Усн – пошаговая стратегия проверки
10.07.2009
«Бухгалтерия.ru»Автор: С. Шестакова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»
Узнать точно, куда нужно «подстелить соломку», при проверке невозможно. Одно известно точно — у инспекторов есть собственный основной «маршрут» проведения проверки, а значит, и перечень основных ошибок, которые они надеются найти.
Конечно, ошибки различаются в зависимости от того, кто применяет УСН -организации или индивидуальные предприниматели, какой объект налогообложения выбран. Поэтому мы постараемся указать вам «маршрут» с учетом всех особенностей применения данного спецрежима.
Внимание
Учтите: сложность «маршрута» проверяющего зависит не только от выбранной вами деятельности, ведения учета, объемов работ и оборотов, но и от опытности инспектора.
Шаг 1 — проверка на право применения УСН
Самое первое, что попытается сделать налоговый инспектор, — это доказать, что вы неправомерно применяете «упрощенку».
И если докажут, то вам доначислят те налоги, которые вы должны были уплатить при применении общей системы налогообложения. А за то, что вы нарушили налоговое законодательство, оштрафуют и начислят пени за просрочку.
Проверяющие всегда стремятся найти такое нарушение, так как оно наиболее прибыльное в плане доначисления налогов.
Итак, налоговики применят к вам санкции, если, применяя УСН, вы:
— до окончания налогового периода перешли на иной режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса добровольно сменять режим вы не вправе.
По общему правилу перейти с «упрощенки» на иной режим налогообложения вы можете сначала нового календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).
Уведомить о переходе налоговую инспекцию необходимо не позднее 15 января года, в котором вы намерены применять иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ);
— перешли на иной объект налогообложения, не уведомив об этом налоговую службу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Если вы решили изменить выбранный объект налогообложения, вы обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые будете применять УСН. Изначально налогоплательщик имеет право самостоятельно выбирать объект налогообложения;
— если по итогам отчетного (налогового) периода ваши доходы при объекте налогообложения «доходы» превысили 20 млн. рублей, умноженные на коэффициент-дефлятор (в 2009 года равен 1,538 — приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 395; п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
На этой же стадии проверяют доходы. Не занизили ли вы их? По кассовым и банковским документам инспекторы проанализируют полноту отражения в учете доходов, которые получены в наличной и безналичной форме, а также проверят ваших контрагентов;
— перешли на УСН раньше чем через один год после того, как утратили право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).
Перечень ситуаций, когда налогоплательщик не вправе применять УСН, приведен в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса.
Так, вы не вправе оставаться на «упрощенке», если поменяли свой вид деятельности и стали банком, страховщиком, частным нотариусом, негосударственным пенсионным фондом, инвестиционным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и т. д.
Если вы стали производить подакцизные товары, заниматься игорным бизнесом или перешли на ЕСХН, применять УСН вы также не вправе.
И все же более вероятно, что, сменив, например, вид деятельности, налогоплательщик проверит, вправе ли он применять УСН, прежде чем останется на этом режиме. Чаще всего налогоплательщик не отслеживает правомерность применения данного спецрежима, когда:
— средняя численность его работников за налоговый период превышает 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации превышает 100 млн. рублей;
— доля участия в организации других организаций составляет более 25 процентов (не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при выполнении определенных условий);
— обязан уплачивать ЕНВД по определенному виду деятельности. При этом по другому виду деятельности налогоплательщик вправе остаться на УСН, совмещая режимы.
Учтите: причиной назначения выездной проверки могут стать максимально приближенные к лимитному значению показатели, к примеру, по численности работников, доходам за отчетный период. Например, если численность фирмы составляет 97 человек из 100 допустимых при применении УСН.
Это важно
Если ранее у вас уже была проверка, то инспектор проанализирует ее материалы. Это делается для того, чтобы проконтролировать, соблюдаете ли вы нормы налогового законодательства, которые ранее уже нарушали.
Шаг 2 — запустить «сканер» по проверке учета!
После того как налоговики проверили ваше право на применение «упрощенки», проверят учет, а именно его полноту и правильность ведения.
Причем инспекторы должны учитывать следующее: «упрощенцы» освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет.
В то же время учитывать основные средства и нематериальные активы они должны в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Налогоплательщики, которые применяют УСН, обязаны вести налоговый учет для исчисления налоговой базы на основании книги учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ). Ее форма, а также порядок отражения хозяйственных операций утверждены приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.
м
Данная книга является регистром налогового, а не бухгалтерского учета. Поэтому инспектор не может привлечь вас к ответственности по статье 120 Налогового кодекса за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — данная статья не предусматривает каких-либо санкций за неправильное ведение регистров налогового учета.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета.
Помимо этого — систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Инспекторы проверят, правильно и полно ли вы отразили операции в книгах учета доходов и расходов, тождественны ли эти суммы показателям декларации и соблюдены ли особенности исчисления налоговой базы.
Также они будут проверять обоснованность и правильность уменьшения исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, правильность исчисления суммы налога. Не останется без внимания и своевременность перечислений налогов в бюджет.
Если вы используете объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговики обратят внимание и на понесенные расходы, которые определены статьей 346.16 Налогового кодекса.
Контролируются обоснованность и документальное подтверждение расходов, правильность уменьшения налоговой базы за налоговый период на сумму убытка, который получен в предыдущем налоговом периоде.
Особое внимание уделят вашим контрагентам — «просканируют» на наличие признаков «однодневки».
Шаг 3 — налог-контроль
Инспекторы проконтролируют: не поставили ли вы себе вычет по НДС, который не подлежит уплате при применении УСН. Обычно сложности с применением вычета НДС возникают в переходном периоде систем налогообложения (с ОСНО на УСНО).
