Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел при выявлении налоговых преступлений (Ильин А.Ю.)
Дата размещения статьи: 27.11.2017
Одной из главных задач, стоящих перед органами государственной власти и управления Российской Федерации, является возможность обеспечения правопорядка в сфере налоговых отношений.
Соблюдение законодательства о налогах и сборах должно быть приоритетным в предпринимательской деятельности. Законопослушный налогоплательщик — вот основа финансового благополучия государства и его экономической безопасности.
Однако не все граждане готовы соблюдать требования законодательства в области налогов и сборов и идут на нарушения предписаний налогово-правовых норм.
Как свидетельствуют данные статистики, по количественному составу наибольшее число нарушений норм налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется налоговыми органами в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,2%), торговле (17,3%), строительстве (17,1%), сельском хозяйстве (11,7%).
Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,4%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,4%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,5%, в кредитно-финансовой сфере — 2,1% от всех выявленных нарушений .
———————————
Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: www.nalog.ru.
В свою очередь государство в лице контролирующих и правоохранительных органов должно противодействовать совершению налоговых правонарушений и преступлений. Особенно активно государство должно противодействовать налоговой преступности.
Для эффективной борьбы с налоговой преступностью необходимо тесное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов на этапах выявления, пресечения, предупреждения и расследования налоговых преступлений.
От того, как сформировано сотрудничество между данными органами, во многом зависит результативность своевременной уплаты налогов и сборов и обеспечение обязанностей по их уплате.
Основой взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами является установление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью, полнотой исчисления и своевременностью поступления в соответствующие бюджеты налогов, сборов, а также способствование экономической защищенности .———————————
Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. 2008. N 5. С. 7.
С нашей точки зрения, под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать основанную на законе и подзаконных актах, осуществляемую в конкретных организационных формах согласованную, совместную деятельность, направленную на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений.
Необходимость взаимодействия налоговых и правоохранительных органов обусловливается такими обстоятельствами, как: объективная необходимость комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о степени криминогенности обстановки в сфере налогообложения (так как ни один из органов в должном объеме, ввиду сложности объекта, не обладает о нем всей полнотой информации); высокая латентность налоговых преступлений; расширение сферы налоговой преступности с превращением ее в транснациональную преступность; необходимость максимально полного поступления налоговых платежей в бюджет. Поэтому в данной ситуации важна совместная работа контрольных органов, оперативных подразделений правоохранительных органов, следственных органов в борьбе с уклонениями от уплаты налогов, выявлении налоговых преступлений.Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов осуществляется в сфере информационного обмена, выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений, расследования налоговых преступлений.Обратимся к правовому механизму взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в сфере информационного обмена и выявления налоговых преступлений.Информационное взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел строится прежде всего на пункте 2 статьи 36 НК РФ. В данной норме определено, что в случае выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к служебным полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы должны в десятидневный срок со дня выявления вышеопределенных обстоятельств представить данные в соответствующий налоговый орган.В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны информировать правоохранительные органы о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса РФ. Письмом Минфина России от 21 августа 2012 г. N АС-4-2/13747@ установлена рекомендательная форма такого обращения. Данную форму рекомендуется также использовать в случае направления материалов в органы внутренних дел.Сотрудничество налоговых органов и органов внутренних дел регламентируется также Соглашением о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой. В частности, в статье 4 Соглашения указано, что стороны осуществляют взаимодействие в форме взаимного информационного обмена данными (в том числе в электронном виде), представляющими интерес для сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Правовая база информационного сотрудничества налоговых органов и органов внутренних дел определяется Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» . Совместный Приказ содержит Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.———————————
[su_quote]
Российская газета. N 4997(173). 16.09.2009.
Налоговые органы в рамках информационного взаимодействия обмениваются информацией с подразделениями Госавтоинспекции. Правовые основы информационного обмена между указанными ведомствами регламентированы Положением о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах .
