Положение по бухгалтерскому учету и учетная политика организации — все о налогах

Обязательные положения бухгалтерской и налоговой учетной политики

Зачастую, если налоговики не обнаруживают в учетной политике организации важнейшие положения, они трактуют это как грубое нарушение правил учета. За такое нарушение компании может грозить штраф в размере 10 000 руб. (30 000 руб., если нарушение заметят в нескольких налоговых периодах) по ст. 120 НК РФ.

За грубые нарушения учета предусмотрен штраф и для должностного лица — от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Поэтому безопаснее проверить, зафиксированы ли у вас самые важные правила бухучета и расчета налога на прибыль.

Начать проверку стоит с пункта о бухгалтерской отчетности. С прошлого года компании не обязаны сдавать промежуточный баланс в налоговые инспекции. Поэтому многие организации убрали положение про ежеквартальную отчетность из учетной политики.

Тем более в новом Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ до недавних пор не было требования составлять баланс и другие формы за квартал, полугодие и девять месяцев.

Между тем промежуточная отчетность может понадобиться хотя бы для того, чтобы распределять прибыль и определять дивиденды (ООО это могут делать каждый квартал). Да и банки часто запрашивают баланс, если компания обращается за кредитом.

В сентябре 2013 года чиновники переписали статью 13 Закона № 402-ФЗ. Теперь там четко сказано, что составлять квартальный баланс и иные формы обязательно, если этого требуют закон, договор, учредительные документы или собственник организации.

Поэтому правило о промежуточной отчетности в учетную политику надо вернуть.

Какие пункты предусмотреть в учетной политике

Пункт учетной политики Что надо отразить Что будет, если этот пункт пропустить
Бухгалтерская учетная политика
Бухгалтерская отчетность Предусмотрите правило, что вы формируете промежуточную отчетность, когда того требуют закон, договор, учредительные документы или собственники организации. Также включите в учетную политику:

  • перечень форм бухгалтерской отчетности;
  • критерии существенности для отражения показателей;
  • детализацию показателей по статьям отчетов;
  • содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Инспекторы могут оштрафовать компанию за то, что бухотчетность сдана не в полном объеме. Например, малое предприятие составляет только баланс и отчет о финансовых результатах. Но в учетной политике об этом ни слова. Штраф — по 200 руб. за каждую несданную форму (п. 1 ст. 126 НК РФ). Что касается промежуточной отчетности, то ее отсутствие не является нарушением. Но проще от такой отчетности не отказываться, ведь она может срочно потребоваться, к примеру, банку или учредителям. Тогда будете в спешке ее составлять
Формы первичных учетных документов Типовые формы можно просто перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Образцы самостоятельно разработанных форм необходимо привести целиком в приложении к учетной политике. Инспекторы могут снять расходы и вычеты НДС, а также доначислить налоги. Объяснение у инспекторов такое — документы оформлены не по правилам
Право подписи первичных документов и счетов-фактур Приведите список сотрудников, уполномоченных подписывать документы. Впоследствии его можно будет скорректировать отдельным приказом руководителя организации. Если не прописывать этот пункт в учетной политике, то передать полномочия можно посредством доверенности
Учет материально-производственных запасов, а также тары, готовой продукции и товаров 1. Выберите единицу учета МПЗ. Это может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п. 2. Укажите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам.3. Зафиксируйте метод оценки материалов, списываемых в производство:
  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • ФИФО

Претензии налоговых инспекторов маловероятны. Однако аудиторы могут признать отчетность компании недостоверной.

Это возможно, если учет на соответствующих участках организация ведет, нарушая требования бухгалтерского законодательства.

Например, в учетной политике не предусмотрен метод оценки МПЗ, списываемых в производство

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Необходимо прописать дату определения курсовой разницы:

  • на дату совершения операции, а также на отчетную дату;
  • на дату совершения операции, а также на отчетную дату и по мере изменения курсов иностранных валют
Претензии налоговых инспекторов маловероятны. Однако аудиторы могут признать отчетность компании недостоверной. Это возможно, если учет на соответствующих участках организация ведет, нарушая требования бухгалтерского законодательства. Например, в учетной политике не предусмотрен порядок признания коммерческих и управленческих расходов. Либо компания не прописала порядок оценки незавершенного производства Доходы и расходы организации 1. Пропишите, как компания признает коммерческие (счет 44) и управленческие расходы (счет 26):

  • полностью списывает в дебет счета 90 «Продажи» в конце каждого отчетного периода;
  • распределяет между реализованной продукцией и остатками незавершенного производства.

