Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки. — все о налогах

Если заявитель не согласен с решением УФНС

Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы – это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Напомним, что с 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Обратите внимание

В силу п. 2 ст. 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц ФНС могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.

Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Это прямо следует из определения понятия «апелляционная жалоба», содержащегося в абз. 3 п. 1 ст.

138 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течениеодного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

К упомянутым иным ненормативным актам относятся решения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ; требования об уплате налогов (ст. 69), о представлении документов (ст. 9393.

1); решения о проведении (об отказе в проведении) зачетов (возвратов) (ст. 78, 79), о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика или иного имущества (ст.

46 – 48), о приостановлении операций по счетам в банках (ст. 76) и т. д.

Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона № 153-ФЗ руководители территориальных инспекций были вправе рассматривать жалобы на действия своих сотрудников, если такие обращения поступали непосредственно в эту инспекцию.

Требования к оформлению жалоб на указанные ненормативные акты и действия (бездействия) налоговиков идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.

Мы их рассмотрели ранее, поэтому повторять их не имеет смысла.

Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.

Порядок рассмотрения подобных жалоб установлен в ст. 140 НК РФ, его особенности мы анализировали выше.

Однако здесь следует обратить внимание на один важный нюанс. Жалобы на иные ненормативные акты налоговиков, а также на их действия (бездействие) подлежат рассмотрению в более короткие сроки – в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО.

Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

По итогам рассмотрения обращения заявителя ВНО в силу п. 3 ст. 140 НК РФ может:

  1.  оставить жалобу без удовлетворения;
  2.  отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  3.  признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.      
  •  Данный закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 года применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.
  •  До вступления в силу Федерального закона № 153-ФЗ этот срок составлял десять рабочих дней.

Источник: https://www.vsemvsud.ru/articles/616-esli-zayavitel-ne-soglasen-s-resheniem-ufns

Незаконное решение налоговой — порядок обжалования

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Как грамотно оспорить решение налоговой?

 Условно разделим все акты, а также действия/бездействия налоговых органов на две большие группы.

К первой группе отнесём:

— решения налоговых органов о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);

— решения об отказе в возмещении НДС (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10).

Ко второй группе отнесём:

— все иные акты налоговых органов (за исключением актов первой группы), принятые в ходе налоговых проверок (камеральных либо выездных).

Примерами таких актов могут быть:  решение о проведении выездной налоговой проверки или решение о ее приостановлении; требование о представлении документов; решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов; решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и т.д.;

— любые незаконные, по Вашему мнению, действия/бездействие налоговых органов;

— решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенные по результатам иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля. Следует отметить, что некоторые налоговые правонарушения могут быть выявлены и без проведения камеральной или выездной проверки.

Сюда можно отнести такие правонарушения, как: нарушение срока подачи в ИФНС сообщения об открытии обособленного подразделения; об открытии/закрытии счета в банке  и т.д. Решения о привлечении к ответственности за указанные правонарушения можно назвать «безпроверочными» решениями, т.е.

вынесенными по результатам иных (кроме проверок) мероприятий налогового контроля.

С 01.01.2014 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми, любые виды решений/действий налоговых органов перед обращением в суд необходимо обжаловать в досудебном порядке.

Досудебное урегулирование налогового спора по первой группе решений налоговых органов возможно по выбору налогоплательщика:  в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Порядок обжалования ТАКИХ актов налоговых органов (условно назовем их «Проверочные решения») установлен  в ст. ст. 138 — 139.1 НК РФ.

Подача апелляционной жалобы (до вступления первоначального решения налогового органа в силу) Срок

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/nezakonnoe-reshenie-nalogovoi-poriadok-obzalovania.html

Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности

Содержание

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность за совершенные налоговые правонарушения, однако вина плательщика доказывается путем рассмотрения всех материалов дела, акта, составленного налоговым органом, который проводил мероприятия по налоговому контролю.

При этом последнее вступает в силу и подлежит исполнению с момента его вынесения.

Решение может быть исполнено только в том случае, если руководитель налогового органа рассмотрел дело в рамках действующего налогового законодательства, без каких-либо нарушений, а также направил вынесенное решение плательщику непосредственно после вынесения решения.

