженных начислений налогов и их анализ, нарушений в составлении налогооблагаемой базы.
  • Начисление налоговых платежей, которые не были уплачены и давно просрочены.
  • Определение взыскания за допущенные нарушения: штрафы или привлечение представителя компании к ответственности.
  • Разработка рекомендаций для исправления допущенных ошибок, устранения недостатков, чтобы направить деятельность предприятия в правовое поле.

Последним, завершающим шагом выездной проверки является составление полного отчёта. Он начинается с подробного описания компании, её характерных особенностей, специфики деятельности. Проводится сравнительный анализ и составляется акт о допущенных нарушениях. Аналитические материалы, расчёты являются приложением к отчёту.

Образец акта проверки:

Форма заполнения ММВ-7–2

Причины для проведения повторной ревизии

Как выражаются бухгалтера, хуже ВНП может быть только повторная проверка.

Несмотря на запреты повторных ревизий, существуют причины, позволяющие их проводить:

  • Осуществление ВНП вышестоящим контролирующим органом ФНС с целью проверить работу налоговых инспекторов регионального уровня.
  • Внесение коррективов в декларацию за период, подлежащий ВНП, когда размер налога уменьшается.

Образец акта повторной проверки:

Форма САЗ-3–06

Как подготовиться к ВНП в этом году?

Практически все налоговые проверки завершаются доначислениями налоговых платежей и предъявлением штрафных санкций. Например, в 2015 г. В Москве после проведённых за три квартала около 2,5 тысяч проверок, в 98% случаев доначислено налоговых платежей в бюджет на сумму свыше 45 миллионов рублей.

Не стоит рассчитывать на нулевые результаты, ведь попасть в 2% законопослушных налогоплательщиков очень сложно.

Налоговые органы, готовясь к ВНП, «планируют доначисления», прикладывают максимум усилий, используя все формы и методы, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу.

Из практики известно, что даже если представитель проверяемой стороны выполняет правильно все требования налоговиков, это не оградит его от выявления нарушений, тем более повлиять на размер доначисленных сумм.

Очень разумно будет подготовиться к худшему, и в случае несогласия, принять соответствующие меры, чтобы оспорить результаты проверки.

Не согласен — возражай

Акт, подготовленный на основе инструкций и правил, утверждённых соответствующим министерством, составляется по унифицированной форме. Он является основным документом о результатах деятельности предприятия — плательщика налогов.

Не все плательщики станут безропотно выполнять предписания, многие набираются терпения и обращаются в ФНС в течение двух недель после получения акта, заявив о своём несогласии с результатами проведённой ревизии с выездом. В письменном виде подаётся документ с мотивами отказа. Это может быть протокол разногласий или объяснение. К ним можно приложить бухгалтерские документы, судебные акты по рассмотрению подобных дел.

Образец возражения:

Форма составления — индивидуальная

Налоговая служба назначает время и место рассмотрения спорного вопроса, о чём заранее уведомляется податель возражения.

ФНС может вынести одно из следующих решений:

  1. Привлечь субъекта к налоговой ответственности, считая его правонарушителем.
  2. Отказаться от привлечения плательщика за нарушение налоговой дисциплины.
  3. Назначить дополнительные мероприятия, чтобы устранить недоразумения.

После принятия первого решения налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд.

Кстати, можно одновременно обращаться в налоговые и судебные органы и заявлять о признании недействительными результаты ревизии. К жалобе прилагается документация в таком составе:

  • Копия решения, подлежащего обжалованию.
  • Акт проверки налоговиков.
  • Подтверждающие первичные документы.
  • Прочие документы, содержащие сведения, касающиеся предъявленной жалобы.

Данная жалоба должна рассматривается налоговой инспекцией на протяжении одного месяца.

Если заявителю не удалось доказать неправомерность решения контролирующего органа, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Обращение за помощью к юристам поможет избежать многих негативных моментов и правовых коллизий. Кстати, адвокаты советуют не торопиться с уплатой доначисленных сумм, ведь проверяющие могут расценить это не в пользу компании.

