Новые поправки в нк рф упростят уплату и зачет налогов — все о налогах

Президент РФ подписал огромное количество законов, в том числе налоговых

Пока вся наша страна готовилась отдыхать в выходные, наш Президент РФ подписал с 29 июля по 3 августа огромное количество законов, в т.ч. и таких, которые внесли поправки как в первую, так и во вторую часть НК РФ.

Вот этот перечень…

Зная, что многие используют мой блог как своеобразный мини-справочник, то на каждый закон ниже сделан еще и самостоятельный пост, чтобы в случае необходимости про любой закон можно было бы быстро найти нужную информацию.

… о повышении НДС до 20 %

Федеральным законом с 1 января 2019 г. повышается размер ставки НДС с 18 до 20 %.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается на бессрочный период тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 % с суммы выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и в размере 10 % – свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Федеральным законом устанавливается ставка НДС в размере 0 % в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа.

… о совершенствование процедур налог/администрирования (проект А.М.Макарова)

В частности, Федеральным законом предусматривается сокращение с трех до двух месяцев срока проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, уточняется порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с Федеральным законом устанавливается налоговая ставка 0 % по НДС при реализации товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства – члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Федеральным законом устанавливается запрет на регистрацию налоговыми органами
договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также на внесение изменений в действующие договоры, связанные с присоединением к такой группе новых организаций, выходом организации из такой группы и с продлением срока действия договора о создании такой группы.

Федеральным законом предусматривается государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности.

Федеральным законом из числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключаются движимое имущество и имущество, полученное по концессионному соглашению.

… о совершенствовании порядка исполнения обязанности по уплате налогов

Федеральным законом НК РФ дополняется статьёй 45.

1 «Единый налоговый платеж физического лица», в соответствии с которой налогоплательщик — физическое лицо вправе добровольно перечислить денежные средства в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства в счёт исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц до наступления срока уплаты названных налогов.

Кроме того, физическим лицам предоставляется возможность уплачивать налоги через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ предусмотрены приём от указанных лиц денежных средств в счёт уплаты налогов и перечисление таких средств в бюджетную систему РФ.

… об отмене аудиторской тайны для налоговых органов

Федеральным законом налоговому органу предоставляется право истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае, если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке при проведении в его отношении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

… об обязательном пенсионном страховании для УСН

Для применяющих упрощенную систему налогообложения благотворительных организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в течение 2019 – 2024 гг. устанавливается пониженный тариф страхового взноса в размере 20 %.

… о  ставках акцизов на подакцизные товары на 2019-й, 2020-й и 2021 годы

Федеральным законом предусматривается введение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, для организаций, осуществляющих переработку нефтяного сырья, а также определяется порядок расчета вычетов по акцизам для указанных организаций.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются ставки НДПИ в отношении нефти и газового конденсата на период с 1 января 2019 г. по 1 января 2023 г.

В соответствии с Федеральным законом подакцизным товаром признается темное судовое топливо, в отношении которого устанавливается ставка акциза в размере 0 руб. за тонну на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

Федеральным законом устанавливается государственная пошлина за выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, а также за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для маркировки алкогольной продукции.

… о снижении таможенных пошлин на нефть

Федеральным законом в целях реализации налогового маневра предусматривается поэтапное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в течение шести лет начиная с 1 января 2019 г.

… об уточнении исчисления налога на имущество организаций, зем/налога и налога на имущество физ/лиц

В частности, законом предусматривается применение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 % по сравнению с предыдущим годом, что позволит исключить резкое изменение налоговой нагрузки, связанное с увеличением кадастровой стоимости.

Кроме того, законом определяется порядок применения измененной кадастровой стоимости объектов налогообложения по имущественным налогам.

… о налогообложении международных холдинговых компаний

Федеральный закон принят в целях реализации норм федеральных законов «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» и «О международных компаниях».

Федеральным законом определяются условия получения международной компанией статуса международной холдинговой компании, а также условия, при которых международная компания утрачивает такой статус.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются особенности налогообложения международных холдинговых компаний, в том числе особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и формирования стоимости имущества (имущественных прав), а также специальные налоговые ставки.

… о постановке на налог/учёт международных некоммерческих организаций

Федеральным законом определяется порядок постановки на учёт (снятия с учёта) в налоговых органах структурных подразделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и представительств иностранных религиозных организаций.

… об изменениях в НК, способствующих развитию Дальнего Востока

Федеральным законом резидентам территории опережающего социально-экономического развития и резидентам свободного порта Владивосток предоставляется возможность в течение десяти лет со дня получения ими соответствующего статуса не применять положения актов законодательства о налогах и сборах, влекущих изменение положения указанных резидентов как налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.

Кроме того, Федеральным законом определяются условия применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития и резидентами свободного порта Владивосток.

Федеральным законом освобождаются от обложения страховыми взносами стоимость проезда работника и неработающих членов его семьи и стоимость провоза ими багажа к месту использования отпуска, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта.

… об уточнении исчисления налога на прибыль СЭЗ в Крыму и в Севастополе

Федеральным законом уточняется порядок применения организациями – участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее – СЭЗ) пониженных ставок налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов для участников СЭЗ в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.

Федеральным законом освобождаются от обложения НДФЛ доходы, возникающие при прекращении (полностью или частично) обязательств налогоплательщика в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя».

