Фз о валютном регулировании и валютном контроле — все о налогах

Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле - все о налогах

Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в обществе, разноплановостью интересов и противоречивостью взглядов участников валютного рынка.

По сути, валютное регулирование являет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, в том числе, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и обеспечения поступления валюты из-за рубежа. 

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

  • установление порядка проведения валютных операций;
  • определение условий и порядка установления валютных резервов страны;
  • валютный контроль и другое. 

Основным правовым актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ, несомненно является ФЗ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Скачать Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле с последними изменениями

Основные принципы валютного регулирования и контроля в РФ установлены статьей 3 Закона. Это: 

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

В соответствии со статьей 5 Закона органами валютного регулирования в России признаются: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации предусмотренных законодательством функций указанные органы, в пределах своей компетенции, издают акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

 В случае, когда порядок реализации валютных операций или использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции и открытие счетов осуществляется без ограничения.

Также не допускается установление органами валютного регулирования требований о получении специальных разрешений резидентами и нерезидентами РФ. 

Кроме того, органы валютного регулирования не могут устанавливать требования о предварительной регистрации. Центральный банк РФ фиксирует единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их предоставления.

Объект и субъект валютных правоотношений

Объектами валютных правоотношений являются: 

  1. валюта РФ – денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, средства на банковских счетах и банковских вкладах;
  2. иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств;
  3. внутренние ценные бумаги – эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и иные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ;
  4. внешние ценные бумаги – ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
  5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги. 

Субъектами валютных правоотношений выступают: 

Резиденты: 

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительства;
  • организации, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – организаций, находящихся за пределами территории РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые вступают в отношения, регулируемые Законом о валютном регулировании валютном контроле. 

Нерезиденты:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные согласно законодательства иностранных государств, и находящиеся за пределами РФ;
  • организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законами иностранных государств и находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы, а также постоянные представительства в Российской Федерации;
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»
  • иные лица.

Валютные операции

В рамках валютного регулирования возможны следующие валютные операции: 

  1. приобретение резидентом у резидента и, соответственно, отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и, соответственно, отчуждение одним в пользу другого валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  3. приобретение нерезидентом у нерезидента и, соответственно, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, в том числе, использование этих ценностей в качестве средства платежа;
  4. ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз из нее валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  5. перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами РФ, на счета того же лица, открытые на территории РФ либо на счета, открытые за пределами территории РФ;
  6. перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытого на территории Российской Федерации;
  7. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  8. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  9. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций: 

  • Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
  • Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
  1. передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
  2. дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
  3. получение валютных ценностей по праву наследования;
  4. приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
  • Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
  • Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
  • Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
  • Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.

Валютный контроль

Валютный контроль регламентирован статьями 22-25 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля, при этом органами валютного контроля в РФ являются: 

  • Центральный банк РФ;
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые не являются уполномоченными банками. 

Контроль за реализацией валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами выполняется Центральным банком РФ. Контроль за реализацией валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляется в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

В соответствии со статьей 23 Закона, органы и агенты валютного контроля имеют право: 

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки достоверности и полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы, а также информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. 

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: 

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ;
  • применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение актов валютного законодательства РФ. 

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на выполнение валютных операций;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета и другое. 

Важно! Агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.


В обязанности органов валютного контроля и налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, входит рассмотрение заявления резидентов о предварительной регистрации и принятии решения о регистрации или об отказе в ней. Агенты валютного контроля обязаны: 

  • осуществлять контроль за соблюдением участниками валютных операций актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля сведения о валютных операциях, проводимых с их участием. 

Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 

Органы и агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Согласно статье 24 Закона, резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции на территории РФ, имеют право: 

  • знакомиться с актами проверок, которые проводились органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия/бездействия органов и агентов валютного контроля;
  • на возмещение реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями органов и агентов валютного контроля. 

Резиденты и нерезиденты, участники валютных операций на территории РФ, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренную статьей 23 Закона о валютном регулировании;
  • вести в установленном порядке учет и делать отчеты по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность документов и материалов в течении не менее 3 лет со дня совершения операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписание органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Источник: https://pravovedus.ru/library/laws/federalnyy-zakon-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole/

Фз «о валютном регулировании и валютном контроле»

Валютный контроль — контроль Правительства РФ над соблюдением законодательства «О валютах» при осуществлении ряда операций с валютными денежными средствами.

Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» рассматривает следующие вопросы:

  • Важность обеспечения необходимыми экономическими условиями в государственной политике;
  • Невозможность вмешиваться в валютные операции Правительству РФ без обоснованных причин;
  • Обеспечение единства внешней и внутренней политики на финансовом рынке РФ;
  • Объединение системы контроля;
  • Обеспечение защиты прав и интересов участников при осуществлении финансовых операций.

Из-за строгого ведения рынка часто возникает черная сторона торговли. Контролируемая валюта выгодно обменивается на черном рынке. Государственный курс сильно отличается от реального. В результате появляется отдельная экономическая область теневого рынка обмена денежных средств. Поэтому Правительство стремится создать более эффективный контроль.

Читайте также ФЗ 311 о таможенном регулировании в РФ.

Описание ФЗ-173

Настоящий Федеральный закон «О валютных операциях РФ» определяет принципы валютного контроля и устанавливает правовые основы. Также перечисляет полномочия органов финансового рынка, определяются обязанности и права резидентов в отношении пользования, владения и распоряжения денежными средствами в РФ и внутренними ценными бумагами за пределами государства.

Валютное законодательство РФ состоит из основ настоящего Федерального закона и других нормативно правовых актов контроля. Специальные законодательные органы издают соответствующие правовые акты в области контроля.

Международные договоры РФ применяются к отношениям, которые описаны в статье 2 настоящего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в последней редакции». Но существуют и исключения. Например в ситуации, когда необходимо применить издание внутригосударственного акта законодательства РФ.

Закон был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Определяет виды регулирования денежных средств;
  • Глава 3 — Описывает методы по повышению эффективности работы валютного рынка;
  • Глава 4 — Определяет виды контроля;
  • Глава 5 — Содержит заключительные приложения.
Читайте также:  Простой бланк табеля учета рабочего времени - образец-2018 - все о налогах

Настоящий Федеральный закон описывает общие положения, определяет виды регулирования денежных средств и повышает эффективность работы валютного рынка.

Основное в законе о валютных операциях

В настоящем Федеральном законе определяются органы валютного контроля в Российской Федерации. Таковыми являются:

  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации.

Порядок проведения транзакций и использования счетов может быть не установлен органами валютного контроля. В таком случае открываются счета, по которым проводятся финансовые операции без ограничений. Если устанавливаются условия по использованию определенных счетов, участник не сможет дополнительно ввести ограничения, если они не предусматриваются настоящим Федеральным законом.

Центральный банк РФ самостоятельно устанавливает одинаковые формы контроля, учета и отчетности по транзакциям. Также определяется срок и порядок их предоставления. Кроме того, банковская организация самостоятельно подготавливает и публикует статистические данные, которые связаны с валютными операциями.

Скачать

Основная цель настоящего Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»- организация единой государственной политики. Сюда относится и устойчивость валюты РФ, и стабильность внутреннего валютного рынка РФ. Эти факторы влияют на развитие национальной экономики и международное экономическое сотрудничество.

Ознакомьтесь  Законопроект о «гаражной амнистии»

Чтобы проанализировать законодательные положения и ознакомиться с внесенными изменениями, скачайте закон по ссылке.

Последние изменения 173-Фз «о валютном регулировании и валютном контроле»

Как уже говорилось выше, последние изменения были осуществлены 3 июля 2016 года. Изменения были внесены в статьях 20, 22 и 23.

Статья 20

В части 6 настоящего закона слово «и агентам» было удалено. Часть гласит, что банки передают оформленные документы сделок только в электронном виде и в том порядке, который предусматривается Центральным банком РФ. Срок подачи подобных документов не может быть больше трех рабочих дней после дня, когда был оформлен документ сделки уполномоченным банком.

Статья 22

В части 3 статьи 22 настоящего закона были удалены следующие слова «таможенные органы и налоговые органы». Уполномоченные банки — это агенты контроля. Также в роли агента выступает участник рынка ценных бумаг.

В части 4 настоящей статьи закона было добавлено несколько организаций, осуществляющих контроль валютных операций. Сюда относятся некредитные финансовые организации, осуществляющих работу согласно ФЗ-86.

В части 5 также были добавлены «некредитные финансовые организации». То есть контроль за резидентами и не резидентами осуществляется только в том случае, если они не относятся к некредитным финансовым организациям или стандартным кредитным организациям.