Также обратятся к первичным документам, особенно выставленным счетам-фактурам, в которых по ошибке может быть указан НДС, ведь в этом случае фирма обязана перечислить его в бюджет.
По остальным параметрам первичных документов инспекторы будут «придираться» так же как, и на основной системе налогообложения.
Отследят и уплату иных налогов, которые действуют в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Например, если вы являетесь плательщиком транспортного налога, то обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке и представлять соответствующую налоговую отчетность (глава 28 НК РФ).
Будьте внимательны: компании, которые перешли на УСН, освобождаются от уплаты ряда налогов, которые перечислены в статье 346.11 Налогового кодекса.
Следует отметить такую ситуацию: если индивидуальный предприниматель, который находится на УСН, получил доход от деятельности, с которого он исчислил и уплатил единый налог, то средства, которые остались после налогообложения, могут быть израсходованы в его личных целях без удержания НДФЛ (письмо Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/35).
Существует еще много разветвлений от указанного «маршрута» проверки, так как он является лишь основой «протоптанной дороги» при проверке УСН. Остальные нюансы зависят только от вида вашей финансово-хозяйственной деятельности, что в основном и является камнем преткновения.
Комментарий чиновника
Для применения УСН налогоплательщику прежде всего необходимо соблюдать требований главы 26.2 Налогового кодекса — на них и обращают внимание инспекторы в ходе проверок.
Опыт работы с налогоплательщиками показывает, что еще раз проверить состояние осуществляемого ими налогового учета при УСН на предмет его соответствия требованиям главы 26.2 Налогового кодекса бухгалтерам организаций и индивидуальным предпринимателям не будет лишним.
В свою очередь следует обратить внимание налогоплательщиков УСН. В 2009 году уплата авансовых платежей должна осуществляться в следующие сроки: за 1 квартал — до 25 апреля, за 1 полугодие — до 25 июля, за 9 месяцев — до 25 октября. Сумма авансовых платежей определяется налогоплательщиками самостоятельно по данным налогового учета.
Ю. Подпорин, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, член экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия».
Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-71520-usn__poshagovaya_strategiya_proverki
Как проводится камеральная проверка ИП по УСН?
Камеральный контроль осуществляется согласно статье 88 НК РФ на регулярной основе, как правило, на протяжении 3 месяцев после сдачи документации.
При этом сам предприниматель может даже не знать о том, что в отношении него проводится какая-то проверка, поскольку та не предполагает специальной процедуры или же отдельного вручения уведомления.
ФНС РФ традиционно изучает уже имеющиеся у него на конкретное лицо документы, а также проверяет недавно сданную декларацию и прочее.
Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей
Инспектор осуществляет контроль на основе имеющейся отчётности в тех случаях, когда декларация не сдана.
Если в процессе он выявляет ошибки или же несоответствия, то в такой ситуации проверяющий может затребовать у налогоплательщика дополнительные документы и уточнения по указанному вопросу. Причём речь идёт о любых сведениях, способных прояснить ситуацию.
Однако запрос должен быть обоснованным. Правда, в последнем случае существует определённое исключение для тех, кто заявил о намерении возместить налог, а также для лиц, пользующихся налоговыми льготами.
https://www.youtube.com/watch?v=h4qHmohVTKM
Что происходит дальше? ИП вручаются требования в письменном виде под расписку. Если предприниматель отказывается принимать документ лично, то его отправляют по почте (обычной, заказным письмом или же электронной). В течение 5 дней после он должен по закону дать пояснения и предоставить необходимые документы.
Если от ИП требуются только ответы, то он сам выбирает, в какой форме они будут выражаться: письменно, устно на личной встрече с инспектором или же по телефону. При нарушении сроков предоставления данных, а также при предоставлении заведомо ложной информации или же при уклонении от исполнения этой обязанности в принципе предпринимателя ждёт штраф.
Если в ходе проверки инспектор обнаружил, что налоги были начислены неправильно, выявил другие нарушения, он составляет соответствующий акт. Обычно также происходит доначисление. В целом камеральная проверка ИП на УСН, ПСН, ЕНВД, ОСН не отличается от стандартной.
Задачи всегда будут одними и теми же: убедиться в том, что отчётность, которую предприниматель сдаёт ФНС, оформлена верно, налоги и прочие сборы в пользу государственной казны начислены правильно, никаких нарушений нет.
Если же какие-то проблемы выявляются, то проверка в первую очередь направлена на их устранение.
Фактически, камеральный контроль для индивидуального предпринимателя, когда у него всё оформлено грамотно, проходит незаметно. Вопросы возникают исключительно при обнаружении каких-то ошибок.
Камеральная проверка при УСН
Применение УСН требует соблюдения определённых законодательных требований. Они установлены в главе 26.2 НК РФ, и самая часто возникающая проблема – это неправомерное использование данного режима. Поэтому инспектор в первую очередь станет смотреть, соответствует ли деятельность ИП установленным критериям.
Если обнаружится, что у предпринимателя должно было быть ОСН, то в таком случае оформляют акт и дополнительно начисляют все соответствующие налоги. Сюда же стоит добавить пеню и штраф за затягивание сроков. Как можно увидеть, подобный механизм проведения проверки в принципе характерен для любых режимов налогообложения, то есть какой-то особой специфики здесь нет.
Необходимо отметить, что УСН не предполагает ведение бухучёта. Что же касается налогового, то он осуществляется на базе учётной книги прибыли и расходов.
Она может быть бумажной или же электронной — на усмотрение самого налогоплательщика. На основании установленных в этом документе сведений и заполняется годовая декларация.
