Известны основные направления налоговой политики на 2015-17 гг. — все о налогах

Основные направления налоговой политики РФ

Налоговая политика — это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Налоговая политика РФ на современном этапе

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика РФ на современном этапе

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика.

Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства.

Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики.
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль.

Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового.

С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс — это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики, а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013.

Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей.

Еще одной мерой налоговой политики, призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов.

Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов.

В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций — резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну.

Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности.

В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц.

Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре.

Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику

Источник: https://buhnk.ru/nalogovaya-sistema/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-rf/

Анализ основных направлений налоговой политики российской федерации на 2015-2017 гг

Мировой финансовый и экономический кризис 2008 г.

обострил проблему пропорционального и гармоничного развития отечественной экономики и обозначил серьезную степень зависимости экономического развития Российской Федерации (далее – РФ) от привлекаемых извне источников финансирования.

В посткризисный период поддержка реального сектора экономики и стабилизация ситуации в социальной сфере проводились, прежде всего, за счёт накопленных ранее и поступающих собственных финансовых ресурсов государства.

Обострение внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации вокруг России в последнее время, выразившееся в экономических санкциях, эмбарго, закрытии доступа на мировые финансовые рынки, подчеркнуло первостепенное значение финансового суверенитета страны, важность и роль внутренних финансовых ресурсов для стабилизации и стимулирования социально-экономического развития.

Важнейшим фактором поддержания и обеспечения финансового суверенитета государства является его налоговый потенциал, генерирующей основные доходные поступления субъектам принятия государственно-управленческих решений.

В свете перечисленных событий и фактов чрезвычайно актуально рассмотреть важнейший государственно-управленческий документ, являющийся основанием для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также регулирующий в среднесрочной перспективе налоговую политику Российской Федерации.

Рассматривая документ [1], становится очевидным, что основным приоритетом в области налоговой политики России в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы РФ. Исходя из этого целеполагание в области налоговой политики направлено на:

— сохранение бюджетной устойчивости (приток доходов);

— поддержку предпринимательской и инвестиционной активности.

Ретроспективный анализ налогообложения в РФ, данные которого представлены в анализируемом документе, проведён на интервале 2007-2013 гг. и свидетельствует о сокращении с 36,5 % в 2007 году до 33,3 % в 2013 году или на 3,2 % величины налоговых доходов в валовом внутреннем продукте государства, что показано на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика совокупных доходов расширенного правительства России, включая налоговые доходы в 2007-2013 гг., % к ВВП

Более детальное рассмотрение структуры налоговых доходов в России в 2007-2013 гг. указывает на изменение доли налогов в структуре совокупных доходов бюджета расширенного правительства. Так, увеличился объем поступлений от акцизного налогообложения — на 0,57 % (с 0,95 % в 2007г.

  до 1,52 % к ВВП в 2013 г.), что обуславливается индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции. Возросли отчисления от таможенных пошлин на 0,23 % (с 7,06 % в 2007г.  до 7,29 % к ВВП в 2013 г.), страховых взносов на 0,69 % (с 5,96 % в 2007г.

  до 6,65 % к ВВП в 2013 г.), а также НДПИ на 0,26 % к ВВП (на нефть, газ и нефтепродукты).

Доходы, получаемые от этих видов налогов, значительное время формировали и продолжают формировать почти одну треть от общей величины доходов или около 10 % ВВП бюджета расширенного правительства и федерального бюджета РФ.

Стабильным характеризуется уровень налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень налоговой нагрузки составил 3,86% ВВП. Также относительно стабильным был уровень налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость: в 2008 году — 5,17 %, а в 2013 году — 5,31 % ВВП, что отражено на рис. 2.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки за анализируемый период — на 3,4 % произошло по налогу на прибыль организаций с 6,5 % ВВП в 2007 г. до 3,1 % ВВП в 2013 г. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008-2009 годов, что обусловлено мировым финансовым и экономическим кризисом, а также принятыми антикризисными мерами бюджетной и налоговой политики.

Читайте также:  Как правильно оформляется командировка за границу? - все о налогах

В целом средний уровень налоговой нагрузки на экономику в России составил 34,99 % к ВВП, что выше на 0,8 %, чем в странах-членах ОЭСР в 2012 году (34,99 % к ВВП). При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов на 11,1 % ниже среднего значения по ОЭСР, т.к. в 2012 году составил 23,8 % к ВВП.

