Не возвращают налоговый вычет: что делать
Последние изменения: февраль, 2018 года
Бывает так, что гражданин, направив в Налоговую инспекцию документы на вычет, получает отказ в соответствующей компенсации. С чем он может быть связан? Каким образом человеку действовать, чтобы все же получить вычет?
Налоговая не возвращает вычет: причины
Невыплата специалистами Налоговой инспекции (ФНС) положенного гражданину вычета может быть связана:
- С неправомерными действиями ФНС.
Например:
- некорректной оценкой документов, представленных гражданином при оформлении вычета;
- ошибками специалистов ФНС, отвечающих за непосредственно перечисление вычета на банковский счет заявителя;
- иными действиями специалистов ведомства, которые приводят к неправомерному непредоставлению вычета.
- С правомерными действиями ФНС.
Например:
- отказом в вычете вследствие непредоставления налогоплательщиком полного комплекта документов, предоставления документов с ошибками, неточностями;
- отказом в вычете по факту выявления обстоятельств, указывающих на отсутствие у гражданина права на вычет.
- С факторами, не имеющими прямого отношения к работе ФНС:
Например:
- сбоем в работе банковских систем, которые используются для перечисления вычетов гражданам;
- указанием налогоплательщиком ошибочных реквизитов банковского счета для получения вычета.
Гражданину, не получившему вычет, важно, прежде всего, выяснить по какой конкретно причине он оказался без положенной по закону налоговой компенсации.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!
или по телефону:
- Москва и область: +7-499-938-54-25
- Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
- Федеральный: +7-800-350-84-02
Вычет не предоставлен: выясняем причину
Самый эффективный способ узнать причину непредоставления вычета — обратиться в ФНС за разъяснениями. Как правило, для этого нужно лично явиться в территориальное представительство ведомства, иногда — достаточно позвонить туда по телефону. Обычно налоговики в таких вопросах идут навстречу гражданам и достаточно подробно объясняют, как действовать, если вычет не был перечислен.
Если необходимые разъяснения от ФНС не предоставлены либо их содержание не устраивает гражданина (или же данные разъяснения не способствовали разрешению проблемы), то нужно в рамках установленных правовых механизмов реагировать на возникшую ситуацию.
Вычет не предоставлен без веских аргументов: что делать?
В данной ситуации нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Направить в ФНС заявление (в свободной форме) с просьбой еще раз рассмотреть ситуацию, сложившуюся с вычетом, конкретизировать причину его непредоставления. ФНС будет обязана ответить — таковы требования законодательства. Если в ответе инспекции будут отражены ее правомерные действия, то необходимо будет еще раз переподготовить комплект документов на вычет с учетом выявленных ошибок налогоплательщика в его подготовке.
- Если в ответе ФНС будут отражены факты, свидетельствующие о явно неправомерных действиях налоговиков, то необходимо обратиться в вышестоящую инстанцию — Управление ФНС по региону. Запрос в соответствующее ведомство осуществляется в форме жалобы. В ней нужно отразить результаты предыдущего общения с ФНС и запросить правомерное реагирование на действия местных инспекторов.
- Если ответ Управления ФНС по региону не устроит налогоплательщика — в этом случае уже нужно обращаться в суд. Данная процедура осуществляется в соответствии с нормами административно-процессуального законодательства. Вполне возможно последующее рассмотрение спора на уровне апелляционных, кассационных инстанций — все зависит от результатов слушаний.
Источник: https://law03.ru/finance/article/nalogovaya-ne-vyplachivaet-vychet
Как подать в суд на налоговую инспекцию
Skip to content
Если налоговый орган принял неверное решение или допустил ошибку в своей работе, что сразу же сказалось на вас как на налогоплательщике, то не стоит бояться обращения с жалобой в суд или иную контролирующую организацию.
Обычно необходимость подачи судебного иска на налоговую возникает в случае, когда решение вышестоящего налогового органа полностью или частично не удовлетворило налогоплательщика. И в этой ситуации крайне важно знать о сроках рассмотрения иска, основных этапах этой процедуры и ее правильном документальном сопровождении.
Основания для подачи жалобы на налоговую службу
Перечислим самые основные виды нарушений закона со стороны ИФНС:
- неправильное начисление налогов;
- отказ в возврате переплат по налоговым начислениям;
- налоговая проверка организаций или ИП была сделана с нарушениями;
- отказ в предоставлении налогового вычета лицам, которые имеют на него право;
- незаконное начисление штрафов и пени;
- отказ в предоставлении налоговых льгот;
- несвоевременное выполнение законных обязанностей.
Как подать жалобу на действия налогового органа?
