Налоговые преференции для стартапов и инноваций
Темпы экономического роста с каждым годом все сильнее зависят от научных достижений и уровня технического развития государства, а развитие производства все теснее связывается с внедрением инноваций. Налоговая система поддерживает новые открытия, создавая условия для спроса на продукцию, для модернизации и привлечения инвестиций в технологии.
Для успешного функционирования экономики и производства налоговая система не должна чинить препятствий развитию инновационной деятельности, нацеленной на использование новых технологий в производственных процессах.
Сегодня в РФ уже имеются достаточно весомые технологические и фундаментальные наработки, а также собственная уникальная научная база. Несмотря на это инновационная отрасль государства развивается достаточно медленно.
Научные наработки внедряются в производство с запозданием или вовсе не находят применения на практике. Такая ситуация не лучшим образом сказывается на экономике.
Для того чтобы справиться с этой проблемой, используются различные финансовые инструменты, в частности налоговое стимулирование инновационной деятельности.
Возможные направления налогового стимулирования
При рассмотрении с экономической точки зрения налоговое стимулирование – это комплекс мероприятий по предоставлению льготного налогообложения и привилегий субъектам экономических отношений, способных обеспечить требуемые условия для реализации ими инновационной деятельности.
Механизм налогового стимулирования таков: структуры государственной власти и регионального самоуправления отказываются от доли финансов, которые должны приходить от научных и инновационных компаний в казну в форме налогов. Все средства остаются в ведомстве предприятий для исполнения НИОКР, внедрения технологий, расширения или улучшения производственных процессов. В итоге фискальная функция сбора налогов преобразуется в стимулирующую.
На территории РФ присутствие подобного потенциала и высоких трёхногий, внедрённых в производство образует условия для:
- Наращивания технологического первенства;
- Образования целого комплекса высокотехнологических отраслей и укрепления позиций на мировом рынке научных технологий и решений;
- Расширения стратегического присутствия государства на рынках инновационных продуктов и услуг интеллектуального направления;
- Развития и модернизации привычных направлений экономики, в том числе и благодаря улучшению обширно ориентированных специализированных производств.
Однако отставание в модернизации технологического фундамента в последние годы может не лучшим образом сказаться на конкурентоспособности экономики РФ, а также сильно повысить ее уязвимость на фоне разрастающейся геополитической борьбы. Выход из сложившейся ситуации – быстрое и регулярное внедрение новых эффективных идей в производство.
Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор
В развитых странах система льготного налогообложения была внедрена достаточно давно. В США после Второй мировой войны в пределах законодательства были введены правила, нацеленные на формирование пригодных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности компаний.
Таким образом, с 1954 года работал порядок вычета из налоговой массы суммы трат на исследования и эксперименты в нынешнем году и амортизации этих расходов в течение следующего пятилетия.
Кроме прочего, дополнительные налоговые послабления были введены для расходов на образовательные и исследовательские мероприятия, соответствующие общественным интересам.
С 1981 года главным методом стимулирования считался налоговый кредит на НИОКР (по сути, исключение из налоговой массы конкретной суммы трат на НИОКР).
В Канаде практика стимулирования технологической деятельности началась с 60-х годов прошлого века, а уже с 1967 года в стране была применена отдельная система грантов, позволяющая развить инновационные стратегии компаний.
Немалый опыт налогового стимулирования присутствует и у Японии. Там используется шесть разных подходов к этому вопросу, чтобы максимально разносторонне охватить проблему.
Во Франции подобная система была введена только в 1983 году. Сегодня все развитые страны уже имеют опыт использования налогового стимулирования научных отраслей.
Все они применяют разные типы льгот: от исследовательского налогового кредита, послаблений, выделяемых под реализацию значимых заказов, до цельных программ по формированию и введению результата НИКОР для переработки всего производства.
Основной принцип всей зарубежной системы состоит в том, что налоговые льготы выдаются не научным организациям, а компаниям и вкладчикам.
Они вместе с конкуренцией создают высокий спрос на технологии и инновации.
Регулярный пересмотр вопроса позволяет правительству целенаправленно способствовать развитию активности в приоритетных отраслях, влияя не только на их состав и численность, но и на само производство.
Налоговое стимулирование в законодательстве РФ
В российском законодательстве собрано немало мер и инструментов, направленных на поддержку активности налогоплательщиков в развитии научной деятельности и модернизации технологий.
Среди прочих следует выделить:
- Сокращение (до года) срока принятия к вычету трат на НИОКР;
- Отмена лимита по списанию исследовательских расходов, не давших ожидаемого результата (ранее они не уменьшали налоговую массу);
- Увеличение норматива трат до 1,5 % от прибыли (т. е. в три раза);
- Внедрение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в тратах по налогу в 1,5 раза больше расходов;
- Введение ускоренной амортизации ОС через быстрое списание на траты до 10 % (до 30 % для 3–7 амортизационных групп) первичной стоимость объектов;
- Возможность эксплуатации нелинейного способа начисления амортизации (помогает отвести на расходы до половины первичной цен ОС);
- Освобождение от оплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз оборудования, аналогов которого нет в РФ;
- Льготы по НДС, налогам на прибыль, имуществу, взносам организаций;
- Варианты использования инвестиционного налогового кредита;
- Расширение условий для причисления к расходам трат на подготовку персонала.
Налоговое стимулирование в мире
Среди развитых стран практика законодательной помощи в налогом стимулировании введена давно. Государства стараются всячески способствовать развитию рынка и помогать внедрению инновационных решений в производство. Вводятся различные льготы, которые призваны стимулировать на законодательном уровне инновационную деятельность.
Каждая страна реализует собственный набор решений. Точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для повышения конкурентоспособности.
Источник: https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/nalogovoe-stimulirovanie-innovatsionnoj-deyatelnosti
Внесение законопроектов в Государственную Думу
10 сентября 2018 15:00
Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1892-р. Законопроектом предусматривается систематизация и регламентация процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса.
Предлагается установить обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость ежегодной оценки налоговых расходов.
Цель законопроекта – более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами в целом.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их предоставление, как правило, направлено на решение определённых задач государственной политики – например, на социальную поддержку отдельных категорий граждан, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определённых территорий. Таким образом, «налоговые расходы» на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.
При этом в отличие от прямых расходов бюджета «налоговые расходы» в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, учёта и оценки. Это создаёт предпосылки для снижения эффективности государственной финансовой политики, недооценки фактических объёмов ресурсов, направляемых на поддержку того или иного направления, ведёт к неоптимальному распределению бюджетных ресурсов.
Цель законопроекта – систематизация и регламентация процедур контроля, учёта и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса.
