Против лома есть приемы ~ Льготы по НДС могут мешать бизнесу
СПб. Введение льготы по уплате НДС для предприятий по заготовке и переработке лома металлов не решает проблему сбора НДС, так как компании от нее отказываются.
Изменения (Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ) в Налоговом кодексе (Статья 164 НК РФ) вступили в силу с 1 января 2006 г. Они позволяют предприятиям по заготовке и переработке лома платить НДС по нулевой ставке. Однако на деле большинство компаний предпочли отказаться от льготы.
Объясняется это тем, что если компания не платит НДС, она не может получить возврат по этому налогу из бюджета при экспорте лома за границу (см. схему 2).
С другой стороны, если компания-заготовитель продает лом на внутреннем рынке, то воспользоваться льготой выгодно, так как цену покупателя можно заметно понизить, особенно если учесть, что доля добавленной стоимости заготовителя в продажной стоимости лома составляет примерно 80% (см. схему 3).
Если продолжить цепочку, то производитель металла, покупая лом у продавца, не платящего НДС, также не может получить вычет при экспорте металла за рубеж, поэтому ему имеет смысл соглашаться покупать такой лом, только если он значительно дешевле или его продукция продается на внутреннем рынке.
В итоге, если компания-заготовитель экспортирует значительную часть своего выпуска, лучше отказаться от льготы, но тогда она может потерять свою долю на местном рынке, так как компании, согласившиеся на льготу, предложат более привлекательные цены.
«Применение льготы для компаний, занимающихся экспортом, каких-либо прямых экономических выгод не принесет», — говорит Тереза Устимова, финансовый директор ЗАО «Вторчермет» (92285)*. «Большая часть нашей продукции (93%) продается за границу, однако мы собираемся увеличивать поставки на внутренний рынок, и эта ситуация с НДС осложняет реализацию этих планов», — добавляет она.
Зачем нужна льгота?
Налоговая инспекция с помощью добровольных льгот по НДС пытается вычислить фирмы-однодневки, использующие серые схемы по зачету НДС (см. схему 1). Под подозрение сразу попадают те, кто отказался от использования льготы. Видимо, налоговые инспекторы не ожидали, что эта мера увеличит издержки экспорта, и откажутся не только серые, но и белые производители.
Выход есть
Решить проблему можно многими способами. Например, компания-заготовитель может разделиться на две: одна работает с льготой на внутреннем рынке, другая — без льготы на экспорт. Также можно ввести обязательную льготу для всех компаний, как предлагают ЗАО «Вторчермет» и другие участники рынка.
Однако изменить ситуацию может только Государственная дума, и пока этот вопрос на повестке дня не стоит.
* Концепция развития металлургической промышленности России до 2010 г.
180 кВт/ч электроэнергии; 0,8 т угля и 175 м3 природного газа в среднем экономится при выплавке 1 т стали в результате использования металлолома.*
Принцип работы фирм-однодневок
Введение льготы по уплате НДС является одним из методов борьбы Федеральной налоговой службы с фирмами-однодневками, которые используют серые схемы возмещения НДС. Такая схема может выглядеть следующим образом.
Компания-сборщик продает лом за 100 у.е. + 18 у.е. НДС = 118 у.е.*
18 у.е. НДС
Фирма-однодневка перепродает лом заводу по цене 500 у.е. + 90 у.е. НДС и исчезает.
Завод производит металл, продает его и зачитывает НДС в размере 90 у.е. Чем дороже продает лом фирма-однодневка, тем больший НДС может зачесть завод.
Если в налоговом законодательстве будет введена единая для всех участников рынка льготная налоговая ставка по НДС на операции с ломом черных металлов, то фирмы-однодневки перестанут существовать.
* Все приводимые цены условные.
Применение льготы по НДС для компаний — заготовителей и экспортеров лома
Компания продает товары или услуги (транспортные, сервис и ремонт оборудования и др.) предприятию по переработке и заготовке лома металлов за 100 у.е. + 18 у.е. НДС = 118 у.е.
18 у.е. НДС
Компания, заготовитель лома металлов, экспортирует продукцию и возмещает из бюджета НДС 18 у.е., если платит НДС, и не может возместить, если не платит.
Возврат НДС 18 у.е., если заготовитель платит НДС
Если заготовитель соглашается на льготу по НДС, то не может получить возмещение при экспорте. Согласно решению Высшего арбитражного суда реализация любых освобожденных от НДС товаров налогом не облагается и право на возмещение налога не предоставляется.
Применение льготы по НДС для компаний, продающих лом на внутреннем рынке
Компания продает товары или услуги (транспортные, сервис и ремонт оборудования и др.) предприятию по переработке и заготовке лома металлов за 100 у.е. + 18 у.е. НДС = 118 у.е.
18 у.е. НДС
Компания — заготовитель лома металлов продает продукцию на внутреннем рынке за 200 у.е., не платя НДС, и за 200 + 36 у.е. НДС = 236 у.е., если платит НДС.
36 у.е. НДС, если заготовитель лома платит НДС
54 у.е. НДС, если заготовитель лома платит НДС, и 90 у.е., если не платит
Завод производит металл, продает его за 500 у.е. + 90 у.е. НДС = 590 у.е., зачитывает НДС в размере 36 у.е., если заготовитель лома платит НДС, и ничего не зачитывает, если заготовитель не платит.
