Фнс усилила борьбу с незаконным возмещением ндс
Федеральная налоговая служба опубликовала для сотрудников письмо с разъяснениями о проведении камеральных проверок деклараций при возмещении НДС (письмо от 18.12.2014 г. N ЕД-18-15/1693).
По мнению экспертов, документ полезно принять к сведению и предпринимателям, поскольку он применяется при всех случаях возврата НДС из бюджета.
Однако главная ценность письма в том, что налоговики открыто разъясняют, как они будут действовать в случаях, когда компания необоснованно претендует на возмещение налога.
«Порядок возмещения НДС закреплен в статье 176 Налогового кодекса: если по итогам прошедшего квартала сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по облагаемым НДС операциям, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику.
Возмещение налога абсолютно законно и производится в форме зачета или возврата. По общему правилу для возмещения этого налога в налоговый орган представляется соответствующая декларация.
Налоговики проводят камеральную проверку этой декларации и определяют, обосновано ли возмещение», — напоминает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП».
Начинающие индивидуальные предприниматели не будут платить налоги
В письме ФНС расписан новый порядок действий налоговых инспекторов при решении вопросов по возмещению НДС.
Например, ФНС подтвердила, что если трехмесячный срок проведения камеральной проверки истек, нарушения при этом не выявлены, а ответы на свои запросы налоговики от компании так и не получили, то проверка прекращается без составления акта.
«Однако нет разъяснения по тому, какое решение примут в этой ситуации налоговики — возмещать НДС или нет. На практике налоговая инспекция сегодня не соблюдает трехмесячный срок проведения камеральной проверки и не выносит решение, пока не дождется ответов на все свои вопросы от налогоплательщика.
Поэтому реальный срок проверки затягивается до шести-девяти месяцев, а то и больше. Налогоплательщики в основном ждут решения налоговиков, так как требовать ответа и указывать налоговой на несоблюдение сроков не решаются.
Как новый порядок поможет налоговикам принять решение о возмещении НДС, совершенно непонятно, а ведь именно оно — это решение — и есть ключевая цель проведения проверки. Прекратить проверку через три месяца без составления акта, а дальше что? Такой подход только проясняет временные границы, но абсолютно не способствует принятию решения, которое необходимо налогоплательщику», — уверена Кира Гин-Барисявичене.
В своем письме ФНС указывает на порядок взаимодействия налоговиков и правоохранителей при незаконном возмещении НДС. «Однако что законно, а что незаконно — решает налоговая инспекция.
Поэтому не стоит исключать случаи, когда при добросовестном возмещении НДС к налогоплательщику все-таки будут приходить следователи, имеющие иную точку зрения, чем у налоговой инспекции, а это однозначно сводится к новым проверкам, допросам, потере руководителем нервных клеток, не говоря уже о возможных финансовых потерях компании, — отметила эксперт. — Налоговые органы и раньше не спешили и не очень любили возмещать НДС, а с учетом последних тенденций в нашей стране по усилению контроля за любыми «телодвижениями» этого налога создается впечатление, что уже с 2015 года чуть ли не к каждой камеральной проверке на новых и тоже абсолютно законных основаниях будет привлекаться полиция. Это приведет к тому, что количество «отчаянных и смелых» налогоплательщиков, желающих возместить НДС, начнет существенно уменьшаться».
Также ФНС разъяснила, что делать инспекторам, если денежные средства уже переведены на расчетный счет организации-заявителя, а позже при проверке деятельности организации выяснилось, что заявитель все-таки незаконно потребовал возместить ему НДС.
ФНС считает, что нужно начать выездную тематическую налоговую проверку и одновременно направить материалы в правоохранительные органы на организацию-заявителя.
Таким образом, к организации, которая уже возместила НДС, прошла камеральную проверку постфактум, может прийти выездная проверка, а также представители правоохранительных органов, чтобы с пристрастием проверить ее деятельность.
«В письме уточняется порядок работы с налогоплательщиками, которым удалось незаконно получить из бюджета денежные средства. В этом случае бизнес получает очевидный риск проведения тематической налоговой выездной проверки с участием сотрудника правоохранительных органов и направлением материалов в полицию.
Если же информация о незаконности возмещения НДС стала известна налоговикам после вынесения решения о возмещении налога, но денежные средства из бюджета на счета налогоплательщика еще не были переведены, то в этом случае предпринимателю гарантирована выездная проверка, информирование правоохранительных органов о его действиях, а также налоговики вправе вызвать налогоплательщика в инспекцию для получения пояснений. Если по итогам выездной проверки будет доказано, что НДС был возмещен действительно незаконно, то налогоплательщик обязан будет вернуть в бюджет излишне возмещенную сумму налога», — сказала Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского сопровождения и налогового консультирования юридической компании «Приоритет».
Законопослушным налогоплательщикам эксперт рекомендует более тщательно проверять первичную документацию и полученные счета-фактуры на правильность их составления.
Источник: https://rg.ru/2015/01/20/proverka.html
Как компании уходят от налогов? И законно ли это?
Как показывает практика, налоговое бремя в России практически для всех сфер финансово-хозяйственной деятельности выливается в существенные траты, которые, порой, не оставляют шансов компании нормально развиваться и выдерживать высокий уровень конкуренции.
В связи с этим многие владельцы предприятий и индивидуальные предприниматели пытаются оптимизировать процесс налогообложения различными способами, как полностью разрешёнными законодательством, так и не совсем легальными. В статье рассмотрим, как уходят от налогов, и какие последствия могут повлечь за собой различные манипуляции?
Сразу скажем, что большая часть методик, приведённых ниже, не гарантирует компании безнаказанность и может повлечь за собой ответственность, включая даже уголовную. Поэтому настоятельно рекомендуем использовать лишь легальные схемы, проверенные на практике, и полностью законные.
