Новые правила, с помощью которых вы сможете доказать, что налоговый инспектор не прав
С начала нынешнего года любые требования, решения, действия или бездействие налоговиков компания может обжаловать в УФНС России. Лишь после этого руководство учреждения может подать иск в суд. Раньше досудебное обжалование действовало лишь относительно решений по проверкам. Во всех остальных случаях можно было подавать соответствующее заявление сразу в суд.
Вам может показаться, что теперь добиться правды станет еще сложнее. Естественно, в этом есть рациональное зерно: потребуется больше времени, ведь появилась еще одна дополнительная инстанция между плательщиком налогов и судом. Но вместе с этим новый порядок имеет ряд преимуществ.
Во-первых, в процессе обжалования тех или иных решений в УФНС РФ не нужно выплачивать госпошлину. Во-вторых, до судебного разбирательства ссоры будут доходить лишь в самых крайних случаях.
Если по возникнувшему проблемному вопросу есть утвержденная судебная практика и положительные разъяснения Минфина или ФНС России, то скорей всего, налоговое управление встанет на вашу сторону.
Главные изменения в налоговом обжаловании:
1. Обжалование в УФНС
Любые требования, решения, вынесенные налоговиками, можно обжаловать в судебном порядке, обратившись сначала в УФНС. До этого обязательный порядок обжалования распространялся исключительно на решения, связанные с проверками.
2. Обжалование в судебном порядке
Судьи могут не рассматривать аргументы компании, если их нет в жалобе, поданной в УФНС. Это решение было принято Пленумом ВАС РФ. Поэтому, рекомендуем подробно перечислять в своей жалобе все доказательства.
Изменился и сам порядок обжалования.Если учреждение не согласно с доначислениями по выездной или камеральной проверке, перед началом судебного разбирательства следует обратиться в УФНС. Компания может подать как апелляцию, так и обычную жалобу. Лучше всего, конечно, подготовить апелляцию (не позднее чем через месяц после вынесения решения налоговиками).
Пока сотрудники управления будут рассматривать вашу апелляционную жалобу, решение по проверке еще не вступит в силу. Поэтому, налоговики не смогут взыскать доначисления с вашего расчетного счета.
Будьте внимательны!
Если вы не обжалуете решение инспекции на протяжении месяца, вы еще успеете подать в УФНС обычную жалобу (в течение года со дня принятия решения). Однако инспекторы в таком случае смогут взыскать доначисления в порядке закона.
Если вы захотите оспорить решения инспекторов, которые не связанны с проверками, используйте правила, аналогичные обычной жалобе (то есть, в УФНС можнообратиться на протяжении года).
Как правильно оформить жалобу
Раньше в налоговое управление представляли сокращенный текст жалобы, главным было – успеть в срок обжалования апелляции. Однако подобный формальный подход к содержанию жалобы неблагоприятно отразится на учреждении в суде.
Например, компания не представит в УФНС те или иные документы, не заявит обоснованные доводы, однако будет на них ссылаться в судебном разбирательстве. Возможно, суд их не примет к рассмотрению, а если и примет, то обяжет компанию оплатить все судебные расходы даже при вынесении положительного для учреждения решения (согласно постановлению Пленума ВАС РФ № 57от 30 июля 2013 г.).
Будьте внимательны! Если в жалобе прописано, что компания будет оспаривать лишь часть решения, то и в судебном разбирательстве можно будет обжаловать исключительно заявленную часть.
В жалобе необходимо приводить подробные доказательства: полное название, адрес компании; наименование инспекции. Затем идет дата и порядковый номер вынесенного в результате проверки решения (или реквизиты обжалуемого документа).
Также следует указывать вид ревизии – выездная или камеральная. Для камеральной ревизии обязательно зафиксируйте, какую декларацию и за какой период проверяли налоговики, а также приведите размер пеней, доначислений налога и штрафа.
Следующий пункт – доводы компании. При составлении списка доводов в свою пользу, используйте информацию полезных Интернет-ресурсов, где можно найти выводы по самым спорным налоговым ситуациям.
В заключительной части жалобы следует описать требования компании: отмена незаконного акта налоговиков частично или полностью.