Способ направления может быть, как личный под роспись, так и путем почтового направления в заказной форме, где днем получения считается шестой рабочий день, или путем направления через телекоммуникационную сеть.

Если в ходе мероприятий налогового контроля, которые носили характер выездной или камеральной проверки, было выяснено и доказано, что плательщику необходимо возместить в государственный бюджет налоги, сборы, штрафы и пени, то изыскание средств носит принудительный характер.

Данная мера взыскания осуществляется независимо от желания плательщика исполнить решение или проигнорировать его. Способы взыскания носят так же принудительный характер.

Порядок исполнения  решения

Осуществление исполнения решения находится на контроле у налогового органа, который вынес такое решение. То есть налоговый орган, который постановил взыскать с плательщика неуплаченные в срок налоги, сборы и пени, обязан самостоятельно взыскивать с плательщика средства всеми законными и доступными способами.

Например, путем ареста или замораживания лицевых счетов плательщика до тех пор, пока необходимая сумма не будет взыскана. Это же касается решений, по которым плательщик привлекается к административной ответственности.

Именно налоговый орган, который внес решение о виновности плательщика, обязан всеми законными способами осуществить исполнение решения, в том числе с применением принудительных мероприятий, цель которых устранение обнаруженных нарушений.

В случаях, когда плательщик не согласен с вынесенным решением, подал апелляцию в вышестоящий налоговый орган, последний обязан о своем решении известить налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех рабочих дней. При этом новое решение подлежит исполнению с момента его вынесения.

Сроком вступления в силу решения считается срок в один календарный месяц с момента вынесения решения, если речь идет о признании виновным плательщика в предъявляемых налоговых правонарушениях, а так же в случаях, когда вина плательщика не доказана и не состоятельна.

Если вынесенное решение касается проверки, проведенной в отношении консолидированной группы плательщиков, то сроком решения будет выступать так же один календарный месяц. То есть в этом период решение вступает в силу.

В практике встречаются случаи, когда вынесенное решение, вступающее в силу, оспаривается плательщиком в судебном порядке или в вышестоящий налоговый орган, и решение отменяется при обнаружении нарушений со стороны налогового органа, который проводил мероприятия по налоговому контролю и выносил решение.

В этом случае первоначальное решение отменяется без каких-либо сроков, с момента вынесения нового решения.

Должностные лица, допустившие нарушения в ходе мероприятий и вынесения решения о признании виновным плательщика, сами попадают под статьи налогового законодательства о нарушениях в налоговой сфере, подвергаются ответственности вплоть до отстранения от должности.

Документы, используемые для исполнения решения

В качестве документов, используемых для исполнения решения, выступают как само решение, которое направляется плательщику для ознакомления и исполнения, так и сопутствующие материалы дела: акты, протоколы, иные материалы дела.

В решение обязательно указывается срок, в который плательщик обязан исполнить решение налогового органа, а так же мера воздействия при неисполнении решения в указанные временные рамки.

Кроме того для исполнения решения могут быть использованы документы, являющиеся основанием для принудительного взыскания с плательщика начисленных ему налогов, сборов, пени и штрафов, которые направляются в банки, где у плательщика открыты лицевые счета для ареста средств на этих счетах и прекращения расходных операций по счетам, в том числе и валютным.

Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/ispolnenie-resheniya-o-privlechenii-k-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovogo-pravonarusheniya-ili-resheniya-ob-otkaze-v-privlechenii-k-otvetstvennosti.html

Как обжаловать решение по налоговой проверке

Егор Крючков, руководитель департамента «Налоги и Право» юридической фирмы «Интеллектуальный Капитал»

Последствия вступления решения в силу

Решение о привлечении к ответственности (подп. 1 п. 7 ст.

101 НК РФ), как и решение об отказе в привлечении к ответственности, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику, в отношении которого была проведена проверка (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Аналогичный срок вступления в силу предусмотрен и для решений, принятых в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае срок определяется с момента вручения решения участнику консолидированной группы.

