Минфин разъяснил как уплачиваются НДФЛ, НДС и налог на прибыль при оплате проезда командированного сотрудника в вагоне повышенной комфортности
Сотрудник организации отправился в командировку железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности.
В стоимость билета на проезд в таком вагоне включена стоимость дополнительных сервисных услуг (набор питания, предметы первой необходимости и гигиены, печатная продукция и т.п.).
Облагается ли стоимость этих услуг НДФЛ и налогом на прибыль? И можно ли заявить вычет по НДС при оплате таких услуг? На эти вопросы специалисты Минфина ответили в письме от 16.06.17 № 03-03-РЗ/37488.
Как известно, все виды законодательно установленных компенсационных выплат, связанных с исполнением работником своих трудовых обязанностей, не являются объектом налогообложения по НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Данное правило применяется и при оплате организацией командировочных расходов работников.
При этом дополнительно оговорено, что в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места командировки и обратно.
На этом основании в Минфине полагают, что оплата командированным работникам стоимости проезда в вагонах повышенной комфортности с включенной в нее стоимостью дополнительных сервисных услуг освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.
Налог на прибыль
Расходы на командировки и, в частности, расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это следует из положений подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
При проезде в вагоне повышенной комфортности стоимость дополнительных сервисных услуг уже включена в общую стоимость билета. Таким образом, стоимость дополнительных сервисных услуг может уменьшать налогооблагаемую прибыль организации.
НДС
Отвечая на вопрос о возможности вычета НДС при оплате стоимости дополнительных сервисных услуг, Минфин обращается к положениям пункта 7 статьи 171 НК РФ.
В нем сказано, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль. В Минфине обращают внимание на то, что данной нормой НК РФ не предусмотрен вычет «входного» НДС в отношении услуг по предоставлению питания. Соответственно, организация не сможет заявить вычет в отношении дополнительных сервисных услуг в том случае, когда стоимость таких услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания.
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/news/2017/6/12434
Департамент общего аудита по вопросу учета железнодорожных билетов с питанием
31.10.2017
Ответ
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
Таким образом, поскольку стоимость питания не поименована в составе командировочных расходов, то сумма НДС, исчисленная со стоимости питания, не подлежит вычету.
Однако, в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 02.03.
05 № 111 в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда.
При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.
Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком.
Таким образом, стоимость сервисного обслуживания (в том числе стоимость питания) входит в стоимость проезда.
Следовательно, по нашему мнению, Организация вправе принять к вычету сумму НДС, предъявленную в отношении сервисных услуг, даже если стоимость таких услуг сформирована с учётом стоимости питания.
Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-ucheta-zheleznodorozhnykh-biletov-s-pitaniem.html
Почему не надо дифференцировать налог на доходы
О налогах или хорошо, или ничего – такого принципа придерживаются перед выборами власти, пытаясь убедить избирателя, что каждое их решение наполнит его счастьем и радостью. Признаться в намерении поднять налоги – это даже страшнее, чем открыто одобрить повышение пенсионного возраста.
И самая страшная из налоговых мер – это изменение ставок налога на доходы физических лиц, считай – избирателей. Публично чиновники яростно открещиваются от таких идей (и многие действительно считают это лишним и даже вредным), но в кабинетах министерств, правительства и Кремля обсуждают их.
Варианты разные – например, сделать шкалу НДФЛ прогрессивной или близкой к прогрессивной, повысив ставку с 13 до 15% и увеличив вычет для бедных. Кто-то хочет денег для бюджета найти, кто-то стремится к социально-налоговой справедливости – чтобы бедные меньше завидовали богатым.
Но в выборе инструмента ошибаются и те и другие.
Развитые страны уже давно перестали использовать налоговую шкалу в качестве «великого уравнителя» – последние 30 лет в странах ОЭСР повышенные ставки для богачей снижались более чем вдвое. Аналитики ОЭСР называют прогрессивную школу самой вредной для экономического роста.