Вообще, при изучении обязанностей налогоплательщика следует ориентироваться на статью 23 НК РФ, поскольку там всё детально расписано.
В частности, законодательство устанавливает, что ИП предоставляет данную книгу инспектору по запросу:
- Непосредственно лично, то есть при посещении того отделения ИФНС, к которому он приписан. Возможен ещё вариант с представителем, но тогда последний должен предъявить доверенность, дающую право на осуществление соответствующих действий именно в налоговой.
- По электронной почте. Сейчас этот вариант становится всё более распространённым, поскольку он самый простой, к тому же не предполагает личного присутствия ИП в городе. То есть общение с ФНС РФ в данном случае вообще может вестись дистанционно. Однако учтите, что к оформлению электронных документов существуют свои требования в законодательстве, как и к подтверждению отправки данных.
- Через обычную почту. Если ИП выбирает этот вариант, ему нужно будет отослать заказное письмо и обязательно составить опись вложения.
На что обращает внимание инспектор? В первую очередь он проверяет то, насколько грамотно составлена отчётность, соответствует ли актуальным требованиям, в каком виде подаются сведения, не вносились ли в бумаги исправления и т.п. Также внимание обращают на достоверность и непротиворечивость информации.
То есть информацию из учётной книги будут сверять с тем, что указано в декларации. Если у инспектора есть данные из других источников, он также станет принимать во внимание и их.
Помимо прочего, ФНС РФ всегда проверяет, правильно ли начислены налоги, как использовались соответствующие формулы, как рассчитывалась налоговая база, когда именно проводились платежи в пользу государства.
Например, если всё оформлено грамотно, но ИП выплатил налог с опозданием, то его могут оштрафовать исключительно за этот факт.
Имейте в виду, что когда ИП формирует объекты по налогам, то речь идёт о «Прибыли» и о «Прибыли минус расходы».
м
В первом случае подразумевается доход, с которого нужно выплатить 6% в пользу государства. Расходы здесь не учитываются.
Что же касается второго варианта, то с указанной суммы нужно будет начислить 15%, и при изучении объекта «Прибыль минус расход» инспектор обращает внимание на расходы.
Важно следующее:
- Насколько они обоснованы?
- Относятся ли конкретные траты непосредственно к деятельности ИП?
- Соответствует ли указанная цена рыночной в рамках определённого временного периода, не является ли она завышенной?
- С чем именно, с какой конкретно сделкой связаны расходы?
- Какие документы подтверждают траты?
То есть, в данном случае, как и при обычной проверке, важно, чтобы расходы не имели отношения к сомнительным (фиктивным) сделкам, чтобы налогоплательщик не решал за счёт предпринимательской деятельности свои личные проблемы. Инспектор также обязательно проверит, относятся ли траты по факту к нужному временному периоду.
Подтверждением расходов обычно становятся счета, выписки движений по банковским счетам, чеки и т. п. Если по этому пункту у инспектора возникли какие-то вопросы, он может запросить договор, с которым связаны траты, доказательства поставки товара, оказания услуги, прочее. Бывают и другие уточнения. Как и говорилось выше, их нужно предоставить в течение 5 дней.
Камеральный контроль после закрытия ИП
Закрытие ИП не освобождает автоматически от ответственности перед государством. Согласно действующему российскому законодательству у ФНС РФ остаётся право проводить разные мероприятия в рамках камерального контроля ещё в течение 3 лет после того, как ИП официально прекратило свою деятельность.
Это означает, что риск доначисления штрафов и пени будет оставаться на протяжении всего указанного времени. Впрочем, изучение правоприменительной практики показывает, что в рамках соответствующего срока возможна и обратная ситуация, то есть возвращение переплаченных налогов.
Согласно содержанию статьи 23 НК РФ бывший ИП обязан на протяжении 4 лет хранить данные по:
- бухгалтерскому и налоговому учёту. Поскольку у УСН первый не предполагается, то требование фактически распространяется только на второй.;
- всему, что подтверждает получение прибыли и осуществлении расходов, то есть договоры, товарно-транспортные накладные, чеки, выписки и прочее;
- другие документы, которые могут иметь непосредственное отношение к налогообложению ИП.
Когда деятельность предпринимателя прекращается, камеральный контроль проводится в отношении физического лица, которое фигурировало в таком качестве. Он осуществляется в том же отделении ФНС РФ, где налогоплательщик как ИП и был зарегистрирован. Однако если он успел сменить местожительства, то тогда ориентироваться будут на последнее.
Проверка проходит стандартно на протяжении 3 месяцев после того, как налогоплательщик предоставит ФНС РФ все необходимые документы.
Итак, контролю подлежат:
- Все налоговые декларации, сданные за соответствующий период, то есть 3. Хотя инспектор может ограничиться и одной.
- Непосредственно документы, которые устанавливали право конкретного лица заниматься деятельностью в качестве ИП и находиться на «упрощённом» режиме.
- Вся расчётная отчётность. К ней же относятся и данные, которые подтверждают расходы, а также то, что обговаривалось выше.
Проверка после закрытия ИП проходит стандартным образом. То есть инспектор смотрит, правильно ли начислялись налоги, нет ли каких-то связанных с этим нарушений. Если они будут выявлены, то уже бывшему ИП могут дополнительно начислить налоги, а также штраф и пеню.
Иногда нарушения выявляют и по истечению 3 лет. Однако в подобной ситуации бывший ИП избавляется от ответственности согласно статье 113 НК РФ.
Обратите внимание на то, что выше описан механизм проведения камеральной проверки ИП при УСН. Однако нигде не говорится, что предприниматель обязан автоматически согласиться с выводами инспектора.