К жалобе приложите первичные и прочие документы, которые станут дополнительным подтверждением доводов компании. Если жалоба подписана не руководителем, а другим сотрудником, необходимо предоставить доверенность.
Жалобу с соответствующими приложениями необходимо подавать в свою инспекцию, а сотрудники налоговой службы передадут их в течение 3-х рабочих дней в УФНС (пункт 1 статьи 139 НК РФ).
Сайты, которые помогут правильно оформить жалобу в УФНС
1.Одним из самых лучших сервисов является «Решения по жалобам». Он расположен на сайте nаlоg.ru → раздел «Электронные услуги».
Сотрудники налоговой службы размещают на этом сайте наиболее важные решения ФНС РФ относительно жалоб.
Здесь же можно найти сервис «Узнать о жалобе», благодаря которому вы, не выходя из собственного дома, сможете узнать о ходе рассмотрения своего обращения.
2. Разъяснения ФНС РФ, обязательные для всех инспекторов.Сайт nalog.ru → раздел «Электронные услуги».
3. Ознакомится с информационными письмами, постановлениями, решениями ВАС РФвы сможете на сайте аrbitr.ru. Эти документы обязательно должны учитываться налоговиками.
Решение УФНС, вынесенное по вашей жалобе
Чиновники разбирают любые жалобы без участия компании. Ее представителей приглашают в управление в виде исключения. Если компания, например, решила оспорить решение, вынесенное в результате проверки, итоговое решение должно быть принято чиновниками УФНС России на протяжении месяца (при необходимости можно продлить еще на месяц).
Остальные жалобы чиновники рассматривают оперативнее – на протяжении 15 рабочих дней (его можно также продлить). В результате сотрудники УФНС отменят вынесенное решение инспекторов частично или полностью. Также они могут и не согласиться с доводами компании.
В этом случае на протяжении трех месяцев после принятия решения по жалобе, можно повторно обжаловать его в ФНС России. Другой вариант – вы можете сразу обратиться в суд в течение 3-х месяцев после получения невыгодного решения УФНС (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).
Стоит отметить, что специалисты управления ФНС не имеют права требовать от компании выплату каких-либо дополнительных сумм (исключение – суммы, изначально прописанные в решении).
Однако сотрудники УФНС России могут внести небольшие правки, исправить опечатки и технические ошибки инспекторов (подробную информацию об этом можно найти в статье «В Главбух Клубе разобрались с тем, как отменить решение инспекции, не доводя до суда» // «Главбух».– № 19, 2013).
При обнаружении ошибки ИФНС, работники управления могут настоять на проведении повторной проверки. Тогда они доначислят компании пени, штрафы и налоги уже согласно результатам новой ревизии (пункт 10 статьи 89 НК РФ). Если сумма доначислений несущественная, то вряд ли налоговики будут проводить дополнительную проверку.
Может сложиться и иная ситуация – сотрудники управления ФНС не смогут рассмотреть жалобу в установленный законодательством срок. Однако это не станет помехой для обращения компании в суд (пункт 3 статьи 138 НК РФ).
Итак, главное, что необходимо запомнить:
1. Любые требования, решения, действия или бездействие сотрудников налоговых служб сначала необходимо обжаловать в УФНС, а затем – в судебном порядке.
2. В жалобе указывайте все доводы в пользу вашей компании и прилагайте подтверждающие документы.
Источник: https://www.usn-rf.ru/nalogi-i-pravo/novye-pravila-s-pomoshhyu-kotoryx-vy-smozhete-dokazat-chto-nalogovyj-inspektor-ne-prav/
Решения по жалобам фнс
Актуально на: 19 июня 2017 г.
Если решение, принятое налоговым органом, нарушает, по мнению организации или ИП, их права, такое решение может быть обжаловано (ст. 137 НК РФ).
Оглавление:
О порядке обжалования решения налогового органа и сроке для обжалования расскажем в нашей консультации.
Куда обжаловать решения налогового органа
Подать жалобу на решение налоговой инспекции можно в вышестоящий налоговый орган (УФНС) или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
При этом последовательность обращения должна быть именно такая: вначале нужно обратиться в вышестоящую налоговую инспекцию и лишь затем можно пойти в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Судиться с ИФНС сразу, минуя УФНС, можно будет только в том случае, если вышестоящий налоговый орган вовремя не примет решение по жалобе. Ведь в таком случае будет считаться, что досудебный порядок обжалования соблюден.
