Обжалование решений налоговых органов
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК). Только после рассмотрения жалобы в Управлении ФНС налогоплательщик получает право на обращение в арбитражный суд.
Жалоба в Управление может направляться как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. В чем разница между этими процедурами, и какая из них выгоднее?
Апелляционная жалоба, как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы — один месяц с момента вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Преимущество подачи апелляционной жалобы — решение ИФНС не вступит в силу вплоть до его утверждения (или отмены) вышестоящим органом. А на это НК отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.
Дело в том, что судебное обжалование решения, не вступившего в силу, НК признает полноценным досудебным обжалованием.
А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд.
Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК).
В соответствии с п. 3 ст. 140 НК решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.
Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Этот срок должен исчисляться с момента получения налогоплательщиком решения вышестоящего налогового органа (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.
2011 № 10025/11).
Обратитесь к опытному адвокату по налоговым спорам для защиты Вашего бизнеса!
Источник: https://www.AdvokataNet.ru/blog/show/obzhalovanie-reshenij-nalogovyh-organov/
Незаконное решение налоговой — порядок обжалования
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права. Как грамотно оспорить решение налоговой?
Условно разделим все акты, а также действия/бездействия налоговых органов на две большие группы.
К первой группе отнесём:
— решения налоговых органов о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);
— решения об отказе в возмещении НДС (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10).
Ко второй группе отнесём:
— все иные акты налоговых органов (за исключением актов первой группы), принятые в ходе налоговых проверок (камеральных либо выездных).
Примерами таких актов могут быть: решение о проведении выездной налоговой проверки или решение о ее приостановлении; требование о представлении документов; решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов; решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и т.д.;
— любые незаконные, по Вашему мнению, действия/бездействие налоговых органов;
— решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенные по результатам иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля. Следует отметить, что некоторые налоговые правонарушения могут быть выявлены и без проведения камеральной или выездной проверки.
Сюда можно отнести такие правонарушения, как: нарушение срока подачи в ИФНС сообщения об открытии обособленного подразделения; об открытии/закрытии счета в банке и т.д. Решения о привлечении к ответственности за указанные правонарушения можно назвать «безпроверочными» решениями, т.е.
м
вынесенными по результатам иных (кроме проверок) мероприятий налогового контроля.
С 01.01.2014 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми, любые виды решений/действий налоговых органов перед обращением в суд необходимо обжаловать в досудебном порядке.
Досудебное урегулирование налогового спора по первой группе решений налоговых органов возможно по выбору налогоплательщика: в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе. Порядок обжалования ТАКИХ актов налоговых органов (условно назовем их «Проверочные решения») установлен в ст. ст. 138 — 139.1 НК РФ.
Подача апелляционной жалобы (до вступления первоначального решения налогового органа в силу) Срок Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/nezakonnoe-reshenie-nalogovoi-poriadok-obzalovania.html
Судебное обжалование налоговых решений
Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд. В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе.
Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010).
Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок обращения в суд для обжалования решений инспекции в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п.
2 ст. 138, п. 6 ст. 100 НК РФ). Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11.
Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.13 № 153‑ФЗ.
Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд.
Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке.
Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.
Как составить заявление о принятии обеспечительных мер
Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ).
При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ).
Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).
Для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию.
Суд может потребовать от компании встречное обеспечение. Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании.
В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83).
В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер.
Требуется восстановление срока обжалования
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3891-sudebnoe-objalovanie-nalogovyh-resheniy
Как обжаловать решения налогового органа | Деловое обозрение
Согласно законодательству, разногласия с налоговиками сначала следует пытаться урегулировать во внесудебном порядке и только затем обращаться в суд. На что нужно обратить внимание, чтобы не потратить силы и время впустую?
Общие принципы налогового права
Они закреплены в ст.ст. 3 и 108 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана.
То есть закон устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика, возлагая обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, на налоговые органы. В соответствии со ст.
137 НК РФ любое лицо вправе обжаловать акты налоговых органов и действия (или бездействие) их должностных лиц, если считает, что его права нарушены.
Порядок обжалования решения налогового органа
С 1 января 2009 года порядок досудебного обжалования решения инспекции является обязательным. Об этом сказано в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Прежде чем подавать исковое заявление в суд, нужно попытаться урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается до момента вступления решения в силу (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Подается она в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Памятка. Согласно п. 9 ст.
101 НК РФ решение о привлечении к ответственности должно быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (или его представителю), в течение пяти дней после дня его вынесения (подписания). В силу оно вступает по истечении 10 рабочих дней со дня вручения.