[su_quote]
Налоговые расходы определяются законопроектом как выпадающие доходы бюджетов, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и другими преференциями по налогам, сборам и другим платежам, предусмотренными в качестве мер государственной или муниципальной поддержки в соответствии с целями государственных и муниципальных программ и задачами социально-экономической политики.
Законопроект предусматривает обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость ежегодной оценки налоговых расходов. Полномочиями по определению общих требований к проведению такой оценки предлагается наделить Правительство России.
Отчёт об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчётный финансовый год, оценке налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предлагается представлять в Госдуму одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (начиная с проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).
В целях повышения качества управления налоговыми расходами и обеспечения практической реализации выводов, сформированных по результатам оценки налоговых расходов, предусматривается, что результаты оценки должны учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Федерации и муниципального образования.
Таким образом, законопроектом предусматриваются обязательность анализа налоговых расходов каждого публично-правового образования, формализация требований к проведению такого анализа и применению его результатов. Это позволит более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами в целом.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 6 сентября 2018 года.
Источник: https://government.ru/activities/selection/301/33935/
Правительство хочет стимулировать экономику малыми деньгами
Фото: Екатерина Кузьмина/РБКФото: Екатерина Кузьмина/РБК
Премьер Дмитрий Медведев озвучил меры по выходу России из кризиса. Их будет сложно реализовать, сокращая расходы бюджета, но именно на этом настаивает Минфин
Как поддержать экономику…
«Мы должны учиться жить при низких ценах на энергоносители», – сказал в среду в первый день работы Гайдаровского форума Медведев. На пленарной сессии он представил краткий план по выходу экономики из кризиса.
До конца первого полугодия нужно принять планы импортозамещения, будет развиваться механизм проектного финансирования, инфраструктурные проекты получат деньги из Фонда национального благосостояния.
В Агентство по страхованию вкладов направят 1 трлн руб. на докапитализацию банков через ОФЗ.
Нужно наладить механизм госзакупок так, чтобы он работал в интересах российских производителей, сказал Медведев.
Необходимо «снизить шоки» для предпринимателей и населения, призвал министр экономического развития Алексей Улюкаев: снизить регулятивную нагрузку на малый бизнес, «обнулить ее практически» и фактически освободить от налоговой нагрузки через патентную систему или ряд других мер. Второе – поддерживать экспорт. У России сейчас есть реальная возможность серьезно продвинуться в области несырьевого экспорта, считает Улюкаев.
В текущей ситуации правильно сохранить покупательную способность населения и стимулировать спрос социально незащищенных групп, для этого правительство обязательно обратится к средствам Резервного фонда, заявила вице-премьер Ольга Голодец. Кроме того, у правительства есть план по стимулированию перетока работников из пострадавших от кризиса отраслей.
Представленный план «имеет все основания быть программой долгосрочного развития нашей экономики», рассуждает управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.
«Другой вопрос, что периодически мы выходили со стратегиями, которые мы не могли имплементировать. [А потому] самое главное – четкое выполнение всех программ и задач.
Лучше выполнить среднего качества план, чем не выполнить великолепный», – сказал он РБК.
До сих пор власти пытались оценить глубину развивающегося кризиса и цену вопроса: в какую сумму обойдется реализация плана по выходу из него.
При цене на нефть в $40 за баррель ВВП России в 2015 году может упасть на 5%, а курс доллара составить 60–70 руб., сказал замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев в кулуарах форума, отметив, что не считает такой сценарий вероятным.
При цене в $45 за баррель бюджет может потерять 4 трлн руб., представил расчеты глава Сбербанка Герман Греф.
…не растрачивая накопленное
Пока все обсуждение мер поддержки экономики сводится к тому, сколько потратить средств из Резервного фонда, посетовал на форуме Герман Греф. По его словам, проблему высоких выпадающих доходов бюджета действительно можно решить за счет этой меры, но целесообразно сокращать расходы бюджета.
На этом настаивает и Минфин. «В текущем году мы будем выходить в Госдуму с предложением сократить на 10% все расходы, кроме оборонных, по которым было принято решение», – заявил глава министерства Антон Силуанов.
Но этого может оказаться недостаточно. Правительству придется израсходовать в этом году более разрешенных 500 млрд руб.
из Резервного фонда, но резервы нельзя «спалить за полтора-два года, необходимо приводить расходы к «новым экономическим реалиям», призвал Силуанов на форуме.
Минфин предлагает поставить цель – сбалансировать бюджет в 2017 году при цене на нефть в $70 за баррель, а бюджет 2016 года уже может быть сформирован по более жесткому бюджетному правилу.
Необходимость изменения бюджетного правила признал и Дмитрий Медведев. В текущей версии оно рассчитывается исходя из цены на нефть в $96 за баррель.
Расходы считаются исходя из средней за несколько лет цены на нефть плюс дефицит бюджета в 1% ВВП, Минфин предлагает убрать эту надбавку, сообщил Силуанов журналистам.
Лишь в 2015 году Силуанов допускает увеличение бюджетного дефицита. Он отметил в интервью РБК, что он может составить до 3% ВВП. «Дефицит 1,5–2 с лишним процента ВВП был бы необходим», – соглашается главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.
Он напоминает, что в кризисный 2009 год дефицит федерального бюджета составил 5,9% ВВП. Но дальнейшая балансировка бюджета на уровне $70 за баррель «означает дальнейшее более жесткое сокращение бюджетных расходов.
Значительную часть реформ и структурных преобразований просто придется отложить», говорит он.
Источник: https://uriststroy.ru/blog/43387434187/Pravitelstvo-hochet-stimulirovat-ekonomiku-malyimi-dengami
Как россиянам сэкономить на налогах — МК
Налоговые вычеты пока не стали ни льготами, ни стимулами
13.06.2018 в 17:36, просмотров: 8961
О повышении уровня и качества жизни населения сегодня говорят все. Говорят, но не очень-то представляют, что нужно делать. Прекрасные глаголы — развивать, улучшать, совершенствовать, обеспечивать, увеличивать и прочие — мы выучили, но что конкретно? Какие шаги следует предпринять хотя бы в части «настройки налоговой политики»?
С одной стороны, родное государство призывает вкладываться в образование, здравоохранение, формирование негосударственных пенсий, улучшение жилищных условий, но с другой стороны — напрочь забывает о налоговых стимулах.
В мире широко распространена практика налоговых вычетов из подходного налога — своеобразных льгот, уменьшающих налоговую базу в зависимости от трат на образование, медицинскую помощь, негосударственное пенсионное обеспечение или приобретение жилья.
Предположим, вы в течение года заплатили подоходный с суммы в 1 млн рублей. Но если у вас есть право на налоговый вычет, скажем, в 100 тыс. рублей, то получается, что вы переплатили 13 тыс. рублей.
