Минфин размышляет над будущей налоговой реформой — все о налогах

Минфин рассказал о целях изменения налоговой системы :: Экономика :: РБК

Минфин рассказал о параметрах обновленной налоговой системы: она позволит не только обелить экономику, но и расширить инвестиционные ресурсы, а также сократить число налоговых проверок и улучшить меры поддержки бедных

Дмитрий Медведев и Антон Силуанов (Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС)

Министерство финансов на расширенной коллегии подвело итоги работы за 2017 год и обрисовало цели на ближайшее время: это «настройка» налоговой системы, улучшение собираемости НДФЛ и других налогов, борьба с бедностью.

​Меры, принятые Минфином в прошлом году, — поддержка отраслей промышленности, укрепление бюджетной и финансовой дисциплины — позволили вернуть экономику к росту, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая коллегию​.

Для укрепления роста необходимо предпринимать новые усилия, указал он. «Мы говорили о перенастройке налоговой системы, с тем чтобы она лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики.

Обсуждение всех этих вопросов должно быть продолжено», — заявил глава правительства.

Главная задача Минфина в ближайшее время — добиться ускорения экономического роста, что приведет к росту реальных доходов населения, рассказал глава ведомства Антон Силуанов. Росту экономики должна помочь настройка налоговой системы, которую власти обсуждают с прошлого года.

Силуанов в очередной раз подчеркнул, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Находиться в серой зоне бизнесу должно быть экономически невыгодно, объяснил он.

Поэтому Минфин подготовил налоговые новации, которые предусматривают «увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам министерства, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП».

1% ВВП за 2017 год — это более 900 млрд руб.

Глава Минфина не раскрыл детали предлагаемых Минфином налоговых новаций. Обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, пояснил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.

Внедрение новых технологий и меры по обелению экономики уже позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов, подчеркнул министр на коллегии.

Внедрение новых методов контроля продолжится, рассказал Силуанов, это позволит радикально сократить объем отчетности для бизнеса. «Соблюдение законодательства будет отслеживаться дистанционно, заранее предупреждая о возможных нарушениях», — заявил он.

Когда вся информация о продажах появится в распоряжении налоговых органов (в частности, за счет онлайн-касс), «выходить на налоговые проверки нет необходимости».

Вслед за внедрением автоматизированной системы контроля за НДС Минфин хочет распространить аналогичную систему на контроль денежных потоков, например с помощью информации от банков, считает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

Количество налоговых проверок действительно может существенно уменьшиться, но какое-то их количество все равно останется: хотя многие схемы по уходу от налогов будут устранены благодаря таким автоматическим системам, что-то придется проверять прежними методами, например экономическую обоснованность расходов, говорит Зарипов.

Справедливость для бедных

Снижение уровня бедности — еще одна задача Минфина, для этого важно создать справедливую систему социальной помощи, основанную на принципах адресности и нуждаемости, считают в ведомстве. Система социальной поддержки нуждается в совершенствовании, согласилась глава Счетной палаты Татьяна Голикова​.

«Система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета», — указала она. Необходимо также перенастроить налоговые меры социальной поддержки, подчеркнул Силуанов. «Сегодня, как показывает анализ, две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, что несправедливо.

Надо расширять адресную помощь, принципы которой мы начали использовать при предоставлении материнского капитала», — заявил он.

Возможно, Минфин имеет в виду отказ от некоторых налоговых льгот, которые сейчас распространяются на всех потребителей, чтобы направлять дополнительно собранные налоги на адресную поддержку нуждающимся, рассуждает Зарипов.

Например, сейчас реализация ряда товаров (продовольственные, детские, медицинские) подпадает под льготную ставку НДС 10% вместо общей ставки 18%. Если убрать эту льготу, то можно не только упростить администрирование, но и получить источник финансирования адресной социальной поддержки, указывает он.

По данным Минфина, в 2017 году цена пониженной ставки НДС по этим категориям товаров для федерального бюджета составила 528 млрд руб.

Контроль за доходами граждан

Методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам, указал Силуанов. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.

Глава Минфина не пояснил, каким образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога.

Речь может идти о планомерном введении контроля за соответствием между декларируемым доходом физических лиц, уплаченным ими налогом на доходы физических лиц и понесенными расходами, предполагает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

«Возможности электронного контроля за банковскими счетами граждан, в том числе за пределами РФ, а также над совершаемыми ими покупками (путем внедрения онлайн-касс) уже сейчас позволяют налоговым органам сопоставить задекларированные доходы с оборотами по счетам и понесенным расходам», — говорит Овеснов.

Это не значит, что инспекции будут автоматически исчислять гражданам налоги исходя из суммы потраченных средств, считает он. Но такие данные могут послужить основанием для проверки, налоговая может сделать вывод о неуплате работодателем страховых взносов или выявить схемы с серыми зарплатами, предполагает эксперт.

Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% обсуждается как одна из мер по настройке налоговой системы. Вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе заявил, что это «не приведет к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны».

Окончательное решение примет президент, пояснил Дворкович.

Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, пояснял РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин и Минэкономразвития выступают против этой меры.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/27/03/2018/5aba5cf79a79479bf91fe511

Фискальная реформа отнимет у каждого жителя РФ по 8 тысяч рублей в год

20.04.2017 00:01:00

Под колесами налогового маневра исчезнут сбережения граждан

Глава Минфина Антон Силуанов разрабатывает налоговый маневр, который ляжет бременем на каждого россиянина – от младенца до пенсионера. Фото Артема Коротаева/ТАСС

По поручению президента кабинет Дмитрия Медведева готовит фискальную реформу, которую принято называть налоговым маневром.

Суть этого маневра предельно проста: в стране произойдет скачкообразное повышение всех цен, и из кармана каждого россиянина, включая стариков и новорожденных, будет изъято в бюджет примерно по 8 тыс. руб.

При этом сбережения и текущие доходы обесценятся пропорционально скачку цен. Гражданам предстоит задуматься – как можно защитить свои сбережения от готовящейся фискальной девальвации.

В этом году налоги в России повышаться не будут, пообещал вчера премьер Дмитрий Медведев депутатам. Однако одновременно с этим правительство по поручению президента Владимира Путина разрабатывает предложения о будущей конфигурации налоговой системы. Министр финансов Антон Силуанов в середине марта уже объявил параметры налоговой реформы, которую готовит его министерство. 

По его словам, Минфин предлагает снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести нагрузку на налог на добавленную стоимость (НДС), установив обе эти ставки на уровне 22%. Согласно ожиданиям министерства, такой маневр простимулирует работодателей отказаться от серых зарплатных схем и сделает российских экспортеров более конкурентными на мировом рынке.

