Фнс собирает страховые взносы вместо пфр. почему риски для бизнеса серьёзно увеличиваются?
До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.
Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.
4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».
Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.
Что нового?
Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.
Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:
- решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
- руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
- сумма НДФЛ может быть любой.
Как это было раньше:
- решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
- решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
- сумма должна превышать 100 000 рублей.
В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).
Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»
Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).
Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.
И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.
Источник: https://nalog-advocat.ru/strahovye-vznosy/
Пояснение в налоговую по страховым взносам
По всем налоговым декларациям, расчетам и отчетности, сданным в ИФНС, проводится камеральная проверка. Это касается и Расчета по страховым взносам, который с начала 2017 г. подается в налоговые органы, а не в фонды.
Если в ходе проверки инспекторы выявят несоответствия между полученными сведениями и информацией, которой они располагают, а также в других случаях, они потребуют предоставить пояснения по Расчету страховых взносов в налоговую.
О том, что может послужить причиной для затребования пояснений, как их составить и предоставить в ИФНС, расскажем далее.
Как предоставить пояснение в налоговую по страховым взносам
Предоставить пояснения в ИФНС нужно в течение 5 рабочих дней после получения требования. Отвечать на требование налоговиков о пояснении нужно обязательно, ведь за свое «молчание» налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5000 руб., а при повторном игнорировании в течение того же года, уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Если в Расчете по страховым взносам нарушены контрольные соотношения и обнаружены ошибки, кроме пояснений в ИФНС нужно сдать «уточненку».
Требование не всегда означает, что в расчете по страхвзносам содержатся неточности и нарушения.
Запрос пояснений может поступить, даже если у налоговиков есть всего лишь сомнения в правильности начислений, или они заметили снижение начисленных взносов по сравнению с прошлым периодом.
Пояснения представляют и те, кто сдает «нулевые» расчеты, применяет пониженные тарифы страхвзносов или отражает в своем расчете необлагаемые суммы. Также пояснять придется объективное несоответствие данных Расчета другим отчетным формам, например 6-НДФЛ.
Какой-либо официальный образец пояснения в налоговую по страховым взносам отсутствует, ответ на требование ИФНС составляется в произвольной форме. Далее мы рассмотрим, как можно оформить пояснения для налоговой в некоторых ситуациях.
Пояснение в налоговую: пониженный тариф страховых взносов
О том, что фирма или ИП рассчитывают страхвзносы по пониженным тарифам, инспекторы узнают из Расчета по страховым взносам, поэтому в требовании они запросят документы, подтверждающие право страхователя на применение льготных ставок.
Перечень документов зависит от применяемой системы налогообложения и вида деятельности.
Это может быть копия КУДиР, расчетно-платежные документы, копия свидетельства о резидентстве в особой экономической зоне, документы, подтверждающие право на ведение определенной деятельности и т.п.
Документы могут запросить как в «бумажной» (в виде заверенных копий), так и в электронной форме. Пояснения должны содержать ссылку на статью НК РФ, на основании которой применяются пониженные тарифы, вид деятельности фирмы или ИП и другие сведения, которые интересуют налоговиков. Подтверждающие документы нужно оформить как приложение к пояснениям.
Образец пояснения в налоговую по страховым взносам
Пояснение о необлагаемых суммах
В своем требовании инспекция может запросить детализацию сумм, не облагаемых страхвзносами: больничных, детских пособий, суточных и т.п.
В пояснении достаточно разбить общую необлагаемую сумму на категории, то есть указать общую сумму, и сколько из нее составляют больничные пособия, суточные, матпомощь, пособие по уходу за ребенком и т.д. Указывать необлагаемые суммы в привязке к конкретным физлицам в данном случае не требуется.
Пояснения в налоговую по неуплате страховых взносов
Отсутствие в расчете начислений и уплаты страховых взносов – тоже повод для запроса пояснений.
Расчет по страховым взносам сдается всеми страхователями, независимо от того, велась ими деятельность в отчетном периоде или нет. Если данные о начислении и уплате взносов отсутствуют, то причину этого нужно пояснить.
Например, указать, что в отчетном периоде ООО или ИП деятельность не вели, в связи с чем не осуществляли и выплату зарплаты сотрудникам, либо, что в компании работников нет, а числится только руководитель, являющийся также ее единственным учредителем.
Чтобы предупредить вопросы, такие пояснения в налоговую по уплате страховых взносов лучше подать сразу, приложив их к «нулевому» Расчету.
Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnenie-v-nalogovuyu-po-strahovym-vznosam
Списание налогов с 1 января 2018 года. Что простили россиянам? — Я в курсе
С нового года физлицам и ИП простили задолженность по имущественным налогам за периоды до 1 января 2015 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ опубликован на сайте Президента РФ).
Статьей 12 закона № 436-ФЗ установлено, что недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на эту недоимку, признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
Решение о списании долгов налоговики принимают самостоятельно, без участия физлиц, на основании сведений в базе данных о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам. Подавать заявление в налоговую для этого не нужно.
В декабре 2017 года было объявлено о налоговой амнистии для физлиц и ИП. На основании этого был принят закон, который определяет порядок и условия для списания долгов ИП и физлиц по налогам. В статье разберем по каким долгам предусмотрена налоговая амнистия, какова максимальная сумма по списанию налога, а также куда обратиться для аннулирования задолженности.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц.Налоговая амнистия прошлых лет
Для начала разберем что означает такое понятие как налоговая амнистия. Подразумевает налоговая амнистия следующее:
- Освобождение от обязательства по уплате налога по определенным основаниям;
- Освобождение от ответственности за нарушение обязательства, которое напрямую связано с уплатой налога.
Амнистия по налогам подразумевает также такие мероприяти
я, которые предоставляют налогоплательщику право уплатить налоги, сроки для уплаты платежей по которым уже истекли. До настоящего времени были следующие виды налоговых амнистий:
- В 1993 году налоговая амнистия длилась1 месяц и 3 дня, при этом юр- и физлица имели право заявить о имеющихся у них недоимках, после чего перечислить их бюджет без возможных последствий;
- В 2007 году амнистия длилась 1 год, при этом участие принимали только ИП и физлица, а погасить можно было только доходы, которые получены были до 2006 года;
- В 2015 году амнистия длилась с июля по декабрь 2015 года, при этом некоторые налогоплательщики могли подавать декларации, открывая при этом свои активы (имущество и денежные средства), которые ранее держали в тайне.
- Важно! Полной отмены задолженности по налогам при амнистии прошлых лет не было.
Налогоплательщик был обязан только заплатить налог в бюджет и (или) сдать декларацию, избежав при этом штрафных санкций. Налоговая амнистия настоящего времени предусматривает полное освобождение по некоторым заложенностям налогоплательщика как по налогам, так и страховым взносам.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц
Заявление Путина на конференции в декабре 2017 года содержало следующую информацию: возникшая за предыдущие годы задолженность по налогам иногда не связана с самим физлицом, а связана напрямую только с несовершенством налоговой системы.
При этом объем задолженности составляет 41 млрд. рублей и касается он 42 млн. человек. Основное предложение при этом заключалось в том, что людей следует освободить от этих выплат таким образом, чтобы им не пришлось обращаться в налоговую инспекцию.
Касаться такая амнистия должна как физлиц, так и предпринимателей.
После такого заявления Президента РФ был принят закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2018 года.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц. Чьи долги будут списаны
Как уже оговаривалось выше, амнистия коснется предпринимателей и физлиц, при этом под этим категориями налогоплательщиков подразумеваются:
- Физлица: под ними подразумевают граждан, которые обладают правами и дееспособностью. Правоспособность у граждан возникает при рождении, а дееспособность – после совершеннолетия;
- ИП: под предпринимателем понимаю физлицо, прошедшее процедуру по регистрации ее в качестве предпринимателя. Получая такой статус, физлицо имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, то есть предпринимательскую.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог)
Физлица обязаны уплачивать следующие виды налогов:
- Транспортный – оплачивает лицо, на которое зарегистрировано ТС (Читайте также статью ⇒ Транспортный налог для физических лиц в 2018 году);
- На имущество – оплачивает лицо, которое является собственником недвижимости, являющейся объектом налогообложения и находящейся в РФ;
- Земельный – оплачивает лицо, владеющее земельным участком на праве пользования (постоянного, бессрочного) или пожизненно наследуемого владения.
Уплата налогов физическими лицами происходит на основании уведомлений, направляемых налоговыми органами. В таких уведомлениях содержится информация по начисленным налогам, а также по задолженности и пени по этим налогам.
Важно! Указанные выше налоги попадают под налоговую амнистию. Недоимка по ним списывается по состоянию на 1 января 2015 года, а также пени, начисленные по ним.
При этом каких либо особых условий по списанию задолженности по указанным налогам нет, то есть не важно к какой категории граждан принадлежит гражданин (инвалид, пенсионер и т.д.), не имеет значение какой доход у гражданина или у членов его семьи, а также не разбирается причина, которая послужила основанием для неуплаты налога.