В вышеуказанном документе детально определено, что сотрудничество подразделений Госавтоинспекции России и управлений ФНС России осуществляется путем представления данных о транспортных средствах, а также лицах, на которых эти средства зарегистрированы.
Информационный обмен между этими органами производится в электронном виде в соответствии со списком территориального соответствия.
В Положении также определен состав передаваемых данных о транспортных средствах и лицах, на которых эти средства зарегистрированы (например, идентификационный номер (VIN)), и требования к форматам представляемых данных (соответствующая информация передается в виде текстовых файлов в кодировке Windows).———————————
Приказ МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы» // Российская газета. N 12. 2009.
Именно на органы внутренних дел возложены обязанности содействия налоговым органам в выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и преступлений в области налогов и сборов в соответствии с Приказом от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» .———————————
[su_quote]
Российская газета. N 4997(173). 16.09.2009.
С целью выявления налоговых преступлений, во исполнение вышеуказанного Приказа, органы внутренних дел участвуют в совместных налоговых проверках по запросу налоговых органов, в процессе осуществления контрольно-проверочных мероприятий.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
В Приказе подробно регламентированы основания для представления налоговым органом мотивированного запроса, которыми могут являться:1.
Существование у налогового органа сведений, свидетельствующих о возможных фактах несоблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, а также необходимость исследования указанных сведений при помощи должностных лиц органов внутренних дел.2.
Назначение выездной налоговой проверки на основании сведений, подтверждающих наличие несоблюдения законодательства о налогах и сборах, представленных органом внутренних дел в налоговый орган, с целью принятия по ним решения на основании пункта 2 статьи 36 НК РФ.3.
Потребность привлечения должностных лиц органа внутренних дел для участия в осуществлении конкретных действий налогового контроля (например, выемке документов).4. Необходимость осуществления содействия работникам налогового органа, проводящим проверку.
Есть случаи, когда проверяемый субъект чинит препятствия должностным лицам налогового органа, выполнению ими их служебных полномочий.13 октября 2010 г. в рамках продолжения курса взаимодействия МВД РФ и ФНС России подписали Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (утв. МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 13.10.2010) .———————————
СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был.
Целью Соглашения является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на данные органы законодательством.
В качестве предмета Соглашения выступает организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в установленных сферах деятельности по следующим вопросам:- выявление и расследование преступлений;- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;- повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.В соответствии с Соглашением МВД и ФНС в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:- планирование и проведение как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из сторон соглашения мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и предотвращение нарушений законодательства РФ;- взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для МВД и ФНС и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;- совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;- обмен опытом в целях повышения квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности.В случае если налоговой проверкой были выявлены факты несоблюдения законодательства о налогах и сборах, то сотрудники обязаны принять все меры по сбору доказательств. В частности, могут быть истребованы документы, произведена выемка документов и предметов, осуществлен допрос свидетелей. Также приобщаются документы, приобретенные служащими органов внутренних дел в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности. Такими документами могут быть: заключение эксперта; документы, полученные в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности (денежные чеки); гражданско-правовые договоры; копии протоколов процессуальных действий .———————————
Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010. С. 35.
Стоит отметить, что особенности акта выездной налоговой проверки с участием органов внутренних дел заключаются в том, что он должен быть заверен участвовавшими в проверке служащими налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел (кроме тех, которые привлекались для обеспечения мер безопасности).
Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один хранится в налоговом органе, второй вручается проверяемому лицу, третий передается в орган внутренних дел, служащие которого участвовали в осуществлении проверки.
Руководителем проверяющей группы обязательно должен быть сотрудник налогового органа, который принимает окончательное решение при наличии противоречий между проверяющими лицами по содержанию акта.
При этом мнение других членов группы может быть изложено в заключении, которое приобщается к материалам проверки.
Полномочия сотрудников органов внутренних дел при проведении совместных проверок регламентируются не только Налоговым кодексом, но и Федеральными законами «О полиции» , «Об оперативно-розыскной деятельности» .——————————— Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
Семенов А.С. Взаимодействие налоговых органов и подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах // Налоги и налогообложение. 2009. N 4. С. 18 — 22.
