Ответственность за непредоставление сведений о персонифицированном учете
29.08.2007
При привлечении к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета органы Пенсионного Фонда РФ считают, что сумма штрафа должна рассчитываться исходя из всей суммы страховых взносов, независимо от того, в полном или не в полном объеме непредставлены сведения. Оценку такой позиции дали в Постановлении ФАС Уральского округа от 3 марта 2004 года № Ф09-722/04-АК
Выводы:
Таким образом, Суд отмечает, что органы Пенсионного Фонда РФ не вправе при расчете размера санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета учитывать суммы страховых взносов по тем сотрудникам, по которым поданы сведения.
Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты, которые позволяют говорить о незаконности привлечения к ответственности в данном случае.
Пунктом 3 статьи 27 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее Закон № 167-ФЗ) содержит норму о том, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Законом № 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей. При этом пункт 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ устанавливает обязанность Страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Таким образом, в настоящее время установлены две санкции за одно правонарушение (непредоставление сведений в ПФ РФ).
Конституционным судом РФ сформулирована правовая позиция, касающаяся принципов применения штрафных санкций: «…санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ (статья 1; статья 6, часть 2; статья 17, часть 1; статьи 18, 19 и 50, часть 1) требованиям справедливости и соразмерности, в том числе недопустимости привлечения лица к ответственности повторно за одно и то же правонарушение» (пункт 3.2. Определения КС РФ № 130-О от 05.07.2001 г.). Также очевидно, что двойное привлечение к ответственности не соответствует также пункту 3 статьи 55 Конституции РФ.
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-69687-otvetstvennost_za_nepredostavlenie_svedeniy_o_personifitsirovannom_uchete
Налоговая ответственность за непредставление документов
Статья 126 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
(по состоянию на 01 марта 2018 года)
-
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями
влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.
1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета
влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
-
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.
Комментарий к статье 126 НК
Статья 126 НК устанавливает ответственность налогоплательщика за непредставление налоговому органу документов и сведений о налогоплательщике (плательщике сбора).
Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК.
Для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом в соответствии со статьей 93 НК, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие, что:
- такие документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативных правовых актов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 № А33-9732/07-Ф02-5626/08);
Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalogovaya-otvetstvennost-za-nepredostavlenie-dokumentov.html
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности по страховым взносам
Ссылка:
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности по страховым взносам.pdf
Светлана Межакова
Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.
Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности.
Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.
Однако любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, предусмотренных в частности в пп.4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от наличия предпринимательской деятельности. А за неисполнение обязанностей наступает, как мы знаем, та или иная ответственность.
В 2010 году налоговое законодательство в очередной раз подверглось значительным изменениям. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды.
Данное изменение, соответственно, повлияло на состав и сроки сдачи отчетности. Изменились и сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР.
Со 2 сентября 2010 года также вступили в силу изменения в НК РФ в части ответственности за непредставление налоговых деклараций.
Все вышесказанное было принято во внимание при написании данной статьи, в которой собраны воедино все виды ответственности, которые могут быть применены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательно установленных сроков сдачи бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды.
В данной статье не рассмотрены случаи, когда отчетность была представлена в срок, но содержала какие-либо ошибки или искажения.
Бухгалтерская отчетность
Сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы
В соответствии с НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23) и Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны представлять в налоговые органы Бухгалтерскую отчетность:
· ежеквартально — в течение 30 дней по окончании квартала;
· по окончании года — в течение 90 дней по окончании года.
Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчетность.
Сроки представления бухгалтерской отчетности в органы статистики
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на УСН, обязаны представлять в органы статистики годовую Бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года.
Состав бухгалтерской отчетности
· бухгалтерский баланс (ежеквартально);
· отчет о прибылях и убытках (ежеквартально);
· приложения к ним, предусмотренные отдельными нормативными актами (ежегодно);
· аудиторское заключение, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (ежегодно);
· пояснительная записка (ежегодно).
Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы
Со 2 сентября 2010 г. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности влечет взыскание с организации штрафа в размере 200 руб.за каждый непредставленный документ (ранее – 50 руб.).
Также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации (директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Налоговые органы не вправе приостановить операции по банковским счетам, если организация не сдала бухгалтерскую отчетность. Статья 76 НК РФ разрешает приостановить операции по банковским счетам только в случаях, когда организация:
· не сдала налоговые декларации по истечении двух недель после отчетного срока;
· не заплатила вовремя налоги.
Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в органы статистики
За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:
· длядолжностных лиц организации(директор, главный бухгалтер) — штраф от 300 руб. до 500 руб.;
· для юридического лица – штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.(ст. 19.7 КоАП РФ).