Каких либо ограничений по минимальному и максимальному размеру списания налога нет, то есть спишется вся недоимка, сложившаяся к 1 января 2015 года. Пени также аннулируются, но по состоянию на ту дату, которой налоговая приняла решение о списании долгов.
К примеру, гражданин имеет недоимку по налогу в размере 12 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года. К за весь период задолженности ему начислялись пени, которые оставили 5 000 рублей, то есть общие его долг равен 15 000 рублям. Вся сложившаяся сумма (15 000) будет списана, то есть будет признана безнадежной к взысканию и попадает по амнистию.
Налоговая амнистия для ИП
Теперь рассмотрим каким образом амнистия коснулась предпринимателей. ИП в зависимости от системы налогообложения уплачивают следующие налоги:
- ОСНО, при такой системе предприниматель уплачивает НДФЛ и НДС;
- УСН, предприниматель уплачивает единый налог (Читайте также статью ⇒ Отмена УСН для ИП: последние новости 2018);
- ЕНВД, предприниматель уплачивает единый налог, не зависящий от его доходов;
- ПСН, предприниматель оплачивает стоимости патента;
- ЕСХН, предприниматель уплачивает единый налог, применяют только сельхозпроизводители.
- Важно! Налоговая амнистия подразумевает списание задолженности по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2015 года.
При этом исключаются следующие виды налогов для ИП: это налог на добычу полезных ископаемых, акциз и налоги, уплачиваемые при перемещении товара через границу РФ.
Налоговая амнистия коснулась даже тех предпринимателей, которые уже этот статус утратили. Суммы при списании долгов при этом не ограничены. Основанием для списания долга является только факт наличия задолженности на 1 января 2015 года, при этом никакие дополнительные условия во внимание не принимаются.
Куда обращаться
Для предпринимателей и физических лиц специальное обращение в налоговую не потребуется. Решение по списанию долгов налоговая примет самостоятельно на основании собственных данных. При этом оповещать налогоплательщиков инспекция не обязана. Узнать, попала ли задолженность предпринимателя или физлица под амнистию можно проведя сверку с налоговым органом.
Следует иметь в виду, что амнистия касается только тех лиц, у которых сложилась задолженность на указанную дату, все те предприниматели и физлица, которые уплачивали налоги своевременно не могут претендовать на их возврат из бюджета.
Налоговая амнистия по страховым взносам ИП
В настоящее время сложилась довольно большая сумма задолженности предпринимателей по страховым взносам, уплачиваемым «за себя». Налоговая амнистия позволяет простить предпринимателям задолженность по этим суммам, а также начисленные по ним пени и штрафы.
На основании принятого закона об амнистии, под амнистию попадают страховые взносы, пени и штрафы, подлежащие к уплате в ПФР, ФСС и ФФОМС для тех предпринимателей, которые занимаются частной практикой (например, нотариусы или адвокаты) по состоянию на 1 января 2017 года, либо для тех предпринимателей, кто к этому периоду прекратил уже свою деятельность.
При этом учитываться будут следующие условия:
- Задолженность спишется только тем предпринимателям, которые свою деятельность не вели и отчетность не сдавали;
- Основанием для списания является долг в налоговый орган и фонды, специальные документы предпринимателю не потребуется.
Важно при этом понимать, что те предприниматели, которые платили взносы и налоги, но имеют по одному из платежей задолженность не попадают под амнистию. То есть распространяется она только на тех ИП, кто зарегистрировались, но заниматься бизнесом не смогли.
Налоговая амнистия 2018 для физических лиц
Принят закон, которым списаны долги физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) по налогам и взносам.
СМИ протрубили о налоговой амнистии, как неким большим благом для граждан.
Но давайте проанализируем, кого же коснулась эта «амнистия».
«Налоговая амнистия» объявлена в отношении доходов, полученных налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом и сведения о которых представлены налоговым агентом в установленном Налоговым кодексом порядке.
Вот, как звучит на языке закона:
Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
«72) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:
в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
в виде дивидендов и процентов;
в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;
в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.»;
Кто такие налоговые агенты? По существу это все лица, которые обязаны при выплате гражданам денежных средств удержать налог или налоговые органы, которые начисляют налог на квартиры, дачи, земельные участки, к примеру.