Какие сероватые схемы употребляют компании, чтобы уйти от налогов?
Существует несколько алгоритмов, ложащихся в основу большинства сомнительных манипуляций. Все они направлены на взаимодействие со следующими аспектами профессиональной деятельности:
- налог на прибыль;
- налог на добавленную стоимость;
- страховые взносы.
И в каждом отдельном случае может задействоваться разный инструментарий, как внутренний, так и сторонний.
Как скрывают активы и уходят от налогов: перенос налоговой прибыли на «однодневки»
Первая и, пожалуй, самая распространённая схема – это задействование так называемых «однодневок». Данные компании открываются быстро, а срок их существования по меркам среднестатистических показателей минимален.
Суть заключается в сотрудничестве с таким субъектом финансово-хозяйственной деятельности со стороны крупных и средних организаций, которые могут покупать товар и заказывать услуги.
Но все эти действия лишь фиктивны и осуществляются на бумаге.
Заплатив подобной организации, ООО списывает часть средств на расходы, сокращая, тем самым, налоговую базу. Вторая открывшаяся возможность – махинации с НДС.
Покупая несуществующий товар, «однодневка» указывает налог на добавленную стоимость, который потом может вернуть с государства. А сама компания продаёт «новоприобретённое» имущество такой же фиктивной организации.
Потраченные деньги обналичиваются, расходы увеличиваются, налоги уменьшаются.
И всё бы в этой схеме было хорошо, но распознать подставную фирму довольно сложно, так как она обладает целым рядом обязательных признаков:
- Невозможно найти концы. Информация о директоре, бухгалтере и прочих сотрудникам попросту отсутствует;
- Нет данных о юридическом адресе, фактическом имуществе и прочих атрибутах компании;
Всё это делается, чтобы минимизировать негативные последствия для обеих сторон. Но проверяющие органы быстро распознают махинаторов, и если это произошло, отвечать будут все, причём, вплоть до уголовного преследования.
Как ИП уходит от налогов: снижение страховых взносов и минимальный НДС
Ещё один интересный приём, практикующийся нынешними владельцами бизнеса, заключается в найме инвалидов. Наличие в штате сотрудников с ограниченными возможностями благоприятно влияет на возможность платить меньше страховых взносов в фонды, а также освобождает предприятие от уплаты НДС в соответствии с действующими положениями в законодательстве.
Естественно, массовый наём нетрудоспособных граждан не может не отразиться на производительности компании. Выход – сотрудничество с аутсорсером.
То есть находятся внешние ресурсы, занимающиеся тем же видом деятельности, которые за вознаграждение выполняют все необходимые задачи. Конкурентоспособность соблюдена, налоговая база снижена.
Но при выездной проверке факт обмана может вскрыться, так отсутствие производственных мощностей и сотрудников на своих местах вызовет массу вопросов со стороны налоговиков.
Легально уйти от налогов смогут только ИП: правда или вымысел?
Некоторые эксперты считают, что законная оптимизация налогообложения возможна лишь для индивидуальных предпринимателей, так как контроль со стороны государства их деятельности значительно меньше. Однако и юридическое лицо имеет ряд возможностей снизить налоговую базу:
- Заказ услуг у аутсорсеров и обслуживающих организаций. Ремонтные работы, технические обслуживание оборудования, переоснащение производственных мощностей квалифицированными специалистами не только позволит списать существенную часть средств на расходы, но и повысит эффективность субъекта деятельности.
- Повышение уровня квалификации сотрудников тоже стоит денег. Регулярное посещение мероприятий приведёт навыки работников в соответствие с современными высокими требованиями и увеличит статью расходов.
- Вывод некоторых подразделений компании на аутсорсинг. Складские процессы, задачи функции перевозчиков, упаковщиков и прочих могут выполнять внешние организации. Не нужно содержать дополнительные помещения, оплачивать труд большого количества сотрудников, а все расходы, пущенные на сотрудничество с подобными компаниями, учтутся при получении разницы.
Налоговые каникулы для малого бизнеса: начало фискальной оттепели?
Ещё одним законным способом ухода от налогов является использование права на налоговые каникулы. Данное понятие, введённое в обиход ещё в 2015 году, будет действовать ещё 2 года. И часть индивидуальных предпринимателей действительно могут воспользоваться поблажками со стороны соответствующих органов.
Однако здесь есть свои ограничения. В частности, сфера деятельности должна быть связана с производством, социальной средой и наукой, а получаемый доход не – не менее 70% от всех видов финансово-хозяйственной деятельности, указанной ИП.
Кроме того, система налогообложения должна быть упрощённой, а сам предприниматель -зарегистрированным впервые.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kak-kompanii-uxodyat-ot-nalogov-i-zakonno-li-eto/
Как бороться с незаконными действиями налоговиков
Жалоба в прокуратуру — эффективный инструмент борьбы с налоговиками, которые превышают свои полномочия.
Такой способ защиты позволит налогоплательщику отстоять свою позицию и к тому же сэкономить на судебных расходах. Однако прежде чем обращаться в прокуратуру нужно оценить свои шансы и доказательную базы.
А также быть готовым к тому, что прокуроры проверят не только ревизоров, но и инициатора жалобы.
В каких случаях стоит обращаться в прокуратуру
Жалоба в прокуратуру подействует только в случае, если налоговики допустили грубые нарушения и налогоплательщик способен это доказать. А именно, обращаться в прокуратуру стоит в следующих случаях.
Незаконно заблокировали расчетные счета. Например, если компания вовремя не подала декларацию по налогу на прибыль за квартал. Пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса не говорит об обеспечительных мерах, в случае если налогоплательщик не предоставил квартальный расчет авансового платежа. Следовательно, налоговики не вправе блокировать счета компании.
Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Ревизоры в извещениях о рассмотрении материалов налоговой проверки указали неверные дату и время. Это нарушает пункт 1.25 приказа ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.
Представитель проверяемой организации вправе ознакомиться с материалами проверки в течение двух дней с момента подачи заявления (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, ему нужно направить в течение месяца со дня получения акта письменные возражения (абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ).
Когда налоговики указывают неправильное время и дату рассмотрения материалов, это затрудняет защиту прав налогоплательщика.
Не учли в акте проверки смягчающие обстоятельства. В описательной части акта проверки налоговики должны указать документально подтвержденные факты правонарушений, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность (п. 3.2 приложения № 24, п. 3 приложения № 23 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).
Налоговики обязаны определить перечень смягчающих обстоятельств уже при оформлении акта. Однако практика показывает, что они этого никогда не делают, хотя у них есть для этого вся необходимая информация. Дело в том, что ревизоры ждут, когда налогоплательщик сам в возражениях на акт попросит снизить штраф и опишет причины.
Но если в акте проверки отсутствуют смягчающие обстоятельства, это процессуальное нарушение. Компания вправе обратиться в прокуратуру даже не дожидаясь рассмотрения возражений.
Истребовали документы, которые не связаны с проверкой. К примеру, налоговики заявляют компании, что та получит возврат НДС, только если представит дополнительные документы. При этом их составление не предусмотрено Налоговым кодексом или они не имеют отношения к объекту проверки. Подобный запрос — прямое превышение полномочий инспекции, оговоренных в статье 31 НК РФ.
Привлекли к ответственности после истечения срока давности. К примеру, налоговики привлекли руководителя организации к административной ответственности спустя четыре месяца со дня совершения правонарушения.
В этом случае ревизоры нарушают статью 4.5 КоАП РФ и часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Закон указывает, что постановление должно быть вынесено не позднее двух месяцев.
В случае если дело дошло до суда, постановление представляют в течение трех месяцев.
Неверно возбудили административное дело. К примеру, ИФНС возбудила дело об административных правонарушениях и не предупредила об этом компанию. По крайней мере протокол об этом умалчивает. КоАП РФ так делать запрещает.
В протоколе должны быть указаны:
- место его составления;
- должность, фамилия и инициалы должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- место, время и факт преступления.
При составлении протокола инспектор обязан разъяснить нарушителю его права и обязанности.
Проигнорировали запрос. Если инспекторы игнорирует заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных налогов, он вправе пожаловаться на ревизоров в прокуратуру.
Согласно пункту 8 и 9 статьи 78 НК РФ инспекторы обязаны вынести решение о возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или акта совместной сверки. Руководитель компании или его представитель под расписку должен получить это решение в течение пяти последующих дней.
Если налоговики нарушили сроки возврата переплаты, налогоплательщик вправе получить проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на дни задержки.
Не соблюли процедуру ареста имущества. К примеру, во время ареста имущества контролеры не пригласили двух понятых. Это нарушает пункт 7 статьи 77 НК РФ и статью 198 НК РФ. Арестовывать имущество налоговики вправе только при участии понятых в дневное время. Ночью арест имущества возможен в случаях, «не терпящих отлагательств».
Кроме этого ревизоры не вправе запретить представителям компании присутствовать во время ареста имущества. Свидетельства понятых налоговики обязаны отразить в протоколе. Понятые должны сверить арестованные предметы с имуществом, указанным в документе.
Разгласили коммерческую тайну. Для налоговых инспекторов разглашение коммерческой тайны может закончиться уголовной ответственностью (ст. 183 УК РФ) — штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы сроком до трех лет.
Так же обратиться в прокуратуру можно, если инспекторы без разрешения разгласили персональные данные налогоплательщика.
Не ответили на обращение. Если инспекция не отвечает на письменные обращения компании, например, о тех же налоговых переплатах, обращайтесь в прокуратуру. Срок рассмотрения письменного обращения — 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон от 02.05.06 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).
Не приняли жалобу. Ситуация: УФНС дважды не приняла у организации апелляционную жалобу на решение ИФНС. Налоговики посчитали, что у заявителя было недостаточно полномочий. Однако на документе была подпись генерального директора компании. Такие действия контролеров нарушают статью 139.3 НК РФ и право на использование внесудебных процедур разрешения спора.
Отказались рассматривать пояснения после проверки. Ситуация: по итогам выездной налоговой проверки проверяющие доначислили налоги и пени. Компания не согласилась с решением налоговиков и пожаловалась на акт ИФНС. Однако в досудебном порядке решить спор не удалось. Ревизоры так и не дали оценку пояснениям и документам заявителя и оставили решение без изменения.
Позже суд встал на сторону налогоплательщика. Пункт 2 статьи 140 Налогового кодекса указывает, что в ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
Руководитель вышестоящего налогового органа обязан известить налогоплательщика-заявителя о времени и месте рассмотрения аппеляционной жалобы. Срок вынесения решения — от 15 до 30 дней.
Он может быть продлен еще на 15 дней, если руководитель потребует дополнительные документы.
Когда нужно действовать заранее
В прокуратуру можно подавать жалобу не только постфактум. В статье 25.1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокурор вправе действовать на опережение. А именно, направить предостережение должностному лицу. Для этого у него должны быть сведения о том, что налоговики планируют нарушить закон.
К примеру, в компании прошла выездная налоговая проверка. Из решения по итогам проверки видно, что вышестоящая налоговая инспекция готовится к повторной проверке. Но у них нет оснований, чтобы ее провести. Компания вправе пожаловаться в прокуратуру и попросить вынести прокурорское предостережение.
Если должностное лицо не исполнит требования, указанные в предостережении, ему грозит выговор или штраф. Но скорее всего ревизоры не пойдут на конфликт и откажутся от проверки.