Итак, экспортерам станет легче. А что случится с остальными гражданами РФ? Во-первых, все жители РФ будут платить в бюджет «лишние» 8200 руб. в год в виде повышенного НДС.

Такая оценка прямо следует из расчетов замминистра финансов Владимира Колычева, который заявил: за счет увеличения НДС бюджет получит дополнительно 1,2 трлн руб. в год. А это и есть те самые 8,2 тыс.

руб. с каждого жителя РФ.

Во-вторых, после увеличения НДС произойдет фронтальный рост цен. Сейчас можно спорить, какой высоты будет инфляционная волна. Одни говорят о скачке цен всего на 2–4%.

По оценкам Минфина, возможно ускорение инфляции на 2 процентных пункта.

Но есть и такие эксперты, которые говорят о вероятности инфляционной спирали: рост цен на топливо и энергию заставит снова поднимать цены на только что подорожавшие товары, в цену которых уже был заложен повышенный НДС.

В результате такого фронтального подорожания произойдет фактическое обесценение сбережений граждан. Но можно ли как-то подготовиться к фискальной девальвации и сохранить сбережения? Эксперты считают, что сделать это будет очень непросто. Более того, конкретных рецептов для защиты граждан пока не видно.

Обсуждаемая властями налоговая реформа скажется на ценах в магазинах. Фото Reuters

«Защитить накопления от роста цен и увеличения НДС очень сложно», – признает главный экономист компании БКС Владимир Тихомиров. Чтобы увеличивать долю в сбережениях валюты или недвижимости, надо быть уверенным, что курс рубля снизится, а цены на недвижимость вырастут.

Но этого может и не произойти. «Иными словами, купив валюту сегодня, через один-два года можно и проиграть. Недвижимость сегодня – это довольно низколиквидное вложение, при продаже которого можно потерять существенную часть вложенных средств», – предупреждает эксперт.

Для защиты своих денег теоретически нужно избегать уплаты НДС, то есть максимально переносить экономическую активность в сферу наличного оборота. 

«Исключать рост неформальной торговли нельзя, но для подавляющей части населения возможности покупки товаров и услуг, минуя уплату НДС, крайне ограниченны», – предупреждает Тихомиров.

Еще один вариант защиты – это переход на полулегальный импорт товаров, при котором не уплачивается НДС. «Введение налога на покупки через Интернет уже обсуждается, так что выходом это скорее всего не будет.

Что касается челноков, то введение ограничений на провоз товаров и усиление таможенного контроля привели к существенному сжатию объемов серой торговли.

Так что, с точки зрения большинства граждан, эти способы снижения расходов выходом не будут», – парирует экономист.

«Сегодня ставки по рублевым вкладам существенно выше инфляции, и, даже в случае ее скачка на 2% депозиты позволят ее частично компенсировать», – считает аналитик компании «Финам» Богдан Зварич.

Но есть и такие эксперты, которые считают, что беспокоиться из-за фискальной девальвации вообще не стоит. «Рост цен будет краткосрочным. В России сейчас много инструментов, доходность которых находится выше инфляции, – это и депозиты, и различного рода облигации.

Сейчас именно они являются лучшим способом сбережения и накопления средств. Можно диверсифицировать свои инвестиции, частично разместив их в золоте и иностранной валюте, но доля таких вложений должна быть небольшой.

Это своего рода страховка от возможных рисков, которых, если сказать честно, сейчас не видно», – говорит главный аналитик компании «Телетрейд Групп» Олег Богданов.

«С точки зрения защиты личных накоплений граждан от возможного роста цен на розничном рынке и увеличения НДС приобретение новой «инвестиционной квартиры» или слитков золота, на наш взгляд, не имеет смысла», – считает инвестаналитик Global FX Сергей Коробков. 

«Экономическую активность граждан невозможно перенести в сферу наличного оборота, если только речь не идет о расчетах физических лиц между собой. В большинстве крупных и средних населенных пунктов торговые предприятия, учреждения досуга, офисы транспортных компаний и т.д. продают товары и услуги через кассовые аппараты», – рассуждает Коробков. 

В то же время он признает, что покупка иностранных товаров через Интернет все же имеет смысл. «В равной степени это относится и к покупкам во время зарубежных поездок», – добавляет эксперт. По его мнению, после повышения в России НДС целесообразность и рентабельность для граждан зарубежных путешествий станет еще выше.

Источник: https://www.ng.ru/economics/2017-04-20/1_6978_reforma.html

Налоговая реформа «по Кудрину» защитит богатых

В ходе предстоящей в 2018 году налоговой реформы российский либеральный клан намерен отстоять позиции социально близких высокооплачиваемых слоев населения. Перераспределение налоговой нагрузки пройдет с учетом их первоочередных интересов.

Налоги на бизнес будут снижены, а ставка подоходного налога повышена для всех слоев населения одинаково.

Детали будущей реформы, обсуждаемые в Минфине, Минэкономразвития и Центре стратегических разработок Алексея Кудрина стали известны газете «Ведомости».

По информации издания, все авторы будущей концепции налоговой реформы отдают приоритет развитию бизнеса, как залогу экономического роста. Из этой логики вытекают и предлагаемые меры: повышение НДС c нынешних 18% до 21% и резкое снижение страховых взносов — с 30% до 21%.

По мнению бывшего замминистра труда РФ Павла Кудюкина, это даст определенный эффект, однако переоценивать его не стоит.

«Российский бизнес страдает не столько от налогообложения, сколько от коррупционной нагрузки и избыточного административного давления», — уверен Кудюкин.

Компенсировать нехватку поступлений в бюджет будет население. Именно на «физических лиц» переносится основное бремя. Для этого Минфин предлагает поднять ставку подоходного налога — НДФЛ с нынешних 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную — более трети — часть их доходов.

Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку — 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату в 32 тысячи рублей в месяц будут платить одинаково.

Читайте также:  Объяснительная записка об ошибке в работе - образец - все о налогах

Читайте также

Почему украинцы ненавидят Украину

О социальной шизофрении «свидомых» жителей «незалежной»

Есть в предложениях экономического блока правительства и «революционные» новшества. Во всяком случае, это предлагается впервые с 2001 года, когда была введена плоская шкала налогообложения.

Речь идет о налоговых вычетах на для малоимущих. Необлагаемый налогом минимальный доход может быть установлен на уровне прожиточного минимума. Это отчасти выведет из-под удара беднейшие слои населения.

