Вс рф вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода — все о налогах

Минфин изменил мнение о подтверждении резидентства иностранной компании (Никифорова Н.В.)

Дата размещения статьи: 07.07.2014

Должна ли иностранная компания ежегодно представлять российской организации, регулярно выплачивающей ей доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве, с которым заключен международный договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения? До недавнего времени позиция Минфина по этому вопросу была категорична: да, должна.

В противном случае об освобождении доходов от налогообложения или о применении пониженных ставок налога на доходы иностранцев, по мнению ведомства, не могло быть и речи: российская организация — налоговый агент обязана произвести удержание налога по установленной законом ставке и уплатить его в бюджет. Суды с чиновниками не соглашались. И, о чудо, Минфин весной 2014 г.

изменил свою позицию, выпустив соответствующие письма. Казалось бы, все. Наконец-то спорная ситуация разрешена.

Но совсем недавно появилось определение ВАС, в котором поддержана позиция контролеров: налоговый агент для применения льготного налогообложения должен располагать подтверждением резидентства иностранной организации, действие которого распространяется непосредственно на период выплаты дохода.

Налоговые нормы

Плательщиками налога на прибыль являются не только российские организации. Иностранные компании в силу п. 1 ст. 246 НК РФ также могут быть плательщиками этого налога, если осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.В п. 4 ст.

286 НК РФ, в частности, сказано: если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в России, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению ее в бюджет возлагается на российскую организацию — налогового агента, выплачивающую указанные доходы.Пунктом 3 ст. 247 НК РФ определено: для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объектом обложения налогом на прибыль признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Эти доходы определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ, в п. 1 которой перечислены их виды. Названные доходы являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой они получены (в натуральной форме, путем погашения обязательств, в виде прощения долга или зачета требований).В силу п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией — налоговым агентом при каждой выплате доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 310 налог не удерживается при выплате доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. Кроме того, п. 3 ст. 310 НК РФ установлено, что при выплате налоговым агентом иностранной организации доходов, которые по международным договорам (соглашениям) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной компанией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.Согласно названной норме при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у России есть международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.При предоставлении иностранным партнером названного подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, такой доход у источника выплаты освобождается от удержания налога или облагается по пониженным ставкам. В противном случае российская организация — налоговый агент обязана произвести удержание налога из доходов иностранной организации по ставкам, предусмотренным НК РФ (в отношении соответствующего вида дохода), и уплатить его в бюджет. При этом п. 2 ст. 312 НК РФ установлена возможность возвратить ранее удержанный и перечисленный в бюджет налог, если подтверждение резидентства иностранной компании появилось у налогового агента после удержания и уплаты налога.

Ежегодно или нет?

Итак, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

Наличие такого подтверждения позволяет налоговому агенту применять льготный режим налогообложения в отношении выплачиваемых доходов: либо эти доходы не облагаются налогом у источника выплаты, либо к ним применяются пониженные налоговые ставки.

Чтобы воспользоваться данными льготами, налоговый агент должен располагать названным подтверждением на момент выплаты дохода иностранному партнеру.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Обязана ли иностранная организация подтверждать свое резидентство ежегодно, если российская компания — налоговый агент, претендующая на применение льготного налогообложения, на регулярной основе в течение нескольких налоговых периодов выплачивает этой организации соответствующие доходы?

Позиция Минфина до 2014 года

Источник: https://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2187

Правомерен ли запрос налоговой справки-подтверждения страны резидентства иностранного контрагента — Электронный Экспресс

Главная → Статьи → Правомерен ли запрос налоговой справки-подтверждение страны резидентства иностранного контрагента

В организации проводится выездная налоговая проверка. Один из иностранных контрагентов получает от организации платежи за право пользования программным обеспечением. Среди прочих документов в своём требовании ИФНС указала на необходимость представления справок-подтверждений страны резидентства иностранных контрагентов.