В России заработать на повышении НДФЛ до 15% (а для тех, кто побогаче, – до 17%) можно 500 млрд руб. в год, оценивали эксперты ВШЭ (расчеты в ценах 2015 г.). Но если компенсировать увеличение ставки поддержкой бедных, освободив их от налога, то дополнительные доходы падают уже до 300 млрд руб. И за эти дополнительные доходы придется заплатить высокую цену.
Повышение НДФЛ дестимулирует предложение труда, которое и так сокращается, обременит самих работников и, главное, не решит проблему неравенства.
Состоятельные люди основную часть доходов получают от инвестиций, недвижимости и бизнеса, у них гораздо больше возможностей уклониться от уплаты налогов, предупреждают авторы исследования Tax Evasion and Inequality Аннетт Элстадсетер, Нилс Йоханнсен и Габриэль Цукман.
«Высокие ставки налогов перераспределяют не доходы, а богатых налогоплательщиков: одни из них отправляются на свои яхты, а другие – в более бедные страны», – писал Джордж Гилдер еще в начале XX в.
Чтобы снизить неравенство в России, ставку НДФЛ нужно увеличить сразу до 32,7%, следует из расчетов Экономической экспертной группы. Но при такой дополнительной нагрузке сразу вырастет число желающих увести доходы в тень и снизится число тех, кто был бы готов из этой тени выйти.
м
Может такая прогрессия замедлить и рост экономики. Введение же вычетов приведет к еще большему неравенству в доходах регионов, а доходы среднего класса еще больше сократит.
Против изменения НДФЛ высказался и министр финансов Антон Силуанов: плоская шкала со ставкой 13% показала свою стабильность.
Куда более эффективной мерой в борьбе за справедливость и дополнительные доходы было бы повышение акцизов на вредные товары – алкоголь и табак, а также налогов на роскошь, о чем неоднократно писали эксперты МВФ. Но залезть в карманы настоящих богачей куда сложнее, чем поднять НДФЛ для всего населения.
Пока для самых богатых россиян чиновники, напротив, готовят подарки: амнистию капитала, чтобы бизнес, опасающийся санкций, смог спрятать в России когда-то выведенные из нее деньги; специальные еврооблигации, при покупке которых налоги с дохода от курсовой разницы на момент покупки и продажи государство брать не собирается.
Как известно, за льготы узкой группе лиц расплачиваться приходится всем остальным.
Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/01/17/748046-ne-nado-differentsirovat-nalog
Как правильно повысить НДФЛ
Как правильно повысить НДФЛ
Издание The Wall Street Journal (WSJ), ссылаясь на источники в российском правительстве, сообщило о планах увеличения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) после президентских выборов 2018 года; в статье фигурирует круглая цифра — 20% от дохода.
Подробности источнику пока не ясны: то ли просто будут подняты значения плоской для всех шкалы, когда 20% берутся и с маляра, и с топ-менеджера, то ли правительство придет к прогрессивной шкале: чем больше зарабатываешь, тем больший процент отдаешь в казну.
К слову, именно от прогрессивной шкалы к плоской сбежал когда-то из Франции в Россию популярный актер Жерар Депардье: богатые готовы почти на все, чтобы платить в бюджет не больше, чем бедные.
Плоская несправедливость
Тот факт, что WSJ имеет источники в российском правительстве, как раз не удивляет: думается, многие американские организации (отнюдь не только СМИ) давным-давно обзавелись там платными информаторами, а то и штатными сотрудниками. Так что слитая нам информация заслуживает доверия: она полностью соответствует всем последним инициативам кабинета, направленным на затягивание удавки на шее собственного народа.
Среди многочисленных проблем России, которые регулярно формулируются с самых высоких трибун, никогда или практически никогда не упоминается социальное неравенство. И это при том, что страна реально разбита на три лагеря, старающиеся никак не контактировать между собой:
- неприкасаемая элита (менее миллиона человек) со сверхвысокими доходами, живущая за крепкими стенами под неусыпной охраной — главная опора власти;
- благополучные граждане (35–40 млн человек), стремящиеся подражать элите, мечтающие занять ее место и с брезгливостью глядящие вниз — завсегдатаи пробок в мегаполисах, социальная опора оппозиции;
- все остальные — «неудачники» разного масштаба, от людей с просто низкими доходами (ниже медианы в 26 тысяч рублей в месяц) до настоящего социального дна. Пушечное мясо революции.
