Справки 2-НДФЛ подразделения сдают в инспекцию по месту его учета
Все справки о доходах работников (форма 2-НДФЛ) сданы в ИФНС по месту нахождения головной организации *. Туда поступили и сведения по персоналу подразделения, учтенного в другой инспекции.
Можно ли признать компанию отчитавшейся о доходах сотрудников? Работодатель ответил утвердительно, но с ним не согласились чиновники.
Они решили: справки о доходах работников подразделения надо сдавать именно в инспекцию по месту учета самого подразделения (письма ФНС России от 30.05.12 № ЕД-4-3/8816@, Минфина России от 06.02.13 № 03-04-06/8–35).
Если этого не сделано, то сведения на данных физлиц считаются непредоставленными (даже при их отправке в ИФНС по месту учета головной организации). И компанию нужно привлечь к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. То есть оштрафовать на 200 руб. за каждый несданный документ.
Проверяющих поддержал и АС Дальневосточного округа. Он подчеркнул: компания не вправе выбирать инспекцию, в которую будут отправлены сведения.
Отчитываясь, налоговый агент обязан учитывать место работы сотрудника или место заключение гражданско-правового договора. Если это подразделение, то справку о доходах представляют именно в ИФНС по месту учета подразделения (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Аналогично поступают и с расчетом, заполняемым по форме 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 28.12.15 № БС-4-11/23129@)**.
Исключение введено лишь для компаний — крупнейших налогоплательщиков. Они вправе выбирать: отчитываться ли по местонахождению подразделения или высылать все сведения и расчет в ИФНС, где организация учтена в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 230 НК РФ, письмо Минфина России от 08.04.16 № 03-04-06/20059).
Порядок представления отчетности не влияет на уплату НДФЛ. Его надо перечислять в бюджет по местонахождению каждого подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Это требование актуально и для тех, кто сдает справки о доходах только в инспекцию по месту учета крупнейшего налогоплательщика (письмо ФНС России от 01.02.
16 № БС-4-11/1395@).
Сколько НДФЛ удержат с незаконно обналиченных денег
Аргументы для снижения штрафа за 2-НДФЛ
Допустим, компания, не относимая к крупнейшим налогоплательщикам, сдала все сведения только по месту учета головной организации. Тут сложно избежать санкций, но можно их уменьшить. Ведь штраф должен быть сокращен не менее чем в два раза, если имеется хотя бы одно смягчающее обстоятельство (п. 3 ст. 114 НК РФ). Их перечень не ограничен.
К ним, на наш взгляд, можно отнести представление отчетности в ненадлежащую инспекцию. Само оформление сведений доказывает: организация не уклонялась от подачи справок о доходах. Она приняла меры по оповещению ИФНС, и это смягчает вину.
Также рекомендуем опираться на другие обстоятельства, благодаря которым арбитраж уменьшал штраф за задержку либо непредставление справок о доходах физлиц (см. таблицу).
Если непредставление сведений установлено во время выездной проверки, то можно ссылаться на ограничения, введенные для ревизоров.
В 2016 году инспекция выполнила выездную проверку за 2015 год. И установила: все справки о доходах сданы по месту регистрации головной организации. Она не отчитывалась по местонахождению своего подразделения.
Не исключено, что чиновники оштрафуют по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Только это оспоримо. Ведь компания стала нарушителем, когда истек срок подачи документов — в апреле 2016 года. А 2016 год не входит в период, охваченный налоговой проверкой. В подобной ситуации суд отменяет штраф за непредставление справок (постановление ФАС Уральского округа от 15.12.11 № Ф09-8296/11).
Санкции незаконны и в том случае, если со дня нарушения прошло более трех лет (п. 1 ст. 113 НК РФ). Это актуально для тех, кто не сдал сведения о доходах сотрудников за 2012 год или более ранние периоды. Их следовало подать не позднее 1 апреля 2013 года. По ним трехлетний срок привлечения к ответственности истек в апреле 2016 года.