Правда, сумма прожиточного минимума сейчас ничтожна — чуть более 9 тысяч рублей.

По мнению руководителя департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Л. Гончаренко, именно налоговые вычеты являются предпочтительным инструментом для введения «прогрессивности».

Таковые можно вводить не только с учетом уровня доходов, но и числа иждивенцев, потребности в лекарствах, расходов на образование и т. п. Особенно интересен этот необлагаемый вычет при семейном налогообложении. Это аналог французского налогообложения домохозяйств, отмечает эксперт.

Тем не менее, среди мер, предлагаемых экономическим блоком, ничего подобного нет.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

В свою очередь доцент МГУ Андрей Кобяков считает, что за снижение нагрузки с бизнеса должны платить не малоимущие, а те, кто получает большие доходы.

В России очень сильное социальное расслоение, сопоставимое по уровню с африканскими странами. Основные издержки от налоговой реформы вновь лягут на «средний класс», живущий на зарплату, и расслоение только увеличится.

«Давно назрела необходимость переходить к прогрессивной шкале налогообложения», — уверен Кобяков.

Возможно, по этой причине окончательное решение о параметрах налоговой реформы пока не принято. Позиция Кремля будет определена после экспертной проработки этого вопроса, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Ранее о необходимости «дискуссии» заявил Владимир Путин. Причины объяснил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Есть предварительное понимание и у администрации, и у ЦБ, и у правительства, что надо подготовиться к новой налоговой совокупности, так чтобы весь следующий политический цикл тоже был стабилен», — сказал он.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам из фракции КПРФ Вера Ганзя возмущена, что компенсировать послабления бизнесу будут за счет и без того небогатого населения.

— О том, что налоги на бизнес нужно корректировать, мы говорим каждый год на публичных парламентских слушаниях. Были совершенно разные предложения. И страховые фонды уменьшить и даже убрать совсем НДС. На каком конкретно остановится правительство неизвестно. Но в целом в этой части, в части бизнеса, можно согласиться.

Что касается физлиц, то увеличивать налоги на и без того малоимущее население — это просто безнравственно. Даже с учетом вычетов. Теоретически, вычеты — нормальная, правильная мера.

Но мы прекрасно знаем, что нужно пройти несколько «кругов ада», чтобы эти вычеты получить. Не каждый это сможет сделать. Одна запятая не там стоит и уже все.

Поэтому сплошное увеличение ставки налога — недопустимая мера.

«СП»: — Как вы оцениваете идею изъятия у регионов 6−8 процентных пункта подоходного налога в пользу федерального бюджета?

— Это ожидаемо. Регионы — это наша боль. Все делается за их счет. У них отобрали один процент налога на прибыль. С этого года поменялось соотношение в акцизах. Со следующего года опять не в пользу регионов изменится пропорция софинансирования госпрограмм. Теперь, вот, еще и с подоходным так будет.

«СП»: — Какие по-вашему требуются изменения в ставке НДФЛ?

— Мы в КПРФ подготовили сейчас закон о прогрессивном налоге. Я — один из его авторов.

У нас есть четыре позиции: до 100 тысяч рублей дохода в год — 5% налога, свыше — остается 13%, затем — 18% и затем, при доходе свыше 12 млн рублей в год, — 25%. Это мягкий, щадящий вариант.

Даже не 40%, как в некоторых странах. Это по-божески. Особенно, если вспомнить о яхте длиной в 140 метров, которая недавно прогремела на весь мир.

(Крупнейшая в мире яхта российского миллиардера Андрея Мельниченко ценой в 400 млн евро была временно арестована в Гибралтаре — авт.).

— Сейчас наша задача — добиться, чтобы правительство приняло подобный вариант. Необязательно именно наш, пусть они разработают сами, но налог должен быть прогрессивным.

Нужны кардинальные изменения! Даже по нашему мягкому варианту мы получаем сразу 1 трлн рублей дополнительных доходов. А в правительстве пытаются добиться паритета, увеличивая в одном месте ставки и снижая в другом. Это лишняя работа.

Нужно облагать налогами тех, кто имеет сверхдоходы. Мы прекрасно знаем этих людей. Список «Форбс», например.

«СП»: — В каком состоянии сейчас ваш законопроект?

— Закон пока на стадии разработки. После праздников мы получим свежую информацию из налоговой по количеству налогоплательщиков той или иной категории. После этого текст закона будет доработан и мы его внесем на рассмотрение Госдумы.

Эксперт по финансовым и экономическим вопросам Дмитрий Селезнев напоминает, что в реальности конкретные ставки налогов и сборов имеют для большинства бизнесменов второстепенное значение.

— С крупными налогоплательщиками у государства разговор отдельный, они под особым присмотром. Но мелкие и средние предприниматели, и это не является большим секретом, реагировали на все инициативы Минфина последних лет с помощью «ухода в тень».

То есть каждый предприниматель определял для себя общую сумму налогов, которой он, по заветам Лившица, готов делиться с государством.

Обычному предпринимателю в принципе безразлично в какой форме он платит государству: в форме страховых отчислений, в форме НДС или в форме НДФЛ сотрудников, которых он нанял, или в форме взяток контролирующих органам.

Читайте также

Гитлеровцев просят остаться?

Угроза возрождения нацизма в мире становится все более реальной

Контролирующие органы, проверяя предприятие, особое внимание уделяют «белой» зарплате. Размер «белой» зарплаты, выплачиваемой на предприятии, влияет на размер собираемых страховых взносов и НДФЛ, и, как это на первый взгляд ни странно, на размер НДС. Эта связь понятна специалистам, работающим «на земле».

Что касается наёмных лиц на зарплате, пропорция «в белую»/»в чёрную», конечно важна. Но сейчас не то экономическое положение в стране, чтобы при приёме на работу уделять этому аспекту сильное внимание.

И у обычного человека нет особого доверия к государству, он вполне обоснованно не верит, что от его «белой» зарплаты будет зависеть размер пенсии, до которой ещё нужно дожить.

Поэтому изменения в пропорциях тех или иных налогов и сборов не будут иметь существенного влияния для наёмных лиц, мелкого и среднего бизнеса, они будут платить, сколько могут. И вряд ли государству удастся выдоить ещё больше налогов.

«СП»: Какие методы, напротив, успешны с точки зрения государства?

— За последнее время проведена существенная работа по сбору налогов и связана она со значительным сужением теневого рынка. Во-первых, чтобы чиновнику не таскали деньги в портфелях, им была повышена зарплата. На слуху колоссальные размеры премий ведущих госкорпораций.