2. Укажите порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления (более 12 месяцев):

  • постепенно по мере выполнения работ, услуг, производства изделий (если можно определить степень готовности);
  • по окончании работ, услуг, производства изделий в целом.

3. Предусмотрите, как происходит оценка незавершенного производства:

  • по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по фактической производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов
Учет расчетов по налогу на прибыль Малым предприятиям надо прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. Также обязательно отразите в учетной политике, как компания определяет величину текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах:

  • на основе данных, сформированных в бухучете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02;
  • на основе декларации по налогу на прибыль (показатель в строке 2410 отчета должен быть равен величине из строки 180 листа 02 декларации)
Создание фондов и резервов
  1. Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Важно написать, как организация формирует и как часто его уточняет (ежемесячно или ежеквартально). Данный резерв должны создавать все компании, в том числе представители малого бизнеса.
  2. Зафиксируйте, как компания ведет учет оценочных обязательств (на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и пр.). Такие обязательства формируют согласно ПБУ 8/2010. Конкретный порядок создания надо закрепить в учетной политике. Малые предприятия могут не формировать оценочные обязательства. Но только если малое предприятие не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг.
  3. Укажите, создает ООО резервный фонд или нет (данный фонд не является обязательным). Акционерные общества, в отличие от ООО, создавать такой фонд обязаны
Претензии налоговых инспекторов маловероятны. Однако аудиторы могут признать отчетность компании недостоверной. Это возможно, если учет на соответствующих участках организация ведет, нарушая требования бухгалтерского законодательства. Например, компания не формирует резерв по сомнительным долгам Учет основных средств 1. Укажите, как компания определяет срок полезного использования:

  • по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 ;
  • самостоятельно (например, с учетом технической документации).

2. Зафиксируйте способ начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • списания пропорционально объему продукции (работ).

3. Предусмотрите способ списания основных средств стоимостью не более 40 000 руб. за единицу:

  • через амортизацию;
  • единовременно, по мере отпуска в производство (передачи в эксплуатацию).

4. Укажите, проводит компания переоценку основных средств или нет. Если проводит, то обязательно нужно прописать метод переоценки (например, способ прямого пересчета) Инспекторы могут доначислить налог на имущество, если остаточная стоимость основных средств в бухучете определена неправильно Налоговая учетная политика Метод амортизации основных средств Обязательно отразите в учетной политике, каким способом компания амортизирует основные средства: линейным или нелинейным. Линейный метод можно применять по всем видам имущества. Нелинейный — только по объектам со сроком полезного использования до 20 лет включительно. Если компания применяет амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации, это надо обязательно зафиксировать в учетной политике ИФНС может пересчитать амортизацию основных средств и доначислить налог на прибыль, если докажет, что компания применяла метод амортизации, не предусмотренный в учетной политике Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых при производстве Вы можете выбрать один из четырех способов:

  • ЛИФО;
  • ФИФО;
  • по средней себестоимости;
  • по стоимости единицы запасов
Инспекторы доначислят налог на прибыль, если выяснится, что компания списывает стоимость МПЗ не тем способом, что предусмотрен в учетной политике. В итоге расходы могут оказаться завышенными Метод списания покупных товаров при их реализации Способ расчета предельного уровня процентов по заемным средствам Выберите один из двух способов:

  • исходя из среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам;
  • исходя из 1,8 ставки рефинансирования Банка России (этот порядок можно применять независимо от наличия сопоставимых долговых обязательств)
Если налоговики докажут, что компания неправомерно списала на расходы проценты по займам, ей доначислят налог на прибыль Порядок начисления авансовых платежей по налогу на прибыль Порядок начисления авансов по налогу устанавливают все плательщики налога на прибыль, которые отчитываются раз в квартал (п. 2, 3 ст. 286 НК РФ). Есть два способа:

  • можно начислять авансовые платежи ежемесячно исходя из прибыли прошлого квартала;
  • можно начислять авансовые платежи один раз в квартал.