Цифры
На долю 20 наиболее крупных российских экспортеров приходится 46% всего экспорта лома (2005 г.). Среди них:
ЗАО «Вторчермет» (Санкт-Петербург) 673 тыс. т
ЗАО «Петромакс» (Санкт-Петербург) 649 тыс. т
ООО «Интерлинк» (Владивосток) 409 тыс. т
ЗАО «Втормет» (Ростовская обл.) 366 тыс. т
ООО «Дальвторсырье» (Хабаровск) 345 тыс. т
ЗАО «ПФК Маирцентр» (Москва) 335 тыс. т
Источник: журнал «Рынок вторичных металлов» 1(33), 2006 г.
Васильев Евгений
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Источник: https://ppt.ru/news/28451
Глава 21. Льготы по налогу на добавленную стоимость
Статья 71. Освобождение от налога на добавленную стоимость
В части реализации товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) операции по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами по страхованию;
2) операции по выдаче и передаче ссуд;
3) операции, касающиеся денежных вкладов, текущих счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг, а также оборот средств накопительной пенсионной системы;
4) операции, касающиеся обращения иностранной валюты и денег, являющихся законными платежными средствами, за исключением тех, которые используются в нумизматических целях;
5) операции, касающиеся обращения ценных бумаг, за исключением операций по их изготовлению и хранению;
6) действия, выполняемые специально на то уполномоченными органами, за которые взимаются государственная пошлина, сборы;
7) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми;
8) ритуальные услуги похоронных бюро и кладбищ;
9) патентные пошлины, регистрационные сборы и лицензионные платежи за приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
10) продукция предприятий, специализированных на производстве протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов и оказании услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, продукция лечебно-производственных мастерских при лечебных учреждениях;
11) исключен
12) продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов;
13) услуги организаций связи по выплате пенсий и пособий;
14) научно-исследовательские и инновационные работы, выполняемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
15) услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси, в том числе маршрутного), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного);
16) жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги (кроме коммунальных услуг по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению), оказываемые населению;
17) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, а также плата за обучение в высших и средних специальных, профессиональных учебных заведениях;
18) обороты по реализации драгоценных металлов уполномоченному государственному органу по хранению;
19) услуги по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями и объединениями;
20) санаторно-курортные и оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги, услуги учреждений физической культуры и спорта по основной (профильной) деятельности, детских лагерей отдыха;
21) стоимость приватизируемого государственного имущества;
22) гидрометеорологические и аэрологические работы;
23) геологические и топографические работы;
24) продукция и услуги по основной деятельности издательств, редакций газет и журналов, предприятий полиграфии и книжной торговли, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, предприятий и организаций, входящих в ее состав, Национального информационного агентства Узбекистана;
25) услуги по экологической экспертизе, проводимой уполномоченными государственными организациями;
26) услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке;
27) исключен
28) услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров;
29) производимые товары, выполненные работы и оказанные услуги юридическими лицами (за исключением торговых, посреднических, снабженческо-сбытовых и заготовительных), находящимися в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда «Нуроний» и Ассоциации Чернобыльцы Узбекистана, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов;
30) услуги подразделений охраны при органах внутренних дел;
31) гастрольно-концертная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, имеющими лицензию на право занятия этим видом деятельности;
32) оптовая реализация книжной продукции, школьных учебных принадлежностей и наглядных пособий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
33) лизинговые платежи за сдачу имущества в лизинг;
34) земельно-кадастровые, землеустроительные, почвенные и геоботанические работы, выполняемые за счет средств государственного бюджета;
35) медицинские (ветеринарные) услуги (за исключением косметологических услуг), обороты по реализации лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе реализуемых производителями этих средств и изделий;
36) обороты по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
В части импорта товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) товары, импортируемые физическими лицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;
2) товары, ввозимые на территорию Республики Узбекистан для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также товары, ввозимые на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;
3) оборудование, материалы (работы и услуги), ввозимые юридическими лицами, включая нерезидентов Республики Узбекистан, за счет займов и грантов, предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми и экономическими организациями по договорам (соглашениям), заключенным Республикой Узбекистан;
4) исключен
5) лекарственные средства (ветеринарные препараты) и изделия медицинского (ветеринарного) назначения, а также сырье, ввозимое для производства лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения;
6) технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан:
для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет иностранных кредитов под гарантию правительства;
для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, специализирующихся на производстве товаров народного потребления;
иностранными инвесторами в качестве их вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями;
в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами на создание новых, а также модернизацию и техническое перевооружение действующих производств при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
для передачи в лизинг при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
для приватизируемых предприятий в счет инвестиционных обязательств иностранного инвестора;
7) сырье, материалы и заготовки для использования в собственном производстве, ввозимые предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви;
8) работы (услуги), указанные в пунктах 1-9, 13, 14, 17, 19, 20,22-24, 26,28,33 части первой настоящей статьи.
Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, не распространяются на потребительские товары, ввозимые юридическими лицами, за исключением товаров, предусмотренных в пунктах 2, 3, 5, 6 и 7 части второй настоящей статьи. Отнесение товаров к потребительским осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 72. Обложение по нулевой ставке
По нулевой ставке облагаются:
экспорт за свободно конвертируемую валюту товаров, а также выполняемых (оказываемых) вне территории Республики Узбекистан работ (услуг), включая поставки в страны Содружества Независимых Государств, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан;
товары (работы, услуги), реализуемые для официального пользования иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Узбекистан и не проживают в республике постоянно, при условии применения иностранной стороной принципа взаимности;
работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», выполняемые (оказываемые) за свободно конвертируемую валюту;
услуги по перевозке иностранных грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки);
коммунальные услуги, оказываемые населению по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению.