При такой структуре общества вопрос системы взимания НДФЛ носит отнюдь не академический характер. Какой налог серьезнее — 200 тысяч для обладателя зарплаты в миллион или 2 тысячи для «счастливого» получателя «десятки» в месяц?
Для нас ответ очевиден: вторая сумма намного серьезнее. Для правительства, судя по всему, очевидно совершенно иное.
Прогрессивные доводы
Чтобы убедить нас в необходимости плоской шкалы (введенной в «лихие девяностые», когда просто невозможно было оценить реальные доходы граждан), нам говорят, что прогрессивная шкала приведет к уходу больших зарплат «в тень». Это типичное шулерство, никакого разумного содержания в этом аргументе нет.
Теневая у тебя зарплата или белая, решает работодатель. На НДФЛ ему наплевать. Работодателя волнуют социальные взносы, поскольку обязанность выплачивать их лежит именно на нем. Что до НДФЛ, то это проблема работника; работодатель никак не заинтересован ему подыгрывать: возможные штрафы куда весомее.
Напомним, во всех странах, считающихся наиболее комфортными для бизнеса, главным элементом налоговой системы является именно прогрессивная шкала НДФЛ, а отнюдь не разнообразные сборы с бизнеса.
«Русская Планета» уже формулировала возможную структуру такой прогрессивной шкалы для России, нелишне будет процитировать этот расчет:
Речь, конечно, не идет о повышении НДФЛ для особо богатых граждан до западных 50–60%, но повысить налог, например, до 15% с зарплат от 100 тыс. рублей и выше, 17% — от 250 тыс., 20% — от 500 тыс.
рублей и, наконец, 25% от миллиона можно совершенно безболезненно (разумеется, с мягкими границами, чтобы не было выгоднее получать 950 тыс., чем 1 млн).
Эта мера даст бюджету дополнительно 43,5 млрд в год.
Конкретные цифры могут быть несколько иными, но подобный рост налогов вызовет в обществе если не согласие, то хотя бы понимание. Однако правительство ищет как раз согласия — согласия не общества, но элиты.
Ницшеанцы Силуанова
Создается впечатление, что в Минфине сидит группа товарищей, задачей которых является сбор со всего мира сведений о разнообразных налогах и проверка их на применимость к России. Причем по странному совпадению все планируемые нововведения должны ударить в первую очередь по лицам с низкими доходами:
- налог на «тунеядцев» (что будем делать с домохозяйками?);
- налог на холостяков (нам, видимо, мало уже существующих фиктивных браков);
- налог на бездетных (сейчас косвенно присутствует как налоговые льготы для многодетных).
Такими темпами к пресловутому 2018 году мы придем, пожалуй, и к прямому налогу на бедность. Вопрос только в том, насколько велико долготерпение русского народа.
Если избранная Антоном Силуановым ницшеанская тактика ограбления неимущих не изменится, при таком векторе «развития» налоговой системы парламентские выборы 2021 года станут реальной точкой социально-политического невозврата.
И это будет уже не интеллигентная Болотная площадь — всколыхнутся настоящие низы.
Одумайтесь! В сложившейся ситуации повышать налоги для беднейшей половины населения — отсроченное политическое самоубийство. Политическое — это если повезет.