В части 6 закона было удалено слово «и агентами». Суть подпункта — правительство координирует работу в сфере контроля. Дополнительно взаимодействует с Центральным банком РФ. Уполномоченные банки в виде агентов рынка передают информацию в установленном Центральным банком объеме в федеральные органы исполнительной власти.

Статья 23

Часть 5 статьи 23 действующего закона гласит о том, что агенты и органы валютного рынка могут требовать предоставить документы, которые относятся к осуществленной транзакции. В день предоставления документов они должны быть действительными. Поэтому необходимо провести тщательный контроль.

При необходимости, официальные бумаги переводятся на русский язык. Если документы относятся к иностранным государствам, которые подтверждают статус юридических лиц, они должны быть зарегистрированы (узаконены) в установленном порядке.

Иностранные документы могут быть представлены без предварительной регистрации, если это действие предусматривается международным договором РФ.

Часть 8.2 настоящей статьи закона была изменена. В ней описывается предоставление и передача документов. Документы отправляются налоговым и таможенным органом контроля. Порядок предоставления информации определен в частях 13-16 настоящей статьи.

Ниже описаны важные статьи, которые не содержат внесенных изменений при последней редакции.

Статья 9

В ст 9 настоящего закона описываются методы контроля, способствующие ограничению валютных операций между резидентами. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

  • Операции, которые предусматриваются подпунктами «ж» и «з»;
  • Операции, связанные с расчетами в магазинах при беспошлинной торговли;
  • Операции между комитетами и комиссионерами;
  • Операции по контрактам транспортной экспедиции;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 19

Ст 19 ФЗ-173 «О валюте» описывает возвращение денежных средств резидентами в Российскую Федерацию. Иногда резидентами осуществляется внешнеторговая деятельность.

В этом случае нерезиденты должны перечислить на банковские счета уполномоченных банках оплату за выполненную работу или оказываемые услуги.

Также денежные средства, которые были выделены на покупку товаров заграницей, должны быть возвращены в установленные сроки в Российскую Федерацию.

Чтобы ознакомиться с последней редакцией закона, внесенными изменениями и дополнениями, скачайте документ по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole/

Фз о валютном регулировании и валютном контроле

Общие положения закона № 173-ФЗ о валютном регулировании

Валютное регулирование в РФ

Репатриация денежных средств

Изменения, произошедшие в 2016 году

Изменения в валютном законодательстве РФ с 2017 года

Общие положения закона № 173-ФЗ о валютном регулировании 

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.

2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) принят для защиты устойчивости рубля и стабильности валютного рынка России как важных факторов развития экономики.

Общие положения закона содержат основные определения, такие как иностранная валюта и валюта РФ, резиденты и нерезиденты и т. п., а также базовые принципы валютного регулирования и контроля:

  • преобладание экономических мер при проведении валютного регулирования;
  • недопущение неоправданного вмешательства государства;
  • целостность внутренней и внешней политики России в области валютного регулирования;
  • обеспечение прав и интересов участников валютного рынка. 

Валютное законодательство России состоит:

  • из ФЗ о валютном регулировании и других законов;
  • нормативных правовых актов Правительства России и других госорганов;
  • международных договоров РФ. 

Все неясности и неточности валютного законодательства подлежат трактовке в пользу участников валютного рынка. 

Валютное регулирование в РФ 

Органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. При этом Банк России разрабатывает единые формы отчетности по валютным операциям, предписывает порядок и сроки ее сдачи.

В ст. 7 закона № 173-ФЗ установлен запрет на производство валютных перечислений резидентами между собой. Установлены исключения из этого правила, такие как:

  • расчеты в магазинах duty free в аэропортах;
  • операции с зарубежными ценными бумагами, учет прав на которые ведется в российских депозитариях. 

Нерезиденты имеют право без ограничений производить между собой перевод валюты из-за границы и обратно, используя банковские счета, а на территории РФ — без открытия таковых.

Купля-продажа иностранных денежных средств осуществляется только через банки (п. 1 ст. 11 закона № 173-ФЗ). 

Репатриация денежных средств 

Основные положения репатриации валюты изложены в ст. 19закона № 173-ФЗ.Резиденты обязаны обеспечить:

  • получение выручки на счета, открытые в полномочных банках, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками (нерезидентами);
  • возврат авансовых платежей, произведенных нерезидентам, при неоказании ими услуг, невыполнении работ или непоставке авансированного товара. 