Во-вторых, все крупные тендеры достаются контролирующим государством бизнес структурам, у которых в результате остаются до 40% прибыли. Понятно, что дальше их как-то делят, но «делёж» стал контролироваться «сверху». Это некая узаконенная коррупция.

В-третьих, идёт зачистка банковского сектора, он берётся под жесточайших контроль и с помощью него, помимо налоговых органов, ведётся контроль предпринимателей. В-четвертых, совершенствуется налоговый контроль с помощью электронных систем.

Понятно, что совсем уничтожить «теневой» рынок невозможно, да и для государства это не нужно, коррупция это смазка установившейся бюрократической системы.

А в намерениях Минфина я вижу только перераспределение контролирующих и распорядительных функций, так как распоряжаются разными налогами разные органы.

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/166973/

Минфин снова обманывает страну «налоговой реформой»

Как только вчера стало известно о внесении Минфином «компромиссного» законопроекта №3630 о налоговой реформе, мы бросились его изучать.

Была надежда, что Минфин таки выполнит решение Нацрады и обещание самой госпожи Яресько об:
а) учете всех норм об администрировании НДС, предложенных в депутатском варианте реформы (см. заявление Андрій Журжій);
б) свои собственные обещания (см. презентацию Минфина) о внедрении «прозрачной системы возмещения НДС, с нулевой субъективностью».

Надежды оказались напрасны, данный законопроект не только не имеет ничего общего с объявленным на Нацраде «компромиссом», но фальсифицирует достигнутые договоренности, дополнительно ухудшая те разделы НК, которые должен был улучшить, взяв на вооружение наработки 3357.

1. Публичный реестр заявок на возмещение НДС и возмещение в очередности поступления заявок.

Действующий кодекс, предусматривает, что Минфин должен публиковать реестр налогоплательщиков, которым возместили НДС. Однако, в реальности, этого не происходит, т.к. КМУ не утвердил соответствующий порядок публикации, как это предусмотрено налоговым кодексом.

Зная об этом, ваш покорный слуга прямо в законопроекте 3357 прописал соответствующий порядок работы публичного реестра заявок на возмещение НДС, чтобы не оставить шансов КМУ заблокировать его создание или выхолостить содержание.

Что сделали авторы минфиновского законопроекта? Правильно, повторили тот же трюк — установив, что все детали работы публичного реестра заявок на возмещение должны быть определены порядком, который утверждает КМУ. Другими словами, КМУ может снова блокировать введения реестра и/или выхолостить его. Ну а как же иначе? Ведь если прописать все в законе, то придется сделать, и тогда прощай откаты за возмещение.

2. Автоматическое возмещение.

Прописав прозрачную процедуру возмещения и установив четкий срок, в течение которого ГФС может оспорить заявки, мы в 3357 смогли отказаться от такого понятия как автоматическое возмещение, ибо все возмещение становилось практически автоматическим: 30 дней на камеральную проверку и после этого — либо ГСФ оспаривает, либо заявка должна быть удовлетворена. Минфин пошел другим путем, не упростив общую процедуру и оставив в ней возможности для произвола, он отменил автоматическое возмещение.

3. Защита налогового кредита.

По заявлению самих же налоговиков, внедренная ими система электронного администрирования НДС с денежным обеспечением, перекрывает возможность регистрации фиктивного налогового кредита, без оплаты соответствующих налоговых обязательств. Соответственно, встает вопрос: «а как тогда можно отменять кредит, если обязательства, его сформировавшие, априори уплачены?»

Получается, что государство хочет иметь возможность получить обязательства, но потом не дать кредит, чтобы заставить эти же обязательства оплатить еще раз. Это откровенный грабеж. Поэтому в 3357 была предусмотрена норма о том, что налоговый кредит, сформированный по зарегистрированным в ЕРПН налоговым накладным (т.е. оплаченный налоговый кредит), снимать нельзя.

Вместо этого, авторы проекта Минфина сохранили и продублировали другую норму о том, что налоговый кредит не формируется, если налоговая накладная была зарегистрирована с нарушением ПОРЯДКА регистрации (т.е.

подзаконного нормативного акта, утверждаемого самим же Минфином). Получается, Минфин хочет подменить собой закон и решать, какой кредит регистрировать, а какой нет.

Ну если эта норма, на взгляд госпожи Наталія Енн Яресько / Natalie Ann Jaresko не дискреция и не произвол, то что же тогда произвол?

И последнее, а откуда покупателю знать, что налоговая накладная была зарегистрирована продавцом с нарушением ПОРЯДКА, если она уже зарегистрирована? При этом, кредит будут снимать именно покупателю, хотя он ничего априори не нарушал, ибо, повторюсь, не он, а продавец регистрирует налоговые накладные.

4. А теперь самое беспредельное — модернизация специального режима НДС для сельхозпроизводителей.

Да, именно модернизация, ибо после года рассказов о необходимости отменить специальный режим НДС уже с 1 января 2016 года, в своем законопроекте Минфин предложил его недоотменить, а именно, оставить всем сельхозпроизводителям 25% аккумулированных средств, и при этом восстановить возмещение НДС при экспорте зерновых и технических культур.

Для растениеводов (особенно для крупных экспортноориентированных холдингов) было выгодно просто отменить спецрежим НДС, если им возвращали возмещение, ибо то что они теряют на невозмещении больше того, что они получают по специальному режиму.

В то же время, животноводство, овощеводство, садоводство и виноградарство, которые действительно нуждаются в поддержке, ибо находятся в остром кризисе из-за закрытия российского рынка, ничего не получат от восстановления возмещения НДС при экспорте зерновых и технических культур, но потеряют 75% от спецрежима. Более того, животноводы потеряют еще и из-за роста цен на корма (зерновые на внутреннем рынке подорожают, как только при экспорте начнут возмещать НДС).

Теперь вопрос: а зачем нужно было дополнительно поддерживать и так не бедствующие растениеводческие холдинги, тратя на это 25% от аккумулируемых в рамках спецрежима средств, вместо того, чтобы просто оставить спецрежим только тем кто, действительно в этом нуждается: овощеводам, животноводам и садоводам, что в сумме потребовало бы 20% от средств спецрежима?

Я, лично, не вижу никакой логики в поддержке рентабельных отраслей за счет находящихся в кризисе, кроме того, что богатые могут за это как-то поблагодарить.

Многие из обсуждавшихся выше вопросов, уже неоднократно ставились мной перед представителями Минфина, однако, я до сих пор не получил на них удовлетворительного ответа. Вместо ответа, вознили новые вопросы.

До сих пор, я верил, что все это происходит из-за объективных трудностей, невозможности сделать все и сразу, но теперь я в это больше верить не могу.

