Налоговый контроль в рф: формы, методы и виды — все о налогах

Формы и методы налогового контроля

Встатье исследуются формы и методы налогового контроля. Автор приходит к выводу о том, что форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных налоговых проверок.

Методы налогового контроля есть приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля. Формы и методы налогового контроля представляют собой неразрывное единство.

Каждой форме налогового контроля присуще свое сочетание методов налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.

В течение длительного периода времени теоретической и практической разработкой форм и методов налогового контроля в основном занимались представители экономических наук. Бурное развитие налогового права обусловило интерес финансово-правовой мысли к вопросам организации и функционирования налогового контроля.

Сегодня неправильный выбор форм и методов налогового контроля может привести не только к снижению эффективности деятельности налоговых органов, но и к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов.

Поэтому от четкого законодательного закрепления форм и методов налогового контроля зависит реальная возможность обеспечения баланса интересов в налоговой сфере [1].

Впервые законодательное закрепление формы и методы налогового контроля получили в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 данного кодифицированного акта НК РФ устанавливает не только виды фискальных платежей, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности, но и формы и методы налогового контроля.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит открытый перечень форм осуществления налогового контроля. В роли таковых, в частности, выступают:

‒          налоговые проверки;

‒          получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

‒          проверка данных учета и отчетности;

‒          осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Несмотря на такой прогрессивный шаг, к сожалению, налоговая «Конституция» не содержит нормативного определения данных понятий. Поэтому до сих пор, как в теории, так и в практике налогового контроля нет четкости — имеют место терминологические расхождения, разные интерпретации.

Мы, опираясь на общефилософское учение о соотношении формы и сущности, исходим из того, что форма налогового контроля является внешним проявлением сущности налогового контроля. Соответственно форма налогового контроля представляет собой внешнее выражение организации и проведения контрольных действий, осуществляемых налоговыми органами в целях обеспечения режима законности в налоговой сфере.

Каждая форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Поэтому, на наш взгляд, налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных проверок.

Постановке на учет в налоговых органах подлежат указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации категории налогоплательщиков. Порядок постановки на налоговый учет определен Налоговым кодексом Российской Федерации, а также подзаконными актами [2].

Законодательно закреплено два порядка поставки на учет: самостоятельный и по инициативе налоговых органов.

Налогоплательщики обязаны самостоятельно встать на учет в случаях:

‒                   создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (в течение одного месяца со дня создания необходимо представить в налоговый орган необходимые документы);

‒                   перехода на уплату единого налога на вмененный доход (организации, индивидуальные предприниматели обязаны подать документы в течение пяти дней со дня начала применения упрощенной системы налогообложения в виде ЕНВД — статья 346.28 НК РФ);

‒                   начала торговой деятельности (плательщики торгового сбора подают документы в течение пяти дней со дня начала деятельности, облагаемой торговым сбором).

Налоговые органы самостоятельно ставят субъектов на налоговый учет в случаях:

‒                   создания организации, изменения места ее нахождения, открытия филиала, представительства (постановка на учет проводится на основании сведений из ЕГРЮЛ; налоговые органы присваивают ИНН, КПП и выдают свидетельство о регистрации в качестве юридического лица одновременно со свидетельством о постановке на учет);

‒                   регистрации права собственности на недвижимость (на основании данных, полученных от регистрирующих органов);

‒                   регистрации транспорта в ГИБДД или органах Гостехнадзора (на основании данных, полученных от регистрирующих органов);

‒                   если лицо относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики — физические лица ставятся на налоговый учет по месту своего жительства, месту нахождения недвижимого имущества, месту регистрации транспортных средств.

Каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер. Он является единым на территории всей страны. Идентификационный номер представляет собой цифровой код, он указывается во всех документах, представляемых в налоговый орган. ИНН является номером учетного дела каждого налогоплательщика.

По общему правилу налоговые органы обязаны поставить лицо на учет в течение пяти дней со дня представления документов и в тот же срок выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Однако, ни один нормативный правовой акт не предусматривает ответственности налоговых органов за нарушения сроков постановки на учет в качестве налогоплательщика.

