Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу
Отправить на почту
Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Какие нормативные документы регламентируют учетные нюансы гособоронзаказа и как организовать такой учет, узнайте из нашей статьи.
Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?
Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:
- головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
- исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).
Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.
Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
- поставку товаров;
- выполнение работ;
- оказание услуг.
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
- осуществляются для федеральных нужд;
- производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
- предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
- при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
- формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
- учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
- отчитаться перед заказчиком;
- обосновать расходование бюджетных средств.
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
- 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
- 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
- 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
- аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
- аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
- весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
- ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
- по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
- на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
- содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
- исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
- рационализаторство и изобретательство;
- охрану труда и содержание пожарной службы;
- иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
- расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
- рекламные и представительские расходы;
- расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
- расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
- занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
- определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
- осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера.
Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.
Итоги
Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.
О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
Источник: https://nanalog.ru/poryadok-vedeniya-razdelnogo-ucheta-po-gosoboronzakazu/
Раздельный учет затрат по ГОЗ на примере ФГУП ФНПЦ «ПО «СТАРТ» им. М.В.Проценко — PDF
4 Форма 1 НИОКР Протокол прогнозной цены* на (НИР**, ОКР**, ее наименование, шифр или код) Вид цены*** Срок действия цены: начало: окончание: Основание для выполнения работ: (ТТТ (ТТ)****, ТТЗ (ТЗ)****,
Подробнее
п/п 85 Приложение Форма 1 сервис Протокол прогнозной цены* на (наименование работы (услуги) Полное наименование работ (услуг) Единица измерения Нормативно-техническая документация, орган и дата утверждения
Подробнее
Проблемы управления затратами и ценообразованием по ГОЗ Москва 2012 Основные нормативные документы Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»
Подробнее
п/п Расчет и обоснование прибыли* Наименование статей затрат 1 Покупные комплектующие изделия 2 Покупные полуфабрикаты 3 Работа (услуги) других исполнителей государственного оборонного заказа 4 Остальные
Подробнее
«1С:Бухгалтерия 8». Практическое освоение бухучета с самого начала Данный курс поможет в короткие сроки получить обширные знания по бухгалтерскому и налоговому учету, а также практические навыки ведения
Подробнее
Оглавление Введение…9 ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ…11 Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ «1С:БУХГАЛТЕРИЯ 8»…13 Создание учебной информационной базы…13 Режимы работы с программой…19 Основные термины и понятия
Подробнее
29 Приложение 1 Форма 1 серия Протокол прогнозной цены на (наименование и шифр изделия) Вид цены* Срок действия цены: начало окончание. 31.12.2012 г. Полное наименование изделия Единица измерения п/п шифр,
Подробнее
(16) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Кафедра Моделирования и управления промышленным производством ЭФ Автор программы: доцент С.Е.Колбин Лектор: доцент С.Е.Колбин РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ТЕМА 1. Общая
Подробнее
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.А.УГАРОВА (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
Подробнее
МОУ ДОД «ЗДШИ»г. Тулы на «01» января 2016 г. Таблица 4 Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета Наименование объекта учета Код счета бухгалтерского учета Характеристика метода оценки и момент
Подробнее
У Т В Е Р Ж Д А Ю Директор НОУ УКЦ «АвтоКомп» Т.Н. Бабурина 10.02.2013 г. Негосударственное образовательное учреждение Учебно-консультационный центр «АвтоКомп» (УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ) Калужская
Подробнее
Программа курса: 1. Основы и методы бухгалтерского учета. Знакомство с учредительными документами предприятия. 1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета 1.2 Структура баланса предприятия. Знакомство
Подробнее
Пояснительная записка Практически все фирмы применяют компьютерные системы ведения бухгалтерского учета, а для этого необходимо владеть бухгалтерскими программными продуктами (ПП). Современный бухгалтер
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/30127688-Razdelnyy-uchet-zatrat-po-goz-na-primere-fgup-fnpc-po-start-im-m-v-procenko.html
Разъяснения Минобороны РФ закона № 275-ФЗ «О Государственном оборонном заказе (в ред. закона 2015 года)»
Информация в отношении применения положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ)
Заработная плата
Вопрос 1:
Как выплачивать аванс по заработной плате сотрудникам предприятия? Согласно п.3 ст.8.4 Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ не допускается выплата авансовой части заработной платы, так как аванс выплачивается без удержания НДФЛ, страховые взносы не начисляются.