Источник: https://taxpravo.ru/law/99283-glava_21_lgoty_po_nalogu_na_dobavlennuju_stoimost
Льготы по НДС: кто имеет право и как их получить
Ведение бизнеса всегда связано не только с рисками и возможными низкими выручками, но и с регулярной оплатой НДС. На данный момент чаще всего в реализации продукции применяется 18% ставка. И хотя в большинстве случаев избавиться от начисления налога невозможно, но снизить его могут льготы по НДС.
Виды льгот по НДС
Применение льготы позволяет существенно снизить налоговую ставку или же вообще получить освобождение. На данный момент под льготную категорию попадает ряд продукции, реализуемой на территории РФ. Условно льготы можно разделить на три категории:
- Предоставляется в реализации конкретной группы товаров и услуг.
- Предоставляется определенным предприятиям и ИП.
- Применяется только при проведении определенных операций.
К первой группе относится почтовая продукция, представляющая собой конверты, марки и открытки. Также относятся к этой группе медицинские товары, а также изготовленные с применением драгметаллов монеты, не относящиеся к категории коллекционных.
Предоставляемые услуги, связанные с реставрационными работами. Производство пищевой продукции, предназначенной для медицинских, а также школьных и дошкольных учреждений.
Также льготой для первой категории могут воспользоваться ИП и представители организаций и компаний для проведения операций, связанных с продажей отходов, цветного и черного лома.
Второй категорией скидок НДС могут воспользоваться предприятия и ИП, предоставляющие виды услуг или работы, связанные с образовательной сферой, продажей продукции в местах, где отсутствует пошлинная торговля. Также льгота доступна тем, у кого реализация работ связана с культурой или искусством.
Относятся к этой категории и организации, занимающиеся реализацией товаров, предназначенных для общественных предприятий, сельского хозяйства; ритуальными, архивными, юридическими услугами.
Воспользоваться скидкой на налог могут и другие компании и ИП, сфера действия которых имеется в списке, представленном в статье 149 НК.
К последней категории относятся компании и организации, предоставляющие во временное пользование помещение иностранным лицам и компаниям, обладающим аккредитацией в РФ. Также сюда относится произведенная без осуществления платы передача товара и другие виды процедур, указанные в списке в статье 149 НК.
Всё льготы подробно расписаны в этом видео:
Кто может получить льготу
Независимо от того, кто решил использовать скидку для налога, фирма или юридические лица, правила ее использования для всех одинаковые. В случае ведения компанией деятельности, подлежащей лицензированию, она имеет право получить скидку на НДС. Но если лицензии нет, компания теряет право на получение льготы.
На получение льготы имеют право все компании, организации и ИП, регулярно проводящие операции, подлежащие льготированию. Отказ в льготе НДС ожидает компании и ИП, проводящих операции с продажей подакцизных товаров.
Хотя стоит заметить, что такие налогоплательщики могут получить скидку на налог при проведении ранее описанных видах услуг.
Только в таком случае они обязаны будут заносить информацию о совершенных операциях, подходящих под льготные категории, в выделенном для этого учете.
Также получить скидку могут и те компании, выручка которых за прошедший квартал составила не более 2 млн. рублей.
Как получить льготы
При соответствии всем требованиям, предъявляемым в НК, компания может смело приступать к подготовке перехода на льготный режим.
Для этого необходимо своевременно собрать всю документацию, подтверждающую проведение ИП или организацией продажу товаров, которые не облагаются налогом, и низкий уровень выручки.
Если организация желает получить льготу, следует позаботиться о наличии выписки из бухгалтерского баланса.
Обязательным условием получения льготы является наличие копий журнала с полученными и выставленными счетами–фактурами. Отправка документации может быть осуществлена через почту в виде заказного письма.
Ожидать ответа от налоговой службы не надо, так как льгота не требует разрешения, и отправленное заказное письмо в налоговую службу является обычным уведомлением служб об изменении налогового положения организации или ИП.
Обязательно следует проверить последние месяцы, в которые организация работала по НДС и производила вычеты.
Если за прошедшие последние три месяца проводились операции, требующие вычета НДС, то необходимо будет провести процедуру восстановления входного налога.
Об этом следует позаботиться перед уведомлением налоговой о праве получения льготы. Для проведения восстановления входящего НДС следует уменьшить налоговые вычеты.
Не всегда бывает, что льгота помогает развитию бизнеса. К примеру, компания помимо реализации продукции на территории страны дополнительно занимается экспортом. В этом случае скидка будет только препятствовать развитию сотрудничества с контрагентами из других стран.
Поэтому прежде чем отсылать в налоговую подтверждающие документы, лучше еще раз все обдумать. Но даже если скидка была получена, то отказаться от нее можно в начале любого квартала.
Для этого лишь следует до 1 числа предоставить в налоговую службу заявление, составленное в произвольной форме.
Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/nds/lgotyi-po-nds.html
НДС, налог на имущество, налог на добычу полезных ископаемых в добывающей промышленности
Особенности исчисления НДС Особенности уплаты НДС предприятиями добывающей промышленности выражаются в льготном налогообложении операций с отдельными видами полезных…
Особенности исчисления НДС
Особенности уплаты НДС предприятиями добывающей промышленности выражаются в льготном налогообложении операций с отдельными видами полезных ископаемых.
Льготы
На основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов 1.
