Минфин приступил к реализации антикризисного плана — все о налогах

Минфин США приступил к реализации плана Обамы

Минфин США приступил к реализации плана Барака Обамы по спасению экономики. К 1 апреля 95% американцев почувствуют налоговые льготы. Тем временем ожидается раскрытие параметров бюджета-2010.

Президент США Барак Обама поручил министерству финансов снизить налоги для 95% американцев, рассказал сам американский лидер в еженедельном радиообращении к нации, которое цитирует Reuters. Налоговые льготы проходят как часть масштабного плана по спасению экономики, утвержденного конгрессом 13 февраля и подписанного президентом 17-го.

Всего пакет антикризисных мер предусматривает выделение $282 млрд на компенсацию налоговых льгот и $120 млрд на организацию общественных работ для снижения безработицы.

«С удовольствием сообщаю, что сегодня утром министерство финансов начало извещать работодателей об уменьшении налогов, взимаемых с заработных плат, сотрудникам», — объявил Обама. «Это означает, что средняя американская семья ежемесячно будет приносить домой как минимум $65 дополнительно», — отметил он.

«Такого раньше не было»

Президент не упустил шанса подчеркнуть беспрецедентность вводимых налоговых льгот. «Никогда раньше в нашей истории сокращения налогов… не касались стольких трудолюбивых американцев», — подчеркнул Обама.

Американский лидер лишний раз подчеркнул, что экономика остается его главным приоритетом. Он выразил озабоченность по поводу того, что «десятки миллионов» американцев потеряли или потеряют работу.

В то же время он уже традиционно отметил, что не стоит ожидать быстрого восстановления.

«Но как бы ни было важно подписание этого плана, это только первый шаг на пути экономического исцеления», — заявил Обама.

«Это не будет просто. Нам предстоит долгий и полный опасностей путь. Но я уверен, что мы, как народ, достаточно сильны и мудры для того, чтобы претворить эту стратегию в жизнь и преодолеть этот кризис», — выразил надежду президент.

Что будет дальше?

Америка замерла в ожидании: как трейдеры на биржах, так и обычные граждане ожидают начала спасения экономики по рецептам Обамы. Тем временем Белый дом думает над тем, что же делать с увеличивающимся государственным долгом и дефицитом бюджета.

В понедельник в Белом доме состоится совещание ведущих американских политиков, экономистов и бизнесменов по вопросу государственных финансов. Они попытаются обозначить пути решения проблемы огромного дефицита, который составляет сейчас $1 трлн и, по-видимому, будет только расти.

А в четверг Обама раскроет параметры предварительного бюджета на 2010 финансовый год (он начнется в октябре 2009 года).

Источник: https://dev.infox.ru/news/23/economy/finance/9919-minfin-ssa-pristupil-k-realizacii-plana-obamy

Минфин РФ предупреждает о нехватке средств на антикризисный план

ВСЕ ФОТО

Министр финансов Антон Силуанов напомнил правительству, что из 250 млрд рублей, заложенных на исполнение антикризисного плана, имеются лишь 120 млрд рублей из антикризисного фонда, сообщает газета «Коммерсант».

Недостающие деньги можно получить правкой бюджета либо из резерва, находящегося в распоряжении президента Владимира Путина.

Минфин также предложил сократить расходы антикризисного плана и вычеркнуть из него пункты, снижающие доходы бюджета.

По данным «Коммерсанта», свои комментарии к антикризисному плану правительства на 2016 год, одобренному Белым домом 18 февраля, Силуанов изложил в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева.

Как указал глава Минфина, Белый дом два месяца распределял средства так называемого антикризисного фонда на 2016 год в размере до 250 млрд рублей, не осознавая, что на самом деле в его распоряжении гораздо меньшая сумма.

Минфин констатирует, что фактически сейчас у правительства в антикризисном фонде есть 65 млрд рублей, еще приблизительно 55 млрд рублей в нем могут появиться в апреле, когда федеральное казначейство направит в фонд невостребованные остатки бюджета на прошлый год. Лишь эти 120 млрд рублей, указал Силуанов, Белый дом может распределить без правки бюджета на этот год, тогда как его решениями уже распределено 35 млрд рублей средств антикризисного фонда. Всего же в плане учтены расходы из фонда на 170,7 млрд рублей.

Минфин предлагает способ решения проблемы путем сокращения расходов из антикризисного фонда до 120 млрд рублей, причем в этот список нужно включить и расходы по уже принятым решениям, связанным с Крымом и Украиной, на 17,1 млрд рублей. У президента Силуанов предлагает просить не 203 млрд недостающих рублей, а до 130 млрд рублей.