Напомним, что решение на жалобу по результатам налоговой проверки должно быть принято УФНС не позднее 1 месяца (2 месяцев при продлении срока) со дня получения жалобы, а по иным жалобам – в течение 15 рабочих дней (30 рабочих дней при продлении срока) (п. 6 ст. 140 НК РФ).
В УФНС жалоба подается через ИФНС, чье решение обжалуется. ИФНС, получившая на себя жалобу, обязана в течение 3 рабочих дней направить ее и все необходимые материалы в УФНС (п. 1 ст. 139 НК РФ).
Срок обжалования решения налогового органа
С точки зрения сроков подачи жалоб выделяются апелляционная жалоба и собственно жалоба.
Апелляционная жалоба подается в случае, если налоговой инспекцией принято решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки в соответствии со ст.
101 НК РФ, но такое решение пока не вступило в силу. Напомним, что вступает в силу такое решение по истечении 1 месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого принято это решение (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Соответственно, до окончания этого срока лицо может подать апелляционную жалобу (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Обжалование уже вступивших в силу решений налоговой инспекции именуется жалобой. Срок подачи обычной жалобы в налоговую инспекцию – не позднее 1 года со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). В случае, если срок обжалования был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен УФНС по просьбе лица, подающего жалобу.
Обращаем внимание, что сразу можно обращаться в суд при несогласии с решением УФНС по жалобе, а также с решением самой ФНС.
Источник: https://glavkniga.ru/situations/k504253
NalogLit.ru
Издательство экономико-правовой литературы
Издательство экономико-правовой литературы
Журнал «Налоговая политика и практика»
Авторитетная информация о налогах
Разъяснения и комментарии по бухучету
Вебинары по актуальным вопросам
Найдите ответ на свой вопрос
Журнал «Налоговая политика и практика»
Доставка почтой — за наш счет
Журнал «Налоговаяполитика и практика»
«Решения по жалобам» — важный интернет-сервис ФНС
Число жалоб налогоплательщиков на акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц заметно снижается. Существенную роль в этом играет интернет-сервис «Решения по жалобам», который содержит правовую позицию ФНС России по многим важным вопросам налогообложения.
Налогоплательщики могут учитывать эту информацию в своей деятельности при налоговом планировании и оценке предпринимательских рисков.
Основываясь на опыте рассмотрения жалоб других налогоплательщиков, пользователи сервиса могут оценить свои налоговые риски и скорректировать налоговые обязательства еще до подачи налоговой декларации, что поможет избежать споров с налоговыми органами в дальнейшем.
Благодаря своей уникальности и информативности, сервис «Решения по жалобам» пользуется популярностью у налогоплательщиков, а число обращений к нему с каждым месяцем увеличивается в среднем на 15-20%.
Помимо решений по жалобам, касающихся налоговых споров, сервис предоставляет решения в области государственной регистрации налогоплательщиков, которые позволяют участникам гражданского оборота получить дополнительную информацию о способах защиты своих прав и перспективах выбора досудебного порядка для урегулирования споров в сфере государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Интерактивный сервис «Решения по жалобам» прост в использовании, не требует регистрации и доступен всем посетителям официального сайта ФНС России.
Поиск в нем организован за определенный период времени по таким реквизитам, как налоговый орган, вынесший решение, категория налогоплательщика, вид и тема спора, вид налога, статья Налогового кодекса Российской Федерации.
Источник: https://naloglit.ru/resheniya-po-zhalobam-vazhnyj-internet-servis-fns/
Обновлен сервис ФНС России «Решение по жалобам»
Новые функции сервиса предоставляют информацию о рассмотрении налоговым органом обращений или жалоб в новом, более удобном, формате
Новые функции сервиса предоставляют информацию о рассмотрении налоговым органом обращений или жалоб в новом, более удобном, формате. Об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте.
В таком случае, когда дело доходит до обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий либо бездействия их должностных лиц в досудебном и судебном порядке, налогоплательщик может ссылаться на конкретные решения определенных налоговых органов.