Кроме того, не подлежит налогообложению реализация: драгоценных металлов и драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ и банкам; драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
В виде исключения из этого правила обложению НДС по налоговой ставке 0% подлежат драгоценные металлы, реализуемые Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам предприятиями, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Величина налоговых ставок при реализации за пределами таможенной территории РФ нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа зависит от места нахождения покупателей.
В отношении минерального сырья, помещенного под таможенный режим экспорта, при условии его фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы подтверждающих документов налогообложение производится по налоговой ставке 0%.
Исключение составляет экспорт минерального сырья на территории государств—участников Содружества Независимых Государств, который в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ облагается по ставке 20%.
Ндс при выполнении соглашений о разделе продукции
Особый порядок исчисления и уплаты НДС установлен при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).
От НДС освобождаются: реализация (передача) на территории РФ товаров, работ, услуг, предназначенных для выполнения СРП; ввоз на территорию РФ инвестором или оператором указанного соглашения товаров для выполнения работ по СРП; выполнение инвестором или оператором для целей СРП работ для собственного потребления; ряд иных операций, предусмотренных ст. 178 НК РФ.
Если товары, работы и услуги (в рамках срока их полезного использования), ввезенные на таможенную территорию РФ с применением льготы, будут использованы не по целевому назначению, НДС взимается в общеустановленном порядке.
При осуществлении организацией расходов, связанных с приобретением лицензий на пользование недрами, следует учитывать, что не по всем таким расходам недропользователю может быть предъявлена поставщиком (продавцом) к оплате сумма НДС.
Так, не подлежат налогообложению работы по составлению проекта освоения месторождения научно-исследовательскими учреждениями, передача комитетом природных ресурсов геологической информации, оплата сбора за участие в конкурсе на предоставление права пользования недрами.
Пример 1
ОАО «Факел» осуществляет добычу и реализацию нефти. Стоимость нефти, реализованной им в марте 2002 года на внутреннем рынке, составила 1 550 000 руб. (без учета НДС). Стоимость нефти, реализованной ОАО «Факел» за этот же период в Латвийской Республике и Республике Белоруссии, составила соответственно 200 000 и 320 000 руб. (без учета НДС).
Порядок исчисления НДС
- Покупателю нефти, реализованной на внутреннем рынке, организация предъявляет НДС в сумме 310 000 руб.
- НДС со стоимости нефти, реализованной в Латвийской Республике, исчисляется по ставке 0% в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при представлении всех документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Датой реализации данной продукции является наиболее ранняя из следующих дат: последний день месяца, в котором собран полный пакет указанных документов, или 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита2.
- Покупателю нефти в Республике Белоруссии предъявляется НДС в сумме 64 000 руб.
Пример 2
ЗАО «Заречный горно-обогатительный комбинат» разрабатывает коренное месторождение золота. В апреле 2002 года организацией направлен для аффинажа на аффинажный завод золотосодержащий концентрат (полупродукт) стоимостью 300 000 руб.,
Полученное после аффинажа золото в слитках стоимостью 400 000 руб. «Заречный горно-обогатительный комбинат» реализовал в мае 2002 года коммерческому банку.
Стоимость услуг по аффинажу составила 90 000 руб. (стоимостные показатели приведены без учета НДС).
Порядок исчисления НДС
- НДС со стоимости золота в слитках исчисляется по ставке 0% на основании пп. 6 п. 1 ст.
164 НК РФ при представлении вместе с декларацией за налоговый период контракта (его копии) на реализацию золота и документов, подтверждающих передачу драгоценных металлов коммерческому банку.
- Аффинажный завод предъявляет горно-обогатительному комбинату НДС в сумме 18 000 руб. со стоимости услуг по аффинажу.
Пример 3
Сумма расходов, предъявленных к оплате ОАО «Тантал» в связи с приобретением лицензии на право добычи редких металлов, составила 3 600 000 руб. (без учета НДС), в том числе:
- расходы на приобретение у комитета природных ресурсов геологической информации по участку недр в сумме 70 000 руб.;
- расходы в сумме 1 500 000 руб. на подготовку проектно-исследовательским институтом технико-экономического обоснования разработки месторождения;
- оплата участия в конкурсе на предоставление лицензии на право пользования недрами в сумме 100 000 руб.;
- расходы на предварительную оценку месторождения своими силами — 880 000 руб.;
- расходы на геофизические исследования площадей и глубины залегания полезных ископаемых, проведенные подрядной организацией, — 1 050 000 руб.
Порядок исчисления НДС
Недропользователю НДС к оплате будет предъявлен в сумме 210 000 руб. только подрядной организацией, осуществившей геофизические исследования площадей и глубины залегания полезных ископаемых.
Остальные операции не признаются объектом налогообложения на основании подпунктов 2 и 4 п. 2 ст. 146 НК РФ либо не облагаются НДС согласно пп. 17 п. 2 и пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Особенности исчисления налога на имущество предприятий
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Для целей налога на имущество предприятий объектами учета в добывающих отраслях признаются объекты природопользования, в том числе земельные участки, приобретенные налогоплательщиком, а также специальное имущество, используемое в процессе деятельности по геологическому изучению месторождений полезных ископаемых и разработки этих месторождений, в частности основные фонды, нематериальные активы, к которым относятся и лицензии на право пользования недрами, а также имущество, представленное запасами полезных ископаемых и продуктов их передела.