Допустим, выплатил Застройщик Вам сумму неустойки, а налог на доходы не удержал в размере 13% , тогда он обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Вот эта сумма налога и будет списана. Много ли таких вот ситуаций у граждан? Думаю, нет. Хотя, можно назвать еще одну, как списание кредита банком, как безнадежного и соответственно возникновении обязанности сообщить о «доходе» гражданина, ведь он не выплатил банку долг, сэкономил, а значит доход получил, с него 13% должен заплатить, вот банк и сообщает об этом в ИФНС.
Или не уплатили Вы вовремя налог на имущество, которую ИФНС начислила, то тоже спишут за указанный период.
Перечень документов и порядок списания будет утверждать Федеральная налоговая служба.
Также были внесены изменения в порядок уплаты земельного налога гражданами, пользующимися льготами по его уплате (пенсионеры, инвалиды), распространив изменения на период с 01.01.2017 года.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Ныне, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, в частности для пенсионеров:
получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Источник: https://ya-v-kurse.ru/info/spisanie-nalogov-s-1-yanvarya-2018-goda-chto-prostili-rossiyanam/
Почему Налоговая будет теперь собирать пенсионные,страховые, медицинские и другие взносы?
Президент Путин предложил сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. И заниматься всеми этими сборами будет поручено Службе Мишустина (кто не в курсе – это Федеральная налоговая служба).
Все-таки СОБИРАТЬ – ближе именно ФНС. У них для этого все есть. И Кодекс Налоговый и полномочия с функциями, которых у тех же, к примеру, государственных внебюджетных фондов не имеется. Вроде бы логично, однако, народ все равно находит, что обсуждать.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Немного истории. До 2001 года взносы на обязательное пенсионное страхование администрировались Пенсионным фондом России. На тот момент, когда решили передать администрирование этих взносов налоговикам задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды составила 689 млрд. рублей. В пенсионный фонд, в том числе 471,8 млрд.
В течение 9 лет налоговики администрировали Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. За это время задолженность была практически ликвидирована. Остаток задолженности от первоначальной (доставшейся “в наследство”) составлял 9,2 млрд. руб. или 1,3%.
В 2009 году появилась идея (по сути-то правильная), что есть смысл объединить в одних руках все функций, связанных со страховыми взносами (от сбора сумм страховых взносов до выплаты сумм страхового обеспечения). И в 2010 году функции администратора доходов системы обязательного социального страхования передали Государственным внебюджетным фондам (ГВФ). ЕСН был отменен.
Но тут возросла административная нагрузка на страхователей/налоговых агентов. У бизнеса стало больше отчетности, которую было необходимо еще и представлять в разные органы. Соответственно количество проверяющих и проверок возросло.
Писали, писали, отчитывались, отчитывались… Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу! За 5 последующих лет (с 2010 – 2015 гг) задолженность по взносам снова возросла. Она, увеличиваясь в среднем на 35 млрд. руб. в год, достигла на 1 января 2016 года более 200 млрд. Рублей. А это дефицит в бюджете фондов. И для того, чтобы его покрыть, нужен трансфер из федерального бюджета.
И ежегодно этот трансфер только рос. В 2015 году он перевалил за 3 триллиона рублей! Сложно назвать нормальной ситуацию, когда вместо того, чтобы собирать все, что положено, происходит латание дыр за счет каких-то других бюджетных нужд.
Что-то не слышал, о лишних бюджетных деньгах у нас!
Получается у ФНС собирать налоги, получалось поправить ситуацию с этими же сборами? Пусть работают! Тем более, что: “полномочии по социальному обеспечению граждан – выплата пенсий, пособий, обеспечение медицинской помощи и т.п. остаются у тех же внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС). Расходные обязательства в полном объеме, без изменений правил их формирования сохраняются за ГВФ”.
Эксперты уверяют, что “повышение платежной дисциплины в отношении страховых отчислений должно принести в бюджет ежегодно 40-50 млрд. рублей дополнительных доходов”. Чем плохо?
Собственно и для бизнеса ситуация упростится – отчитываться придется только перед Налоговой. Да и в электронном виде, как у них сейчас принято. Бумажек, проверок и контролеров меньше станет.
Источник: https://mirnalog.ru/pochemu-nalogovaya-budet-teper-sobirat-pensionnye-strahovye-meditsinskie-i-drugie-vznosy/
Актуальные вопросы и финансово-правовое значение передачи налоговым органам РФ администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Недосекова Е.С.)
Дата размещения статьи: 22.11.2017
Основы современной системы социального обеспечения граждан, основанной на страховых принципах, формирования бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов в основном за счет страховых взносов были заложены в начале 1990-х годов.