За нарушение обязанности по репатриации денежных средств предусмотрена ответственность:

Источник: https://rusjurist.ru/valyutnoe_regulirovanie/fz_o_valyutnom_regulirovanii_i_valyutnom_kontrole/

173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с изменениями

Валютное регулирование в РФ осуществляется с учетом экономически выгодных задач страны. Правительство придерживается либеральной политики в сфере регулирования отношений, связанных с денежными средствами.

Для регулирования валютных операций был создан Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Что представляет собой ФЗ 173?

Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят ГосДумой РФ 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Также в это время были внесены правки в закон о ЦБ. Подробности тут:

Цель ФЗ № 173 — осуществление единой государственной политики в области валюты и контроль за ее устойчивостью на экономическом рынке.

Дополнительной задачей ФЗ 173 является стабилизация внутреннего денежного рынка РФ и развитие экономики на национальном и международном уровне.

Общие положения закона о валютных операциях

Краткое содержание ФЗ 173:

  • Глава 1 — раскрывает общие положения Федерального закона №173;
  • Гл 2 — перечисляет методы контроля валютных отношений;
  • Глава 3 — описывает способы репатриации иностранной валюты и обязательную продажу части выручки;
  • Гл 4 — раскрывает способы валютного контроля;
  • Глава 5 — описывает заключительные положения.

Последние поправки в Федеральный закон были внесены 29 декабря 2017 года.
Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №131. Подробнее тут:

Какие были внесены изменения?

Как было сказано в статье, последние поправки в ФЗ №173 были внесены 29 декабря 2017 года. Изменения коснулись следующих статей:

Ст 7 ФЗ 173

Статья 7 была дополнена. В ней идет речь о положениях ФЗ и других нормативных актах, которые применяются к государственному объединению под названием «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Положения статьи применяются только в том случае, если корпорация осуществляет функцию, которая предусматривается настоящим законом.

Ч 1 ст 11

В ходе последних изменений, поправки были внесены в часть 1 статьи 11. При приобретении иностранной валюты в виде чеков, гражданин должен осуществить данную операцию через банк.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые не были внесены изменения при последней редакции:

Ст 9

В статье 9 описываются денежные операции между резидентами. Закон гласит, что денежные операции между резидентами запрещены. Исключением являются следующие случаи:

  • При расчете беспошлинной торговли;
  • Операциями между комиссионерами;
  • Транзакций по договорам транспортной организации;
  • С внешними ценными бумагами;
  • В случае осуществления обязательных платежей;
  • С выплатами относительно внешних ценных бумаг;
  • Транзакций, которые связаны с переводами и расчетами валюты из-за рубежа;
  • Переводов между физическими лицами, если один из них является резидентом иностранного государства;
  • Операций по оплате и возмещению расходов;
  • Действия, которые связаны с возвратом и внесением коллективного, индивидуального или иного обеспечения;
  • Другие случаи.

Валютные операции осуществляются без ограничений с лицами, с которыми связаны расчетные счета в иностранной валюте в рамках заключенных контрактов.

Ст 19 ФЗ 173

В статье 19 описывается репатриация резидентами иностранной или местной валюты.

Если осуществляются внешнеторговые операции, то резиденты обязаны в указанные в договоре сроки обеспечить:

  • Получение в иностранной валюте денежных средств от резидентов на собственные банковские счета;
  • Вернуть денежные средства обратно в РФ за не ввезенные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы.

Скачать действующую редакцию 173 ФЗ

Положения закона устанавливают принципы и правовые основы, необходимые для регулирования оборота местной и заграничной валюты на территории РФ.

Дополнительно обозначаются права и обязанности органов валютного регулирования и сфера допустимых действий.

Чтобы подробнее ознакомиться с Федеральным законом № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», следует скачать его по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://lawlinks.ru/fz-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyutnom-kontrole/

Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с 2018

Налоговый адвокат Гордон А.Э

17 октября 2017 г. Правительство внесло в Гос Думу революционный законопроект по  изменению валютного законодательства России. Новые правила должны вступить в действие с 1 января 2018.

Изменения в основном касаются физических лиц, и по сути продолжают законодательно закреплять колониальный этап освоения России.

В чем изменения валютного регулирования:

Валютный резидент с 2018 года

Законопроект изменяет понятие валютного резидента России. С января 2018 валютный резидент России — это каждый гражданин России, без исключения. Утрата, прекращение или приостановление статуса резидента для граждан России теперь не предусмотрены.