Если инспекция не имеет возможности вручить решение налогоплательщику, то оно направляется по почте заказным письмом. Данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах пяти дней со дня вынесения решения. (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Датой вручения решения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Компании не стоит каким-либо образом уклоняться от получения решения по налоговой проверке. Поскольку это может привести к негативным последствиям в виде пропуска срока, установленного для апелляционного обжалования.

В случае обжалования решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. А также в необжалованной части со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.

2 НК РФ).

Рассмотрим последствия вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Выявив предполагаемую недоимку, инспекция выставляет требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование направляется в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть вручено налогоплательщику лично, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). При этом у компании есть восемь рабочих дней, чтобы исполнить требование в добровольном порядке.

Однако инспекторы могут установить и более длительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неисполнения требования фискалы имеют право взыскать недоимку, пени и штрафы в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ). Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Пропустив этот срок, инспекторы смогут взыскать задолженность только в судебном порядке (подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, после вступления решения в силу и вручения требования инспекция вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение решения. Наиболее негативные из них — приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Досудебное обжалование решения по налоговой проверке

Очевидно, что вступившее в силу решение о привлечении к ответственности несет достаточное количество негативных последствий вплоть до временной приостановки деятельности организации.

Возникает вопрос: что делать компании после вынесения решения? Здесь есть два варианта действий. Если налогоплательщик согласен с претензиями контролеров, то лучше незамедлительно уплатить недоимку, пени и штрафы.

Не стоит дожидаться выставления требования об уплате налога. Поскольку это чревато описанными выше последствиями.

Если компания не согласна с доначислениями, то необходимо обжаловать решение в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Если с первым вариантом действий все понятно, то обжалование решения вызывает вопросы. Прежде всего определимся с основными вариантами обжалования: досудебное обжалование не вступившего в силу решения, досудебное и судебное обжалование вступившего в силу решения.

Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности обжалуется путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы. Эту жалобу можно подать до дня вступления в силу решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Решения, обжалованные путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы, вступают в силу в момент принятия вышестоящей инспекцией решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ). Это означает, что во время рассмотрения жалобы фискалы не имеют права выставлять требование об уплате налога.

И, соответственно, применять какие-либо обеспечительные меры.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший решение. Инспекция, решение которой обжалуется, в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139.

1 НК РФ). Органами, в полномочия которых входит рассмотрение апелляционных жалоб, выступают УФНС по субъекту РФ и ФНС России (приложение № 5 к приказу Минфина России от 17.07.

14 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах ФНС»).

Апелляционные жалобы на решения УФНС по субъекту РФ, межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам рассматриваются ФНС России.

Апелляционные жалобы на решения территориальных инспекций ФНС России рассматриваются УФНС по субъектам РФ.

При представлении жалобы компании стоит проконтролировать процесс ее отправки в вышестоящую инспекцию, узнать входящий номер. В этом случае компания сможет получать информацию о рассмотрении жалобы.

Вышестоящий орган рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен для получения документов от нижестоящих инспекций, но не более чем на один месяц. В то время, пока рассматривается апелляционная жалоба, решение инспекции не считается вступившим в силу.

Жалоба на вступившее в силу решение

Порядок обжалования вступившего в силу решения по налоговой проверке во многом схож с описанным выше. Однако есть и отличия.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности может быть подана в течение одного года с момента его вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Эта жалоба также подается через налоговый орган, принявший решение, и направляется в инспекцию в течение трех дней с момента получения.

Основным отличием является то, что обжалование уже вступившего в силу решения не приостанавливает действия самого решения (п. 5 ст. 138 НК РФ). Это означает, что инспекция, несмотря на наличие жалобы, может выставить требование об уплате недоимки. При этом проверяющие имеют право применить обеспечительные меры и взыскивать с компании доначисления.

Однако есть способ избежать негативных последствий. Компания имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган с заявлением о приостановлении действия обжалуемого решения.

Главное, чтобы имелись достаточные основания полагать, что такое решение не соответствует действующему законодательству (абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ). К сожалению, Налоговый кодекс не содержит четкого порядка рассмотрения такого заявления и вынесения решения по нему.