Доводы, уменьшающие штраф за задержку с подачей 2-НДФЛ
Предприятие относится к градообразующим, участвует в благотворительности и других социальных акциях. Все это позволяет снизить штраф | ФАС Дальневосточного округа от 21.09.09 № Ф03-4608/2009 |
Непредставление справок — нарушение, допущенное впервые и не связанное с отрицательными последствиями для бюджета (компанией перечислен весь удержанный НДФЛ). Это смягчающие обстоятельства, благодаря которым штраф сокращен в 30 раз | АС Московского округа от 13.07.15 № А40-123816/14 |
При представлении справок инспекция могла уведомить об ошибках, связанных с их подачей (в нашем случае — об отправке сведений в ненадлежащую ИФНС). Этого чиновниками не сделано, и компания считала отчетность сданной. Она добросовестно заблуждалась, что нужно признать смягчающим обстоятельством | ФАС Московского округа от 31.03.14 № А40-103842/13 |
Компания опоздала с подачей справок из-за множества представляемых сведений. Их значительное количество и отсутствие бюджетных потерь — смягчающие обстоятельства. Штраф уменьшен в 20 раз | ФАС Московского округа от 01.08.12 № А40-101990/11-107-434 |
Предприятие находится в тяжелом финансовом положении (доказательство — отчетность, показывающая падение выручки и рост долгов). Тем не менее компания перечислила часть санкций, относится к добросовестным налогоплательщикам. Все это смягчающие обстоятельства | ФАС Поволжского округа от 01.03.10 № А57-12027/06 |
К смягчающим обстоятельствам можно отнести несущественный срок опоздания с подачей справок | ФАС Поволжского округа от 04.08.09 № А55-17468/2008 |
Организация финансируется из бюджета, не ведет коммерческой деятельности, ей не выделяют средств на уплату штрафов. Это, как и стопроцентное перечисление НДФЛ, — смягчающие обстоятельства | ФАС Центрального округа от 21.11.11 № А35-12974/2010 |
Как объяснить непредставление документов в налоговый орган
Решения судов по похожим спорам
Ранее в Налоговом кодексе РФ напрямую не указывалась инспекция, в которую нужно подать сведения о доходах работников подразделения.
Поэтому суд признавал справки сданными и при отправке в ИФНС по местонахождению головной организации (постановления ФАС Московского от 21.07.08 № КА-А41/5065–08, Северо-Западного от 02.08.
07 № А56-12516/2006, Северо-Кавказского от 04.07.06 № Ф08-2791/2006–1181А округов).
Но подобные решения устарели. С 2016 года прямо указано: сведения по работникам подразделения представляют в инспекцию, где зарегистрировано подразделение (п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.11.15 № 327-ФЗ). И сейчас арбитраж скорее всего поддержит инспекцию, признав законность штрафа.
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3988-spravki-2-ndfl-podrazdeleniya-sdayut-v-inspektsiyu-po-mestu-ego-ucheta
Правомерно ли начисление пеней, если НДФЛ уплачен не по местонахождению обособленного подразделения, а по местонахождению головной организации?
ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 07.04.15 № БС-4-11/5717
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и по вопросу правомерности начисления пеней налогоплательщику – юридическому лицу, в случае если налог на доходы физических лиц был уплачен не по месту нахождения обособленного подразделения организации, а по месту нахождения головной организации, сообщает следующее.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения.
Вместе с тем в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации речь не идет о нарушении сроков уплаты налога.
Статья 75 Кодекса не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней.
Согласно судебной практике подобное нарушение не влечет за собой начисление пеней в соответствии со статьей 75 Кодекса. Так, в Постановлении
ФАС Северо-Западного округа от 31.03.
2011 по делу № А56-94715/2009 суд указал, что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 Кодекса. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. Начисление пеней в данном случае неправомерно.
В Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.
2008 по делу № А40-48736/07-114-270 суд указал следующее: перечисление налога, удержанного с работников обособленного подразделения по месту нахождения головной организации, не является основанием к начислению пеней, поскольку данный налог является федеральным и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты.