… об изменении процедуры получения статуса участника РИП в Хакасии

Федеральным законом из состава субъектов РФ, на территориях которых статус участника регионального инвестиционного проекта может быть получен в заявительном порядке без включения организации в реестр участников регионального инвестиционного проекта, исключается Республика Хакасия.

При этом предусматривается, что организации, получившие статус участника регионального инвестиционного проекта на территории Республики Хакасия до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяют налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, предусмотренные для участников регионального инвестиционного проекта, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

… о ратификации российско-японской Конвенции об устранении двойного налогообложения

Федеральным законом ратифицируются Конвенция между Правительством РФ и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокол к ней, подписанные в городе Владивостоке 7 сентября 2017 г.

Конвенция направлена на устранение двойного налогообложения юридических и физических лиц РФ и Японии.

… о ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между РФ и Бельгией об ИДН

Протоколом предусматривается дополнение статьи 13 «Доходы от отчуждения имущества» Конвенции пунктом 4, положения которого позволяют осуществлять налогообложение доходов от отчуждения акций компаний или аналогичных прав в компании, более 50 % стоимости которых представлено недвижимым имуществом, в том Договаривающемся Государстве, где расположено такое недвижимое имущество.

… об освобождении пострадавших в ЧС от уплаты госпошлины  за выдачу документа, пришедшего в негодность

Федеральным законом от уплаты государственной пошлины за выдачу любого документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие чрезвычайной ситуации освобождаются физические лица, пострадавшие в результате такой чрезвычайной ситуации.

… об освобождении   от г/п ЮЛ и ИП, которые подали документы на регистрацию в электронной форме

Федеральным законом от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя освобождаются лица, направившие в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы в форме электронных документов.

Источник: https://www.nalog-briz.ru/2018/08/blog-post_7.html

Изменения в Налоговом кодексе РФ-2017 — Всё об индивидуальном предпринимательстве

Госдума Российской Федерации утвердила ряд поправок в Законопроекте № 11078-7, касательно налоговых выплат.

Поправки повлекут за собой установления нового порядка выплат пени, акцизов, госпошлины и многое другое.

Чего же ожидать налогоплательщикам в 2017 году? Какими будут изменения в Налоговом кодексе РФ-2017? Рассмотрим 10 основных нововведений, предлагаемых Министерством финансов для одобрения Советом РФ.

1. Увеличение размера пени для госпредприятий и ИП

В первоначальном варианте Законопроекта чиновники хотели утвердить пеню для ИП в размере 1/150 рефинансирования Центробанка, но пожалели предпринимателей и остановились на размере 1/300 рефинансирования ЦБ, поскольку для человека, выплачивающего все налоги, сумма пени в случае просрочки их уплаты покажется неподъемной. Госпредприятиям придется перестаиваться на выплату пени в новом, увеличенном размере. Пеня, по сути дела, является издержкой государства за несвоевременную выплату налогов коммерческими и госструктурами. Таким образом, ИП и организации могут кредитоваться у государства под 12,18 годовых процентов и 22,5% соответственно.

С 1 января2017 года усиливается контроль со стороны ФНС за страховыми выплатами со стороны каждого предприятия. ФНС становится администрирующим органом социальных страховых взносов.

В момент подачи работодателями-страховиками отчетов в территориальный орган Финслужбы, специалисты затребуют отчетности по выплатам на больничные листы и на выплаты, не подлежащие страхованию.

Бухгалтера предприятий будут завалены работой, поскольку на каждую просьбу Финслужбы необходимо предоставить «развернутый» отчет.

3. Госдумой было одобрено увеличение акцизов на вино, табак, топливо и электронные сигареты

Акцизный сбор на табак и вино возрос в 2 раза – с 9 руб. за литр до 18. Нововведение касается вин, не имеющих в составе ректификованного спирта, защищенных географическим происхождением и наименованием места происхождения. Увеличился сбор на медовуху, пуаре, сидр – с 9 руб. за литр до 21. Бензин 4-го и 5-го поколений подорожаtт в цене на 800 и 2600 руб.

за тонну, что составит 13.100 и 14.200 руб. соответственно. 1 тонна дизтоплива будет стоить 6.700 руб. Увеличивается сбор на все виды табака на 4.700 руб. за тонну. 1 миллилитр никотинсодержащей жидкости будет оценен в 10 руб. С 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 акцизный сбор на табак будет расти на 1 процент ежегодно. 1 тонна дизтоплива будет стоить 6.700 руб.

Читайте также:  Обязателен ли военный билет при приеме на работу? - все о налогах

4. Отмена контроля над несколькими видами финансовых операций

На основании статьи 105 Налогового кодекса РФ были утверждены изменения, касаемо отмены контроля над 2-мя видами финопераций, производимых между юридическими и физическими лицами. В случае нахождения субъектов или юрлиц во взаимозависимости, для граждан, субъектов, находящихся на территории РФ, будут признаны недействительными следующие операции:

  • беспроцентные займы;
  • принятие налогового поручительства по выплатам по НДС и акцизам.

Поправкой предусмотрено принятие денежного поручительства банками и организациями, не состоящими во взаимозависимости. Все условия по заключению договора поручительства четко прописаны в новом Законопроекте. Правительство предусматривает, таким образом, поддержку банковской системы.