Что нужно для того, чтобы вернуть излишне перечисленные деньги? Собрать справки 2-НДФЛ и подтверждающие документы, заполнить декларацию и заявление (формы есть на сайте ФНС), посетить налоговую инспекцию (отправить документы по почте) и спокойно ждать возврата.
[su_quote]
Через несколько месяцев, после соответствующей проверки, вы будете приятно удивлены пополнением своего счета. Главное, чтобы сумма уплаченного за декларируемый год подходного налога была больше требуемого возврата.
Все налоговые вычеты представлены в Налоговом кодексе, однако их параметры долгое время не пересматривались. Если говорить о налоговом тюнинге, то почему бы не начать с этого?
Начну с насущного — с жилья. В майском указе Путина поставлены задачи улучшения жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно; обеспечения доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет ипотеки по ставке до 8% годовых; а также увеличения объема жилищного строительства до 120 млн «квадратов» в год.
Самой простой задачей видится снижение процентов по ипотеке. Почему ставки высоки? Потому что рефинансирование ипотечных кредитов (замещение выданных банками ссуд сторонними финансовыми организациями), как правило, производится через привлечение ресурсов на свободном рынке. А там аппетиты ого-го.
Если же задействовать хотя бы четверть наших резервов, размещенных в американских гособлигациях (24 млрд из 96 млрд долл.), то полученных после обратной конвертации средств (1,5 трлн. рублей) хватит, чтоб снизить ставку до 8% годовых хоть сейчас. Что для государства важнее: дозагрузка кубышки или улучшение жилищных условий собственных граждан? Судя по майскому указу, второе. Тогда вперед.
Теперь об имущественных вычетах при ипотеке.
При приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечного кредита вам светит имущественный налоговый вычет в размере не более 2 млн рублей фактически произведенных расходов. Возвратная выгода составит 260 тыс.
рублей (2 млн рублей вычитаемой налоговой базы умножаем на ставку 13%). Если вы не выбираете вычет полностью, остаток может быть учтен в дальнейшем, но повторный вычет не предоставляется.
При выплате процентов по кредитам, израсходованным на покупку или строительство жилья, либо при выплате процентов по кредитам, полученным для рефинансирования (перекредитования), вычет также предоставляется в размере фактических расходов на погашение процентов, но не более 3 млн рублей. Здесь можно сэкономить уже 390 тыс. рублей. Однако в отличие от предыдущего вычета льгота предоставляется в отношении только одного объекта недвижимости. Как и в предыдущем случае, возврат из бюджета можно производить в течение нескольких налоговых периодов.
Суммы адекватные: средний размер ипотечного кредита в этом году достиг как раз 2 млн рублей (в столицах, естественно, больше). С процентами тоже все более-менее.
Но почему вычет, что при приобретении недвижимости (если цена больше 2 млн рублей), что по процентам может быть представлен только раз в жизни? Опять экономим на людях?
Представим, что молодой человек покупает в ипотеку свою первую малогабаритную квартиру и, будучи продвинутым, получает вычет. Дальше он женится, в семье появляются дети, и встает вопрос об улучшении жилищных условий. При этом жена либо в декрете, либо в отпуске по уходу за ребенком. Еще один вычет стал бы той самой ложкой к обеду.
Ан нет. Родное государство, казна которого нынче снова пухнет от нефтедолларов, как будто говорит: хорошего понемножку, получил — и свободен.
Отсюда простой вариант решения и одновременно стимулирования рождаемости: предоставлять следующие налоговые вычеты на приобретение жилья и при выплате процентов по ипотеке (без ограничений по количеству детей) по рождению второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка. Почему со второго? Не все же «стартуют» с ипотеки — кому-то жилплощадь может достаться по наследству.
Приблизительно такая же история с другими налоговыми вычетами. Возьмем оплату образования. Что там говорится об образовании в майском указе? Обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, добиться вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.
Среднее общее образование у нас (пока) бесплатное. Однако количество бюджетных мест в вузах имеет тенденцию к сокращению, следовательно, все больше родителей вынуждено оплачивать постоянно дорожающее профессиональное образование своих чад.
Сейчас вы будете неприятно удивлены: общая сумма налогового вычета по расходам на обучение максимум 50 тыс. рублей в год на каждого обучающегося (если налогоплательщик платит за собственное образование — то 120 тысяч).
Вы знаете вуз, занимающий высокие позиции в публичных и неформальных рейтингах, обучение в котором стоило бы 50 тыс. рублей в год (25 тыс. рублей за семестр)? Нет таких и в ближайшее время не будет.
Тем не менее верхняя планка вычета стоит как вкопанная.
Учиться на «хорошо» и «отлично» нужно сызмальства, это мы знаем. При всем том наука знает массу примеров, когда будущий блестящий ученый катастрофически не успевал по некоторым общеобразовательным предметам, ныне входящим в ЕГЭ. Что сегодня автоматически закрывало бы гению дверь к бюджетному месту.
Такая патетика справедлива и для налогового вычета на лечение, не важно, свое или близких родственников. Верхний предел налогового вычета зафиксирован здесь в 120 тыс. рублей (по дорогостоящему лечению вычету подлежит вся сумма фактических расходов), причем перечень «бесплатных» медицинских услуг сжимается как шагреневая кожа.
Возникает другой вопрос: за что мы платим взносы по ОМС? Средств не хватает? Тогда нужно пересчитывать тариф — страхование на то и страхование, что должно быть безубыточным.
Если же правительство не хочет огорчать бизнес, продолжающий выводить все свободные средства за границу, нужно отменять медицинское страхование вовсе и официально, а не по факту, как сейчас, переходить на бюджетную модель.
На закуску самое сладкое: налоговые вычеты на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование в свою пользу или в пользу членов семьи и близких родственников.
Что там в майском указе? Обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
А вот цитата из недавней «Прямой линии»: «Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством, — это повышение доходов пенсионеров, причем значительное повышение их доходов.
[su_quote]
Правительству в самое ближайшее время это нужно будет обеспечить… уменьшение в два раза количества людей, которые живут за чертой бедности».
Золотые слова! Однако максимальная сумма налогового вычета при формировании дополнительной пенсии — все те же 120 тыс. рублей. Откладывать на старость могут позволить себе лишь те, кто много зарабатывает, но почему их ограничивают 10 тыс. рублей в месяц, да еще суммарно, на всех членов семьи?
Недавно ЦБ сетовал, что нынешняя молодежь копить не настроена, а хочет только потреблять и наслаждаться впечатлениями. Но есть ли условия для этих накоплений, о гарантиях я уже не говорю? Так же, как о пресловутых «длинных деньгах», поисками которых ныне озадачен финансово-экономический блок?