Как подать жалобу
Подать жалобу можно через канцелярию прокуратуры района налогоплательщика. Жалобу опустите в специальный ящик «Для обращений и заявлений» в здании прокуратуры. Корреспонденцию просматривают ежедневно.
На письме поставят штамп с датой выемки. В канцелярии жалобе присвоят входящий номер и зафиксируют дату обращения. Через 30 дней налогоплательщик должен получить ответ (ст. 10 Федерального закона от 17.01.
92 № 2202-1-Ф).
Также подать жалобу можно и через интернет-приемную Генеральной прокуратуры (нужно выбрать регион) или непосредственно на сайте территориального подразделения.
Еще один способ — направить жалобу по почте ценным письмом с описью вложения или заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае нужно к 30 дням прибавлять расчетное время, пока письмо будет в пути.
Что указать в жалобе
Формат жалобы похож на исковое заявление в суд. В ней нужно указать:
- сведения о конкретном должностном лице, нарушившем закон (Ф.И.О., должность, место работы);
- краткое описание ситуации с упором на факты. Описание лучше составить в хронологическом порядке;
- законодательное подтверждение, что права компании нарушены или интересы ущемлены (ссылки на нормы законов, постановлений и писем);
- доказательства правоты компании — заверенные копии документов, свидетельские показания.
Жалобу стоит составить на официальном бланке компании, где указать адрес, телефон и электронную почту, по которой прокуратура сможет с вами связаться. Подписать документ должен руководитель компании. Также нужно присвоить ему исходящий номер и соблюсти все правила делопроизводства.
Основные нарушения в жалобе нужно графически выделить. Например, особым шрифтом или фоном текста. Так работникам прокуратуры будет легче ориентироваться в документе.
Обращаем внимание, что не стоит делать акцент на требовании наказать чиновника. Прокуратура может воспринять советы по выбору меры реагирования как вмешательство в их работу.
В конце жалобы стоит сделать отбивку со словом «прошу» и по пунктам изложить суть своей просьбы или требования.
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/4136-kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovikov
Налоговики рассказали, как они выявляют факты незаконного возмещения НДС из бюджета (Лахман Р., Крылова М.)
Дата размещения статьи: 15.06.2015
Каковы нетипичные признаки сомнительности контрагентов.»Обналичка» со счета контрагента — признак недобросовестности.Что помогает инспекторам доказать фиктивность возмещения НДС.В распоряжении редакции журнала РНК оказался документ одного из региональных управлений ФНС России.
Документ посвящен мероприятиям налогового контроля, которые осуществляются в рамках проведения камеральных проверок, связанных с возмещением НДС (ст. 176 НК РФ). Он был разослан контролерам на местах для использования в работе.
Содержащаяся в документе информация позволит узнать, каким образом налоговики выявляют незаконные схемы возмещения НДС из бюджета. К тому же в нем приведен перечень контрольных мероприятий, необходимых для сбора доказательственной базы.
Кроме того, УФНС выделило несколько новых признаков сомнительности контрагентов. Аналогичными критериями и рекомендациями руководствуются проверяющие и из других субъектов РФ.
Чиновники выделяют прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов
В документе чиновники сетуют на то, что в ходе камеральных проверок все чаще выявляются случаи, связанные с незаконным возмещением НДС из бюджета. Отдельные организации действуют исключительно с целью получения дохода за счет бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
В целях недопущения незаконного возмещения НДС налоговое управление призывает проверяющих на местах более тщательно выявлять проблемных контрагентов налогоплательщика. Причем УФНС выделяет прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов.
Наличие совокупности таких признаков может стать для проверяющих сигналом о том, что компания использует незаконные схемы возмещения НДС.
По мнению чиновников, к прямым признакам сомнительности относятся, в частности, непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности, отказ руководителей и учредителей контрагента от участия в деятельности компании, нахождение этих лиц в розыске по ранее совершенным уголовным преступлениям, неоднократное изменение юридического адреса (миграция из одной инспекции в другую). А также местонахождение контрагента по адресу массовой регистрации, наличие массовых руководителей и учредителей, отсутствие трудовых ресурсов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.Помимо стандартных критериев, УФНС приводит достаточно нетипичные признаки сомнительности контрагентов. Например, наличие единственного расчетного счета, который открыт в банке, находящемся далеко от офиса контрагента (в другом городе и даже регионе).Также в числе нетипичных признаков указан случай, когда учредители и должностные лица контрагента проживают в одном субъекте РФ, а компания зарегистрирована в другом регионе страны.
Длительная отсрочка по оплате товаров, работ, услуг является новым сомнительным признаком
К косвенным признакам проблемности контрагента относится, в частности, представление нулевой налоговой и бухгалтерской отчетности, минимальная численность сотрудников (один-два человека), отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, отсутствие на балансе контрагента основных средств и иного имущества.
А также отсутствие в банковской выписке расходов (платежей), связанных с ведением деятельности (аренда, коммунальные платежи, Интернет и т.д.).Наличие значительных оборотов по банковскому счету при уплате минимальных сумм налогов в бюджет также вызовет подозрения у контролеров.
Как и идентичность денежных сумм, поступивших на расчетный счет и списанных с него в течение одного — трех рабочих дней. Или если расчетные счета налогоплательщика и его контрагента открыты в одном кредитном учреждении.
Обналичивание денег со счета контрагента (под видом приобретения ценных бумаг или выдачи займов в адрес физлиц) по-прежнему служит явным признаком, доказывающим его недобросовестность.