Сложность данной ситуации обусловлена тем, что многие субъекты, подающие документы, вряд ли рискнуть поставить вопрос об ответственности компетентного государственного органа на этапе своего создания.

В связи с этим предлагается создать автоматизированную систему учета подачи документов, позволяющую вышестоящим налоговым органам и каждому желающему в режиме реального времени отслеживать соблюдение налоговыми органами установленных сроков регистрации. В случае их нарушения вышестоящий налоговый орган обязан применять к виновным лицам меры дисциплинарной ответственности.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет полномочия налоговых органов по проведению камеральных и выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка представляет собой систему действий налоговых органов, выражающуюся в даче правовой оценки налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком за налоговый (отчетный) период с целью обеспечения соблюдения им требований актов законодательства о налогах и сборах.

В системе налогового контроля камеральная проверка выполняет две основные функции:

‒        контрольную (камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля, позволяющая оценить налоговым органам правильность, достоверность и своевременность представления налоговых деклараций, налоговых расчетов и иных отчетных документов);

‒        информационную (камеральная налоговая проверка позволяет выявить круг налогоплательщиков, подлежащих привлечению к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности; а также рекомендуемых к проведению в отношении них выездной налоговой проверки).

Выездная налоговая проверка представляет собой систему контрольно-надзорных действий налоговых органов по изучению документов бухгалтерского и налогового учета, условий финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью оценки правомерности выполнения им возложенных на него налоговых обязанностей.

Как было отмечено ранее, Налоговый кодекс Российской Федерации нормативно закрепляет право налоговых органов проводить камеральные и выездные налоговые проверки. На наш взгляд, контрольные полномочия налоговых органов гораздо шире.

К новым видам налоговых проверок следует отнести проверки соответствия цен рыночным и налоговый мониторинг. Они отличаются от традиционных камеральных и выездных налоговых проверок по предметам, срокам, механизму осуществления [3].

Налоговая проверка трансфертного ценообразования представляет собой систему действий налоговых органов, направленную на оценку правильности исчисления налоговой базы, своевременности и полноты уплаты налогов по контролируемым сделкам.

Налоговый мониторинг — это налоговая проверка, строящаяся на основе добровольного перехода определенных категорий налогоплательщиков — организаций и возможности налоговых органов иметь доступ к данным бухгалтерского, налогового учета в режиме реального времени.

Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг нацелены на сокращение затрат на налоговое администрирование, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, повышению уровня правовой культуры участников налоговых правоотношений.

Налоговый контроль осуществляется с помощью определенных методов. Методы налогового контроля представляют собой приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля.

Методы налогового контроля весьма разнообразны.

По содержанию они могут быть разделены на общие (логический, статистический, математический) и специальные (проверка документов, осмотр территорий и помещений, инвентаризация) методы.

Первые фактически могут использоваться при осуществлении любого вида деятельности, вторые — только в рамках налогового контроля. Именно они и являются мероприятиями налогового контроля.

По времени осуществления мероприятия налогового контроля можно подразделить на основные и дополнительные.

Последние назначаются по результатам осуществления той или иной формы налогового контроля в случае недостаточности полученной налоговыми органами информации.

К дополнительным мероприятиям налогового контроля в соответствии с п.7 статьи 100.1 Налоговым кодексом Российской Федерации относятся:

‒                   истребование документов;

‒                   допрос свидетеля;

‒                   проведение экспертизы.

Процессуальные нарушения порядка осуществления форм и методов налогового контроля могут стать основаниями отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Выводы: налоговый контроль представляет собой деятельность налоговых органов, осуществляемую в различных формах и с применением различных методов. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит легального определения понятий «форма налогового контроля», «метод налогового контроля», «мероприятия налогового контроля».

В целях усиления гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, уменьшения конфликтности налоговых правоотношений, обеспечения терминологической четкости предлагается законодательно закрепить определения понятий форма и метод налогового контроля.