Источник: https://www.bgplaw.com/news/pravomerno-li-nachislenie-peney-esli-ndfl-uplachen-ne-po-mestonakhozhdeniyu-obosoblennogo-podrazdeleniya-a-po-mestonakhozhdeniyu-golovnoy-organizatsii
Реквизиты для перечисления НДФЛ в 2018 году
Чтобы правильно соблюсти платёжную дисциплину по подоходному налогу, необходимо знать точные реквизиты для перечисления НДФЛ в 2018 году. Эта консультация поможет не сделать ошибки при заполнении соответствующего платёжного поручения.
Чем руководствоваться
Чтобы провести оплату НДФЛ за работника, реквизиты где-то в одном месте (источнике) взять практически невозможно. Ведь у каждого работодателя-налогового агента свой статус и своя налоговая инспекция.
Кроме того, бухгалтеру необходимо постоянно отслеживать, не появились ли новые реквизиты по НДФЛ.
В любом случае, при проставлении реквизитов для оплаты НДФЛ необходимо в первую очередь строго соблюдать Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денег в уплату платежей в бюджет. Они утверждены приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Практически каждый год чиновники их обновляют.
Правильно заполнить платёжку на оплату НДФЛ также поможет специальный сервис сайта ФНС России (общая ссылка для всех регионов):
https://service.nalog.ru/payment/payment.html
Основные правила
Далее в таблице приведены ключевые реквизиты для уплаты НДФЛ.
№ поляплатёжки | Название поля | Что указывать |
101 | Статус плательщика | Поскольку организация платит НДФЛ как налоговый агент, всегда ставьте – 02 (если страховые взносы – 01).Если ИП платит подоходный налог за себя, то – 09 |
60 | ИНН плательщика | ИНН вашей (!) организации |
102 | КПП плательщика | При уплате НДФЛ по месту нахождения головного офиса – КПП организации, а по обособке – её КПП |
8 | Плательщик | При уплате НДФЛ со счета организации – фирменное наименование юрлица, если счета обособки – наименование этого подразделения |
61 | ИНН получателя | ИНН налоговой инспекции, в которую вы сдаете отчетность по НДФЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России по порядковому номеру вашей налоговой) |
103 | КПП получателя | КПП налоговой инспекции, в которую вы сдаете отчетность по НДФЛ (можно так же узнать на официальном сайте ФНС России по порядковому номеру вашей налоговой) |
16 | Получатель | УФК по ____________ (ваш регион) (ИФНС России № ___ по ____________ (ваше регион)) |
21 | Очередность платежа | Ставят – 5 |
22 | Код | При уплате:
|
104 | Код бюджетной классификации (КБК) | НДФЛ с доходов сотрудников – 182 1 01 02010 01 1000 110Пени по НДФЛ с доходов сотрудников – 182 1 01 02010 01 2100 110Штрафы по НДФЛ с доходов сотрудников – 182 1 01 02010 01 3000 110Налог, который платят ИП на общей системе налогообложения – 182 1 01 02020 01 1000 110Пени по НДФЛ, который платят ИП на ОСН – 182 1 01 02020 01 2100 110Штрафы по НДФЛ, который платят ИП на ОСН – 182 1 01 02020 01 3000 110Заметьте, что КБК с 14 по 17-й знак указывают по значению платежа. |
105 | ОКТМО(8 знаков!) | ОКТМО по месту нахождения организации, а обособки – ОКТМО по месту своего нахождения |
106 | Основание платежа | Текущий платеж по НДФЛ – ТПНедоимки самостоятельно – ЗДНедоимки по требованию ИФНС – ТРНедоимки на основании акта проверки до выставления ИФНС требования – АП |
107 | Налоговый период | Если в поле 106 указано:
|
108 | Номер документа | Если в поле 106 указано:-«ТП» или «ЗД» — «0»;-«ТР» – номер требования;– «АП» – номер решения по проверке |
109 | Дата документа | Если в поле 106 указано:
|
110 | Тип платежа | Сам налог или штраф – 0Пени – ПЕ |
24 | Назначение платежа | Текстовое пояснение к платежу НДФЛ. Например:«Налог на доходы физических лиц с зарплаты за апрель 2018 года». |
Также см. «Платежное поручение на уплату НДФЛ с зарплаты: образец на 2018 год».