Вместе с тем, с января 2018 появляются валютные резиденты России, на которых большинство ограничений валютного закона не распространяются и права по распоряжению зарубежными счетами и средствами на них значительно расширяются. Это резиденты-физические лица, «срок пребывания которых за пределами территории РФ в пределах календарного года в совокупности превышает 183 дня».

Читайте также:  Расходы, не учтенные в прошлых периодах, можно признать в текущем - все о налогах

То  есть, закон устанавливает льготные условия для граждан РФ преимущественно или постоянно проживающих вне территории России.

Новая редакция закона более четко чем раньше определяет  круг граждан России, которые могут свободно открывать зарубежные счета, не уведомлять власти России об открытии зарубежных счетов, не уведомлять о движении средств на зарубежных счетах, и не сообщать о закрытии таких счетов или изменении их реквизитов.

Предложенная Правительством РФ формулировка предполагает возможность проживающего вне России гражданина РФ въезжать в Россию в течение календарного года неограниченное количество раз и сохранять «валютный иммунитет» к валютному законодательству России, при условии нахождения вне России более 183 дней в течение календарного года.

Действующая в 2017 г. редакция закона о валютном регулировании восстанавливает все обязанности для гражданина-нерезидента в случае его въезда в Россию даже на час.

С января 2018 с граждан России — владельцев заводов, газет, пароходов, и членов их семей постоянно проживающих вне территории России (более 183 календарных дней в календарном году) снимаются многие валютные ограничения. Например, проведение по своим зарубежным счетам операций по куплt-продаже автомобилей и недвижимости, расположенной за границами РФ.

Сделки с иностранными ценными бумагами, доходы от  капитала и имущества за рубежом — бнли «легализованы» ранее принятыми изменениями валютного закона.

Предполагается, что новые правила будут применяться к выехавшим из России (проживающим более 183 дней вне территории России) уже в 2017 году (обратная сила).

Остальные граждане России, по законопроекту Правительства,  становятся просто резидентами России, и для них сохраняются существующие ограничения по валютным счетам и валютным операциям.

14 ноября 2017 описанные выше изменения приняты Гос Думой в 1 чтении

Источник: https://gordon-adv.ru/articles/izmeneniya-v-zakon-o-valyutnom-reguliro/

Характеристика ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

  1. Характеристика Закона

  2. Валютные операции

  3. Внутренний валютный рынок

  4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Заключение

Список используемой литературы

Введение

29 июня 2004 года начали действовать положения Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации

Закон предусматривает довольно серьезную либерализацию валютного режима. Прежде всего, отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала (включая инвестиции российских резидентов за рубежом). Отныне никакие валютные операции резидентов с нерезидентами не требуют особого разрешения Центрального банка.

Взамен, однако, вводятся меры экономического сдерживания: правительству и ЦБ России дано право введения резервирования по некоторым видам валютных операций. Это значит, что сумма, пропорциональная сумме данной операции, блокируется на отдельном счете на определенный срок.

Кроме того, некоторые виды операций можно проводить только через специальные счета, предназначенные для облегчения государственного контроля.

Автор ставит перед собой следующие цели: дать характеристику ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», рассмотреть основные положения данного закона.

1. Характеристика Закона

Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит в себе 25 статьей, которые объединены в 5 глав. К ним относится общее положение, валютное регулирование, репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки, валютный контроль и заключительное положение.

Целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

Общее положения включает принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия, используемые в данном Законе, к ним относиться валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции и другие.

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

В главе валютное регулирование содержатся положения об органах валютного регулирования, к ним Закон относит Центральный банк РФ и правительство. А также в 5 главе рассмотрены валютные операции между резидентами и нерезидентами, валютные операции между резедентами, валютные операции между нерезидентами, права и обязанности резидентов и нерезидентов и т.д

Валютный контроль в соответствии с Законом осуществляет правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти уполномоченные правительством РФ.

Закон фиксирует понятие паспорта сделки, ранее содержавшееся лишь в актах ЦБР.

Так называется документ, содержащий основные сведения о валютной операции, который оформляется резидентами в своих уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентом.

Правила оформления паспорта сделки устанавливает ЦБР; этот документ затем может использоваться для целей валютного контроля (в частности, передаваться в таможенные органы для контроля за экспортом и импортом).

Таким образом, закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

2. Валютные операции

В Законе уточнено понятие «валютные операции». Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на территорию России.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом

На практике наибольший интерес представляют, по-видимому, валютные операции между резидентами и нерезидентами. Согласно данному закону, они осуществляются без ограничений, кроме некоторых операций по определенному закрытому списку.