Причем, повторюсь, речь идет лишь о налоговых вычетах, то есть о возврате 13% подходного налога.
В других странах, где бюджеты также нуждаются в дополнительных поступлениях, компенсируется не переплаченный подходный налог, а вся сумма взносов на накопительную часть либо ее львиная доля.
Там понимают, что лучше компенсировать всю сумму сегодня, чем выплачивать те же бюджетные деньги, но с процентами, завтра.
Наш народ, впечатленный выдающимися итогами президентских выборов, после оглашения нового состава правительства начал дрейф в сторону социальной апатии. Мол, опять одни обещания и никакой конкретики. Самое время начать переубеждать пессимистов.
Источник: https://www.mk.ru/economics/2018/06/13/kak-rossiyanam-sekonomit-na-nalogakh.html
Правительство обсуждает повышение подоходного налогаТакой «подарок» может принести населению четвертый срок Путина
Справедливая и стимулирующая налоговая система, обещанная президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, может означать резкое повышение нагрузки на население.
На одном из первых после выборов совещаний у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось изменение налогов.
Его итоги Медведев не раскрыл и лишь признал, что налоговой системе все же нужна настройка (цитата по «Интерфаксу»).
Оплатить обещания Путина повысить некоторые расходы бюджета может быть предложено населению – власти расчехлили набор старых идей: повышение НДФЛ, введение налога с продаж, отмену льгот по НДС для социальных товаров, повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и человек, знающий это от участников совещания. Но они расходятся в трактовке его итогов: одни говорят о принятых решениях, другие – о продолжении дискуссии.
Обсуждалось повышение ставки НДФЛ на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума, указывают собеседники «Ведомостей». Прошлой осенью на совещаниях в правительстве уже анализировались последствия повышения НДФЛ до 15–16% и введение такого минимума. Решение окончательно не принято, предупреждает чиновник. Другой говорит, что «консенсус достигнут».
В правительстве обсуждаются разные меры, но все они пока только предложения, отмечает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, решения будут приняты позже.
Минфин к совещанию готовил свои старые предложения – провести два налоговых маневра: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всей экономики (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%). Маневры пока не поддержаны, говорят оба чиновника. Нужно обсудить завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, сказал Медведев.
Также обсуждались введение торгового сбора с оборота (близок к налогу с продаж) и отмена льготной ставки НДС в 10% (распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства). К 2020 г. потери от этой льготы достигнут 600 млрд руб.
Но выгоду из нее извлекают не столько бедные семьи, сколько производители, объяснял федеральный чиновник, нужно сделать соцподдержку в целом более адресной. Такое поручение президент дал по итогам послания Федеральному собранию.
Льготную ставку Минфин предлагает заменить прямой субсидией из бюджета для бедных семей и полностью пересмотреть пособия, объединив многочисленные выплаты в единое универсальное пособие для бедных, говорят два чиновника. Правительство должно навести порядок в системе различных налоговых льгот, заявил в среду Медведев.
Торговый сбор с оборота может быть введен как часть налогового маневра – вместо повышения НДС при снижении страховых взносов, говорит другой чиновник.
Минфин хочет снизить слишком высокую нагрузку на труд: это должно по его замыслу способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Маневр увеличил бы их в 2019–2020 гг. почти на 450 млрд руб., оценивал ранее чиновник.
Бизнес к маневру относился по-разному, но в большей степени поддерживал его проведение при введении налога с продаж: заложить повышение НДС в цены при падающих доходах населения сложно.
Изменение налогов нужно для дополнительных доходов бюджета, говорит один из чиновников. Во время послания Путин объявил о росте расходов на здравоохранение и инфраструктуру. Около двух третей из 1,5% ВВП, которые потребуются на реализацию поручений, будет получено за счет ускорения экономического роста, а остальное – за счет экономии, говорил помощник президента Андрей Белоусов.
Меры ударят по доходам населения и потреблению, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Потребление было одним из драйверов роста экономики в 2017 г. Но в отличие от 2017 г. рост потребления в большей степени будет опираться на рост доходов, указывал ВЭБ.
Дополнительные налоги и сборы могут свести такой рост на нет, опасается Суслина: повышение НДФЛ при отмене льготной ставки НДС – двойной удар по населению, с одной стороны, снизит их доходы, а с другой – увеличит цены.
Обнуление НДФЛ для бедных и прямая субсидия должны помочь им, говорит она, но рост цен и налоговая нагрузка могут привести к росту числа бедных и сокращению среднего класса.
Эти выборы президента были исключительными – победивший кандидат вообще не излагал экономическую программу, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, и связано это с тем, что после выборов Путин пойдет на непопулярные меры: президент получил очень сильный мандат доверия.
Представители первого вице-премьера Игоря Шувалова и Минфина отказались от комментариев. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей».
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/22/754520-povishenie…
Источник: https://chernovik.net/content/inye-smi/pravitelstvo-obsuzhdaet-povyshenie-podohodnogo-naloga
Власти нашли десять поводов для повышения налогов
09.04.2018 00:01:00
Госдуме придется оперативно определиться с ресурсами для новых нацпроектов Путина
Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин готов обсудить любую фискальную новацию. Фото РИА Новости |
В Кремле завершается многомесячная подготовка президентского указа с целевыми показателями по 10 приоритетным направлениям. Эти направления станут аналогом предыдущих национальных проектов и майских указов. Бюджет будет заточен под их реализацию. Правительству в течение шести лет надо будет дополнительно изыскивать, по разным оценкам, от 1 до 2 трлн руб. в год.
У Госдумы остается все меньше времени на обсуждение новых налогов, которые обеспечат ресурсную базу для выполнения поставленных президентом задач. В парламенте уже есть два законопроекта о прогрессивной шкале подоходного налога (НДФЛ). Вскоре там могут появиться новые предложения, касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС), налога с продаж, льгот и т.д.
У Госдумы остается все меньше времени для обсуждения тех налоговых новаций, которые позволят выполнить задачи, поставленные Владимиром Путиным в мартовском Послании Федеральному собранию.
[su_quote]
Сейчас на рассмотрении в парламенте находятся как минимум два законопроекта по налоговой реформе. Оба о внедрении прогрессивной шкалы НДФЛ: одна версия разработана депутатами из КПРФ, другая – справедливороссами. Но это не единственные варианты.
Вскоре в Госдуму могут поступить и другие предложения по налоговой реформе – от кабинета министров.