В случае подачи апелляционной жалобы решение о привлечении к налоговой ответственности не вступит в силу до того, как вышестоящим налоговым органом не будет принято решение по жалобе (п. 9 ст. 101 НК РФ) – независимо от того, обжалуется решение полностью или частично.
Рекомендации налогового консультанта: если вы считаете, что решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности принято незаконно, можно воспользоваться процедурой апелляционного обжалования как для отмены этого решения, так и для приостановления его исполнения до рассмотрения жалобы.
Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика
Налоговый орган должен принять решение по апелляционной жалобе в течение одного месяца с момента ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Сообщить о принятом решении лицу, подавшему жалобу, следует в письменном виде и в трехдневный срок (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Памятка. Срок на обжалование вступившего в силу решения составляет один год со дня вынесения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).
Источник: https://uldelo.ru/2016/04/19/kak-obzhalovat-resheniya-nalogovogo-organa
Как обжаловать решений налоговых органов
Практически каждый налогоплательщик сталкивается в своей жизни с несправедливым решением, вынесенном сотрудниками налоговой инспекции.
Служащие ИФНС РФ наоборот считают, что принятое ими решение соответствует нормам НК РФ и иным нормативно-правовым актам, которыми они в своей работе руководствуются. На сегодняшний день законом, а именно ст.
137 НК РФ, закреплено право на обжалование решений налогового органа.
Существует две формы обжалования, о чем свидетельствуют положения ст. 138 НК РФ. Таковыми являются: обычная жалоба (не апелляционного характера) и апелляционная жалоба. Между этими формами есть различия, которые определяются самим предметом обжалования и с вытекающими из этого последствиями подачи.
Обычная жалоба имеет место на обжалование на вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.
При обжаловании решения налогового органа, в результате которого оно будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст.
79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата. Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 24.04.
2012 № 16551/11).
Любую из жалоб необходимо адресовать в вышестоящую инстанци, но направлять ее следует через тот налоговый орган, который вынес решение. Данное правило вытекает из норм ст. 139, 139.1 НК РФ.
м
Налоговый орган, который вынес обжалуемое решение, обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы перенаправить её со всеми материалами в вышестоящий орган, приложив свое заключение.
Заключение должно содержать обоснованную позицию по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся документы (с обязательным приложением копий).
Таковыми являются: методологические письма ФНС России, Минфина России, а также с указанием на судебную практику.
Через судебную инстанцию обжалованию подлежат действия (бездействия) должностных лиц инспекции, а также решения ФНС РФ.
Обращаясь в суд, лицо вправе предъявить требование как неимущественного (об оспаривании решения налогового органа), так и имущественного характера (в частности, о возврате налога).
В зависимости от вида правоотношений и избранного способа защиты судом определяется процедура рассмотрения дела: исковое производство или порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Подать жалобу может как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель. При подаче жалобы представителем к ней следует приложить доверенность, иначе документ оставят без рассмотрения.
Подать жалобу можно прибегнув к помощи сети Интернет, то есть документ направляется в электронной форме через официальный сайт ФНС РФ.
В том случае, если налогоплательщик решил не дожидаться решения налогового органа, ему необходимо обратиться в судебную инстанцию.
Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели должны обратиться в суд по подведомственности — Арбитражный и Верховный Суд РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, следует обращаться в суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ в соответствии с Кодексом административного судопроизводства (КАС).
Прежде чем ответить на данный вопрос, напомним, что по общему правилу решения налогового органа вступают в силу со дня их принятия. Исключением являются решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, при условии их обжалования в апелляционном порядке.
Таким образом, апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ), то есть в течение одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Обычная жалоба, в том числе на вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке) (п. 2 ст. 139 НК РФ). Восстановить пропущенный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы не представляется возможным.
В случае, если был пропущен срок, отведенный для подачи обычной жалобы, то существует возможность подать ее позднее совместно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Не забывайте, что налоговый орган имеет законные основания для отказа в его восстановлении (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Процесс обжалование решения, вынесенного налоговым органом, довольно сложный и трудоемкий процесс.
Он требует внимательного подхода к делу и занимает много времени, особенно это актуально для жителей крупных городов, как Москва, где каждая минута на счету.
Для благоприятного исхода и экономии времени советуем обратиться к нашим квалифицированным юристам, заполнив онлайн-заявку или позвонив по указанным на нашем сайте телефонам.