Насколько обоснованы требования ИФНС в части представления справки-подтверждения страны резидентства указанного контрагента? Каким нормативным актом регламентируется обязанность налогоплательщика запрашивать у иностранных контрагентов такие справки перед заключением доходных или расходных контрактов? Какие штрафные санкции предусмотрены за невыполнение обязанности по запросу указанной справки?

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Этому праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В частности, налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, обязан обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При этом необходимые для проведения проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ).

Для этого налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Касаемо такого документа, как справка-подтверждение страны резидентства иностранных контрагентов: согласно п. 1 ст.

312 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

При представлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Источник: https://www.garantexpress.ru/pravomeren-li-xapros-nalogovoi-spravki-podtverzhdenia-strani-rezidentstva-inostrannogo-kontragenta/

Концепция «фактического получателя дохода» в российской действительности

В условиях современной действительности контролирующие органы начинают обращать более пристальное внимание на все финансовые операции и денежные выплаты, осуществляемые резидентами РФ в пользу иностранных контрагентов.

Если раньше налогоплательщики могли в какой-то мере полагаться на получение защиты со стороны наших правоприменителей (в лице судебных органов), то теперь надеяться на судебное покровительство при рассмотрении подобных дел уже не приходится.

Ключевым вопросом при рассмотрении таких судебных споров является возможность применения положений международного налогового соглашения, заключенного со страной, резидентом которой является получатель соответствующего дохода (иными словами – применение концепции «фактического получателя дохода»).

В чем суть концепции

Концепция фактического получателя доходов заключается в следующем. В соответствии с налоговым законодательством РФ если международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.

Однако в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом, компания, применяющая льготные условия налогообложения, предоставленные международным договором, должна быть готова подтвердить и доказать факт того, что именно она является фактическим получателем дохода:

  • Т.е. она имеет реальное присутствие (real substance);
  • Осуществляет реальную хозяйственную деятельность (сделки, заключаемые ею, имеют реальную хозяйственную/деловую цель).

Подробнее суть и содержание обоих аспектов представлено в таблице ниже:

Правовое обоснование концепции. История развития

Международные соглашения Концепция фактического получателя доходов не является новой в международной практике налогового планирования. Впервые она нашла свое отражение в Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Модельная конвенция является основой для большинства заключаемых соглашений, не являются исключениями и соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими странами, которые предусматривают возможность применения преимуществ соглашений об избежании двойного налогообложения (в том числе льготных ставок) лишь в отношении лиц, имеющих фактическое право на такие доходы, как, в частности, проценты, дивиденды, роялти. Кроме того, практически все соглашения об избежании двойного налогообложения содержат положения о том, что никакие преимущества и льготы по снижению или освобождению от уплаты налогов резиденту договаривающегося государства не применяются и не предоставляются, если главной целью (или одной из главных целей) такого резидента (или лица, связанного с ним) было получение выгод и преимуществ такого соглашения.

Разъяснения контролирующих органов

Источник: https://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/koncepciya-fakticheskogo-poluchatelya-dohoda-v-rossiyskoy-deystvitelnosti.html

Департамент общего аудита по вопросу предоставления подтверждения иностранной организацией налоговому агенту

05.02.2013

Ответ

2. Дата  сертификата за 2012 г. допустим  12 апреля 2012,  а доход выплатили  раньше. Можно ли не удерживать налог?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 312 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 статьи 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Таким образом, нормой пункта 1 статьи 312 НК РФ прямо предусмотрено, что соответствующее подтверждение должно быть представлено налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что, в противном случае у налогового агента возникает обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога из дохода, выплачиваемого иностранной организации.

Читайте также:  Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего - образец - все о налогах

Аналогичная позиция высказывается фискальными органами и судебными инстанциями.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.05 № 990/05 было отмечено следующее:

«…несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 названной статьи Кодекса, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.

В этом случае согласно пункту 2 статьи 312 Кодекса при последующем подтверждении местонахождения иностранного юридического лица производится возврат ранее удержанного налога».