Далее в рубрике Минск увидел угрозу в российских новостяхВ Белоруссии обеспокоились чрезмерными объемами российского новостного контента в белорусских СМИ Читайте в рубрике «Общество» Сила не только в бронеПочему танки остаются главной ударной силой Сухопутных войск России
Источник: https://rusplt.ru/society/kak-povyisit-ndfl-24972.html
Эксперты подготовили предложения по росту НДФЛ до 17% :: Экономика :: РБК
Повышение ставки НДФЛ до 17% поможет избавить бюджетную систему России от дефицита, считают околоправительственные эксперты. С расчетами ознакомился Антон Силуанов, однако Минфин против того, чтобы трогать этот налог
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с нынешних 13 до 17% позволило бы почти сбалансировать бюджетную систему России, а вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и отменой неэффективных налоговых льгот вывело бы бюджет расширенного правительства в зону профицита без учета расходов на обслуживание долга.
Это следует из расчетов экспертов, представленных в начале февраля на заседании рабочей группы Экономического совета при президенте (документ есть у РБК).
Расчеты готовили сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, говорит один из авторов доклада — директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский.
Власти сейчас готовят контуры новой налоговой политики вслед за поручением президента Владимира Путина провести «настройку» налоговой системы.
Общий уровень налоговой нагрузки на экономику они менять не хотят, но предлагают перераспределить различные налоги и социальные взносы, чтобы стимулировать деловую активность, повысить конкурентоспособность экономики и улучшить структуру доходов бюджетной системы.
Плюс 1% ВВП за счет подоходного налога
Сценарий, представленный в рамках Экономического совета, предполагает рост подоходного налога с 2020 года. Последствия просчитаны для бюджета расширенного правительства — федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты плюс бюджеты социальных фондов (в прошлом году дефицит расширенного бюджета составил почти 3,7% ВВП).
Если в существующих налоговых условиях дефицит в 2020 году составит 1,5% ВВП, то повышение НДФЛ позволило бы сократить его сразу на 1% ВВП, следует из расчетов. В текущей ситуации дефицит расширенного правительства будет сохраняться каждый год вплоть до 2035-го, когда он достигнет пика — 3,4% ВВП.
м
В основе расчетов лежит цена нефти в $45 за баррель.
Расчеты были представлены в рамках доклада «Ограничения и задачи бюджетной политики до 2024 года» на заседании рабочей группы, которое прошло в ЦСР в начале февраля, говорит РБК один из участников встречи. Презентацию показал ректор ВАВТ Сергей Синельников-Мурылев, уточняет представитель ЦСР.
Он подчеркивает, что это не предложения ЦСР — те будут готовы только к маю вместе со всей программой, которую пишут эксперты центра. На заседании присутствовал министр финансов Антон Силуанов. На лекции в Финансовом университете 15 февраля он упомянул про оценки, предполагающие повышение НДФЛ на 4 п.п.
, но не уточнил, кому они принадлежат (пресс-служба Минфина не смогла это уточнить позднее). Минфин придерживается точки зрения, что трогать ставку НДФЛ не нужно, говорит источник РБК в ведомстве.
Представители Минэкономразвития не присутствовали на заседании в ЦСР, предложения или расчеты о повышении НДФЛ в ведомство не поступали, сообщила РБК представитель министерства.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью пяти телеканалам в середине декабря заявил, что шкала подоходного налога останется плоской.
Однако на вопрос, останется ли ставка на том же уровне, что и сейчас, или будет «повыше», прямого ответа он не дал. «Что же касается конкретных цифр, дайте возможность правительству поработать.
Очевидно, что эти изменения не должны быть существенными, если они вообще будут», — сказал глава правительства.
Отдельно эксперты просчитали результат повышения подоходного налога до 15%, но в условиях 2015 года. В таком случае доходы консолидированных региональных бюджетов (именно туда идут поступления от НДФЛ) выросли бы на 0,5% ВВП.
Риски есть, но их можно нивелировать
Рост ставки НДФЛ влечет риск ухода граждан в теневой сектор, допускает Дробышевский, но этот риск можно снизить при одновременном сокращении тарифа страховых взносов до 22% (сейчас — 30%). Подоходный налог в 13% — низкий, однако его повышение должно идти в комплексе с другими реформами, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
Согласно долгосрочному бюджетному прогнозу, доходы государства относительно размера экономики при неизменных налоговых условиях в предстоящие годы будут сокращаться — с 33,3% ВВП в 2016 году до 29,9% в 2034 году. Это произойдет в связи с изменением условий торговли, снижением доли нефтегазового сектора в ВВП и ухудшением условий добычи.