Форма налогового контроля представляет собой внешнее выражение организации и проведения контрольных действий, осуществляемых налоговыми органами в целях обеспечения режима законности в налоговой сфере.

Каждая форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Поэтому, на наш взгляд, налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных налоговых проверок.

Методы налогового контроля есть приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля. Мероприятия налогового контроля являются разновидностью методов налогового контроля.

Формы и методы налогового контроля представляют собой неразрывное единство. Каждой форме налогового контроля присуще свое сочетание методов налогового контроля.

Дальнейшее развитие налогового законодательства должно быть нацелено на обеспечение баланса публичных и частных интересов в налоговой сфере [4].

Литература:

  1.      Мирошник С. В. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения// Государство и право. 2002. № 4.
  2.      Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7–6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика»// Российская газета. 2012. № 192.
  3.      Мирошник С. В., Немыкина О. Е., Девятых Н. В. Актуальные вопросы обеспечения налогового контроля// Теория и практика общественного развития. 2015. № 19.
  4.      Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/30658/

5.4 Налоговый контроль: понятие, виды, формы и принципы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Различают следующие виды налогового контроля:

1) по времени проведения контрольных мероприятий:

— предварительный;

— текущий;

— последующий;

2) по субъектному составу проеряющих органов:

Читайте также:  Как заполняется расходный кассовый ордер (рко)? - все о налогах

— контроль налоговых органов;

— контроль таможенных органов;

— контроль финансовых органов;

— контроль органов внутренних дел;

3) в зависимости от места проведения налогового контроля:

— камеральный;

— выездной;

4) в зависимости от объекта налогового контроля:

— документальный;

— фактический.

Формы налогового контроля, предусмотренны п. 1 ст. 82 НК РФ к ним относятся:

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

· проверка данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· иные формы, предусмотреные НК РФ

Принципами налогового контроля являются:

1) законность проводимых мероприятий налогового контроля. Проведение налогового контроля в формах, не предусмотренных НК РФ, не допускается. Проведение налогового контроля воз можно только по основаниям и в порядке, установленном НК РФ;

соблюдение пpaвовой процедуры. Налоговый кодекс РФ содержит требования к оформлению процессуальных документов, составляемых в ходе мероприятий налого

1) вого контроля. Несоблюдение процессуальных требований является основанием для отмены решений налогового органа;

2) соблюдение налоговой тайны. Сведения о налогоплательщике, полученные в ходе мероприятий налогового контроля, не могут разглашаться иначе как на основаниях, предусмотренных законодательством;

3) недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей;

4) соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика. Налоговые органы и таможенные органы при осуществлении налогового контроля должны соблюдать презумпции и права налогоплательщиков, уважение их личных прав и имущественных интересов.

Основными формами налогового контроля согласно ст. 87 – 100 НК РФ являются налоговые проверки: камеральная и выездная (рис. 5.2).

Налоговые проверки могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), предшествующих году проверки. Налоговым кодексом РФ определен порядок:

· участия свидетелей (ст. 90);

· доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение (ст. 91);

· осмотра помещений при проведении выездной налоговой проверки (ст. 92);

· истребования документов (ст. 93, 93.1);

· выемки документов и предметов при проведении выездных налоговых проверок (ст. 94);

· проведения экспертизы при проведении выезных налоговых проверок (ст. 95);

· привлечения специалистов (ст. 96);

· участия переводчиков (ст. 97);

· участия понятых (ст. 98);

· составления протоколов (ст. 99);

· оформления результатов выездной налоговой проверки (ст. 100).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится:

· по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговой декларации (расчетов) и доку

· ментов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Камеральная налоговая проверка проводится в обязательном порядке для проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению.

Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков документы:

· подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы;

· подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС;

· являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (ст.

89 – 100 НК РФ) является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (при отсутствии возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.  

По результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт налоговой проверки.

Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки  составляет не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

· две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

· более двух проверок в течение календарного года (за исключением специальных решений руководителя ФНС РФ).

Продолжительность выездной налоговой проверки  (срок исчисляется  со дня вынесения  решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке) составляет:

· не более двух месяцев (данный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев в порядке, предусмотренном ФНС РФ);

· не более одного месяца при проведении самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств.

