Минфин напомнил, как определять налоговый статус «физика» — все о налогах

Тест с ответами по налоговому праву

1.

Что такое налоговое право? а) подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций+ б) самостоятельная отрасль, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с взиманием налоговых платежей с физических лиц и организаций в) подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с формированием доходов бюджетов всех уровней

г) самостоятельная отрасль, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с формированием доходов бюджетов всех уровней

2.Какие формы налогового контроля устанавливаются в Налоговом кодексе РФ? а) осмотр помещений+ б) проведение налоговых проверок+ в) консультации по вопросам применения налогового законодательства

г) предупреждение налогоплательщиков

3.Какие счета не подвергаются взысканию налога? а) ссудные б) валютные в) бюджетные

г) депозитные, после истечения срока действия депозитного договора+

4.Нормативные акты Министерства по налогам и сборам: а) входят, если это прямо предусмотрено в самом акте б) нет правильного ответа в) входят в состав налогового законодательства при условии, если они не противоречат НК РФ г) не входят в состав налогового законодательства+

д) входят в состав налогового законодательства

5.В случае когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, то обязанность по уплате налога возникает… а) по решению налогового органа б) по истечении 6 дней после даты отправления налогового уведомления в) не ранее даты получения налогового уведомления

г) в установленные Налоговым кодексом РФ сроки+

6.Не позднее какого срока налоговый орган должен направить налогоплательщику уведомление на уплату налога или сбора ? а) даты наступления срока платежа б) 10 дней после наступления срока платежа в) срока уплаты, установленного Налоговым кодексом РФ в отношении налога, по которому направляется уведомление

г) 30 дней до наступления срока платежа+

7.

Что такое налог? а) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) в) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства г) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения муниципальных образований

д) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований+

8.В каком порядке налог принудительно взыскивается с организаций? а) в порядке, согласованном с руководителями организации б) в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке+ в) как в судебном, так и в бесспорном порядке

г) только в судебном порядке

9.Что такое недоимка? а) сумма сбора, недоначисленная налогоплательщиком б) сумма налога, не уплаченная в установленный срок в) сумма налога или ссора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

г) сумма налога или сбора, недоначисленная налогоплательщиком и неуплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок+

10.Какие нормы относятся к общей части налогового права: а) закрепляющие объекты налогообложения б) закрепляющие порядок исчисления и уплаты налогов в) закрепляющие порядок взимания налоговых платежей г) закрепляющие принципы формирования налогового законодательства+

д) закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации+

11. Каким способом может быть доставлена налоговая декларация в налоговый орган? а) с помощью SMS-сообщения б) по почте+ в) лично налогоплательщиком+

г) по факсу

12. В каком случае налогоплательщиком представляется налоговая декларация? а) только в том случае, если он имеет право на налоговые льготы по налогу б) по каждое налогу, действующему на территории РФ в) только при уплате федеральных налогов

г) по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком+

13. Кто из ниже перечисленного не является участниками налоговых правоотношений: а) органы налоговой полиции+ б) налоговые органы в) таможенные органы г) все перечисленное

д) налогоплательщики

14. По отношению к кому могут проводиться выездные налоговые проверки? а) всем налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам+ б) всем плательщикам налогов и сборов, за исключением налоговых агентов в) всем налогоплательщикам и налоговым агентам, за исключением плательщиков сборов

г) организациям и индивидуальным предпринимателям

15. Сколько времени должно пройти со дня совершения налогового правонарушения, чтобы лицо не было привлечено к административной ответственности? а) 15 лет б) 3 года+ в) 10 лет

г) 2 года

16.Что из ниже перечисленного относится к налоговой тайне налогоплательщика? а) сведения об уставном капитале (фонде) организации+ б) сведения об участниках (учредителях) организации+ в) сведения о мерах ответственности за нарушения требований Налогового кодекса РФ

г) сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах

17.За счет каких средств возмещается ущерб налогоплательщику, причиненный неправомерными действиями налоговых органов? а) федерального бюджета+ б) из средств, специально созданного для этого фонда в) внебюджетных фондов г) заработной платы виновных сотрудников