У него остаётся возможность отстаивать свои права, приводить аргументы в пользу правильности начисления налогов, предоставлять соответствующие доказательства. Если ФНС РФ настаивает на нарушении, а ИП с этим не согласен, он может обжаловать действия инспекции в суде.
Камеральную проверку многие ИП зачастую недооценивают. Между тем по своим потенциальным последствиям (штраф, пеня, доначисленные налоги) она мало чем отличается от стандартной. Поэтому если к вам возникли вопросы, обращайтесь к профессиональным юристам.
Налоговые консультанты внимательно изучат ситуацию, разберутся с документами и помогут решить вопрос без финансовых потерь или же с минимальными. Однако учтите, что всё это возможно при своевременных действиях! Поэтому не затягивайте!
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kak-provoditsya-kameralnaya-proverka-ip-po-usn/
Особенности камеральных проверок «упрощенцев»
Как правило, налогоплательщики опасаются выездных налоговых проверок. Это и понятно: зачастую выездные проверки парализуют деятельность предприятия, да и доначисления по ним существенны. В отличие от выездных проверок камеральные проверки проходят практически незаметно для большинства налогоплательщиков.
Но тем не менее необходимо иметь четкое представление о том, как проходят камеральные проверки, чтобы в случае необходимости быть готовыми дать ответ на вопрос налогового инспектора.
Данная статья предназначена в первую очередь «упрощенцам»: мы рассмотрели особенности проведения камеральной проверки налоговой декларации по УСНО.
Сегодня работа налоговых органов построена таким образом, что упор сделан именно на камеральные проверки.
Выездным проверкам предшествует большая аналитическая работа, и выходят на них налоговики с серьезными основаниями для доначисления налогов и сборов. Это подтверждают и цифры .
В отчете о результатах контрольной работы налоговых органов за 2012 год (форма N 2-НК) приведены следующие данные:
— количество камеральных проверок — 34 918 358, из них выявивших нарушения — 1 878 975;
— количество выездных проверок — 55 932, из них выявивших нарушения — 55 411;
— доначислено налоговых платежей по результатам камеральных проверок — 57 927 665 тыс. руб.;
— доначислено налоговых платежей по результатам выездных проверок — 311 665 260 тыс. руб.
———————————
Данные приведены на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru).
Отметим, что в 2012 г. было проведено почти 35 млн камеральных проверок!
Основные принципы проведения камеральных проверок. Прежде чем говорить об особенностях камеральных проверок «упрощенцев», напомним основные принципы проведения таких проверок, которые определены ст. 88 НК РФ:
— камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа;
— проверяются налоговая декларация и документы, представленные налогоплательщиком;
— специального решения руководителя налогового органа не требуется;
— срок проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации;
— у налогоплательщика могут быть истребованы пояснения или потребовано внесение соответствующих исправлений в налоговую декларацию в случае выявления в ней ошибок или противоречий, а также при использовании льгот по налогам;
— акт по результатам камеральной проверки составляется только в случае установления факта совершения налогового правонарушения.
Источник: https://nalogooblozhenie.blogspot.com/2013/06/blog-post_6687.html
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка может случиться с каждым налогоплательщиком. В статье расскажем все про выездную налоговую проверку.
Выездная налоговая проверка отличается от камеральной прежде всего тем, что она проводится не в инспекции, а в офисе компании или бизнесмена.
Исключением является случай, когда у вас физически нет места, тогда ревизия проходит в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка требует более глубокого изучения документов учета, чем «камералка», и охватывает больший период времени — не один, а три года (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
«Упрощенцы» могут попасть под выездную налоговую проверку, если в их отчетности на протяжении нескольких лет отражаются убытки или рост расходов значительно опережает рост доходов. А также при сокращении собственного производства. Или если они мигрируют между ИФНС (раздел 4 Концепций планирования выездных проверок).
Как узнать, что началась выездная налоговая проверка? Обязаны ли инспекторы уведомить о ее проведении?
Выездная налоговая проверка начинается со дня, когда руководитель (заместитель руководителя) инспекции вынесет решение о ее проведении (п. 2 и 8 ст. 89 НК РФ).
А фактически — с момента, когда налоговики придут в компанию или к коммерсанту и предъявят свои служебные удостоверения, а также решение о назначении проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Однако иногда инспекторы уведомляют о проверке заранее (например, звонят по телефону или отправляют уведомление почтой). Хотя делать это они не обязаны.
Полный перечень возможных оснований для продления проверки приведен в пункте 4 приложения № 2 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ3-06/892@.
Сколько по времени длится выездная налоговая проверка?
Выездная налоговая проверка не может превышать двух месяцев, но в отдельных случаях ее срок может быть продлен до четырех месяцев, а иногда — до шести (п. 6 ст. 89 НК РФ). Например, если на территории, где проводится проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и пр.). Или если не были представлены документы, необходимые для проверки.
Что дозволено контролерам в ходе выездной налоговой проверки? Какие документы они могут затребовать?
Конкретного перечня бумаг, которые могут быть истребованы, нет (абз. 2 п. 12 ст. 89 и п. 1 ст. 93 НК РФ). Поэтому налоговики могут затребовать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, акты, платежки и пр.
Кроме того, в рамках выездной проверки могут быть проведены специальные мероприятия налогового контроля: осмотр, экспертиза, инвентаризация, допрос свидетелей, выемка документов и предметов.
Как оформляются результаты выездной налоговой проверки в 2017 году?
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, которую вручают проверяемому (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Затем в течение двух месяцев со дня оформления справки налоговики готовят акт проверки.