Минфин предлагает сохранить финансирование машиностроения, крупное сокращение антикризисных расходов Минздрава (с 45,8 млрд рублей до 13 млрд рублей) и поддержку экспорта через ВЭБ, «Росэксимбанк» и Российский экспортный центр (с 25,3 млрд рублей до 9 млрд рублей). Силуанов также считает невозможным субсидирование по кредитам промпредприятий на 10 млрд рублей и поддержку промышленного машиностроения на 21 млрд рублей. Кроме того, Минфин настаивает на создании резерва в 34,9 млрд рублей на непредвиденные расходы.

Финансовое ведомство предлагает увеличивать порог оборота для упрощенной системы налогообложения не до 120 млн рублей в год, а до 60 млн.

Минфин также выступает против новых льгот авиабизнесу и РЖД, в том числе по НДС.

Ведомство поддерживает идею амнистии теневого малого бизнеса с трехлетними налоговыми каникулами для вышедших из тени, но не поддерживает ряд инициатив Минэкономики по налогообложению малого бизнеса.

Обсуждение антикризисного плана может переместиться на апрель 2016 года, когда завершится правка текущего бюджета, пишет «Коммерсант».

Источник: https://www.newsru.com/finance/24feb2016/siluanov.html

Путин: Пока непонятно, как выполнять антикризисный план

Премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин

A.Druzhinin / AP/RIA Novosti

Антикризисный план должен быть не только на бумаге. Пока же нет понимания, что нужно сделать для реализации антикризисного плана, передает слова президента России Владимира Путина «Прайм».

13 февраля Путин в Ново-Огареве проводит совещание по экономическим вопросам.

В нем участвуют премьер-министр Дмитрий Медведев, первый зампред правительства Игорь Шувалов, помощник президента Андрей Белоусов, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, член совета директоров ЦБ Сергей Игнатьев, президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф, а также бывший министр финансов Алексей Кудрин.

«Сейчас только непонятно, что нужно конкретно сделать в данный момент времени для того, чтобы было реализовано, давайте поговорим об этом поподробнее», — заявил на встрече президент России (цитаты по «РИА Новости»). Он также подчеркнул, что правительство приступило к выполнению антикризисного плана.

«В целом понятно, о чем идет речь, мы с вами говорим об этом постоянно», — подчеркнул Путин. По его словам, «это диверсификация экономики, создание условий для опережающих темпов развития, создание благоприятного климата, улучшение управления, стабилизация в валютной сфере и соблюдение макроэкономических показателей».

Президент сказал, что ждет от совещания обсуждения, в ходе которого нужно определиться, что нужно еще сделать и какие решения принять, чтобы план правительства был реализован, а не только остался на бумаге.

«Давайте обменяемся мнениями, посмотрим, что нам нужно еще сделать, какие решения должны быть подготовлены и реализованы, чтобы план правительства не только не остался бы на бумаге, но и был бы действенным руководством для достижения целей, которые были сформулированы», — заявил Путин на совещании.

28 января 2015 г. правительство опубликовало антикризисный план поддержки российской экономики в 2015-2016 гг.

Перечень основных мероприятий состоит из 60 пунктов, однако, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, он может быть скорректирован в зависимости от ситуации.

Основные статьи расходов, заложенные в плане, предполагают докапитализацию банков, ассигнования региональным бюджетам, индексацию пенсий.

Цена плана — 2,3 трлн руб., включая использование фонда национального благосостояния (ФНБ), ОФЗ и госгарантий. Крупнейшие статьи расходов — это ранее принятые решения о докапитализации банков за счет ОФЗ на 1 трлн руб. и на 250 млрд руб. за счет ФНБ для реализации инвестпроектов. Еще 300 млрд руб. из ФНБ получит ВЭБ.

Таким образом, из ФНБ будет использовано 550 млрд руб., но окончательную сумму должны уточнить Минфин и другие ведомства. Из бюджета будет потрачено около 390 млрд руб., расходы на I квартал также будут уточняться. Министр Антон Силуанов говорил, что из бюджета будет потрачено 170 млрд руб., заложенных в антикризисном фонде.

Остальные расходы будут профинансированы за счет секвестра бюджета на 10% в 2015 г.

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/news/39392981/putin-poka-neponyatno-kak-vypolnyat-antikrizisnyj-plan

Почему не сработает антикризисный план

Почему не сработает антикризисный план

2 февраля 2016 года в правительстве прошло совещание по итогам обсуждения антикризисного плана.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что в документе «предусмотрены шаги по стимулированию экспорта, в том числе высокотехнологичной продукции, а также улучшение инвестиционного климата».