Это может существенно усложнить обжалование решения о приостановлении действия решения по проверке.

Стоит обратить внимание, что существует возможность обжалования принятого вышестоящей инспекцией решения в ФНС России. Такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Судебное обжалование решения по наловой проверке

Исчисление срока для обращения в суд.

Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение о привлечении к ответственности в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010).

Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок для обращения в суд в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст.

100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.

13 № 153 ФЗ.

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд.

Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке.

Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Заявление о принятии обеспечительных мер. Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ).

При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество.

Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит (или сделает невозможным) исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение.

Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании.

В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83).

В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК РФ).

Пропущенный срок можно попытаться восстановить

На практике нередко возникают ситуации, когда срок досудебного обжалования решения по налоговой проверке уже пропущен.

Есть ли какие-то перспективы для налогоплательщика? В случае несоблюдения досудебного порядка обжалования суд имеет право оставить заявление компании без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ). Очевидно, что досудебный порядок обжалования является обязательным.

Эта позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57, определение ВС РФ от 20.04.15 № 305-КГ15-2582).

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3864-kak-objalovat-reshenie-po-nalogovoy-proverke-v-vyshestoyashchey-inspektsii-i-v-sude

Обжалование результатов налоговой проверки

Бухгалтер и закон

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Ю. С. САЕЛЮКОБА, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Зачастую по результатам налоговой проверки компетентные органы выносят решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности, с которым налогоплательщик полностью или в части не согласен.

В этом случае налогоплательщику предстоит пройти процедуру обжалования решения налоговой инспекции, чтобы отстоять свою позицию и доказать, что выводы, изложенные в итоговом документе, неправомерны.

Для того чтобы минимизировать потери времени и денег, необходимо детально разобраться с процедурой обжалования, изучить сроки и другие ключевые моменты.

До 01.01.2009 у налогоплательщика была альтернатива в выборе способа обжалования. Существовала возможность направить в суд исковое заявление либо использовать досудебный способ урегулирования спора и обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган по выбору заявителя.

Сейчас же такой возможности налогоплательщики лишены, о чем говорится в ч. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В соответствии с этой законодательной нормой решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Причем такое правило распространяется не на все акты налогового органа, а только лишь на решения, которые вынесены по итогам проверки (решения о привлечении

к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности).

Далее разберем процесс налоговой проверки с учетом, что защитить свои права налогоплательщик вправе на каждом из ее этапов, нужно лишь внимательно относиться к срокам и субъектному составу таких правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по итогам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, который в течение 5 дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. На этом этапе у налогоплательщика возникает первая возможность не согласиться с мнением налогового органа.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

На основании представленных возражений и иных значимых обстоятельств руководитель (заместитель руководителя) принимает одно из следующих решений: о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за соверше-

ние налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

На этой стадии еще не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, которая подается в вынесший это решение налоговый орган (иначе жалоба останется без рассмотрения), который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (абз. 2 ч. 3 ст. 139 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ говорит лишь о том, что жалоба должна быть составлена в письменной форме. В информационном сообщении ФНС России от 09.02.2011 «Новые возможности при направлении обращений в ФНС России» (письмо носит рекомендательный характер) разъясняет, что апелляционная жалоба должна отражать следующие сведения:

— наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;

— персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ:

• фамилию, имя и отчество;

• дату и место рождения;

• пол;

• адрес места жительства;

• данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

• данные о гражданстве;

— наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

— требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

— обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

— суммы оспариваемых требований в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа;

— расчет оспариваемой денежной суммы;

— перечень прилагаемых документов.

В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

В информационном сообщении ФНС России от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган» также сказано, что к жалобе рекомендуется приложить:

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

— расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;

— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

Подписать жалобу может, помимо самого налогоплательщика, его законный или уполномоченный представитель. Причем уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

При несоблюдении требований к подтверждению полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано.

Итак, в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если же вышестоящий налоговый орган изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налого-

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

27

вого органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом (ч. 2 ст. 101.2 НК РФ).

