Акт проверки не может считаться подтверждением переплаты налога — все о налогах

9. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗЛИШНЕЙ УПЛАТЫ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНИ, ШТРАФА

9.1. Может ли налогоплательщик, претендующий на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налога (сбора, пени, штрафа), но не имеющий платежных (первичных) документов, подтверждающих их уплату, подтвердить свое право имеющимися у него выписками из лицевых счетов, справками о состоянии расчетов, актами сверки расчетов (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32, ст. 78 НК РФ)?

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 указано, что право налогоплательщика на зачет и возврат из бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты.

Это подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Кроме того, факт переплаты должен выявляться путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Возникает вопрос: может ли налогоплательщик, не имеющий платежных документов, претендовать на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм только на основании сведений, содержащихся в справках о состоянии расчетов с бюджетом, актах сверки расчетов, выписках из лицевых счетов?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Имеются судебные акты с выводом о том, что формируемые на основании лицевых счетов налогоплательщика выписки, справки о состоянии расчетов, акты сверки не являются достаточным доказательством наличия переплаты, поэтому не могут служить основанием для ее возврата (зачета).

Вместе с тем есть постановление суда с противоположным выводом.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Выписки из лицевых счетов, справки о состоянии расчетов, акты сверок не являются доказательством наличия переплаты

Постановление ФАС Московского округа от 30.12.2013 N Ф05-16324/2013 по делу N А40-13030/13

ФАС установил, что на требование суда первой инстанции представить доказательства заявленной к возврату переплаты общество не представило ни одного документа, кроме акта сверки.

Суд указал, что данный акт не является безусловным подтверждением наличия переплаты и, учитывая пресекательные сроки на ее возврат, не может считаться единственным основанием для удовлетворения требования о возврате.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.11.2013 по делу N А70-11931/2012

ФАС установил, что налогоплательщик не представил доказательств имеющейся у него переплаты. Было отмечено, что само по себе наличие акта сверки расчетов без представления первичных документов (платежных поручений, первоначальных и уточненных деклараций) не может служить доказательством излишней уплаты налога.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=7078

Как произвести сверку взаимных расчетов с бюджетом

04 августа 2016

Практически каждое предприятие проходило процедуру сверки с бюджетом. Что это за процедура? В каких случаях обязательна? Что такое акт сверки? Порядок сверки и ее сроки — ответы на все перечисленные вопросы в статье Фирммейкер.

Что такое сверка расчетов с налоговой

Сверка расчетов с налоговой — это инвентаризация расчетов с бюджетом. Практически это выглядит как подача запроса в налоговую службу, получение акта сверки, выяснение причин расхождение, подача уточнений.

При сверке может обнаружиться не только недоимка, но и переплата, которую организация может зачесть в счет предстоящих платежей или вернуть на расчетный счет.

Проведение сверки позволяет также выявить ошибочное начисление налогов и пеней.

Когда сверка расчетов с бюджетом обязательна

Основным документом, который регламентирует порядок сверки, является Приказ ФНС России № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками..». Кроме того, в соответствии со ст.11 ФЗ 402-ФЗ «О бухучете» установлено, организациям следует проводить инвентаризацию активов и обязательств. К последним как раз и относится задолженность перед бюджетом.

Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • по инициативе налогоплательщика;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

По собственной инициативе целесообразно проводить сверку при смене главного бухгалтера, при зачете и возврате налогов.

Порядок подачи заявления для сверки расчетов с бюджетом

1

Подача заявления лично. Для проведения сверки с бюджетом необходимо подать соответствующее заявление (форма налоговой, образец фирммейкер) в налоговую. Заявление может быть направлено по почте, передано лично или через представителя, имеющего нотариально заверенную доверенность, а также через электронный кабинет налогоплательщика.

На бумажном носителе заявление для сверки расчетов с бюджетом может быть составлено в произвольном виде с обязательным указанием следующих данных:- реквизиты организации (ИНН, КПП, ОГРН, название, юридический адрес, контактное лицо, номер телефона);- информация обо всех налогах (пенях, штрафах, процентах) с указанием их  кода КБК, кода ОКТМО (ОКАТО), по которым необходима сверка;

— период, за который должна быть произведена сверка, и на какую дату.