Он также заявил, что главное — «чтобы сложности не отразились на людях». Только не уточнил, на каких именно.

Все это очень напоминало праздник жизни из американского фильма «День сурка», где действие происходит аккурат 2 февраля.

Примерно год назад Дмитрий Медведев также обсуждал антикризисный план правительства и ровно в тех же выражениях говорил о его несомненных достоинствах.

Тот план выполнен не был: волатильность рубля, сперва пошедшего в гору, а потом рухнувшего в тартарары, вогнала чиновников в ступор. Большинство намеченных мер поддержки экономики никак не было связано с курсом валют, но списали все именно на него.

Кураторы позвонили?

Текста нынешнего плана в открытом доступе нет, но основные его положения известны. Пожар кризиса предполагается погасить деньгами, направив их на поддержку отечественного производителя. Изначальный документ подготовило Минэкономразвития с учетом предложений Минпромторга, Минсельхоза, Минэнерго, Минтранса, Минтруда и Минздрава.

Состоял он из 96 пунктов,  объемы  финансирования не были прописаны даже для половины. Но сумма одних только  подсчитанных трат уже составила 737 млрд руб. С учетом оставшихся пунктов можно говорить о расходах в 1,5–2 трлн руб.

Основные получатели государственной помощи — автомобилестроение, транспортное машиностроение, жилищное строительство и легкая промышленность.

Минфин, от которого во многом зависит выделение средств, медлил представлять свои соображения, желая сначала увидеть первый вариант документа. А после этого люди Антона Силуанова взяли в руки самые большие ножницы…

Ко второму совещанию, которое как раз и состоялось 2 февраля, сотрудники Минфина подготовили свои замечания, вычеркнув из списка 37 пунктов с общим финансированием на 210 млрд руб., а также без указания объема финансирования.

Главной жертвой оказалось сельское хозяйство: вычеркнуты «Субсидии производителям отечественной сельскохозяйственной техники», «Льготный лизинг современной отечественной сельскохозяйственной техники через «Росагролизинг»» и просто «Государственная поддержка сельского хозяйства» — суммарно на 33 млрд руб.

Президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин недоумевает по поводу судьбы обещанных субсидий: «Дмитрий Медведев провел в Петербурге совещание, где объявил о финансировании этой скидки — на 10 млрд в этом году. Там и Силуанов присутствовал, не возражал. В конце совещания я подошел к нему, поблагодарил.

Он говорит: «Ну наконец-то! А то все Минпром и Минсельхоз хвалите, а того, кто деньги выделяет, не замечаете!». Поулыбались, руки пожали… И вдруг это… Что там случилось? Башни Кремля борются? Кураторы из Вашингтона позвонили? Загадка. Планы сельхозмашиностроителей опять под вопросом.

Наращивать производство? Готовиться к сокращениям?».

Источник: https://rusplt.ru/society/pochemu-ne-srabotaet-antikrizisnyiy-plan-21147.html

Главные антикризисные законы подготовят к весне

Правительство утвердило антикризисный план, который должен помочь экономике и людям пережить этот год, не растеряв главное — устойчивую финансовую систему и социальную стабильность.

В плане 60 пунктов, большинство из которых обязывают ведомства подготовить проект закона или постановления правительства. Сроки очень сжатые — конец февраля — начало марта. К этому времени все документы должны быть готовы. И в приоритетном порядке они будут рассмотрены в Госдуме. Сам план может дополняться в зависимости от ситуации.

Владимир Путин потребовал не разбазаривать госсредства

Многие мероприятия плана были анонсированы ранее, но только теперь они сведены в единую систему, а механизм их исполнения запущен.

Названы конкретные суммы, которые государство может дополнительно потратить, чтобы подставить плечо экономике и людям.

В целом мероприятия плана оцениваются в 2,332 триллиона рублей, включая триллион рублей, уже выделенный на докапитализацию банков.

Но окончательную стоимость плана можно будет подсчитать после того, как минфин определится с расходами на реализацию плана в текущем квартале. Предложения об этом должны быть представлены в правительство сегодня.

Читайте также:  Заместитель главы фнс об «антиуклонительных» поправках в налоговый кодекс - все о налогах

Правительство решило сосредоточиться на ключевых направлениях «удара». Это содействие импортозамещению и несырьевому экспорту, преференции для бизнеса, помощь банкам и приоритетным отраслям.

И, конечно, социальная поддержка тех, кто попадет в сложную жизненную ситуацию.