Еще одна проблема — недостаточный объем производительных расходов, которые способствуют экономическому росту. Увеличить их благодаря уменьшению непроизводительных трат «в полном объеме невозможно», так как российское общество традиционно предъявляет высокий запрос на перераспределение доходов и предоставление благ, указывают эксперты.
По мнению авторов доклада, повышать налоги в 2017–2018 годах не следует, но прибегнуть к этой мере стоит с 2019 года, когда начнется экономический рост и доверие граждан к государству повысится.
Силуанов считает, что уровень налоговой нагрузки в экономике целесообразно будет зафиксировать по состоянию на 2019 год и не менять в течение хотя бы шести лет, сказал он 15 февраля.
Минэкономразвития и Минфин сейчас обсуждают схему «21/21», при которой снижение страховых взносов до 21% будет профинансировано за счет повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 21%, говорили источники РБК. Впрочем, дискуссия еще не закрыта.
Повышение ставки НДФЛ не единственная налоговая мера, рассматриваемая экспертами, хотя и самая эффективная. Так, налоговый маневр в нефтяном секторе дал бы положительный фискальный эффект в 0,7–0,9% ВВП в 2019–2035 годах.
Постепенная отмена налоговых льгот и улучшение администрирования помогли бы увеличить доходы на 0,1–0,5%.
Общая идея — в том, чтобы достичь в бюджетной системе нулевого первичного дефицита или даже профицита (первичный баланс — без учета расходов на обслуживание долга).
Авторы документа не направляли его в правительство или Минфин, говорит Дробышевский.
При участии Ивана Ткачева, Анны Могилевской
Источник: https://www.rbc.ru/economics/16/02/2017/58a5943e2ae5962fe2d1e728
Увеличение подоходного налога до 20% может забрать у россиян месячный доход
В России разгорелся скандал, вызванный публикацией «Уолл-стрит-джорнел» (Wall Street Journal). Если верить этому одному из крупнейших и влиятельнейших американских изданий, речь идет о повышении налогов для физлиц, которое российским властям нужно, чтобы сократить дефицит бюджета.
Якобы прорабатываются два варианта. Первый: ввести прогрессивную шкалу, подробности, правда, неизвестны. Второй: оставить плоскую шкалу налогообложения, но резко увеличить подоходный налог (он же налог на доходы физических лиц — НДФЛ).
И вот здесь детали как раз приводятся: с нынешних 13% до 20%.
Подождем до выборов
Подоходный налог могут повысить после окончания выборного цикла, то есть после 2018-го года. Иначе никак. Сырьевых поступлений для исполнения бюджета правительству не хватает. Разрыв между доходами и расходами слишком велик, и без роста налогов, по данным «Уолл-стрит-джорнел», отечественные чиновники обойтись не могут.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков информацию опроверг: «Никаких решений на этот счет нет, какая будет экономическая конъюнктура в 2018 году после президентских выборов, сейчас вряд ли кто-то сможет спрогнозировать». Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство не готовит предложения по повышению фискальной нагрузки. Не знают об этом и в Минэкономразвития.
Завоевание российской экономики
Что интересно, недавно МЭР опубликовало очередной экономический прогноз. Судя по документу, предполагается, что в ближайшее время россиянам не видать роста зарплат.
Средства же, сэкономленные на оплате труда, пойдут на инвестиции в экономический рост. При этом не очень понятно, за счет чего появятся деньги. А сообщения о возможном повышении налогов в эту концепцию прекрасно укладываются.
Иными словами, чиновники готовы снова залезть в карман граждан.
В России с 2001 года действует плоская шкала налогообложения. Подоходный налог для всех, независимо от заработка, составляет 13%.