Это может вызвать подозрение о том, что не все в порядке с бухгалтерией и могут провести повторную ревизию. Лучше не пожалеть средств на судебное разбирательство и оспорить свои права.

Тогда в момент повторной проверки представители контролирующего органа будут иметь ограничения в виде решения суда.

Главное — при любой налоговой проверке — наличие документов обо всех сделках на предприятии, соответствие товарных запасов на складе документам бухгалтерского учёта, а также правильная и своевременная уплата налога на добавленную стоимость бюджет. При учёте всех этих факторов налоговая проверка пройдёт для вас быстро и безболезненно.

Источник: https://ideamaniya.ru/vyiezdnaya-nalogovaya-proverka-v-2016-2017-godu.html

Верховный Суд признал правомерным увеличение налоговых доначислений по итогам допмероприятий налогового контроля (Определение ВС РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617)

     20 августа Верховный Суд в лице судьи Анатолия Першутова вынес очередное негативное для налогоплательщиков отказное определение (дело № А50-24007/2013). На этот раз вопрос касался применения ст.

Читайте также:  Нужна ли учетная политика для ип? - все о налогах

101 НК РФ в части проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия решения по итогам рассмотрения материалов этих мероприятий и всей налоговой проверки в целом.

Поскольку это определение может стать негативным прецедентом и в будущем, остановлюсь на нем более подробно.

     Как известно, в силу п. 6 ст.

101 НК РФ «в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля».

     Толкование данной нормы дает основания для вывода о том, что на момент назначения доп. мероприятий факт совершения налогового нарушения уже должен быть установлен. Если установлен факт нарушения, то по идее должен считаться установленным и размер нарушения в виде конкретной суммы заниженной налоговой базы, стоимости сокрытого объекта налогообложения, и т.п.

Вряд ли факт налогового нарушения в виде неуплаты налога может существовать абстрактно, сам по себе, без определенного размера. И наконец, на момент назначения доп. мероприятий у налогового органа на руках уже должны быть собраны хоть какие-то доказательства совершения налогового правонарушения, поскольку в п. 6 ст.

101 НК речь идет о дополнительных доказательствах его совершения.

     Такое толкование во многом подтверждается и п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (по применению части первой НК РФ), согласно которому «…назначаемые…дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений».

     И если исходить из того, что нарушение, выражающееся в занижении налоговой базы, неполной уплате налога и т.п. измеряется в определенной денежной сумме, то запрет в ходе доп. мероприятий на выявление новых нарушений должен по логике законодателя и правоприменителя означать и запрет на увеличение размера налоговых доначислений по итогам доп. мероприятий.

     По сути именно из этого же исходил и налогоплательщик в рассматриваемом деле. В акте выездной проверки была зафиксирована сумма недоимки по налогу на прибыль в размере 63 633 руб. 09 коп. Вместе с возражениями на акт проверки налогоплательщиком были представлены оправдательные документы.

В рамках доп. мероприятий он по требованию налогового органа представил дополнительные документы, но как оказалось, тем самым сделал сам себе же хуже, поскольку налоговый орган по итогам изучения этих документов как раз и увеличил размер налоговых доначислений, размер недоимки составил уже 176 388 руб.

15 коп.

     Суд первой инстанции, как и ожидалось, встал в этой ситуации на сторону налогоплательщика, сославшись в т.ч. на вышеупомянутый п. 39 Пленума ВАС № 57. Но вышестоящие суды проявили просто какие-то чудеса изобретательности, чтобы фактически уничтожить это разъяснение ВАС РФ.

Апелляционный суд сначала по сути вменил в вину налогоплательщику, что доп. мероприятия назначены именно из-за того, что он не представил документы еще в ходе самой проверки (а лишь в ходе возражений на акт проверки), хотя о выявленном правонарушении налоговому органу стало известно уже на тот момент. А вот что касается п.

39 Пленума № 57, то здесь апелляционный суд выразился следующим образом «Противоположный подход в рассматриваемом случае повлечет освобождение налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения, что недопустимо в силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ». То есть по логике апелляционного суда п.