По данным МВФ налоговая нагрузка на экономику в России несколько выше, чем в странах БРИКС и Таможенного союза, причем по этому показателю РФ опережает только Бразилия. Приоритет налоговой нагрузки в России преимущественно приходится на нефтегазовый сектор.

Рис. 2. Динамика структуры доходов бюджета расширенного правительства России в 2007-2013 гг., % к ВВП

Перспективные направления налоговой политики России, планируемые к реализации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, можно классифицировать по нескольким направлениям.

  1. Достижение динамичного развития РФ во всех её сферах, в том числе в сфере налогообложения, отраженные в послании президента. Для реализации этого направления предполагается реализация следующих мер:

— создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с последующим расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край.

В этих регионах предполагается установление особых условий ведения предпринимательской деятельности — установление пятилетних каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций, для новых предприятий;

— стимулирование развития малого предпринимательства путем предоставления субъектами Российской Федерации «налоговых каникул» в виде налоговой ставки в размере 0 %, которые будут действовать в 2015-2018 годах для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения,  осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. При этом в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, будут включены самозанятые граждане-физические лица, не имеющие наемных работников.

  1. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний. Нужно отметить, что данная проблема стоит и перед Россией, и перед большинством стран мира. Минфином России разрабатывается план мер по противодействию уклонению от уплаты налогов, которые включает в себя следующие:

— введение обязанности юридических лиц по получению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности такой информации, а также раскрытию такого рода информации;

— разработка формата ведения реестра бенефициарных собственников с обеспечением к нему доступа со стороны правоохранительных, налоговых и других компетентных органов;

— развитие системы безналичного денежного оборота;

— совершенствование механизмов информационного обмена между компетентными органами на национальном и международном уровне.

Параллельно предполагается проведение комплексного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:

— введение понятия налогового резидентства юридических лиц;

— создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний;

— совершенствование налогообложения иностранных организаций;

— повышение эффективности налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации.

Итогом этой работы должно быть обеспечение прозрачности совершаемых экономических операций, включая прозрачность совершаемых внешнеэкономических сделок и раскрытие сведений как о бенефициарных собственниках их участников, так и бенефициарных получателях облагаемых в России доходов.

  1. Улучшение инвестиционного климата в РФ предполагает реализацию мер по удешевлению и ускорению процедур ведения бизнеса, сформированных и представленных в следующих дорожных картах:

— поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта — направлена на создание стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских организаций на мировом рынке, предусматривающая, в том числе, устранение таможенных, административных и фискальных барьеров для развития экспорта;

— оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2] — направлена на оптимизацию процедур, связанных с государственной регистрацией общества с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций) как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса, уменьшение количества таких процедур, их общую продолжительность и стоимость;

— повышение качества регуляторной среды для бизнеса — направлена на упрощение взаимодействия государства и предпринимателей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности для повышения комфортности ведения бизнеса;

— создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации — направлена на обеспечение ускоренного развития российской финансовой индустрии, привлечение стратегических и портфельных инвестиций, устранение ценового дисконта стоимости российских финансовых активов в сравнении с активами других развивающихся рынков, ускорение инвестиционной и деловой активности в экономике и повышение долгосрочной устойчивости финансовой системы Российской Федерации;

— совершенствование налогового администрирования — направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

  1. Стимулирование экономического роста в Российской Федерации предполагается проводить в следующих направлениях.

— стимулирование инвестиций при помощи введения новых инструментов: право установления субъектами РФ льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств — гринфилдов на своей территории; механизм возвратного налогового финансирования (с англ.

tax increment financing) предусматривает при реализации новых инвестиционных проектов и создании технопарков возврат из бюджета в виде субсидий на строительство инфраструктуры поступивших налоговых доходов с новой налоговой базы, возникшей в результате реализации нового проекта; стимулирование обновления промышленного оборудования и технологического перевооружения;

— налоговая поддержка туристической отрасли, виноградарства и виноделия, выражающаяся в: установлении ставки НДС в размере 0 % на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на территорию Крымского федерального округа и обратно на период до 1 января 2016 года, а также в признании виноградарских хозяйств сельскохозяйственными товаропроизводителями;

— индексация ставок акцизов;

— корректировка налогообложения природных ресурсов;

— корректировка особых режимов налогообложения в РФ;

— обеспечение финансовой устойчивости государства.