Такое право есть у компаний, выручка которых за 2013 год не превысила в среднем 10 000 000 руб. за каждый квартал Налоговики начислят пени за то, что авансы не перечислены вовремя Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль Пропишите отчетные периоды, которые выбрала ваша компания. Существует два варианта:

  • организация будет отчитываться по налогу на прибыль ежеквартально;
  • компания будет отчитываться по налогу на прибыль ежемесячно
Инспекторы могут оштрафовать компанию и главного бухгалтера за то, что отчетность по налогу на прибыль не сдана вовремя (ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ) Метод признания доходов и расходов Как правило, компании выбирают метод начисления. Кассовый метод могут применять организации, у которых выручка (без НДС) не превысила в среднем 1 000 000 руб. за каждый квартал 2013 года Инспекторы могут доначислить налог на прибыль. Это возможно, если фактически доходы и расходы посчитаны не тем методом, который закреплен в учетной политике Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам Определитесь с этим элементом учетной политики, если организация использует метод начисления и выполняет работы (оказывает услуги), которые начинаются в одном отчетном периоде (месяце или квартале), а завершаются в другом. Если организация платит налог на прибыль ежемесячно исходя из фактической прибыли, длящиеся доходы и расходы распределяют раз в месяц. Компании, у которых отчетный период — квартал, могут распределять поступления и затраты ежемесячно или ежеквартально Определение перечня прямых расходов Надо прописать, какие расходы являются прямыми. В качестве ориентира можно использовать перечень из статьи 318 Налогового кодекса РФ. Прямые расходы списывают по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены. Косвенные расходы учитывают сразу. При этом компании, которые оказывают услуги, могут все расходы отражать сразу Источники данных для ведения налогового учета Необходимо закрепить один из двух способов:

  • налоговый учет на основе бухгалтерских регистров, дополняемых по мере необходимости (оптимальный вариант для большинства компаний);
  • налоговый учет в самостоятельно разработанных регистрах.

В таком случае необходимые формы налоговых регистров закрепите в специальном приложении к учетной политике

Декабрь 2013 г.

Источник: https://www.pnalog.ru/material/polojeniya-behgalterskaya-nalogovaya-politika

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/2008

Бухгалтерский учет — это не только документальная запись хозяйственных и финансовых действий экономического субъекта, но и целая система организации отношений между партнерами, внутренними подразделениями фирмы, с внешними субъектами — органами власти, судебными инстанциями, потенциальными клиентами и инвесторами.

Читайте также:  Проводки дт 02 и кт 02, 01 (нюансы) - все о налогах

Компетентный специалист, просмотрев данные бухгалтерии фирмы, может выразить мнение не только о фактическом положении бизнеса, но и об уровне квалификации бухгалтеров этого предприятия.

Бухгалтерские документы — это своеобразное «лицо» фирмы при удаленном контакте.

Поэтому важно правильное ведение структурированного учета — соблюдение законодательства, использование допустимых эффективных мер оптимизации, четко систематизированный документооборот.

Помимо Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №402 и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, к основам бухгалтерии относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету — Положения.

В настоящее время общее число ПБУ составляет 24, каждый из которых раскрывает особенности той или иной сферы бухгалтерии:

  • учетная политика;
  • движение денежных средств;
  • отчетность;
  • сведения о МПЗ;
  • сведения об основных средствах;
  • доходы;
  • расходы;
  • сведения о нематериальных активах;
  • и др.

Доступ к положениям свободный.

Виды

Учетная политика — это руководство для бухгалтерии предприятия о выбранных методах учета и расчета и обоснование перед фискальными органами тех или иных сведений подаваемых отчетов.

В силу многосторонних функций документа в него включаются нормы ведения не только бухгалтерского учета, но и налогового.

Смысловая разница между этими формами учета состоит в предназначении данных по их результатам. Бухгалтерские сведения служат для стандартного отражения деятельности предприятия, а налоговые — исключительно для исчисления налогов.

В практике встречается совмещение в одном документе разделов — по каждому виду учета. А также распространено принятие отдельных Приказов — об учетной политике в целях бухгалтерского учета и об учетной политике в целях налогообложения.

ПБУ 1/2008 содержит общие требования к Приказу, их необходимо дополнить требованиями Налогового кодекса РФ.

Содержание

Стандарт состоит из 4 разделов:

  • общие сведения;
  • правила формирования учетной политики;
  • порядок изменения учетной политики;
  • представление сведений учетной политики.