Власти обычно преподносят это как «завоевание российской экономики», потому что в других странах налоги гораздо выше. На самом деле завоевание сомнительное.
м
Плоская шкала характерна для отсталых экономик, в развитых используется прогрессивная: богатые платят много, бедные — мало или вообще ничего.
Депутаты Госдумы регулярно пытаются принять закон о прогрессивной шкале. Но до сего времени попытки успехом не увенчались и сомнительно, что в России отменят плоскую шкалу.
Интересы тех, кто не желает делиться с государством высокими доходами, видимо, перевешивают. Забавно, что ввести «прогрессивку» хотят коммунисты: они по примеру цивилизованных демократий желают забрать у богатых и отдать бедным.
А вот те, кто с восхищением смотрят на экономические успехи западного мира, принимать его правила не хотят.
Налог для бедных
Пока цены не нефть были высокими, власти все устраивало. После прошлых президентских выборов в правительстве обещали несколько лет не повышать налоги. Сейчас ситуация в корне изменилась. По сути чиновники уже нарушили свои обещания.
Каждый год повышаются тарифы на газ, электроэнергию, грузоперевозки. Один из последних примеров – плата за проезд по трассам для дальнобойщиков.
После введения системы «Платон» даже в Центробанке признали, что это внесет свой вклад в инфляцию.
Рост потребительских цен недаром называют «налогом для бедных». Можно убеждать граждан потерпеть высокую инфляцию, которую страна «заработала» из-за вражеских санкций, из-за обрушивших курс рубля финансовых спекулянтов. Но немалый вклад внесли и сами чиновники, повышая все что можно, ища хоть малейший повод, чтобы увеличить сборы.
Белое на серое
Впрочем, все вышеперечисленное – косвенные налоги. Прямые власти пока не трогали. Реакция на повышение подоходного налога вполне предсказуема. Часть компаний, чтобы сохранить для работников зарплаты, уйдет в тень.
Все это мы уже проходили в 1990-х. Правда, есть принципиальная разница. Во-первых, аппарат налоговой за это время окреп, и ФНС собирает налоги гораздо эффективнее. А, во-вторых, в государстве выросла роль силовиков.
Во время «медведевской» либерализации следователям запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Сейчас Следственному комитету это право вернули. И те, кому в голову придет поменять белую схему на серую, могут столкнуться с большими проблемами. Власти наверняка дадут правоохранителям установку за этим проследить.
Счастливые времена
Масштаб бедствия легко может представить каждый россиянин. Достаточно отнять из своей зарплаты 7%. С одной стороны эта «счастливая» цифра не кажется слишком большой. С другой, такое повышение очень негативно отразится на жизни граждан.
Для примера возьмем среднее по стране жалованье: около 34 тысяч рублей (по последним данным Росстата). Если власти повысят подоходный налог на 7%, то обладатель этой зарплаты каждый месяц будет лишаться почти 2400 рублей.
За год эта сумма приблизится к 30 тысячам рублей. То есть, по сути, правительство может забрать у россиян месячный доход. По идее он должен вернуться к честным налогоплательщикам в виде всяких бюджетных благ.
Но вернется ли – большой вопрос.
Не надо забывать и о большой закредитованности россиян. Четверть жителей страны, по данным ЦБ, должны банкам 10 триллионов рублей.
В условиях, когда цены, в отличие от доходов, резко выросли, да еще и висит кредит – 7% могут составлять и половину свободных денег. Аргумент, что граждан никто не заставлял занимать деньги, не слишком справедлив.
Не секрет, что перед прошлыми выборами банки, в первую очередь государственные, активно предлагали средства жителям. Возьми и купи стиральную машинку, почувствуй заботу властей.
Счастливые времена, когда зарплаты росли, а деньги раздавали на каждом углу – ушли и, вероятно, надолго.
Та активность, с которой чиновники опровергают возможное повышение налогов, наводит на мысль, что оно неизбежно.