В среднесрочной перспективе налоговая политика РФ предполагает окончательный отказ от установления новых льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам.

Планируется в течение нескольких лет поэтапное принятие решения об отмене большинства действующих федеральных льгот по региональным и местным налогам.

При принятии же решений о новых льготах и освобождениях по федеральным налогам, доходы от которых поступают в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, важным отмечается передача соответствующих полномочий (как по введению таких льгот, так и по определению параметров их предоставления) на уровень органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Такая политика возможна только в тех в случаях, когда различные параметры налоговых льгот в разных субъектах РФ не создают препятствий для налогового администрирования.

Планируется изменить подходы к установлению новых налоговых льгот — обязательным элементом процесса введения новой льготы должна стать оценка их эффективности. Для этого новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период, в течение которого принятие решения о ее возможном продлении должно производиться с учетом результатов анализа ее эффективности.

Таким образом, проект основных направлений налоговой политики не предполагает резких изменений.

План на очередную трехлетку не предусматривает прямого роста фискальной нагрузки, но предлагает увеличение налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы.

Компаниям будет предложено начать выплачивать в бюджет накапливаемую за рубежом прибыль, гражданам — постепенно отвыкать от льгот по налогу на принадлежащую им недвижимость.

Минфин подтверждает верность заявленному после президентских выборов 2012 года курсу, который можно охарактеризовать как «стабильность с уточнениями». Снижение налоговой нагрузки произошло преимущественно за счет вызванного торможением экономики падения сборов по налогу на прибыль и сокращения поступлений НДС.

Достигнутый уровень фискальной нагрузки (22,5 % без учета нефтегазового сектора) меньше в сравнении со странами G8 и ОЭСР. Однако необходимо при этом отметить, что приводимые официальные данные не учитывают массу обязательных неналоговых выплат, таких как платежи за негативное воздействие на окружающую среду и др.

В целом все меры, предложенные в документе, соответствуют ранее принятому Правительством РФ курсу, преемственности предшествующим российским налоговым реформам и повышению стабильности и предсказуемости российского налогового климата в целом.

Библиографическая ссылка на эту статью для научного цитирования:

Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг.

Сборник: Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции.

Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета; Редакционная коллегия: Маруков А.Ф., Митенкова А.Е., Мурзак Н.А., Фирсова Е.В. 2015. С. 107-113.

Гордиенко Михаил Сергеевич,

к.э.н., доцент кафедры Налогов и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова

Источник: https://www.ceom.ru/analiz-osnovnyx-napravlenij-nalogovoj-politiki-rossijskoj-federacii-na-2015-2017-gg.html

Определены основные направления налоговой политики на будущий период

В конце прошлой недели в Госдуме прошло обсуждение основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы, сообщается на сайте нижней палаты. С докладом об основных направлениях выступил Министр финансов Антон Силуанов.

Он подчеркнул, что основные направления будут доработаны с учетом состоявшегося обсуждения, после чего документ будет рассмотрен на заседании Бюджетной комиссии Правительства и осенью в составе материалов к проекту бюджета на предстоящие три года внесен в парламент.

Текст самого документа опубликован на сайте Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Согласно документу, эффект от повышения НДС на инфляцию оценивается в районе 1,3 процентного пункта. Частичный эффект от повышения данной ставки проявится уже в 2018 году, за счет роста инфляционных ожиданий. При этом основной вклад изменения ставки налога в рост цен будет зафиксирован в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%.

Повышения инвестиционной активности в будущем периоде планируется добиться за счет стабильности и предсказуемости неналоговых платежей. Основная задача здесь – это обеспечить предсказуемые условия ведения бизнеса, навести порядок в существующих и предотвратить бесконтрольное появление новых платежей. Также стимулом для инвестиций может стать отмена налога на движимое имущество.

Созданию справедливой конкурентной среды и сокращению теневого сектора будут способствовать такие меры, как повышение собираемости зарплатных налогов, а также создание единой информационной среды налоговых и таможенных органов. При налогообложении недвижимого имущества физлиц по кадастровой стоимости планируется установить коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Кроме того, для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим – система налогообложения в виде налога на профессиональный доход.