Еще одно новшество, которое появилось на ресурсе ведомства, — это возможность отправки сообщений в ФНС России о несовпадении позиции, содержащейся в ненормативных актах налоговых органов с позицией, изложенной в решениях по жалобам, размещенных на официальном сайте. Речь идет о решении по проверке, решении по жалобе, требовании об уплате налога и других решений. Это нововведение будет использоваться для улучшения качества налогового администрирования, что способно привести к сокращению количества налоговых споров.
Напомним, специальный сервис ФНС России «Решения по жалобам», позволяет, используя доступ к интернету, узнать о решении налоговой службы относительно обращения налогоплательщиков касательно того или иного вопроса. Поиск информации на сервисе можно осуществлять по категории налогоплательщиков, ст. НК РФ, конкретному налогу или теме налогового спора.
Другие новости раздела
Чтобы телевизор или радио смогли принимать сигнал высокого качества, необходимо иметь современное оборудование.
Подписанный президентом России закон запрещает использование технологий доступа к заблокированным в России сайтам (анонимайзеров)
Эксперты в области компьютерной безопасности предупреждают пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг о выявлении случаев поступления на электронную почту писем с сообщением о наличии у получателя штрафа ГИБДД.
Согласно опросу аналитической компании Mediascope, россияне пятую часть времени, которое они находятся в интернете, проводят на сервисах Mail.ru Group, хотя по капитализации эта группа компаний существенно отстает от «Яндекса»
Выход из этой ситуации, как отмечает Phone Arena, перейти на другое устройство и продолжить пользоваться Skype после указанной даты
Источник: https://informatio.ru/news/it/internet/obnovlen_servis_fns_rossii_reshenie_po_zhalobam/
Досудебное обжалование решений и действий налоговиков
14 октября 2016
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
Досудебное обжалование решений и действий налоговиков
14 октября3
Обжалование в судебном порядке актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц возможно только после прохождения административной процедуры обжалования. Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса, разъяснил важные моменты и последние изменения в порядке досудебного разбирательства с налоговиками, которые надо учитывать компаниям.
Сергей Викторович, какие существуют формы обжалования решения налогового органа и действий (бездействия) его должностных лиц?
Согласно налоговому законодательству обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба (то есть не апелляционная) и апелляционная жалоба (ст. 138 НК РФ).
Различия между этими формами определяются предметом обжалования и последствиями подачи.
Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Причем эти решения (о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) на момент подачи жалобы не должны вступить в силу.
Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.
Что общего в процедурах подачи обычной и апелляционной жалобы?
Обе следует адресовать в вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение (ст. 139, 139.1 НК РФ).
Последний обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение. Заключение должно содержать обоснованную позицию по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся документы (их копии прилагаются), методологические письма ФНС России, Минфина России, судебную практику.
Какие сроки установлены для подачи жалоб?
Прежде чем ответить на данный вопрос, напомню, что по общему правилу решения налогового органа вступают в силу со дня их принятия. Исключением являются решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, при условии их обжалования в апелляционном порядке.
Таким образом, апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ), то есть в течение одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Обычная жалоба, в том числе на вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке) (п. 2 ст. 139 НК РФ).
А если срок обжалования пропущен?
Восстановить пропущенный срок подачи апелляционной жалобы невозможно. Если пропущен срок подачи обычной жалобы, то она может быть подана позднее с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Впрочем, налоговый орган вправе отказать в его восстановлении (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Какие особенности следует учитывать при подаче жалобы?
Подать жалобу может как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель. При подаче жалобы представителем к ней следует приложить доверенность, иначе документ оставят без рассмотрения.
С 2 июня 2016 года вступили в силу дополнения в Налоговый кодекс, согласно которым жалобы можно направлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) (физические лица могут делать это через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России (www.nalog.ru)) (ст. 139.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)). Ранее жалобой признавалось исключительно письменное обращение в налоговый орган.
Однако воспользоваться новым способом отправки можно только после издания и вступления в силу приказа ФНС России об утверждении формата и порядка представления жалобы в электронной форме.