Пример 4
За 2001 год ОАО «Ферро» добыто железной руды 1250 т, из которых 1080 т направлено на обогатительную фабрику, 170 т по состоянию на 1 января 2002 года находится на складе в границах горного отвода.
Обогатительной фабрикой организации за 2001 год произведено железорудного концентрата 450 т. Из них 303 т отгружено и оплачено покупателем, 100 т отгружено, но не оплачено покупателем, 47 т концентрата, подготовленного к реализации, по состоянию на 1 января 2002 года находится на складе готовой продукции.
Порядок исчисления налога на имущество предприятий
1. Железная руда, добытая налогоплательщиком и являющаяся продукцией добывающего производства, используется как сырье при производстве продукции, предназначенной для продажи (железорудного концентрата).
Она учитывается в качестве материально-производственных запасов на счете бухгалтерского учета «Материалы» и оценивается по фактической себестоимости, представляющей собой затраты на добычу полезного ископаемого и доставку на склад.
Для целей налогообложения в налоговую базу по налогу на имущество включается стоимость 170 т руды.
2. Нереализованный железорудный концентрат относится к запасам, предназначенным для продажи, и отражается по счету «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости.
Для целей налогообложения в налоговую базу по налогу на имущество включается стоимость 47 т концентрата, находящегося на складе готовой продукции.
Стоимость 100 т концентрата, отгруженного, но не оплаченного покупателем, отражается по счету «Товары отгруженные» и включается (без учета НДС) в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых. Налог исчисляется со стоимости продукции добывающей промышленности, соответствующей стандарту качества, установленному ст.
337 НК РФ, и оцениваемой по ценам реализации либо расчетным путем на основании суммы расходов, связанных с добычей полезных ископаемых: при отсутствии реализации за истекший налоговый период (квартал), а в отношении организаций, получающих субвенции из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью, — при отсутствии реализации не только в истекшем налоговом периоде, но и в предыдущем.
Исключение составляют нефть и газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений, налоговая база по которым в течение трех лет начиная с 1 января 2002 года определяется как количество добытого полезного ископаемого.
Ставки налога установлены по каждому виду полезного ископаемого, причем главой 26 НК РФ предусмотрены адвалорные ставки3 по видам полезных ископаемых, перечисленных в ст. 337 НК РФ, и налоговая ставка 0%. Для нефти и газоконденсата из нефтегазоконденсатных месторождений Федеральным законом от 08.08.
2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» установлена налоговая ставка 340 руб.
за 1 т добытого полезного ископаемого, которая корректируется на повышающий коэффициент динамики мировых цен.
Нулевая налоговая ставка применяется по природному газу и попутному нефтяному газу из нефтяных месторождений, по добытым полезным ископаемым в пределах нормативов потерь, утверждаемых Министерством энергетики РФ (по углеводородному сырью) и Министерством природных ресурсов РФ (по остальным видам полезных ископаемых).
По нулевой ставке облагаются и полезные ископаемые, добытые из некондиционных запасов минерального сырья, отнесенных к таковым Министерством природных ресурсов РФ, а также из вскрышных, вмещающих пород, отходов в пределах нормативов содержания полезных ископаемых, утверждаемых в составе проектной документации горнодобывающего или перерабатывающего производства.
Стоимость подземных минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, также облагается по ставке 0%. Но в случае розлива и реализации воды исчисление налога производится по адвалорной ставке.
Льгота установлена и для налогоплательщиков, проводивших поиски и разведку полезных ископаемых на разрабатываемом месторождении за счет своих средств либо полностью возместивших расходы государства на эти цели.
Если налогоплательщики были освобождены по состоянию на 1 июля 2001 года от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, то налог на добычу полезных ископаемых при разработке указанных месторождений уплачивается с коэффициентом 0,7.
Налогоплательщиками, заключившими соглашения о разделе продукции, к налоговым ставкам, установленным ст. 342 НК РФ, применяется понижающий коэффициент 0,5. Данное положение не распространяется на соглашения, заключенные до вступления в силу главы 26 НК РФ. По ним сохраняются те условия, на которых они были заключены.
Пример 5
ОАО «Роса» осуществляет добычу подземной минеральной воды на двух месторождениях — Тайное и Кучумган.
По состоянию на 1 июля 2001 года по месторождению Тайное организация была освобождена от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы как полностью возместившая затраты государства на поиски и разведку полезного ископаемого.
Подземная вода используется в лечебных целях в санатории, принадлежащем организации, а также разливается в тару и реализуется оптом.
За II квартал 2002 года было добыто подземной минеральной воды 150 т: 90 т — на месторождении Тайное и 60 т — на месторождении Кучумган.
В лечебных целях использовано 130 т, в том числе из указанных месторождений соответственно 77 и 53 т. Остальная вода бутилирована и предназначена для реализации.
За I квартал 2002 года реализовано 10 т воды в бутылках на общую сумму 50 000 руб. (без учета НДС и расходов по доставке продукции от склада готовой продукции до получателя).
Порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых
- Стоимость единицы добытого полезного ископаемого — подземной минеральной воды составит 5000 руб. за 1 т (50 000 руб. : 10 т).
- Стоимость подземной воды, используемой в лечебных целях и облагаемой по налоговой ставке 0%, — 650 000 руб. (5000 руб. х 130 т).
- Стоимость подземной воды, добытой из месторождения Тайное и подлежащей налогообложению по адвалорной ставке, — 65 000 руб. [5000 руб. х (90 т — 77 т)]. Сумма налога — 3413 руб. (65 000 руб. х 7,5% х 0,7).