д) из премиального фонда органа, совершившего неправомерные действия

18.Какие обстоятельства смягчают ответственность за совершение налогового правонарушения? а) действие стихийных бедствий б) неисполнение требований налогового органа в) физическая угроза+

г) влияние личных отношений взаимозависимых лиц+

19. В каком случае считается, что налогоплательщик получил налоговое уведомление? а) с момента доставления его в почтовое отделение б) если налогоплательщик или его уполномоченный представитель расписался на уведомлении+ в) в течение 6 дней с даты направления уведомления заказным письмом+

г) в течение 1 месяца с даты направления уведомления простым письмом

20.Что относится к источникам налогового права? а) Конституция РФ+ б) Трудовой кодекс РФ в) Закон субъекта РФ о введении регионального налога+ г) Гражданский кодекс РФ

д) Федеральный закон о введении части второй Налогового кодекса РФ+

Источник: https://liketest.ru/finansy/test-s-otvetami-po-nalogovomu-pravu.html

Как подтвердить статус резидента РФ

Чтобы подтвердить статус резидента РФ необходимо собрать пакет документов и обратиться в инспекцию. В нашей инструкции есть необходимые подсказки для подготовки и представления нужных бумаг. Вы также узнаете, как и в какие сроки выдается подтверждение налогового статуса резидента и можно ли подтвердить статус налогового резидента РФ за прошлые годы.

Получить подтверждение статуса налогового резидента можно в Межрегиональной инспекции ФНС по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Как подтвердить статус налогового резидента РФ

Чтобы подтвердить статус налогового резидента РФ российским организациям и обособленным подразделениям иностранных организаций потребуются:

1) заявление на бланке организации с указанием:

  • полного наименования организации, адреса (места нахождения) организации, ИНН, КПП, ОГРН;
  • календарного года, за который необходимо подтверждение;
  • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;
  • перечня прилагаемых документов.

Заявление на подтверждение статуса налогового резидента должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем.

2) копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

  • договор (контракт);
  • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
  • уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ российских организаций и подразделений иностранных компаний для возврата НДС, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского Союза необходимы следующие документы:

1) заявление на бланке организации с указанием:

  • наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется Подтверждение для осуществления возврата НДС;
  • перечня прилагаемых документов.
Читайте также:  Росстат массово обновляет отчетные формы - все о налогах

2) копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (наименование, адрес (место нахождения) и виды деятельности, осуществляемые в Российской Федерации, с переводом на английский язык).

3) копия договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.

4) копия договора (контракта) на оказание услуг, в соответствии с которым предполагается возврат НДС из иностранного государства.

Заявления по поводу выдачи подтверждения статуса налогового резидента РФ можно направить в МИ ФНС России по ЦОД по почте по адресу:125373, Походный проезд, домовладение 3, строение 2. Также их можно отвезти в экспедицию ФНС России.

Как получить подтверждение статуса налогового резидента РФ за прошлые годы

При необходимости подтверждение статуса налогового резидента можно получить не только за текущий, но и за прошлые годы.

Для этого компании потребуются следующие документы:

  • копии налоговых деклараций с отметкой налогового органа;
  • выписки банков;
  • платежные поручения (квитанции, извещения) с отметками банков;
  • мемориальные ордера;
  • регистры налогового учета;
  • другие документы по операциям, в отношении которых налогоплательщик намеревается применить соответствующее Соглашение за определенный налоговый период.

Если подтверждение статуса резидента РФ за прошлые годы хочет получить индивидуальный предприниматель, ему необходимо предоставить:

  • копии книг учета доходов и расходов;
  • выписки банков;
  • платежные поручения (квитанции, извещения) с отметками банков;
  • мемориальные ордера;
  • другие документы по операциям, в отношении которых налогоплательщик намеревается применить соответствующее Соглашение, за определенный налоговый период.