Но для этого недостаточно задействовать резервы, нужно отказаться и от неэффективных расходов, которые были терпимы в «тучные» годы, когда не было санкций и нефть стоила свыше 100 долларов за баррель. По оценкам экспертов, доля неэффективных расходов, «зашитых» в ряде госпрограмм, составляет до 15-20 процентов.

Большинство категорий расходов бюджета на этот год будут сокращены на 10 процентов. Не коснутся сокращения обороны, сельского хозяйства и международных обязательств России. Расходы на социальные обязательства будут, напротив, увеличены, поскольку они «привязаны» к инфляции.

Сокращение расходов бюджета в целом — необходимое условие любого антикризисного плана, подчеркивает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. По оценкам минфина, при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель, потери доходной части бюджета достигнут 3 триллионов рублей в 2015 году.

Сокращение расходов поправит этот дисбаланс. Учитывая, что низкие цены на основные товары российского экспорта могут продержаться довольно долго, в следующие три года общий объем расходов федерального бюджета в реальном выражении также будет сокращаться — не менее чем на 5 процентов в год.

За счет этого к 2017 году правительство рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет.

Банки без плохих долгов

Наиболее крупные расходы по плану отнесены на поддержку предприятий, для которых высокие ставки по кредитам оказались фактически запретительными. Но деньги они получат не напрямую от государства (это чревато разгоном инфляции), а через проверенные банки, с использованием рыночных механизмов.

Расходы бюджета РФ будут снижать в течение трех лет

Банки получат триллион рублей от Агентства по страхованию вкладов, с обязательством направить эти деньги на кредитование приоритетных отраслей экономики: им нужно будет ежемесячно наращивать свой кредитный портфель. За тем, чтобы эти деньги не пошли на другие цели, например, на покупку валюты, проследит Центральный банк.

Также на кредитование экономики, в частности, на крупные инфраструктурные проекты пойдут 550 миллиардов рублей, которые Внешэкономбанк и другие банки получат из Фонда национального благосостояния. Это, по словам Масленникова, «окрашенные» деньги: банки обязаны заставить их работать.

Расходы бюджета сократят на 10 процентов, но это не коснется социальных программ, на них денег добавят

По плану, завтра экономический блок правительства представит предложения о создании банка «плохих долгов», который будет выкупать проблемные активы у коммерческих банков. Не столько для того, чтобы помочь банкирам, сколько для помощи предприятиям, задолжавшим банкам, — таким образом можно предотвратить их банкротство, пояснил вчера замминистра Алексей Моисеев.

Банк «плохих долгов» может стать неплохой формой отраслевой поддержки, а в известном смысле это еще и инструмент структурной политики.

Понятно, что спасать будут не всех, и, решая кому помогать, государство может учитывать, почему долги того или иного предприятия стали безнадежными, каковы перспективы устойчивого роста компании, может ли она помочь импортозамещению, говорит Никита Масленников.

Учитывая непростую ситуацию, к предприятиям, выступающим в качестве исполнителей госконтрактов, не будут применять штрафные санкции, если они не уложатся в сроки. Госзаказчикам разрешат идти навстречу подрядчикам, если те докажут, что стоимость работ по уже заключенным контрактам в новых условиях существенно возросла.

Кроме того, исполнители госконтрактов получат право на авансы в размере до 80 процентов от суммы договора. Это можно рассматривать как способ кредитования производителя работ, который иначе в условиях кризиса просто не сможет выполнить госконтракт, отмечает Никита Масленников.

При этом, естественно, возрастает ответственность государственного заказчика по контролю над исполнением госзаказа.

С зарплатами и пенсиями

Какая же поддержка предусмотрена для пенсионеров, семей с детьми и безработных?

К примеру, в этом году можно будет получить единовременную выплату в 20 тысяч из средств материнского капитала, который сегодня равен 453 тысячам.

То есть мамы и папы смогут получить часть ранее неделимой суммы на руки и потратить ее на любые ежедневные нужды. По мнению директора Института соцполитики и социально-экономических программ НИУ «Высшая школа экономики» Сергея Смирнова, этим предложением воспользуется большинство российских семей.

Тем, кто недавно потерял работу или может остаться без нее в ближайшее время, тоже планируется помогать. Объем субсидий для реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в 2015 году может составить до 52,2 миллиарда рублей.

Средства будут выделены в том числе и на организацию общественных работ и опережающего профессионального обучения.

Еще до 30 миллиардов рублей предполагается зарезервировать на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам РФ на предоставление социальных выплат при росте числа граждан, признанных в установленном порядке безработными. «Правительство готовится к росту безработицы и резервирует средства в бюджете — это правильный ход.