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament_obshchego_audita_po_voprosu_predostavleniya_podtverzhdeniya_inostrannoy_organizatsiey_nalogovomu_agentu.html

Арбитражный суд Дальневосточного округа

Обобщение судебной практики

по вопросам применения налогового законодательства

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Дальневосточного округа на второе полугодие 2015 года проведено обобщение судебной практики по рассмотрению некоторых вопросов, возникающих при разрешении дел, связанных с применением налогового законодательства.

Для подготовки обобщения судебной практики проанализированы дела обозначенной категории,  рассмотренные судом округа в период с 2013 по  2014 годы, 9 месяцев 2015 года.

Анализ статистических данных за указанный период свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению количества рассматриваемых судом кассационной инстанции дел, в том числе, связанных с применением налогового законодательства.

Так, например, если в 2013 году судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов, вынесенных по результатам разрешения 383 налоговых спора, то в 2014 году число таких дел снизилось до 301 спора, а по результатам  работы за 9 месяцев 2015 года составило 128 споров.

Следует отметить, что дела, связанные с применением налогового законодательства, составляют существенную долю в общем числе споров, рассматриваемых административной коллегией Арбитражного суда Дальневосточного округа.

Вопросы, связанные с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)

1.

Налоговый орган обязан по заявлению взыскателя предоставить последнему сведения об имущественном положении должника, а именно: сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; сведения о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; сведения об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

 Обязанности налогового органа установлены пунктом 1 статьи 32 НК РФ. В данной норме приведен конкретный перечень  таких обязанностей, а из пункта 2 статьи 32 НК РФ следует, что налоговый орган несет также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.      

Наличие у судебного пристава-исполнителя и взыскателя по исполнительному производству права обратиться в налоговый орган  с заявлением о предоставлении сведений об имущественном положении должника, и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по предоставлению таких сведений предусмотрены статьей  69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 данной статьи. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Таким образом, взыскатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений об имущественном положении должника.

Однако необходимо учитывать, что право на получение данной информации не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных, прежде всего, с информацией, относящейся к налоговой и банковской тайне, определенной статьей 102 НК РФ и статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Следует отметить, что законодателем установлен исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций взыскателем.

К таким сведениям, как следует из части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, отнесены: сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; сведения о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; сведения об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Примером, отражающим правовой подход к разрешению поставленного вопроса, является дело № А51-32441/2013 Арбитражного суда Приморского края, при рассмотрении которого судами первой и апелляционной инстанций исследовался вопрос об обоснованности и законности требований общества к налоговому органу в части предоставления бухгалтерской отчетности предприятия-контрагента, являющегося его должником.

По результатам рассмотрения заявления, суд первой инстанции, выводы которого поддержал апелляционный суд, признал правомерными действия налогового органа, указывая на отсутствие у него нормативно предусмотренной обязанности по предоставлению взыскателю квартальной бухгалтерской отчетности предприятия-контрагента, поскольку в рассматриваемом случае она не подпадает под исключения, содержащиеся в пункте 1 статьи 102 НК РФ.

Суд округа пришел к выводу об отсутствии у судов правовых оснований для удовлетворения заявления.

При этом, отклоняя доводы взыскателя о том, что отсутствие бухгалтерской отчетности в перечне сведений, установленном частью 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, не отменяет права судебного пристава-исполнителя на доступ к ней, и свидетельствует о том, что данный перечень не является исчерпывающим, указал на установленные ограничения в предоставлении сведений, которые обязан соблюдать налоговый орган в силу требований части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве и статьи 102 НК РФ. Данный вывод сделан  на основании анализа положений части 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве и Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № ВГ-3-10/265, Министерства юстиции Российской Федерации № 215 от 25.07.2000.  

Источник: https://fasdvo.arbitr.ru/node/14180

22:43 Практика рассмотрения налоговых споров с участием налоговых агентов

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Настоящая статья подготовлена на основе анализа арбитражной практики по налоговым спорам с участием налоговых агентов по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Автор статьи исследует правовые вопросы, возникающие при рассмотрении дел указанной категории и представляющие интерес в целях выработки единых подходов по отдельным проблемам правоприменения.