Налоговая отчетность
Ответственность за непредставление деклараций в соответствии с НК РФ
В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой срок представления налоговых деклараций в налоговые органы.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Ответственность за непредставление налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 НК РФ, а именно: взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Данная статья претерпела изменения, до 2 сентября 2010 года в ней были предусмотрены:
· штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если задержка не превышает 180 дней (п.1 ст. 119 НК РФ);
· штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ).
Одновременное привлечение к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 НК РФ является неправомерным.
Штрафные санкции не могут быть предъявлены налогоплательщику за непредставление деклараций по тем налогам, по которым он не является плательщиком.
Ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с НК РФ
Со 2 сентября введена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь в соответствии со ст. 119.1 НК РФ нарушение данного порядка влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Административная ответственность за непредставление декларации
В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Уголовная ответственность за непредставление деклараций и иных документов, предусмотренных НК РФ
В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается:
· штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
· либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;
· либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере:
· наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
· либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 000 рублей.
Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 рублей.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Ответственность за непредставление сведений 2-НДФЛ в налоговые органы
Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах граждан и о суммах удержанного НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Сведения представляются за календарный год по форме 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица), которая заполняется отдельно на каждого работник.
В случае если справки представлены не по всем сотрудникам, или не представлены в налоговый орган вовсе, то на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Если же виновником признают самого налогового агента (организацию, индивидуального предпринимателя), а не конкретное должностное лицо, то, начиная со 2 сентября 2010 года, с организации взимается штраф в размере 200 руб.
(ранее – 50 руб.) за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Обращаем внимание, что в данном случае по ст. 119 НК РФ штраф назначить не могут, так как справка по форме 2-НДФЛ не является налоговой декларацией.
Единая (упрощенная) налоговая декларация
Отдельное внимание хотелось бы уделить единой (упрощенной) налоговой декларации. С 2007 года НК РФ обязывает в некоторых случаях сдавать вместо отдельных деклараций по конкретным налогам Единую (упрощенную) декларацию.
Эта обязанность налагается на налогоплательщика только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:
·если налогоплательщик в течение отчетного периода не осуществлял операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);
·если в течение отчетного периода налогоплательщик не имел по этим налогам объектов налогообложения.
Как показывает практика:
· налогоплательщиков, у которых вышеуказанные условия одновременно выполняются, единицы;
· очень легко ошибочно сдать единую (упрощенную) декларацию, а позже при тщательном анализе хозяйственных операций выяснится, что необходимо было сдавать отдельные декларации по каждому налогу, т.к. законодательство не учитывает всех нюансов, связанных с этой декларацией, из-за чего на практике возникает много спорных ситуаций.
В связи с этим, наше мнение такого, что в целях минимизации рисков получения претензий со стороны налоговых органов, лучше сдавать отдельные декларации по конкретным налогам. Тем более, что за непредставление единой (упрощенной) декларации грозит штраф в размере 200 руб.
(до 2 сентября 2010 года — 50 рублей), при этом его вряд ли применят, если сданы отдельные декларации по каждому налогу.
А вот за несданную декларацию по конкретному налогу последствия могут быть более ощутимы, начиная от штрафа в размере 1000 рублей (до 2 сентября 2010 года — 100 рублей) за каждую несданную декларацию по каждому налогу, заканчивая блокировкой банковского счета по требованию налоговых органов.
Отчетность по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФОМС
С 01 января 2010 г. вместо Единого социального налога работодатели обязаны перечислять страховые взносы с заработной платы своих работников в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Ответственность за непредставление отчетности по вышеуказанным страховым взносам установленастатьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»:
· непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, если задержка не превышает 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (п.1 ст. 46);
· в случае задержки представления расчета на больший срок взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (п.2 ст. 46).
За нарушение срока представления нулевого расчета, т.е. если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 рублей (Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р) .
Источник: https://cons-systems.ru/otvetstvennost-za-nepredstavlenie-ili-nesvoevremennoe-predstavle
Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями
С.В. Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса
В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом.
— Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?
С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:
- за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);
- за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);
- за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;
- за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).
Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.
Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.
В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.
— Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?
Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.
Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.
Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.
На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).
Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.
— Что относится к недостоверным сведениям?
Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).
Примерами таких сведений являются:
- арифметические ошибки;
- искажение суммовых показателей;
- ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).
Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.
— Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?
Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.
Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.
— Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?
Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.
Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.
При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.
— Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?
Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.
Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.
Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.
При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.
— При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?
Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).
Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.
— Когда должны быть совершены такие действия?
Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.
Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.
Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.
— Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?
ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).
На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.
Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.
Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.
Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).
— Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?
Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.
Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.
Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).
В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.
Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.
При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России».
Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).
Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.
— А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?