Помимо указанных признаков, налоговое управление приводит следующие косвенные критерии сомнительности контрагентов:- покупателем товаров, работ, услуг контрагента является только налогоплательщик либо узкий круг лиц;- государственная регистрация контрагента осуществлена незадолго до исполнения спорных сделок (в течение шести месяцев);- регистрация контрагента на основании недостоверных паспортных данных, представленных учредителями и должностными лицами компании (в том числе по утраченным паспортам);- отсутствие за прошлый отчетный период, то есть до подачи декларации к возмещению, платежей по НДС в бюджет либо сумма налога к уплате ранее составляла менее 10% от суммы, заявленной к возмещению;- наличие взаимозависимости между участниками сделок, которые задействованы в цепочке поставки и продажи товаров (работ, услуг);- подача уточненной декларации в ходе проведения камеральной проверки ранее поданной декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению, при этом вновь заявленная сумма возмещения налога уменьшилась более чем на 80%.Опять же УФНС приводит несколько необычных косвенных критериев сомнительности контрагентов. Это, к примеру, длительная отсрочка по оплате реализованных в адрес налогоплательщика товаров, работ, услуг. В этом случае, по мнению налогового руководства, существует вероятность, что у покупателя нет намерения оплатить спорные товары (работы, услуги), поэтому сделку можно считать фиктивной. При этом длительной проверяющие считают отсрочку шесть месяцев и более. Кроме того, УФНС считает подозрительным, если склад, на котором хранится товар, приобретенный компанией у поставщика, находится в одном субъекте РФ, а продавец и покупатель в другом.
С выходом новой формы декларации по НДС популярность использования компаний-«прокладок» возросла
В документе чиновники отмечают, что перечень признаков, на основании которых контрагент признается проблемным, является открытым. И может меняться под влиянием арбитражной практики и поправок, вносимых в законодательство.
Руководство обращает внимание подчиненных и на тот факт, что многие компании, которые заявляют НДС к возмещению из бюджета, умышленно привлекают или создают фирмы-«однодневки» с целью получения необоснованной налоговой выгоды. При этом контрагенты-«однодневки», как правило, имеют прямые сомнительные признаки.
Впрочем, в настоящее время для хищения средств из бюджета все чаще используются контрагенты, имеющие отдельные косвенные сомнительные признаки (так называемые компании-прокладки). Эти контрагенты обычно представляют в установленные сроки бухгалтерскую и налоговую отчетность, располагаются по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и уплачивают в бюджет незначительные суммы налогов.
Такие поставщики и подрядчики путем создания фиктивного документооборота (например, в рамках посреднических договоров) выступают своеобразным буфером между проверяемым налогоплательщиком и «однодневками».Отметим, что в связи с выходом новой формы декларации по НДС (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) использование компаний-«прокладок» становится более актуальным.
При этом так называемые прокладки зачастую внедряются в деятельность налогоплательщика именно в качестве перепродавцов товаров, работ, услуг, а не в качестве посредников. Поскольку новая декларация по НДС предусматривает раскрытие всей информации о контрагентах, которая отражается в книге покупок и книге продаж.Так, в разд.
8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» декларации (п. 45 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражаются также ИНН и КПП посредника (агента, комиссионера, экспедитора, застройщика). А разд.
10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период» (п.
49 Порядка заполнения декларации) заполняют не только посредники на общей системе, но и посредники, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ), и лица, которые не являются плательщиками НДС (в частности, компании на УСН).Таким образом, теперь прямое использование фирм-«однодневок» (в том числе в качестве посредников) становится довольно опасным и нецелесообразным мероприятием.
По мнению УФНС, необходимо исследовать весь комплект документов, подтверждающих перемещение товара
С целью пресечения необоснованного возмещения из бюджета НДС налоговое руководство рекомендует проверяющим на местах проводить определенный перечень мероприятий налогового контроля. В том числе с использованием сведений из внешних источников (например, Интернет, запросы в банки и госорганы).
УФНС настаивает, что сбор и систематизация доказательственной базы, предметом которой является факт совершения фиктивных сделок, должны осуществляться по двум направлениям: исследование товарного потока (фактического наличия и перемещения товаров) и исследование финансового потока (движения денежных средств и векселей).
При этом мероприятия по сбору доказательственной базы должны проводиться как в отношении прямого поставщика или подрядчика, так и по всей цепочке контрагентов, вплоть до производителя товаров (работ, услуг).
Это необходимо, чтобы выявить круговую схему движения денежных средств, факт обналичивания и конечного получателя денег, то есть организатора схемы по незаконному возмещению налога (как правило, это проверяемый налогоплательщик).
По мнению чиновников, при проведении камеральной проверки у налогоплательщика (помимо основной «первички», свидетельствующей о совершении операций и оприходовании ТМЦ) необходимо истребовать весь комплект документов (ст. 93 НК РФ), подтверждающих перемещение товара. Это транспортные и товаросопроводительные документы.
С помощью этих документов можно установить методы транспортировки, идентифицировать транспорт и лиц, осуществляющих транспортировку. А также установить сроки доставки товара и склад, на котором он хранится.
Эти сведения помогут проследить фактическое наличие и движение ТМЦ от грузоотправителя к грузополучателю, проверить правоустанавливающие бумаги на складские помещения (договоры аренды, свидетельства на право собственности), договоры хранения. При этом одним из мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ) — должностных лиц проверяемого покупателя и его контрагентов по факту реального существования ТМЦ, их транспортировки и хранения.
Осмотр в рамках «камералки» поможет установить фактическое наличие товара
В рамках камеральной проверки УФНС советует провести осмотр офисов и складов компании (п. 1 ст. 92 НК РФ). Основанием для этого является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ).
Чиновники настаивают, что важно осмотреть документы и предметы, которые находятся в местах непосредственного хранения товара, приобретенного по сомнительным сделкам.В протоколе желательно зафиксировать следующие сведения: описание товарной продукции, ее серийный номер, штрихкод.