Власти словно дают сигнал: вы, уважаемые физлица, по нашему мнению, и так слишком долго жили хорошо, настало время расплаты. Кстати, чем не фраза для героя-сантехника из какого-нибудь фильма для взрослых.
Источник: https://versia.ru/uvelichenie-podoxodnogo-naloga-do-20-mozhet-zabrat-u-rossiyan-mesyachnyj-doxod
К чему приведёт налоговый манёвр минфина?
Как только отгремели выборы, стало известно о возможном повышении налогов с 2017 года.
В Минфине ещё не решили, что именно увеличивать – НДС или отчисления с зарплат – но, видимо, других вариантов латания дыр бюджета не осталось, раз идут разговоры об этом.
Повышать, понижать или не трогать? Экономисты Высшей школы экономики рассуждают о предложении министерства увеличить нагрузку на заработную плату и повысить налог на добавленную стоимость.
Выборы прошли, теперь – о налогах
Накануне «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщили, что в Минфине хотят ввести единую ставку страховых взносов для всего зарплатного фонда.
На данный момент ставки разнятся. С зарплат до 796 тысяч рублей работодатели отчисляют 22% в Пенсионный фонд, 5,1% – в Фонд медицинского страхования и 2,9% – в Фонд социального страхования. С зарплат свыше этой суммы – 10%, при этом ФСС обнуляется. То есть в совокупности сейчас работодатель платит с зарплаты от 15,1% до 30% в зависимости от размера заработной платы сотрудника.
м
В министерстве предлагают для всех в 2017 году ввести единую ставку – в 29%, а затем её снижать: в 2018 году – до 28%, а в 2019 году – до 26%.
Есть у Минфина и альтернативный вариант – повысить полную ставку НДС до 20% с 2017 года, 10%-ю льготную ставку увеличить с 2019 года до 12%, а затем каждый год повышать её на 2%, пока она не достигнет 20%.
Налог на расходы как новая реальностьСейчас ставка НДС составляет 18%.
Но на ряд социально важных позиций действует льготная ставка в 10% (к примеру, на продажу мяса, растительного масла, соли, хлеба, товаров для детей, билетов на внутренние авиарейсы), а на некоторые – нулевая (например, на экспортные товары, международные грузовые и пассажирские авиаперевозки, на проезд в пригородных поездах).
Ровно наоборот
В кризис нужно налоги не повышать, а понижать, считает директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Именно это поможет добиться экономической активности бизнеса, а не увеличение нагрузки, обсуждаемое Минфином. Это первая проблема, вторая – на что пойдут «сверхналоги», если их начнут собирать?
– Страна находится в экономическом кризисе. Если мы хотим из кризиса выходить, то надо налоги не повышать, а снижать. Нужно добиться экономической активности. Если мы этого добьёмся, у нас вырастет налоговая база, и бюджет ничего не потеряет, – объясняет Василий Солодков.
Унификация страховых взносов с зарплатного фонда в конечном счёте уведёт зарплаты в тень и ничего не даст бюджету, как и в случае с НДС, полагает Василий Солодков.
– Те, кто много зарабатывает, будет получать по серым схемам – кроме оклада.
Есть люди, у которых зарплата в 100, 200, 300 тысяч рублей в месяц, их отчисления в Пенсионный фонд несравнимы с тем, что они получат, когда выйдут на пенсию. Естественно, они будут свои доходы прятать.
Такого рода вещи на самом деле приводят не к росту доходов бюджета, а, наоборот, к их сокращению, – говорит экономист.
Чтобы поддержать экономику, нужно снизить налоговую нагрузку на бизнес на период кризиса, отказаться от военных манёвров и сократить военные расходы, подытоживает экономист. Основное внимание, по его мнению, нужно уделить традиционно игнорируемым сферам – медицине, науке и образованию. А также – инвестиционному климату в целом.
Плохой знак
По словам профессора департамента финансов НИУ ВШЭ Александра Абрамова, предложенные меры Минфином – знак того, что с нашим бюджетом совсем всё плохо.