5. Перераспределение налога на прибыль

20%-ная ставка налога на прибыль предприятия устанавливается на разном уровне между региональным и федеральным предприятиями. Региональные предприятия будут оплачивать 1% ставки, а федеральные — 3%. Федеральные ФНС будут распределять полученные средства и направлять их на обеспечение деятельности дотационных субъектов России. Финансирование бедных субъектов ляжет на плечи богатых.

Поправка к 265 статье НК РФ устанавливает уменьшение выплаты налога на прибыль предприятия до 50%. Уменьшение выплаты налога на прибыль предназначено для компенсации убытков организации за предыдущие 10 лет функционирования. Такой порядок будет вводиться вплоть до 2020 года.

266 статья НК РФ определяет сумму резерва по сомнительной задолженности всего предприятия. Сомнительным долгом плательщика считается сумма, превышающая сумму задолженности (кредита) пред контрагентами. Данный показатель существенно влияет на сумму налога на прибыль.

Резерв сомнительной задолженности с 1 января 2017 года должен составлять 10% от суммы налоговых выплат за предыдущий отчетный период.

6. Юридическое укрепление позиции УСН для ИП

В соответствие с предложением Президента РФ Владимира Путина, лимитная выручка для УСН будет увеличена с 121 млн. руб. до 151 млн., что приведет к укреплению УПСН. Была принята долгожданная поправка, касаемо деятельности ИП – отмена утери прав пользоваться УСН при задолженности по оплате патента.

Если ИП просрочил с оплатой патента за предыдущий отчетный период, он оплачивает его в текущем квартале и продолжает деятельность по системе УСН. Напоминаем, что ранее неоплата патентного соглашения приводила к автоматическому переведению предпринимателя на общую систему налогообложения.

По новой поправке, предприниматели, применяющие ПСН и УСН одновременно, смогут работать на льготном режиме налогообложения по патентной системе, даже при утере права на патент.

7. Изменение по выплатам налогов и сборов

Поправкой предусмотрены выплаты налогов не только головной организацией, а и ее представительствами, и третьими лицами. В таком случае работодатель становится задолжником третьих лиц.

Законопроектом предусмотрены операции возврата и зачета суммы погашенных налогов.

Положением статьи 346 НК предусмотрена выдача ФНС сведений по погашению налогов, страховочных выплат работодателю, если тот погасил задолженность за предыдущий отчетный период.

Статьей 346 НК РФ предусмотрено администрирование выплат по соцстрахованию работников.

Головная организация, а также подразделения, которые производят страховые выплаты, должны будут встать на учет в территориальную Финслужбу, дабы предоставлять отчетность по всем видам выплат сотрудникам: премий, социального страхования. Обособленное подразделение должно отчитываться за работников, оплата труда которых не подлежит страхованию.

Коэффициенты-дефляторы, по убеждениям чиновников, решили не увеличивать в течение 3-х последующих лет. Коэффициент «К1» оставили на уровне 1,798. Остальные будут повышены на размер инфляции. Дефляторы необходимы для произведения операций:

  • купить патент (определяется сумма покупки);
  • начисления налогов предпринимателям, работающим по патентной системе ЕНВД и УСН;
  • вычислить стоимость торгового сбора;
  • вычислить налоги на доходы физических лиц;
  • определить сумму налога для организаций, ИП, физлиц.

Коэффициенты необходимы для расчета налогов частных предпринимателей-иностранцев, работающих по ЕДФЛ, нанявших сотрудников по патентной системе.

9. Установлены льготы по налогам

Новым Законопроектом предусмотрены льготы по налогу на транспортные средства в период с 1 января 2013 года. Размер льготы смогут установить региональные чиновники, начиная работу с 1 января 2018 года, при условии регионального утверждения Законопроекта.

Документом предусмотрены преференции в виде установления нулевой ставки по НДС по деятельности поездов общего и дальнего следования, а также – в электропоездах, сроком действия до 2030 года. Освобождаются от уплаты налога по НДС авиаперевозчики в Крым, сроком до 1 января 2019 года.

Не платят налог на НДС все соцуслуги, связанные с проведение всероссийского этапа чемпионата мира по футболу, паралимпийцы из своих выигрышных денег, ветераны ВОВ.

10. Освобождение от уплаты налогов ИП

Налоговый кодекс претерпит изменения относительно граждан, предоставляющих услуги по присмотру за детьми, поддержанию чистоты в помещениях, досмотру стариков, которые освобождаются от выплаты налогов, сроком на 2 года, для чего нужно встать на учет в подразделение ФНС и определиться с видом деятельности до 2018 года. ИП платят налог в размере 13% или отказываются от предоставления услуг.

Вступление в силу нововведения Законопроекта № 11078-7 знаменуется подписанием оного Президентом РФ и Советом Федерации, поскольку инициатива создания закона исходила от высших эшелонов власти. Соответственно, с 1 января Закон с поправками к НК РФ вступить в силу.

Источник: https://indivip.ru/nalogi/izmeneniya-v-nalogovom-kodekse-rf-2017.html

Необоснованная налоговая выгода: новые поправки в НК РФ

Автор: Ольга Пономарёва
управляющий партнер
Группа юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам»

Экспертный совет комитета Госдумы по бюджету смог согласовать новую версию законопроекта о необоснованной налоговой выгоде.

Напомним, что первое чтение этот документ прошел еще в 2015 году и уже в начале июля этого года этот документ ждёт второе чтение в Госдуме.