Источник: https://112buh.com/novosti/2017/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-za-predstavlenie-otchetnosti-po-ndfl-s-propuskom-sroka-ili-nedostovernymi-svedeniiami/
Привлечение к ответственности за непредставление сведений в регистрирующий орган
«Привлечение к ответственности
за непредставление сведений в регистрирующий орган»
Данная статья посвящена вопросу привлечения к административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Пунктом 3 ст. 14.
25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление либо несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.
Статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены случаи представления сведений. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения в случае, если изменились следующие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ:
— наименование;
— организационно-правовая форма;
— адрес;
— сведения об учредителях (участниках);
— сведения о правопреемстве;
— сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
— размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
— данные о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;
— сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
— сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Законом о государственной регистрации установлено, что, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI Закона.
Индивидуальный предприниматель также обязан сообщить в регистрирующий орган по месту жительства в течение трех дней в случае, если изменились следующие сведения:
а) фамилия, имя и отчество;
б) пол;
в) дата и место рождения;
г) гражданство;
д) место жительства в Российской Федерации;
е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
ж) вид и данные документа, установленного в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
з) вид и данные документа, предусмотренного в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 ст. 14.
25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.
Необходимо отграничивать представление недостоверных сведений от представления заведомо ложных сведений, за которое предусмотрена иная ответственность (в соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ представление заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет).
Представление недостоверных сведений в регистрирующий орган характеризуется отсутствием умысла лица в представлении недостоверных сведений, что обусловливает меньшее административное наказание по сравнению с санкцией за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Чаще всего под представлением недостоверных сведений регистрирующему органу понимается отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в учредительных документах. Указание несуществующего адреса трактуется регистрирующим органом как представление заведомо ложных сведений.
В случае предъявления претензий регистрирующим органом в связи с отсутствием по месту нахождения, указанному в учредительных документах, можно руководствоваться выработанным судебной практикой подходом.
Источник: https://bpks.ru/articles/article.2012
Арбитражный суд Республики Бурятия
Одним из гарантов реализации принципа законности является единообразное применение действующего законодательства. Арбитражная практика носит динамичный характер и, наряду с изменениями в отрасли права, также претерпевает изменения, что в свою очередь влечет возникновение различных позиций на одни и те же правовые ситуации.
Одним из таких противоречивых моментов, сложившихся в арбитражной практике является ответственность за нарушение срока представления индивидуальных сведений о страховых взносах и страховом стаже индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Привлечение к ответственности предусмотрено статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г.
Согласно указанной нормы, в случае непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Субъектом данного правонарушения являются страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, нарушившие срок предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представившие неполные и (или) недостоверные сведения.
Определения понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» даны в статье 1 Закона от 01.04.
1996 N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Казалось бы норма прописана достаточно четко и противоречий не возникало бы, если бы ни один нюанс — срок, установленный действующим законодательством для предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием на работу работников по трудовым или гражданско-правовым договорам, срок предоставления сведений прописан в пункте 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 г.
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Но указанный срок не может распространятся на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Срок предоставления сведений индивидуальными предпринимателями, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, прописан в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства № 318 от 15.03.1997 г. Застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 1 марта.
Именно данным положением Инструкции руководствуются представители пенсионных фондов, при привлечении к ответственности за непредставление сведений индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Следует отметить, что позиция пенсионного фонда разделяется в большинстве Федеральных арбитражных судов, за исключением Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа.
По мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, заявления Пенсионного фонда о привлечении к ответственности за непредставление сведений индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.96г.
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Указанный срок не может быть распространен на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Этот срок действительно прописан в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства № 318 от 15.03.1997 г. Позиция Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа основана на том, что Инструкция является подзаконным нормативным актов, и как следствие, не может изменять или дополнять действующее законодательство.
Такая точка зрения округа находит свое подтверждение и в действующем законодательстве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.
, законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. При чем, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 23 Федерального конституционного закона РФ № 2-ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 г.
, правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
При этом, согласно статьи 4 Налогового кодекса РФ, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
То есть, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года N 318, является подзаконным нормативным актом и не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом.
Таким образом, позиция Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа, имеет под собой нормативно-правовой базис, основана на действующем законодательстве и, что немаловажно, выступает в защиту интересов налогоплательщика.
Источник/автор: Вторушина Ю.С.
Источник: https://buryatia.arbitr.ru/node/1351
Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году
Какие штрафы установлены за несвоевременную сдачу в ПФР отчета СЗВ-М в 2017 году? Появились ли новые штрафы с нового года за несвоевременное представление ежемесячного отчета? Кто будет привлекать в ответственности за несдачу СЗВ-М: Пенсионный фонд или налоговики? На какие КБК платить штрафы за несовременную сдачу СЗВ-М? На эти и другие вопрос вы найдете ответы в данной статье.