Независимо от того, в какой форме жалоба подана, в качестве способа получения решения допустимо указать электронную форму. В этом случае ответ как по обычной, так и по апелляционной жалобе будет дан по ТКС, что помимо прочих преимуществ позволит при несогласии с вынесенным решением сократить объем ручного ввода информации при подготовке заявления в суд.
Что обязательно должно быть отражено в содержании жалобы?
В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав.
Также следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.).
Завершают жалобу просьбой к вышестоящему налоговому органу (в Налоговом кодексе эта просьба называется требованием (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ)): отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п.
Нужно ли приводить в жалобе доводы отдельно по каждому пункту решения налогового органа?
В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).
Налогоплательщик может не согласиться с частью вынесенного в отношении него решения и прямо указать на это в жалобе. Однако это будет означать, что в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме.
То есть при включении в апелляционную жалобу просьбы отменить решение инспекции полностью апелляционный порядок считается соблюденным, и суд должен проверить законность и обоснованность решения в полном объеме, даже если приведены возражения только по части налоговых претензий. Такой вывод в 2011 году сделал Президиум ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16240/10).
Обязательно ли подтверждать основания жалобы первичными документами?
Не обязательно. Лицо, подающее жалобу, вправе приложить документы, подтверждающие свои доводы (п. 5 ст. 139.2 НК РФ). Однако если жалоба будет отозвана, а затем представлена с теми же самыми основаниями, пусть и с другими подтверждающими документами, то налоговый орган оставит ее без рассмотрения (п. 4 ст. 139.3 НК РФ).
Законодательство также не содержит запрета на возможность представить документы дополнительно, то есть уже после подачи жалобы. В данном случае рекомендую одновременно сообщать причины, по которым документы не были представлены ранее налоговому органу, решение которого обжалуется.
Такими причинами могут являться: позднее получение документов от контрагента, перевод документа, составленного на иностранном языке, на русский язык и т.п.
Представленные позднее документы обязательно должны быть рассмотрены налоговым органом, если, конечно, они получены им до вынесения решения.
Источник: https://eburg-okna.ru/reshenija-po-zhalobam-fns/
На сайте ФНС запущен новый сервис «Решения по жалобам» — Компания «Центр развития и поддержки бизнеса»
На сайте ФНС запущен новый сервис «Решения по жалобам»
Сервис предоставляет всем плательщикам возможность просмотра в свободном доступе решений в режиме on-line, вынесенных вышестоящими налоговыми органами по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб).
Интернет-сервис «Решения по жалобам» содержит наиболее значимые решения ФНС России и УФНС по российским субъектам по жалобам налогоплательщиков, которые рассмотрены в порядке, установленном НК РФ. При этом решения по жалобам, размещаемые на сервисе, не содержат информации, доступ к которой ограничен отечественным законодательством.
ФНС предоставляет пользователям сервиса возможность поиска решений по жалобам за определенный период времени по интересующим их реквизитам, таким как: категория налогоплательщика, тема налогового спора, статья Налогового кодекса и др.
В решениях вышестоящих налоговых органов содержится правовая позиция по многим важным вопросам, которая может быть учтена плательщиками в своей деятельности при налоговом планировании и оценке предпринимательских рисков.
(Официальный интернет-сайт ФНС РФ)
Узнать о ходе рассмотрения обращений в налоговые органы можно через интернет
Гражданам, направившим в налоговые органы обращения, предложения, заявления или жалобы, может пригодиться онлайн-сервис «Узнать о жалобе». При этом не имеет значения в письменном или электронном виде была направлена информация, о ходе рассмотрения которой хочет узнать гражданин.
С помощью данного электронного сервиса можно проверить, поступило ли обращение в налоговый орган, на какой стадии рассмотрения оно находится и когда будет рассмотрено.
Если процесс рассмотрения жалобы уже завершен, то сервис отобразит результат и выдаст реквизиты ответа, включая его номер и дату.
Если письмо содержит вопрос, выходящий за рамки компетенции налоговой службы, при помощи данной услуги налогоплательщик сможет выяснить, в какое ведомство оно было перенаправлено.
(Интернет-сайт УФНС РФ по г. Москве)
В 2014 году стоимость патентов в Московской области увеличится
В Закон Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 года.