Источник: https://buhguru.com/ndfl/perechislenie-ndfl-v-2018-godu-rekvizity-n.html
Перечисление НДФЛ, если есть обособленные подразделения: что важно для бухгалтера
Время прочтения:<\p>
Абзац 2 п. 7 ст.
226 НК РФ гласит, что российские организации – налоговые агенты (то есть организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил облагаемые НДФЛ доходы), имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения такого подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени организации (абз. 3 названного пункта).
В платежном поручении на перечисление налога в бюджет по каждому обособленному подразделению следует указывать КПП, присвоенный подразделению при постановке на налоговый учет по месту нахождения, а также соответствующий по месту нахождения подразделения код ОКТМО (см. Письмо ФНС России от 14.10.2016 № БС-4-11/18528@).
Причем в Письме от 24.10.2016 № 03‑04‑06/62497 Минфин подчеркнул: гл.
23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать подразделение, через которое производилось бы перечисление НДФЛ (и значит, возможность представления расчета сумм налога на доходы физических лиц).
Что делать, если у сотрудника два рабочих места
В случае установления работнику двух рабочих мест по месту нахождения головного офиса и по месту нахождения обособленного подразделения НДФЛ с доходов такого работника компания должна перечислить в соответствующие бюджеты как по месту нахождения головного офиса, так и по месту нахождения подразделения с учетом фактически отработанного работником времени. Это время определяется на основании табеля учета рабочего времени, исходя из данных справок о местонахождении работника за соответствующий расчетный период.
Такие рекомендации приведены в Письме Минфина России от 01.03.2017 № 03‑04‑06/11798.
Ответственность налогового агента
Что ж, справедливость указанных рекомендаций оспорить сложно. Упомянутые нормы сформулированы однозначно, что исключает их двоякое толкование.
И подобные разъяснения о порядке уплаты НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения, контролирующие органы дают с завидной регулярностью (отметим, в аналогичном порядке налоговые агенты обязаны представлять и налоговую отчетность по обозначенному налогу – справку по форме 2‑НДФЛ и расчет по форме 6‑НДФЛ). Назовем некоторые из них: письма Минфина России от 23.12.
2016 № 03‑04‑06/77778, от 17.10.2016 № 03‑05‑06‑02/60364, от 07.12.2015 № 03‑04‑06/71413, ФНС России от 09.11.2016 № БС-4-11/21223@, от 05.10.2016 № БС-4-11/18870@.
Между тем в вышеупомянутых налоговых нормах говорится об обязанности налогового агента перечислять налог по месту выплаты дохода налогоплательщикам, финансисты в своих разъяснениях также безапелляционно указывают на то, что должны сделать налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения. Вместе с тем установление какой‑либо обязанности (в рассматриваемой ситуации – это обязанность налогового агента распределять налог, удержанный при выплате дохода налогоплательщикам) должно сопровождаться установлением наказания (ответственности) за ее нарушение.
Однако применительно к обязанности налогового агента, определенной п. 7 ст. 226 НК РФ, никакой меры ответственности налоговым законодательством не было введено.
Что считают судьи
На это обстоятельство Президиум ВАС обратил внимание еще в Постановлении от 24.03.2009 № 14519/08 по делу № А33-356/2008.
Как следует из материалов данного дела, и налоговики, и нижестоящие суды сочли, что перечисление налоговым агентом (имеющим обособленные подразделения) сумм НДФЛ в иной местный бюджет, чем предусмотрено законодательством, свидетельствует о неисполнении им обязанности, установленной п. 7 ст. 226 НК РФ.