В современных условиях эффективная организация по выявлению налоговых преступлений может быть обеспечена при сочетании форм и методов налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, и оперативно-разыскных мероприятий.
Особенностью осуществления оперативно-разыскной деятельности при выявлении налоговых преступлений является то, что с ее помощью органы внутренних дел имеют возможность более глубокой проработки выявленных схем совершения преступления, а также лиц, их совершивших.
При этом самое пристальное внимание должно уделяться вопросу надлежащего оформления ее результатов, так как информация или иные данные, полученные с нарушением закона, или ненадлежащим образом оформленные документы не будут учитываться при доказывании в судебном разбирательстве .
Важной стороной оперативно-разыскной деятельности является ее правовое сопровождение.———————————
Положительным в правовом сопровождении ОРД является то, что в ходе проведения ОРД не только оказывается правовая поддержка оперативным подразделениям, но и обеспечивается соответствие проводимых мероприятий действующему законодательству, что в необходимых случаях способствует защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, предупреждает совершение незаконных действий и, соответственно, возможное обжалование таких действий в судах. Таким образом, правовое сопровождение оперативно-разыскных мероприятий является также и частью профилактической работы в системе МВД России. См., напр.: Соловьев И.Н. Указ. соч. С. 188 — 191.
Таким образом, в рамках совместной налоговой проверки могут быть реализованы следующие оперативно-разыскные мероприятия :1) опрос граждан;2) наведение справок;3) проверочная закупка;4) исследование предметов и документов;5) наблюдение;6) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;7) а также отождествление личности, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров.———————————
Реформирование системы налогового контроля в Российской Федерации / Л.В. Перекрестова, Г.Я. Чухнина. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С. 6.
Соответственно, результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы :- для защиты должностных лиц налоговых органов от противоправных посягательств;- для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений;- для возбуждения уголовного дела;- в доказывании по уголовным делам.———————————
Источник: https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/26147
Адвокат: налоговая проверка, проверка МВД и ФСБ
Проверка органами МВД, ФСБ, ФНС проводится при поступлении информации о совершении преступления или иного правонарушения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, привлечения виновных лиц, а также организации к административной или налоговой отвественности.
В ходе проверки правоохранительные органы могут совершать осмотр места происшествия, изымать и исследовать документы, назначать экспертизу, требовать проведение ревизий, опрашивать сотрудников фирмы и ее руководство, прослушивать телефонные переговоры (ПТП), обследовать помещения и выполнять иные гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.
Проверки МВД организаций, а также проверки, производимые ФСБ и ФНС могут закончиться возбуждением уголовного дела. Причем речь может идти о возбуждении дела не только по налоговым, но и по другим составам преступлений.
Проверка фирмы Налоговой инспекцией, ФСБ и МВД имеет также ряд других негативных последствий:
- затрудненная работа компании либо ее полная парализация;
- безвозвратное изъятие важной для фирмы документации;
- утрата доверия к фирме со стороны контрагентов.
Предприниматели и организации в ходе своей деятельности чаще всего соприкасаются со специализированными подразделениями правоохранительных органов, созданными для предупреждения и пресечения преступлений в сфере экономики.
Таковыми являются центральные и территориальные органы ГУЭБиПК МВД РФ (УЭБиПК, ОЭБиПК), также в отдельных случаях проверки проводятся сотрудниками СЭБ ФСБ РФ (Служба экономической безопасности) и СЭБ управлений ФСБ РФ по субъектам федерации.
Порядок проведения проверок, проводимых данными подразделениями, регламентируется законодательством РФ и общими нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, иного действующего законодательства, однако на практике имеет свои специфические особенности, в связи с чем квалифицированную правовую помощь в ходе указанных проверок может оказать только тот адвокат, который имеет соотвествующий опыт работы и знает все особенности работы правоохранителей.