Согласно новой редакции закона все значения потенциально возможного годового дохода, исходя из которых рассчитывается стоимость патента, увеличены на коэффициент-дефлятор, утвержденный Минэкономразвития на 2014 год в размере 1,053.
Установлены дополнительные виды деятельности в отношении ряда бытовых услуг населению, осуществляя которые, предприниматели смогут приобрести патенты. Всего в следующем году в Подмосковье патент можно будет получить по 58 видам деятельности.
В УФНС России по Московской области в связи с этим издан Приказ от 25.11.
2013 №02-04-17/422@, уточняющий классификатор кодов по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории Московской области предусмотрено применение патентной системы.
(Интернет-сайт УФНС РФ по Московской области)
Источник: https://www.crpb.ru/na-sajte-fns-zapushhen-novyj-servis-resheniya-po-zhalobam/
К вопросу о применении интерактивного сервиса «решения по жалобам» | «гарант-сервис» г. владимир
Правовая позиция по налоговым вопросам, содержащаяся в решениях на сервисе ФНС России, может быть учтена компанией при налоговом планировании и оценке предпринимательских рисков.
Однако может ли использование налогоплательщиком данных решений служить обстоятельством, исключающим его вину в совершении налогового правонарушения?
В Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013—2018 годы*(1) были закреплены основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации. Одно из таких направлений было определено как создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе по результатам оперативного анализа судебной практики.
На официальном сайте ФНС России был введен в эксплуатацию интерактивный сервис «Решения по жалобам»*(2), на котором публикуются решения, вынесенные вышестоящими налоговыми органами по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб). Основной целью создания и запуска подобного сервиса является необходимость выработки единой правоприменительной практики, на которую бы ориентировались налогоплательщики при налоговом планировании.
Принятие Концепции и издание соответствующих ей приказов, направленных на развитие и совершенствование досудебного разрешения налоговых споров, приводит к кодификации и систематизации подходов, применяемых налоговыми органами при принятии тех или иных решений по материалам проверки. Это позволяет налогоплательщикам более эффективно заниматься налоговым планированием.
Однако на практике возникают спорные вопросы, касающиеся обязательности учета мнения налоговых органов, опубликованного в сервисе «Решения по жалобам», при принятии решения по конкретному спору с налогоплательщиком.
Иерархия управления
Для того чтобы установить обязательность или необязательность для налоговых органов решений, принятых ранее, необходимо установить структуру налоговых органов и их иерархию управления.
Правовое положение налоговых органов и их структура закреплены в таких документах, как:
— Налоговый кодекс *(3); — закон «О налоговых органах Российской Федерации»*(4); — Положение о Федеральной налоговой службе*(5); — Положение о территориальных органах Федеральной налоговой службы*(6);
— Регламент Федеральной налоговой службы*(7).
Из системного анализа указанных документов (в т.ч. и п. 4 раздела I Положения о Федеральной налоговой службе) следует, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Вследствие этого можно прийти к выводу, что налоговые органы — это централизованная система с вертикальным подчинением, где вышестоящие органы контролируют деятельность нижестоящих.
Такая вертикальная подчиненность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых нижестоящими налоговыми органами решений, устранить допущенные нарушения, восстановить нарушенные права налогоплательщика.
Иными словами, из анализа указанных норм законодательства следует, что решения, принимаемые одним налоговым органом (территориальной инспекцией или управлением), считаются принятыми всей налоговой службой в целом. Такой подход позволяет утверждать, что налоговые органы должны принимать единообразные решения по аналогичным вопросам при рассмотрении пояснений и жалоб налогоплательщиков.
Однако, несмотря на то что налоговые органы составляют единую централизованную систему, отдельно взятым налоговым органом принимаются самостоятельные решения.
Таким образом, у налоговых органов отсутствует обязанность учитывать решения, принятые ранее другими управлениями (инспекциями) налоговой службы по иным жалобам налогоплательщиков. Более того, у налоговых органов отсутствует обязанность учитывать и свои же ранее принятые решения, что не лишает их возможности принять решение, совершенно противоположное ранее принятому своему же решению.