Что касается пенсионеров, то антикризисный план предусматривает индексацию страховой части пенсии с 1 февраля на уровень инфляции в 2014 году. «Другими словами, власти подтвердили, что не отказываются от своих обязательств», — отметил Смирнов.

С той лишь разницей, что в этот раз этот уровень немного больше — в прошлом году он составил 11,4 процента. Директор института напомнил, что в 2014 году пенсию повысили на 8,3 процента, а в 2013 — на 10,1.

На новую индексацию в бюджете будут выделены 188 миллиардов рублей.

Ипотека: льготы и долги

Для тех, кто в этом году хотел взять жилищный заем, но так и не смог это сделать из-за роста ставок, правительство предложило разработать программу «социального ипотечного кредитования». Что это значит?

«Речь может идти о социально значимых группах россиян, — рассказала «РГ» декан факультета экономики недвижимости ИОМ РАНХиГС Елена Иванкина. — О работниках здравоохранения, науки, образования, культуры и других. Тех, кто по уровню своей заработной платы не сможет приобрести себе жилье в новых экономических условиях». Им должны предоставить льготные процентные ставки по ипотеке, уверена она.

Путин: Антикризисный план должен обеспечить социальную стабильность

«Было бы прекрасно, если бы это было 4-5 процентов годовых, но это сейчас нереально для банков. Поэтому я думаю, что речь идет о докризисных ставках в 11-13 процентов годовых», — уверена она.

В своем антикризисном плане правительство не забыло и о тех, кто уже взял ипотеку, но не может платить по счетам, — это и валютные, и рублевые кредиторы. До конца февраля заинтересованные министерства должны подготовить целую программу «помощи заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, в том числе за счет ипотечного страхования реструктурированных ипотечных кредитов».

«Я думаю, что это должен быть целый комплекс мер поддержки, — рассуждает Иванкина. — Начиная от временного моратория на платежи для самых незащищенных россиян, заканчивая увеличением сроков погашения — с 20 до 30 лет, например».

Но и у банков при этом должна быть гарантия возврата этих средств, говорит эксперт.

Например, как в других странах, страхование финансовых организаций за счет федерального бюджета, в случае если заемщики не будут способны вернуть кредит.

Это и имеется в виду под «страхованием реструктурированных ипотечных кредитов». «А помощь банкам — это возможность другим людям взять кредиты», — напоминает Елена Иванкина.

И чтобы у россиян, взявших ипотечные кредиты, в том числе льготные, была возможность приобрести жилье, строительство новых домов экономкласса не должно останавливаться ни на один день.

В связи с этим власти планируют расширить стимулирование кредитования строительства и объектов инженерной инфраструктуры по программе «Жилье для российской семьи». «Это очень нужная мера, — продолжает декан факультета экономики недвижимости. — Помимо льготного кредитования, застройщикам еще нужно дать ряд преференций.

Среди них — процентная ставка по кредитам должна частично быть компенсирована из бюджета, налоговые каникулы, бесплатные земельные участки и так далее».

Налог на внутренние авиаперевозки в РФ снизят на восемь процентов

«Я убеждена, что строительство в рамках программы «Жилье для российской семьи» — это звено, которое может вытянуть российскую экономику. Ведь будущие собственники — средний класс — обеспечивают стабильное развитие страны, говорит эксперт. — И я рада, что в правительстве это понимают».

Малого бизнеса станет больше

Ряд антикризисных мер призван помочь малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам и индивидуальным предпринимателям.

Среди первоочередных пунктов поддержки — увеличение вдвое предельных значений выручки, которая дает право предприятию называться малым или средним.

Для микроорганизаций этот показатель вырастет с 60 до 120 миллионов рублей, для малого бизнеса — с 400 до 800 миллионов, а для среднего — с одного до двух миллиардов.

Это означает, что если раньше малое предприятие при обороте более 400 миллионов не могло претендовать на субсидии и льготы, которые ему положены с учетом размера выручки, то теперь сможет, поясняет руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРЫ России» Иван Ефременков.

То же касается и среднего бизнеса, который ранее при выручке более миллиарда рублей автоматически переходил в ранг крупного предприятия, уже не имеющего права на старые льготы, к примеру, при участии в госзаказе. Правительство рассчитывает, что за счет подобных послаблений малый и средний бизнес будут чаще участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки.

Если безработица начнет резко расти, в бюджете найдут средства, чтобы помочь людям найти новую работу

Вторая важная антикризисная мера касается предоставления грантов малым инновационным предприятиям, а также расширения программ, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На оба направления власти выделят 5 миллиардов рублей. Таким образом, государство в грядущем нелегком периоде для экономики все равно делает ставку на инновации, подчеркивает Иван Ефременков.