По их мнению, излишняя уплата налога в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета. И это является основанием для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ.
Напомним: состав налогового правонарушения согласно названной норме образуют такие деяния налогового агента, как неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок налога.
Высшие арбитры, признавая подобный подход налоговиков и судей к толкованию налоговых норм неверным, обратили внимание, что налоговым правонарушением в смысле ст.
106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим кодексом определена ответственность.
Но поскольку Налоговый кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ при выплате дохода работникам подразделений, оснований для привлечения такого агента к ответственности по ст. 123 НК РФ нет.
Подчеркнем: с момента опубликования Постановления Президиума ВАС РФ № 14519/08 налоговые правила, определяющие порядок перечисления НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения, не претерпели каких‑либо кардинальных изменений.
Не появилось также никаких дополнительных оговорок касательно бюджета, куда надлежит перечислить налог налоговому агенту, и в ст. 123 НК РФ.
А это значит, что организации, нарушившей только порядок перечисления НДФЛ с доходов, удержанных из доходов сотрудников обособленных подразделений, формально ничего не грозит. Даже если налоговики и накажут ее, то у нее есть неплохие шансы оспорить правомерность подобного наказания.
Кстати, наличие указанного законодательного «пробела» специалисты ФНС признали еще в Письме от 02.08.2013 № БС-4-11/14009, а Минфин рекомендовал учитывать сложившуюся судебную практику в Письме от 10.10.2014 № 03‑04‑06/51010.
Так, Президиум ВАС в Постановлении от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011 также подчеркнул, что неправильное отражение в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок.
Арбитры, рассматривая споры, возникшие в схожих ситуациях, зачастую говорят о том, что налоговики, обнаружив у налогового агента переплату по НДФЛ по головной организации и недоимку по обособленным подразделениям, сами должны провести зачет налога по итогам налогового периода (см., например, Постановление ФАС СЗО от 31.01.2014 № Ф07-10789/2013 по делу № А56-72308/2012).
В то же время с нашей стороны было бы несправедливо умолчать о наличии судебных решений, в которых арбитры указывают, что исправить ошибку в распределении НДФЛ между бюджетами, возникшую вследствие неправильного оформления платежных поручений на перечисление НДФЛ, удержанного при выплате дохода работникам обособленных подразделений, на налоговых агентов, может любая из заинтересованных сторон (в том числе налоговый агент) (см., например, Постановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015 по делу № А41-43272/14).
Источник: https://mag-m.com/biznes/perechislenie-ndfl,-esli-est-obosoblennyie-podrazdeleniya-chto-vazhno-dlya-buxgaltera.html
Порядок уплаты НДФЛ, в том числе обособленными подразделениями | Народный вопрос.РФ
0 [ ] [ ]
Порядок уплаты НДФЛ, в том числе обособленными подразделениями
Налоговые агенты при выплате дохода своим работникам обязаны исчислить, удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков и уплатить его в бюджет.
По общему правилу налог уплачивается налоговым агентом по месту своего нахождения. Однако организации, имеющие обособленные подразделения, платят НДФЛ в ином порядке.
О порядке уплаты НДС обособленными подразделениями и пойдет речь в нижеприведенном материале.
Прежде чем рассматривать сам порядок уплаты НДФЛ организациями, имеющими разветвленную структуру, необходимо напомнить, что в российском налоговом праве понимается под обособленным подразделением организации.
Согласно абзацу 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Как видим, для признания структурной единицы организации ее обособленным подразделением ключевое значение имеет создание рабочих мест. В силу статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место представляет собой место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Если же по месту нахождения структурной единицы организации стационарные рабочие места не создаются, то обособленного подразделения не возникает. Такие же разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2013 года № 03-02-07/1/18634, от 28 июля 2011 года № 03-02-07/1-265, от 3 ноября 2009 года № 03-02-07/1-493.
Отметим, что при наличии стационарных рабочих мест имеет значение, на какой срок они созданы.