В случае, когда срок, предусмотренный п. 9 ст. 101 НК РФ, пропущен (решение вступило в силу) и оно не было обжаловано в апелляционном порядке, законодательством предусмотрена возможность его обжалования в вышестоящем налоговом органе путем подачи жалобы в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Нормативный срок для подачи такой жалобы определен в абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ. Жалоба может быть подана в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. Причем лицо, подавшее жалобу, на основании письменного заявления вправе отозвать ее, но сделать это представляется возможным только до принятия решения по ней.

Также следует учитывать, что отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение.

Если же налогоплательщик и в этом случае остается неудовлетворенным и по-прежнему не согласен с выводами налогового органа, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением за защитой своих нарушенных прав. На этом этапе процедуру досудебного урегулирования спора можно считать исчерпанной.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 мес. со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст.

198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ)).

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем, а также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В заявлении должны быть также указаны:

— наименование органа или лица, которые приняли оспариваемое решение;

— название, номер, дата принятия оспариваемого решения;

— права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением;

— законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение;

— требование заявителя о признании решения незаконным.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obzhalovanie-rezultatov-nalogovoy-proverki

Налоговые проверки и оспаривание решений налоговых органов

RSS Опубликовано 9 февраля 2018 года

«Почему налоговики решили проверить компанию?», «Как вести себя в ходе налоговой проверки?», «Что делать, если налоговики выявят нарушения?», «Можно ли будет оспорить решение налоговиков?» — вот далеко не полный перечень вопросов, который начинает крутиться в голове бизнесмена в момент, когда он узнает о предстоящем общении с представителями фискального ведомства.

Если на каждый из указанных вопросов у руководителя и ключевых сотрудников компании будет иметься четкий ответ, то они сможет выстроить взаимодействие с проверяющими грамотно и при этом в рамках правового поля.

В том же случае, если ответов иметься не будет, то велик риск, что компания «наломает дров» в ходе налоговой проверки.

Обсудить вопросы налоговых проверок и оспаривания решений налоговых органов «HotDolg» решил с экспертом — Иваном Рыковым, антикризисным управляющим, экономистом, медиатором.

HotDolg

— Иван, здравствуйте!Расскажите вкратце, что представляют собой налоговые проверки и каких видов они бывают.

Иван Рыков

— Здравствуйте! Проверки, виды проверок и то, как они проводятся, описаны в налоговом кодексе. В первую очередь налоговые проверки бывают выездные и камеральные. Камеральным налоговым проверкам подвергаются все налоговые декларации.

Такие проверки обычно производятся без запроса дополнительных документов у налогоплательщика. Выездные проверки — это проверки, связанные с выездом на место деятельности налогоплательщика и дополнительным запросом и проверкой документов.

Налоговая старается минимизировать количество выездных проверок, но обеспечить максимальные доначисления в ходе проверки. Более того, в налоговых органах сейчас работает предпроверочный анализ и, выходя на проверку, налоговая уже зачастую приблизительно понимает какая сумма будет доначисленна.

Чаще всего по итогу налоговой проверки предприятие уже очень часто не может рассчитаться, погасить долг перед бюджетом.

HotDolg

— Какие факторы могут увеличить шансы компании оказаться в фокусе внимания налоговых органов?

Иван Рыков

— Как я уже сказал, налоговая проводит постоянный мониторинг показателей деятельности налогоплательщиков. Общедоступным является Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», который как раз регулирует данный вопрос.

В данном приказе говорится о 12 критериях, которые помогут вам оценить риск проведения налоговой проверки. Данный перечень используется и самими налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Соответственно, если определенные параметры деятельности компании отличаются от средних по отрасли, тогда, налоговая примет решение о проведении налоговой проверки.

HotDolg

— Что следует делать руководителю и сотрудникам компании, в преддверии и в ходе налоговой проверки?

Иван Рыков

— Когда налоговая проверка начинается — вручают решение и запрашивают документы. Естественно, налогоплательщику нужно понимать, какие документы предоставлять, какие нет, потому что налоговая часто запрашивает те документы, которые не вправе запрашивать.