Новая версия законопроекта сильно отличается от первоначальной (не в лучшую сторону для бизнеса) и вносит в Налоговый кодекс РФ поправки, которые закрепляют в российском законодательстве понятие необоснованной налоговой выгоды.

До сих пор основополагающим и самым авторитетным документом определяющим необоснованную налоговую выгоду являлось Постановление Президиума ВАС РФ № 53 от 2006 года «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Руководствуясь этим документом начиная с 2006 года в делах по необоснованной налоговой выгоде с переменным успехом выигрывают то налоговики, то представители бизнеса.

С юридической точки зрения в России сложилась вызывающе противоречивая практика, когда ссылками на одни и те же пункты Постановления Президиума ВАС РФ разные судьи обосновывают абсолютно полярные точки зрения и дают различные оценки похожим фактам в разных делах и т.д.

Налоговикам, налоговым юристам и их клиентам, а также судьям необходимо четкое, однозначное и установленное законом понятие – что такое необоснованная налоговая выгода и как её следует опознавать.

В любом государстве наличие таких условно оценочных норм в налоговом праве приводит, как правило, к их произвольному и субъективному трактованию и, по этой причине, многие решения судов оказываются подвержены колебаниям, которые связаны не с изменением закона, а с экономической и политической обстановкой.

Авторы этого законопроекта предлагают дополнить Налоговый кодекс ст. 54.1 и закрепить общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения искаженные факты хозяйственной жизни. Учитывать сделки с целью уменьшения налогообложения налогоплательщик вправе только при соблюдении двух условий одновременно:

  • основная цель сделки – это не налоговая экономия (уменьшение или зачет/возврат сумм налогов);
  • обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком или лицом которому обязательство передано по договору или закону.

Сформулированные в законопроекте принципы указывают на то, что все действия налогоплательщика должны быть экономически обоснованы, а следовательно не могут быть сделаны только с целью налоговой экономии и должны быть реально осуществлены (выводится на первый план именно доказательства реальности финансово-хозяйственных операций).

Кроме того, в этом законопроекте, по сути, формируется презумпция согласно которой налогоплательщик (а не налоговый орган) обязан доказывать в суде и в налоговой законность своих действий, т.е. формируется презумпция вины налогоплательщика или презумпция его недобросовестности.

На практике компании должны будут все свои затраты и вычеты обосновывать, доказывать их необходимость, экономическую целесообразность и реальность. Хотя на самом деле все налогоплательщики и сейчас делают это…

Так же этот законопроект предусматривает и реализацию следующего принципа: подписание «первички» неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах, возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных сделок, самостоятельно (т.е. сами по себе) не могут рассматриваться в качестве основания для того, чтобы признать уменьшение налогоплательщиком сумм налогов неправомерным.

На первый взгляд государство убрало формальный признак, по которому не принимали «первичку» для вычетов и расходов, сняло ответственность за действия контрагентов и разрешило налоговую экономию.

То есть, в принципе, законодатели закрепили уже сформировавшуюся практику.

Но, с учетом всего изложенного выше, как только налоговики заподозрят, что деятельность налогоплательщика имеет цель – сэкономить на налогах – все остальное, кроме этих подозрений, не будет иметь значения.

Как налоговому юристу, предлагаемые поправки в Налоговый кодекс мне не импонируют. С одной стороны, такие поправки закрепляют сложившуюся практику и упорядочивают имеющийся опыт. С другой стороны, открывается много новых вопросов, зачастую никак не закрывая старые.

Сейчас налоговики, выявляя какие-либо схемы, могут их переквалифицировать в соответствии с реальными отношениями сторон и учесть иным образом. Например, сделки агентские и комиссии в договоры купли-продажи, договор лизинга в договор купли-продажи, продажу доли в обществе в продажу объекта недвижимости, гражданско-правовые отношения в трудовые и т.п.

Ознакомившись с редакцией нового законопроекта, можно сделать вывод, что такие сделки и договоры государство просто «выкидывает» из правового поля, их как бы нет, то есть расходы по ним никак не учитываются. Как будет определяться налоговая база? Её будут рассчитывать просто с выручки, как сейчас по сделкам с однодневками? Не думаю, что такой подход правильный и уж точно не основан на законе.

Такой подход абсолютно является не законным и ухудшает положение налогоплательщика, лишая его возможности использовать право и свой здравый смысл для законной экономии на налогах.

Кстати даже термин «необоснованная налоговая выгода» в законопроекте не используется. Не должно быть в российском бизнесе никакой налоговой выгоды и, следовательно, экономить на «святом», т.е. на налогах предпринимателю нельзя.

Получать выгоду от налогов должно только одно лицо и это лицо – государство.

Невзирая на то, в какой редакции этот законопроект будет принят по-прежнему важно оценивать любые сделки именно с точки зрения их экономической целесообразности и наличия в них нормальной, деловой логики.

Именно этот маркер помогал во все времена отстаивать налогоплательщику свое право вести собственную хозяйственную деятельность тем или иным образом в т.ч.

именно этот маркер и делает возможным доказательство реальности финансов-хозяйственных операций.

Источник: https://112buh.com/novosti/2017/neobosnovannaia-nalogovaia-vygoda-novye-popravki-v-nk-rf/

Что дают поправки в НК об уплате налогов третьими лицами

Как сообщал Legal.Report, 18 ноября Госдума приняла в итоговом чтении большой блок правительственных поправок в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, которым, в частности, внесены изменения в положения ст. 45 НК, регламентирующие порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Законопроектом № 11078-7 предлагается принципиально новый подход в исполнении обязанности по уплате налога налогоплательщиком. Он заключается в том, что законодатель теперь разрешает исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика третьему лицу. П. 1 ст. 45 НК дополнен абзацем следующего содержания: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом».