«Правительство активно обсуждает изменение налогов. В частности, рассматривается повышение ставки НДФЛ на 2 процентных пункта до 15% с введением необлагаемого минимума и проведение нефтяного маневра (повышение налога на добычу полезных ископаемых при сокращении экспортных пошлин).
Кроме того, обсуждаются введение торгового сбора с оборота, отмена льготной ставки НДС в 10% на социальные товары (продовольствие, товары для детей и лекарства), а также повышение НДС при снижении страховых социальных взносов», – перечисляют специалисты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка.
«Данные меры, очевидно, направлены на получение дополнительных доходов бюджета, необходимых для реализации основных поручений президента, – поясняют в ЦМИ. – Однако это окажет негативный эффект на доходы и потребление населения».
В свою очередь, специалисты Института экономической политики им. Гайдара проанализировали варианты, связанные только с НДФЛ. Как они поясняют, «идея внесения изменений в НДФЛ обсуждается годами, спектр предложений довольно широк».
Во-первых, есть предложение ввести многоуровневую прогрессивную шкалу. КПРФ рекомендует в зависимости от доходов граждан устанавливать ставки от 5 до примерно 25%. Такой законопроект был внесен в Госдуму в конце марта.
Во-вторых, есть предложение повысить ставку только для лиц с высоким доходом. При этом для остальных предлагается сохранить 13% или же выделить группу бедных граждан, которых освободят от уплаты налогов. Под высокими доходами могут пониматься как 7–10 млн руб. в год (судя по всему, таков один из вариантов правительства), так и 24 млн руб.
в год – вариант «Справедливой России», предлагающей поднять для богатых ставку до 18%. Законопроект «Справедливой России» был внесен в Госдуму в начале февраля. Вариант, который приписывают правительству (повышение ставки НДФЛ до 15% с внедрением необлагаемых категорий), в Думу пока не вносился.
Но, как говорил ранее спикер ГД Вячеслав Володин, если он поступит, то депутаты обсудят и его тоже.
В-третьих, возможен вариант поголовного повышения ставки НДФЛ. В-четвертых, ставку могут сохранить для всех на текущем уровне, оставить без изменений.
В Институте Гайдара считают, что «повышение налоговой нагрузки в целом и, в частности, по НДФЛ нужно рассматривать в последнюю очередь».
По мнению научных сотрудников лаборатории развития налоговой системы Елены Мининой и Елисея Леонова, вместо повышения налоговой нагрузки надо «эффективно использовать существующие механизмы бюджетно-налоговой системы, в том числе увеличивая адресность льгот, совершенствуя систему государственных закупок и организационно-хозяйственных процессов в бюджетной системе в целом».
Уточним: принцип адресности правительство уже взяло на вооружение. Этот принцип предполагает сокращение численности получателей госпомощи, что позволяет сэкономить бюджетные средства. Принцип спорный. И как выясняется, правительство не хочет им ограничиваться.
Депутатам предстоит решить, за счет чего страна будет исполнять поручения Владимира Путина. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Экономисты указали на негативные последствия повышения налоговой нагрузки. «Если говорить о повышении ставки для всех категорий населения, то арифметический эффект, равный дополнительным 500 млрд руб., или 0,5% ВВП, будет сопровождаться снижением потребления при низкой инвестиционной активности из-за известных структурных проблем», – сообщают Минина и Леонов.
«Но и эти дополнительные поступления, которые в рамках всех доходов бюджета в принципе невелики и меньше, например, доходов от акцизов на табачную продукцию, не гарантированы, поскольку повышение ставки будет стимулом для ухода в теневой сектор (то есть о сохранении уровня собираемости говорить не приходится)», – уточняют экономисты.
Они продолжают: поголовное повышение НДФЛ противоречит идее борьбы с бедностью, а также задаче стимулирования цифровой экономики, предполагающей налоговые послабления для некоторых проектов и даже отдельных специалистов.
А действующие налоговые льготы «порой работают неэффективно», добавляют экономисты.
«Аргументом против возможного повышения подоходного налога с введением необлагаемого минимума является и тот факт, что вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета и не решит проблему бедности», – сообщают в Институте Гайдара.
При этом, как отмечают экономисты, «введение прогрессивной шкалы несет не только риски занижения налогооблагаемой базы, снижения стимулов к росту, но и предполагает более сложную и затратную систему администрирования при весьма туманных перспективах наполнения бюджета».
Другими словами, возможных вариантов много, и каждый требует как раз широкого общественного обсуждения и только потом окончательного принятия Госдумой.
При этом чтобы выполнить поставленные президентом в мартовском Послании задачи, надо, чтобы в бюджете на следующую трехлетку были заложены новые налоговые параметры.
А чтобы успеть это сделать, очертания налоговой реформы должны проясниться уже по итогам весенней сессии.
Бизнес нервничает. Еще в феврале на форуме в Сочи глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин говорил, что «времени у нас нет».
«Налоговые законопроекты, если они принимаются в рамках весенней сессии, должны быть подготовлены и внесены в Госдуму в самый сложный период существования правительства, а именно – в период его переформирования (после президентских выборов), где-то в конце апреля – в мае», – пояснял он (см. «НГ» от 18.02.18).
Источник: https://www.ng.ru/economics/2018-04-09/1_7207_taxes.html
Правительство хочет повысить налоги для граждан
?Staryiy (staryiy) wrote,
2017-02-27 01:24:00Staryiy
staryiy
2017-02-27 01:24:00Нелегкие времена заставляют правительство искать решения для пополнения казны. Деньги в бюджет приходят из налоговых поступлений — значит, кто-то должен платить больше, чем раньше. Крупные налогоплательщики могут уйти в другие юрисдикции. Остаются самые покладистые — обычные граждане.
«Лента.ру» обратилась к экспертам, чтобы выяснить последствия и альтернативы такого нововведения.Согласно одному из вариантов, предложенных Минфином, НДФЛ следует повысить до 15 процентов. Из них 6-8 процентов направят в бюджет. При этом повышение подоходного налога компенсируется снижением нагрузки на работодателей — с 30 до 21 процента ставки страховых взносов.
По другому варианту, одновременно с повышением НДФЛ предлагается ввести вычет, а также сделать НДС равным 21 проценту вместо нынешних 18 процентов и страховые взносы — тоже 21 процент.
Кроме того, предлагаются и другие меры: введение плавающей ставки НДФЛ, предоставление регионам права утверждать собственные ставки, повышение НДФЛ до 17 процентов с предоставлением вычета (или всем, или беднейшим гражданам) на уровень прожиточного минимума.
Ведущий эксперт ЦМАПК Владимир Сальников, критикуя предложения чиновников и экспертов, указывает на то, что такая мера в первую очередь ухудшит положение и без того небогатых людей.