Данная норма распространяется как на производственный, так и на управленческий персонал? Каков порядок выплаты заработной платы при условии наличия нескольких государственных контрактов и специальных счетов, соответственно?
Как осуществить расходы на АУП, в том числе выплату заработной платы сотрудникам АУП, если лимит 3 млн. в месяц по одному контракту?
Ответ 1:
Федеральный закон не регулирует порядок начисления и сроки выплаты заработной платы работникам предприятия (организации).
Порядок выплаты заработной платы сотрудникам, включая сумму аванса в счет заработной платы сотрудника, предприятие осуществляет в соответствии с принятой Учетной политикой предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договором (ст.136 ТК РФ).
Действующее законодательство не содержит запрета на уплату НДФЛ и страховых взносов одновременно с перечислением авансов по заработной плате. При этом согласно п.3 ст.8.4 Федерального закона с отдельного счета разрешено списание денежных средств на оплату труда сотрудникам при условии одновременной уплаты соответствующих налогов и страховых взносов.
Таким образом, Федеральный закон не содержит ограничений по выплате заработной платы сотрудникам предприятия, включая АУП, с одного отдельного счета или нескольких отдельных счетов.
Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии с положением п.3 ст.8 Федерального закона запрещается действия (бездействия), направленные, в том числе на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением Гособоронзаказа.
Налоги, сборы, иные обязательные платежи
Вопрос 2:
Как осуществить уплату налогов?
Ответ 2:
В соответствии с положением ст.8.3 Федерального закона режим использования отдельного счета предусматривает, в том числе списание денежных средств на иные банковские счета в целях уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов во внебюджетные фонды (п.2а).
Федеральный закон не содержит запрета на осуществление уплаты налогов с одного отдельного счета или нескольких отдельных счетов при представлении в уполномоченный банк распоряжения на уплату налогов с указанием уникального идентификатора платежа (уникального идентификатора начисления).
Накладные (косвенные) расходы
Вопрос 3:
Как при осуществлении платежей распределять косвенные расходы между конкретными контрактами? Не ясен механизм распределения и оплаты накладных расходов.
Ответ 3:
Федеральным законом (ст.8) обязанность для головного исполнителя, исполнителя вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе каждого государственного контракта, контракта была предусмотрена до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом 159-ФЗ.
В действующей редакции Федерального закона «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ данная норма изменений не претерпела.
Дополнительных требований по ведению раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности в разрезе каждого государственного контракта, контракта при осуществлении перечисления денежных средств с отдельного счета принятыми изменениями не предусмотрено.
Одновременно следует отметить, что Федеральный закон не регламентирует порядок распределения накладных (косвенных) расходов между конкретными государственными контрактами, контрактами, выполняемыми предприятием.
Данный порядок, в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, устанавливается в соответствии с Учетной политикой предприятия и применяется при осуществлении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной пп.16 п.2 ст.8 Федерального закона. Вместе с тем, согласно положению ст.8.
3 Федерального закона режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств, в том числе для оплаты накладных расходов, как на отдельные счета, так и на иные банковские счета в установленных Федеральным законом случаях.
Так, с отдельного счета на иные банковские счета разрешено списание налогов и сборов (п.2а) ст.8.3), оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (п.26) ст.8.3), оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов в месяц (п.2з) ст.8.3) и ряд других операций, предусмотренных (п.2ж) ст.8.3).
При этом следует отметить, что п.3 ст.