Проверка ФСН организации: когда нужен адвокат?
Руководителям фирмы стоит немедленно обратиться за помощью адвоката, если компанией заинтересовались правоохранительные органы и ФНС. В частности, участие адвоката требуется, если:
-
У фирмы была запрошена документация, относящаяся к ее финансово-хозяйственной деятельности.
-
Руководителя, главного бухгалтера или сотрудников вызвали для дачи объяснений по вопросам, касающимся деятельности фирмы.
-
В отношении руководителя или главного бухгалтера возбуждено уголовное дело по налоговым или экономическим преступлениям.
-
В отношении фирмы проводится налоговая проверка.
-
В иных случаях, когда есть основания полагать, что проверка обернется возбуждением уголовного дела.
Даже если Ваша компания располагает штатным юристом, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами должен все же адвокат. Налоговая проверка либо проверка ФСБ и МВД в этом случае пройдут беспроблемно для Вас и Ваших сотрудников.
Куда обращаться?
Если Вы желаете защитить интересы фирмы и права руководителей, главного бухгалтера в ходе проверки подразделениями МВД, ФСБ, ФНС — я готов Вам помочь.
В моем арсенале — безупречное знание действующего законодательства, огромный опыт работы в налоговых и следственных органах, рациональный подход и честное отношение к Доверителю.
Все это позволяет оказывать действительно качественную правовую помощь обратившимся ко мне Доверителям.
В перечень оказываемых услуг входит:
- консультирование;
- участие в ходе производства следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, включая обыски и выемки;
- разработка тактики и стратегии защиты;
- подготовка лиц к даче объяснений и участие в данной процедуре;
- сбор и предъявление доказательств;
- обжалование действий сотрудников контролирующих органов;
- если это необходимо — привлечение экспертов и специалистов.
Вовремя оказанная помощь поможет вам избежать уголовной ответственности и других негативных последствий проверки, поэтому не тяните с обращением к адвокату!
Источник: https://www.advokat-sarkisov.ru/uslugi/uchastie-v-khode-proverki-mvd-fsn-fsb.html
Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
При участии специалиста в материалах проверки должен быть договор о предоставлении услуг специалистом.
Содержание
Привлечь специалиста, с целью оказания услуг при выполнении действий, связанных с налоговым контролем, можно, согласно правил, установленных ст. 96 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной нормы привлечение специалиста должно быть обусловлено прямой необходимостью его участия при осуществлении представителями налогового органа налогового контроля, а также в некоторых случаях при проведение выездных проверок налоговой.
Действия налоговых органов в случаях привлечения специалистов регламентированы также положениями, закрепленными в пп. 11 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ.
Правила, установленные ст. 96 предусматривает ряд положений, которые являются основаниями, позволяющими налоговой привлекать необходимое лицо в качестве специалиста. Такими основаниями являются следующие:
- прямая необходимость участия специалиста;
- привлеченный специалист должен участвовать в проведении действий, связанных с осуществлением налогового контроля уполномоченным лицом налогового органа;
- специалист привлекается только на договорных началах.
Необходимость привлечения специалиста по одному из указанных в положениях статьи 96 правовых оснований, не должно подтверждаться какими-либо доказательствами, а также не должно обосновываться иными документами, составленными должностными лицами налоговой.
Это означает, что представитель налогового органа, уполномоченный принимать решение по привлечению специалистов, может действовать по своему внутреннему убеждению и правосознанию.
Важно: необходимо учесть, что арбитражная практика указывает на существование правовой возможности признавать незаконными результаты проведенной налоговой проверки, если при наличии необходимости в производстве налоговой проверки не был вовлечен специалист, а итогом проверки стало привлечение налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение.
[su_quote]
Это означает, что в случаях выявления наличия либо отсутствия необходимости привлекать специалистов для участия в проведении конкретных мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля, нужно учитывать ряд условий, прямо не указанных в нормах законодательства.