В предыдущей версии закона валютные операции делились на текущие (в частности, экспорт и импорт) и капитальные (в частности, инвестиции и кредиты).

При этом текущие операции осуществлялись без ограничений, а на осуществление капитальной операции требовалось, по общему правилу, особое разрешение ЦБР или отдельный разрешительный нормативный акт.

Таким образом, действовал принцип «запрещено все, что не разрешено». Теперь ситуация противоположная: разрешены любые операции с нерезидентами, но с некоторыми ограничениями.

Ограничения, впрочем, не означают запрета. Предполагается лишь возможность введения для определенных (капитальных) операций между резидентами и нерезидентами требования о резервировании и (или) использовании спецсчета. По некоторым операциям решение принимает правительство, по некоторым — ЦБР. Если такое решение не принято, операции проводятся без ограничений.

Как бы извиняясь перед согражданами, законодатель сообщает непосредственно в тексте закона, что «ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации», и что эти ограничения «отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление».

Правительство может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

  • расчеты по экспорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы), с отсрочкой свыше трех лет;
  • расчеты за строительство за рубежом, с отсрочкой свыше пяти лет;
  • расчеты по внешнеторговой деятельности, где резидент предоставляет нерезиденту отсрочку платежа более 180 дней;
  • расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше 180 дней;
  • расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше трех лет в виде предоплаты по импорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы);
  • расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в капитале юридических лиц.

Центральный банк может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

  • расчеты по кредитам и займам (в валюте);
  • расчеты по кредитам и займам (в рублях);
  • операции с внешними ценными бумагами (включая расчеты);
  • исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам [погашение облигаций и т.п.]
  • операции по приобретению внутренних ценных бумаг (включая расчеты);
  • исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;
  • операции кредитных организаций, кроме банков [банковская деятельность регулируется отдельно].

Предусмотрена возможность введения спецсчетов и резервных требований как для резидентов, так и для нерезидентов. Резервные требования — до 20% на срок до года или до 100% на срок до 60 дней; они устанавливаются ЦБР по согласованию с правительством.

При этом расчеты по внутренним бумагам осуществляются в рублях, а по внешним могут осуществляться в валюте, если иное не установлено ЦБР.

Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год (сумма выросла вдвое по сравнению с предыдущей версией закона).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, кроме операций по определенному закрытому списку. В список входят:

· расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

· операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) по договорам с нерезидентами;

· операции по вспомогательным договорам при экспорте, импорте, транзите через РФ (перевозка, страхование);

· операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ (на организованном рынке РФ и через депозитарии в РФ);

· операции юридических лиц с внешними ценными бумагами (через депозитарии в РФ и с расчетами в рублях);

· уплата налогов в валюте;

· некоторые операции физических лиц (включая дарение валюты близким родственникам, переводы в РФ и из РФ и др.).

Валютные операции между нерезидентами

Может показаться странным, что валютные операции между нерезидентами также регулируются рассматриваемым законом РФ. Напомним в связи с этим, что операции между нерезидентами с рублями и рублевыми ценными бумагами закон относит к валютным операциям.

К счастью для нерезидентов, им разрешено безо всяких ограничений переводить иностранную валюту с одного счета на другой, как в пределах РФ, так и за границу или из-за границы, как на свои собственные счета, так и на счета других нерезидентов.

Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ (антимонопольное и о ценных бумагах). Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов.

Операции в рублях между нерезидентами производятся через их банковские счета, режим которых устанавливает ЦБР (о чем ниже).

3. Внутренний валютный рынок

Купля-продажа валюты в РФ по-прежнему разрешена только через банки. Порядок оформления сделок, как и раньше, устанавливает ЦБР.

Как уже упоминалось, физические лица покупают и продают валюту через банки без ограничений.

Любопытно, что закон запрещает требовать документы у физических лиц при купле-продаже валюты (раньше, как помним, непременно требовался паспорт), «за исключением случаев, предусматриваемых федеральными законами».

Но как раз к таким федеральным законам относится Закон «О противодействии легализации…» (N 115-ФЗ от 7 августа 2001 г.), предусматривающий обязательный контроль (подразумевающий проверку документов) при покупке или продаже наличной валюты на сумму от 600 тыс. руб.

Что касается юридических лиц, для них порядок купли-продажи валюты устанавливает ЦБР.