Чтобы подтвердить налоговый статус за прошлые годы физическому лицу понадобятся копии деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с отметкой налогового органа и платежные документы, подтверждающие уплату налогов по операциям, в отношении которых заявитель намеревается применить соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения.

Как и в какие сроки выдается подтверждение статуса налогового резидента РФ

Чтобы получить подтверждение налогового статуса, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства должны находиться в России не менее 183 календарных дней в течение налогового периода – календарного года. Таким образом, за текущий год они получат подтверждение не ранее 3 июля.

Заявления о выдаче подтверждения статуса налогового резидента РФ рассматриваются в течение30 календарных дней. И физическим и юридическим лицам подтверждение статуса налогового резидента РФ пришлют по почте по адресу, указанному в заявлении.

Какими документами подтвердить статус резидента физика для НДФЛ

В законодательстве конкретного перечня нет. Поэтому это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения физика в нашей стране.

Даты въезда в Россию и выезда можно установить по отметкам российской пограничной службы в загранпаспорте, миграционной карте и т. д.

Отметки пограничных служб иностранных государств при определении налогового статуса не учитываются: они не подтверждают продолжительность пребывания физика в России (письмо Минфина России от 26.04.12 № 03-04-05/6–557).

Если отметки в паспорте нет (например, физик приехал из Украины по внутреннему паспорту), то время нахождения в России подтверждают квитанции о проживании в гостинице, табели учета рабочего времени и т. п. (письмо Минфина России от 13.01.15 № 03-04-05/69536).

Подготовлено по материалам ФНС России

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/5204-kak-podtverdit-status-rezidenta-rf

Источники уплаты налогов, сборов, пошлин

Вводный инструктаж

Ознакомление с целями и задачами практики; инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; организационные вопросы.

Ознакомление с предприятием.

Инструктаж по технике безопасности

Характеристика предприятия

Адрес: 671160, Республика Бурятия, г. Гусиноозерск, ул. Степная, д. 17а

Телефоны Приемная: 8 (301-45) 43-6-87 «Горячаяй линия»: 8 (301-45) 43-1-15 Телефон доверия о коррупционных и иных правонарушениях

совершаемых государственными служащими налоговых органов

8 (301-45) 42-9-28
Факс: 8 (301-45) 43-6-87

Реквизиты Код ИФНС 0318 Код ОКПО 73225847 Код регистрирующего органа 03048

ОКТМО

Получатель платежа УФК по Республике Бурятия (МРИ ФНС России №3 по Республике Бурятия))
ИНН получателя
КПП получателя
Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
БИК
Корр. счет №
Счет №

Понятие налога и сбора. Классификация налоговых платежей.

Виды и порядок налогообложения

Система налогов Российской Федерации

Элементы налогообложения

Источники уплаты налогов, сборов, пошлин

Порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов

Правила заполнения данных статуса плательщика, ИНН получателя, КПП получателя, Наименование налоговой инспекции, КБК, ОКАТО, Основания платежа, Налоговый период, Номер документа, Дата документа, Типы платежа

Коды бюджетной классификации

Порядок их присвоения для налога

Штрафы и пения

Виды и порядок налогообложения

Это система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель уплачивает следующие налоги и сборы:

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· акцизы;

· налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· государственная пошлина;

· таможенные пошлины;

· налог на игорный бизнес;

· транспортный налог;

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· взносы на обязательное пенсионное страхование;

· страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако, большинство из перечисленных налогов и взносов исчисляются и уплачиваются только в том случае, если они занимаются определенным видом деятельности и возникает налогооблагаемая база. Традиционно, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество.

Система налогов Российской Федерации

Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Элементы налогообложения

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный валовой внутренний продукт (ВПП), за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

Источники уплаты налогов, сборов, пошлин

Источник уплаты налога

К категориям, дополняющих или тесно связанные с объектом налогообложения, относится и понятие источника налога.

В некоторых случаях источник налога может совпадать с объектом налогообложения (доход при расчете налога на прибыль), но в большинстве случаев – это два разных понятия. Источником уплаты основной массы налогов являются доходы плательщика.