Лучше всего заявление сдать в налоговую инспекцию лично (или доверенному лицу), т.к. это будет способствовать ускорению начала сверки. Кроме того, благодаря штампу из налоговой инспекции о принятии заявления, будет точно известна дата, с которой начнет исчисляться срок проведения сверки. Однако, можно отправить и по почте.

Законодательством не ограничен период, которым может быть охвачена сверка взаимных расчетов с бюджетом.

2

Подача заявления через Интернет. Налогоплательщики, предоставляющие отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), могут запрашивать и получать акт сверки по Интернету. Мы рекомендуем соблюдать следующий алгоритм:

2.1 бухгалтер отправляет в свою налоговую по ТКС заявление о проведении сверки расчетов с бюджетом. Это стало возможным благодаря услуге «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».

Здесь можно направлять запросы и получать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам; получать акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Для того, чтобы можно было воспользоваться данной услугой, необходимо наличие квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, который выдается Удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров Минкомсвязи России, участником которой является и ФНС России (см.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ). Для того, чтобы можно было отправить запрос на сверку с бюджетом через Интернет, необходим ряд технических условий, перечисленных на сайте ФНС. Обязательное условие — установка сертификата ключей проверки электронной подписи.

Детально описывать формирование заявления нет смысла, процедура понятна интуитивно. Отметим лишь, для того, чтобы сформировать заявление, необходимо верно выбрать налоговые обязательства. С этой целью при помощи флажков отмечаются необходимые налоговые обязательства, после чего нажимается кнопка «Выбрать».

Для исключения выбранных налоговых обязательств из запроса, необходимо отметить их флажками во второй таблице и нажать на кнопку «Исключить». После того, как Вы отметите все необходимые пункты, следует нажать на кнопку «Подписать и отправить». При этом будет сформирован файл заявления в формате *.

xml, который и отправиться в налоговый орган. Заявление подписывается автоматически с использованием того КСКПЭП, при помощи которого был осуществлен вход в Личный кабинет. При нажатии на кнопку «Просмотреть» можно просмотреть печатную форму заявления.

Наблюдать за ходом рассмотрения заявления можно на странице «Информация о направленных в налоговый орган документах».

2.2 После получения акта налогоплательщиком налоговому органу отправляется подтверждение в виде электронного извещения. Справка передается налогоплательщику в течении пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса. 

Оформление акта сверки взаимных расчетов

Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками формируется акт сверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ «Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам».

В случае, если не выявлены расхождения в расчетах, то срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней. Если будут выявлены расхождения между данными налогового органа и налогоплательщика, этот срок увеличивается до 15 рабочих дней.

Расхождения могут быть выявлены по различным видам налогов, сборов, по штрафам, по пеням.

Данные о расхождениях Сроки проведения сверки, формирования и оформления акта
Расхождений с данными налоговых органов нет 10 рабочих дней
Расхождения с данными налоговых органов есть 15 рабочих дней

При составлении акта сверки документ визируется подписями налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Один из экземпляров акта сверки в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки по почте.

При личном вручении акта сверки на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя). При наличии расхождений, осуществляется сверка по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика с целью устранения причины возникших разногласий.

Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки.

Если ошибка была совершена по вине налогового органа, то она должна быть исправлена в течение не более 5 рабочих дней, после чего о проведенной работе в отдел работы с налогоплательщиками направляется служебная записка (отрывная часть). После того, как все служебные записки будут получены, в базе данных в течение трех рабочих дней формируется акт сверки расчетов с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах.

Для чего нужен акт сверки расчетов с бюджетом

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kak-proizvesti-sverku-vzaimnykh-raschetov-s-byudzhetom

Акт камеральной налоговой проверки: получение решения и обжалование акта

  • Возражения по акту проверки

    В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик имеет право в течение 15 рабочих дней с момента получения акта проверки подать возражения по этому акту.

    Однако не всегда такие возражения выгодно подавать. Дело в том, что по итогам рассмотрений возражений. Инспекция вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    Читайте также:  Плата за землю под строительством формирует стоимость ос - все о налогах

    Формально они назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

    Однако, на практике, основной целью проведения дополнительных мероприятий является сбор доказательств, направленных на опровержение возражений налогоплательщика – назначение экспертиз, проведение опросов и т.д.

    Поэтому, чтобы избежать подобных дополнительных мероприятий – иногда нет смысла подавать возражения, тем более что это не препятствует дальнейшему обжалованию акта проверки.