Гранты ощутимо подстегнут тех, кто только встает на ноги и запускает свой бизнес, а второй тип помощи (через фонд) будет поддерживать и новичков, и предприятия, претендующие на освоение нового уровня.

Сейчас через фонд содействия выделяется всего 3 миллиарда рублей, и антикризисные меры увеличат этот показатель вдвое.

Такие меры будут работать не только на прибыль, но и на занятость: после того как малые фирмы получат деньги на развитие, они смогут привлечь на работу дополнительных сотрудников.

Налоги пойдут на снижение

Наряду с другими послаблениями регионы наделили правом снижать ставки для налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5 процента.

Кроме того, теперь регионы смогут снижать налог на доходы с шести до одного процента для тех предприятий, которые используют упрощенную систему налогообложения.

По данным «ОПОРЫ России», эти системы сегодня самые распространенные — их применяют около 3,5 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса. По сути, речь идет о сокращении налоговой нагрузки, которой так ждали предприниматели.

Дополнительные объемы денежных средств позволят развиваться, не уходя в минус.

Источник: https://rg.ru/2015/01/29/antikrizis.html

Правительство проваливает антикризисный план

03.11.2016 00:01:00

Министры больше озабочены выполнением майских указов, чем борьбой с экономическими проблемами

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова не увидела 100-процентной победы над кризисом. Фото Артема Коротаева/ТАСС

Президент Владимир Путин планировал вчера обсудить с правительством реализацию посланий Федеральному собранию.

А накануне Счетная палата (СП) раскритиковала кабинет министров за низкие темпы выполнения антикризисного плана на 2016 год. Но, похоже, реализация этого плана превратилась в формальность, и он уже никому не нужен.

За его невыполнение вряд ли правительство отправят в отставку. А вот срыва майских указов и конкретных поручений президента допускать нельзя.

Счетная палата раскритиковала вчера правительство за низкие темпы выполнения антикризисного плана на 2016 год. Из 122 пунктов плана выполненными оказались только чуть более половины (63 пункта).

Пять пунктов признаны частично выполненными, не выполнено 19 пунктов, остальные 35 находятся в работе – по 23 из них формально срок выполнения еще не наступил.

Читайте также:  Как оформить налоговый вычет за обучение в автошколе? - все о налогах

Хотя у большинства мероприятий плана дедлайн наступает в 2016 году.

Из тех направлений работы, которые правительство наметило себе для преодоления кризиса, но не выполнило, ведомство Татьяны Голиковой отметило медленную подготовку документов, регулирующих предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства, компенсацию части затрат их производителям. Задерживается и финансовая поддержка лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также на компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных препаратов. К 

1 октября Минздрав должен был получить на это 50,2 млрд руб., а перечислили ему только 37,4 млрд руб.

Медленно выделяются кредиты тем регионам, которые переживают разбалансировку бюджетов и увязли в долгах. К началу октября 66 регионов получили 282,7 млрд руб., но это только 83,6% предусмотренных средств.

Кроме того, контролеры обратили внимание, что не выполнен пункт, связанный с оптимизацией работы энергетических мощностей, и тормозится импортозамещение в сельском хозяйстве.

Есть и важные вопросы, по которым правительство может поставить галочку напротив выполненного пункта. Например, Минздраву выделили почти 2,3 млрд руб. для покупки лекарств от ВИЧ и гепатитов. По идее, эта мера должна расширить охват ВИЧ-инфицированных антивирусной терапией до 60%. Тема предельно актуальная, так как по темпам распространения эпидемии ВИЧ Россия уже обогнала даже Африку.

Справедливости ради надо сказать, что какие-то пункты правительство «закрыло» уже после 1 октября, на которое составлен отчет СП. 7 октября, например, тому же Минздраву направили 3,8 млрд руб. на улучшение лекарственного обеспечения граждан.

Однако по некоторым пунктам, как это очевидно уже сейчас, план на 2016 год не будет выполнен вовсе. Минсельхозу, например, еще в конце сентября вернули на доработку проект «дорожной карты» по импортозамещению, но 3 октября ведомство сообщило, что начало ее реализации планируется только с 2017 года.

Возможно, такое настроение задал сам премьер, когда 18 октября проводил совещание по реализации кризисного плана, который в правительстве называют просто планом действий, в лучшем случае – планом действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ. Дмитрий Медведев отметил тогда позитивные тенденции в экономике и поручил Минэкономразвития до 1 декабря представить план работы уже на следующий год.