НК РФ прямо указывает на то, что этот срок должен превышать один месяц, поэтому если продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 июля 2008 года № 03-02-07/1-271.
Обращаем Ваше внимание на то, что решение о признании территориально обособленной структуры компании обособленным подразделением относится к компетенции самой организации.
Тем не менее, при наличии сомнений организация всегда может обратиться в налоговый орган за помощью в решении данного вопроса. Такое право организации вытекает из взаимоувязки норм пункта 9 статьи 83 НК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
На это указывает и Минфин России в своем письме от 4 октября 2013 года № 03-02-07/1/42722.
Особенностям исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами посвящена статья 226 НК РФ.
Согласно указанной статье налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы:
– российские организации;
– обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации;
В письме Минфина России от 13 сентября 2012 года № 03-04-06/6-277 отмечено, что если иностранная организация выплачивает доходы физическому лицу не через обособленное подразделение в Российской Федерации, налоговым агентом она не является.
– индивидуальные предприниматели;
– нотариусы, занимающиеся частной практикой;
– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
По общему правилу, закрепленному пунктом 7 статьи 226 НК РФ, совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
В то же время такая категория налоговых агентов, как российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абзац 2 пункта 7 статьи 226 НК РФ, письма Минфина России от 23 декабря 2014 года № 03-04-06/66648, от 21 ноября 2013 года № 03-03-07/50224, от 7 августа 2012 года № 03-04-06/3-222, от 20 декабря 2011 года № 03-04-06/3-352).
Это правило касается исключительно российских организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения.
Иностранные организации, имеющие филиальную сеть в Российской Федерации, уплачивают НДФЛ в общем порядке – по месту нахождения своего представительства в Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в письме УФНС России по городу Москве от 23 января 2009 года № 18-15/004866@, а также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 года по делу № А56-2929/2007.
Причем, как разъясняют чиновники в письме Минфина России от 4 июля 2011 года № 03-04-06/3-159, при этом не имеет значения выделено ли обособленное подразделение российской фирмы на отдельный баланс или нет.
В то же время кто именно должен перечислять налог – само обособленное подразделение или головная компания НК РФ не поясняет. Контролирующие органы не дают однозначного ответа на данный вопрос.
По мнению финансистов, изложенному в письме от 29 марта 2010 года № 03-04-06/54, налог может уплачиваться самим обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс и имеющим свой расчетный счет.
В то же время столичные представители налогового ведомства считают, что НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения организации должна перечислять сама головная компания. Такое мнение изложено в письме УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/052927@.
Чтобы исключить появление налоговых рисков, рекомендуем налоговому агенту обратиться с соответствующим запросом в свою налоговую инспекцию.
Если налогоплательщик уплачивает НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, то сумму налога следует определять исходя из доходов физических лиц, которые работают в обособленном подразделении или получают от него доходы по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Это следует из абзаца 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ. Подтверждают данный факт и письма Минфина России от 1 июня 2011 года № 03-04-06/3-128, от 18 июня 2010 года № 03-04-06/3-124, ФНС России от 3 августа 2011 года № АС-4-3/12547, УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/052927@.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что головная организация обязана вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений.
При этом, если каждому обособленному подразделению организации, присвоен отдельный КПП, платежное поручение на перечисление НДФЛ должно быть оформлено на каждое такое обособленное подразделение, в том числе в случае, когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ осуществлена по месту нахождения одного из них. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 22 июня 2012 года № 03-04-06/3-174.
Обратите внимание!
Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то в соответствии с письмом ФНС России от 26 октября 2012 года № ЕД-4-3/18173@, НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом обособленном подразделении.
При этом, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 30 января 2015 года № 03-04-06/3505, не имеет значения, в каком из обособленных подразделений такой работник работает на дату выплаты дохода.
Заметим, что НДФЛ с доходов работников, направляемых организацией в другой субъект Российской Федерации с целью открытия обособленного подразделения, перечисляется по месту нахождения головной организации. Это правило действует до момента постановки созданного подразделения на учет в налоговых органах. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 8 августа 2012 года № 03-04-06/3-223.