С этого времени и до настоящего момента основы правового регулирования исчисления, взимания и администрирования данных видов платежей изменялись несколько раз и прошли 4 основных этапа: 1.
С начала 1990-х годов и до 2001 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды регламентировался самостоятельными нормативными правовыми актами, взносы носили неналоговый характер, администрировали их сами внебюджетные фонды. 2.
С 2001 года до 2010 года данные платежи поступали во внебюджетные фонды в рамках Единого социального налога, установленного главой 24 второй части Налогового кодекса РФ. Таким образом, с 2001 года данный вид обязательных платежей носил налоговый характер, взимался, контролировался и администрировался налоговыми органами. 3.
С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменен, и для тех же плательщиков были введены самостоятельные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), порядок исчисления и уплаты которых регулировался Федеральным законом N 212-ФЗ .
Таким образом, с 2010 года страховым взносам снова вернули правовой характер неналогового платежа, обособленное правовое регулирование и администрирование государственными внебюджетными фондами. 4. С 1 января 2017 года начинается новый виток правового регулирования и администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды: страховые взносы возвращаются в Налоговый кодекс РФ.
———————————
См.: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/.
Данное решение было принято в связи с тем, что за период с 1 января 2010 года и по настоящее время, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, задолженность по уплате страховых взносов существенно возросла и превысила 300 млрд руб.
, что сказывалось на размере дефицита внебюджетных фондов, покрываемом трансфертами из федерального бюджета.
Учитывая эффективность Федеральной налоговой службы (ФНС) и территориальных налоговых органов в сфере налогового администрирования, было решено о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговым органам .
Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых взносов и упростит отчетность.
———————————
См.: Сергеев М.В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. N 10.
Начало было положено Указом Президента РФ от 15 января 2016 года N 13 , которым в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с социальными внебюджетными фондами на ФНС были возложены функции по администрированию страховых взносов. Стоит отметить, что передача страховых взносов на администрирование налоговым органам — это не возврат к единому социальному налогу, а, по сути, техническая замена администратора страховых взносов с сохранением их действующей конфигурации .
———————————
См.: Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192435/.
См.: Сергеев М.В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. N 10.
Таким образом, Федеральная налоговая служба в отношении администрирования страховых взносов с 1 января 2017 года будет осуществлять следующие полномочия:
— контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, а именно проведение камеральных проверок единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществление выездных проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года;
— учет обязательств плательщика страховых взносов;
— проведение сверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по исполненным обязательствам с 1 января 2017 года;
— вынесение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года;
— рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
https://www.youtube.com/watch?v=FFU5tJ4EtDY
ФНС будет администрировать страховые взносы, ориентируясь на правила и методики, разработанные для администрируемых налогов, которые основаны на принципах клиентоориентированности, оценке налоговых рисков и системе планирования и проведении мероприятий налогового контроля .
———————————
См.: Сергеев М.В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. N 10.
В соответствии с письмом ФНС новый порядок администрирования страховых взносов будет направлен на улучшение условий налогоплательщиков.
Во-первых, будет реализован принцип «одного окна»: существующие до 2017 года 4 основные формы по страховым взносам будут объединены в единую форму.
В состав расчета будут включаться и персонифицированные данные по физическим лицам, которые затем будут оперативно передаваться в Пенсионный фонд РФ для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц.
———————————
Письмо Федеральной налоговой службы от 20.10.2016 N ЗН-18-1/1103@ «О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71420270/#1000.
Во-вторых, ФНС создаст единый порядок и единые методологические правила при администрировании страховых взносов вместо ПФР, ФСС, ФФОМС.
Таким образом, с точки зрения администрирования страховых взносов фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками.
При этом налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменятся.
В конечном счете ФНС сможет более эффективно обеспечивать мобилизацию страховых взносов за счет:
— имеющейся практики администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку налоговая база по НДФЛ и страховым взносам практически идентична;
— возможности комплексного подхода к контрольным проверкам, которые будут охватывать не отдельные налоги, а в целом хозяйствующий субъект.
Еще одной нормой, которая теперь будет распространяться и на плательщиков сборов, является обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, установленный НК РФ, который позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре. Это должно помочь плательщику избежать затрат.
Однако, несмотря на оптимизм заявлений налоговых органов, многое из обещанного не находит подтверждения в нормативных правовых актах. Е.В. Березина, заместитель начальника Управления ПФР в г. Томске, кандидат юридических наук разъясняет , что главного из обещанных плательщикам преимуществ — возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган — не произошло.