Читайте также:  Заполняем заявление на вычет на ребенка - образец 2018 - все о налогах

При этом законодатель отметил, что такое иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога, говорит Максим Волобоев, заместитель руководителя отдела налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты».

Данные поправки, по словам представителей ФНС России, обусловлены «необходимостью совершенствования порядка уплаты налогов, сборов и урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов». Между тем, напоминает Волобоев, в СМИ изначально указывалась версия о том, что мотивом таких поправок является упрощение порядка уплаты налога участникам долевой собственности.

То есть предполагалось внести поправки, согласно которым один из собственников долевого имущества может заплатить налог за всех. Однако, по смыслу редакции закона, принятого в третьем чтении законодателем, право уплаты налога за налогоплательщика предоставлено любому иному лицу.

Очевидно, что таким образом, законодатель преследует цель сократить в том числе и сроки пополнения бюджета (в случае, когда налоги плательщиком исчислены, но недостаточно средств для их уплаты, например, вследствие просрочки исполнения обязательств контрагентов по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

«На наш взгляд, – отмечает Волобоев, – такие изменения позволят налогоплательщикам сэкономить на пене, при условии, что иное лицо уплатит за налогоплательщика налог в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Ведь такое иное лицо может уплатить налог за налогоплательщика по любым, не запрещенным законодательством основаниям».

Согласно изменениям в п. п. 1 п. 3 ст.

 45 НК обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика, со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика, в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Обязанность не будет признана исполненной:

– (п. п. 4 п. 4 ст.

45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
 

– (п. п. 5 п. 4 ст.

45 НК в редакции комментируемого закона) в случае если на день предъявления налогоплательщиком, иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик, иное лицо имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В судебной практике нередки случаи указания неверных реквизитов уплаты налога, повлекших неперечисление налога в бюджетную систему РФ. Между тем, положения п. 7 ст.

45 НК позволяют налогоплательщикам, а в новой редакции и иным лицам, в случае если ошибки в оформлении поручения на перечисление налога не повлекли неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Согласно измененному абзацу 5 п. 7 ст.

45 НК в случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

В целом порядок уплаты налога, основания, по которым обязанность по уплате налога признается (не признается) исполненной, не изменились, законодатель лишь позволил в существующих публичных отношениях между налогоплательщиком и государством осуществлять обязанности по уплате налога иными лицами.

Источник: https://legal.report/article/21112016/chto-dayut-popravki-v-nk-ob-uplate-nalogov-tretimi-licami

Оптимизируй это: что дали и отняли поправки в НК РФ о налоговой выгоде

23.08.2017

В конце прошлой недели вступили в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), дополняющие его новой статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которые устанавливают пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов. По сути поправки определяют, что считать обоснованной и необоснованной налоговой выгодой.

Необоснованной налоговая выгода будет считаться, если она получена в результате искажения сведений в учете или отчетности налогоплательщика.

Если искажений нет, получение налоговой выгоды считается обоснованным при соблюдении одновременно двух условий. Первое — основной целью сделки не является неуплата (или возврат) налога.

Второе — сделка реальна: стороны свои обязательства по ней исполняют. Это, считают законодатели, будет препятствовать использованию налогоплательщиками фирм-однодневок.

Также поправками закрепляется в НК РФ отказ от формального подхода налоговиков к выявлению необоснованной налоговой выгоды.

Если первичные документы подписаны неуполномоченным лицом, контрагент является нарушителем налогового законодательства или тот же экономический результат можно было получить при совершении иных сделок, теперь само по себе не должно говорить налоговикам о неправомерности налоговой выгоды.

Положения закона распространяются не только на налоги, но и на страховые взносы и сборы, им должны подчиняться и налоговые агенты. Установить обоснованность налогового выгоды налоговый орган может только при проведении проверки, по выездным налоговым проверкам положения закона начали приниматься с 19 августа, по камеральным проверкам — с третьего квартала 2017 года.

До появления поправок ясных правил, которые бы четко проводили границу между законной оптимизацией и уклонением от налогов, в законодательстве не содержалось. Последние десять лет споры бизнеса с Федеральной налоговой службой рассматривались арбитражными судами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды.

Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в судебную практику Высшим арбитражным судом (ВАС) в 2006 году (постановление пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами необоснованности получения налоговой выгоды»).

Арбитражные суды в каждом рассматриваемом случае исследовали обстоятельства сделки и определяли, насколько действия компаний соответствуют формальным критериям, утвержденным ВАС России.

Чтобы оценить, как именно новые правила игры повлияют на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков, решения арбитражных судов и в какой мере бизнесу придется перестраивать налоговую политику, РБК опросил юристов в области налогового права.

Общая оценка — скорее со знаком «минус», хотя определенные плюсы, например отказ от формального подхода, эксперты все же отмечают.

Юристы считают, что закон может негативно повлиять на бизнес: новая норма дает больше возможностей налоговым органам для доначисления налогов и сокращает число механизмов защиты для добросовестных налогоплательщиков. У ФНС — противоположная позиция.​

Долой формализм

Очевидный плюс поправок — теперь в НК РФ четко декларирован отказ от формального подхода к выявлению необоснованной налоговой выгоды.