«Предложение достаточно странное. Прежде всего, это неправильно с точки зрения социальной справедливости. Как известно, у нас высокая дифференциация по доходам.
Есть сомнение, насколько легитимно произошло перераспределение доходов после распада СССР, поэтому сейчас, чтобы социально-политическую ситуацию не ухудшать, надо переходить к прогрессивной шкале и облагать налогами только группы населения с высокими доходами.Зачем сейчас лишнее недовольство населения? Прогрессивная шкала — это нормальная, положительно воспринимаемая населением мера.
Хотя, конечно, это сделать непросто, учитывая, что у состоятельных граждан есть больше возможностей ухода от налогов. Поэтому тут надо думать, как ввести эту систему без потерь. Разумеется, если сразу повысить налог на богатых до 60 процентов, как в некоторых странах, мы получим отток капитала. Но легкую прогрессивность ввести не мешало бы.
Кроме того, можно было бы ввести налог на наследство.
Если посмотреть на опыт зарубежных стран, там такой налог — совершенно нормальное явление. Ведь человек получает имущество просто так, не затрачивая никаких усилий. Возникает вопрос о том, насколько это социально справедливо. В США это послужило стимулом для развития благотворительных фондов. Управление фондом обычно передается наследнику, и он получает определенный доход, но в целом оставленное после смерти владельца имущество служит обществу».
Взять и повысить плоскую шкалу — это самый простой и, наверное, самый неподходящий способ.По мнению Сальникова, правительство держится именно за плоскую шкалу подоходного налога в связи с тем, что это неприятно состоятельным гражданам, которые влияют на принятие решений.
[su_quote]
Кроме того, финансовые власти опасаются ухода от налогов и увода капитала в тень.Так ли неизбежно повышение именно подоходного налога? Президент финансовой компании «Московские партнеры» Евгений Коган полагает, что можно обойтись без суровых мер.
«Мне все это напоминает старый анекдот о поисках потерянного не там, где в действительности потеряли, а под фонарем: под фонарем-то проще, там светлее», — досадует предприниматель. Он оценивает инициативу уважаемых ведомств и ЦСР весьма негативно.
С его точки зрения, подобные меры не принесут желаемого результата, а только разозлят граждан.
«Хотите повысить собираемость налогов? Есть для этого кнут и пряник. Кнутом умеем, но не шибко выходит — все уходят еще больше в тень, забиваются в щели, как тараканы. Пряничком не пробовали?» — горько иронизирует он. По мнению Когана, «пряничной» мерой сегодня, на фоне налогового обмена между странами, может стать объявление новой амнистии по налогу на прибыль со ставкой 5-7 процентов.«Полмира сюда прибежит — от денег задыхаться будете! — уверен бизнесмен. — Ах да, забыл… Пряники — это не про нас, суровых парней».Ведущий эксперт ЦМАПК Елена Пенухина не согласна с главой «Московских партнеров»: «Это слишком радикальное предложение. Налог на прибыль — это основной источник для региональных бюджетов. Подрывать их доходную базу в нынешней ситуации нельзя, они и так испытывают сложности. Формально они свели бюджет 2016 года с почти нулевым дефицитом (минус два миллиарда рублей — это очень мало). Но это достигнуто за счет того, что им пришлось сильно урезать расходы, в первую очередь — на образование и здравоохранение.Идея с повышением НДФЛ мне нравится именно тем, что это, наоборот, наполнит региональные бюджеты. В этом смысле это хорошая мера. Налог на прибыль очень чувствителен к конъюнктуре. Как только экономическая ситуация ухудшается, сразу же проседают сборы налога на прибыль. Появляется много убыточных предприятий и компаний с нулевой прибылью. Получается, что регионы становятся сильно зависимыми от экономической ситуации.Кроме того, власти обещали не трогать налоговую нагрузку на бизнес, поэтому рассматривают возможность повысить налоги для населения. Вряд ли это настолько насущная мера, учитывая нынешний довольно высокий уровень цен на нефть. Однако если мы хотим снижать зависимость от нефти и газа, то придется повышать ненефтегазовые налоги. Это давно обсуждается.Зарплаты же, напротив, — стабильная доходная база. Они не так волатильны, как прибыль. Вопрос только в том, насколько повышать. Одно дело — повысить сразу до 30 процентов, а совсем другое — до 17-18. Если же говорить о введении прогрессивной шкалы, то она несет, с одной стороны, социальную справедливость, а с другой — увеличивает административную нагрузку. Заполнять налоговые декларации не так просто, это создает транзакционные издержки для экономики.Просто повысить подоходный налог легко, но это ударит по малообеспеченным слоям населения. Надо быть готовым к недовольству или же предусмотреть какую-то компенсацию. Причем при нынешнем развитии системы контроля с использованием передовых технологий уход зарплат в тень маловероятен. Разумеется, это зависит от того, на какую величину повысят налог. Можно смягчить негативный эффект снижением социальных страховых взносов.
В этом смысле довольно перспективно обсуждаемое сейчас предложение о повышение ставки НДС до 21 процента с одновременным снижением страховых взносов также до 21 процента. Но это снизит нагрузку на фонд оплаты труда (то, что платит работодатель). А НДФЛ платит непосредственно население (работодатель выступает лишь агентом)».
Источник: https://staryiy.livejournal.com/883441.html
Правительство хочет увеличить налоговые вычеты за заботу о детях
Законом о прямом федеральном налоге (LIFD/DBG) предусмотрено, что при расчете налогооблагаемой базы родители могут учесть расходы, связанные с тем, что им приходится доверять яслям, детсадам, «продленке» или «дневным няням» заботу о своих детях, в то время как они зарабатывают средства на содержание семьи.
Эта сумма ограничена 10100 франками в год, что, принимая во внимание расценки на места в швейцарских детсадах, не всегда покрывает реальные расходы родителей.
Следует отметить, что в данном случае речь идет именно о вычете, связанном с заботой о детях до 14 лет, поскольку законодательством предусмотрена еще одна «детская» льгота, учитываемая при определении суммы налога к уплате.
Некоторые кантоны в этом плане оказались более щедрыми, вплоть до того, что при расчете подоходного налога в Ури родители вообще не ограничены суммой «детских» расходов. В целом ситуация заметно варьируется от одного региона к другому: размер вычетов составляет от 3000 (Вале) до 19200 (Невшатель) франков.
Уточним, что речь идет о «потолке», то есть фактические расходы учитываются полностью, если они меньше указанного максимума, или ограничиваются им. Добавим, что некоторые кантоны позволяют учесть при расчете подоходного налога расходы родителей, самостоятельно присматривающих за собственными детьми.
В таком случае речь идет о фиксированной сумме, которую не нужно подтверждать расходными документами.