Налоговые споры с участием налоговых агентов можно разделить на следующие группы:

  • споры относительно наличия у проверяемого лица обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налогов в бюджет;
  • споры, связанные с последствиями невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
  • споры, связанные с наличием у проверяемого лица переплаты по налогам, уплачиваемым им как налогоплательщиком, для погашения недоимки по налогам, перечисляемым им в бюджет как налоговым агентом.

Обязанность налогового агента по удержанию
и перечислению налогов в бюджет

Споры относительно наличия у организации обязанности налогового агента по налогу на прибыль возникают, как правило, в связи с выплатой российской организацией доходов иностранной организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, определенных пунктом 2 статьи 310, в валюте выплаты дохода.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

При рассмотрении дел N А13-7472/2008 и А13-7471/2008 установлено, что основанием для привлечения общества к ответственности послужил вывод налогового органа о неправомерном неудержании налога на прибыль с доходов в виде дивидендов за 2005 год, выплаченных иностранной организации в 2007 году.

Суды первой и кассационной инстанций, признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, исходили из того, что иностранная компания зарегистрирована на территории Республики Кипр в соответствии с законодательством этой страны и является резидентом этого государства.

Источник: https://www.taxru.com/blog/2013-11-21-15078

Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус: кем он является – резидентом или нерезидентом России.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами. Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом.

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы России.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода.

Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г.

№ 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход.

То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г.

№ 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в дипломатическом паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в проездном документе беженца и т. д.
Читайте также:  Утвержден перечень документов, которые скоро перестанут требовать у проверяемых - все о налогах

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы.

Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде.

Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (резидент или нерезидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в России.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в Россию.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ).

Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может.

Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал Россию по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

https://www.youtube.com/watch?v=8x6cFk6fv8A

Об этом сказано в письмах Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней).

Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в России:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в России необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в дипломатическом паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы.

Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в России (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

Источник: https://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_fizicheskih_litc/zachem_grazhdaninu_opredeljat_svoj_nalogovij_status/15-1-0-312

Что должна знать российская компания, выплачивая доход иностранной фирме

Иностранная компания получает доход от российской организации. В этом случае последняя зачастую становится налоговым агентом. А значит, ей предстоит исчислить, удержать из доходов иностранца и уплатить в бюджет налоги. Причем это может быть либо НДС, либо налог на прибыль, а возможно, и оба налога одновременно.

Поговорим о том, что должна знать российская компания, выплачивая доход иностранной фирме.

Первое, на что следует обратить внимание при выплате дохода иностранной фирме, наличие у нее представительства в России. Причем поставленного на учет в налоговой инспекции. Тогда российской компании удерживать налоги с доходов иностранца не придется.

Все расчеты по налогам представительство будет проводить самостоятельно. Устного заверения иностранной компании о наличии представительства, конечно же, недостаточно. Нужно получить от него копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Иначе проверяющие обвинят российскую компанию в том, что она не исполнила обязанности налогового агента(1).

Причем эту копию следует заверить нотариально, как того требует глава 25 Налогового кодекса.

Перейдем к особенностям удержания и расчета налогов с доходов иностранной организации.

В статье 161 Налогового кодекса предусмотрено несколько категорий налоговых агентов по НДС. Одна из них — это российские компании, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранного лица. Однако сам факт такой покупки еще не говорит о том, что организация автоматически становится налоговым агентом.

Прежде всего необходимо разобраться с местом реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ). Ведь если этим местом не является территория Российской Федерации, то объект обложения НДС отсутствует. А значит, и обязанности налогового агента у покупателя тоже не возникнут.
Определить место реализации товаров, как правило, не составляет труда.

Товары признаются проданными на территории РФ, если соблюдено одно из 2 условий, предусмотренных статьей 147 Кодекса:

  • товары находятся в России, не отгружаются и не транспортируются. Например, это тре­бование может быть выполнено при по­купке у иностранца недвижимого имуще­ства, расположенного на территории РФ
  • в момент начала отгрузки или транспорти­ровки товары находятся в России. Если нет, то местом реализации РФ не считается и операция по продаже товаров НДС не облагается.
Читайте также:  Будущей маме полагаются либо декретные, либо зарплата - все о налогах

Место реализации работ (услуг) определяют в соответствие со статьей 148 Налогового кодекса. В отношении услуг и работ, связанных с недвижимостью, все ясно: нужно ориентироваться на место нахождения данного имущества.