Происходящее заставляет думать, что руководство Минфина либо безответственно относится к своим обязанностям, не разбираясь в деталях того, что делают подчиненные, либо намерено пытается сохранить коррупционного монстра, который съедает экономику страны изнури, но обогащает своих руководителей.

Очень хотелось бы все же услышать на все это ответ. Потому, хочу попросить Дарина Марчак все же дать столь долгожданные ответы.

Источник: https://hvylya.net/analytics/economics/minfin-snova-obmanyivaet-stranu-nalogovoy-reformoy.html

Налоговая реформа 2018 года: новые налоги

Налоговая реформа 2018 года: новые налоги, а также обещает нам провести ряд изменений в системе налогообложения. Узнай первым про новую реформу.

Минфин России на своем сайте опубликовал Основные направления налоговой политики на 2018 год. Налоговая реформа 2016 года в основном направлена на поддержку инвестиций, на свою конкурентоспособность и развитие человеческого капитала.

Изменения в налоговой реформе

В 2017 году в Минфине появилась идея по изменению расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых. Подобный ход сможет пополнить госбюджет на 200 миллиардов рублей в 2018 году. Пошлина на экспорт нефти останется той же что и в 2017 году и составит 42 %.

А вот порядок исчисления НДПИ на газ изменится и пополнит казну на 100 млрд рублей.

Планируется изменение в режим налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений с помощью специальной системы, которая будет регулироваться таможенными тарифами.

Большим прорывом в изменении налоговой реформы является амнистия капиталов. В настоящее время физические лица могут в добровольном порядке декларировать свои активы и вклады в банках. Те, кто до 1 декабря успел легализовать свое имущество и в вклады за рубежом могут избежать ответственности за их сокрытие.

Имущество выведенное из офшоров будет освобождено от налогового обложения. Также был принят закон о деофшоризации.  Согласно данному закону все налоговым резидентам необходимо декларировать нераспределенную прибыль иностранной компании, доля участия в которой принадлежит резиденту на 50 % в 2017 году и 25% в 2016 году. Двойное налогообложение дивидендов будет отменено.

В планы Минфина также вошло налогообложение имущества не только физических лиц, но и юридических.  Налоговой базой в этом случае станет кадастровая стоимость данной недвижимости.  Экспортеров ожидает уравнение режима налоговых вычетов по НДС.

Изменения в налоговой реформе для физических лиц

Налоговая реформа 2018 года предполагает изменения в сфере инвестиций и имущества. Будет уравнено налогообложение в сфере вложений в ценные бумаги, банковских депозитов и операциях связанных с недвижимостью.

Будет предоставлена возможность налоговых вычетов на прибыль от реализации ценных бумаг. Налоговый вычет при приобретении имущества не будет зависеть от количества купленного жилья.

Максимально возможный вычет на одного налогоплательщика составит 2 миллиона рублей, что позволит физическому лицу не один раз обращаться за налоговым вычетом до тех пор пока не будет исчерпан предоставленный лимит.

Подоходный налог в размере 13 % в ближайшем будущем увеличен не будет.

Известно, что новая налоговая реформа 2018 года дает право налоговым органам получать от банков все сведения о наличии банковских счетов, денежных средств на этих счетах, а также выписках по счетам физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Многие вопросы касательно изменений в налоговой реформе 2018 года еще будут обсуждаться и прорабатываться.

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/nalogovaya-reforma-2016

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

В ходе предстоящей в 2018 году налоговой реформы российский либеральный клан намерен отстоять позиции социально близких высокооплачиваемых слоев населения. Перераспределение налоговой нагрузки пройдет с учетом их первоочередных интересов.

Налоги на бизнес будут снижены, а ставка подоходного налога повышена для всех слоев населения одинаково.

Детали будущей реформы, обсуждаемые в Минфине, Минэкономразвития и Центре стратегических разработок Алексея Кудрина стали известны газете «Ведомости».

По информации издания, все авторы будущей концепции налоговой реформы отдают приоритет развитию бизнеса, как залогу экономического роста. Из этой логики вытекают и предлагаемые меры: повышение НДС c нынешних 18% до 21% и резкое снижение страховых взносов — с 30% до 21%.

По мнению бывшего замминистра труда РФ Павла Кудюкина, это даст определенный эффект, однако переоценивать его не стоит. «Российский бизнес страдает не столько от налогообложения, сколько от коррупционной нагрузки и избыточного административного давления», — уверен Кудюкин.

Компенсировать нехватку поступлений в бюджет будет население. Именно на «физических лиц» переносится основное бремя. Для этого Минфин предлагает поднять ставку подоходного налога — НДФЛ с нынешних 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную — более трети — часть их доходов.

Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку — 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату в 32 тысячи рублей в месяц будут платить одинаково.

Есть в предложениях экономического блока правительства и «революционные» новшества. Во всяком случае, это предлагается впервые с 2001 года, когда была введена плоская шкала налогообложения.

Речь идет о налоговых вычетах на для малоимущих. Необлагаемый налогом минимальный доход может быть установлен на уровне прожиточного минимума. Это отчасти выведет из-под удара беднейшие слои населения.

Правда, сумма прожиточного минимума сейчас ничтожна — чуть более 9 тысяч рублей.

По мнению руководителя департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Л. Гончаренко, именно налоговые вычеты являются предпочтительным инструментом для введения «прогрессивности».

Таковые можно вводить не только с учетом уровня доходов, но и числа иждивенцев, потребности в лекарствах, расходов на образование и т. п. Особенно интересен этот необлагаемый вычет при семейном налогообложении. Это аналог французского налогообложения домохозяйств, отмечает эксперт.

Тем не менее, среди мер, предлагаемых экономическим блоком, ничего подобного нет.

В свою очередь доцент МГУ Андрей Кобяков считает, что за снижение нагрузки с бизнеса должны платить не малоимущие, а те, кто получает большие доходы.

В России очень сильное социальное расслоение, сопоставимое по уровню с африканскими странами. Основные издержки от налоговой реформы вновь лягут на «средний класс», живущий на зарплату, и расслоение только увеличится.

«Давно назрела необходимость переходить к прогрессивной шкале налогообложения», — уверен Кобяков.

Возможно, по этой причине окончательное решение о параметрах налоговой реформы пока не принято. Позиция Кремля будет определена после экспертной проработки этого вопроса, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Ранее о необходимости «дискуссии» заявил Владимир Путин. Причины объяснил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Есть предварительное понимание и у администрации, и у ЦБ, и у правительства, что надо подготовиться к новой налоговой совокупности, так чтобы весь следующий политический цикл тоже был стабилен», — сказал он.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам из фракции КПРФ Вера Ганзя возмущена, что компенсировать послабления бизнесу будут за счет и без того небогатого населения.