С одной стороны, привлекать специалистов нужно лишь в той степени, в какой отсутствуют собственные знания и навыки должностных лиц налоговых органов, задействованных в осуществлении налогового контроля.
С другой — полномочия представителей налогового органа прописаны в положениях статьи 96 НК РФ. При этом, имея публично-правовой характер, указанная норма исключает произвольный отказ налогового органа от привлечения специалиста.
Осуществляя налоговый контроль и функции по выявлению налоговых правонарушений налоговый орган, при наличии любых сомнений, должен реализовать свои правомочия, связанные с привлечением экспертов и специалистов, которые обладают специальными знаниями, позволяющими исключить необоснованное возложение на налогоплательщика дополнительных налоговых обязательств.
Предоставление налоговому органу правовой возможности, указанной в статье 96 НК РФ, привлекать специалистов к участию в мероприятиях, связанных с осуществлением налогового контроля может быть реализована только на договорной основе.
Предметом этого договора является оказание услуг налоговому органу со стороны привлеченного им специалиста, связанных с его участием в проведении в конкретный период времени уполномоченными лицами налогового контроля.
При этом в решении о проведении налоговой проверки ни одна норма налогового законодательства не требует указывать специалиста.
Решение привлечь специалиста для участия в проведении действий, связанных с осуществлением налогового контроля, принимается уже в процессе выполнение налоговой проверки.
Правовым основанием, позволяющим специалисту реализовывать свои правомочия, является заключенный налоговым органом договор. Однако положения статьи п. 1 ст. 129 НК РФ предполагают возможность применения ответственности в виде штрафа в случае если специалист откажется участвовать в проведении налоговое проверки.
Главным и основным отличием между ними является отсутствие правовой возможности у специалиста по результату проверки выдавать заключение. Это может делать лишь эксперт.
Специалист же не проводит каких-либо исследований и не предоставляет заключение, а лишь способствует осуществлению налогового контроля должностными лицами налогового органа.
Однако специалист обладает правом отказа от участия в вышеописанных мероприятиях налоговой, если сможет обосновать наличие у него какой-либо заинтересованности в результатах налоговые проверки.
Как показывает арбитражная практика, именно указанные обстоятельства могут служить достаточными основаниями для отказа специалиста от участия в налоговых проверках и налоговом контроле.
Правила привлечения специалиста
Возможность привлечь специалиста прямо указана в статье 96 НК РФ. Данная правовая норма предполагает наличие следующих правил:
- в качестве специалиста может привлекаться физическое лицо (ИП), а также представитель юридического лица, которое не заинтересовано в каком-либо исходе дела;
- привлекаемым специалистом может быть только лицо, обладающие специальными знаниями и навыками, которые необходимы для выполнения действий, осуществляемых в ходе налогового контроля (знания ми специалист может обладать в сфере оценки недвижимости, проведения анализа бухгалтерской отчётности, ревизии ТМЦ и т. д.);
- привлекать специалистов необходимо при осуществлении форм налогового контроля, которые не связаны с выездными налоговыми проверками, в таких случаях, как правило, привлекают эксперта;
- специалист привлекается для участия в проведении определенных мероприятий при осуществлении налогового контроля, например, когда проводится выемка документов, при проведении осмотра и т. д.
Специалист может быть допрошен также и как свидетель, если вопросы касаются тех обстоятельств, по которым он привлекался в качестве специалиста.
Вышеуказанные действия, связанные с привлечением лица в качестве специалиста выполняются на основе договора заключенного между уполномоченным лицом налогового органа и непосредственно специалистом.
Каждый случай нарушения порядка и правил привлечения специалиста к осуществлению налогового контроля уполномоченными лицами налоговых органов влечет за собой и соответствующие правовые последствия.
Специалист, как правило, лишь предоставляет устные или письменные консультации, основанные на его профессиональных знаниях, должностному лицу налогового органа.
Источник: https://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/privlechenie-specialista-dlya-okazaniya-sodejstviya-v-osushhestvlenii-nalogovogo-kontrolya.html
Полномочия ФНС при проведении проверки
16.09.2017
Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?
Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.
В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют ряд прав, в свою очередь вы имеете ряд обязанностей, невыполнение которых грозит штрафом или доначислением суммы налогов.
Запрашивать необходимые документы у вашей организации
Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты.
Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки.
Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов.
Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью.
При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.
Выемка документов
В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.
Проводить инвентаризацию имущества предприятия
А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.
- Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
- При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.
Допрос
Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.
Не могут быть допрошены:
- лица, не достигшие 14 лет;
- лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
- лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).
На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя.
Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя.
Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.
Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы
Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.
Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле
Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.
Источник: https://www.zhorin.com/articles/polnomochiya-fns-pri-provedenii-proverki/
Взаимоотношения с проверяющими органами (участие органов милиции в налоговых проверках)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ
ОРГАНАМИ (участие органов милиции в налоговых проверках)
В ходе налоговых проверок организаций налоговые органы тесно взаимодействуют с органами милиции. Между тем у каждого из указанных ведомств в соответствующей сфере свой строго определенный круг полномочий, которые они не вправе превышать.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговая проверка является одним из мероприятий налогового контроля, полномочия по осуществлению которого предоставлены налоговым органам, и в пределах компетенции — государственным внебюджетным фондам.
Как видим, органы внутренних дел, и в частности органы милиции, в круг лиц, наделенных налоговыми контрольными правомочиями, Налоговым кодексом РФ не включаются. Правда, и здесь не обошлось без юридических казусов — буквальное толкование нормы п. 3 упомянутой ст.
82 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что органы милиции налоговые проверки все-таки осуществляют.
Так, согласно указанному пункту, налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Впрочем, нормативные правовые акты (как законодательные, так и подзаконные) не пошли по пути развития указанной коллизии и роль милиции в действиях по проведению налоговых проверок определили как вспомогательную. Отражено это, прежде всего, в ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1, согласно п. 33 которой органы милиции участвуют в налоговых проверках лишь по запросу налоговых органов.
Основные вопросы, касающиеся взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в ходе осуществления выездных налоговых проверок, решены в приказе Министерства внутренних
[su_quote]
дел РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22 января 2004 г. N° 76/АС-3-06/37, утвердившем:
Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутреннихдел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (далее — Инструкция);
Инструкцию о порядке направления органами внутреннихдел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутреннихдел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Кроме того, совсем недавно Министерством внутреннихдел РФ был издан документ, решивший вопросы проведения проверок организаций, в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления (приказ от 16 марта 2004 г. № 177). И хотя данные проверки под критерии налоговых уже не подпадают, тем не менее, говоря о правомочиях органов милиции в сфере налоговых правоотношений, указанный приказ следует иметь в виду.
УЧАСТИЕ МИЛИЦИИ В ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРКАХ
Согласно п.
2 Инструкции, целью привлечения органов милиции к участию в налоговых проверках является выявление и пресечение нарушений законодательства РФ о налогах и сборах.
В качестве основания проведения налоговой проверки выступает решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа либо, если в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа осуществляется повторная налоговая проверка, — мотивированное постановление руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 8 октября 1999 г. № АП-3-
16/318, решение (постановление) о проведении налоговой проверки должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), в отношении которого назначается проверка; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), в отношении которого проводится проверка;
период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
ссылку на обстоятельства, в связи с которыми проводится проверка (применительно к повторным проверкам);
Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников органов милиции;
подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к налоговой проверке мотивированным запросом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.
Причем такой запрос может быть направлен в орган внутренних дел как до начала проверки, так и в ходе ее проведения. Однако в последнем случае в решение о проведении налоговой проверки должны быть внесены коррективы, отражающие изменение состава проверяющей группы.
Основанием привлечения к проверке органов внутренних дел могут быть:
наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях проверяемыми лицами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки таких данных с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений; назначение проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных в налоговый орган соответствующим органом внутренних дел; необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля; необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также в целях обеспечения их безопасности. В ходе осуществления проверки и те и другие органы действуют в пределах полномочий, предос-
тавленных им законодательством РФ. Для налоговых органов — это, прежде всего, Налоговый кодекс РФ и Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1, а для органов внутренних дел — Закон РФ «О милиции».