«Фактически уходят в прошлое те случаи, когда налоговая могла, например, отказать в возмещении налога налогоплательщику или отказать в признании расходов только потому, что в счете-фактуре пропущена запятая или допущена техническая ошибка.

Закон ясно провозглашает приоритет реальности сделки над любыми ошибками, — рассказывал депутат, один из авторов поправок Андрей Макаров. — Теперь налогоплательщик не будет отвечать в тех случаях, если его контрагент не заплатил налоги».

Компании сталкивались с формальным подходом налоговых органов настолько часто, что ФНС даже пришлось издавать письмо, чтобы немного остудить пыл на местах, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.

Более 90% доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок приходилось на претензии к подписям на документах и сомнениям в добросовестности контрагентов, поясняет руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян.

«Суммы доначисления по выездным налоговым проверкам редко составляют менее 15 млн руб.

Почти каждое решение по выездной налоговой проверке оспаривалось, причем до момента вынесения решения судом со счета компании уже списывались деньги, если денежных средств недостаточно, блокировались счета, и по сути деятельность компании была парализована», — говорит Маклозян.

Реальность сделки вместо «должной осмотрительности»

Исполнение обязательств контрагентом по сделке как подтверждение ее реальности вместо бесконечных проверок налогоплательщиком своих контрагентов как из числа поставщиков, так и из рядов покупателей (а именно это требовалось раньше) — тоже, по идее, должно быть в плюс налогоплательщикам, считают опрошенные РБК эксперты.

Последнее время сам факт контрактных отношений с фирмами-однодневками (о чем налогоплательщик может и не знать) зачастую рассматривался арбитражными судами как бесспорное доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

​«Тенденции в подходе судов к делам о необоснованной налоговой выгоде существенно ужесточились примерно с 2015–2016 годов — в настоящее время абсолютное большинство таких дел рассматривается не в пользу налогоплательщиков», — рассказывает руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Такой разворот в арбитражной практике совпал по времени с упразднением Высшего арбитражного суда России. В августе 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность, и начала действовать учрежденная в это же время коллегия Верховного суда по экономическим спорам. До 2015 года ситуация была лучше. Если компании удавалось доказать, что она проявила должную осмотрительность (один из критериев добросовестности налогоплательщика, утвержденных пленумом ВАС РФ) при выборе контрагента, то суды при условии реального совершения сделки поддерживали налогоплательщика.

Характерным является в этом отношении дело компании «Метинвест Евразия» (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»). Она дважды — в 2015 и в 2017 годах — оспаривала решения налоговой инспекции о доначислении налогов.

В обоих случаях компании вменялось получение необоснованной налоговой выгоды при заключении контракта с перевозчиком. Налоговая инспекция сочла оплаченные компанией транспортные перевозки фиктивными. Арбитражный суд Московского округа пришел к противоположным выводам.

В первый раз суд встал на сторону «Метинвест Евразия», но уже в 2017-м поддержал налоговую инспекцию.

Еще один пример. В 2014 году компании из Башкирии «Опытный завод Нефтехим» (входит в число крупнейших налогоплательщиков) удалось выиграть в трех инстанциях судебный спор с Межрегиональной инспекцией ФНС о якобы скрытых налогах в размере более 120 млн руб.

Налоговая инспекция тогда посчитала, что завод не приобретал химическое сырье (как было указано в отчетности), а при производстве использовал простую воду. Арбитражные суды тогда не нашли признаков получения компанией из Башкирии необоснованной налоговой выгоды. Однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам решения судов отменила.

Читайте также:  Вычет ндфл при приобретении жилых строений не положен - все о налогах

Свое решение коллегия обосновала тем, что арбитражный суд не исследовал саму возможность исполнения сделки контрагентом завода.

Теперь, согласно поправкам, исполнения сделки контрагентом достаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Но юристы указывают на несколько серьезных «но»: реальность сделки в результате исполнения ее контрагентом еще надо будет доказать. По их мнению, от детальной проверки контрагентов налогоплательщикам уйти все равно не удастся.

ФНС может счесть выгоду необоснованной, если не будет доказано, что у контрагента есть необходимые для оказания услуги оборудование и персонал, приводит пример Диана Маклозян. Поэтому важно проверить контрагента перед заключением сделки, убедиться, что у него есть необходимые ресурсы для выполнения условий договора.

Теперь бизнес должен превентивно формировать защитные механизмы, соглашается управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»​ Александр Лемчик.

Чтобы у налоговых органов не возникло выводов о необоснованности налоговой выгоды, компаниям надо собирать «досье о реальности сделки»: фотоотчеты, протоколы встреч, переписка, контактные данные, коммерческие предложения, информация о внутренних тендерах при заключении контрактов, служебные записки о экономической, производственной, организационной необходимости заключения контрактов​. Юридически правильный документооборот и должная осмотрительность также сыграют в пользу налогоплательщика, уверен он.

Деловая цель вместо экономической целесообразности

Второе обязательное условие, при котором компании смогут учитывать расходы и вычеты из налоговой базы, — наличие деловой цели сделки, а не только желания оптимизировать налоги.

Концепция деловой цели достаточно распространена в налоговых правоотношениях европейских стран. Суть ее заключается в том, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов.