Причем если для физических лиц можно действительно говорить о доходах, куда войдут заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и т.д., то для юридических лиц в основном речь идет о чистый доход – прибыль.

Ведь из общей суммы выручки необходимо восстановить средства производства (материальные затраты) и затраты рабочей силы (фонд заработной платы), и только после этого остается прибыль.

Иногда как источник налога рассматривают капитал налогоплательщика, требует дополнительной аргументации. Во-первых, доходы уже является элементом капитала плательщика.

Во-вторых, если иметь в виду имущество плательщика, а точнее – средства, полученные за его счет (суммы от реализации недвижимости, накопленные средства), то в этом случае – ситуация экстраординарная, поскольку зачастую для уплаты налога реализуют объект налогообложения (продают земельный участок для перечисления платы за землю) или осуществляют процессы, в результате все равно приводят к потере права собственности на объект (налоговые платежи за счет средств, предназначенных для расширения, реконструкции; заемных средств).

Читайте также:  Компенсация за задержку зарплаты — не оплата труда - все о налогах

основным источником, за счет которого выплачивается основная масса налогов, является доход. Существует также определенный порядок уплаты налогов за счет дохода.

1.Спочатку налогооблагаемая доход уменьшается на имущественные налоги, пошлины и другие платежи.

2.На втором этапе перечисляются местные налоги, вы траты по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

3.На третьем этапе выплачиваются все налоги, оставшиеся с тех, которые оплачиваются за счет дохода.

Специфические особенности имеет внесение страховых взносов за счет дохода. Главное здесь заключается в том, что они составляют часть себестоимости и исчисляются по установленным ставкам фактических расходов на оплату труда. Таким образом реализуются денежные накопления, с помощью которых часть чистого дохода направляется на различные виды обязательного государственного страхования.

источник налога – средства плательщика (преимущественно – доход), что ресниц использует для уплаты налога. Исключительными источниками уплаты налога являются:

1) любые денежные суммы, поступившие налогоплательщику;

2) доходы и другие средства, полученные платно или бесплатно налогоплательщиком, в том числе приобретенные за счет дохода;

3) заемные средства и средства целевого финансирования.

Детализированный механизм, регулирующий источники уплаты налогов, закрепленный ст. 7 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 рака.

Согласно этой статье, источниками самостоятельной оплаты налоговых обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика есть любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества и неимущественных ценностей, выпуска ценных бумаг, в том числе

корпоративных прав, полученные в заем (кредит), а также из других источников.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/25675.html

Налоговая нагрузка как экономический показатель, характеризующий налоговую систему государства

Налог как инструмент формирования бюджета государства представляет собой форму отчуждения денежных средств юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней.

Следовательно, формируя источники финансирования государственных расходов, налоги в то же время оказывают непосредственное воздействие на условия и результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Таким образом, налоговая система не может функционировать эффективно и упорядоченно без учета того влияния, которое налоги оказывают на финансовое состояние налогоплательщика.

В настоящее время понятие налоговой нагрузки используется при обсуждении таких актуальных вопросов экономики, как оценка результативности мероприятий налоговой реформы, оценка условий развития малого бизнеса, анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста.

Следует отметить, что в Республике Казахстан отсутствует единая методика расчета налоговой нагрузки, что не позволяет сравнивать статистические данные о налогообложении в стране с позициями зарубежных государств, а самое главное, затеняет налоговую ситуацию для специалистов, пользователей и общественности.

И если на уровне республики имеется устоявшееся мнение о количественной оценке величины налогового бремени, то на микроуровне, на уровне предприятия такой единой точки зрения нет. В сложившихся условиях необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов.

Различия в условиях развития разных секторов экономики, таких как сырьевые отрасли и отрасли, работающие на внутренний рынок, проявляются также в дифференцированном уровне налоговой нагрузки.

Поэтому необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки в условиях дифференцированного влияния действующего налогового законодательства на различные отрасли экономики.

Налоговая нагрузка, которая на сегодняшний день существует в Казахстане, во много раз ниже, чем в любом другом государстве. По словам Д.