К протоколу можно приложить копии сопроводительной документации (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификаты и т.п.), а также фото- и видеоматериалы.Также целесообразно провести выборочный осмотр товара (упаковок, ящиков), расположенных в разных местах склада.
Это исключит предоставление для осмотра так называемых образцов товара, не соответствующих реальной номенклатуре и количеству, заявленным налогоплательщиком. Далее чиновники рекомендуют на основании истребованных сертификатов соответствия на продукцию установить производителей ТМЦ.
Кроме того, для выявления незаконного возмещения налога УФНС рекомендует инспекторам на местах провести следующие мероприятия налогового контроля:- проанализировать перспективы дальнейшей реализации спорного товара или использования его в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом исследуются договоры купли-продажи;- установить способы и сроки расчетов за приобретенные проверяемым покупателем товары (работы, услуги), определить источники финансирования деятельности налогоплательщика (наличие собственных денежных средств, использование ценных бумаг, получение займов, проведение взаимозачетов);
— направить запросы в кредитно-финансовые учреждения о предоставлении информации о движении денежных средств по всем расчетным счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 86 НК РФ) и его контрагентов (в том числе второго и третьего звена).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9087
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Скандальные обыски в Управлении федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве, а также дома у заместителя главы столичного УФНС Ольги Черничук проводились в рамках расследования дела о хищении 2 млрд рублей.
Эту сумму из бюджета через возврат налога на добавленную стоимость (НДС) пыталась получить компания «ЭС-Контрактстрой» (зарегистрирована в Москве, главный офис в Петербурге) и связанный с ней ЦБК «Выборгская целлюлоза» (владельцем считают экс-сенатора Александра Сабадаша) — подробнее читайте об этом здесь>>>.
Резонансное дело с участием высокопоставленных лиц может запустить целую серию антикоррупционных расследований в ФНС. Очевидно, что в ближайшее время как петербургских налоговиков, так и местных бизнесменов, активно занимающихся экспортом, ждут массовые проверки.
«Обычно, если есть негласная команда сверху, например бороться с нелегальным возмещением НДС или просто увеличить поступления в бюджет, от пристального внимания налоговиков страдают именно добросовестные налогоплательщики, у которых есть активы и деньги на счетах», — говорит управляющий партнер компании «Кузьминых, Евсеев и партнеры» Артем Кузьминых.
На этом фоне эксперты рассказали dp.ru о наиболее распространенных схемах незаконного возмещения НДС. Самой популярной из них является лжеэкспорт.
По экспертным оценкам, сумма возмещения НДС при лжеэкспорте может достигать 15% от общих сумм налога, который возвращается из бюджета экспортерам. В масштабах страны речь идет о десятках миллиардов рублей. По данным ФНС, в прошлом году НДС обеспечил 41% от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет — 1,328 трлн рублей.
Чаще всего применяются три основных вида лжеэкспорта. Например, цепочка посредников из фирм-однодневок несколько раз перепродает товар, значительно повышая на него цену. В итоге сумма возмещения НДС из бюджета тоже возрастает. Другой вариант — подмена, когда по документам под видом дорогой продукции¬ за рубеж вывозится более дешевая.
И, наконец, бестоварная схема, при которой экспорт производится только на бумаге.
Упрощенно это выглядит так: предприятие продает товар посреднику, который заключает договор на поставку с иностранной компанией, чаще всего офшорной. Между собой они рассчитывается с помощью векселя из «своего» банка.
Затем на таможне оформляются липовые документы на вывоз товара. Следующий шаг — обращение в ФНС за возвратом налога.
Вероятно, теперь все операции, вызывающие малейшие подозрения у налоговиков, будут тщательно проверяться. Это приведет к тому, что возмещение НДС у добросовестных экспортеров займет больше времени.
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2011/04/13/JEksperti_raskrili_shemi_n
Как бороться с незаконными действиями налоговых органов?
Вы здесь
27.04.2018
Как бороться с незаконными действиями налоговых органов?
Бывает так, что в ходе налоговой проверки представители налоговой нарушают процедуру её проведения или превышают свои полномочия:
- Неправомерно блокируют расчётные счета;
- Угрожают, что не вернут НДС, пока фирма не предоставит не относящиеся к объекту проверки документы;
- Пытаются привлечь к ответственности после того, как истёк срок давности, и т. д.
Во всех этих случаях поможет жалоба в прокуратуру – наиболее эффективный способ борьбы с ошибающейся или намеренно превышающей свои полномочия налоговой службой.
В каких случаях можно обращаться в прокуратуру?
Только в тех, когда налоговая допустила грубые ошибки, а вы можете это доказать. Прокуратура поможет, если инспекторы:
- Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Если ревизоры указали в извещении неверные время и дату, вам будет сложнее защитить свои права отправить возражения нужно в течение месяца со дня получения акта;
- Незаконно заблокировали расчётный счёт. К примеру, если плательщик не подал своевременно декларацию по налогу на прибыль за квартал. Налоговая часто прибегает к обеспечительным мерам и блокирует счета, но во многих случаях они просто не имеют права этого делать;
- Требуют не относящиеся к проверке документы. Если составление каких-то документов не предусмотрено НК России, или если документы не относятся к объекту проверки, налоговая не имеет права их запрашивать;
- Игнорируют смягчающие обстоятельства. Перечень смягчающих обстоятельств должен быть указан в акте проверке, но, на практике, его никогда не включают в описательную часть. Налоговая ждёт до тех пор, пока налогоплательщик не подаст возражение, но это является процессуальным нарушением – можно сразу же обращаться в прокуратуру;
- Неверно возбуждают уголовное дело. Например, возбудив дело об административном правонарушении, не уведомляют обо этом компанию. Это нарушение КоАП РФ;
- Игнорируют срок давности. Например, пытаются привлечь руководителя организации к административной ответственности через четыре месяца после дня совершения правонарушения, тогда как по закону на вынесение такого постановления отводится два месяца;
- Не соблюдают процедуру ареста имущества. Не приглашают понятых (или приглашают только одного), проводят арест в ночное время, запрещают присутствовать представителям компании – всё это очень распространённые нарушения;
- Игнорируют запрос о возврате излишне уплаченного налога. По закону (78 статья Налогового Кодекса) налоговая инспекция обязана вынести решение о возврате налога в течение 10 дней с момента получения акта совместной сверки или заявления. Если эти сроки нарушаются, плательщик может получить проценты по ставке рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки;
- Не отвечают на обращения. Срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней с момента его регистрации, при превышении можно обращаться в прокуратуру;
- Разглашают коммерческую тайну. Либо персональные данные плательщика, это тоже нарушение;
- Не принимают жалобу. УФНС обязана принять апелляционную жалобу на решение ИФНС, но в этом тоже часто отказывают (разумеется, незаконно).