Но зачастую налогоплательщики, не разбираясь в нюансах налогового законодательства их все равно выдают. Очень часто такое делается в ходе камеральных проверок.

Когда направляется запрос, налогоплательщик думает, что в данной ситуации существует обязанность передать документы, передает все документы, а потом выясняется, что, оказывается, такой обязанности не было.

В любом случае, желательно консультироваться у тех людей, которые уже сопровождали налоговые проверки. Существует такая категория налоговых юристов, которые именно сопровождают, знают «как» сопровождать налоговые проверки. Они проверяют и консультируют «что отвечать» в ответах на запрос налоговой, какие документы давать, какие не давать, как себя вести, что говорить налоговой.

В крупных компаниях существуют целые отделы, которые сопровождают налоговые проверки. Маленьким компаниям постоянно держать в штате такого специалиста смысла нет, поэтому лучше обращаться к специалистам.

HotDolg

— А чего категорически не следует делать?

Иван Рыков

— Скажем так, здесь нет каких-то четких рекомендаций что категорически делать не следует, но есть вещи которые обычно влекут более негативные последствия. Например, это полное непредоставление документов.

В случае, если документы совсем не будут предоставлены, то налоговая все равно проведет проверку, все равно сделает доначисления, но сделает это исходя из среднеотраслевых показателей, и сумма скорее всего будет существенно больше. Категорически не стоит затягивать с привлечением специалистов в ходе налоговой проверки.

Это может привести не только к тому, что начисления будут больше и Вам не удастся эту сумму снизить, но и может привести к такому последствию, как уголовная ответственность за неуплату налогов, оно тоже актуально.

Поверьте, если к вам собирается налоговая проверка, то они уже знают, сколько и по каким основаниям будет доначислено, и самым правильным ответом будет выставить профессиональных защитников, которые позволят сэкономить много и много миллионов рублей.

HotDolg

— Если по результатам проверки налоговый орган составил акт, с которым налогоплательщик не согласен, каким образом и в какой срок он может проинформировать об этом проверяющих?

Иван Рыков

— После составления акта, идет этап рассмотрения возражений, он происходит в налоговой инспекции. Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие налогоплательщика с актом налоговой проверки (п.6 ст. 100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст. 101.4 НК РФ).

Их рассматривает Руководитель (Заместитель руководителя) налогового инспектора, осуществившего проверку. Возражения подаются течение одного месяца со дня получения акта.

По итогам рассмотрения материалов проверки принимается решение: либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

Приоткрою секрет, на этапе рассмотрения возражений часть налогового долга может быть существенно уменьшена. В акте указаны факты нарушения налогового законодательства, которые приводят к тому, что налоговый орган в праве произвести доначисление налогов, а также начислить пени и штрафы.

Однако, часть фактов нарушения налогового законодательства, вменяемых налогоплательщику в акте «снимается» на этапе рассмотрения материалов проверки с возражениями налогоплательщика и, следовательно, уменьшается объем налоговых доначислений (пеней и штрафов), которые налогоплательщик должен уплатить в бюджет.

HotDolg

— Каким образом налоговый орган осуществляет рассмотрение результатов налоговой проверки и принимает решение по итогам проверки? Происходит ли это с участием налогоплательщика или без него?

Иван Рыков

— У налоговой инспекции есть 10 дней для того, чтобы рассмотреть материалы проверки с возражениями и принять решение. Налогоплательщик во время рассмотрения материалов может присутствовать, давать пояснения и заявлять ходатайства.

В отдельных случаях налоговой инспекции может отложить рассмотрение материалов или же провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Результатом рассмотрения является решение: либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

HotDolg

— Если по итогам рассмотрения результатов проверки налоговым органом было принято решение о привлечении компании к налоговой ответственности, каким образом и в какие сроки компания может его оспорить?

Иван Рыков

— После вынесения решения его можно обжаловать уже в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган в течение 30 дней. Соответственно, если по результатам такого обжалования решение о привлечении налогоплательщика (принятое по результатам проверки) осталось в силе, то остаются только судебные методы обжалования.