Ергожина, «налоговая нагрузка, которая на сегодняшний день существует в нашей в стране, во много раз ниже, чем в любом государстве. Для сравнения, могу сказать, что в Великобритании средняя налоговая нагрузка составляет 37-38%.

В Казахстане же она не превышает 10-15%, а определенная категория налогоплательщиков уплачивает коэффициент с налоговой нагрузкой в 3%» [1].

Разработка методологических основ оценки данного показателя является условием принятия экономически обоснованных управленческих решений, обеспечивающих развитие хозяйствующих субъектов, и, следовательно, государства в целом.

Оптимальный уровень налогообложения является одним из условий устойчивого экономического роста. Это в свою очередь требует научного обоснования роли и раскрытия сущности налоговой нагрузки; уточнения методики определения налоговой нагрузки, проведение ее расчетов и оценки.

Зная уровень налоговой нагрузки на предприятии, собственник может сделать выводы о результативности мероприятий налогового планирования, оценить эффективность договорной политики.

Следовательно, показатель налоговой нагрузки на организацию заслуживает самого пристального внимания экономистов, и практически применим как на государственном уровне, так и на уровне конкретного налогоплательщика. Таким образом, проявляется актуальность исследуемой нами темы.

Одним из главных направлений фискальной политики любого государства является совершенствование налогового законодательства и практики налогового администриро­вания. При этом каждое государство стремится к оптимизации налоговой нагрузки, которая прежде всего характеризуется сбалансированностью интересов государства, с одной стороны, и налогоплательщиков, с другой.

Реализация регулирующей функции налогов особенно активно проявляется в государственном воздействии на деятельность хозяйствующих субъектов; оценить меру этого воздействия призваны понятия «налоговая нагрузка» или «налоговое бремя».

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны» [2].

Налоговую нагрузку на предприятие можно определить как меру оценки степени влияния налоговых изъятий на хозяйственное положение налогоплательщика.

С экономической точки зрения налоговая нагрузка это та часть произведенного продукта, которая перераспределяется с помощью налога как единственного законного средства изъятия части прибыли предприятия, не носящего характер наказания.

Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговую нагрузку как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога.

В расчетах оптимальной налоговой нагрузки многие экономисты склонны использовать так называемую кривую Лаффера, которая показывает параболическую зависимость налоговых поступлений от ставки налога. В соответствии с этой кривой существует критическое значение налоговой ставки, при котором сумма налоговых поступлений достигает своего максимума.

Из экспериментальных данных, полученных на основе анализа налоговых поступлений в разных странах, было установлено, что максимальный объем таких поступлений достигается при ставке налога 40-50%. При более высокой ставке происходит резкое снижение деловой активности, исчезает стимулы к предпринимательству, возникает мощный толчок к развитию теневой экономики.

В настоящее время существует достаточно много различных теоретических подходов и практических предложений по методике определения налогового бремени. Единого научного подхода нет в отношении не только порядка исчисления показателя, но и самого его назва­ния.

Поэтому в научных публикациях помимо налогового бремени используются такие названия, как уровень налогообложения, налоговая нагрузка, эффективность налогообложе­ния. Зачастую эти показатели, имея разные названия, аналогичны по порядку исчисления.

Для наибольшей точности расчетов при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения на конкретном предприятии специалистам не стоит ограничиваться одной методикой.

Целесообразно использовать 2-3 методики, так чтобы полученные с их помощью результаты наиболее полно описывали текущую или ретроспективную налоговую ситуацию на предприятии.

Рассмотрим различные методики определения налоговой нагрузки.

В соответствии с методикой, разработанной специалистами Департамента налоговой политики Министерства финансов РК, предлагается оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации [3].

Данное отношение описывается следующей формулой:

НБ= (Н общ. / В общ.) * 100%,

где НБ — налоговое бремя;

Н общ. — общая сумма налогов;

В общ. — общая сумма выручки от реализации. 

Показатель налогового бремени, рассчитанный в соответствии с этой формулой, позво­ляет определить долю налогов выручки от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает отношения каждого налога к выручке от реализации.