Однако содержание учетной политики вбирает нормы многих других ПБУ, НПА органов власти, судебной практики, налогового законодательства.

Общие сведения

ПБУ распространяет действие на все российские предприятия, кроме кредитных и государственных учреждений.

Кредитными предприятиями считаются те организации, которые в качестве основной экономической деятельности выполняют банковские операции по лицензии Центробанка России, — банки и небанковские кредитные учреждения.

ПБУ дает свое определение учетной политике — это комплекс методов ведения бухгалтерского учета, среди них:

  • обработка сведений;
  • создание и заполнение регистров;
  • инвентаризация;
  • работа с бухгалтерскими счетами;
  • учет, организационное распределение записей о хозяйственных и финансовых действиях и пр.

Зарубежные организации, действующие в России через представительства и филиалы, вправе применять к своим подразделениям национальные стандарты учета либо использовать российское ПБУ.

Разработка и утверждение

Формирование учетной политики возлагается на компетентное лицо. В лучшем случае это главный бухгалтер или бухгалтер. При отсутствии таковых — иной ответственный работник.

Утвердить разработанный документ об УП может только руководитель предприятия или ИП. Индивидуальные предприниматели могут вести бухгалтерский учет по своему желанию, но на законодательном уровне освобождены от него.

Алгоритм действий:

  1. Составить план будущего учета — провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства.
  2. «Примерить» план на действующую систему учета — проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета.
  3. Фактическое применение плана — включение в учетную политику, создание новых регистров.

При разработке учетной политики необходимо обеспечить в организации бухгалтерского и налогового учета:

  • своевременность отражения сведений;
  • полноценность информации;
  • готовность к ситуации, когда расходов будет больше, чем прогнозировалось;
  • предпочтение отражения сущности хозяйственной и финансовой деятельности над оформлением этого отражения;
  • рациональное осуществление бухгалтерского учета;
  • соответствие между синтетическими и аналитическими данными.

Разработанную учетную политику требуется привести в вид административного документа — Приказа или Распоряжения, который вступит в действие с началом следующего года.

Прежде в вопросе учетной политики действовало положение 1/2008 1994 года, содержащееся в Приказе Минфина №100. Затем в ходе реформы бухгалтерского учета и приближения национальных стандартов к международным нормам было принято новое ПБУ 1998 года — 1/98.

Сегодня учетной политике посвящено ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов России в 2008 году вместе с ПБУ об изменениях оценочных значений.

Документ регламентирует порядок и правила разработки внутреннего положения об учетной политике, его утверждения и ведения.

Несмотря на перечисленные реформы последнее Положение сохранило ряд первоначальных норм, которые законодатель посчитал неоспоримыми.

Так, не подверглись правкам следующие пункты:

  • деятельность предприятия считается непрерывной, т.е. считается, что предприятие не намеревается прекращать работу и будет продолжать хозяйственную деятельность в дальнейшем и, как следствие, исполнять долговые обязательства;
  • разделение активов и пассивов предприятия и активов и пассивов владельца этого предприятия, а также активов и пассивов других предприятий;
  • использование принятой и утвержденной учетной политики последовательно, период за периодом;
  • все хозяйственные операции привязываются ко времени осуществления и не зависят от их документального или денежного сопровождения.

Последнее ПБУ не изменило критериев качества сведений, добавив к ним лишь параметр своевременности.

Нововведения

Что касается ПБУ 1/2008, то последняя редакция стандарта датируется 2015 годом, а за последние полтора года новшества в документ не вносились. Однако, все изменения в бухгалтерском учете находят отражение в учетной политике хозяйствующих субъектов.

В самом ПБУ указано, что в учетную политику вносятся поправки в трех случаях:

  • новое законодательство;
  • перемены в хозяйственной деятельность предприятия — изменение вида деятельности, расширение масштабов производства, реорганизация и пр.;
  • выбор новых, более достоверно отражающих сведения, способов учета.

Изменения действуют с нового отчетного периода, если причины поправок не требуют более раннего введения в силу.

Стандартный документ об УП, как говорилось, состоит из двух частей — политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета.

Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличиях между двумя формами учета, которые давно планируется устранить, но пока в этом направлении прогресс невелик.

Допустимо формирование и отдельных документов УП по каждому учету.