Отметим, что обособленное подразделение может выплачивать доходы не только сотрудникам, работающим по трудовым договорам, но и внештатным работникам – физическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
В такой ситуации, согласно разъяснениям финансового ведомства, приведенным в письмах от 6 августа 2012 года № 03-04-06/3-216, от 6 августа 2012 года № 03-04-06/8-220, от 4 июля 2011 года № 03-04-06/3-159, перечислять НДФЛ нужно также по месту нахождения обособленного подразделения.
Однако УФНС России по городу Москве выражает иную позицию. Налоговые органы указывают, что налог с доходов, выплаченных обособленным подразделением физическому лицу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, нужно уплачивать по месту учета головной организации (письмо УФНС России по городу Москве от 26 февраля 2009 года № 20-15/3/017148).
Принимая во внимание неоднозначное мнение контролирующих органов, рекомендуем налогоплательщикам уточнить порядок перечисления НДФЛ в данном случае в своей территориальной налоговой инспекции.
Напоминаем, что сроки перечисления налога в бюджет налоговым агентом зависят от формы выплаты дохода налогоплательщикам – физическим лицам.
Так, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 НК РФ).
Если в нарушение порядка уплаты налога НДФЛ перечисляется не по месту учета обособленного подразделения, а по месту нахождения самой организации, то контролеры привлекут налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Согласно указанной норме неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Более того, налоговому агенту досчитают и сумму пени на образовавшуюся недоимку на основании статьи 75 НК РФ. Именно такой вывод следует из письма ФНС России от 29 декабря 2012 года № АС-4-2/22690 «О налоговых проверках».
На практике арбитры, как правило, придерживаются иной позиции. Они указывают, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента противоречит действующим нормам пункта 9 статьи 226 НК РФ, а пени взыскиваться не должны, поскольку согласно статье 75 НК РФ они начисляются на сумму неуплаченного налога.
В рассматриваемой же ситуации недоимки перед бюджетом не возникает.
Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 года по делу № А35-1973/2011, ФАС Северо-Западного округа от 1 декабря 2010 года по делу № А56-95584/2009, ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2011 года № Ф03-4920/2011 по делу № А51-2751/2011.
Более того, арбитры приводят еще один аргумент: налоговый орган, обнаружив у налогового агента недоимку и переплату по НДФЛ, возникшие в результате нарушения порядка перечисления налога, должен самостоятельно произвести зачет, руководствуясь нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ, а не начислять пени на сумму недоимки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2012 года по делу № А56-48850/2011, от 16 июля 2012 года по делу № А44-4027/2011).
Бывают случаи, когда налоговая инспекция в рассматриваемой ситуации предъявляет налоговому агенту еще и штраф по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению налога.
В таком случае большинство арбитров встают на сторону налогоплательщиков, учитывая, что задолженности перед бюджетом у организаций не возникло, хотя и нарушен порядок перечисления НДФЛ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 августа 2013 года по делу № А67– 4029/2012, Московского округа от 17 января 2011 года № КА-А40/17435-10 по делу № А40-4800/10-115-55).
В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2012 года по делу № А57-4502/2011 суд указал, что уплата НДФЛ, исчисленного с доходов работников обособленного подразделения, по месту нахождения головной организации означает непоступление суммы налога в бюджет муниципального образования, в котором находится такое подразделение. Следовательно, по мнению арбитров, в данном случае с организации должны быть взысканы пени и штраф по статье 123 НК РФ.
Таким образом, по данному вопросу у контролирующих органов нет единого мнения, и следовательно, при возникновении спора с ними организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. При этом есть большая вероятность выиграть данный спор в судебном порядке.
Обратите внимание!
С 1 января 2016 года в некоторые пункты статьи 226 НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».
В частности, пункт 6 указанной статьи будет изложен в новой редакции, согласно которой налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Абзац 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ будет содержать следующую информацию: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями.
Источник: https://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2775