Источник: https://pravo21vek.ru/articles/obzhalovanie/obzhalovanie-resheniya-nalogovoj/
Как оспорить решение налоговой инспекции
Содержание
Если физическое лицо или организация не довольны решением налогового органа, то они вправе его обжаловать. С 2009 года обязателен порядок досудебного решения спора.
Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте — цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание: Основания обжалования
Требования о предварительном обращении с заявлением об обжаловании постановления инспектора ФНС распространяются в случае, когда гражданина или компанию привлекают к административной ответственности.
Досудебный порядок решения спора необязателен по следующим требованиям:
- о возмещении НДС;
- о порядке уплаты налога;
- о предоставлении документов для расчета налогового платежа;
- о приостановлении операций по начислениям налога.
Для административного обжалования потребуется обращение в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно подробно изложить существующую ситуацию. Например, инспекция неверно рассчитала сумму налога на имущество физических лиц или земельный налог, и гражданин узнал это к моменту наступления срока оплаты.
Правовые нюансы
Если платеж не будет своевременно внесен, то за просрочку гражданину будут начислены пеня и штраф в размере до 40% от суммы неуплаченного налога. Порядок взыскания штрафа урегулирован в НК РФ – ст. 122. Поэтому следует не мешкать с обжалованием. В заявлении нужно обозначить:
- наименование административного органа;
- сведения о должностном лице, которым вынесено решение;
- основания жалобы и доводы заявителя;
- перечень приложенных документов.
Заявление должно быть подписано гражданином-заявителем, а также должностным лицом, которое приняло документ. Срок рассмотрения заявления составляет не меньше 1 месяца с момента поступления в налоговую инспекцию.
Обжалование в досудебном порядке
Налоговая инспекция вправе провести выездную проверку и принять решение привлечь организацию к административной ответственности. Если оно вынесено, то у заявителя есть 10 дней на апелляционное обжалование. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться в ИФНС.
В результате рассмотрения жалобы административный орган вправе принять решение:
- не удовлетворять жалобу и оставить решение без изменения;
- отменить решение полностью и частично и принять по делу новый акт;
- отменить решение и закончить производство по делу.
После вынесения решения гражданин или организация привлекаются к административной ответственности либо освобождаются от нее. Возможно приостановление операций в банках, наложение ограничений со стороны судебных приставов.
Процессуальные нюансы
Обжалование возможно и после того как решение налоговой инспекции вступило в силу.
Тогда заявитель обязан заплатить штраф, но у него есть год на то, чтобы обжаловать постановление налогового инспектора в административном порядке – в управление ФНС по конкретному региону.
Жалоба рассматривается в течение месяца после обращения. Рекомендовано обжаловать постановление, когда оно еще не вступило в законную силу.
Преимущества обжалования на досудебной стадии заключается в возможности не оплачивать государственную пошлину. До момента рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом приостанавливается исполнение решения.
Недостаток обжалования в административном порядке заключается в том, что налоговая инспекция не заинтересована в отмене своих решений. Если административная жалоба не будет удовлетворена, то у заявителя есть возможность искать защиты своих прав в судебном порядке.
Судебный порядок обжалования
В суде можно оспорить нормативные акты ФНС. Предусмотрена возможность оспаривания решения ФНС по начисленному налогу. Оспорить ненормативный акт ФНС можно согласно нормам главы 21 КАС РФ. В качестве заявителя может выступать любое лицо, чьи права нарушают действия должностных лиц. Срок оспаривания ограничивается рамками действия нормативного акта.
Время рассмотрения заявления в суде составляет 2-3 месяца. Для обжалования актов в налоговой инспекции, не связанных с коммерческой деятельностью, граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции. Организации или индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд по месту регистрации.
Срок обжалования составляет три месяца с момента вынесения налоговой инспекцией постановления. При уважительном пропуске срока он может быть восстановлен по ходатайству заинтересованной стороны.
Подготовка искового заявления
Если административный порядок оспаривания не возымел успеха, то придется оформлять исковое заявление по правилам ст. 125-128 КАС РФ. В иске должно содержаться:
- наименование судебной инстанции;
- сведения о заявителе – Ф.И.О. гражданина, наименование организации, ее юридический адрес;
- информация о соблюдении досудебного порядка решения спора – копии административных жалоб и ответы на них;
- документы заявителя;
Исковое заявление можно оформить в электронной форме. Для этого нужно заполнить заявление на сайте суда. Если заявление заполняется в электронной форме, то его следует подписать электронной цифровой подписью.