Например, если иностранный подрядчик проводит капитальный ремонт здания, находящегося в России, то ремонтные работы считаются выполненными на территории РФ. Следовательно, российский заказчик должен будет при выплате дохода иностранцу удержать НДС.

Аналогичным образом следует поступать и в отношении работ (услуг), связанных с движимым имуществом, а также воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ. К ним относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

Если работы (услуги) нельзя привязать к конкретному движимому или недвижимому имуществу, все сложнее. Надо рассматривать каждую работу (услугу) в отдельности.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса перечислены все те услуги и работы, в отно­шении которых нужно ориентироваться на местонахождение покупателя (заказчика).То есть если покупателем является российская организация, то данные работы (услуги) счи­таются оказанными на территории РФ.

Это, например, услуги по разработке компьютер­ных программ, консультационные, юридиче­ские, рекламные, маркетинговые услуги, НИОКР и т. д. Перечень этих работ (услуг) яв­ляется закрытым. В отношении работ и услуг, в нем не указанных, место реализации опре­деляют по месту нахождения исполнителя.

К примеру, российская организация приоб­ретает у иностранной компании услуги за границей (бронирование мест в отелях, аренда конференц-залов, услуги переводчиков и транспортные услуги). В этом случае такие услуги считаются оказанными за пределами РФ.

Следовательно, российская компа­ния не должна исполнять обязанности налогового агента. Это подтвердил и Минфин России в одном из своих разъяснений(2).

Отдельно регулируется оказание иностранной компанией услуг по перевозке товаров.

Услуги по транспортировке товаров, а также услуги, связанные с этим процессом, считаются реализованными на территории России в случае, если они оказаны российским перевозчиком и к тому же пункт отправления или пункт назначения находятся на территории РФ. Это установлено подпунктом 4.

1 пункта 1 статьи 148 Кодекса. Так как в данной норме говорится исключительно о российских организациях, которые оказывают эти услуги, можно сделать вывод, что местом оказания транспортных услуг иностранцами всегда считается иностранное государство.

Даже если пункт отправления или пункт назначения находятся на территории России. Следовательно, объекта налогообложения у иностранного перевозчика не возникает, а значит, удерживать НДС российская компа­ния не должна. Данный вывод подтверждает и финансовое ведомство(3).

В рассматриваемой ситуации налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС(4). То есть сумму налога, которую нужно удержать, исчисляют по расчетной ставке 18/118 (10/110).

На эту величину НДС будет уменьшен доход, который получит иностранец. Причем если речь идет о приобретении работ или услуг (а не товаров), то уплатить налог нужно одновременно с перечислением дохода иностранной компании(5).

То есть в банк представляют 2 платежных поручения: одно — на перечисле-ние денежных средств иностранцу, другое — на перечисление НДС в бюджет. Право на вычет налога российская организация получит в том периоде, в котором произошла его уплата(6).

По поводу оплаты товаров иностранному поставщику в пункте 4 статьи 174 Кодекса ничего не сказано. Из этого можно сделать вывод, что особый порядок уплаты НДС для этого случая не предусмотрен.

Значит, платить налог российская фирма, исполняющая обязанности налогового агента, при покупке у иностранца товаров, местом реализации которых признается Россия, должна в общем порядке.

То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом, в котором эти товары оплачены(7).

Нередко иностранные контрагенты оказывают услуги (выполняют работы) при условии внесения предоплаты. Нужно ли российскому покупателю в момент перечисления аванса рассчитывать и удерживать НДС? Давайте разберемся. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога.

При буквальной трактовке данной нормы можно сделать вывод, что база по НДС образуется только при реализации. Тогда как полученный иностранцем аванс нельзя считать доходом от реализации, поскольку на момент его получения обязанность по оказанию услуг (вы­полнению работ) еще не выполнена.