Если речь идет о камеральной, выездной или внеплановой проверке, то на составленном акте необходимо сделать запись о том, что документ непременно будет обжалован. Вначале жалоба подается в тот орган, который проводил проверку. В случае, когда письменный ответ на жалобу не устроил налогоплательщика, предстоит обращение в вышестоящий налоговый орган.
Оспорить действия налоговой службы, если письменное общение с ней не принесло нужного результата, можно не только в суде, но и в прокуратуре.
Обращаться с жалобой в прокуратуру стоит только в том случае, если в действиях ИФНС или ее отдельных сотрудников намечены признаки уголовного преступления.
В иных случаях стоит обращаться в районный суд по месту нахождения ИФНС, с которой предстоит судиться.
В какие суды подавать иск на ИФНС?
- В районные суды – при нарушении прав физического лица;
- В арбитражные суды – при нарушении прав организаций и ИП.
Составление искового заявления
Перед тем, как судиться с налоговой службой, предстоит составить исковое заявление, содержание которого установлено пунктом 1 статьи 199 Административного процессуального кодекса РФ. Форма иска стандартная:
- «Шапка» документа. В правом верхнем углу указывается информация о налоговом органе, в который подается иск, личные данные истца (ФИО, адрес постоянной регистрации), сведения об ответчике (наименование налогового органа, его юридический адрес), личные данные представителя (если именно он подает иск), цена иска, сведения о величине государственной пошлины;
- Основная часть с подробным описанием обстоятельств дела и ссылками на нормативные акты, которые были нарушены налоговой службой;
- Заключительная часть. В ней перечисляются все исковые требования, дается их законное обоснование;
- Список приложений к иску. Заканчивается список личной подписью заявителя (или его представителя) и датой подачи иска.
В соответствии с законом в основной части иска к ИФНС должна быть следующая информация:
- наименование налогового органа, чьи решения оспариваются;
- полные сведения об оспариваемом акте, решении (название, номер, дата принятия) или совершенном действии;
- перечисление прав и законных интересов, которые были нарушены;
- указание на конкретные статьи нормативных актов, которые подтверждают нарушение прав заявителя со стороны налоговой службы;
- требования признать решение налогового органа или действия должностного лица незаконными.
Какими документами дополнить судебный иск?
Какие это документы?
- Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу иска;
- Любые документы, которые подтверждают законность требований истца;
- Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП;
- Доверенность, заверенная у нотариуса (при подаче заявления через представителя);
- Копии предыдущих судебных решений;
- Документы, подтверждающие попытки досудебного урегулирования конфликта (жалоба в налоговую инспекцию);
- Выписка из ЕГРП или ЕГРИП для юридических лиц и предпринимателей.
Отвечая на вопрос, можно ли подать иск на ИФНС, стоит принять во внимание, были ли изначально попытки разрешить ситуацию в самой ИФНС.
Зачастую решить конфликт можно уже при обращении с жалобой в местный отдел налоговой службы или ее региональное отделение.
Судебные разбирательства, связанные с нарушениями в области налогового законодательства, могут идти несколько месяцев. Тогда как ответ на жалобу налогоплательщиков в ИФНС обязаны предоставить всего в течение 30 дней.
Образец заявления
(2
Источник: https://SudovNet.ru/nalogi/kak-podat-v-sud-na-nalogovuyu-inspektsiyu/
Как вернуть (зачесть) переплату по налогам, пеням, штрафам
Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.
Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).
Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в возврате ЕНВД (единого налога при упрощенке)? Отказ мотивирован тем, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на спецрежимы.
Нет, не может.
Единые налоги, которые платят организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются федеральными (п. 7 ст. 12 НК РФ). Поэтому возвращать возникающую по ним переплату налоговая инспекция должна на общих основаниях.
Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.
Решение о возврате
Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.
Срок возврата
Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция задержать возврат переплаты по налогу более чем на один месяц?
Да, может. Но лишь на период камеральной проверки декларации, по которой возникла переплата.
Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, инспекторы сначала проведут камеральную проверку декларации, по которой возникла переплата. А максимальный срок камеральной проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Поэтому если организация подала заявление о возврате переплаты одновременно с декларацией, по которой возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока налоговая инспекция платить не обязана.
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.
Проценты за несвоевременный возврат
Организация вправе получить сумму переплаты с начисленными на нее процентами, если инспекторы вернули деньги позже срока. В таком случае инспекторы принимают решение о возврате переплаты с процентами и отправляют поручение на возврат в территориальное управление Казначейства России (п. 8 ст. 78 НК РФ).