В качестве ответчика по делу выступает налоговая инспекция, которая вынесла постановление об административном штрафе. Если необходим пересчет налога, то нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о пересчете платежа.
Документы
К исковому заявлению потребуется приложить следующие документы:
- документы заявителя – паспорт, учредительные документы организации;
- сведения о рассчитанном налоге;
- нотариальную доверенность, если интересы доверителя предоставляет квалифицированный посредник.
Количество исковых заявлений должно соответствовать числу участников по делу. Копии документов должны быть разосланы всем сторонам процесса заказными письмами. Перечень зависит от сложности дела и обстоятельств конкретной ситуации.
Пересчет налога осуществляется в зависимости от налогового периода и нормативных документов, принятых на муниципальном уровне. Налоговое уведомление поступает за каждый период.
Предварительный расчет осуществляет сотрудник инспекции. При неверной сумме следует обращаться в административном порядке и снизить размер начисленного налога. Споры по налогообложению следует решать с учетом местного законодательства.
Инструкция
Для оспаривания решения налогового органа следует:
- Изучить налоговое решение и выявить основание оспаривания. Это могут быть неправильно рассчитанный налог, неучтенные льготы. Доказывать право на льготу следует самому заявителю.
- Написать заявление в налоговую инспекцию и попробовать оспорить решение в административном порядке.
- Если административные способы решения конфликта не возымели успеха, то следует обращаться в суд.
В спорах с налоговой инспекцией часто задействован административный ресурс. Для его преодоления часто требуется помощь квалифицированного юриста.
Также рекомендуем статьи:
Источник: https://moyzakon.com/kak-osporit-reshenie-nalogovoy-inspekcii/
Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры
17.06.2009
Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст.
148 АПК РФ).
В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Досудебное обжалование обязательно не для всех решений
Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.
Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].
Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.
Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.
Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.
4 НК РФ)
Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:
- решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
- решением об отказе в возмещении НДС;
- решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
- решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
- решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
- решением о приостановлении операций по банковским счетам.
Варианты обжалования решений
Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.
Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)
При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ).
По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.
Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ).
м
В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ).
В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).
Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.
Процедура обжалования
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ).
Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения.
В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.
В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Итоги апелляционного обжалования
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд.
Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом.
Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.
Исчисление срока для обращения в суд
Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).
В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
Источник: https://www.pgplaw.ru/news/article/obzhalovanie-resheniy-nalogovykh-inspektsiy-praktika-primeneniya-obyazatelnoy-dosudebnoy-protsedury
Порядок обжалования решения налогового органа
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган принял решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость и о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Каковы порядок обжалования указанных решений и правовые последствия обжалования в судебном порядке решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение налогового органа, если «первоначальное» решение налогового органа при этом не обжалуется?
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности смотрите в рекомендации ниже.
Тот факт, что налогоплательщик не обжалует сам акт налоговой проверки, на право налогоплательщика обжаловать размер налоговой ответственности не влияет.
В жалобе необходимо указать, что налоговым органом не учтены смягчающие обстоятельства совершения налогового правонарушения (п.1 ст.112 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».
Рекомендация: Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции
«Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде*. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России.
Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России.
И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.
Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству*.
Жалобу можно направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение*. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст.
139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г.
№ 03-02-07/1-350.
Если обжалуемое решение налоговая инспекция вынесла с нарушениями, она обязана устранить эти нарушения и сообщить об этом в региональное УФНС России в течение трех рабочих дней. В таком случае региональное УФНС России оставит жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).
Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав*.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налоговой инспекции. Однако исполнение решения можно приостановить, если заявитель представит банковскую гарантию, по которой предъявленные ему суммы недоимки (пеней, штрафа) обязан уплатить банк. Требования к банковской гарантии приведены в пункте 5 статьи 138 Налогового кодекса РФ.
УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений*:
оставить жалобу без удовлетворения;
отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке*. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 28 декабря 2016 № 252.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ)*.
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления (п. 7 постановления ВАС РФ от 23 марта 2012 № 15, постановление Верховного суда РФ от 30 января 2014 № 303-АД14-1918).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений*:
м
признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Из рекомендации «Какие права и обязанности есть у налоговых органов».».
05.09.2017
Источник: https://www.law.ru/question/74383-poryadok-objalovaniya-resheniya-nalogovogo-organa
Обжалование решения налогового органа
Нередко обращаясь в органы ИФНС, граждане сталкиваются с проблемой непонимания со стороны должностных лиц. В итоге мы имеем дело с вынесением решений, которые ущемляют наши права и дискредитируют предпринимательскую деятельность. В таких случаях государство закрепила гарантию на обжалование.