«Поправки в НК РФ — это попытка законодателей ввести понятие деловой цели, которое перекочевало в российскую практику из зарубежной доктрины business purpose, легитимированной в 2006 году ВАС РФ», — говорит партнер юридической фирмы TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

В России попытки установить обязательность деловой цели как непременного условия признания расходов и вычетов делались неоднократно.

Впервые эту концепцию предложили юристы компании Нaarmann, Hemmelrath & Partner, выигравшей еще в 2006 году конкурс администрации президента на разработку механизма разграничения законной и незаконной оптимизации налогов. Однако закрепить эту норму в кодексе законодатели тогда не решились.

Арбитражные же суды рассматривали деловую цель сделки как важное, но далеко не единственное условие права налогоплательщика на признание расходов.

Впрочем, юристы считают, что на практике при спорах с налоговиками поправка сильно ситуацию не изменит. Так, в поправках не описаны способы доказать, что основной целью совершения сделки не является неуплата налога, размышляет Диана Маклозян, а значит, эти вопросы опять будет решать суд.

Например, если вы занимаетесь продажей продуктов, то расходы на закупку строительного оборудования вызовут вопросы у налоговой, приводит пример Маклозян. Поэтому надо четко понимать, как расходы связаны с вашей деятельностью и каким образом при проверке вы сможете доказать, что услуги были реально получены.

«Скорее всего, ФНС РФ будет продолжать оспаривать экономическую целесообразность сделок налогоплательщиков. Ведь новые правила этого прямо не запрещают», — согласен и Марат Агабалян.

Иначе думает руководитель правового департамента ФНС России Олег Овчар: «Информация о нарушениях компанией налогового законодательства может быть самой различной.

Вводить какие-либо ограничения по использованию этой информации для выявления нарушений по уплате налогов и возврате средств в бюджет никто не будет. Но экономическую целесообразность сделок мы не исследуем.

Мы проверяем, во-первых, была ли сделка исполнена контрагентом, во-вторых, были ли обоснованы расходы по сделке, то есть послужили ли они достижению экономического результата. Вот и всё».​

НК РФ vs постановление пленума ВАС

Отдельный вопрос, который остается открытым, — как поправки НК РФ будут работать вместе с действующим постановлением пленума ВАС РФ, указывают опрошенные РБК юристы. Их мнения по этому поводу разошлись.

Так, Марат Агабалян считает, что поправки в Налоговый кодекс внесены с целью привести действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой. «Новая статья 54.

1 НК РФ дополняет постановление пленума Высшего арбитражного суда, но принципиально нового ничего не вносит», — говорит он. Схожее мнение у Александра Ерасова: «Фактически новая статья (54.1 Налогового кодекса.

— РБК) представляет из себя сокращенную версию постановления ВАС №53». Но, оговаривается он, «со множеством пробелов и весьма нечеткой терминологией».

Остается надеяться, продолжает Ерасов, что при рассмотрении споров в целях защиты добросовестного бизнеса арбитражные суды в дополнение к положениям новой статьи будут продолжать применять также и отсутствующие в ней положения постановления пленума ВАС».

​В новой статье отсутствуют и такие важнейшие гарантии, как презумпция добросовестности налогоплательщика, концепция должной осмотрительности и действительного экономического смысла сделок, добавляет Ерасов, которые устанавливались постановлением ВАС. ​Законодатель не построил новые рельсы, а проложил дополнительные пути налоговым органам, указывает и старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Олег Овчар видит совместную работу поправок и постановления пленума ВАС следующим образом: «Мы (налоговое ведомство. — РБК) стремимся к прозрачности во взаимоотношениях с бизнесом. Новая статья 54.

1 ввела в Налоговый кодекс два ясных и понятных условия признания расходов по сделке: реальность исполнения обязательств контрагентом и ее деловая цель. Эти условия основные. На их основании будут приниматься решения о признании либо непризнании расходов и вычетов.

Прочие критерии, в том числе и упомянутые пленумом ВАС в постановлении №53, могут использоваться как дополнительные».

Бизнесу предписана бдительность

С учетом всего вышесказанного бизнесу стоит удвоить бдительность, резюмирует Александр Ерасов: «Новая статья 54.1 НК РФ предусматривает гораздо меньше механизмов для защиты прав добросовестного бизнеса по сравнению с постановлением ВАС №53 и гораздо больше возможностей для обоснования налоговыми органами произведенных доначислений».

Кроме того, закон пронизан новой терминологией, но не дает определения этих терминов, указывает Савин: «Например, не совсем понятно, что следует понимать под «искажением сведений о фактах хозяйственной жизни», «правами при исчислении налоговой базы». Это дает возможности для крайне широкой трактовки норм закона, считает юрист.

Также предпринимателям не стоит думать, что способы получения налоговой выгоды, не попадающие под действие норм нового закона, теперь легализованы, поясняет Денис Савин.

Такие методы агрессивной налоговой оптимизации, как дробление и расщепление бизнеса или привлечение офшорных компаний, действительно не попадают под действие новой статьи НК, объясняет он, но в суде ФНС все еще может доказать нелегальность этих схем, опираясь на все то же постановление ВАС.​

РБК

Источник: https://taxpravo.ru/analitika/statya-395586-optimiziruy_eto_chto_dali_i_otnyali_popravki_v_nk_rf_o_nalogovoy_vyigode

Быстрый справочник по порядку зачета налогов, пеней и штрафов

Зачастую инспекторы взыскивают недоимку, не принимая во внимание имеющуюся у компании переплату. Однако суды в подобных ситуациях признают требования проверяющих неправомерными.