Плательщики страховых взносов будут отчитываться не только в налоговую инспекцию, но и во внебюджетные фонды. В частности, с 2017 года вместо двух форм отчетности в ПФР и ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС и ФСС.
Однако в ведении ПФР останутся вопросы назначения и выплаты пенсий. Таким образом, контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговые органы, а проверять достоверность сведений о страховом стаже — сотрудники ПФР.
В целях реализации данных полномочий ПФР у плательщиков сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального персонифицированного учета.
———————————
См.: Березина Е.В. Страховые взносы — 2017: что ждет плательщиков // Новая бухгалтерия. 2016. N 8.
У Фонда социального страхования РФ остаются вопросы администрирования взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Следовательно, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий тоже остается за ФСС РФ.
Таким образом, организации будут сдавать отдельную форму отчета и в Фонд социального страхования РФ.
Еще один интересный момент. Для взносов в ФСС РФ и ПФР в Налоговом кодексе РФ предусмотрено наличие предельной облагаемой базы.
При этом вопреки обещаниям упростить для плательщиков процесс исчисления взносов и установить единые правила их исчисления предельные базы для этих видов фондов будут составлять разную величину: для ФСС РФ она будет устанавливаться Правительством РФ в твердой сумме, для ПФР — средняя зарплата по стране, увеличенная в 12 раз с учетом коэффициента.
При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена. Таким образом, в основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины. Это значит, что процесс исчисления взносов нисколько не упрощен .
———————————
См.: Там же.
Еще одним обещанием было упрощение уплаты страховых взносов. Однако НК РФ закрепил действующее и ранее правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно:
— в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
— страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Передача администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу имеет как плюсы, так и минусы, которые отмечены в табл. 1.
Таблица 1
Достоинства и недостатки передачи налоговым органам функций по администрированию страховых взносов
Достоинства | Недостатки |
Вместо четырех контролирующих органов остается один, т.е. снижение нагрузки на плательщиков взносов | Выездные проверки по взносам за 2014 — 2016 годы будут проводить сотрудники ФНС с ПФР и ФСС РФ |
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органов | Необходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов |
Улучшение платежной дисциплины плательщиков | Необходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки |
Создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов, что позволит снизить административную нагрузку на плательщиков | Значительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения |
Упрощение отчетности для плательщиков взносов, сокращение количества платежных поручений | Нарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов |
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрирования | Сохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам |
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном месте | Проверять достоверность сведений о страховом стаже будут сотрудники ПФР, ФСС РФ администрирует взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, им же сдаются отдельные отчетные документы |
Объективное определение общей налоговой нагрузки на бизнес при принятии решений в сфере налоговой политики | В основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины |
Суммы трех страховых взносов исчисляются и уплачиваются отдельно |
Стоит заметить, что одна из важнейших целей администрирования доходов — это обеспечение социально-экономической стабильности общества и государства.
Под администрированием страховых взносов можно понимать деятельность уполномоченных органов и организаций, направленную на контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов по ним.
С передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, а также других неналоговых платежей (например, предполагают передать администрирование таможенных платежей ) статус налоговых органов как администраторов доходов бюджетов бюджетной системы возрос, однако это может привести и к определенным проблемам.
Как отмечалось, это и финансовые затраты, и перераспределение и обучение кадров, смена привычного порядка для плательщиков и др. Возможно, что предпринятые мероприятия позволят объединить информационные базы государственных органов, внебюджетных фондов, что решит многие трудности и сократит временные, финансовые и физические затраты как плательщиков, так и государственных органов.
Налоговые органы расширяют сферу ответственности, что покажет их способность обрабатывать столь большой объем информации, обеспечивать и контролировать аккумуляцию 90% доходов бюджетов бюджетной системы РФ и надлежащим образом наладить единый механизм администрирования таких различных платежей, как налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи и др.
———————————
См.: Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов и перспективы их реформирования // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 1. С. 143 — 148.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/.
2. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192435/.
3. Письмо Федеральной налоговой службы от 20.10.2016 N ЗН-18-1/1103@ «О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71420270/#1000.
4. Березина Е.В. Страховые взносы — 2017: что ждет плательщиков // Новая бухгалтерия. 2016. N 8.
5. Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов и перспективы их реформирования // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 1. С. 143 — 148.
6. Сергеев М.В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. N 10.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/25942
Если числится долг по страховым взносам до 2017 года
Куда обращаться страхователю, если, по данным налоговой инспекции, за ним числится долг по взносам по состоянию на 1 января 2017 года, которого по факту нет?