8 Федерального закона запрещается действие (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, в том числе направленное на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с исполнением Гособоронзаказа. Судебное дело в котором Исполнитель ГОЗ спорил с ФАС и проиграл читать здесь
Вопрос 4:
В Федеральном законе «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ при определении режима использования отдельного счета не учтены вопросы обеспечения текущей деятельности организации, т.е. отсутствует указание на возможность использования поступивших по государственному контракту денежных средств для:
— содержания и проведения текущего и капитального ремонта зданий и сооружений;
— проведения технического перевооружения, источником которого служат амортизационные отчисления;
оплаты сотрудникам организации командировочных расходов, связанных с исполнением государственного контракта;
— осуществления коммунальных платежей;
— приобретения инструмента, программного обеспечения для станков и обрабатывающих центров, использующихся для выполнения государственного контракта;
— приобретения инструмента, программного обеспечения для станков и обрабатывающих центров, использующихся для выполнения государственного контракта;
— приобретения инструмента, программного обеспечения для станков и обрабатывающих центров, использующихся для выполнения государственного контракта;
— оплаты страховых взносов по договорам страхования изделий;
— оплаты транспортных расходов по доставке приобретаемых материалов и комплектующих;
— перечислений в пользу третьих лиц по исполнительным листам, профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы работников.
Ответ 4:
Федеральный закон не содержит запрета на оплату с отдельного счета расходов, связанных с текущей деятельностью предприятия, так как в соответствии со ст.8.
3 режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств на любые поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), связанные с исполнением ГОЗ, при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, реквизитов отдельного счета и представления в уполномоченный банк обосновывающих документов (п.2 ст.8.
5). Одновременно нормами данной статьи разрешено списание денежных средств на иные 1 банковские счета в установленных Федеральным законом случаях (см. позицию Минобороны России в п.3).
Командировочные расходы
Вопрос 5:
Как оплачивать командировочные расходы сотрудникам предприятия, работающим по договорам, заключенным для выполнения работ на объектах Министерства обороны РФ?
Ответ 5:
В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации при направлении сотрудника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности), среднего заработка и возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При этом необходимо учитывать, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ).
Порядок и размеры возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также коллективным договором или локальным нормативным актом.
Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» № 275 (далее — Федеральный закон) не регламентирует порядок выплат командировочных расходов.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с пп.2з) п.1 ст.8.3 Федерального закона с отдельного счета (в рамках одного государственного контракта, контракта) могут быть списаны денежные средства на оплату иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Таким образом, при выплате командировочных расходов сотрудникам предприятия, в том числе работающим по договорам, заключенным для выполнения работ на объектах Министерства обороны Российской Федерации, предприятия промышленности могут руководствоваться вышеуказанной нормой Федерального закона.
Сырье, материалы, ПКИ
Вопрос 6:
Как оплачивать сырье, материалы и покупные комплектующие изделия общего назначения во время исполнения государственного контракта?
Как осуществлять закупки оптовых партий комплектующих для реализации нескольких контрактов?
Ответ 6:
Федеральный закон не содержит запрета на оплату с отдельного счета расходов, связанных с оплатой, в том числе оптовых партий сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, так как в соответствии со ст.8.
3 режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств на любые поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), связанные с исполнением ГОЗ, при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, реквизитов отдельного счета и представления в уполномоченный банк обосновывающих документов (п.2 ст.8.
5).
Одновременно нормами ст.8.3 разрешено списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты расходов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, а также иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Кроме того, Федеральный закон не содержит запрета на осуществление указанных операций с одного отдельного счета или нескольких отдельных счетов.
Федеральным законом (ст.8) обязанность для головного исполнителя, исполнителя вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе каждого государственного контракта, контракта была предусмотрена до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом 159-ФЗ.
В действующей редакции Федерального закона «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ данная норма изменений не претерпела.
Дополнительных требований по ведению раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности в разрезе каждого государственного контракта, контракта при осуществлении перечисления денежных средств с отдельного счета принятыми изменениями не предусмотрено.
При этом следует отметить, что п.3 ст.
8 Федерального закона запрещается действие (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, в том числе направленное на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с исполнением Гособоронзаказа.