Его апробация пройдет с 2019 года в пилотных субъектах РФ. Для налогоплательщиков на УСН «доходы», использующих КТТ, отменят обязанность представления налоговой декларации.

Физлицам предоставят права по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом, через многофункциональные центры.

Также планируются реализовать следующие меры налоговой политики:

  • Возложить на ИП обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций при выплате доходов иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство в РФ;
  • Регламентировать порядок учета для целей налогообложения прибыли/убытков реорганизованных организаций в целях исключения незаконной налоговой оптимизации;
  • Исключить из перечня документов, представляемых в налоговые органы одновременно с декларацией по НДС, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками таможенных органов, подтверждающими фактический вывоз товаров с территории России;
  • Уточнить условия предоставления налоговых вычетов в отношении опекунов недееспособных граждан;
  • Уточнить условия социальных налоговых вычетов в целях унификации их применения;
  • Ввести право самостоятельного исчисления налоговым органом НДФЛ в случае непредставления налоговой декларации при продаже недвижимого имущества;
  • Расширить перечень видов деятельности для ПСН, за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельностями и другие меры.
Читайте также:  Работодатель не имеет права удерживать из выплат при увольнении стоимость выданной работнику спецодежды - все о налогах

Источник: https://spmag.ru/news/opredeleny-osnovnye-napravleniya-nalogovoy-politiki-na-budushchiy-period

Общие анализ Основных направлений налоговой политики на 2017 и на 2018-2019 гг. (часть 2)

(окончание. Начало см. здесь)Как я уже писал вчера в блоге,  Минфин, 5 октября разместил у себя на сайте проект «Основные  направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»). 

Вчера я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а сегодня хотелось бы высказаться по существу. 

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект попытаться проанализировать ситуацию все-таки стоит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто, которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа,  даже если этот «документ» прописан как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п.2 ст.172 БК РФ).  

К сожалению, но это так.

Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.

Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг.

(появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100%  положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.

Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения. 

Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо  и не плохо.

Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение как и принятие ошибочных решений.

С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.

Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на и без того хромающей бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.

Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.

Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.

Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом.

Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит.

Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не стоит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.

Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым.

Учитывая, что конституционное большинство в ГосДуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г.

делать не будет и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.здесь) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии. 

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и ГосДума предложит в проект «Основных направлений..», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будет иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Источник: https://www.nalog-briz.ru/2016/10/2017-2018-2019-2.html

Блоги / Аркадий Брызгалин: Основные положения Основных направлений налоговой политики на 2017 и на 2018-2019 гг

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.

ru

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.

» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года. Общий же анализ «Основных направлений…» я проведу завтра.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

  • Планируется введение для физлиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг другим физлицами (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющимися ИП возможности уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением от НДФЛ до конца 2018 г.Комментарий: странно, но мне казалось, что выведение из тени самозанятых граждан предполагается в более широком масштабе, чем по отношению только к тем физлицам, которые «оказывают услуги другим физлицам».
  • ИП на ЕНВД и ПСН получат право на налоговый вычет до 18 тыс. руб. в связи с приобретением онлайн-ККТ.Комментарий: Причем налоговый вычет будет предоставляться, как я понял, на сумму налогового оклада, т.е. затраты на ККТ пойдут на уменьшение суммы налога, причитающейся уплате в бюджет. Эта та налоговая льгота, которой уже очень давно не наблюдалось в нашей налоговой системе.
  • Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе.
  • Предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей имеющих налоговую природу, с последующим размещением этих платежей в Налоговом кодексе РФ.Комментарий: Интересно получается, значит Минфин признает, что в настоящее время у нас существуют хитрые квази-платежи, которые вроде «неналоги», а на самом деле налоги. И, кроме того, по планам Правительства РФ, озвученным еще 1 марта 2016 г. («антикризисный план Правительства»), уже в декабре проект закона о «неналоговых платежах» должен быть представлен в Госдуму. Так зачем об этом писать в октябре, т.е. за 2 месяца до реализации намеченного?
  • По налогу на прибыль изменяться правила переноса убытков на будущее: положение «перенос убытков на 10 лет» будет отменено, а установлена будет норма о 30% переносе убытков и только на один год.
  • Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт, т.е. в от 20% общей ставки налога на прибыль, в федеральный бюджет будет перечисляться 3% (сейчас 2%), а в региональные бюджеты – 17% (сейчас – 18%).
  • Предложено ввести дополнительные налоговые льготы по налогу на прибыль для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры;
  • В 2017 г. власти намерены проанализировать эффективность налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и в перспективе ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН на сумму убытка, полученного убыточными участниками группы, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников.
  • По НДФЛ в «Основных направлениях…» единственное предложение, которое в нынешних условиях является очевидным – предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 кв. 2017 г. единовременной выплаты.
  • НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах предлагается взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента.
  • Предлагается ввести механизм возврата иностранцам НДС, уплаченный ими в период временного пребывания в России.
  • В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.
  • Вдвое планируется увеличить акцизы на вина (за некоторыми исключениями);
  • Планируется введение самостоятельного акциза на электронные сигареты; ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию.
  • На 30% планируется увеличить акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).
  • На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 г. — то есть, отменят отраженное в нынешней редакции ст. 193 НК понижение в 2017 г. ставок данных акцизов.
  • Акцизы на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты в 2017 г. планируется повысить; на последующие годы также предусматривается их повышение.
  • Планируется проработать вопрос о возложении обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении недостроев на собственников земельных участков, на которых расположены такие недострои.
  • Пени по налогам увеличат с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования ЦБР.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект, попытаться проанализировать ситуацию все-таки стоит.