Какие пункты содержит УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет — это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Какие разделы включаются в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, способ начисления амортизации, момент определения операций и другие особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета — перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Законодатель не предъявляет требований к виду документа об учетной политике. Его форму выбирает или разрабатывает сам руководитель предприятия либо бухгалтерия, но документ должен быть оформлен как Распоряжение или Приказ.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://znaybiz.ru/buh/raznoe/uchetnaya-politika/pbu-1-2008.html

Об утверждении положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

В соответствии c положениями:

Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;

Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н;

Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;

частью II Налогового кодекса РФ.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемое Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Генеральный директор ОАО «Кировский Мясокомбинат» ________________

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2014 ГОД

Раздел I. Общие положения.

В целях соблюдения единой методики отражения в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций и оценки имущества учет имущества, обязательств и хозяйственных операций вести способом двойной записи.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

Основополагающий нормативный документ , которым следует руководствоваться организации при формировании бухгалтерской учетной политики , — ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008.№ 106н.

Основаниемдля формирования данных налогового учета являются:

· Первичные учетные документы (включая бухгалтерские справки);

· Аналитические регистры налогового учета;

· Аналитические документы бухгалтерского учета;

· Специальные расчеты налоговой базы.

Раздел II. Организационные аспекты учетной политики.

Организационная структура учетно-бухгалтерской службы.

Бухгалтерская служба утверждается как структурное подразделение , возглавляемое главным бухгалтером.

Бухгалтерская отчетность.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Показатель считается существенным и приводится обособленно в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, отчете об изменениях капитала или отчете о движении денежных средств, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

При детализации статей вышеперечисленных форм существенной признается сумма, составляющая 10% и более от показателя статьи но не менее 10 000 тыс.руб.. Показатели, составляющие менее 10% от показателя статьи или менее 10 000 тыс.руб.

, приводятся обособленно в случае, если это обусловлено их характером либо конкретными обстоятельствами возникновения.

Дебиторская(кредиторская) задолженность по выданным(полученным) авансам оценивается в бухгалтерском балансе в размере уплаченной суммы за вычетом НДС. Сумма НДС отражается в бухгалтерском балансе обособленно от дебиторской по уплаченному авансу в качестве оборотного актива по строке баланса прочие оборотные активы».

В случае выдачи авансов и предварительной оплаты работ, услуг и пр., связанных, с приобретением внеоборотных активов, суммы выданных авансов и предварительной оплаты (без НДС) отражаются в бухгалтерском балансе в разделе I «Внеобротные активы».

2.3 Рабочий план счетов.

Предприятие утвердило рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических признаков, единый для всех обособленных подразделений предприятия. (рабочий план счетов прилагается).

Формы первичных документов.

Предприятие применяет унифицированные формы первичных документов, утвержденных постановлениями Госкомстата, а также дополнительно утвердило формы учетных документов, используемые в деловом обороте организации помимо унифицированных форм документов. (формы документов прилагаются).

В унифицированных формах заполнятся реквизиты, обязательные по Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ. Иные реквизиты могут заполняться по необходимости.

В случае, если форма первичного бухгалтерского документа согласованная организацией договором, и она отличается от утвержденной компанией, то используются форма согласованная договором.

Читайте также:  Отдохнул в россии — получи налоговый вычет - все о налогах

Регистры бухучета.

В качестве регистров учета используются формы, предусмотренные в программе для ведения бухучета «1С – Предприятие» (формы документов прилагаются).

Организация документооборота.

Предприятие утвердило схему документооборота, сроки прохождения документов и ответственные за их контроль и исполнение. Документооборот является приложением к учетной политике и вывешивается на видном месте в бухгалтерии.

Технология обработки данных учетной информации.

Технология обработки учетной информации осуществляется компьютерами по программе «1-С Предпритяие».

Уровень централизации и основные принципы обмена информацией с обособленными структурными подразделениями.

Учет организовывается в централизованной форме. Все работы по учету сосредоточены в центральной бухгалтерии. Все отчеты, которые формируются во внутрихозяйственных подразделениях представляются в центральную бухгалтерию головного предприятия

Система ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Система ведения бухгалтерского учета определяется по методу «начислений» с использованием журналов – ордеров.

Раздел III. Методологические аспекты учетной политики.

Учет внеоборотных активов.

3.1.1 Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Единицей налогового учета основных средств является инвентарный объект (см. статью 323 главы 25 Налогового кодекса РФ). Инвентарный объект — это отдельный конструктивно обособленный объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Порядок определения первоначальной стоимости: Согласно ПБУ 6/01.