Вопрос 7:
Источник: https://www.nalognapribil.ru/2017/01/razyasneniya-minoborony-rf-zakona-275-fz.html
Гособоронзаказ и как учитывать его исполнение
Как вести табель учета рабочего времени при выполнении работ по гособоронзаказу. Нужно ли каждому рабочему писать, что он в этот день работал по конкретному ГОЗ?
Организация, выполняющая ГОЗ, обязана вести раздельный учет. А это влечет за собой ведения раздельно табеля в части определения времени работы сотрудником в рамках ГОЗ и в рамках иной деятельности.
При этом если несколько ГОЗ, то нужно будет делить время между несколькими ГОЗ в табеле, ведь данный документ понадобится в случае проверки органов, которые отслеживают исполнение организацией ГОЗ с ведением раздельного учета.
Обоснование
Из рекомендации
Что такое гособоронзаказ и как учитывать его исполнение
Организация заключила госконтракт на гособоронзаказ или только планирует участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд обороны и безопасности страны? Тогда бухгалтеру необходимо знать особенности учета таких заказов. Например, под каждый гособоронзаказ нужен спецсчет в банке. Доходы и расходы по госконтрактам учитывают обособленно. Если этого не сделать, организации грозит штраф.
Читайте в этой рекомендации, на что обратить внимание при заключении госконтракта и как организовать бухучет. Здесь есть советы и для тех, кто только начал работать в сфере гособоронзаказа, и для тех, у кого уже есть в этом опыт.
На что обратить внимание бухгалтеру
Гособоронзаказ не путайте с госзаказом (госзакупками). Цели размещения таких заказов разные. Госзаказ – это закупки для государственных и муниципальных нужд в мирных целях.
Обычная закупка канцтоваров – для госучреждения уже госзаказ. Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд в целях обороны и безопасности страны.
А все, что связано с вооружением и военной техникой, государство повышенно контролирует. Поэтому обратите внимание на:
- порядок заключения госконтракта. Есть категории организаций, которые обязаны его заключить, то есть не могут от него отказаться;
- идентификацию госконтрактов и платежей по нему – уникальный код. Это поможет организовать аналитический учет в разрезе госконтрактов и отслеживать по ним платежи;
- специальные банковские счета, которые обходимо открыть под каждый госконтракт. Все расчеты по гособоронзаказу ведут только через эти счета;
- раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.
Правовые основы гособоронзаказа
Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров (работ, услуг) для обеспечения обороны и безопасности России. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами (п. 1 ст. 3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).
Порядок размещения, выполнения и контроля гособоронзаказов, права и обязанности участников сделки устанавливает Закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ. Это не единственный документ. Полный перечень нормативных правовых актов, которые регулируют закупки по гособоронзаказу, смотрите в таблице.
Участники гособоронзаказа
Перечень основных участников гособоронзаказа приведен в таблице:
Госзаказчик |
|
Головной исполнитель | Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком |
Исполнитель | Организация (предприниматель), которая:
Как правило, над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть таких исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. Заказчику теперь легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ) |
Уполномоченный банк | Банк, который выбрал головной исполнитель. Это не любой банк, а из числа тех, которых утвердило государство |
Это следует из положений пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Этапы гособоронзаказа
Гособоронзаказ от начала его формирования и до исполнения проходит несколько этапов под государственным контролем. Если осветить все эти этапы от начала и до конца, то гособоронзаказ:
1. Формируют. Государство делает это на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, Государственной программы вооружения.
2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.
3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.
4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем. А головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней.
5. Выполняют. Головной исполнитель и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.
6. Надзирают и контролируют. Конкуренцию, ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов контролирует ФАС России.
Это следует из положений глав 2, 5 и 5.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Как заключить госконтракт
Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте zakupki.gov.ru в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ. То есть исполнителя определяют по результатам торгов.
Однако есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ. То есть торги не проводят. Отказаться от госконтракта не вправе:
- единственный исполнитель. Если гособоронзаказ прибыльный;
- организации, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке продукции по гособоронзаказу. Но только в случае, если на торгах нет претендентов или по результатам их проведения не определили головного исполнителя;
- организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ. Но в случае, когда у них нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт.
Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Что включить в госконтракт
В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, понесенные за счет собственных средств. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Как идентифицировать госконтракт и платежи по нему
Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор. В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, заключаемых в рамках данного гособоронзаказа. Он действует на протяжении всего периода исполнения контракта.
Код госконтракта содержит:
- код госзаказчика;
- способ определения исполнителя;
- год заключения госконтракта;
- год окончания срока действия госконтракта;
- порядковый номер госконтракта.
Порядок формирования такого кода утвержден приказом министра обороны РФ № 475, Казначейства России № 13н от 11 августа 2015 г.
Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители осуществляют через специальные счета. В своих распоряжениях на перечисление денег они указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении его указывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства России от 4 декабря 2015 № 07-04-05/05-822).
Это следует из положений пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Нормирование рентабельности (прибыли)
Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, когда формирует прогнозную цену гособоронзаказа, может заложить в цену прибыль не выше нормы. Нормы рентабельности (прибыли) он определяет в проценте от затрат.
Какой брать процент и от каких затрат, прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 № 407 и от 17 февраля 2017 № 208. Исполнители других уровней эти постановления не применяют.
Это следует из статей 6 и 10 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Расчеты по гособоронзаказу
Расчеты по гособоронзаказу можно проводить через отдельные счета в уполномоченных банках (спецсчета) или через Казначейство.
Через спецсчета проводят расчеты только по госконтрактам, которые заключены:
1. Минобороны России. 2.
Госкорпорацией «Росатом» по контрактам, цель которых: – обеспечение разработки, испытаний, производства, разборки и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов; – поддержание базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечение ядерной и радиационной безопасности; – формирование государственного запаса специального сырья и делящихся материалов. 3. Другими госзаказчиками по контрактам: – цель которых – обеспечение СВР России и ФСБ России средствами разведывательной (контрразведывательной) деятельности и борьбы с терроризмом;
– банковское сопровождение которых предусмотрено отдельными нормативными актами.
Открыть спецсчета обязаны головной исполнитель и исполнители в уполномоченных банках. Под каждый гособоронзаказ положено открывать отдельный счет.
Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с его исполнением, запрещены.
Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).
В остальных случаях расчеты по гособоронзаказу ведут через казначейские счета.
Об этом сказано в статье 15.29 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, пункте 2 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.
Основные правила бухучета
Бухучет по гособоронзаказу ведите в общем порядке с учетом:
- требований Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ;
- Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47;
- Порядка, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 № 200;
- ряда других нормативных документов.
Главное в бухучете гособоронзаказа – это раздельный учет результатов финансово–хозяйственной деятельности по каждому госконтракту, контракту (подп. 18 п. 1, подп. 16 п. 2 ст. 8, подп. 11 п. 1 ст.
10 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ). Однако сам Закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ не говорит, как именно реализовать такое требование.
Поэтому предлагаем следующие рекомендации по учету гособоронзаказа.
Что закрепить в учетной политике
Учетная политика – это документ, в котором бухгалтер закрепляет выбранные способы ведения бухучета. Делать это нужно с учетом специфики учета по гособоронзаказам. Поэтому в учетной политике закрепите:
- рабочий план счетов с аналитикой по госконтрактам;
- вариант распределения транспортно-заготовительных расходов;
- порядок распределения расходов на подготовку и освоение производства;
- порядок распределения затрат на специальные работы или услуги спецподразделений и спецобъектов;
- решение о формировании (не формировании) ремонтного фонда;
- порядок распределения общепроизводственных расходов;
- перечень общехозяйственных расходов;
- порядок распределения общехозяйственных расходов.
При закрытии счета 26 «Общехозяйственные расходы» способом неполного включения расходов в себестоимость (т. е. применяете директ-костинг) в учетной политике закрепите:
- перечень условно-переменных затрат;
- перечень условно-постоянных затрат.
Если вы применяете ускоренную амортизацию, то возможна такая ситуация. Госзаказчик при формировании контрактной цены по гособоронзаказу попросит изменить способ амортизации. В этом случае организация вправе:
- заменить ускоренный способ амортизации на линейный и внести изменения в учетную политику;
- продолжать применять ускоренный способ амортизации.