Методика определения налоговой нагрузки, разработанная М.Н.Крейниной, заключается в сопоставлении налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

Кроме того, данная методика опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить сумму прибыли, и соответственно сумму налога на прибыль.

Автор методики считает, что снижение прибыли, с одной стороны, ограничивает свободные средства экономического субъекта, с другой — «наказывает» бюджет, недополучающий налог на прибыль. Интегральным показателем в данной методике прибыль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов.

Читайте также:  Программа «налогоплательщик» обновлена - все о налогах

При определении налоговой нагрузки по данной методике специалисты должны исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом, определяется тяжесть налогового бремени. Для проведения расчетов по этой методике необходимо использовать следующую формулу:

НБ = ((В — Ср — Пч) / (В — Ср)) * 100%,

где НБ — налоговое бремя, В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

Пч — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономи­ческого субъекта.

Данные формулы показывают, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта.

Основным отличием такого подхода к оценке налогового бремени является то, что косвенные налоги (НДС, акцизы) не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на размер прибыли экономического субъекта.

Для оценки налогового бремени по этим налогам предлагается соотносить их либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса за расчетный период. Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние экономического субъекта.

В то же время при таком подходе недооценивается влияние косвенных налогов на финансовое состояние экономического субъекта. Бремя косвенных налогов ложится и на покупателей, и на продавцов в зависимости от характера спроса.

Если спрос на товар (работу, услугу) эластичен, то большую часть косвенного налога вынужден уплачивать продавец, потому что в случае повышения цены он потеряет часть покупателей. Если же спрос на товар (работу, услугу) неэластичен, то продавец имеет возможность перенести основную долю налогового бремени на покупателя, поскольку в данном случае спрос слабо зависит от цены товара (работы, услуги).

М. Н. Крейнина предлагает оценивать налоговое бремя путем сопоставления суммы налогового платежа и прибыли предприятия. Рассчитанный таким путем показатель представляет собой соотношение суммы налогов и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. По мнению М. Н. Крейниной, НДС не участвуют в расчете как налог, невлияющий на величину прибыли предприятия.

Для оценки налогового бремени по НДС его сумму следует соотносить с кредиторской задолженностью или с валютой баланса.

С этим утверждением, по нашему мнению, согласиться нельзя, прежде всего по методической причине, поскольку она предлагает сопоставлять значение интервального показателя (суммы налогов) с моментным (кредиторская задолженность или валюта баланса). Такое сравнение не может иметь какой-либо экономической интерпретации.

Нельзя будет определить экономическую сущность предлагаемых соотношений и в случае, если вместо моментных значений показателей будут использованы при расчете их среднегодовые значения.

При исключении НДС из расчетов, полученный показатель будет отражать налоговое бремя по некоторой группе налогов, но он будет мало аналитичен, поскольку для получения общей оценки следует определять налоговое бремя по всей совокупности налогов. Утверждая, что НДС следует исключить из расчета показателя М.Н.

Крейнина фактически считает, что в результате процесса переложения налога налоговое бремя ложится только на конечного потребителя и игнорирует влияние НДС на финансово-экономическое положение других участников инвестиционного процесса. Она не учитывает определяющее влияние спроса на уровень рыночных цен, а так же тот факт, что согласно действующему законодательству НДС, а, равно как и другие косвенные налоги, в ряде случаев платятся из чистой прибыли хозяйствующих субъектов.

Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, предложенная А.Кадушиным и Н.Михайловой является количественной. В соответствии с этой методикой специалистам предлагается оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом.

Валовая выручка по этой методике представляется в виде разбивки на следующие компоненты: материальные затраты (МЗ); добавленную стоимость (ДС), включающую амортизационные отчисления (АМ); затраты на оплату труда (ЗП), с учетом единого социального налога и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; налог на добавленную стоимость (НДС); прибыль (П).

Так как долевое распределение этих компонентов у различных экономических субъектов в зависимости от вида деятельности, отраслевых особенностей, портфеля заказов и т.д.