Такие выводы содержатся в постановлениях федеральных арбитражных судов Дальневосточного от 06.02.09 № Ф03-5664/2008, Уральского от 12.08.08 № Ф09-5732/08-С3 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 12.12.

08 № ВАС-15991/08), Поволжского от 24.04.08 № А72-6912/07 округов.

Какие платежи можно зачесть? Излишне уплаченные авансовые платежи, сборы, пени и штрафы, причем установленный порядок распространяется на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14 ст.

78 НК РФ). Единственное исключение составляет государственная пошлина. Плательщик имеет право на ее зачет только в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.

40 НК РФ).

Обязательно ли зачитываемые налоги должны направляться в один бюджет? Некоторые налоговики на местах зачастую считают, что обязательно. Однако такой порядок был установлен до 1 января 2008 года (п. 5 ст. 78 НК РФ в преды- дущей редакции).

На текущий момент такого ограничения нет. Минфин России и суды также неоднократно подтверждали это (письма от 02.10.08 № 03-02-07/1-387, от 02.09.08 № 03-02-07/1-387, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 02.07.08 № Ф08-3688/2008, Поволжского от 07.06.

06 № А55-21623/2005 округов).

Заметим, переплата, возникшая до 1 января 2008 года, может быть зачтена в счет уплаты недоимки или предстоящих платежей по налогу того же уровня (письмо Минфина России от 18.08.09 № 03-02-07/1-401). Ранее инспекторы были против такого зачета.

Чем отличаются зачеты переплаты в счет предстоящих платежей и в счет погашения недоимки? В первом случае зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Во втором зачет производится налоговым органом самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ). Но только при условии, что размер задолженности был ранее сверен с налогоплательщиком (письма Минфина России от 02.10.08 № 03-02-07/1-387, от 02.09.08 № 03-02-07/1-387).

При этом за налогоплательщиком сохраняется право на подачу соответствующего заявления.

Обязателен ли для зачета акт сверки? На практике без такого документа налоговики, как правило, не производят зачет. Хотя его наличие не является обязательным условием для подобной процедуры (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.05 № Ф04-566/2005 (8711-А27-33)).

В какой срок должен быть проведен зачет? Налоговый орган обязан принять решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня наступления одного из следующих событий (подп. 4 п. 5 ст. 78 НК РФ): 

  • получения заявления налогоплательщика, но не ранее завершения камеральной проверки (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98);
  • подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;
  • вступления в силу решения суда. 

Может ли правопреемник зачесть переплату, сформированную у реорганизованной компании? В силу пункта 10 статьи 50 НК РФ сумма переплаты в этом случае подлежит возврату правопреемнику, зачет возможен только при наличии недоимки.

Между тем, по мнению Минфина России, такая процедура возможна и в других случаях, поскольку положения статьи 50 НК РФ не содержат запрета на ее проведение (письмо от 01.07.09 № 03-02-07/1-333).

Чиновники сослались на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 29.06.04 № 2046/04. В нем указано, что фактически зачет является разновидностью или формой возврата переплаты.

Таким образом, для реализации своего права правопреемнику необходимо лишь подать соответствующее заявление.

На практике провести зачет в порядке правопреемства нередко удается только в судебном порядке. Однако суды при их разрешении, как правило, выносят решения в пользу налогоплательщиков (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 10.05.07 № А42-5939/2006, Северо-Кавказского от 08.08.07 № Ф08-5021/2007-1895А округов).

Предусмотрена ли ответственность налоговиков за несвоевременный зачет? Формально – нет. Согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ, проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день начисляются только при задержке возврата сумм переплаты.

Но Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.02.07 № 11484/06 пришел к выводу, что аналогичная норма должна действовать и при несвоевременном зачете.

В противном случае, по мнению суда, нарушается справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами налогоплательщиков и государства.

Это решение было вынесено на основании предыдущей редакции статьи 78 НК РФ, однако спорные нормы с тех пор не изменились.

Заметим, что постановлений окружных судов, которые бы ссылались на упомянутое решение Президиума ВАС РФ, не так уж и много (к примеру, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 11.06.09 № А55-18329/2008, Московского от 10.12.07 № КА-А40/12581-07-П округов).

Если зачет произведен не вовремя по вине налоговиков, то правомерно ли начисление пеней по непогашенной недоимке? Некоторые инспекторы на местах считают такие действия вполне нормальными. Мол, пока недоимка не погашена, пени будут начисляться программой.

Но суды в подобных случаях решают по-другому: компании не должны платить за бездействие налоговых органов, поэтому начисление пеней неправомерно (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.08.07 № А19-26858/06-44-Ф02-3952/07).

Имеет ли право инспекция самостоятельно зачесть переплату в счет недоимки, по которой она пропустила срок взыскания? Прямого запрета в НК РФ нет, но Минфин России против такого самоуправства (письмо от 01.07.09 № 03-02-07/1-334). К аналогичному выводу пришел недавно и Президиум ВАС РФ (на момент выхода журнала номер постановлению еще не присвоен, определение ВАС РФ от 26.06.09 № ВАС-6544/09).

Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/1768-bystryy-spravochnik-po-poryadku-zacheta-nalogov-peney-i-shtrafov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]