Подробнее об этом см.:
- Как составить учетную политику для целей бухучета;
- Как изменить учетную политику для целей бухучета.
Как доработать рабочий план счетов
Чтобы оптимально построить синтетический и аналитический учет гособоронзаказов, доработайте рабочий план счетов. При этом опирайтесь на учетную политику для целей бухучета и специфику гособоронзаказов.
Для этого к соответствующим бухсчетам откройте субсчета первого, второго порядка, а при необходимости и третьего. Счетам и субсчетам присвойте коды по системе кодирования.
Важно: конкретный выбор системы кодирования счетов аналитического учета определите самостоятельно. При этом учтите отраслевые особенности, номенклатуры выпускаемой гособоронпродукции (работ, услуг), структуру организации и другие существенные факторы.
Например, к счету 20 «Основное производство» откройте субсчета:
- первого порядка – в разрезе каждого госконтракта, которому присвоен индивидуальный код. Сумма расходов, которую вы отразили свернуто на субсчете первого уровня, является обобщением данных об общей величине затрат по госконтракту. Это позволит определить финансовый результат в целом по договору, а также уровень его производственной рентабельности;
- второго порядка – в разрезе экономических элементов и калькуляционных статей затрат. Информация, сформированная на субсчетах второго порядка, позволит сформировать данные: по видам затрат, местам их возникновения, этапам работ, другим необходимым характеристикам.
Принятые в организации счета аналитического учета внесите в рабочий план счетов и закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Подробнее об этом см. Как разработать рабочий план счетов.
Как учитывать доходы и расходы
Доходы по гособоронзаказам учитывайте отдельно по каждому госконтракту. Используйте общие правила отражения доходов в бухучете.
Расходы по гособоронзаказам учитывайте не только отдельно по каждому госконтракту, но и в разрезе калькуляционных статей затрат и экономических элементов. Это необходимо для формирования «полной» себестоимости гособоронпродукции (госконтракта).
Подробнее о формировании себестоимости по гособоронзаказу, специфике расходов и раздельном их учете см.:
- Учет прямых расходов;
- Учет общепроизводственных расходов;
- Учет общехозяйственных расходов.
Как определить финансовый результат
Финансовый результат по гособоронзаказу определяйте отдельно по каждому госконтракту, контракту. Делайте это по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47. Формула расчета такая:
Финансовый результат по госконтракту, контракту | = | Договорная цена по госконтракту, контракту (цена реализации) | – | Фактические затраты по госконтракту, контракту |
Показатель «Фактические затраты» в целом соответствует показателям «Себестоимость продаж», «Управленческие расходы» и «Коммерческие расходы» отчета о финансовых результатах. Поэтому финансовый результат по госконтракту, контракту – это «Прибыль (убыток) от продаж» отчета о финансовых результатах.
Делаем вывод: для того чтобы определить финансовый результат по конкретному госконтракту, контракту, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по каждому такому договору.
Это следует из положений подпункта 18 пункта 1, подпункта 16 пункта 2 статьи 8, подпункта 11 пункта 1 статьи 9 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, пунктов 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47.
Ответственность
За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Конкретные виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.
Это следует из статьи 15 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.
Источник: https://www.26-2.ru/qa/250171-gosoboronzakaz-i-kak-uchityvat-ego-ispolnenie
“Гособоронзаказ”: специальный счет и расчетный. В чем разница?
Часть 1:
«ФЗ «О гособоронзаказе» — слишком много вопросов!»
Часть 2:
«Гособоронзаказ»: разбираемся в деталях…
(Заключительная часть)
Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права
Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет».
Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия.
В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников.
Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.
Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.
Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?
Видимо, исключительно из собственных.
Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.
Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.
Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.
А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:
- Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
- Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
- Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
- Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
- Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?
Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.
Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь.
Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа. Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии.
Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…
Источник: https://dfnc.ru/oboronzakaz/gosoboronzakaz-spetsialnyj-schet-i-raschetnyj-v-chem-raznitsa/