    Подробнее об услуге подготовка возражений по акту проверки Вы можете узнать здесь

  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган

    Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    Срок на подачу апелляционной жалобы строго ограничен – это 10 рабочих дней с момента получения решения по итогам проверки.

    Кроме того, важно понимать, что подача апелляционной жалобы – это обязательная досудебная процедура. Если апелляционная жалоба на подавалась, обращение в арбитражный суд не возможно – суд просто оставит дело без рассмотрения.

    Подробнее об услуге подготовка апелляционной жалобы Вы можете узнать здесь

  • Судебное разбирательство

    Если Вы исчерпали все возможности для досудебного обжалования, необходимо подавать заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения налогового органа.

    Данная процедура достаточно длительная. Судебное разбирательство может длиться 3-5 месяцев.

    В это время налоговый орган вправе обратиться за взысканием налогов, пеней и налоговых санкций со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке.

    Для этого сначала выносится требование об уплате налога, а затем – если оно не оплачено в добровольном порядке – на счета налогоплательщика направляется инкассовое поручение.

    Естественно, что подобный порядок взыскания не учитывает, что после признания незаконным решения налогового органа — возвратить излишне взысканные налоги занимает большое количество времени.

    Единственным выходом из сложившейся ситуации мы видим в обращении в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер – в виде запрета на бесспорное взыскание данных сумм.

    Другой важный момент заключается в том, что мало получить решение суда в вашу пользу. Нужно еще сделать так, чтобы инспекция его быстро и правильно исполнила.

    Арбитражно-процессуальный кодекс устанавливает, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

    Однако, многие инспекции начинают ссылаться на то, что еще не прошел срок апелляционного обжалования и они будут подавать жалобы в вышестоящий суд и только после этого можно будет говорить об исполнении решения суда.

    Неважно намеренно или по незнанию инспекция путает эти понятия, однако наш опыт дает возможность избежать подобного «недопонимания». Как правило, грамотно составленное письмо снимает все вопросы со стороны самых дотошных инспекторов и решение суда исполняется.

    Подробнее об обжаловании решения налогового органа в судебном порядке Вы можете узнать здесь

  • Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/akt-decision-desktop-audit/

    Возврат и зачет переплаченных налоговых платежей

    В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, сборов, пени, штрафов. В свою очередь, налоговый орган обязан осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм (статья 32 Кодекса).

    Возникновение переплаты свидетельствует о том, что налогоплательщиком уплачены добровольно или с налогоплательщика взысканы принудительно денежные средства, размер которых превышает сумму налоговых платежей, подлежащих уплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Зачет или возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления средств. Не считаются переплатой суммы денежных средств, не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов и внебюджетных фондов.

    Проведение зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм регулируется статьями 78 и 79 главы 12 НК РФ, порядок зачета и возврата распространяется на налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

    https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

    Процедуры зачета — возврата могут иметь несколько вариантов развития в зависимости от причин образования переплаты.

    Излишняя уплата налога может быть связана с ошибкой в платежном поручении, с приданием законодательству, улучшающему положение налогоплательщиков, обратной силы или в связи с ошибками в исчислении налога: неверном определении налоговой базы, не использованием вычетов, неправильном расчете налога с применением повышенной налоговой ставки и т.д.

    После обнаружения налогоплательщиком переплаты ему нужно тщательно подготовиться к подаче в налоговый орган заявления о зачете или возврате сумм налога, поскольку подача заявления может служить сигналом для проведения выездной налоговой проверки.

    Сроки для осуществления налогоплательщиком своего права на зачет или возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов являются пресекательными. Пропуск этих сроков влечет отказ в проведении зачета — возврата.

    Заявление о возврате излишне уплаченных налоговых платежей может быть подано в течение трех лет со дня, когда произошла излишняя уплата.

    Срок для подачи заявления о зачете НК РФ прямо не определен. Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 г. № 2046/04 указал, что для подачи заявления о зачете излишне уплаченных платежей следует руководствоваться таким же сроком, который установлен Кодексом для подачи заявления о возврате.

    Началом течения срока является день, следующий за днем излишней уплаты налога (статья 6.1 НК). Днем окончания — соответствующий день последнего третьего года срока.