Вероятно, в правительстве исходят из того, что кризис закончился, по крайней мере уже нет той паники, которая царила в начале 2016 года, когда нефть упала до 35 долл. за баррель. 

Сегодня при бюджете, сверстанном исходя из 40 долл., реально она держится около 50 долл. за баррель. Экономика адаптировалась, легла в дрейф и будет пребывать в таком застойном положении ближайшие 18 лет, как следует из бюджетного плана Минфина.

Малообеспеченные граждане не справятся с болезнями без помощи властей. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Невыполнение антикризисного плана приведет только к имиджевым издержкам, поэтому правительство в первую очередь озабочено выполнением майских указов и личных поручений президента, считают опрошенные «НГ» эксперты.

«Повышение эффективности работы энергетиков, конечно, задача важная, но не первостепенная, невыполнение подобных пунктов антикризисного плана к заметным последствиям не приведет, – говорит управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова.

– Часть предусмотренных мер оказались не нужны: в итоге правительство от них отказывается, часть – неэффективны. Катастрофических последствий невыполнения плана не будет.

Этот документ уже многократно критиковали, хотя в нем, безусловно, есть необходимые меры, которые касаются прежде всего поддержки социально незащищенных групп граждан. В этом направлении необходимо усиливать работу».

«Причины пробуксовки антикризисного плана объясняются низким качеством управленческих кадров и неэффективностью используемых механизмов принятия решений. Проблемы создают явно избыточные контрольные процедуры и отсутствие полноценных каналов межведомственного взаимодействия.

Наконец, реализацию плана затруднил растущий дисбаланс расходов и доходов бюджета, – поясняет управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

– Дмитрий Медведев пользуется полной поддержкой со стороны главы государства, и неудачи в реализации плана будут по большей части списаны на форс-мажорные условия экономического развития и наличие внешних угроз, благодаря чему председатель правительства и его подчиненные не понесут какой-либо ответственности за срыв сроков выполнения антикризисных программ».

Эксперты уверены, что меры поддержки были необходимы в прошлом, понадобятся они и в будущем.

«Из успехов выполнения антикризисного плана можно выделить реформирование системы государственного надзора и докапитализацию Фонда развития промышленности, которая позволит профинансировать не менее 50 проектов, направленных на создание производств импортозамещающей продукции, – говорит Кириков.

– Решение о разработке антикризисного плана на 2017 год уже анонсировал замминистра экономического развития Олег Фомичев. С учетом того, что реальные доходы населения за первые шесть месяцев 2016 года сократились на 5%, потребительский спрос – на 6%, а внутренний инвестиционный спрос – на 5%, высока вероятность использования антикризисных программ и в 2018 и 2019 годах».

В Минэкономразвития (МЭР) подтвердили, что в 2017 году работу по формату Плана действий будет продолжена.

«Если в 2015 году реализация плана позволила предотвратить критическое ухудшение социально-экономической ситуации, сгладить эффект от временного резкого роста процентных ставок на наиболее уязвимые сектора российской экономики, поддержать начавшиеся процессы экспортноориентированного импортозамещения, а в части социальной политики – сосредоточить ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, то в 2016 году приоритетным направлением работы правительства стала реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе», — сообщили «НГ» в пресс-службе министерства.

В МЭР не согласны, что антикризисный план-2016 пробуксовывает. «Реализация мероприятий идет в плановом режиме, большинство нормативных правовых актов принято, при этом по ряду пунктов вопрос проработан, подготовлены соответствующие документы, но в силу того, что не предусмотрено финансирование и сейчас не определены объемы и источники, вопрос остается открытым», — пояснили в пресс-службе.

В заслугу правительству в 2016 году МЭР записывает такие уже реализованные пункты плана, как, например, недопущение роста безработицы и снижение напряженности на рынке труда, для чего субъектам РФ были предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости. «В реализации дополнительных мероприятий принимают участие более 64 тыс. человек, в том числе опережающее профессиональное обучение

и стажировку проходят более 7,8 тыс. человек; во временных работах заняты более 54 тыс. работников, находящихся под риском увольнения», — говорят в МЭР.

Субсидии на 169 млрд. руб из федерального бюджета и дополнительных источников финансирования оказали поддержку автопрому, легкой промышленности, сельхозмашиностроению и сельхозмашиностроению.

Кроме того, МЭР отмечает совершенствование системы государственной поддержки малых и средних предприятий.

В 2016 году годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП увеличен по прямым контрактам до 15%.