Процедура оспаривания решения ИФНС
Процедура обжалования, как правило является длительной во времени и требует не малых усилий и практики.
В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ, для обращения в суд гражданам или организациям, необходимо составить исковое заявление. Требования к исковому заявлению, содержится в основном в процессуальном законодательстве. Образец составления исковых заявлений можно непосредственно скачать на нашем сайте.
Лучшим выходом, будет конечно обратиться к квалифицированным специалистам, которые минимизируют этот затяжной процесс.
Срок и порядок обжалования решения налогового органа
Действующими нормами права РФ предусмотрены сроки и порядок подачи жалобы – заявления на решение ИФНС. Налогоплательщик, имеет право подать заявление (жалобу) в суд в течение трех месяцев, с момента, получения решения ИФНС на руки, это именно та ситуация, когда ему стало известно о том, что решением налоговой, были нарушены права.
Если налогоплательщиком пропущен трехмесячный срок на обжалование, то его можно восстановить при наличии уважительных причин, путем подачи соответствующего ходатайства. Решение суда о восстановлении процессуального срока, будет зависеть от того, насколько убедительными станут доводы заявителя.
Заявление подлежит направлению в канцелярию суда, с этого времени оно является официально принятым. Суд обязан рассмотреть направленное Вами заявление (жалобу) не позднее трех месячного срока. Исключением является случай, когда дело окажется особо сложным, в этом случае срок рассмотрения продлевается до полугода.
Задача судьи – выяснить, действительно ли акт, действие или решение нарушает права гражданина, соответствуют ли они закону. Заявитель, не обязан доказывать незаконность вынесенных в отношении него решений или совершенных действий, эта обязанность возлагается непосредственно на ответчика – налоговый орган.
Данный вид обжалования заключается в возможности обжаловать действия ИФНС в вышестоящей инстанции. Срок давности для направления жалобы составляет три месяца, когда лицо узнало о нарушении своего права и один месяц с момента, когда налоговая вынесла решение, истек срок на его принятие, либо отказ в реализации прав.
Как составить жалобу на постановление ИФНС?
При несогласии с требованиями ИФНС, налогоплательщик может их обжаловать путем составления соответствующей жалобы либо заявления.
Иск о признании недействительным требования либо решения ИФНС, должен быть подготовлен по определённым правилам, которые указаны в части первой статьи 199 Арбитражно-процессуального кодекса.А именно, обязательность письменной формы, в заявлении должно быть указано наименование суда, в который направляется иск, должны быть указаны реквизиты оспариваемого требования (решения) ИФНС, указано чем конкретно нарушены права заявителя.
В заявлении о признании недействительным решения налогового органа указывается перечень документов, являющихся необходимым приложением к заявлению. Обязательно ссылка на закон и иные нормативные акты, которым не соответствует данное требование или решение налогового органа.
Форма заявления о признании недействительным решения ИФНС
Образцы исков в арбитражный суд об оспаривании решений налогового органа размещенный на сайте, подготовлены в соответствии с действующим законодательством
Источник: https://sud-isk.ru/osp-resh/obzhalovanie-resheniya-nalogovogo-organa.html
Как обжаловать решение налоговой
Между налогоплательщиками и контролирующим органом нередко возникают противоречия. Зачастую они вызваны несогласием граждан с действиями соответствующей инспекции.
Например, с выданными ею подзаконными актами по результатам проведенных проверок, другими решениями или действием/бездействием налоговиков.
В любом из случаев законодательством закреплено право на обжалование решения налогового органа, которое уже действует, или того, что не вступило в силу. Рассмотрим, как это осуществить на практике.
1
Общие принципы
Регламент обжалования индивидуально-правовых актов налоговой инспекции (далее — ИПА), или как их еще называют «акты ненормативного характера», определен статьей 138 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Под таким протоколом кроется и понятие документов с различными наименованиями, в том числе и решений.
Кроме того, пунктом 2 статьи 138 НК обозначен обязательный досудебный порядок оспаривания требований (решений) налоговой службы или действий ее работников. В тексте налогового кодекса России даны определения понятиям жалобы и апелляции.
Первая подается в случае, когда протоколы службы вступили в силу, а вторая – если решения о наказании за налоговое правонарушение еще не в действии.