    Иными словами, если излишняя уплата произошла 26 июля 2004 года, то срок подачи заявления о зачете или возврате истечет 27 июля 2007 года.

    Когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    При пропуске данного срока лицо может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. Согласно Определению Конституционного суда РФ от 21.

    06.2001 г. № 173-О в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса РФ).

    Заявление о возврате излишне взысканных налоговых платежей может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания, а исковое заявление в суд — в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налоговых платежей. Таким же сроком следует руководствоваться при подаче заявления о зачете излишне взысканных сумм.

    Налоговым кодексом предусмотрена обязательность досудебного порядка урегулирования спора о зачете — возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей.

    Налогоплательщик вправе обратиться с иском в суд только в случае, если он получил отказ в проведении процедуры зачета — возврата, либо соответствующее заявление налогоплательщика не было рассмотрено налоговым органом в установленные сроки.

    На судебное рассмотрение может быть вынесен спор о размере переплаты. К исковому заявлению в суд нужно обязательно приложить доказательство соблюдения досудебного порядка урегулирования спора: копию заявления о зачете (возврате) в налоговый орган и результаты его рассмотрения.

    Налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести выверку уплаченных налогов. Порядок проведения данной процедуры НК не регулируется.

    Совместная выверка может производиться путем сверки начислений налога, отраженных в налоговых декларациях и решениях налогового органа о доначислении налогов по результатам налоговых проверок, с фактом уплаты налогов: налогоплательщик представляет доказательства уплаты — копии платежных поручений, выписки с расчетных счетов. Налоговый орган сверяет представленные документы с лицевыми счетами, отражающими фактическое поступление налогов в бюджет.

    Результаты проведенной совместной выверки уплаченных налоговых платежей оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

    Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Если налогоплательщик состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений, решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей, поступивших в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, принимается тем налоговым органом, который осуществляет учет указанных платежей.

    Приказом ДНС России от 15.09.2005 № САЭ-3-19/446@ утверждены методические рекомендации по ведению информационного ресурса по зачетам и возвратам (в нем отражаются операции, проводимые налоговым органом при проведении соответствующих процедур).

    Суммы налоговых платежей, излишне уплаченные (взысканные) налогоплательщиком по месту нахождения одного его структурного подразделения, подлежат зачету в счет погашения задолженности другого структурного подразделения по заявлению налогоплательщика.

    Заявление о зачете подается налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения его структурного подразделения с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности структурного подразделения налогоплательщика, находящегося в другом субъекте Российской Федерации.

    Решение о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных налогов принимается налоговым органом как по заявлению налогоплательщика, так и самостоятельно.

    Возврат не производится при наличии недоимки по налогам и сборам или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду). При таких обстоятельствах излишне уплаченные (взысканные) суммы засчитываются в погашение недоимки и задолженности.

    После вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов в счет погашения имеющейся задолженности обязанность по уплате налога считается исполненной.

    С этого момента на недоимку перестают начисляться пени, налоговый орган должен отменить принятые меры принудительного взыскания задолженности, а также меры обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, например, решение о приостановлении операций по счетам.

    Решение о зачете излишне уплаченных налоговых платежей в счет погашения задолженности по налоговым платежам и в счет уплаты текущих налоговых платежей принимается налоговым органом в течение 5 дней и доводится до сведения налогоплательщика не позднее двух недель со дня подачи налогоплательщиком заявления о зачете.

    Читайте также:  В фсс подготовили формы заявления и справки - расчета для возмещения пособий в 2017 году - все о налогах

    Срок принятия решения о зачете излишне взысканных сумм статьей 79 Кодекса не установлен. Условием проведения зачета в счет погашения задолженности или предстоящих платежей является направление сумм в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была произведена излишняя уплата (излишнее взыскание).

    Направление денежных средств в счет уплаты текущих платежей оправдано только в случае, если сумма налога, подлежащая уплате определена, но срок ее уплаты еще не наступил. В ином случае, то есть, когда налоговая база окончательно не сформирована, целесообразней подавать заявление о возврате переплаты.

    Зачет излишне уплаченных и излишне взысканных с налогоплательщиков налоговых платежей производится в определенной очередности.