Читайте также:  Как вести регистры налогового учета (образец)? - все о налогах

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто, которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ). К сожалению, но это так.

Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет.

И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.

Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.

2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам.

А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.

Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения. Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.

Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.

С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.

Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.

Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже. Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств..

Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.

Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом.

Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит.

Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не стоит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г.

– «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.

здесь) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года.

Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект «Основных направлений…», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/brizgalin_av/1854922-echo/

Минфином РФ подготовлены основные направления налоговой политики | Отчётсдан

С.В.

Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В Основных направлениях налоговой политики определяются меры, которые Правительство РФ предполагает реализовать в налоговой сфере посредством изменений в законодательстве и принятия управленческих решений в работе налоговых органов. Содержанию Основных направлений налоговой политики на ближайшие 3 года посвящено интервью с экспертом.

Минфином России подготовлены Основные направления налоговой политики. Какое значение имеет данный документ?

Основные направления налоговой политики имеют значение не только для составления бюджетов. Они позволяют налогоплательщикам определить свою деятельность с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Особенностью текущего года является включение налоговых тем также в Основные направления бюджетной политики.

Что в Основных направлениях заявлено в качестве цели налоговой политики?

К сожалению, в Основных направлениях налоговой политики на 2017—2019 годы намерения государства в налоговых отношениях не обозначены. В этой связи остается неясным, какой конкретной цели подчинены меры, включенные в налоговую политику.

При этом состав предложенных к реализации мер совершенно несопоставим: от слишком общих (анализ неналоговых платежей) до слишком частных (уменьшение суммы ЕНВД на расходы по приобретению ККТ) или вообще разовых (освобождение от НДФЛ единовременной выплаты пенсионерам в первом квартале 2017 года).

Сроки реализации большинства заявленных мер также отсутствуют. То есть, это может быть как конец 2016 года, так и более поздний период времени.

Что в Основных направлениях может быть рассмотрено как подтверждение стабильности и определенности налоговых условий ведения предпринимательской деятельности?

Эти гарантии в Основных направлениях фактически пропущены. Из примеров, характеризующих предсказуемость налоговой нагрузки, можно назвать лишь предлагаемую фиксацию на трехлетний период значения коэффициента-дефлятора по ЕНВД. Однако предлагаемый размер указанного коэффициента не обозначен. Более того, сам режим в виде ЕНВД ожидается к отмене с 2021 года.

В качестве примера, характеризующего стимулирующую роль налогов, можно привести заявленную идею освобождения от НДФЛ купонного дохода по облигациям.

Но и в данном случае, во-первых, отсутствует описание конкретного механизма освобождения.

Во-вторых, не исключено, что в рамках обсуждения данного вопроса о выравнивании условий налогообложения процентных доходов изменения могут коснуться действующего режима освобождения от НДФЛ процентов по вкладам в банках.