- Стоимость подземной воды, добытой из месторождения Кучумган и подлежащей налогообложению по адвалорной ставке, составляет 35 000 руб. [5000 руб. х (60 т — 53 т)].
Сумма налога — 2625 руб.
Итого сумма налога на добычу полезных ископаемых — 6038 руб. (3413 руб. + 2625 руб.).
1: Аффинаж — это процесс получения химически чистого золота различных проб для банковских, производственных нужд, ювелирной промышленности и т. п.
2: На момент подписания номера в печать Президентом был подписан Федеральный закон от29.05.02 №57 ФЗ, вносящий поправки в часть вторую Налогового кодекса. В части, к п.9 ст.
167 приняты поправки, согласно которым если полный пакет документов, подтверждающих фактический экспорт, на 181-й день собран, то моментом определения налоговой базы по НДС будет день отгрузки товара.
Действие этого положения распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002года. – Примеч. ред.
3: Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от налоговой базы.
Источник: https://www.RNK.ru/article/104636-red-nds-nalog-na-imushchestvo-nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh-v-dobyvayushchey
Льготы по НДС: их виды, органичения и порядок представления
Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) – это федеральный налог, постановка на учёт по которому происходит автоматически. Налоговая льгота по НДС является преимуществом, предоставляемым отдельным категориям налогоплательщиков.
Налоговые льготы по НДС: список операций
Список операций, освобождаемых от уплаты НДС, является закрытым (ст. 149 НК РФ). Часто это освобождение принимают за льготы:
Согласно Пленуму ВАС РФ в п. 14 Постановления от 30.05.2014 N 33, налоговыми льготами по НДС являются (не подлежит налогообложению и уведомлению об этом налогового органа) реализация:
- продуктов питания, произведённых столовыми общеобразовательных и медицинских организаций и реализуемых для них же, включая продукты питания, произведенные для них организациями общественного питания (п. 2 пп. 5 ст. 149 НК РФ);
- в т.ч. передача для собственных нужд, предметов религиозного назначения, религиозной литературы согласно перечню Правительства РФ религиозными организациями, включая проведение культовых действий (п. 3 пп. 1 ст. 149 НК РФ);
- товаров, работ и услуг, кроме посреднических, производимых и реализуемых:
– общественной организацией инвалидов, где инвалидов-членов не менее 80 %, и организацией с уставным капиталом полностью из их вкладов, при этом среднесписочная численность инвалидов не менее 50%, их доля в ФОТ – не менее 25%. А также организацией с социальными целями: помощь инвалидам, детям-инвалидам, их родителям) с единственными собственниками в их лице;
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
– медицинских организаций, в части оказания психиатрической, наркологической, противотуберкулезной помощи, а также лечебных исправительных учреждений (п. 3 пп. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам при осуществлении профессиональной деятельности (п. 3 пп. 14 ст. 149 НК РФ).
Если лицо реализует товары, выполняет работы или оказывает услуги, указанные в ст. 149 НК РФ, только в собственных интересах, то – такая «посредническая» деятельность освобождена от уплаты НДС.
Условия и ограничения
Правом на освобождение от уплаты (льгота) НДС могут воспользоваться организации, ИП, выручка от реализации товаров, работ или услуг которых за три предшествующих календарных месяца составляет менее 2 000 000 руб. По операциям с подакцизными товарами действует запрет на освобождение от уплаты налога.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость применяется при условии наличия предусмотренной законом лицензии по осуществлению лицензируемой деятельности налогоплательщиком.
Обязательным условием применения налоговых льгот является ведение раздельного учёта, в том числе суммы «входного» НДС (ст. 170 п. 4 НК РФ). Его методика определяется самостоятельно и закрепляется в учётной политике организации.
При невыполнении данных предписаний, установленных нормативно-правовыми актами, имеет место быть неблагоприятным налоговым последствия, но только если это зафиксировано (прямо) в части 2 НК РФ.
Подтверждающие документы
Налоговая инспекция вправе истребовать у организации при камеральной проверке документы для подтверждения применения данных льгот.
ФНС рекомендует юридическим лицам подавать пояснения о применении льгот по НДС реестром документов в виде таблицы, в который включаются:
- код операции (Приложение 1 порядка заполнения декларации по НДС);
- сумма по необлагаемым операциям в рублях;
- контрагент (наименование);
- подтверждающий документ (тип, № и дата).
Вместе с ним предоставляются перечень и формы типовых договоров организации, используемых при льготных операциях.
Отказ от льгот по НДС
Перед применением льготы по НДС или отказа от неё, следует проанализировать экономический эффект по каждому решению. Отказ распространяется на все сделки освобождаемого вида деятельности.
Отказ от применения освобождения по НДС в части всех операций или только некоторых видов требует представления заявления в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее 01 числа налогового периода, применяемого к отказу. В заявлении необходимо указать перечень операций, налоговый период начала действия отказа и его срок. Отказ действует не менее 1 года, но можно более.
Отказу не подлежит:
- предоставление в аренду помещения на территории РФ иностранной организации или гражданину, имеющим аккредитацию в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
- реализация, согласно пункту 2 ст. 149 НК РФ.
Рассмотрим пример:
Решение:
Освобождение от НДС было введено в действие ФЗ № 109-ФЗ от 20.08.2004 с 01 января 2005 года. До 01 января 2005 года данные операции облагались в общем порядке. При реализации ООО «Фенх» должно было исчислить, предъявить физическому лицу и уплатить в бюджет НДС (п. 8 ст. 149 НК РФ).