Данные сроки не применяются:

· к проведению выездной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (проверяется не более трех лет);

· при назначении повторной выездной проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

· истребования документов (информации);

· получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

· проведения экспертиз;

· перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Общий срок приостановлениявыездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (срок может быть увеличен на 3 месяца в случае невозможности получения запрашиваемой информации от иностранных государственных органов в течение 6 месяцев).

Повторная выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за то же период (проверяется период, не превышающих трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решении о проведении повторной проверки)  может проводиться: 

· вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация).

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при первоначальной выездной проверке, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Источник: https://libraryno.ru/5-4-nalogovyy-kontrol-ponyatie-vidy-formy-i-principy-nalogovogo-kontrolya-financiallaw/

9.2. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения следующих задач:

— обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

— обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

— улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

— проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

— проверка целевого использования налоговых льгот;

— пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г.

N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

———————————

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.

Контроль является формой управленческой деятельности, самостоятельной функцией управления, имеющей целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Понятие налогового контроля целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1) в широком аспекте налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;

Читайте также:  Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет - все о налогах

2) в узком аспекте налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов .

———————————

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 311.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст.

82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

— государственный налоговый учет — направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения);

— мониторинг и оперативный налоговый контроль — основной его задачей является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений;

— камеральный и выездной налоговый контроль — служит для контроля исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок;

— административно-налоговый контроль — предназначен для контроля за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Методы налогового контроля различаются в зависимости от формы налогового контроля:

1) основные методы государственного налогового учета:

— постановка на учет;

— внесение изменений в учетные данные;

— снятие с учета;

2) методы мониторинга и оперативного налогового контроля:

— получение информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика;

— контроль налоговых поступлений;

3) основной метод камерального и выездного налогового контроля в РФ — это объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования;

4) основной метод административно-налогового контроля: контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Форма налогового контроля проявляется, как правило, в сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

К основным формам налогового контроля относятся:

— проверки;

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Глава 9. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие и состав органов налогового администрирования

9.2. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

9.3. Учет налогоплательщиков. Мониторинг и оперативный налоговый контроль

9.4. Камеральные и выездные проверки. Административный налоговый контроль

Содержание

Источник: https://vuzirossii.ru/publ/9_2_ponjatie_nalogovogo_kontrolja_ego_formy_metody_i_vidy/35-1-0-1772

§ 2. Элементы налогового контроля

Субъекты налогового контроля

Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.

Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений ст. 9 НК РФ упоминает различные государственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов.

Однако только налоговым и таможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее время субъектами налогового контроля. Должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.

Налоговые органы Российской Федерации — это организованная государством единая система контрольных органов за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Единая централизованная система налоговых органов включает в себя:

1. Федеральный орган исполнительной власти — Министерство РФ по налогам и сборам.

2. Территориальные органы МНС РФ:

— межрегиональные инспекции МНС РФ;

— управления МНС РФ по субъектам РФ;

— инспекции МНС РФ межрайонного уровня;

— инспекции МНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИМНС);

3. Подведомственные организации.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий, прав и обязанностей.

Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).

Таможенные органы Российской Федерации вправе осуществлять налоговый контроль полноты и своевременности уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Кроме того, к контрольным мероприятиям привлекаются органы налоговых расследований, которые по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывают оперативное содействие в получении информации, необходимой для проведения проверок.

Формы налогового контроля

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Целями деятельности налоговых органов являются:

1. Выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений.

2. Предупреждение их совершения в будущем.

3. Обеспечения неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижения указанных целей налоговые и иные контролирующие органы используют следующие основные формы (способы) налогового контроля, которые установлены налоговым кодексом Российской Федерации Ст. 82 НК РФ:

1. Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства посредством сопоставления реального состояния финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отчетным данным.

2. Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов — право налоговых органов на вызов налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сборов) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы налогоплательщиков, налоговых агентов или плательщиков сборов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов, либо в связи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

3. Истребование документов от налогоплательщика или налогового агента

Во время проведения любого вида налоговой проверки сотрудники налогового орана нередко сталкиваются с необходимостью получения документальных подтверждений тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком. Для выяснения истинного характера осуществляемых налогоплательщиком действий необходимо истребовать у него необходимую информацию, которая смогла бы стать доказательством правомерности его действий.

4. Выемка (изъятие) документов

В случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщика и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или изменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Под выемкой документов понимается принудительное обеспечение доступа должностных лиц к документации налогоплательщика и изъятие копий необходимых документов, а под изъятием документов — изъятие их подлинников.

5. Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

Должностное лицо налогового органа, выполняющее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого производится налоговая проверка, а также документов и предметов. Осмотру могут подвергаться любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанные с содержанием объекта налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории независимо от места их нахождения.

4. Другие формы Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение, стр. 135; Варфоломеева Ю.А. Налоговое право, стр.76..

Методы налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур применяемых сотрудниками контролирующих органов при осуществлении налогового контроля образует методы налогового контроля.

Классификацию методов налогового контроля можно представить в виде следующей схемы Болотина Е.В. Налоговое право, стр. 35:

Методы налогового контроля
Документальные Фактические
-юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах.- формальная (арифметическая и логическая) проверка документов.- встречная проверка документов организации-контрагента и др. — учет налогоплательщиков.- получение объяснений.- осмотр помещений.- инвентаризация.- привлечение специалистов.

Основным же методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.

Документальная проверка юридических лиц осуществляется в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемых по каждому участку работы.

В них включают в первую очередь предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия для выяснения причин убытков и объявления их банкротами.

Документальная проверка может длиться, как правило, не более 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.

Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных регистров применяют сплошной или выборочный метод.

Сплошной метод характеризуется проверкой всех документов, в том числе записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются, как правило, кассовые и банковские операции.

Читайте также:  Курсовая разница от продажи валюты — доход «упрощенца» - все о налогах

Выборочный метод — это метод, при котором проверяют часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

В тех случаях, когда выборочной проверкой будут установлены серьезные нарушения налогового законодательства или его злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводиться сплошным методом с обязательным изъятием документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы.

Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля.

Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками Гуреев В.И. Российское налоговое право, стр. 199..

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/47726

Налоговый контроль: формы и методы

Регулируются главой 14 НК РФ. Налоговый контроль является одним из элементов государственного управления.

Налоговый контроль – установленная законодательством совокупность методов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога в бюджет.

Главная задача – обеспечение экономической безопасности государства.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр помещения и территорий, которые используются для получения дохода.

Налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля.

Налоговая проверка – осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты налоговых платежей.

Налоговые проверки подразделяются на:

— камеральные;

— выездные

Камеральные проверки проводятся на стадиях приема от налогоплательщиков отчетных документов по месту нахождения налогового органа. Если в результате камеральной проверки выявляются недоимки, то на суммы доплат по налогам налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы налога и пени.

Камеральная проверка проводится по каждому виду налогов.

ПЕНЯ (СТ. 75) – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты налогов. Пени исчисляется за каждый календарный день просрочки платежа и определяется в % от уплаченной суммы налога.

% ставка пени принимается в размере 1/300 учетной ставки ЦБ.

П = 1/300*Ставка учета *∑налога

Выездная налоговая проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа. Может проводиться по одному или нескольким налогам. Не может продолжаться более 2-х месяцев подряд.

Налоговый орган не вправе проводить в течение 1 календарного года 2 выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка может быть сплошной и выборочной.

Сплошная проверка должна проводиться не чаще 1 раза в 2 года. По окончании выездной проверки проверяющий составляет справку о проведении проверки, в которой фиксируется предмет проверки, и сроки проведения.

По результатам проведения выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев составляются справки должностными лицами налоговых органов, составляется акт налоговой проверки. Акт в 1 экз.

предъявляется руководителю организации для ознакомления с результатами проверки и подписи.