На прошлой неделе Федеральный совет вынес на обсуждение проект, в соответствии с которым размер максимального вычета на федеральном уровне предлагается поднять до 25 тысяч франков.
Кроме того, кантоны должны будут предусмотреть со своей стороны не менее 10 тысяч франков, которые родители смогут учесть при расчете подоходного налога.
По оценке правительства, в краткосрочной перспективе эти нововведения повлекут за собой потери в размере 10 млн франков для Конфедерации и 25 млн франков для кантонов и коммун. Однако оптимизма Федеральному совету придает прогнозируемое им стимулирование развития системы учреждений, занимающихся присмотром за детьми.
Кроме того, власти рассчитывают таким способом решить проблему нехватки квалифицированного персонала, которая, как известно, может обостриться с введением миграционных ограничений.
Напомним, что одним из направлений принятой стратегии стало обеспечение возможности успешно сочетать личную жизнь с карьерой.
Налоговые вычеты поощряют работающих родителей и, соответственно, их рост должен привлечь матерей – как правило, они чаще отцов жертвуют карьерой, – на рынок труда.
По расчетам платформы «Экономическая жизнь», действующая сегодня система невыгодна в первую очередь родителям, имеющим маленьких детей, и получателям высоких доходов. Оценив все «за» и «против», такие семьи нередко решают самостоятельно заниматься воспитанием подрастающего поколения.
В приведенном экспертами примере речь идет о родителях, живущих в Цюрихе и имеющих двоих детей.
Если предположить, что глава семьи получает 100 тысяч франков в год, работая полный день, то из зарплаты матери, занятой на 40-60% (при таком же уровне оплаты труда), лишь треть суммы до уплаты налогов будет попадать в семью.
Около половины этого дополнительного дохода уйдет на оплату детсадов, а приблизительно 15% поглотят налоги и социальные сборы. Если же женщина будет занята на 80-100%, то почти весь ее заработок придется потратить на детсад.
Такой феномен объясняется тем, что в Цюрихе действует прогрессивная шкала тарифов на услуги по уходу за детьми, формируемая в зависимости от дохода семьи. Кроме того, во многих кантонах предусмотрены дополнительные льготы для родителей с невысоким уровнем доходов. Соответственно, зарабатывать больше, рискуя при этом лишиться законных привилегий, может быть просто невыгодно.
Добавим, что проект увеличения налоговых вычетов вынесен на обсуждение до 12 июля, после чего, с учетом мнений заинтересованных сторон (кантонов, политических партий, экономических организаций, профсоюзов), будет представлен его окончательный вариант.
Источник: https://nashagazeta.ch/news/politique/pravitelstvo-hochet-uvelichit-nalogovye-vychety-za-zabotu-o-detyah
Либеральной верхушке оскорбительно тратить деньги на развитие России
Пока россияне на фоне падающих зарплат продолжают жаловаться друг другу на взлетевшее почти до 100 рублей за литр молоко, опасное для употребления, и увеличение взносов на капремонт, которого многие уже никогда не дождутся, премьер-министр Дмитрий Медведев увидел иное изменение экономического тренда.
В рамках последнего Гайдаровского форума он, в частности, заявил, что реальные доходы населения не падают, а, наоборот, растут. Многие эксперты-экономисты полагают, что подобные заявления кардинально расходятся с реальной жизненной ситуацией. А наши читатели шутят, оставляя такие комментарии: Вот рецепт кремлевской лапши: — 2 ст.
ложки «стабильности» — немножко «борьбы с коррупцией» — 3 горошинки «доступного жилья» — капельку «достойных зарплат» — щепотку «врачам и медикам» — половина чайной ложки «пособий молодым матерям» — много «лапши длинной», чтобы хватило на всех, особые указания: — всем средствам массового оболванивания принудительно напичкать этой смесью (до отрыжки) весь народ, а остатки развесить на ушах!
— Я уже давно перестал задавать себе вопрос о том, какую коноплю у нас выращивают у Дома правительства, рассуждает, в частности, экономист, политолог, публицист и политик, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Ясно только то, что такой конопли простым людям не достать никогда.
А если серьезно, то, видимо, господин Медведев не читал официальную статистику. Которая гласит, что реальные доходы россиян первые 11 месяцев 2017 года пусть не сильно, но снижались. Немножко там вырос товарооборот, но это если исходить из официального уровня инфляции в 2,5%.
Если же исходить из той инфляции, в которой люди себя ощущают, а по данным социологов это чуть меньше 9%, то получается существенное снижение и реальных доходов, и заработной платы. Но господин Медведев, вероятно, судит по себе и своему окружению, а у них все хорошо.
Ведь в первые 11 месяцев 2017 года федеральный бюджет просто захлебывался деньгами. Тогда его сверхдоходы составили триллион рублей с четвертью.
«СП»: — В некоторых СМИ говорится о том, что правительство сейчас рассматривает либо бюджетный, либо налоговый маневр для увеличения расходов на образование, медицину и инфраструктуру.
Иными словами, будут либо повышены налоги, в том числе НДС и НДФЛ, либо увеличен «порог отсечения» бюджетных доходов до отсечки в 45 долларов за баррель вместо нынешних сорока.
Что, на ваш взгляд, реальнее?
— Судя по тому, что господин Медведев верит в то, что люди стали жить лучше, то повышать налоги логичнее, чтобы содрать с них шкурки побольше. Исходя из некоторых его заявлений, он может даже пойти на введение формально прогрессивной шкалы налогов.
Естественно, по факту-то она все равно будет регрессивная с учетом социальных взносов, но шкала уже не будет плоской. Господин президент якобы «попросил» об этом правительство. Но нет такой формы взаимодействия как просьба. Есть поручение, однако его никто не давал точно.
Так что, возможно, это все не более чем предвыборный пиар-ход. Но даже если и рассматриваются шаги в этом направлении, то что будут с этими добавленными средствами в размере 2,5% ВВП делать здравоохранение и образование, неизвестно никому.
Но если речь идет о том, чтобы просто освоить деньги, то, скорее всего, наверху их просто хотят банально попилить.
Читайте также
Либералы-сектанты ведут Россию к госперевороту по заказу Запада
Михаил Делягин о том, как правительство переключило страну на «режим загнивания»
Никто не хочет увеличивать расходы бюджета, хотя его резервы колоссальны. Один процент хотят взять за счет сокращения расходов на правоохранительные и контрольно-ревизионные органы.
Там действительно есть, что сокращать, но я подозреваю, что это просто месть Голиковой за то, что та постоянно докладывает реформаторам и либералам, как много они воруют и просто бездарно разбазаривают. Так что первый объект сокращения, на мой взгляд — Счетная палата, чтобы эта дама «не чирикала».