— О том, что налоги на бизнес нужно корректировать, мы говорим каждый год на публичных парламентских слушаниях. Были совершенно разные предложения. И страховые фонды уменьшить и даже убрать совсем НДС. На каком конкретно остановится правительство неизвестно. Но в целом в этой части, в части бизнеса, можно согласиться.

Что касается физлиц, то увеличивать налоги на и без того малоимущее население — это просто безнравственно. Даже с учетом вычетов. Теоретически, вычеты — нормальная, правильная мера.

Но мы прекрасно знаем, что нужно пройти несколько «кругов ада», чтобы эти вычеты получить. Не каждый это сможет сделать. Одна запятая не там стоит и уже все.

Поэтому сплошное увеличение ставки налога — недопустимая мера.

«СП»: — Как вы оцениваете идею изъятия у регионов 6−8 процентных пункта подоходного налога в пользу федерального бюджета?

— Это ожидаемо. Регионы — это наша боль. Все делается за их счет. У них отобрали один процент налога на прибыль. С этого года поменялось соотношение в акцизах. Со следующего года опять не в пользу регионов изменится пропорция софинансирования госпрограмм. Теперь, вот, еще и с подоходным так будет.

«СП»: — Какие по-вашему требуются изменения в ставке НДФЛ?

— Мы в КПРФ подготовили сейчас закон о прогрессивном налоге. Я — один из его авторов.

У нас есть четыре позиции: до 100 тысяч рублей дохода в год — 5% налога, свыше — остается 13%, затем — 18% и затем, при доходе свыше 12 млн рублей в год, — 25%. Это мягкий, щадящий вариант.

Даже не 40%, как в некоторых странах. Это по-божески. Особенно, если вспомнить о яхте длиной в 140 метров, которая недавно прогремела на весь мир.

(Крупнейшая в мире яхта российского миллиардера Андрея Мельниченко ценой в 400 млн евро была временно арестована в Гибралтаре — авт.).

— Сейчас наша задача — добиться, чтобы правительство приняло подобный вариант. Необязательно именно наш, пусть они разработают сами, но налог должен быть прогрессивным.

Нужны кардинальные изменения! Даже по нашему мягкому варианту мы получаем сразу 1 трлн рублей дополнительных доходов. А в правительстве пытаются добиться паритета, увеличивая в одном месте ставки и снижая в другом. Это лишняя работа.

Нужно облагать налогами тех, кто имеет сверхдоходы. Мы прекрасно знаем этих людей. Список «Форбс», например.

«СП»: — В каком состоянии сейчас ваш законопроект?

— Закон пока на стадии разработки. После праздников мы получим свежую информацию из налоговой по количеству налогоплательщиков той или иной категории. После этого текст закона будет доработан и мы его внесем на рассмотрение Госдумы.

Эксперт по финансовым и экономическим вопросам Дмитрий Селезнев напоминает, что в реальности конкретные ставки налогов и сборов имеют для большинства бизнесменов второстепенное значение.

— С крупными налогоплательщиками у государства разговор отдельный, они под особым присмотром. Но мелкие и средние предприниматели, и это не является большим секретом, реагировали на все инициативы Минфина последних лет с помощью «ухода в тень».

То есть каждый предприниматель определял для себя общую сумму налогов, которой он, по заветам Лившица, готов делиться с государством.

Обычному предпринимателю в принципе безразлично в какой форме он платит государству: в форме страховых отчислений, в форме НДС или в форме НДФЛ сотрудников, которых он нанял, или в форме взяток контролирующих органам.

Контролирующие органы, проверяя предприятие, особое внимание уделяют «белой» зарплате. Размер «белой» зарплаты, выплачиваемой на предприятии, влияет на размер собираемых страховых взносов и НДФЛ, и, как это на первый взгляд ни странно, на размер НДС. Эта связь понятна специалистам, работающим «на земле».

Что касается наёмных лиц на зарплате, пропорция «в белую»/»в чёрную», конечно важна. Но сейчас не то экономическое положение в стране, чтобы при приёме на работу уделять этому аспекту сильное внимание.

И у обычного человека нет особого доверия к государству, он вполне обоснованно не верит, что от его «белой» зарплаты будет зависеть размер пенсии, до которой ещё нужно дожить.

Поэтому изменения в пропорциях тех или иных налогов и сборов не будут иметь существенного влияния для наёмных лиц, мелкого и среднего бизнеса, они будут платить, сколько могут. И вряд ли государству удастся выдоить ещё больше налогов.

«СП»: — Какие методы, напротив, успешны с точки зрения государства?

— За последнее время проведена существенная работа по сбору налогов и связана она со значительным сужением теневого рынка. Во-первых, чтобы чиновнику не таскали деньги в портфелях, им была повышена зарплата. На слуху колоссальные размеры премий ведущих госкорпораций.

Во-вторых, все крупные тендеры достаются контролирующим государством бизнес структурам, у которых в результате остаются до 40% прибыли. Понятно, что дальше их как-то делят, но «делёж» стал контролироваться «сверху». Это некая узаконенная коррупция.

В-третьих, идёт зачистка банковского сектора, он берётся под жесточайших контроль и с помощью него, помимо налоговых органов, ведётся контроль предпринимателей. В-четвертых, совершенствуется налоговый контроль с помощью электронных систем.

Понятно, что совсем уничтожить «теневой» рынок невозможно, да и для государства это не нужно, коррупция это смазка установившейся бюрократической системы.

А в намерениях Минфина я вижу только перераспределение контролирующих и распорядительных функций, так как распоряжаются разными налогами разные органы.

Источник: https://newsland.com/user/4297655705/content/nalogovaia-reforma-po-kudrinu-zashchitit-bogatykh/5700694

Минфин раскрыл детали грядущей налоговой реформы

До 2020 года в Беларуси может быть проведена налоговая реформа, сообщил заместитель министра финансов Дмитрий Кийко 28 марта на конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития» в Минске.

По его словам, к основным направлениям совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе (с 2019 по 2021 год) относятся снижение ставок прямых налогов (подоходный налог и налог на прибыль) при повышении роли косвенных налогов (НДС и акцизы).

 Предлагается также провести пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления.

«Не исключено введение исчисления имущественных налогов с кадастровой рыночной стоимости имущества, прежде всего это касается налога на недвижимость, с последующим возможным его объединением с земельным налогом», — уточнил Кийко.