Как подать жалобу?
Обратитесь в канцелярию прокуратуры в том районе, где зарегистрирован налогоплательщик. Жалоба опускается в специальный ящик с меткой «Для обращений и заявлений», ответ вы получите в течение 30-и дней. Кроме того, можно подать жалобу:
- На сайте территориального подразделения прокуратуры;
- В интернет-приёмной Генеральной прокуратуры;
- По почте, ценным письмом с описью или заказным с уведомлением.
Учтите, что в последнем случае к 30 дням на рассмотрение жалобы прибавится время на доставку письма.
И ещё один совет: чётко изложите в жалобе суть нарушений, ссылаясь на соответствующие нормы законов, постановления и приказ, но не требуйте наказать проверяющих – прокуратура может негативно отнестись к попытке повлиять на выбор мер реагирования. Просите только о том, чтобы по факту противозаконных действий налоговой службы были приняты меры прокурорского реагирования.
Актуальные статьи каждую неделю
Источник: https://Osnova.capital/blog/kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovyh-organov
Незаконное возмещение НДС — что это, судебная практика, из бюджета, ответственность
Помимо законных действий, недобросовестными налогоплательщиками предпринимаются попытки получить бюджетные средства незаконным путем.
Общие сведения: ↑
Законодательством не установлена ответственность налогоплательщика за документы других предприятий и этом пользуются недобросовестные лица.
ИФНС стараются пресекать действия налогоплательщиков по возмещению НДС. Для получения средств необходимо предоставить ИФНС документы для проверки, которые подвергаются встречным проверкам.
В случае использования схем получения незаконного возмещения установленная квалификацией законодательства как мошенничество в форме хищения.
Нормативная база
При незаконном возмещении лицом определяется законное основание для возврата сумм, подбирается удобная схема и подготавливаются документы под возмещение.
Что является признаком незаконного возмещения
Четким признаком незаконного возмещения НДС является ситуация при которой появляются ситуации, косвенно указывающие на вероятность незаконных действий.
Компания может:
- Производить отгрузку товаров по стоимости, превышающей рыночную цену.
- По продавцам товаров часто производятся запросы на проведение встречных проверок из инспекций других регионов.
- Предприятие регулярно производит возмещение НДС из бюджета при отсутствии покупок дорогостоящего оборудования и ведения строительства для собственных нужд.
- Разница отгрузки и себестоимости товара, взятой за определенный длительный период, например, годовой срок, умноженная на 18 %, не приближается к уплаченному НДС за период.
На ведение схем могут указывать малое количество сумм по уплате в бюджет и большой оборот в компании.
Схемы незаконного возмещения НДС из бюджета ↑
Недобросовестные налогоплательщики часто применяют незаконные схемы возмещения НДС. Налог считается самым коррупционным.
Несмотря на борьбу с раскрытием нелегального получения средств, постоянно наблюдается рост увеличения возврата НДС по сравнению с уплатой.
Имеющаяся статистика при незаконном возмещении при получении сборов налогов подтверждают рост возмещений.
Причиной является несовершенство законодательной базы, в которой есть лазейки:
- Отсутствие четких требований и наличия объединенных проверок налоговый, таможенных и правоохранительных органов.
- Возможность проведения вычета после осуществления авансового платежа.
- Разрешение права на регистрацию нескольких компаний одним физическим лицом.
- Наличие нормы уголовного права замены срока лишения свободы штрафом.
- Достаточно низкая сумма уставного капитала.
- Возможность проводить регистрацию компаний лицами по доверенности, через почту или электронные средства.
Мошенничества налоговиков
К сожалению, среди налоговых инспекторов встречаются лица, которые помогают в получении черного НДС. Руководитель компании или ИП договаривается с инспектором о принятия положительного решения.
По результатам камеральной проверки мошенник получает возмещение НДС, оплачивая отдельно процент от суммы налоговому инспектору.
Способ отмывания средств довольно проблематичен. Кроме пристального внимания к поведению чиновников, в ИФНС регулярно проводятся мероприятия по надзору.
Вышестоящим органом проводятся выборочные инспекции материалов проверки. В случае обнаружения нестыковок предприятие лишают полученных сумм вычета, а чиновник может быть уволен.
При крупных суммах незаконного возмещения заводятся уголовные дела и наступает уголовная ответственность.
Старые схемы
Наряду с новыми схемами используются старые варианты изъятия средств из бюджета. Компании применяют отработанные схемы, давно знакомые налоговикам.
Применяются:
- Изъятие средств из бюджета по сговору и продаже НМА. Нематериальные активы невозможно выразить в физической форме. Подобная собственность часто используется в технологических процессах и является предметом коммерческой тайны организации. Определить наличие и ценность нематериального актива посторонним лицом не является возможным. При покупке НМА производится вычет. В схеме участвуют фирмы по цепочке переводов средств.