Начинается проверка представлением руководителю проверяемой организации служебных удостоверений проверяющих, а также решения (постановления) о проведении налоговой проверки.
С учетом рассмотренных выше требований к оформлению такого решения (постановления), проверяемый субъект вправе уточнить, включены ли в решение непосредственно явившиеся к немулица, а главное — упомянуты ли в таком решении сотрудники милиции.
Если участие сотрудников милиции в проведении налоговой проверки надлежащим образом не подтверждено, их действия могут быть обжалованы.
Тем не менее в любом случае на предъявленном решении (постановлении) о проведении налоговой проверки руководитель проверяемой организации должен поставить свою подпись и дату, подтверждая тем самым факт ознакомления с этим документом.
Впрочем, проверяемый субъект может и отказаться скрепить своей подписью решение о проведении налоговой проверки — в этом случае на решении руководителем проверяющей группы делается соответствующая отметка.
Отметим, что отказ подписывать решение о проведении налоговой проверки вряд л и даст какие-либо преимущества проверяемому лицу, поскольку проверка все равно будет проведена и на действительность решения о проведении налоговой проверки это не повлияет.
Основные действия в рамках налоговой проверки — осмотр, истребование документов, выемка — осуществляются непосредственно сотрудниками налоговых органов.
Сотрудники органов милиции, как правило, вступают в дело в случае, если выявленные в ходе проверки нарушения требуют проведения оперативных мероприятий, а также если проверяемый субъект тем или иным образом препятствует налоговым органам в осуществлении их полномочий.
Другое дело, если в ходе налоговой проверки выявляются признаки совершения административного правонарушения или преступления.
Тогда уже круг правомочий органов милиции расширяется -по находящимся в их подведомственности административным нарушениям они могут применять весь спектр обеспечительных административных мер (изъятие вещей и документов, арест товаров и иных вещей и др.), а по прес туплениям — проводить оперативно-розыскные мероприятия.
[su_quote]
Здесь следует затронуть довольно спорный вопрос о полномочиях органов милиции по осуществ-
лению в ходе налоговых проверок контрольных (проверочных) закупок. В настоящее время с учетом того, что право милиции проводить контрольные (проверочные) закупки прописано только в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.
№ 144-ФЗ, соответствующие действия милиционеров возможны только в рамках проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий. Иными словами, если органы милиции производят проверочную закупку, их действия должны подчиняться всем требованиям указанного Федерального закона. В частности, согласно ст.
7 данного закона, для проведения проверочной закупки у органов милиции должны иметься четкие правовые основания, например наличие возбужденного у головного дела, получение сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, поручение следователя, органа дознания, прокурора или суда.
То же самое касается и возможности осуществления органом милиции иныхоператив-но-розыскных мероприятий — сбора образцов для сравнительного исследования, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи и других (ст.
6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N9 144-ФЗ). Все эти действия, в случае совершения их органами милиции в ходе налоговой проверки, будут законными только в том случае, если будет надлежащим образом подтверждена их обоснованность.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ
милиции
Результаты проведенной с участием органов милиции налоговой проверки (впрочем, как и всякой другой проверки) фиксируются в акте проверки, подписываемом всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками милиции (за исключением сотрудников милиции, которые привлекались для участия в проверке в качестве специалистов или для обеспечения безопасности сотрудников налоговых органов), а также руководителем проверяемой организации. Если по поводу содержания акта проверки между налоговыми органами и органами милиции возникли разногласия, окончательное решение по спорному вопросу принимается руководителем проверяющей группы, а несогласные с этим лица могут из-
ложить свое мнение в заключении, которое приобщается к материалам проверки. Один экземпляр акта проверки должен быть обязательно передан проверяемому субъекту.