неодинаково, то целесообразно ввести в методику структурные коэффициенты: долю добавленной стоимости в выручке (Ко); долю затрат на оплату труда в добавленной стоимости (Кзп); долю амортизационных отчислений в добавленной стоимости (Кам);

Данные показатели рассчитываются по следующим формулам:

Ко = ДС / В;      Кзп = ЗП / ДС;     Кам = АМ / ДС.

При всем многообразии рекомендуемых методов определения налогового бремени можно выделить две основные группы. Первая основана на использовании абсолютных и относи­тельных показателей. Вторая ориентируется на использование только относительных показа­телей.

По мнению большинства исследователей, налоговое бремя предлагается исчислять по совокупности или отдельным группам налогов, а не по конкретным налогам. Многие авторы придерживаются мнения, что при расчете налогового бремени следует учитывать косвенные налоги. Так, по мнению Е.А.

Кировой, при исчислении налоговой нагрузки косвенные налоги должны быть обязательно включены в общую сумму налоговых платежей:

  1. на сумму этих налогов увеличиваются цены на продукцию;
  2. вызванный косвенными налогами рост цен на продукцию сокращает спрос на нее, снижает объемы продаж и прибыль;
  3. у предприятий, с одной стороны, отвлекаются оборотные средства, что создает серьезные финансовые затруднения, а с другой стороны — сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Следовательно, предприятиям возмещается сумма входного НДС.

В.Вишневский и Д.Липницкий предложили измерять налоговое бремя «путем деления на ВВП не просто суммы налогов, но и затрат, связанных с их взиманием (расходы на содержание налоговых органов, ведение налогового учета и документации, составление и передачу отчетности)» [4].

Интересный подход предложен Е.А.Кировой, которая считает целесообразным включать в сумму налоговых платежей не затраты налогоплательщика на налоговое администрирование, а сумму недоимки по налоговым платежам. При этом сумму налоговых платежей следует соотносить с вновь созданной стоимостью.

Этот показатель в отличие от добавленной стоимости не учитывает суммы амортизационных отчислений, а в отличие от покупной стоимости товаров — и суммы материальных затрат.

Достоинство этого подхода в том, что сумма налоговых изъятий будет соотноситься с той величиной, которая является реальным источником для уплаты налогов.

Исчисленный таким способом показатель не будет зависеть ни от материалоемкости, ни от фондоемкости (в размере амортизационных отчислений) строительного процесса. Как и другие ученые, Е. А.

Кирова приводит собственную экспертную оценку уровня налогового бремени (она называет его уровнем налоговой нагрузки). Он должен составлять 35-40% от вновь созданной стоимости.

Если он будет превышать 50%, то результатом будет уход хозяйствующих субъектов в теневой сектор экономики [5].

Все рассмотренные нами подходы к определению показателя налогового бремени едины в том, что авторы в качестве показателя, характеризующего среду распространения явления, используют какой-либо один показатель (добавленная стоимость, вновь созданная стоимость, прибыль).

Как было отмечено выше, абсолютный уровень налогового бремени определить нельзя, но его можно измерить относительно. Поэтому оценка уровня налогового бремени производится путем сравнения фактических значений с базовыми показателями.

В зависимости от того, лучше или хуже фактические значения показателей базовых значений, можно определить, высоко или нет налогового бремени. Из этого следует важный вывод: для анализа налоговой нагрузки необходимо получить как фактические, так и базовые значения показателей, сопоставимые между собой.

Как показал анализ существующих подходов к измерению налогового бремени сложно получить его оценку с помощью одного показателя, необходима система показателей.

  1. Материал информационного Агентства РИА Новости, 10.11.2010 г.
  2. В.Г.Пансков «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика. — №3, 2004. — С. 83.
  3. salyk.kz
  4. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2000. — № 2. — С. 107.
  5. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. -1998. -№ 9. — С. 30-32.

Фамилия автора: Б.Ж. Ермекбаева, Н.П. Тагайбекова, К. С. Мамишова

Источник: https://articlekz.com/article/8101

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]