И направляют его юрлицу или предпринимателю лично или по почте. Причем даже в том случае, если никакие нарушения не выявлены (п. 1 и подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).
Если вы с актом не согласны, на него можно, также как при «камералке», подготовить письменные возражения в течение одного месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Таблица. Какие документы могут запросить налоговики, проверяющие декларацию
Вид бумагКогда могут потребоватьКак оформить Документы, подтверждающие льготы По общему правилу инспекторы запрашивают эти бумаги, если есть льготы по налогу, но документы, их подтверждающие, не представлены вместе с декларацией. Однако у «упрощенцев» специальных льгот по единому налогу при УСН нет. Поэтому и подтверждать нечего. На практике же в качестве льготы некоторые ИФНС рассматривают возможность «упрощенцев»-доходников уменьшать единый налог при УСН на страховые взносы. И требуют платежки, подтверждающие уплату этих взносов. Поэтому если пришел такой запрос, направьте инспекторам соответствующие платежные поручения (п. 6 ст. 88 НК РФ) Можно сделать сопроводительное письмо (опись), где перечислить все направляемые бумаги Документы, которые нужно приложить к декларации в соответствии с НК РФ В некоторых случаях НК РФ обязывает плательщиков прикладывать к декларации определенные документы. Например, если декларацию подписал представитель «упрощенца», то нужно приложить к расчету копию доверенности, подтверждающую полномочия лица. Соответственно, если копии не будет, налоговики запросят ее (п. 6 ст. 88 и абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ) Письменные пояснения Попросить пояснения инспекторы могут в трех случаях: 1) если найдены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые имеются у инспекторов; 2) в декларации по УСН заявлен убыток;3) представлена «уточненка» с суммой единого налога при УСН к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК РФ) Составлять пояснения нужно в письменном виде.Форма — свободная Налоговые проверки: штрафы и документы
Одновременное проведение выездной и камеральной проверок
Вообще, камеральная и выездная налоговая проверка — это две самостоятельные формы налогового контроля.
В ходе камеральной проверки инспекторы осуществляют текущий контроль, то есть проверяют правильность уплаты единого налога при УСН за прошедший год на основании поданной декларации.
А при выездной — изучают в целом все совершенные «упрощенцами» операции, порядок заполнения ими документов, правильность уплаты налогов и пр. При этом затрагивается больший, чем при «камералке», период — не один, а три года (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Проводятся эти проверки обычно в разное время: камеральная — сразу после сдачи декларации в ИФНС, а выездная — в любое время, как только у налоговиков появились основания для проверки (например, после того как им стало известно, что фирма часто меняет инспекции).
Вместе с тем, как сообщила ФНС России, инспекторы могут проводить эти две совершенно разные проверки в одно и то же время, по одному налогу и за один налоговый период (письмо от 13.03.2016 № ЕД-4-2/4529). То есть применительно к «упрощенцам» это значит, что после сдачи декларации в ИФНС налоговики могут сразу же прийти с выездной проверкой.
И запросить различные документы, осмотреть помещения, допросить бухгалтера или гендиректора и пр. Такие действия не являются нарушением, поскольку законодательство не устанавливает запрета на одновременное проведение двух проверок. Напротив, нужно исполнить оба решения налоговиков.
Подробнее о том, что нужно знать о камеральной и выездной проверке, мы рассказали в предыдущей статье.
Источник: https://www.26-2.ru/art/177957-red-vyezdnaya-nalogovaya-proverka
Контроль налогообложения доходов на предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения
Упрощенная система налогообложения — это один из пяти функционирующих в РФ специальных налоговых режимов, уникален тем, что предоставляет право выбора , как самой системы налогообложения , так и ее объекта в виде:……………………………
доходов;/////////////////////////////////////// ///////////////////////////////////////////////////////////////
доходов, уменьшенных на величину расходов./////////////////////////////////////// ////////////////
В первом случае применяется налоговая ставка в размере 6 % , а во втором — 15 % соответственно. [1]///////////////////// ///////////////////////////////// ////////////////////////////////////
НК РФ определен единый порядок учета доходов при упрощенной системе налогообложения, не зависит от того, какой организация выбрала объект налогообложения. Доходы наверстать отражать непосредственно сразу , после того как они возникли.
Организации при установлении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации ( работ , услуг) и внереализационные доходы (прoчие доходы) ( ст. 346.15 НК РФ). Таким образом, доходы при упрощенной системе налогообложения признаются кассовым методом ( п.1ст.346.
17 НК РФ)/////////////// ///////////////////// /////////////////
Целью контроля налогообложения доходов является установление соответствия порядка исчисления налогов и сборов при применении упрощенной системы налогообложения требованиям налогового законодательства. [11]/////////////////// //////
Исходя из цели же следуют задачи контроля налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения (рис.1 )./////////////////// //////////////////////////////// //////
м
При проведении контроля налогообложения с бюджетом при упрощенной системе налогообложения можно руководствоваться методикой для регламентации аудиторской деятельности « Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами ». [5]//////////////////// ///////////////////// //////////
Проведение работ по контролю налогообложения доходов при упрощенной системе налогообложения может включать несколько этапов , в частности это://///////////////
1) проверка соблюдения положений учетной политики организации;////////////////
2) оценка системы учета и внутреннего контроля;////////////////////////////////
3) предварительная оценка системы налогообложения в виде УСН экономического субъекта;//
//////////// //////////////////////// //////////////// //////////////
Рис.1. Задачи контроля налогообложения при применении упрощенной системы
налогообложения ************************* *******
4) правомерность применения экономическим субъектом упрощенной системы налогообложения; 88888888888888888888888888888888888888 666666666
5) соблюдение экономическим субъектом срока подачи уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.13 НК РФ);333333333333 77777777777 2
6) соблюдение экономическим субъектом ограничений, установленных п.4 ст.346.13 НК РФ; 2222222222222 ****************************
7) проверка предмета правильности определения доходов и расходов; 22222222222
8) проверка правильности исчисления налоговой базы по единому налогу;*****
9) проверка правомерности уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов ( для налогоплательщиков с объектом налогообложения «доходы минус расходы»);333333333333333
10) проверка соблюдения налогового и отчетного периода; 77777777777777777
11) проверка обоснованности применения налоговых ставок в зависимости от выбранного объекта налогообложения;********* ===================****** *****
12) проверка правильности определения убытка, уменьшающего налоговую базу по единому налогу;
13) проверка правильности уплаты минимального налога;
14) проверка порядка исчисления; ………………. ……………………..