23. Налоговое администрирование: цели, методы. Задачи и принципы планирования налоговых платежей.

Необходимым условием существования государства являются налоги. Обязанность уплаты законно установленных налогов является всеобщей и имеет публично-правовой характер.

В процессе организации и осуществления государством налоговых изъятий возникают регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах общественные отношения — налоговые правоотношения.

Поскольку государство как участник этих правоотношений может в них принимать участие только опосредовано, то для защиты своих имущественных интересов оно должно создать специальные органы, которые осуществляли бы контроль за надлежащим исполнением публичной обязанности по уплате налогов и сборов.

Эти органы должны быть наделены соответствующими властными полномочиями и для них необходимо определить и закрепить законодательно методы, формы, порядок и характер деятельности. Именно эти специализированные органы призваны осуществлять налоговое администрирование как часть организационно-управленческой системы реализации налоговых отношений.

Понятие «налоговое администрирование» является относительно новым, поэтому его сущность ещё недостаточно исследована. Большое распространение получила широкая трактовка налогового администрирования, при которой оно понимается как система управления налогами или как система управления налоговыми отношениями.

Но семантически администрирование является более узким понятием по сравнению с управлением. Поэтому процесс государственного администрирования есть лишь часть процесса государственного управления, а налоговое администрирование — часть управления налоговыми отношениями.

Исходя из этого, в данном учебном пособии налоговое администрирование понимается в узком смысле.

Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти (налоговых органов) по контролю за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения, и привлечению к ответственности виновных лиц за совершение налоговых правонарушений.

Для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий государство использует определенные организационно-правовые механизмы. Наибольшее значение имеет создаваемая государством система налогового контроля.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением призван воспрепятствовать уходу от налогов, обеспечить своевременность налоговых поступлений в бюджетную систему.

Именно в рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

Государство, как субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами, которым в соответствии с законодательством предоставлены соответствующие полномочия.

В налоговых отношениях субъектами контроля, наделенными от имени государства властными полномочиями по осуществлению мероприятий налогового контроля, выступают в России в настоящее время только налоговые и таможенные органы.

Налоговые органы — основной субъект налогового контроля, они имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения. Полномочия и правовой статус налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ и федеральным законом о налоговых органах. Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности существования каких-либо других налоговых органов, кроме ФНС РФ.

Налоговые органы являются автономной частью государственного аппарата; имеют территориальную организацию, внутреннюю функциональную структуру, установленные нормативными актами методы и формы деятельности, компетенцию и т.д.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий. Компетенция налоговых органов, являясь совокупностью их прав и обязанностей по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса налоговых органов.

Она закрепляется в налоговом кодексе и федеральных законах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность налоговых органов. Полномочия налоговых органов реализуются через действия, совершаемые их должностными лицами, которые также имеют установленный круг своих прав и обязанностей.

Контрольные полномочия налоговых органов составляют лишь часть полного объема их полномочий в сфере налогообложения. Налоговые органы обладают также полномочиями по привлечению к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений.

Однако данные полномочия реализуются не в рамках налогового контроля, а в ходе осуществления производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Также налоговые органы имеют полномочия по применению принудительных мер, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налога.

По результатам своей контрольной деятельности нижестоящие налоговые органы предоставляют отчеты вышестоящим налоговым органам, которые обобщают практику работы, вносят предложения по совершенствованию законодательства, разрабатывают методические рекомендации. Эти полномочия налоговых органов реализуются в рамках административных правоотношений в ходе их функционирования как самостоятельного государственного органа.

Важной чертой налоговых органов является разграничение полномочий между различными уровнями налоговых органов. Основной объем мероприятий налогового контроля выполняется инспекциями ФНС РФ.

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации.

Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним.

В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

· риски налогового контроля

· риски усиления налогового бремени

· риски уголовного преследования

Принципы налогового планирования

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

· Принцип разумности и экономической обоснованности: Любая схема должна быть продумана до мелочей.

· Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной.

· Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.

· Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

· Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)



Источник: https://infopedia.su/5x1a37.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]