В данном примере действует правило «по отгрузке», которая произошла до новоизменений по освобождению от уплаты НДС.
Источник: https://BuhSpravka46.ru/nalogi/nds/lgotyi-po-nds-ih-vidyi-organicheniya-i-poryadok-predstavleniya.html
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Налоговые отношения непосредственно содержит следующие элементы:
1. Стороны отношений, в т.ч.:
1.1. Налогоплательщики и налоговые агенты.
1.2. Государство (в лице ответственных за сбор налогов органов).
2. Содержание отношений.
Говоря о налогоплательщиках как о стороне налоговых отношений, стоит заметить, что из всего круга лиц, являющихся субъектами по гражданскому праву, (т.е. физических и юридических лиц) налогообложение затрагивает лишь некоторые категории.
Так, согласно действующему законодательству, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, перемещающие товары через границу РФ.
Однако, так было не всегда: до 2001 года в течение ряда лет индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, что позволяет говорить о фактическом предоставлении им преимуществ перед корпоративными образованиями (организациями).
Преимущество это условное, так как зависит от сферы деятельности индивидуального предпринимателя, от статуса покупателей его продукции.
В настоящее время налогоплательщики, выручка которых за три месяца не превысила один миллион рублей, могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, критерий организационно-правовой формы ведения бизнеса был заменен на верхний предел выручки, что, по нашему мнению, больше соответствует началам законодательства о налогах и сборах.
Льготы также могут быть классифицированы по уровню и виду государственного органа, которым они предоставлены:
• федеральные;
• региональные;
• местные.
Не раз в российской практике поднимался вопрос о праве законодательных и представительных органов субъектов РФ и муниципальных образований на установление дополнительных льгот в части сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджет.
Сторонники признания такого права апеллировали к бюджетному федерализму, т.е. независимости бюджетов нижестоящего уровня территориальных образований по отношению к вышестоящему. Как правило, спорные ситуации разрешались в пользу налогоплательщиков, т.е.
право на установление дополнительных льгот, даже не предусмотренных в актах законодательства о налогах и сборах, нижестоящие органы законодательной власти все же реализовывали.
Применительно к налогу на добавленную стоимость такая практика не нашла широкого распространения, возможно потому, что большая доля налога (а с 2001 года — 100%) поступала в федеральный бюджет.
Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом и установление льгот актами субъектов РФ и муниципальных образований не предусмотрено.
Льготы по содержанию налоговых отношений могут быть классифицированы по элементу налогообложения, к которому применяется льготирование. Элементы налогообложения установлены п. 1 ст. 17 Налогового Кодекса Российской Федерации:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Наиболее существенны и распространены льготы, касающиеся объекта обложения и налоговой ставки. Статья 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающая исключения из обложения определенных операций, содержит более 40 подпунктов, освобождающие от обложения различные операции (виды деятельности). Среди освобождаемых операций условно можно выделить следующие категории:
1) освобождение социально значимых товаров (работ, услуг);
2) освобождение операции во избежание двойного налогообложения, в том числе с учетом территориальной привязки налога (технические льготы).
По нашему мнению, финансовые операции, связанные с расчетами, подлежат освобождению, так как они являются встречным потоком за реализованные товары (работы, услуги).
Наиболее ярким примером такой льготы является освобождение от обложения передачи монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.
Близко по экономическим основаниям освобождение передачи долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.
При обложении реализации товаров (работ, услуг) между контрагентами разных стран приобретает актуальность выбор принципа взимания налога: в стране происхождения товара или в стране назначения.
Общепринятым в мировой практике является взимание налога в стране назначения товара, при этом в стране происхождения товар льготируется.
В российском законодательстве установлены две формы такого льготирования:
1) применение нулевой ставки для экспортируемых товаров;
2) освобождение от обложения операций по выполнению работ и оказанию услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
Другие виды технических льгот связаны с освобождением от обложения услуг государственных, бюджетных (либо в значительной мере финансируемых государством) организаций, а также отраслей, исчисление налога на добавленную стоимость в которых проблематично.
Более разнообразны льготы социального характера. Их состав (освобождение от обложения медицинских услуг, услуг в сфере образования, искусства и культуры) позволяют говорить о стремлении сделать более доступными для населения эти услуги, учитывая их ключевое значение в жизни общества в сочетании с преобладающей долей некоммерческих организаций, работающих в данной сфере.
Говоря о налоговой базе как об определенной характеристике объекта обложения можно остановиться на таком её аспекте как момент её возникновения. Установлены два способа определения момента возникновения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость:
• по отгрузке, или метод начисления;
• по оплате, или кассовый метод.
В настоящее время все налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право применять любой из этих методов по своему усмотрению.
По налогу на прибыль организаций с 2002 года лишь организациям, сумма выручки которых не превышает установленного Кодексом предела (сейчас четыре миллиона рублей в год), предоставляется право применения кассового метода.
Такое право можно считать льготой, так как принятие учетной политики для целей налогообложения «по оплате» налогоплательщик в ряде случаев фактически получает отсрочку по уплате налога.
Другим действенным способом отсрочки налоговых обязательств является применение более продолжительного налогового и отчетного периодов. Величины отчетных (налоговых) периодов по налогам в РФ колеблются от полумесяца (для отдельных видов подакцизных товаров) до одного года. По налогу на добавленную стоимость установлены две различные по продолжительности величины налогового периода:
1) месяц — обычная величина налогового периода;
2) квартал — для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, не превышающими один миллион рублей.