Комментарий к письму ФНС России от 2 мая 2017 года N ГД-4-8/8281
В настоящее время налоговики начали активную работу по взысканию с компаний недоимок a href=»https://www.pnalog.ru/services/strahovye-vznosy»>по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года. Такая активность обусловлена рядом причин.
В первую очередь это связано с тем, что налоговикам нужно оправдать, можно сказать, доверие законодателя. Ведь споры о том, так ли уж нужно передавать администрирование страховых взносов ФНС, велись более трех лет.
И хотя законотворцы объясняли свое решение объединить контроль за уплатой налогов, сборов и страховых взносов желанием упростить жизнь предпринимателей, не последнюю роль здесь все же сыграли отработанные навыки налоговиков собирать налоги.
Соответственно, теперь налоговикам не словом, а делом нужно доказать, что с задачей по сбору страховых взносов они справляются в разы лучше, чем внебюджетные фонды. Причем в первую очередь им предстоит взыскать недоимку по взносам, которая образовалась у страхователей по состоянию на 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, которые фонды собрать не смогли.
Информацию о «старых» долгах по взносам на 1 января 2017 года фонды должны были передать налоговикам до 1 февраля 2017 года (см. совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26 января 2017 г. N ).
В то же время по непонятным причинам, по данным фондов, в число должников попали и страхователи, которые обязанности по уплате взносов добросовестно выполняли. В письме от 15 марта 2017 г.
N ЗН-4-1/4593@ представители ФНС назвали самую распространенную причину возникновения подобного рода «недоразумений». Проблемными оказались страховые взносы за декабрь 2016 года.
С одной стороны, они относятся к 2016 году, с другой — «крайний» срок их уплаты приходится уже на январь 2017 года. Соответственно, «декабрьские» взносы многие компании перечисляли уже в январе 2017 года и на «налоговые» КБК. Так что фонды эти взносы не «видят», да и, собственно, не должны видеть.
В упомянутом письме ФНС от 15 марта 2017 г. N ЗН-4-1/4593@ страхователям настоятельно рекомендуется для устранения «недоразумений» обращаться напрямую в фонды. Именно фонды должны устранить допущенные ошибки и передать налоговикам исправленные сведения, отражающие реальное состояние расчетов страхователей по взносам. И только таким образом «лишние» и неприятные вопросы будут сняты.
Аналогичные рекомендации страхователям даны и в письме ФНС от 2 мая 2017 г. N ГД-4-8/8281.
При этом из разъяснений чиновников следует, что если прийти или позвонить в инспекцию, то страхователю порекомендуют обратиться в соответствующий орган ПФР или ФСС.
Если же в налоговую поступит официальное обращение компании по вопросу некорректных сумм «старой» задолженности по взносам, то инспекторы сами перенаправят это обращение в фонды.
Представляется, что в ситуации, когда в сальдо расчетов по взносам фонды отразили или несуществующие долги компании, или не в том размере, обращаться страхователю с целью прояснить ситуацию нужно и в налоговую инспекцию, и в фонды. В противном случае есть риск, что пока фонды будут «сверку» проводить, налоговики взыщут со страхователя спорные долги по «старым» взносам.
Отметим, что под особым контролем у налоговиков находятся компании, за которыми числятся долги по «старым» взносам в размере свыше 1 млн руб. (для Москвы — свыше 10 млн руб.). Инспекторов обязали вести учет сумм задолженности по взносам по каждому плательщику до полного погашения всех долгов (см. письмо ФНС от 4 апреля 2017 г. N ГД-4-8/6254).
Июль 2017 г.
Страховые взносы, Возврат налогов, Налоговые споры
Источник: https://www.pnalog.ru/material/dolg-strahovye-vznosy-do-2017
Провал очередной передачи данных по взносам из фондов в налоговую: «Караул, грабят!»
В последние дни на форуме «Клерка» опять поднялась волна жалоб на неправомерные требования уплаты страховых взносов за периоды до 2017 года. Жалуются как организации, так и ИП.
Дело в том, что в июле произошла очередная передача данных от фондов в налоговую. В итоге, даже те плательщики, у кого не было проблем в начале года, вдруг неожиданно обнаружили, что они являются должниками. Причем, речь может идти как о незначительных суммах, так и о сотнях тысяч и даже миллионах рублей.
Что вообще происходит
А происходит передача администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов (ПФР и ФСС) в ведомство Федеральной налоговой службы.