15) правомерность уменьшения суммы единого налога, подлежащего уплате за отчетный ( налоговый) период на сумму исчисленных и уплаченных за этот же период на всех основаниях страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на сумму уплаченных работникам из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности; …………………. , ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
16) проверка верности исчисления и уплаты налогов , от которых в соответствии с п. 2 ст . 346.11 экономический субъект , не освобожден;555555555555555555 88888
17) проверка правильности заполнения и регистрации Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения;
18) проверка правильности заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций; 22222222222222222222 22222222222222222
19) проверка правильности ведения бухгалтерского учета. 3335555333333 55333333
С 2013 года для всех компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Такое требование нового Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402 — ФЗ « О бухгалтерском учете» [7] .
И, начиная с отчетности за 2013году , обязаны предоставлять годовой бухгалтерский баланс , отчет о финансовых результатах по укрупненным статьям и приложения к ним.
Но стоит отметить, что предприниматели на упрощенной системе налогообложения по-прежнему не должны вести бухгалтерский учет. 666666666666666666666
Рассмотрим особенности организации учета доходов в условиях упрощенной системы налогообложения и расчет единого налога на примере ООО « Полиграфресурс».
ООО «Полиграфресурс» не применяло общий режим налогообложения.
На основании, поданного в налоговый орган, заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и полученного сообщения о возможности его применения предприятие с момента регистрации перешло на упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 НК РФ. В качестве объекта налогообложения были приняты доходы по ставке 6%. ///////////// ////////////////////////////////////////////////////////////
ООО «Полиграфресурс» ведет бухгалтерский учет всех доходов и в налоговом учете отражаются только операции, определяющие доход организации. //////////////
Информация обо всех доходах содержится в Книге учета доходов предприятия за 2013год и имеет следующий вид (Таблица1) . 11111111111111111111111111
Проанализировав Книгу учета доходов предприятия, мы видим, что доходы ООО «Полиграфресурс» за 2013год составили 957428руб . 111111111111111111111
Расходы в анализируемом периоде в целом остаются неизменными и составляют 659804руб. …………….. ……………… …………
Произведем расчет платежа по упрощенной системе налогообложения по данным 2013года.////////////////////////////// ///////////////////////
м
Таблица 1
Книга учета доходов за 2013 год
I. Доходы и расходы Регистрация Сумма №п/п Дата и номер первичного документа Содержание операции/// Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы //// Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы///// 1 2////////// 3/////// 4////////////////////// //////////////// 5//////////////////////// ////// Итого за I квартал///// 332407-26//////////////////// ///////////////// ////////////////////////////// Итого за 1 полугодие 2013 г. 488779-16//////// ///////////////////// //////////////////////////////////////// Итого за 9 месяцев 2013 г. 797996///// /////// //////////////////////////////////////////// Итого за 2013 г./////// 957428//////////// / ////////////////// ////////////////////////////////////////// Рассчитаем сумму налога, подлежащего уплате в бюджет:///////////////////////////////
доходы*6%=957428* 6 % = 57446 — начислены взносы (не болле50 %) = 28723руб.
В 2013г. в ООО «Полиграфресурс» в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы, что привело к следующим показателям деятельности организации:////////
Размер дохода от полиграфической деятельности — 957428 руб.;///////////////////////////////
Общая величина расходов — 659804 руб.; //////////////////////////
Налогооблагаемая база (доходы) -957428руб.; ////////////////////////////////////////////////
Ставка налога -6%(так как объектом налогообложения являются доходы; равна для всех организаций – в независимости от организационно — правовых форм и видов их деятельности); ////////////////////////////////////////////// ////////////////////////// //////////////////////////// /
Исчисленная сумма налога -957428 * 6 % = 57446руб; /////////////////////////////
В соответствии со ст.346.21 п.3 НК РФ сумма налога, исчисленная за налоговый
(отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот период времени, но не более чем на 50 % (указанное ограничение не распространяется на ИП, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года) -57446 * 50 % = 28723 ; ///////////////////////////// ///////////////////////////////////// ////
Сумма налога к уплате = 28723руб . /////////////////// ///////////////////////////// ///////
Но, так как сумма авансовых платежей за 9месяцев, согласно налоговой декларации составила 29747руб.(Стр.050), то у нас имеет место сумма налога к уменьшению в размере 1024руб.(Стр. 070) ////////////////////// //////////////////////////////////
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2012 — 2013года доля выручки от реализации возросла, соответственно и налоговая нагрузка выросла на предприятии.
Как видно из ниже приведенных данных (Таблица 2), сумма выручки значительно возросла.