Тем не менее налоговое ведомство считает, что при перечислении авансового платежа иностранной организации российская компания как налоговый агент обязана удержать и перечислить в бюджет НДС. Данное мнение содержится, в частности, в письме МНС России от 24 сентября 2003 года № ОС-6-03/995. Мы данную позицию разделяем.

Ведь, если не удержать НДС при уплате аванса, другой воз­можности у налогового агента может уже и не представиться.

Отметим, что исчислять НДС по расчетной ставке можно только в отношении договоров, цена которых сформирована с учетом налога. В противном случае, по мнению Минфина России, российскому заказчику следует самостоятельно определить налоговую базу по НДС (доход от реализации).

То есть увеличить указанную в договоре стоимость на сумму НДС по ставке 18 процентов (10%). В результа­те организация должна уплачивать налог в бюджет за счет собственных средств.

При этом исчисленная и уплаченная покупателем сумма налога, по существу, является удержанной из возможного дохода иностранца(8).

При уплате НДС за счет собственных средств российский покупатель имеет право на вычет налога(9). Для этого должны быть выполнены условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 171 Кодекса. А именно:

  • товары (работы, услуги) приобретены для облагаемых НДС операций;
  • при их покупке налоговый агент удержал НДС из доходов налогоплательщика и уплатил в бюджет.

Налоговый кодекс не содержит требований о составлении налоговым агентом счета-фактуры.

В то же время в книге продаж должны быть зарегистрированы выписанные (выставленные) счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налоговых агентов(10).

Так, в письме от 11 мая 2007 года № 03-07-08/106 Минфин России указал, что такие счета целесообразно составлять в 2 экземплярах. При этом первый экземпляр следует регистрировать в книге продаж, а второй экземпляр — в книге покупок по мере возникновения права на налоговый вычет.

Перечень доходов иностранца, при выплате которых российская компания обязана удержать налог, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса. К ним, в частности, относятся дивиденды, проценты по займам и т. д.

Этот перечень не является закрытым, так как последними в нем значатся «иные аналогичные доходы».

Вместе с тем в пункте 2 указанной статьи приводятся виды доходов, с которых источник выплаты не должен удерживать налог на прибыль.

Если такое соглашение (договор, конвенция) имеется, то нужно посмотреть, в каком государстве согласно ему уплачивается налог с интересующего вида дохода. Убедившись, что налог платится в другом государстве, российская компания может перечислить оплату иностранцу без удержания налога.

При этом необходимо убедиться, имеет ли иностранный контрагент постоянное местонахождение в стране, с которой Россия заключила международный договор. Для этого российской компании необходимо получить подтверждающий документ от иностранца.

Причем представить его последний должен до выплаты дохода. Если документ составлен на иностранном языке, зарубежному партнеру необходимо позаботиться о переводе его на русский язык.

Бумага должна быть заверена компетентным органом соответствующего иностранного государства(11).

Во избежание проблем при проверке желательно также проставить на документе апостиль. Если на момент выплаты дохода иностранец не представит необходимый документ, то российская компания обязана удержать налог и перечислить его в бюджет(12).

Впрочем, этот налог потом можно будет вернуть. Для этого иностранец должен направить в инспекцию налогового агента следующие документы:

  • заявление на возврат налога;
  • подтверждение того, что иностранец на момент выплаты дохода имел постоянное местонахождение в государстве, с которым Россия имеет международное соглашение
  • копии договора, а также копии платежных документов, подтверждающих перечисление налога.

Обратите внимание, что официально форма документа, подтверждающего место регистрации иностранной компании, не утверждена. Благодаря чему инспекторы зачастую не принимают имеющиеся у российских организаций бумаги. Разъяснения о форме данного документа можно найти в пункте 5.

3 раздела II методических рекомендаций налоговым органам(13). Там сказано, что подтверждением могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме.

Указанные справки должны содержать примерно следующую формулировку: «Подтверждается, что организация (наименование организации) является (являлась) в течение (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в (указывается государство) в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)».