То есть переплату с процентами за задержку выплатит территориальное управление Казначейства России (п. 11 ст. 78 НК РФ). А налоговые инспекторы лишь контролируют правильность расчета процентов, и если есть ошибка, то в течение трех дней они поручают территориальному управлению Казначейства России доплатить недостающую сумму (п. 12 ст. 78 НК РФ).
Сумму процентов можете проверить по формуле:
Проценты за задержку возврата переплаты по налогу (сбору, пеням, штрафу) |
= |
Сумма переплаты |
× |
Количество календарных дней просрочки, включая день возврата средств на счет организации |
× |
Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки |
: |
Количество календарных дней в году |
Такой порядок расчета процентов установлен пунктами 10 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ и разъяснен в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, от 24 декабря 2013 г. № 11675/13.
Чтобы получить проценты, организация не обязана дополнительно обращаться в инспекцию. На основании заявления о возврате налога инспекция должна самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку. Это подтверждает ВАС РФ в определении от 27 июля 2010 г. № ВАС-9664/10.
Пример возврата излишне взысканной суммы налога с процентами
1 апреля налоговая инспекция принудительно взыскала с организации недоимку по транспортному налогу в сумме 100 000 руб.
Инспекция поручила одновременно двум банкам, в которых у организации открыты расчетные счета, перечислить сумму недоимки в бюджет.
Поскольку на обоих счетах было достаточно средств для погашения недоимки, оба банка перечислили в бюджет указанную в поручении сумму 100 000 руб.
После того как банковские выписки были обработаны, бухгалтер организации обнаружил, что взыскание недоимки произошло дважды. Чтобы вернуть переплату, 15 апреля организация подала в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне взысканной суммы.
Излишне взысканный налог поступил на расчетный счет организации 22 апреля. Одновременно с этим налоговая инспекция начислила организации проценты. Сумма процентов за 21 календарный день (с учетом 22 апреля) составила:
100 000 руб. × 21 дн. × 11% : 366 дн. = 631 руб.
Ситуация: как рассчитываются проценты при возврате переплаты по налогу? Организация перечислила налог добровольно по решению инспекции, но затем оспорила решение в суде.
Решение зависит от того, по какой причине возникла переплата.
Если организация сама излишне перечислила налоги, то проценты полагаются за каждый день просрочки по истечении одного месяца с момента, когда инспекция получила заявление от организации о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ). Например, когда переплата возникла из-за неправильного расчета налога в декларации, такую сумму следует рассматривать как излишне уплаченную.
Если инспекция взыскала излишнюю сумму налогов, то проценты начисляют за весь период, начиная со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканной суммы (п. 5 ст. 79 НК РФ).
То есть когда инспекция по ошибке доначисляет налог, его сумма считается излишне взысканной. При этом к взысканию приравниваются и такие случаи, когда организация платит налог самостоятельно, но основанием для уплаты является не налоговая декларация, а решение инспекции.
Например, когда организация перечислила сумму налога (пеней, штрафа) по решению инспекции, а затем оспорила это решение в суде. Если суд признает решение неправомерным, то инспекция должна будет вернуть уплаченные суммы как излишне взысканные.
То есть вместе с процентами за весь период, пока деньги находились в бюджете.
В рассматриваемой ситуации инспекция должна начислить проценты по второму варианту. То есть за период со дня уплаты излишне начисленной суммы по день возврата этой суммы из бюджета.
Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 24 декабря 2013 г. № 11675/13, от 24 апреля 2012 г. № 16551/11 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2015 г. № Ф10-2276/2015, от 19 ноября 2014 г.
№ А35-5236/2013, ФАС Уральского округа от 13 апреля 2012 г. № Ф09-2747/12, Московского округа от 25 апреля 2013 г. № А40-101307/12-20-529, от 16 февраля 2012 г. № А40-54626/11-99-247, Северо-Кавказского округа от 22 июня 2011 г. № А32-27735/2010, Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г.
№ А05-992/2008).
Ситуация: сколько календарных дней в году берется для расчета процентов за задержку возврата переплаты по налогам (сборам, пеням, штрафам)?
Проценты определяют из расчета 365 или 366 дней в году.
Дело в том, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов представляют собой не что иное, как компенсационную выплату за просрочку платежа. По сути это аналог пеней, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств (п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 НК РФ).
В законодательстве могут использовать разную продолжительность календарного года. Например, по Гражданскому кодексу РФ проценты за пользование чужими денежными средствами определяют из расчета 360 дней в году.
В налоговом законодательстве нет особых правил, которые устанавливают продолжительность календарного года при расчете процентов.
А значит, нужно исходить из реальной продолжительности календарного года (365 или 366 дней).