2
Куда жаловаться
Как уже было сказано выше, при несогласии с ИПА инспекции не нужно бежать с жалобой в суд. Если вы считаете, что ваши права нарушены — действуйте в таком порядке:
- Обратитесь с претензией к вышестоящему должностному лицу. У любого инспектора есть начальник, которому положено рассматривать обращения граждан о неправомерных действиях его подчиненных.
- Пожалуйтесь в вышестоящий орган.
- Отправляйтесь в арбитражный суд.
3
Исключения из правил
Стоит отметить, что по некоторым возражениям можно обойти предварительную внесудебную проверку:
- Если претензия касается индивидуальных постановлений, вынесенных по итогам рассмотрения жалоб/претензий. В этом случае предусмотрена возможность обращения как в вышестоящий орган, так сразу и в судебный.
- Когда акты приняты непосредственно федеральной налоговой службой (ФНС).
Эти особенности основываются на пункте 2 статьи 138 НК РФ (3 и 4 абзацы).
4
Механизм обжалования
Предоставление апелляций или жалоб на налоговую службу предполагают следующие действия:
- Определите контролирующую службу для адресации заявления. Само письменное обращение подается в спорную инспекцию для дальнейшей передачи в вышестоящий налоговый орган. При этом законодательством установлен срок 3 дня с момента обжалования.
- Составьте документ и передайте в уполномоченную инстанцию. Сроки на подачу жалобы определены статьей 139 НК РФ и представлены ниже на рисунке. Апелляционное обжалование возможно до дня вступления в силу спорного решения (ст. 139.1 НК РФ).
После того как претензия была направлена в управление ФНС на решения, принятые нижестоящими службами, у вас появляется право на обращение в арбитражный суд.
На эти действия законом предусмотрен срок – 3 месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о правонарушении.
В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине его можно восстановить путем создания соответствующего ходатайства (ст. 139 НК РФ).
Ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок тут.
Пример с просьбой восстановить пропущенный срок здесь.
5
Форма и содержание жалобы/апелляции
Образца написания этих документов не существует, а их содержание регламентируется требованиями статьи 139.2 НК РФ. В обращениях должны быть обозначены следующие реквизиты:
- В «шапке» документа укажите:
- наименование органа, действия которого обжалуются;
- личные данные адресата или организации;
- номер спорного решения.
- В тексте обоснуйте подачу жалобы.
- Укажите требования и составьте перечень прилагаемых документов.
- Поставьте дату и подпись.
Скачайте у нас на сайте:
6
Способы подачи
Жалоба может быть подана лично, по обычной или электронной почте. Адреса доступны на интернет-портале Госуслуг.
Жалобы, адресованные в судебный орган, именуются заявлениями. Процедура их составления схожа с оформлением иска, а порядок рассмотрения близок с исковым производством.
Источник: https://SovetClub.ru/kak-obzhalovat-reshenie-nalogovoj
Порядок обжалования решений налоговых органов
Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов.
Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.
С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Такое требование распространилось на следующие виды решений:
- О привлечении налогоплательщика к ответственности;
- Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.
По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.
ОБЖАЛОВАТЬ ТАКИЕ РЕШЕНИЯ МОЖНО В РАМКАХ ДВУХ ПРОЦЕДУР: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ И ОБЖАЛОВАНИЕ.ВЫБОР ПРОЦЕДУРЫ ЗАВИСИТ ОТ ОДНОГО УСЛОВИЯ: ВСТУПИЛО ЛИ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
1) Апелляционное обжалование.
К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения.Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган.
Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:
- Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
- Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
- Отменить решение и прекратить производство по делу.
И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.
2) Обжалование.
Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф.
Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения.
Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.
Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.
Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора
Плюсы:
- Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
- Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
- Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
- Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.
Минусами, безусловно, можно признать следующее:
- В некоторых спорах является обязательным требованием;
- Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
- Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
- Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.
Судебное урегулирование налоговых споров
Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:
- Оспаривание нормативного акта ФНС;
- Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.
1) Оспаривание нормативного акта ФНС
Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением.
Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью.
Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.
Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!
Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С.
мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС.
Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.
2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы
Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд.
Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.
СРОК ДЛЯ ПОДАЧИ ИСКА ОГРАНИЧЕН ТРЕМЯ МЕСЯЦАМИ, ПОЭТОМУ ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОПУСКА ДАННОГО СРОКА В СВЯЗИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА
Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.
Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца.
В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой.
Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.
В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г.
№6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков».
Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.
И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора.
Какой выбирать? Все зависит от сложности дела, предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
м
Источник: https://www.zhorin.com/articles/poryadok-obzhalovaniya-resheniy-nalogovykh-organov/