Да, она не может требовать возбуждения уголовных дел по факту своих расследований, но эффект от ее выступлений очень сильный, это никому не может понравиться.
[su_quote]
А вот откуда брать еще один процент? Есть или смягчение бюджетного правила, на чем настаивает Алексей Кудрин, предлагая заодно провести приватизацию. С приватизацией соглашаются, но повышать порог отсечения не хотят, предлагая взамен повысить налоги.
О том, каков уровень этих людей, красноречиво говорит тот факт, что предложение о повышении налогов рассматривается параллельно с требованием обеления экономики. Нельзя же вывести ее из тени, не повышая налогов, которые ее туда, собственно, и загнали. У нас же чем человек беднее, тем он больше должен платить.
Но даже такую простую вещь правительство либо не осознает, либо осознает, но тщательно скрывает.
«СП»: — Вы упомянули о просьбе президента относительно прогрессивной шкалы налогов. Но ведь до этого уже были так называемые «майские указы» Владимира Путина, которые до настоящего времени так и не выполнены. Это что, прямой саботаж или неумение?
— Если мой подчиненный занимается саботажем, то я его, понятное дело, посажу. Если подчиненный не справляется, то знаете, за 5 лет даже козу можно научить ходить по проволоке, не говоря уже о целом правительстве.
Если же они необучаемы вообще никак, то их можно заменить.
Перефразируя известное высказывание, на мой взгляд, любая кухарка была бы лучшим министром экономического развития, чем господа Алексей Улюкаев и Максим Орешкин.
На самом деле с правительством все понятно, майские указы направлены на развитие России. В глазах либерала, который служит не народу, а глобальному бизнесу, каждый рубль, направленный на эти цели, отнят у глобальных спекулянтов. Ведь если деньги даны врачам и учителям, если на них построен завод, то их нельзя украсть.
«СП»: — А президент?
— С ним тоже все просто, он занимается вопросами сиюминутного желания страны. По его высказываниям четко видно, где он полностью «в теме», а где отделывается общими словами.
Он занимается вопросами выживания страны — противодействие мировому терроризму, глобальная конкуренция, стратегический экспорт, кадры. А существующую социально-экономическую ситуацию он в качестве текущей угрозы не воспринимает.
Если у вас, предположим, смертельное заболевание и насморк, то понятно же, что насморк вы отложите на потом, сосредоточившись на главном. Я, как экономист, считаю, что неправильно социально-экономические проблемы приравнивать к насморку.
Но, возможно, это у меня просто профессиональный шовинизм. Однако экономике в целом и гражданам России в частности этот взгляд обходится достаточно дорого.
«СП»: — Но неужели в нашей экономике нет сейчас и в ближайшей перспективе не предвидится хоть чего-то хорошего?
— Да у нас, куда ни плюнь, везде позитив. Просто он носит очаговый характер, и развитие у нас осуществляется в порядке исключения. С одной стороны, государство понимает, что если у нас не будет оружия и армии, то нас уничтожат.
И даже в рамках либеральной политики у нас хоть и плохонько, но развивается оборонный комплекс. Люди понимают, что в принципе, если мы не будем развивать собственную фармацевтику, то однажды нам прекратят поставки зарубежных лекарств и через это уничтожат.
И у нас худо-бедно, но начинает шевелиться фармацевтика. Мы обнаруживаем, что даже самый обычный смартфон имеет 23 встроенные полицейские функции, так что любой, кто пользуется зарубежным телефоном и джимейл-почтой, сообщает всю информацию нашим заклятым партнерам.
И поэтому мы начинаем разрабатывать собственное программное обеспечение.
С другой стороны, есть народная инициатива. Люди, например, начинают варить сыр в самых неожиданных местах. Многие виды этого сыра правда можно есть. Многие виды этого сыра у производителя действительно стоят дешево. Что там на них потом накручивает торговая сеть, это тема для отдельного разговора.
У нас развивается интернет, по уровню его развития мы, кроме шуток, самая передовая страна мира.
У нас сельхозреволюция, причем не только в Брянской области, где люди в условиях нечерноземья умудряются получать по 100 центнеров пшеницы с гектара, твердых, кстати, сортов, и 400 центнеров картофеля безо всякого ГМО.
«СП»: — Чего не хватает, чтобы объединить все эти очаги в один большой яркий костер?
— Самое главное — обеспечить модернизацию инфраструктуры. Но для этого нужно ограничить произвол монополий, коррупцию и финансовые спекуляции.
Если говорить языком производителя, то нам нужны дешевые кредиты, но при этом производитель не должен иметь возможность сразу после получения таких денег отнести их на валютный рынок. Без этого развитие невозможно на нашем нынешнем уровне.
Все крупные развитые страны проходили через это, но для наших либералов это сродни осквернению святыни потому как они живут ради этой самой спекуляции.
Читайте также
В чей карман пошли сборы за капремонт с москвичей, попавших под реновацию
И можно ли как-то реально обустроить Россию без спецпрограмм сомнительного свойства
По поводу повышения налогов для самых бедных россиян высказал свое мнение «СП» и Павел Грудинин.
«СП»: — Павел Николаевич, вы как известно, предлагаете прогрессивную шкалу, которая «станет стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность предприятий». Как вы оцениваете высказывания представителей власти, например, известную фразу Валентины Матвиенко о том, что с введением прогрессивной шкалы налоги не будут платить вообще?
— Мне кажется, что это заблуждение, ведь прогрессивный налог применяется во многих странах мира. Это уже вопрос администрирования налогов, если так рассуждать, то у нас и простой налог не платят. Мы же знаем, что уход от налогов стал в России своего рода бизнесом.
Но нужно понять, во всем мире, в развитых странах богатые платят больше, чем бедные. Это вопрос к власти, чтобы богатые платили налоги так, как это должно быть.
Я думаю, что если есть политическая воля, то можно заставить заплатить налоги всех. Не вижу тут проблем. А социальная справедливость, которая заложена в прогрессивном налоге, заключается не только в том, чтобы богатые платили больше. Бедные вообще не должны платить.
Малоимущие, малообеспеченные люди вообще должны быть освобождены от подоходного налога. У нас действует извращенная система, например, мы в совхозе выделяем материальную помощь пенсионерам и с нее платится подоходный налог.
Какой может быть налог с пенсионера, получающего, по большому счету, нищенскую пенсию?
Нужна нулевая ставка налога людям, получающим маленький доход и достаточно большая для тех, кто хорошо зарабатывает. Вы знаете, что я сам неплохо зарабатываю, но считаю, что богатые должны платить больше.
Источник: https://svpressa.ru/economy/article/191162/