Несвоевременное представление отчета: штрафы 2017 года
Сдавать отчет по форме СЗВ-М организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны в территориальные подразделения ПФР. Такая обязанность закреплена в 2017 году в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.
1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В этом же законе предусмотрена и ответственность в виде штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М.
В статье 17 закона сказано, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет штраф размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Если вы хотите знать, в каком размере вам выставят штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году, то вам необходимо умножить 500 рублей на количество физлиц, о которых вы должны отчитаться – работников и тех, с кем у вашей организации заключены гражданско-правовые договоры.
Пример расчета штрафа.
Предположим, что организация опоздала со сдачей отчета СЗВ-М за январь 2017 года. Его нужно было подать не позднее 15 февраля. Однако, фактически, отчет был сдан в ПФР только 22 февраля. Всего в отчете числится 105 человек. Поэтому штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году составит 52 500 рублей (500 × 105).
Далее в таблице приведем размеры штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году. Для примера приведем штрафы от 1 до 25 физических лиц в отчете (включительно).
Сколько физлиц в СЗВ-М | Размер штрафа |
1 | 500 руб. |
2 | 1000 руб. |
3 | 1500 руб. |
4 | 2000 руб. |
5 | 2500 руб. |
6 | 3000 руб. |
7 | 3500 руб. |
8 | 4000 руб. |
9 | 4500 руб. |
10 | 5000 руб. |
11 | 5500 руб. |
12 | 6000 руб. |
13 | 6500 руб. |
14 | 7000 руб. |
15 | 7500 руб. |
16 | 8000 руб. |
17 | 8500 руб. |
18 | 9000 руб. |
19 | 9500 руб. |
20 | 10 000 руб. |
21 | 11 000 руб. |
22 | 11 500 руб. |
23 | 12 000 руб. |
24 | 12 500 руб. |
25 | 13 000 руб. |
Снижение штрафа
В 2017 году, как и прежде, законодательство не предусматривает, что на штраф за несвоевременное представление отчета СЗВ-М может быть снижен в связи со смягчающими обстоятельствами. Какой-либо механизм снижения штрафа, в принципе, не предусмотрен.
Однако стоит заметить, что отсутствие подобных норм в законодательстве еще не означает, что штраф за несовременную сдачу СЗВ-М никак не получится снизить.
Организация или ИП может обратиться в суд по месту нахождения подразделения ПФР, выставившего штраф, с иском о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности и попросить снизить санкции (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.
2016 № 2-П). В числе смягчающих обстоятельств можно указать совершение такого нарушения впервые, незначительный период просрочки и т.д.
Заметим, что на практике бывали случаи, когда судьи снижали штраф за СЗВ-М в 100 раз — с 19 000 руб. до 190 руб. (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 сентября 2016 г. по делу № А60-33366/2016).
Другая организация просила суд снизить штраф вдвое — с 43 000 до 21 500 руб. Суд его на столько и уменьшил (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 9 сентября 2016 г. по делу № А47-6249/2016).
Новый штраф с 2017 года: за несоблюдение порядка
С 2017 года в законодательстве о персонифицированном учете появится новый штраф, связанный с СЗВ-М. Заметим, что он не связан с несовременным представлением ежемесячной отчетности. Новый штраф касается способа сдачи СЗВ-М.
Заметим, что в 2017 года отчитаться по форме СЗВ-М «на бумаге» можно, только если в отчет включены сведения менее чем на 25 человек.
Если же отчет вы включаете 25 и более застрахованных лиц, то нужно представить отчет в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 3 п.2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.
1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Если в 2017 году организация или ИП не будет исполнять обозначенное требование по способу сдачи СЗВ-М, то проверяющие из ПФР будет вправе наложить новый штраф – 1000 рублей. Таким штрафов с 2017 года дополнена статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Как ПФР будет взыскивать штрафы в 2017 году
Порядок взыскания штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М и за несоблюдение порядка представления отчета, описан в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Процедура взыскания штрафов состоит из нескольких этапов. Так, частности, будет составлен акт.
Потом вам выставят требование об уплате штрафа за несвоевременное представление СЗВ-М. Его нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней с даты получения. Либо для уплаты штрафа может быть установлен более длительный срок непосредственно в самом требовании.
Уплатить штраф за несовременно сданный СЗВ-М в 2017 году нужно будет на КБК 392 1 16 20010 06 6000 140. Он не изменился.
Стоит заметить, что в 2016 году органы ПФР, действительно, были вправе списывать штрафы за СЗВ-М в досудебном порядке и списывать штрафы непосредственно со счетов плательщиков. Такая возможность была предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Однако с 2017 года такой возможности у ПФР нет.
Источник: https://buhguru.com/strahovie-vznosy/shtrafy-szvm.html