Самым широко используемым инструментом льготирования является установление пониженных ставок. Надо сказать, что установление дифференцированных налоговых ставок часто используется как в российской, так и мировой практике, в том числе при взимании налога на добавленную стоимость.
По налогу на добавленную стоимость установлены следующие налоговые ставки:
• стандартная (20%) (с 01 января 2004 года — 18%);
• пониженная (10%);
• нулевая (0%).
Нулевая ставка применяется к экспортируемым товарам, услугам по их экспорту, а также в некоторых других случаях.
Пониженная ставка (10%) применяется к установленному Налоговым кодексом перечню продовольственных товаров и товаров для детей, а также по периодическим печатным изданиям и книжной продукции, лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.
По остальным облагаемым товарам (работам, услугам), а также иным объектам обложения, устанавливается стандартная ставка.
Сроки уплаты налога, как правило, взаимосвязаны с налоговым периодом и предоставление льгот по налоговому периоду влечет предоставление льгот по срокам уплаты налога.
Наиболее распространенными способами предоставления налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость из перечисленных ранее являются следующие:
• изъятия из объекта обложения;
• снижение налоговой ставки;
• льготы налогоплательщикам исходя из их статуса.
Льготы налогоплательщикам исходя из их статуса предполагают освобождение налогоплательщика в силу особенностей, не связанных с конкретным объектом обложения.
Так, к категориям налогоплательщиков, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении некоторых объектов обложения, относятся общественные организации инвалидов и их дочерние организации.
К льготе данного вида можно причислить также льготы налогоплательщикам с объемами выручки (величиной налоговой базы) не более одного миллиона рублей в квартал.
Промежуточное положение занимают виды деятельности, для осуществления которых требуется лицензия и предусматривающие совмещение лицензируемой деятельности лишь с закрытым перечнем примыкающих видов деятельности, например банковская и страховая. Применительно к ним корректно говорить как об освобождении от налога на добавленную стоимость банков (по определенному кругу банковских операций) и страховых компаний, так и просто об освобождении банковских и страховых услуг.
Пониженная ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении отдельных групп социально значимых товаров.
Менее финансово значимыми как с точки зрения налогоплательщиков, так и государства являются льготы, вытекающие из иных элементов налога: налогового периода, порядка исчисления и сроков уплаты налога.
Упрощенный порядок исчисления налога на добавленную стоимость в Российской Федерации не применяется, но установление такого порядка возможно. Так, в ряде европейских стран применяется «плоская ставка» налога на добавленную стоимость в отношении продукции сельского хозяйства.
Такой порядок снимает необходимость трудоемкого учета закупок для целей налога на добавленную стоимость, включая получение и регистрацию счетов-фактур.
Таким образом, налогу на добавленную стоимость присущи практически все виды налоговых льгот, существующих в российском законодательстве.
По определению, налоговые льготы представляют собой определенные преимущества, предоставляемые одним налогоплательщикам по сравнению с другими, что уже само по себе является элементом активной экономической политики.
В то же время, в ряде случаев (в частности, при экспорте) предоставление преференциальных условий исчисления налога продиктовано особенностями самого налога. Такие льготы в дальнейшем будем называть «техническими», т.е. производными от техники взимания налога на добавленную стоимость.
Попробуем выявить и объяснить «технические» льготы, классифицировать оставшиеся льготы по основанию целей их установления, и провести анализ адекватности применяемых льгот для достижения этих целей.
Признаками, наличие которых позволяет говорить о «техническом» характере той или иной льготы является наличие при допущении отсутствия льготы двойного налогообложения.
Так, общепринятым в большинстве стран мира является обложение налогом на добавленную стоимость товаров по принципу страны назначения. Если предположить, что экспортируемые товары будут облагаться еще и в стране происхождения, то налицо будет факт двойного налогообложения.
Следует отметить, что установление нулевой ставки на экспортируемые товары не является единственно возможным решением проблемы. Возможно освобождение ввозимых товаров в стране назначения.
Вплоть до 2001 года такой режим взимания налога на добавленную стоимость существовал у России со странами СНГ, и сохранился в отношениях с Белоруссией. Однако, такой подход связан, как минимум, со следующими негативными явлениями:
• искажается сущность налога на добавленную стоимость как налога на потребление;
• при условии установления различных ставок налога на добавленную стоимость в странах происхождения и назначения искажается предложение товара, что означает для страны-импортера дискриминацию либо иностранных, либо отечественных товаров;
• при последующей перепродаже товара в стране назначения возникают сложности в определении налоговых обязательств: вычет налога, уплаченного в другой стране, чреват, в условиях затрудненного информационного обмена, злоупотреблениями со стороны налогоплательщиков, обложение же разницы между продажной и покупной стоимостями товара создает существенные сложности при исчислении налоговых обязательств;
• учитывая, что для отдельной страны порядок взимания налога на добавленную стоимость в других странах есть «данность», вводить особый порядок применения налога на добавленную стоимость во внешней торговле возможно лишь группой стран по договоренности — при этом всегда будут оставаться страны, применяющие общепринятый порядок взимания, что приведет к усложнению налогового администрирования.
2015-03-18 10:31:08
Не нашли нужный материал? …далее »
2013-09-27 13:00:19
Главный упор на правовые дисциплины …далее »
2012-08-13 10:12:27
Обновления в разделах …далее »
Источник: https://www.jourclub.ru/15/1113/