39 Пленума № 57 противоречит Конституции и основным началам законодательства о налогах и сборах, а значит, его нельзя применять.

     АС Уральского округа согласился с выводом апелляционного суда.

Ну а Верховный Суд в лице судьи Першутова сформулировал итоговую позицию по изложенной ситуации, которая звучит так: «То обстоятельство, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля установлена неуплата налога на прибыль в большем размере, чем было отражено в акте проверки, и этот размер налоговой недоимки выявлен в связи с представлением обществом дополнительных документов с возражениями на акт проверки, не может служить основанием для признания неправомерным доначисление спорных сумм налога на прибыль в размере, установленном в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, поскольку в противном случае это повлечет освобождение налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения».

     Более чем странный вывод, особенно если исходить из того, что если бы налогоплательщик вообще не представил документы, то налоговый орган не произвел бы дополнительных налоговых доначислений.

То есть налогоплательщик, который не исполнил требование налогового органа о представлении документов, оказывается в более лучшем положении, чем налогоплательщик, который это требование налогового органа добросовестно исполнил.

   Соответственно, такой вывод, который содержится в рассматриваемом Определении ВС, мотивирует скорее на то, чтобы нарушать закон, не исполнять требования налогового органа, чем соблюдать его.

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/8/21/verxovnyj_sud_priznal_pravomernym_uvelichenie_nalogovyx_donachislenij_po_itogam_dop_meropriyatij_nal

Выездная проверка | Что, где и как проверяют

Проводится выездная проверка на территории проверяемой организации или ИП, но может проводиться в ИФНС. Как правило, сотрудники налоговой службы предлагают второй вариант.

Какие налоги проверяют

В рамках проведения одной налоговой проверки могут быть проверены от одного до всех налогов, которые применимы к вашей организации. Как правило, проверка проходит сразу по всем налогам и сборам.

И только в редких случаях проверка может быть по одному налогу, например, НДС или налогу на прибыль.

Связано это прежде всего с тем, что количество возможных налоговых проверок за определенный период времени ограничено Законодательно.

Как часто могут проверять

Так, налоговики имеют право провести не больше двух выездных проверок в одном календарном году, и только лишь одну выездную налоговую проверку по одному налогу в течение одного периода.

Однако, есть одно НО:

Существуют исключения, по которым сотрудники налоговой инспекции вправе провести и третью выездную проверку в году.

Это:

  • Выездная проверка может быть инициирована Управлением налоговой службы
  • Повторная выездная проверка по особым основаниям

Также стоит учесть, что филиалы и представительства организации подвергаются налоговой проверке отдельно. Таким образом, у компании, имеющей филиалы и представительства, выездных проверок в календарном году может быть более двух.

За какой период может быть выездная проверка

Как правило, под выездную проверку попадают три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. То есть, если решение о проведении проверки вынесено в 2018 году, то проверять будут 2015, 2016 и 2017 года.

Теоретически, возможна выездная проверка и текущего года, однако на практике это бывает крайне редко. Обусловлено это, прежде всего тем, что налоговикам самим не выгодно проверять год, за который еще не представлена налоговая отчетность и нет возможности рассчитать налоговую базу для исчисления налогов и сборов.

Уточненка — не всегда добро

Случается, что в ходе выездной проверки становятся выявлены нарушения за года, срок исковой давности по которым истек (более трех лет). В этом случае доначисления по налогам и сборам за года, выходящие за рамки проверки будут неправомерны.

А вот направить вам требование о представлении уточненной декларации за эти периоды налоговики вправе.

И вот тут самое интересное: если вы подчинитесь требованию инспекторов и представите корректирующую декларацию, то у сотрудников налоговой инспекции появится право включить в выездную проверку период, который более, чем на 3 года предшествует текущему году.

То есть, если выявлена ошибка, например, за 2014 год, то выездная налоговая проверка (в 2018 году) может быть правомерна, но только при условии подачи вами уточненки за этот период.

При необходимости Советник по налогам Вас подробно проконсультирует и окажет налоговую помощь.

Источник: https://support-nalog.ru/vyezdnaya-proverkahtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]