Дальнейшие действия, связанные с налоговой проверкой, осуществляются уже налоговым органом, — органы милиции, участвовавшие в проверке, о таких действиях лишь уведомляются.
Однако, если при рассмотрении материалов налоговой проверки выявляются факты, свидетельствующие о совершении проверяемым лицом административного правонарушения, а рассмотрение такого правонарушения не относится к подведомственности налоговых органов, материалы проверки направляются компетентному органу милиции.
Здесь следует иметь в виду, что правомочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (и, соответственно, наложению административных штрафов), налоговые органы наделены только в случаях выявления:
продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без применения контрольно-кассовой техники;
нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; невыполнения обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Выявление в ходе налоговой проверки любого иного административного правонарушения должно быть оформлено протоколом, составляемым уже сотрудником милиции, и все действия по привлечению организации к административной ответственности будут осуществляться именно им.
Впрочем, не стоит забывать о том, что к сфере правомочий налоговых органов относятся все действия, связанные с привлечением проверяемого субъекта к ответственности за предусмотренные гл. 16 Налогового кодекса РФ налоговые правонарушения.
Если же по материалам налоговой проверки выявляются признаки совершения проверяемым лицом преступления, вопрос о возбуждении дела по выявленному нарушению может принимать исклю-чительноорган внутреннихдел. В частности, согласно п.
25 Инструкции, в случае выявления в ходе налоговой проверки фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении проверяемого лица к уголовной ответственности по статьям соответственно 199, 119.1 и 199.2 Налогового кодекса РФ.
ПРОВЕРКИ ДАННЫХ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ПРИЗНАКИ НАЛОГОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Как уже упоминалось, 16 марта 2004 г.
Министерством внутренних дел РФ был издан приказ (N9 177), утвердивший Инструкцию по вопросам проведения органами милиции проверок организаций, в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления.
Данные проверки непосредственно к разряду налоговых не относятся и осуществляются органами милиции уже не на основании запроса налоговых органов, а самостоятельно, ввиду соответствующих правомочий, оговоренных в п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции».
Согласно п.
3 указанной Инструкции, проверки организаций в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки совершения ими налогового преступления, проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих правонарушений, а в необходимых случаях — с участием специалистов и сотрудников правовых подразделений органов внутренних дел.
Право на проведение проверки подтверждается предъявлением руководителю (представителю) организации постановления о ее проведении, исходящего от уполномоченного на то должностного лица органа внутренних дел. В постановлении обязательно должен быть указан состав сотрудников милиции, проводящих проверку. ^
Если проверка производится в занимаемых организацией помещениях, руководитель такой организации вправе присутствовать при проведении проверки, о чем ему до начала проведения проверки должно быть разъяснено.
В ходе проверки возможно применение фото-и киносъемки, видеозаписи, иных технических средств фиксации данных, с приложением материалов, полученных с помощью этих средств, к акту проверки.
В случае необходимости проверка может сопровождаться досмотром транспортных средств, изучением документов на материальные ценности и денежные средства, изъятием таких документов, а также образцов сырья и продукции, опечатыванием касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Однако все эти действия должны строго подчиняться требованиям Закона РФ «О милиции» и соответствующим положениям уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
[su_quote]
Оформляются результаты проверки актом, в котором отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения проверки. Причем акт составляется и в том случае, если соответствующие правонарушения в ходе проведения проверки не установлены.
Один экземпляр акта проверки вручается представителю организации под расписку, а в случае его отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом) об этом делается отметка в акте, сам акт направляется в организацию по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
По выявленным в ходе проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах принимается решение о возбуждении уголовного дела, а если поводы и основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, материалы проверки направляются компетентным органам для решения вопроса о привлечении проверяемого к административной или налоговой ответственности.
(Выпуск подготовлен по материалам Консалтинговой Группы «Что делать Консалт»
2004 г.)
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-s-proveryayuschimi-organami-uchastie-organov-militsii-v-nalogovyh-proverkah