По его словам, «к системным задачам относится реализация эффективных инструментов, которые станут основой для формирования необходимого объема ресурсной базы без ущерба для конкурентоспособности экономики». «Это те задачи, которые нам предстоит решить в среднесрочной перспективе после текущей корректировки Налогового кодекса», — добавил замминистра.

По мнению представителя Минфина, в складывающейся экономической ситуации «оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных».

«Это, с одной стороны, будет стимулировать инвестиционную привлекательность и обеспечит поддержку малообеспеченных слоев населения, а с другой — повысит стабильность доходов в бюджет. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Если брать радикальные варианты, мы можем вообще рассматривать вариант, при котором у нас ставка налога на прибыль и подоходного налога будет установлена на уровне 10%», — сказал Кийко.

«Но, естественно, будет усилена роль НДС. Мы можем тогда говорить о единой ставке НДС на уровне 20-21%. Но это радикальный вариант, от которого можно отталкиваться и обсуждать. Есть много подвариантов и в одну, и в другую сторону. Но, в принципе, такая система могла бы сбалансироваться», — считает заместитель министра.

Среди обстоятельств, подталкивающих к проведению налоговой реформы, он назвал изменение в последние годы структуры доходов бюджета, а именно — сужение налоговой базы и поступлений по основным налогам с одновременным смещением доходных источников к конъюнктурным платежам и неналоговым доходам.

Кроме того, на фоне невозможности существенно снизить госрасходы налоговая система страны за последние 10 лет была перенасыщена вынужденными точечными изъятиями средств из экономики, отметил Кийко. «С другой стороны, налоговая система усложнена многочисленными целевыми льготами и специальными режимами, что не всегда приносит ожидаемый эффект в плане экономического роста», — добавил он.

По словам замминистра, «важно принимать во внимание сформировавшиеся риски разбалансировки доходной и расходной частей бюджета». «В их числе — наличие внешних факторов и соответствующей конъюнктуры, долговая нагрузка, несбалансированность Фонда социальной защиты населения, а также ограниченные возможности по сокращению расходной части бюджета», — отметил представитель Минфина.

Накануне Александр Лукашенко на встрече с руководителем аппарата Совета министров Александром Турчиным заявил, что реформирование Налогового кодекса требует сбалансированного подхода.

«У нас должна быть налоговая система действительно необременительной, но государство должно функционировать, — сказал президент. — И второе, что абсолютно правильно и точно, нас критикуют порой за это — нам нужен Налоговый кодекс удобный, простой, чтобы люди понимали его. Но, реформируя его, чтобы мы ни в ту, ни в другую сторону крен не сделали».

«То есть, не сделали нашу налоговую систему избыточной, чтобы она не давила на предпринимательство. И, с другой стороны, чтобы мы (это еще опаснее) не оголили государство. Нельзя оголить основные направления деятельности государства. А это — налоги, деньги», — добавил Лукашенко.

Напомним, что представители бизнеса много раз выражали недовольство действующим Налоговым кодексом. На встрече с деловыми кругами в декабре 2017 года Лукашенко поручил правительству полностью переработать «этот огромный документ», сделать его «простым и понятным».

Рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса создана в начале февраля при Минфине, ее возглавляет как раз Дмитрий Кийко.

В свою очередь министр экономики Владимир Зиновский 28 марта заявил, что стабильное налоговое законодательство поможет укрепить «кредит доверия между властью и бизнесом».

Он напомнил, что президент поручил подготовить проект изменений в Налоговый кодекс до 1 сентября текущего года. «При этом озвучено понятное требование — сокращения доходов бюджета быть не должно», — добавил Зиновский.

Министр также отметил, что на фоне невозможности существенно снизить государственные расходы налоговая система в последние годы могла оказывать негативное воздействие на условия ведения бизнеса.

«В связи с этим и возникло требование, чтобы Налоговый кодекс был простым и понятным, способным поддерживать экономическую деятельность, а не заставлять искать лазейки для ухода от финансовых и налоговых обязательств», — пояснил министр экономики.

По словам Зиновского, фискальная политика государства должна быть направлена на экономическое развитие, и в ее основе следует создавать условия для проявления предпринимательской инициативы и раскрытия потенциала предприятий всех форм собственности.

Он напомнил, что в прошлом году в Беларуси был принят «беспрецедентный пакет документов, направленный на развитие предпринимательства», в которых реализован один из ключевых подходов о минимальном вмешательстве государства в экономику субъектов хозяйствования при повышении личной ответственности их руководителей.

При этом министр отметил, что правительство Беларуси постоянно работает над совершенствованием налоговой политики. «Это постоянный процесс.

За последние десять лет нам удалось снизить налоговую нагрузку и уровень централизации на 10 процентных пунктов. Это достаточно значимый результат для экономики.

Созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций за счет различных преференциальных режимов», — пояснил он.

Зиновский подчеркнул, что в связи с меняющимися внешними условиями и работой в ЕАЭС требуется принятие дополнительных мер. «Конечно, нужно адекватно понимать, что отменить все налоги и пустить бизнес в свободное плавание не получится. Государству необходимо исполнять свои социальные обязательства», — заключил министр.

Источник: https://naviny.by/article/20180328/1522234957-minfin-raskryl-detali-gryadushchey-nalogovoy-reformy

Минфин думает о повышении подоходного налога и других основных налогов — Мир перемен

Филипп Стеркин, Александра Прокопенко, Ольга Кувшинова 

Повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года – такой бюджетный прогноз подготовил Минфин к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова в понедельник, рассказали семь федеральных чиновников.

Всего за 2017–2019 гг. Минфин хочет дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн руб., следует из материалов министерства (см. таблицу).

Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн. Минфин предлагает собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.

Мобилизация нужна, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 процентный пункт ежегодно – с 3,2% в 2017 г. до 1,2% ВВП в 2019 г. Сокращать расходы Минфин уже не может – принято решение зафиксировать их на все три года в размере 15,787 трлн руб. в год. А при планируемых доходах дыра за три года оказывается на 60% больше целевого дефицита – он возрастает еще на 3,5 трлн руб.

Мобилизационные предложения Минфина сокращают эту дыру до 1 трлн руб. И если в 2017 г. не хватает всего 40 млрд руб., то в 2019 г. – уже 649 млрд. Свободных денег (т. е.

не вложенных в инвестиционные проекты, не размещенных в банках и ВЭБе) в суверенных фондах недостаточно.

Вслед за резервным фондом в следующем году придется тратить фонд национального благосостояния, следует из расчетов Минфина, и в течение 2018 г. резервы практически исчерпываются.