При этом проценты должны быть начислены за фактическое количество дней, на которое был задержан возврат, включая день, когда средства поступили на банковский счет плательщика.
Приведенный порядок следует применять и при задержке возврата излишне взысканных налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ), и при просрочке возврата НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13 и письмом Минфина России от 29 октября 2014 г. № 03-02-08/54846.
Раньше контролирующие ведомства настаивали на том, что рассчитывать проценты за несвоевременный возврат нужно исходя из расчета 360 дней в году (Методические рекомендации, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683, письма Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-7 и ФНС России от 8 февраля 2013 г.
№ НД-4-8/1968). Но после выхода постановления Президиума ВАС РФ Минфин России скорректировал свою позицию. Изменения внесут и в Методические рекомендации налоговой службы. Инспекции должны руководствоваться выводами ВАС РФ (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г.
№ 03-01-13/01/47571), поэтому прежний алгоритм расчета (исходя из 360 дней) более не актуален.
Пример возврата переплаты по налогу на счет организации
Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.
На момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено вернуть на счет организации. Бухгалтер составил заявление на возврат переплаты.
Налоговая инспекция вернула переплату в мае текущего года. Поскольку задержка была обусловлена камеральной проверкой уточненной декларации, проценты на сумму переплаты не начислялись.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказаться платить проценты, если она не вернула переплату вовремя из-за недостатка средств в бюджете?
Нет, не может.
Раз организация подала заявление на возврат, то в течение месяца после этого инспекция обязана его исполнить (п. 6 ст. 78 НК РФ). А если она вернет переплату позже срока, то организация вправе получить проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ). Каких-либо дополнительных условий для начисления такой компенсации в законодательстве нет.
Поэтому факт того, что в бюджете не было средств для выплаты процентов, – не может быть причиной для отказа.
Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 1 августа 2007 г. № 03-02-07/2-136.
Ситуация: может ли налоговая инспекция зачесть проценты, которые должна перечислить организации за поздний возврат переплаты, в счет будущих платежей по налогам (сборам)?
Нет, не может.
В законодательстве лишь предусмотрено, что инспекция должна выплатить проценты, если возвращает переплату позже срока (п. 10 ст. 78 НК РФ). То есть позже одного месяца со дня, когда она получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
О возможности зачитывать проценты в счет уплаты налогов или сборов в законодательстве не говорится (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 03-02-07/1-132). Поэтому налоговая инспекция должна возвратить всю сумму процентов на расчетный (лицевой) счет организации (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Излишне взысканные налоги
Если с организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Правда, если у организации есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки. А оставшуюся сумму вернет организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Для возврата сумм нужно подать в инспекцию заявление.
Заявление можно направить:
Срок подачи заявления – в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция погасить задолженность по пеням, используя для этого излишне взысканные суммы налога? Организация не давала согласие на такой зачет, а срок принудительного взыскания пеней истек.
Нет, не может.
Организация может вернуть излишне взысканную сумму налога. Но если у нее есть недоимка по пеням, то прежде налоговая инспекция может зачесть переплату (полностью или частично) в счет погашения этой недоимки. При этом инспекторы будут руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений пункта 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
В данной ситуации зачет без согласия организации означает принудительное взыскание недоимки по пеням. Однако инспекция вправе взыскать пени только в определенные сроки и не позднее. А именно в течение двух месяцев с момента истечения срока для уплаты пеней по требованию инспекции.
Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может обратиться в арбитражный суд. Для подачи иска в суд тоже есть временные ограничения – не позднее шести месяцев после истечения срока для уплаты недоимки.
Шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд (если инспекция не пропустила срок по уважительным причинам) является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. Это следует из положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.
По истечении пресекательного срока инспекция больше не вправе взыскать пени принудительно.
Если срок принудительного взыскания пеней истек, налоговая инспекция не вправе погашать недоимку по пеням ни за счет денежных средств (имущества) организации, ни за счет излишне взысканных (уплаченных) налогов.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-511 и пункте 3 определения Конституционного суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г.
№ 5274/06, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12563/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. № Ф04-3949/2008(7400-А81-26), Московского округа от 26 мая 2009 г. № КА-А40/4480-09, Волго-Вятского округа от 26 мая 2008 г. № А29-6029/2007, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г.
№ А78-6810/07-Ф02-2068/2008).
Аналогично налогам организация может вернуть или зачесть суммы страховых взносов (пеней, штрафов). Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) переплату по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.
Источник: https://NalogObzor.info/publ/obshhie_voprosi_nalogooblozhenija/kak_vernut_zachest_pereplatu_po_nalogam_penjam_shtrafam/34-1-0-2367