Таблица 2
Доход, полученный ООО «Полиграфресурс» за 2012-2013 годы нарастающим итогом
Год/доход 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 2012//// 251300//// 403515//// 593937 ///////// 719954///// 2013///// 332407-26//// 488779-16//// 797996///////////// 957428////// Данная таблица показывает, что доходы в отчетном году выросли по сравнению с предыдущим, что указывает на положительную динамику.
Процент роста составил за год 32,98%, что довольно-таки не плохой показатель для организации, относящейся к малому бизнесу, с численностью менее 100 человек.
Вместе с ростом прибыльности организации, возросла и налоговая нагрузка (Таблица3)////////////////////////// ///////////////////////////////////////
Таблица 3
Начисление авансовых платежей по налогу УСН
Год// 1 квартал////// 2 квартал/////// 3 квартал// 4 квартал////// 2012///////// 15078//////// 9133//////// 11425////////// 7561////////// 2013//// 9980////////// 19480///////// 29747////////// -1024////////////// Можно заключить, что налоговая нагрузка выросла в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Суммы начисленных авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выросли, но это и закономерно, поскольку доходы организации так же увеличились за 2013 год.///////////
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под контролем налогообложения расчетов с бюджетом при применении упрощенной системы налогообложения понимается выполнение задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам , установленным главой 26.2 НК РФ ,порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом единого налога , уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
(минимального налога) и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, установленных в соответствии с законодательством для экономических субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения./////////////
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая) [Электронный ресурс]: федер.закон №117-ФЗ (в редакции от 30.01.2014)// КонсультантПлюс,2014
Источник: https://moluch.ru/archive/63/10152/
Упрощенная система налогообложения
Уплата налога по упрощенке в 2018 году: общая информация
Требуется ли подтверждение от ФНС о переходе на упрощенку?
Какие есть вычеты при уплате единого налога на УСН?
Налоговый учет при УСН: нюансы
ИП на УСН ведет учет стоимости ОС: нюансы
Доступна ли УСНО для представительств фирм?
Применение УСН при наличии запретов: нюансы
Уплата налога по упрощенке в 2018 году: общая информация
Единый налог по упрощенной системе налогообложения — механизм налоговых перечислений, при котором:
- Налогоплательщик перечисляет в бюджет налог (по выбору):
- только с доходов — по ставке 6%;
- с разницы между доходами и расходами — по ставке 15%.
Ставки УСН могут быть снижены или даже приравнены к нулю — если это установлено регионом с учетом положений ст. 346.20 НК РФ.
- Налогоплательщик не платит (с учетом особенностей пп. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ):
- НДС (кроме «импортного» и уплачиваемого в отдельных предусмотренных законом случаях — их мы рассмотрим далее в статье);
- НДФЛ (если хозяйствующий субъект — ИП), налог на прибыль;
- налог на имущество юридических лиц по средней стоимости активов;
- налог на имущество физлиц, используемое в бизнесе.
Налогоплательщик в статусе ИП вправе применять УСН, если:
- имеет годовой доход не более 150 млн руб.;
- имеет остаточную стоимость основных фондов не более 150 млн руб.;
- имеет штат не более 100 человек;
- не подпадает под прочие исключения, указанные в подп. 2–13 и 17–21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Налогоплательщик-организация должен соответствовать тем же критериям, что и ИП, и, кроме того:
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен
- за 9 месяцев года, в котором осуществляется переход на УСН, доход не может превышать 112,5 млн руб.;
- уставный капитал не должен принадлежать другим юрлицам более чем на 25%;
- организация не должна иметь филиалов.
Налогоплательщик вправе начать работать по УСН:
- Сразу после регистрации бизнеса в ФНС — при условии, что в момент регистрации или в течение 30 дней после нее уведомит ФНС о желании применять УСН.
- Если он — действующий бизнес, то с 1 января года, следующего за тем, в котором подано уведомление в ФНС о желании применять УСН. Аналогичный срок перехода УСН установлен для тех ИП и юрлиц, кто не успел в тридцатидневный срок уведомить ФНС о желании быть упрощенцем.
Требуется ли подтверждение от ФНС о переходе на упрощенку?
Переход на налогообложение УСН носит лишь уведомительный характер. Об этом ФНС сообщила достаточно давно, например в письме от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@, и до сих пор позиции по данному вопросу не изменила.
Если хозяйствующий субъект не удовлетворяет критериям применения УСН, то он будет нести за это ответственность только по факту предъявления со стороны ФНС доказательств такого несоответствия при проверке.
Какие-либо требования по прекращению применения УСН к налогоплательщику со стороны налоговиков вне контекста проверок неправомерны (хотя, безусловно, могут заслуживать внимания, поскольку появляются не на пустом месте).
В свою очередь, ФНС по умолчанию не выдает налогоплательщикам документов, подтверждающих их переход на УСН. Можно лишь сделать запрос в ФНС об этом в свободной форме и получить письменный ответ на него в течение 30 дней (п. 93 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н).
Если налогоплательщик не успел уведомить ФНС о применении упрощенной системы налогообложения вовремя, то начать работу по УСН можно будет только со следующего года. В крайнем случае можно снять хозяйствующий субъект с налогового учета и зарегистрироваться снова — закон не содержит запрета на такие действия.
Если налогоплательщик — ИП, то ему также нужно будет заплатить фиксированные взносы за время между постановкой на учет и снятием с учета. Как ИП, так и юрлицу при закрытии потребуется сдать декларацию (п. 2 ст. 346.23 НК РФ), а юрлицу — еще и ликвидационный баланс (подп. «б» п. 1 ст. 21 закона «О государственной регистрации» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Может накопиться и статистическая отчетность (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).
Какие есть вычеты при уплате единого налога на УСН?