Федеральный закон о смене администратора был принят 3 июля 2016 года (243-ФЗ). Им была введена в Налоговый кодекс новая глава «Страховые взносы», и с 1 января 2017 года страховые взносы (кроме взносов на травматизм) надо платить в налоговые инспекции.
Но чтобы у налоговиков сошелся дебет с кредитом по каждому плательщику взносов, им надо получить данные от фондов на конец года, т.е. выяснить, кто кому должен и сколько.
И вот тут случился полный провал межведомственного обмена, который дорого обходится сейчас бизнесу.
Что обещали налоговики
В ноябре прошлого года Президент РФ Владимир Путин встретился с главой налоговой службы Михаилом Мишустиным.
Главный налоговик страны рассказал о том, что для работодателей не будет никаких изменений из-за смены администратора сбора взносов, кроме упрощения отчетности.
Уже в апреле этого года Мишустиндокладывал Президенту «о положительной динамике по сбору взносов: в феврале рост поступлений составил 104,6%, в марте – уже 107,1%.».
О том, как славно стало работодателям, рассказывали и по телевизору. В частности, об этом сообщала заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук в программе телеканала «Россия-24».
В этой же программе Бондарчук заявила о том, что, в отличие от фондов, у ФНС намного больше возможностей по взысканию недоимок, пеней и штрафов по взносам и налоговые органы собираются увеличить поступления страховых взносов в бюджет.
Что в результате
Обещания остались обещаниями и только. И дело даже не в непродуманной форме РСВ, на которую ругаются все бухгалтеры, это можно как-то пережить и побороть её. Но плательщики взносов столкнулись с государственной машиной межведомственного обмена, перед которой они бессильны.
Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны были передать сальдо по лицевым счетам организаций и ИП, получившимся на 1 января 2017 года, причем без учета уплат за 4 квартал 2016 года, произведенным уже по окончании 2016 года в налоговые органы. Вроде бы не такая сложная задача, и когда-то, во времена кончины ЕСН, налоговая служба смогла передать данные в фонды без скандалов со страхователями, правда, тогда не было такого электронного обмена.
Сейчас же данные передаются путем выгрузки от фондов в налоговую. И получается, что ПФР выгружает одно, а ФНС получает другое. Т.е. по данным Пенсионного фонда долгов нет, а в ФНС приходят огромные задолженности.
Кто виноват и что делать, не знает никто! Налоговые инспекции отсылают в отделения ПФ, там разводят руками, показывая документы о том, что долгов у страхователя нет, но эти документы не принимают во внимание инспекции ФНС. И организации/ИП ходят по кругу, пытаясь доказать, что они ничего не должны.
На что жалуются бухгалтеры и предприниматели
Налогоплательщики уже кричат «караул».
В частности, анонимный пользователь из Москвы написал 8 августа:
В форуме жалобы идут беспрерывно уже полгода. Многие из бухгалтеров, спокойно вздохнувших в начале года, получили нежданный «подарок» к отпуску – очередную выгрузку данных из ПФ, по которой передано то, чего в реальности нет. И попадают даже те, кто заблаговременно уплатил все взносы в 2016 году, чтобы избежать проблем.
Пользователь ЗояК пишет:
Кто-то уже готовится идти в суд, исчерпав все способы решения проблемы:
«В налоговой говорят пенсионный виноват, в пенсионном говорят налоговая виновата. А что делать никто не знает…», — делает грустный вывод один из пострадавших.
Фнс и пфр молчат
Руководство ФНС и ПФР о проблеме публично не заявляет и никаких разъяснений не дает. Хотя не знать о происходящем они не могут. Время от времени появляются письма, рассказывающие о том, как и куда платить или как возвращать взносы, в том числе и неправомерно взысканные. И только.
Поскольку информация отсутствует, начинают плодиться слухи. В частности, о том, что выгрузок из ПФ больше не будет, поэтому что передали, с тем плательщики и останутся. Или о том, что в ПФ есть негласная директива никому ничего не возвращать без суда и т.д.
Зато, скорее всего, в ближайшее время ФНС опять отчитается о повышении сборов страховых взносов. А чего бы им не расти, если взыскиваются несуществующие миллионные долги?
В заключение отметим, что в программном обеспечении как ФНС, так и ПФ вложены миллиарды рублей. Тех самых рублей, которые уплатили налогоплательщики нашей страны и которых сейчас так беззастенчиво грабят.
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/465575/
Источник: https://kroosp.ru/proval-ocherednoj-peredachi-dannyh-po-vznosam-iz-fondov-v-nalogovuyu-karaul-grabyat/