Он может потребовать как использования спецсчета, так и резервирования (до 100% на срок до 60 дней или до 20% на срок до года).

К счастью, если купля-продажа валюты производится для совершения операции, по которой и так уже требуется резервирование (например, приобретение зарубежных акций), то данные ограничения не применяются.

Здесь ситуация изменилась довольно радикально.

По ранее действовавшим инструкциям ЦБР, юридическое лицо могло продавать валюту без ограничений, но приобретать — только для определенных целей, таких как импорт или выполнение других (разрешенных законодательством) контрактов.

Покупать валюту «просто так» юрлицам не разрешалось; в случае отказа от выполнения контракта купленная валюта подлежала обязательной обратной продаже. В новом законе запрет и в этом отношении заменен мерами экономического сдерживания.

Отметим еще, что при покупке валюты для импорта и ранее предусматривалось использование спецсчетов, а также депонирование 20% суммы на срок до поставки товара. На момент написания статьи неизвестно, какие требования для импортеров введет ЦБР по новому закону.

Продажа валюты в некоторых случаях обязательна. Речь идет об обязательной продаже валютной выручки, то есть валюты, полученной резидентами (юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями) по сделкам с нерезидентами. Долю обязательной продажи устанавливает ЦБР, но не более 30% (в настоящее время ЦБР установил норматив в 25%).

4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ (статья 15 Закона).

Ввоз и пересылка в Россию и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком и может предусматривать требование о предварительной регистрации. Предварительная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.

Читайте также:  Можно ли хранить счет-фактуру в электронном виде, если покупателю выставлен документ на бумаге? - все о налогах

В соответствии со статьей 15 Закона ввоз в Россию валютных ценностей, как и раньше, допускается без ограничений.

В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный без декларирования (до 3 тыс. $) и декларационный (от 3 тыс. $ до 10 тыс. $). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п.3 ст.15 Закона).

Единовременный вывоз иностранной валюты в сумме более 10 000 долларов США резидентам и нерезидентам по-прежнему запрещен.

Исключение составляют случаи, когда валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ, и при этом были соблюдены требования таможенного законодательства о пределах, суммы были указанны в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (часть 2 ст.15 Закона).

Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, имеют право ввезти любое количество наличной валюты (с оформлением таможенной декларации). Вывезти же они могут лишь 10 тыс. долл. единовременно, причем до 3 тыс. – без декларации. Кроме того, можно вывезти то, что ранее было ввезено (в соответствии с декларацией).

Юридические лица (резиденты и нерезиденты) ввозят и вывозят валюту и внешние ценные бумаги по декларации, а рубли и внутренние бумаги – в порядке, устанавливаемом правительством по согласованию с ЦБР (возможно требование предварительной регистрации).

Заключение

Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», носит во многом «рамочный» характер, оставляя регулирование конкретных вопросов правительству и ЦБР.

Однако по сравнению с предыдущей версией закона их полномочия сильно ограничены, в основном установлением резервных требований, введением спецсчетов и требованием предварительной регистрации для определенных видов операций; система индивидуальных разрешений на капитальные валютные операции ликвидирована.

Таким образом, Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется.

Изменения направлены на повышение «прозрачности» национального валютного законодательства, расширение возможностей резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению российской экономики.

Кроме того, создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в российскую экономику, развитие международных связей и деловой активности иностранных граждан в РФ.

Список используемой литературы

1. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ

2. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) Корнийчук Г.А.

3. Л. П. Фомичева. Изменения в валютном законодательстве \ Журнал «Иностранный капитал в России» №7/2004 года

Источник: https://works.doklad.ru/view/flto_cVdyUY.html

Валютное законодательство и валютный контроль

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика – составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное законодательство РФ состоит из Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее – акты валютного законодательства РФ).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее – акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в ст. 2 Закона № 173-ФЗ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 173-ФЗ, применяются правила указанного международного договора.

Акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом № 173-ФЗ или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются.

Это требование не распространяется на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне».

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее – акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Для реализации функций, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные данным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений, а также требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 Закона № 173-ФЗ.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом № 173-ФЗ, без ограничений.

Законом определены следующие объекты валютных правоотношений:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Законом также определены следующие субъекты валютных правоотношений:

1) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом № 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица.

Закон дает следующее определение валютных операций:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Источник: https://investobserver.info/valyutnoe-zakonodatelstvo-i-valyutnyj-kontrol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]