При этом свидетельство о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т. п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение фирмы в иностранном государстве. Согласны с данной нормой и специалисты налогового ведомства(14).

Однако ни методичка, ни письма налогового ведомства к актам законодательства о налогах и сборах не относятся. Поэтому организации могут не следовать указанным в них разъяснениям. Тем более что подобные требования в Налоговом кодексе не содержатся.

Правда, в таком случае компаниям, скорее всего, придется обращаться в суд, чтобы доказать свое право не удерживать налог с выплат иностранцам.
Арбитражная практика по данному вопросу положительная.

Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 27 июля 2006 года № КА-А40/6592-06 признал в качестве доказательства постоянного местонахождения иностранца письмо налогового управления министерства финансов США.

Причем в документе не был указан период, в отношении которого подтверждается местопребывание лица на территории иностранного государства. Суд посчитал, что дата составления документа свидетельствует о том, что речь идет о налоговом периоде, на который приходится эта дата.

Если же согласно международному соглашению налог может (должен) уплачиваться в России, то следует выяснить, нет ли ограничения максимальной ставки налога.

При от­сутствии такого лимита налоговый агент удерживает налог по ставкам, предусмотрен­ным статьей 284 Кодекса.

Например, налого­вая ставка на доходы иностранных организа­ций в виде процентов по предоставленным займам составляет 20, а по дивидендам -15 процентов.

По окончании отчетного (налогового) периода налоговый агент обязан подать в инспекцию вместе с прибыльной декларацией информацию о суммах выплаченных иностранным компаниям доходов и удержанных налогов(15). Сделать это нужно в форме налогового расчета(16).

Некоторые компании не представляют такой документ, полагая, что это не обязательно, если выплата иностранцу дохода не сопровождалась удержанием налога. Однако в инструкции по заполнению налогового расчета(17) говорится, что его необходимо составлять в отношении любых выплат в пользу иностранных фирм.

За нарушение данного правила российская организация может быть оштрафована по статье 126 Налогового кодекса.

Между тем, как отмечалось, представлять сведения должны налоговые агенты, а не российские организации, производящие вы­платы иностранным компаниям.

В свою очередь, налоговым агентом признается лицо, на которое Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)(18).

Таким образом, если организация не обязана удерживать налог с доходов иностранца, то налоговым агентом назвать ее нельзя. Соот­ветственно, и представлять в инспекцию на­логовый расчет она не должна. Данный вывод подтверждают и некоторые суды.

ПостановлениеФАСВолгоВятскогоокруга от 31 октября 2005 г. А82-15312/2004-14

ОАО «Автодизель» выплачивало доход иностранной компании «Фередей Холдингз Лими-тед», зарегистрированной и расположенной в Ре­спублике Кипр, о чем ему предъявлено соответ­ствующее подтверждение, а также постоянным представительствам иностранных организаций «КПМГ Лимитед» и «American Appraisal (AAR), Inc.» на территории России. Отношения Общества с на­званными иностранными организациями относят­ся к тем случаям, когда исчисление и удержание налога с выплаченных этим организациям доходов источником выплаты доходов не производится.

Таким образом, в рассматриваемом случае ОАО «Автодизель» не выполняет обязанности на­логового агента и, соответственно, у него отсут­ствует обязанность по представлению сведений, указанных в пункте 4 статьи 310 Кодекса.

Однако существует и противоположная арбитражная практика. Примером тому слу­жит Постановление ФАС Уральского округа от 21 декабря 2005 года № Ф09-5846/05-С7.

Судьи отметили, что российская компания, получившая подтверждение о постоянном местонахождении иностранца в государстве, с которым у России заключен международ­ный договор, не утрачивает статуса налого­вого агента.

Указанные обстоятельства по­зволяют лишь освободить такой доход от удержания налога у источника выплаты.

Источник: https://delovoymir.biz/chto_dolzhna_znat_rossiyskaya_kompaniya_vyplachivaya_dohod_inostrannoy_firme.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]