    В частности, в первую очередь погашается задолженность по тому же налогу, а затем пеням по налогу. Во вторую очередь погашается имеющаяся задолженность по иным налогам, подлежащая уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который направлена излишне уплаченная или излишне взысканная сумма, а затем пеням по ним.

    После погашения задолженности в порядке очередности суммы излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей подлежат возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

    Решение о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налоговых платежей принимается налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

    Возврат сумм излишне уплаченных налоговых платежей производится в течение одного месяца со дня подачи такого заявления.

    В случае признания факта излишнего взыскания налоговых платежей, решение о возврате излишне взысканных сумм, а также процентов, начисленных на эти суммы в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 Кодекса, принимается в течение двух недель со дня регистрации налоговым органом заявления налогоплательщика.

    В Налоговом кодексе отсутствует порядок компенсации налогоплательщику ущерба, причиненного незаконным взысканием штрафов: начисление процентов на излишне взысканные суммы распространяется только на налог и пеню.

    Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется не позднее одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате. В случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных налоговых платежей возврат осуществляется в течение одного месяца после вынесения такого решения.

    Решение о зачете (возврате) передается в органы федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по месту уплаты (удержания) налога (сбора), которые являются исполнителями принятых налоговым органом решений о зачете (возврате).

    Возврат считается состоявшимся с момента поступления суммы в банк, в котором открыт счет налогоплательщика.

    Источник: https://3ys.ru/rezultaty-nalogovykh-proverok-zashchita-interesov-storon-nalogovykh-otnoshenij/vozvrat-i-zachet-pereplachennykh-nalogovykh-platezhej.html

    Алгоритм возврата переплаты по налогам

    Обязанность уплаты налоговых платежей и обязательных сборов возникает у всех бизнесменов одновременно с началом деятельности. В процессе работы у многих компаний и индивидуальных предпринимателей образуется переплата по налогам, имеющая различные причины и последствия.

    Причины образования налоговых переплат

    Все возникающие переплаты по налогам являются следствием ряда причин:

    • естественного происхождения. Такая переплата образуется по логичным и понятным основаниям. Пример: компания – плательщик УСНО (доходы минус расходы) в течение 3-х кварталов перечисляла авансовые платежи, но в 4 квартале получила убыток. Сумма авансовых перечислений превышает минимальный налог, в результате образовалась переплата по упрощенному налогу;
    • счетные ошибки – распространенная причина, приводящая как к переплате, так и к недоимке налога. Когда обнаружена ошибка в вычислениях, бухгалтер подает уточненную декларацию и делает необходимые корректировки в учете;
    • неверное заполнение реквизитов платежных поручений. Пример: бухгалтер организации перепутала КБК и в итоге по одному налогу возникает переплата, по другому – числится недоимка, на которую начисляются пени.

    Чаще всего для правильного зачисления налога компании достаточно подать в налоговый орган заявление, суть которого – уточнение платежа (пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ).

    Действия плательщика, имеющего налоговую переплату

    Переплата по налогу на прибыль или иному налоговому платежу может быть устранена одним из следующих способов (ст. 78 Налогового законодательства РФ):

    1) зачет излишне перечисленной суммы в счет будущих отчислений по этому или другому налогу. В этом случае плательщику требуется подать в налоговую службу заявление соответствующего содержания. При этом важно помнить, что зачитывать можно суммы налогов, имеющих один вид (федеральные, местные или региональные) – пункт 1 ст278 Налогового законодательства РФ;

    2) возврат переплаты на банковский счет компании. Период рассмотрения данного заявления налогоплательщика сотрудниками ИФНС – 1 месяц.

    В случае, если организация имеет недоимки перед налоговым органом по другим обязательным платежам или штрафным санкциям, возвращаемая сумма переплаты уменьшается на эту задолженность.

    Иными словами, сначала делается зачет переплаты по налогам, а разница – перечисляется на расчетный счет компании.

    Форма заявления на зачет или возврат находятся в Приказе ФНС №ММВ-7-8/90@ от 03.03.2015г. (Приложения №8 и №9 соответственно).

    Стоит заметить, что возвращают деньги налоговые органы весьма неохотно, если подана уточненная декларация с уменьшением суммы налога – чаще всего инициируется камеральная проверка для подтверждения правомерности бизнесмена сократить налоговые платежи.