Подобное положение дел осложняет использование в налоговом планировании сервиса «Решения по жалобам», так как опубликованные решения не носят обязательный характер, вследствие чего ссылка на ранее принятые решения в подаваемой жалобе может и не иметь значения для налогового органа, рассматривающего жалобу.
Учет в налоговом планировании решений, опубликованных в сервисе «Решения по жалобам», не позволяет в полной мере избежать привлечения к налоговой ответственности, так как данные решения и изложенные в них позиции и доводы налоговых органов не являются обязательными для применения налогоплательщиками.
Экскурс в хронологию развития вопроса
Ранее в судебной практике встречался подход, согласно которому письменное разъяснение, изложенное руководителем налогового органа (его заместителем) в решении о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, относилось к разъяснениям по вопросам применения налогового законодательства, выполнение которых освобождало налогоплательщика от обязанности по уплате пени и штрафных санкций*(8).
При этом суды основывались на постановлении Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» 2001 года*(9) и исходили из следующего.
Поскольку решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем) в решении о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, как разъяснение компетентного должностного лица.
Однако данный подход противоречил разъяснениям, изложенным в другом документе ВАС РФ*(10).
Согласно этим разъяснениям ни акт выездной налоговой проверки, проведенной инспекцией, ни решение, принятое по нему, не могут являться разъяснением по вопросу применения законодательства о налогах и сборах.
Данный подход был поддержан и в дальнейшем, вследствие чего был сформирован единый подход к разрешению данного вопроса*(11).
В настоящее время Постановление N 5 утратило силу в связи с изданием нового постановления Высшего Арбитражного Суда РФ с аналогичным названием «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ»*(12). В тексте данного документа подход, изложенный в пункте 35 Постановления N 5, не нашел своего отражения.
Таким образом, согласно судебной практике и разъяснениям ВАС РФ, ни акт выездной налоговой проверки, проведенной инспекцией, ни решение, принятое по нему, не могут являться разъяснением по вопросу применения законодательства о налогах и сборах.
Какие документы освобождают от уплаты пени и штрафа
Согласно действующему законодательству и сложившейся судебной практике в качестве разъяснений финансовых и налоговых органов по вопросам применения налогового законодательства, выполнение которых освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате пени и штрафных санкций, понимаются в том числе: — письма Минфина России и ФНС России, в которых изложена позиция о порядке исчисления налогов; — письменные разъяснения Минфина России и ФНС России по конкретному вопросу налогоплательщика;
— методические рекомендации по применению положений Налогового кодекса, принимаемые ФНС России.
Однако вполне вероятно, что в скором времени в судебной практике мы встретим подход, согласно которому налогоплательщик, использовавший при исчислении и уплате налогов позицию налогового органа, изложенную в решении, опубликованном в сервисе «Решения по жалобам», будет освобождаться как минимум от уплаты пени и штрафных санкций.
Если все же налогоплательщик посчитал возможным руководствоваться в налоговом планировании решением, опубликованным в указанном сервисе, но все-таки был в дальнейшем привлечен к налоговой ответственности на основании решения, доводы которого противоречат доводам решения, которым он следовал, то как ему поступать в таком случае? Можно в качестве основания для освобождения от ответственности использовать положения подпункта 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса.
Согласно данной норме к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения. Судебная практика к таким случаям относит, например, наличие противоречивой судебной практики по спорному вопросу*(13).
Таким образом, налоговый орган или суд могут посчитать использование налогоплательщиком решений, опубликованных в сервисе «Решения по жалобам», обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса.
До формирования подобной судебной практики рекомендуется при налоговом планировании руководствоваться разъяснениями спорных вопросов, нашедшими свое отражение в судебных актах. А по спорным вопросам, по которым не был сформирован единообразный подход в судебной практике, — получить письменные разъяснения Минфина России и ФНС России*(14) и действовать в соответствии с данными разъяснениями.
Источник: https://garant-vlad.ru/articles/as020315/
Досудебное урегулирование налоговых споров
^К началу страницы
Сервис «Узнать о жалобе» предоставляет возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений).
^К началу страницы
Сервис «Решения по жалобам» создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения жалоб (обращений) налогоплательщиков.
^К началу страницы
-
В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:
- В акте налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ),
- В акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ)
-
В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ).При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.