Судебное оспаривание не препятствует вступлению в силу решения налоговой по итогам проверки и не дает налогоплательщику отсрочку его исполнения. Поэтому если вы хотите приостановить его действие, Вам нужно подумать о заявлении обеспечительных мер в суде.

HotDolg

— Иван, спасибо, что, несмотря на высокую занятость, Вы нашли время и возможность пообщаться. Также благодарим Вас за данные советы и рекомендации. Они будут полезны посетителям HotDolg.ru.

Беседовал Алексей Дудин

Источник: https://www.hotdolg.ru/interview/nalogovye-proverki-i-osparivanie-reshenij/

Оспаривание результатов налоговой проверки

   С 1 января 2014 г. все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ).

   Для того чтобы обжаловать решение налогового органа, необходимо подать жалобу.

   Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (ст. 138 НК РФ).

   Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

   Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

   Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.

   Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

   В жалобе указываются:

  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. требования лица, подающего жалобу.

   Пример

   АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

   о признании частично недействительным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве от 10.08.2013 № 15/10305 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

   Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве (далее — Инспекция, налоговый орган, проверяющие) была проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «Аэро», по результатам которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.       

   Данным решением налоговым органом было решено:

  1. предложить уплатить штраф в размере 54 500 рублей;
  2. внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

   Общество частично не согласно с решением Инспекции по следующим основаниям.

   УПЛАТА ШТРАФА

   Неудержание и неперечисление налоговым агентом (Обществом) суммы НДС в бюджет. Общество подлежит привлечению к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 54 500 руб.

   Позиция Инспекции

   За неправомерное неудержание и (или) неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, Общество подлежит привлечению к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 54 500 руб.

   Позиция Общества

   В ходе камеральной проверки по деклараций по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2012 г. в адрес Общества было выставлено требование № 15-20/1334 от 14 февраля 2013 г.

При ответе на данное требование Обществом были представлены все документы, а именно: договора на оказание услуг; счета-фактуры; платежные поручения, подтверждающие уплату НДС; бухгалтерские справки на уплату НДС; счета по оказанным услугам.

   В акте Инспекция за неправомерное неудержание и (или) неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, привлекает Общество к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 54 500 руб.

   Ввиду того, что Инспекция не привела конкретных нарушений (наименование контрагента, номер договора, сумму (размер) неуплаченного НДС), довод Инспекции считаем несостоятельным.

   На основании вышеизложенного считаем привлечение к налоговой ответственности Общества по ст. 123 НК РФ в размере 54 500 руб. незаконным.

   Вышеизложенные доводы Общества свидетельствуют о необоснованности решения ИФНС России № 31 по г. Москве в части описанного эпизода.

   На основании вышеизложенного, а также в соответствии со ст. 100,101,101.1 НК РФ

   ПРОШУ:

   1. Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 от 10.08.2013 № 15/10305 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части:

— п. 3.2. уплаты штрафа в размере 54 500 рублей.

   Приложения:

  1. декларация по НДС;
  2. платежные поручения об уплате налога.

   Генеральный директор             А. А. Семинихин

   По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

  1. оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  2. отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  3. отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  4. отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  5. признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу (ст. 140 НК РФ).

   Если вышестоящий налоговый орган не удовлетворил жалобу налогоплательщика, то налогоплательщик может подать исковое заявление в суд.

   Заявление о признании решения по налоговой проверке недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении решения в силу (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

   Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно содержать:

  1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  2. название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

   К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. доказательства, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки или уменьшении размера государственной пошлины;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, обосновывающие требования;
  4. копии свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
  6. копии определений суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
  7. документы, подтверждающие соблюдение претензионного или иного досудебного порядка;
  8. проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

   Выводы из судебной практики

  1. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление ИФНС, выданное в отношении организации, является исполнительным документом, который вынесен органом, осуществляющим контрольные функции. Следовательно, действия судебного пристава-исполнителя, осуществляемые в рамках исполнения требований, содержащихся в указанном постановлении, могут быть обжалованы организацией исключительно в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд (Определение Ленинградского областного суда от 31.01.2013 № 33-373/2013).

Источник: https://1consultcenter.ru/osparivaniye-rezultatov-nalogovoy-proverki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]