Для основных средств, подлежащих государственной регистрации отражения на дебете счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 08 происходит после ввода объекта в эксплуатацию.

Первоначальная стоимость основных средств может не совпадать для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения на: — сумму процентов по кредиту, — сумму сверхнормативных расходов.

Принятые на учет объекты основных средств оцениваются по первоначальной стоимости, равной фактической себестоимости законченных капитальных вложений.

В целях как бухгалтерского учета, так и налогообложения прибыли, суммы государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество или в связи с постановкой на учет в ГИБДД, таможенных пошлин и таможенных сборов по приобретенным (сооруженным и т.п.) основным средствам учитываются в первоначальной стоимости основных средств.

Объекты ОС, признанные по результатам инвентаризации имущества излишками , оформляются актом приема-передачи ОС, в состав активов вводятся проводкой 01/91.

Переоценку ОС не предусматривать. На основании п. 5 ПБУ 6/01,активы, в отношении которых выполняются условия для принятия их в качестве основных средств, стоимостью до сорока тысяч рублей отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально- производственных запасов.

В целях обеспечения сохранности объектов ОС до сорока тысяч рублей за единицу списания их в производство без начисления по ним амортизации вести на забалансовом счете 101 количественный учет.

Первичная документация по учету основных средств , стоимостью менее сорока тысяч рублей разрабатывается предприятием самостоятельно.

3.1.2.Учет амортизации основных средств.

Основные средства амортизируются линейным способом.

Амортизация для целей бухгалтерского и налогового учета приостанавливаетсятолько в случае перевода объекта на консервацию по решению руководителя организации на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. При приобретении основных средств годовая норма амортизации определяется иcходя из первоначальной стоимости объекта и срока полезного использования, который определяется самостоятельно, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1.

По ОС бывшим в употреблении норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации у продавца.

Источник: https://lektsia.com/1x1a0b.html

Учетная политика

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это  внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя.

В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию.

Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами.

Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел
Способ ведения учета Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.
Форма учета Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.
Рабочий план счетов Утверждается отдельным приложением к учетной политике.
Формы первичных учетных документов Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.
Право подписи первичных учетных документов Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.
Формы бухгалтерских регистров Перечень и форму регистров укажите в приложении.
График документооборота Утверждается отдельным приложением к учетной политике.
Инвентаризация Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета
Промежуточная бухгалтерская отчетность Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).
Доходы и расходы организации Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.
Учет расчетов по налогу на прибыль Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.
Создание фондов и резервов Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.
Учет основных средств Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации испособ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.
                            Методологический раздел для целей налогообложения
Источники данных для налогового учета Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).
Метод амортизации ОС Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).
Метод признания доходов и расходов  Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.
Определение перечня прямых расходов Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/uchetnaya-politika

Учетная политика для целей налогового учета, Комментарий, разъяснение, статья от 01 мая 2015 года

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Наталия Ряскова,
эксперт журнала<\p>

Читайте также:  Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем: новый бланк - все о налогах

Чем учетная политика для целей налогообложения отличается от учетной политики для бухгалтерского учета? Обязательно ли ее составлять и как правильно отразить в ней нюансы налогового учета?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Данное определение приведено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Порядок разработки и применения учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)», утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н. Таким образом, Закон N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 помогают при разработке учетной политики, но только для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ, представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно. Но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Разрабатывать учетную политику для целей налогового учета можно в виде отдельного документа, а можно добавить дополнительный раздел в учетную политику по бухгалтерскому учету. Какой бы способ не был выбран, учетная политика на следующий год до 31 декабря должная быть утверждена приказом (распоряжением) руководителя. Данное положение следует из норм Налогового кодекса РФ, а именно из п.1 ст.285, в соответствии с которой налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Применяться учетная политика в организации должна с момента регистрации организации и до ее ликвидации.