Однако Александр Абрамов не разделяет мнения своего коллеги о том, что в кризис нужно снижать налоги. Он считает, что в кризис лучше вообще не трогать налоги. Повышать нельзя – потому что бизнесу нужна стабильность. Понижать нельзя – потому что это может привести к дыркам в бюджете, что значительно хуже для экономики, чем нынешняя ставка НДС в 18%.
– Иметь сбалансированный бюджет сейчас очень важно, потому что недофинансированный бюджет – это, значит, инфляция, а из-за инфляции валютный курс летит, нестабильность всего. Конечно, это приоритет. Но при этом бизнесу нужна налоговая стабильность.
Налоговое бремя бизнес принимает плохо, когда оно нестабильно, тогда возникает желание уйти от таких налогов.
Я не думаю, что нужно снижать налог на прибыль – у нас одна из самых низких ставок по сравнению с США и европейскими странами – но и повышать не стоит, – объясняет профессор ВШЭ.
Экономист соглашается с тем, что повышение страховой ставки до «потолка» – до 22% – приведёт к отказу от белых зарплат: «Это будет стимулировать бизнес уйти в серую зону расчётов».
Цены на импортную технику могут взлететь на 35-40%Все силы на инвесторов
Чтобы решить экономические проблемы в целом и дефицит бюджета в частности, нужно идти другим путём, считает экономист. Надо «работать над стратегией роста», которая заключается в простой вещи – повышении привлекательности для инвесторов – и представляет собой два этапа: сначала улучшаем среду для предпринимательства, а потом понижаем кредитные ставки. Эта последовательность очень важна.
– Будет расти экономика – будут расти отчисления в бюджет. Для этого надо улучшать инвестиционную среду, принимать прорывные решения в тех областях, в которых они не делаются, и после этого снижать ставку и другими экономическими способами стимулировать бизнес. Но ключевое – инвестиционный климат.
Нельзя снижать ставку, ослаблять денежно-кредитную политику без решения проблемы инвестиционного климата, иначе все эти избытки денег окажутся либо за границей, либо на валютном рынке. Нужно быть осторожным, и в принципе Центральный банк таким и является.
Но предприниматели пока не видят своей перспективы, они не знают, какой будет долгосрочная экономическая политика правительства. И повышение налогов только усугубит это, – говорит Александр Абрамов.
Другие эксперты также отмечают, что повышение НДС до 20% может привести к росту инфляции. По некоторым оценкам, рост НДС на 1% может увеличить инфляцию на 0,4-0,6%.
Ранее председатель Госдумы Сергей Нарышкин допустил возможность появления в стране налога для богатых. При этом он отметил, что окончательное решение о введении прогрессивной шкалы налогообложения надо «принимать аккуратно». По словам экономистов, всё это тоже будет способствовать росту серых схем, а не пополнению бюджета.
Реальные доходы падают
Между тем, Росстат сообщает о падении реальных располагаемых доходов россиян (тех средств, которые остаются после уплаты всех обязательных платежей и которые человек может потратить по собственному усмотрению) на 8,3% в августе по сравнению с августом прошлого года. Это максимум за последние семь лет: в августе 2008 года падение составляло 10,7%.
Реальные доходы россиян сокращаются на протяжении 22 месяцев подряд, при этом в июле темпы падения стали ускоряться: в июне доходы упали на 4,8%, в июле – уже на 7,3%. В последний раз прирост реальных доходов в годовом исчислении был зафиксирован в октябре 2014 года.
В номинальном выражении падение доходов граждан России в августе ниже: в среднем доходы сократились на 1,1% и составили около 30,9 тысячи рублей.
В конце июля 2016 года Высшая школа экономики опубликовала итоги исследования уровня жизни россиян: доля людей, которым не хватает денег на покупку одежды и еды, была оценена в 41,4%.
По оценке заместителя министра экономического развития, зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, реальные доходы россиян вернутся на докризисный уровень к 2020 году.
м
Источник: https://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/37300-chto-delaty-s-nalogami-v-kpizis.html