Цена роста

Но у Минфина есть несколько идей, где можно поискать деньги. Это не предложения, как поднимать налоги, а идеи для обсуждения, подчеркивает федеральный чиновник. К примеру, повышение на 1 п. п. каждого из ключевых налогов – на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов – принесет бюджету от 170 млрд до 324 млрд руб.

Оцениваются и более радикальные изменения. Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум.

Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций.

Снова предлагается реформа страховых взносов: взимать их со всего зарплатного фонда полностью и по единой ставке. Сейчас работодатель платит в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 000 руб. в год, а сверх этой суммы – дополнительные 10%. В фонд социального страхования перечисляется 2,9% с годовых заработков до 670 000 руб.

, в фонд медицинского страхования – 5,1% со всех зарплат без ограничений. Изменения обернутся ростом нагрузки, особенно на отрасли с высокими заработками, что приведет к выпадению налога на прибыль и НДФЛ, признает Минфин; возрастает нагрузка и на бюджет (платит взносы за работников бюджетного сектора).

Существует риск ухода зарплат в тень, унификация базы для сбора взносов негативно повлияет на экономический рост.

В качестве компенсации на совещании предлагалось понизить общую ставку до 29% в 2018 г., а с 2019 г. – до 28%, рассказывают два чиновника. Унификация ставки до 29% без перестройки всей пенсионной системы – опасное решение, говорит один из них. Такие изменения приведут к росту нагрузки на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен другой.

В качестве альтернативы Минфин предлагает маневр – снижение взносов в обмен на повышение НДС.

Это так называемая фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ как способ стимулировать чистый экспорт в странах единого монетарного союза: снижение издержек на труд повышает конкурентоспособность экспортеров, которые не платят НДС, – нагрузка переносится на импортеров. Идея Минфина снизить страховые взносы до 20% с одновременным повышением НДС до 24% обсуждалась еще летом, напоминает федеральный чиновник.
Рост ставки НДС на 1 п. п. приносит дополнительные 220 млрд руб., подсчитал Минфин. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, а дополнительный 1 п. п. инфляции – это 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета (индексация социальных выплат). Альтернатива – отменить льготы и компенсировать их адресной социальной поддержкой малоимущих.

Поправки в законодательство, например, о страховых взносах предлагалось принять уже в 2016 г., чтобы они заработали в 2018 г. Нужно быть готовыми к тому, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 г. или с января 2019 г., сказал федеральный чиновник.

Обсуждались на совещании и способы экономии – к примеру, не платить пенсии работающим пенсионерам, сообщили два чиновника. В прошлом году была идея отменить пенсии для тех, кто зарабатывает более 1 млн руб. в год.

На сей раз речь шла о сумме либо до 500 000 руб. в год, либо до средней по стране зарплаты, а это 35 824 руб. в месяц в январе – июле 2016 г.

Однако участники совещания обрушились на авторов предложения с критикой и даже упреками в человеконенавистничестве.

Минфин думает о повышении подоходного налога и других основных налогов

Шансы невелики

Маловероятно, что будут повышены НДС и НДФЛ, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина: надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию. Более вероятны прогрессивная шкала НДФЛ с 2019 г. и завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, продолжает он.

Подоходный налог придется повышать – регионам остро нужны деньги, уверена Наталия Орлова из Альфа-банка, и самое простое для администрирования – поднять единую ставку, а не вводить прогрессивную шкалу.

При прогрессивной шкале людям придется самостоятельно декларировать доходы, предупреждал председатель Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (его интервью в понедельник опубликовало «РИА Новости»): пока ни люди, ни ФНС не готовы к этому; кроме того, подавляющее большинство богатых людей получают доходы в виде не зарплаты, а, например, дивидендов.

Ничего из предложенных мер пока даже обсуждать нельзя, категоричен один из чиновников: Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович были очень недовольны, что Минфин вышел с такими непроработанными предложениями.

Предложения по НДФЛ стародавние, говорит чиновник финансово-экономического блока.

По НДС и налогу на прибыль – тоже не новы, замечает другой чиновник: все это обсуждалось еще весной и тогда решили, что «любые подкрутки налогов вредны и несвоевременны». Поднимать такие темы сейчас нецелесообразно, резюмирует он.

В обычаях Минфина материалы приносить непосредственно перед совещанием, рассказывают два федеральных чиновника, и обязательно собирать их после.

Минфин отправили досчитывать и думать, говорят три участника совещания. Дополнительные доходы призвали искать прежде всего в администрировании (Минфин рассчитывает собрать в 2017 г. 50 млрд, в 2018 г. – 70 млрд, в 2019 г. – 74 млрд) и, когда этот резерв будет исчерпан, выдвигать иные идеи, но точно не сейчас и точно не те, что предложенные, объясняет федеральный чиновник.

Рассматривались разные предложения, но ни одно из них принято не было, отмечает представитель Минфина.

Работа над проектом бюджета не завершена, Минфин направит его в правительство только в конце сентября, продолжает он, говорить о каких-либо цифрах преждевременно, их пока нет в готовом виде.

Материалы обоснования предложений Минфина в Минэкономразвития не поступали, говорит представитель Минэкономразвития.

В секретариате Шувалова и представитель Дворковича отказались от комментариев. Никаких решений по этим вопросам не принималось, эти предложения на совещании у премьера Дмитрия Медведева не обсуждались, говорит его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Нужно выбирать: или повышать доходы, или сокращать расходы, иронизирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, наименьшее зло – сокращение расходов, резервы для этого велики. После кризиса 1998 г. за два года на 10 п. п.

сократили расходы и ничего страшного не произошло, вспоминает Гурвич.

Но сокращать расходы Минфин особенно не может, поскольку у бюджета большие социальные обязательства и оборонные расходы, уверена Орлова: можно оптимизировать, повышать эффективность, но это требует детальной работы. Если же и повышать налоговую нагрузку, то лучше на потребление – это тоже болезненно для экономики, но не так, как повышение налога на прибыль, заключает Гурвич.

Власть может отойти от обещаний не повышать налоги, считает Владимир Тихомиров из БКС: можно же сослаться на то, что резко изменились цены на нефть, ситуация в экономике и геополитике: «Нет ничего высеченного в камне». Если все налоги поднять, можно и бездефицитный бюджет сделать, иронична Орлова.

В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Елизавета Базанова

Ведомости. 31.08.2016

Источник: https://mirperemen.net/2016/08/minfin-dumaet-o-povyshenii-podoxodnogo-naloga-i-drugix-osnovnyx-nalogov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]