Указанные выше очевидные преимущества, доступные налогоплательщику УСН, — в виде низкой ставки, возможности не платить многие другие налоги — дополняются рядом иных примечательных преференций. А именно:
- Возможностью уменьшать исчисленный УСН по схеме «доходы» (аванс или годовой налог) на величину уплаченных в отчетном периоде:
- страховых взносов (возможно уменьшение налога на 50% при наличии работников, на 100% для ИП без работников);
- торгового сбора.
При этом для применения указанного вычета налогоплательщику нужно быть зарегистрированным в том городе, в котором он стоит на учете как налогоплательщик ТС (п. 8 ст. 346.21 НК РФ, письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-09/40621). Пока таким городом может быть только Москва.
- Возможностью уменьшать налоговую базу по УСН по схеме «доходы минус расходы» за счет включения в расходы страховых взносов (на 100% во всех случаях) и ТС (подп. 7, 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Место налоговой прописки налогоплательщика в этом случае значения не имеет.
Практическое применение УСН характеризуется огромным количеством нюансов. В основном они касаются налогового учета. Изучим некоторые его примечательные особенности.
Налоговый учет при УСН: нюансы
Хозяйствующему субъекту, уплачивающему налог по УСН в 2018 году, нужно иметь в виду, что:
- При переходе на УСН с ОСН суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению, если налогооблагаемое имущество не было реализовано (пущено в производство) к моменту такого перехода (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Восстанавливаемый налог по основным средствам исчисляется исходя из их остаточной балансовой стоимости. То же самое — если ОС представлены недвижимостью (письмо ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21229).
Источник: https://nsovetnik.ru/usn/uproshennaya-sistema-nalogooblozheniya/
Похоже, ИФНС пересматривают ожидания по налогам от фирм на УСН-15
Для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, минимальный объем налоговых платежей зафиксирован в Налоговом кодексе.
Те, кто работает на УСН-6, должны отдавать в казну не менее 3% от выручки компании.Налоги с фирмы на УСН-15 должны быть не менее 1% от выручки (при этом многие, чтобы не привлекать внимания налоговой, стараются платить в районе 1,5%).
К сожалению, в последнее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда налоговые органы требуют, чтобы налоговая нагрузка у «пятнашек» была на том же уровне, что у «шестерок» – минимум 3% от выручки.
Итак, недавно очередной наш клиент – торговая компания на УСН-15% – оказался в поле зрения ИФНС. Его доля расходов составила более 80% от выручки.
И это не понравилось налоговикам, которые решили, что таким образом компания искусственно завышает расходы с целью снижения налоговой нагрузки (напомним, что на УСН-15 налог платится с разницы между доходами и расходами, т.
е. чем выше доля расходов, тем меньше сумма, с которой платится налог).
Какой же уровень расходов может быть на «пятнашке»? На практике доля расходов компаний на УСН-15% составляет до 90% от выручки. Именно при таких показателях налоговые платежи составляют безопасные 1,5% от выручки.
Пример расчета: Допустим, выручка компании — 100 000 руб. Она должна отдать в бюджет 1,5%, т.е. 1500 руб. 1 500 руб.= 15% от 10 000 руб. (т.е. разница между доходами и расходами, с которой платится налог, должна составлять не менее 10 000 руб.).
Таким образом, на расходы может приходиться 90 000 руб., т.е. 90% от суммы выручки.
Однако, как мы видим на практике, теперь даже доля расходов в 80%, похоже, вызывает подозрения у налоговых органов.
В ИФНС нам сказали, что хотят получить документы, обосновывающие расходы. В противном случае будут доначислены налоги. В приватной беседе нам пояснили, что теперь внутренний ориентир для инспекторов по уровню налоговой нагрузки – 3% от выручки (т.е. приемлемая доля расходов не должна превышать 80% от выручки).
Мы подготовили подробные письменные пояснения, где, в частности:
- дали подробную расшифровку доходов и расходов со ссылками на статьи НК РФ
- указали, что из-за снизившейся платежеспособности покупателей у компании не было возможности повысить отпускные цены, в силу чего валовая рентабельность составила всего 10%.
В целом же, подготовка пояснений для ИФНС – работа творческая. Что написать в «оправдание», зависит от сферы деятельности организации, структуры расходов и т. п. Например, для обоснования высоких расходов можно привести и такие аргументы:
- из-за кризиса упали доходы или были расторгнуты договоры;
- компания закупила основные средства с целью выхода на новый рынок;
- жесткая конкуренция, заставляющая снижать цену;
- некоторые должники не смогли вовремя рассчитаться с компанией, а значит, были потеряны доходы;
- низкая рентабельность в целом по отрасли и т.п.
К счастью, наши доводы инспекторы признали убедительными, и клиента оставили в покое. Однако факт остается фактом: от УСН-15 теперь хотят больше налогов, чем раньше.
Требования отдельно взятой ИФНС или новая тенденция?
Мы связались с нашими филиалами в регионах и выяснили, что приведенный пример – не единичный случай. Требование придерживаться правила «доля расходов не более 80%» уже получили десятки компаний, стоящие на учете в разных ИФНС. А это, к сожалению, уже похоже на тренд.
Мы будем и дальше следить за развитием ситуации и информировать наших читателей о самых разных тревожных «звоночках».
Понятно, денег в бюджете нет, и к бизнесу будет все более пристальное внимание. При этом наша задача как профессиональной бухгалтерской компании – стоять на страже интересов наших клиентов и использовать все возможные законные методы для их защиты.
Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/pokhozhe-ifns-peresmatrivaiut-ozhidaniia-po-nalogam-ot-firm-na-usn-15-8000/