Способы подачи возражений
- В канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа
- По почте
Варианты подачи возражений
- Лично
- Через представителя
- это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п.1 ст. 27 НК РФ)
- это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п.2 ст.27 НК РФ).
- это представители действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Представители ( Глава 4 ст. 27, 29 НК РФ )Законных представителей
Уполномоченных представителей
Образец возражения по акту налоговой проверки
(doc 370 кб)Подача возражений на акты налоговых проверок
^К началу страницы
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п.2 ст.138 НК РФ). Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Виды жалоб на решения по проверкам
- Апелляционная жалоба
- Жалоба
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Каждый вправе обжаловать решения налогового органа по налоговым проверкам, если по его мнению они нарушают его права (ст.137 НК РФ). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган чьё решение обжалуется. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст.139 НК РФ).Решения Федеральной налоговой службы обжалуются в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).
^К началу страницы
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Примеры иных ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов которые могут быть обжалованы:
- отказ в возврате налога;
- решение о приостановлении операций по счетам;
- требование об уплате налога, пени или штрафа;
- решение о взыскании налога;
- отказ в предоставлении налогового вычета;
- и иные.
Жалоба — это обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (п.1 ст.138 НК РФ).
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чьи документы, действия/бездействия обжалуются. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа, вынесшего оспариваемый документ, совершившего оспариваемое действие или допустившего неправомерное бездействие, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган.При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).Образец жалобы на действия
(doc 30 кб)
- отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов;
- простота оформления жалобы;
- жалоба рассматривается в короткие сроки;
- сжатые сроки исполнения решения по жалобе.
Источник: https://nn46.ru/apply_fts/pretrial/
Сервис ФНС «Решения по жалобам» помогает налогоплательщикам оценить свои налоговые риски — Налоги для ИП
Автор: iambusinessman · 23.07.2015
Более 170 тысяч обращений к интернет-сервису «Решения по жалобам» зарегистрировано за время его работы. При этом за последний год число обращений выросло более чем в три раза.
Интерактивный сервис «Решения по жалобам» на сайте ФНС России позволяет каждому пользователю ознакомиться с правовой позицией налоговых органов по многим важным вопросам налогообложения.
Сервис прост в использовании. Он не требует регистрации и доступен всем посетителям официального сайта налоговой службы.
Он позволяет каждому пользователю интернет-сайта ФНС России ознакомиться с правовой позицией налоговых органов по многим важным вопросам налогообложения.
Учитывая опыт рассмотрения других жалоб, пользователи могут оценить налоговые риски и скорректировать свои налоговые обязательства еще до подачи налоговой декларации, что позволяет избежать споров с налоговыми органами в дальнейшем.
Изучение правовой позиции вышестоящих налоговых органов также поможет оценить перспективность обращения с жалобой. Информация, содержащаяся на сервисе, обновляется ежемесячно, пополняется новыми решениями. Поиск организован за определенный период времени по следующим реквизитам: налоговый орган, вынесший решение; категория налогоплательщика; вид и тема спора; вид налога; статья Налогового кодекса Российской Федерации.
Это нужно для того, чтобы, учитывая опыт рассмотрения других жалоб, налоговые риски и скорректировать свои налоговые обязательства еще до подачи налоговой декларации, что позволяет избежать споров с налоговыми органами в дальнейшем. Изучение правовой позиции вышестоящих налоговых органов также поможет оценить перспективность обращения с жалобой.
Также, на официальном сайте ФНС России размещен ещё один сервис — «Узнать о жалобе». При помощи этого сервиса осуществляется быстрое и бесконтактное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговой. В том числе в процессе досудебного урегулирования.
С помощью этого сервиса любой налогоплательщик может получить информацию о ходе рассмотрения жалобы, поданной им в Федеральную налоговую службу или управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, как в письменном, так и в электронном виде. В частности, сервис «Узнать о жалобе» предоставляет информацию о дате поступления обращения в налоговый орган, его статусе, сроках рассмотрения, а также позволяет узнать результаты рассмотрения обращения, включая реквизиты ответа.
Источник: https://iambusinessman.ru/servis-fns-resheniya-po-zhalobam-pomoga/