    Переплачен налог на прибыль: как произвести зачет или возврат

    В отношении переплаченного в бюджет налога на прибыль действуют общие правила возврата и зачета:

    • срок давности – 3 года с момента образования налоговой переплаты (пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса России);
    • совершение любых действий с переплатой, образованной в результате подачи уточненной декларации, возможны по истечению 3-х месяцев (срок проверки налоговыми сотрудниками сданной отчетности) – это обстоятельство зафиксировано в пункте 2 ст. 88 НК Российской Федерации;
    • форма заявления носит произвольный характер, что вытекает из положений ст. 78 НК РФ (а именно – пунктов 4 и 6). Единственное требование к форме обращения – составление на фирменном бланке, наличие подписи руководителя. Отправка заявления может быть осуществлена как на бумажном, так и на электронном носителе;
    • зачет или возврат налоговой переплаты возможны лишь после проведения сверки расчетов налогоплательщика и ИФНС. С этой целью компания запрашивает в инспекции справку о расчетах с бюджетом – данный документ является подтверждением факта переплаченной суммы. Справка о расчетах по налогам и сборам также показывает, есть ли у организации недоимки по иным обязательным платежам и штрафам;
    • принятое налоговым органом решение о произведении возврата, зачета или отказа оформляется в письменном виде и направляется компании или ИП в 5-дневный срок с момента издания соответствующего акта (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса России).

    Налог на прибыль относится к категории федеральных обязательных платежей на основании статьи 13 НК РФ и зачет переплаченной суммы возможен лишь в отношении таких же налогов и сборов:

    • самого налога на прибыль будущих периодов;
    • НДС;
    • подоходного налога;
    • пеней, штрафов по налогам федерального уровня.

    Заявление о возврате излишне уплаченного налога должно содержать корректные банковские реквизиты, на которые ожидается перевод выявленной суммы налоговой переплаты. Орган, выполняющий перечисление – Федеральное казначейство, действующее по поручению ИФНС.

    Срок возврата налоговой переплаты – не более 1 месяца с момента подачи бизнесменом заявления в налоговую инспекцию (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

    При этом бухгалтер компании делает следующую проводку в учете: Дебет 51 Кредит 68 (субсчет налога, по которому выявлена переплата).

    Налоговые последствия переплаты по НДФЛ

    Подоходный налог – средства работников, перечислением которых занимается налоговый агент – работодатель. Переплата налога НДФЛ имеет свои нюансы. Во-первых, подоходный налог относится к разряду прямых платежей и рассчитывается по разным ставкам (в зависимости от принадлежности физического лица и его дохода к той или иной группе).

    Во-вторых, возврат НДФЛ возможен лишь в случае его некорректного расчета налоговым агентом и подачи физическим лицом в налоговую инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ.

    Переплата, причиной которой является счетная ошибка или опечатка, не может быть возвращена из бюджета. Об этом говорится в письме ИФНС РФ № ЕД-4-3/10764 от 04.07.2011г.

    Так как подоходный налог – средства физических лиц, уплата в бюджет излишней суммы по данному КБК неправомерна.

    Налогоплательщик может написать заявление в инспекцию с просьбой вернуть ему ошибочно перечисленные деньги, но зачастую органы ФНС отказывают компаниям.

    Источник: https://nebopro.ru/algoritm-vozvrata-pereplaty-po-nalogam/

    Возражения на акт налоговой проверки

    Что такое возражения на акт налоговой проверки?

    Возражения на акт налоговой проверки — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).

    Возражения могут быть поданы следующими способами:

    • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
    • по почте.

    Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

    Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную.

    Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.

    Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

    Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

    По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

    Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

    Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

    Читайте также:  На какой срок предоставляется налоговый кредит? - все о налогах

    При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

    Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

    Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

    Оформление и содержание возражений

    Возражения составляется в письменной форме  — так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

    Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.

    Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

    • вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);
    • описательная (основная часть возражений);
    • резолютивная.

    В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

    «В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

    По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

    Налогоплательщик  не  согласен  с  фактами,  изложенными  в  акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем  на основании   пункта   6  статьи  100  части  первой  Налогового  кодекса  РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. … «.

    В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

    Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

    Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

    Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.

    Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.

    Также необходимо указать на:

    • ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);
    • ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов
    • ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

    Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.

    Все нарушения можно разделить на 2 группы:

    • нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);
    • нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

    Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

    При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

    Содержание описательной части возражений может выглядеть так:

    Факты,  изложенные  в  акте  налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).

    Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих

    В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).

    Формулировка резолютивной части может быть следующей:

    Учитывая  вышеизложенное,  в  соответствии  со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

    1)  вынести  решение  об  отказе  в  привлечении  к  ответственности за совершение налогового правонарушения;

    2)  не  доначислять  налог  и  не начислять пени за его несвоевременную уплату.

    Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

    Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/vozrazheniya-na-akt-nalogovoj-proverki.html

    Как вернуть или зачесть переплату по налогам

    Что считается переплатой по налогам?

    Переплата по налогам может возникнуть в результате различных обстоятельств, например, такими случаями являются: ошибка налогоплательщика при перечислении налогов или неверный расчет  налога, а также принудительное взыскание с налогоплательщика налоговых платежей по решению, которое в последствии было признано неправомерным.  Сумма излишне уплаченного/излишне взысканного налога подлежит возврату  налогоплательщику или зачету по его заявлению (пп.5 п.1 ст.21 НК РФ).

    В чем разница между излишне уплаченным налогом и излишне взысканным?

    Определить является ли переплата  по налогу «излишне уплаченной» или «излишне взысканной» можно по основанию платежа.

    Если излишняя уплата налога произошла из-за ошибочных действий самого налогоплательщика, налог является излишне уплаченным.

    Если же переплата обусловлена неправомерными действиями налоговых органов,  то такую переплату необходимо считать излишне взысканной (например, в решении налогового органа по результатам проверки был доначислен налог и налогоплательщик уплатил его, а в последствии данное решение было признано незаконным).

    Разграничение переплат на «излишне уплаченные» и «излишне взысканные» влияет на порядок их возврата/зачета.

    Куда и в какие сроки следует обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога?

    С заявлением о возврате/зачете излишне уплаченного налога необходимо обратиться сначала в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в срок — не позднее трех лет с момента излишней уплаты налоговых платежей.

    Если налоговый орган по каким-либо причинам откажет в возврате или зачете излишне уплаченного налога, налогоплательщик имеет право  обратиться в суд.

    Важно! Предварительное обращение в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога – обязательное условие для последующей подачи заявления в суд.

    Заявление о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов подается в суд в пределах срока давности, который составляет три года. Этот срок необходимо отсчитывать со дня, когда Вы узнали или должны были узнать об излишней уплате налогов.

    Отметим, вопрос о том,  какой день считается моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, а следовательно, с какого дня начинается отсчет срока для обращения в суд, до настоящего времени является спорным, поскольку однозначного ответа на этот вопрос НК РФ не содержит.

    В зависимости от ситуации суды отсчитывают данный срок: с даты представления первичной декларации по налогу; с даты представления уточненной декларации по налогу; с даты  подписания совместного акта сверки расчетов с налоговым органом и т.д.

    Учитывая неоднозначность судебной практики, рекомендуем обращаться с заявлением о зачете/возврате переплаты незамедлительно после того, как данный факт стал известен.

    Куда и в какие сроки обращаться с заявлением о возврате излишне взысканного налога?

    За возвратом/зачетом излишне взысканной суммы налогов можно обратиться по своему усмотрению в налоговый орган или в суд (п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ). При этом, подать соответствующее заявление в суд налогоплательщик вправе и без предварительного обращения в налоговый орган.

    Срок для подачи заявления о возврате/зачете в  налоговый орган – один месяц  со дня, когда налогоплательщик узнал о взыскании излишней суммы платежей или  со дня вступления в силу судебного акта, который установил, что инспекция взыскала налог в большем размере.

    Срок для подачи заявления в суд о зачете/возврате излишне взысканных сумм — три года со дня, когда Вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей.

    Обязан ли налоговый орган начислить и уплатить налогоплательщику проценты при возврате излишне уплаченных/взысканных налогов?

    Что касается излишне взысканных налогов, то налоговый орган должен вернуть налогоплательщику сумму переплаты с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

    Что касается излишне уплаченных налогов, то по ним проценты начисляются только в случае просрочки налоговым органом срока возврата переплаты налогоплательщику (п. 10 ст. 78 НК РФ).

    Консультации по налогам СПб, юридическая помощь по налоговым спорам СПб

    Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/kak-vernut-ili-zachest-pereplatu-po-nalogam.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]