Зачастую на практике учетная политика утверждается ежегодно в конце года на следующий календарный год. У специалистов по этому поводу свое мнение: поскольку для учетной политики применяется принцип последовательности, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Так, например, если организация планирует изменить ранее применяемые методы учета. В данном случае изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала следующего календарного года, т.е. приказ об утверждении учетной политики на новый календарный год должен быть подписан в декабре. В том случае если изменения учетной политики — следствие изменения законодательства о налогах и сборах, необходимые изменения нужно внести с момента вступления в силу соответствующего законодательства. В последнем случае создают приказ об изменении учетной политики. Изменения в течение налогового периода необходимо также внести в тех случаях, когда организация начала осуществление новых видов деятельности. Таким образом, вносить изменения в учетную политику в течение календарного года можно только в двух случаях, рассмотренных ранее. Во всех остальных случаях изменять учетную политику можно только с начала года.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п.12 ст.167 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Как правило, учетная политика состоит из нескольких разделов, чаще всего двух.

Общий раздел содержит организационно-технические вопросы, такие как правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д.

Специальный раздел отражает порядок формирования налоговой базы по тем или иным налогам. Нормами ст.25 Налогового кодекса РФ установлено право выбора налогоплательщика по выбору правил ведения налогового учета. Выбор налогоплательщика должен быть отражен в учетной политике по налоговому учету. Так, необходимо описать в учетной политике предусмотренный законодательством способ учета, наиболее подходящий для организации.

Составлять учетную политику для целей налогообложения должны как организации, применяющие общую систему налогообложения, так и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для организаций, применяющих общим режим налогообложения, необходимо осветить вопросы определения налоговой базы по всем налогам, плательщиком которых является организация. Для предприятий, применяющих УСН, главной задачей является выбор тех способов учета доходов и расходов, которые разрешены главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Учетная политика по налогу на прибыль

Как известно, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество вариантов ведения учета для исчисления налога на прибыль. Учетная политика поможет организации определиться с тем или иным способом ведения учета. Рассмотрим основные моменты формирования учетной политики для налога на прибыль.

Расходы на оплату труда. В учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить показатель оплаты труда, который будет использоваться при исчислении налога на прибыль.

Напомним, что налогоплательщик вправе выбрать либо показатель среднесписочной численности, либо показатель расходов на оплату труда.

Незавершенное производство. В соответствии со ст.319 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Иными словами, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Напомним, что под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.

К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. При этом нормами ст.319 Налогового кодекса РФ не предусмотрены правила оценки незавершенного производства.

Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух налоговых периодов. Отметим, что организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н (далее — Положение), незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

— по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

— по прямым статьям затрат;

— по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров. В учетной политике для целей налогообложения необходимо также закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров — метод оценки покупных товаров при их реализации. Сделать это необходимо для определения материальных затрат для целей налогообложения.

В соответствии с п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ установлены следующие методы оценки сырья и материалов:

— по стоимости единицы запасов (товара);

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

При этом в отличие от Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01)», утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (далее — ПБУ 5/01), налоговое законодательство не раскрывает содержание этих методов.

Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить тот или иной метод использования оценки материалов, но руководствоваться данным методом необходимо на основании ПБУ 5/01. Напомним, что ранее применялся также метод оценки сырья и материалов ЛИФО — по стоимости последних по времени приобретений.

В соответствии с Приказом Минфина России от 26 марта 2007 года N 26н, данный метод был исключен из бухгалтерского учета с 1 января 2008 года. А с 1 января 2015 года был также исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон N 81-ФЗ от 20 апреля 2014 года).

Амортизация. Налоговым законодательством (п.1 ст.

259 Налогового кодекса РФ) предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Только линейным методом можно начислять амортизацию по объектам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам), входящим в восьмую — десятую амортизационные группы.

Напомним, что в восьмую — десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

Линейный метод начисления амортизации регламентируется ст.259.1 Налогового кодекса РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Линейный метод начисления амортизации хоть и не является экономически выходным — самый простой. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок применения нелинейного метода начисления амортизации регламентирован ст.259.2 Налогового кодекса РФ и позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При использовании нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе.

Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу).

Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию.

Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормами ст.259.2 Налогового кодекса РФ установлены нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе.

В соответствии с п.1 ст.

259 Налогового кодекса РФ не чаще одного раза в пять лет налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации, перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации. Напомним, что изменение допускается с начала очередного налогового периода.

За исключением восьмой — десятой амортизационных групп, по всем остальным объектам организация должна использовать единую методику начисления амортизации.

Очередной вопрос, возникающий в данном вопросе начисления амортизации, будет ли налогоплательщик пользоваться амортизационной премией? Напомним, что в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ

Источник: https://docs.cntd.ru/document/420279997

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]