- Применение фирм-однодневок. Используются компании, выписывающие документы или предоставляющие расчетный счет для неподкрепленного перевода средств.
- Применение фиктивных документов или с использованием печатей несуществующих фирм других регионов. Применение бумаг от фиктивных фирм применяется все реже. Наличие электронных баз налоговых инспекций и простота обмена документацией между инспекциями позволяет предотвратить мошенничество.
Через ново созданные организации
Для изъятия денежных средств из бюджета применяются часто вновь созданные компании, которые будут существовать незначительное время.
Применяются вычеты с использованием перечислений через расчетный счет – авансовые платежи. Незаконное возмещение производится поэтапно:
- производится регистрация 2-х организаций одним учредителем;
- первая компания перечисляет авансовый платеж второй организации и предъявляет НДС к вычету;
- с расчетного счета второй организации производится снятие средств;
- компании ликвидируются.
Для проведения схемы используются юридические лица. Преимущества применения юридических лиц состоит в ограниченной ответственности по обязательствам и пределе искового срока.
Отсутствие выручки
Частым вариантом при незаконных действий является использование компаний, не ведущих деятельность.
Подобные организации используют только финансовые операции по авансовым платежам. Поступление товара и получение выручки при продаже отсутствуют.
Данные схемы достаточно быстро вычисляются налоговыми инспекторами, которые не допускают возмещений при отсутствии выручки от продаж или оказания услуг.
Накручивание стоимости товара
Одной из популярных схем незаконного получения средств является искусственное увеличение стоимости товаров. Производится проведение ряда отгрузок через несколько компаний, каждая из которых увеличивает стоимость.
В цепочке могут находится как организации с вполне легальной деятельностью и фирмы-однодневки. Определение действия схемы прослеживается по всей цепочке от начального продавца до конечного покупателя.
Сложностью доказательства незаконного увеличения стоимости товара является обнаружение схемы движения товара через законные компании.
Возмещение через экспорт
Незаконное возмещение экспортного НДС является одной из распространенных схем хищения средств из бюджета.
Сумма налога включается в стоимость товара и оплачивается покупателем-экспортером с последующим возмещением.
Используется так называемый «лжеэкспорт», при котором применяются варианты:
- завышение сумм продаваемого товара для увеличения таможенной стоимости;
- отсутствие фактического вывоза товаров;
- приобретение товаров у компаний, которые либо являются фирмами-однодневками или недобросовестными плательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.
Вариант с использованием фирм однодневок
Незаконные действия по НДС часто реализуются с применением фирм-однодневок. Компании, которые определяются как фирмы-однодневки, регистрируются с целью создания незаконного документооборота.
Признаки фирм-однодневок:
- Хозяйственная деятельность фирмами не ведется, в их собственности не имеется имущества, численность сотрудников минимальна.
- Отчетность компаниями не подается либо сдаются нулевые декларации.
- Руководителями организаций назначаются лица, не имеющие представления о ведении схем – граждане, потерявшие паспорт или не имеющие постоянного места жительства.
- Компании ведут только денежные расчеты и оформляют документы для клиентов.
Схема получения средств с использованием фирм однодневок несложная:
- Производится оплата на расчетный счет за якобы предполагаемую или осуществленную поставку.
- Осуществляется выписка документов – счет-фактуры на аванс, поставку товара или оборудование, оказание услуг и прочие договорные отношения на основании контрактов.
- Компания, прибегающая к помощи криминальной фирмы, производит вычет по НДС из бюджета.
После проведения схемы фирма-однодневка прекращает существование. ИФНС проводит мероприятия, направленные на предотвращение использование однодневок.
Инспекцией производятся:
- встречные проверки и отслеживания цепочки поставщиков товаров;
- выяснение порядка доставки товаров от продавца к покупателю. Запрашиваются транспортные и товарно-транспортные накладные;
- получения полной информации о товаре и производителе.
- проверки мест хранения товара или оборудования.
В случае обнаружения схемы и цепочки незаконного документооборота ИФНС отказывает в возмещение НДС. На руководителя может быть заведено уголовное дело о мошенничестве.
Судебная практика ↑
Судебная практика в отношении незаконного изъятия НДС из бюджета является одной из самых обширных в Арбитраже. Большая часть НДС приговоров касается экспортных операций.
Несмотря на отработанный порядок отказа в возмещении и подтверждения решений налоговых органов, часть дел оправдывает действия налогоплательщиков.
В судебную инстанцию обратилось ООО с иском на действия ИФНС, в решении которого было заявлено требование об уплате налога. Вопрос касался получения документов на поставку от компании, признанной недобросовестной.
При этом налогоплательщик подал декларацию с возмещением налога. Суд вынес частично оправдательный приговор суда на незаконное возмещение НДС.
Налогоплательщик не смог получить возмещение, но умысел в получении материальной выгоды не был доказан.
Последствия: ↑
Применение схем налогоплательщиками часто обнаруживается при проверках.
Практика встречных проверок и выездные проверки при ликвидации компаний позволяют определить незаконную схему, многие из которых известны контролирующим органам.
Ответственность
При обнаружении незаконного получения средств налогоплательщик может понести материальную ответственность.
При отсутствии средств на счетах и в кассе производится арест имущества компании. На лицо может налагаться административная и уголовная ответственность.
Какие применяются наказания
Налогоплательщик получает штраф по КоАП, выписанного на ответственное лицо.
Видео: дело о незаконном возмещении НДС
Органами ИФНС уделяется значение вопросам возмещения НДС для предотвращения применения схем.
При пресечении незаконных действий налогоплательщик может получить административное и уголовное наказание.
Источник: https://buhonline24.ru/nalogi/nds/nezakonnoe-vozmeshhenie-nds.html