В-третьих, остаются различия в условиях налогообложения процентов по долговым обязательствам в рамках налога на прибыль и НДФЛ, что нарушает принцип нейтральности налоговой системы.

Что можно сказать о предстоящей динамике налоговой нагрузки?

Анализ предлагаемых Основными направлениями мер позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка будет расти.

Платежи, имеющие налоговую природу, будут не отменены, а перенесены в Налоговый кодекс. При этом в отношении иных обязательных платежей, по тем или иным причинам, не включенным в Налоговый кодекс, предполагается принятие отдельного закона, в котором будут содержаться основные положения их взимания (эта мера содержится в Основных направлениях бюджетной политики).

В отношении акцизов готовится:

  • расширение списка подакцизных товаров;
  • введение повышающих коэффициентов при реализации подакцизной продукции в последнем квартале года;
  • рост ставок.

Рост ставок также произойдет и по НДПИ.

Какая политика предполагается в отношении налоговых льгот?

В отношении налоговых льгот заявлен жесткий подход, названный оптимизацией, но по форме направленный на отмену льгот, установленных непосредственно Налоговым кодексом. Причем из Основных направлений можно сделать вывод, что под налоговыми льготами понимаются и освобождения от налогообложения, и пониженные налоговые ставки.

Причем отмена льгот на федеральном уровне предлагается не только по региональным и местным налогам, но и по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты (НДФЛ, налог на прибыль).

Принципом действия подобных льгот может стать следующий — «действие освобождений по федеральному налогу возможно при условии их подтверждения законом субъекта». Реализация подобного подхода может создать разные условия налогообложения в соседних муниципальных образованиях.

При этом одним из условий предоставления дотаций из федерального бюджета субъектам РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности станет обязательство субъекта РФ применять «мораторий на налоговые льготы».

Среди наиболее «ярких» предложений, содержащихся в Основных направлениях — предложение об увеличении ставки пени…

Действующий размер пени: 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ в день.

В Основных направлениях используется понятие ставка рефинансирования, однако с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У).

Предлагаемый размер: 1/180 ключевой ставки ЦБ РФ в день.
По состоянию на октябрь 2016 года соотношение было бы следующим 0,033% и 0,055%.

Можно предположить, что новый размер пени будет применяться со дня введения, в том числе к ранее возникшей задолженности по налогам (сборам, страховым взносам).

Мера носит откровенно фискальный характер (в качестве цели заявлено обеспечение формирования доходов бюджетов бюджетной системы). Кроме того, уплаченные суммы пени не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Поэтому аргумент о том, что пени платить выгоднее, чем проценты по кредиту, по меньшей мере, странен.

Возможно, что в конечной редакции поправок размер ставки пени будет зависеть от продолжительности просрочки.

Размер пени определяется ключевой ставкой, новая величина которой вводится со дня, указанного в Информации Банка России (нередко сразу или спустя один-два дня после объявления).

Для налогоплательщика это удобно, когда размер ключевой ставки снижается, и наоборот — если ставка увеличена.

Какие изменения предвидятся по НДС?

В налогообложении НДС изменения затронут розничную торговлю:

  • предусматривается возврат иностранным физическим лицам налога при вывозе (система «tax free»);
  • налогообложение иностранных продавцов при продаже товаров в РФ с использованием Интернета. Напомним, что с 2017 года уже предусмотрена уплата НДС при оказании иностранными организациями услуг через Интернет (статья 174.2 НК РФ).

Что ждет налогоплательщиков налога на прибыль?

Изменение соотношения ставок по налогу на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Действующее: 2% и 18%.Предлагается: 3% и 17%.
В результате изменения пропорции зачисления налога уменьшается эффект «налоговой экономии» за счет использования пониженной ставки, установленной субъектом РФ.

Ожидаются изменения в расчете налоговой базы при переносе убытков. Действующее ограничение на срок переноса убытков — 10 лет. Предлагается — бессрочно, но не более 30% налоговой базы текущего периода. Это означает, что при наличии убытка прошлых лет налог на прибыль будет уплачиваться.

При этом в Основных направлениях каких-либо оговорок о периоде образования убытка не содержится! Иными словами, новые правила могут начать применяться и к ранее накопленному убытку.

Источник: https://otchetsdan.ru/stati/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]