Источник: https://www.ng.ru/economics/2016-11-03/1_6851_plan.html

Налоговое планирование в процессе антикризисного управленияпредприятием

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯПРЕДПРИЯТИЕМ

Макарова Олеся Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнёва», г. Красноярск

E-mail: [email protected]

Спирин Александр Владимирович

Научный руководитель: кандидат экономических наук

E-mail: [email protected]

Задачи и значение налогового планированияв рамках антикризисного управления.

Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики связана с неопределенностью достижения конечных результатов и, соответственно, с риском потерь. Часто предприятия оказываются в кризисных ситуациях, обусловленных суммарным воздействием внешних и внутренних факторов неопределённости и предпринимательского риска.

Природа и формы воздействия этих факторов могут быть различными, но результатом их действия является дисбаланс организации. В кризисной ситуации компания не может найти противовес дестабилизирующим факторам, и поэтому возникают проблемы в различных сферах её деятельности: финансовой, производственной, в управлении персоналом и т. д.

Инструментом, позволяющим организации преодолеть кризис, является антикризисное управление. Антикризисное управление—это применение антикризисных процедур на микроуровне. Оно связано с отношениями, которые складываются на уровне предприятия при  применении как реорганизационных, так и ликвидационных процедур.

 Процесс антикризисного управления можно рассматривать двояко. С одной стороны, антикризисное управление может применяться в условиях реального кризисного состояния, когда предприятие находится на этапе быстрого нарастания интенсивности кризисных явлений, а зачастую даже является неплатежеспособным и близко к банкротству.

  С другой стороны,  антикризисное управление, может рассматриваться как процесс, комплекс мероприятий, предпринимаемых для избежание кризисных явлений [4].

Одним из факторов, провоцирующих кризисное состояние предприятий, является высокий уровень налогообложения в совокупности с жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законодательства, приводящий к быстрому росту кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом и обязательными внебюджетными фондами.

Для успешного осуществления финансового менеджмента на любом предприятии необходимо хорошо знать налоговое законодательство, четко исполнять налоговые обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Однако этого недостаточно для эффективного антикризисного управления.

Важно не только уметь рассчитывать размер каждого налога, но и знать, какое воздействие окажут его начисления и уплата на общий результат деятельности предприятия, особенно на ту часть средств, которая остается в его распоряжении после уплаты всех налогов, обязательных платежей, расходов по закупке материально-технических ресурсов, оплаты труда.

В связи с этим составной частью процесса антикризисного управления предприятием должно являться налоговое планирование.

Для выяснения сущности налогового планирования имеет смысл рассмотреть подходы разных авторов к определению термина «налоговое планирование».

Так Козенкова Т.

, главный бухгалтер издательского дома газеты «Экономика и жизнь» дает следующее определение: «налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству». В Англо-русском банковском энциклопедическом словаре Б. Г. Федорова термин «налоговое планирование» определен как: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ». Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack P. Friedman), выпущенный издательством Barron’s Educational Series, Inc., определяет, налоговое планирование как систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере дарить подарки и приобретать недвижимость — все это примеры налогового  планирования». В учебном пособии Е. Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как  «законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств» [3].

Таким образом, основой налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование, основанное на строгом выполнении налогового законодательства, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, существенно снижает риски неправильного исчисления и уплаты налогов и, соответственно, защищает предприятия от возможного существенного ущерба, связанного с применением налоговых санкций. Оно в определенной степени позволяет повысить финансовую устойчивость предприятия, а также повышает культуру управления финансами хозяйствующего субъекта.

Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, сколько повышение финансовой устойчивости деятельности организации.

Таким образом, налоговое планирование направлено на реализацию экономической безопасности организации с целью предотвращения возможных ущербов и достижения ее экономической устойчивости в настоящее время  и в будущем.

Этапы налогового планирования.

Процесс налогового планирования включает в себя ряд мероприятий, которые позволяют выработать грамотное направление для налогового планирования.

Прежде всего, необходимо оптимально выбрать способ такого осуществления финансовой и экономической политики, чтобы можно было в рамках закона уменьшить размер налогового бремени предприятия [3].

Планирование налогов в каждый текущий момент времени осуществляется с использованием различных методов и инструментов налогового планирования, которые являются наилучшими для каждого конкретного периода.

В составе текущего планирования налогов можно выделить налоговое планирование сделок и планирование налогов различного характера.

В зависимости от этого и выбираются соответствующие инструменты оптимизации налогообложения.

Читайте также:  Страховые взносы и налоги для нерезидентов (2018) - все о налогах

Для того, чтобы налоговое планирование было удачным и привело к положительным последствиям необходимо проработать ряд важнейших моментов.

Прежде всего, должен быть проведен детальный анализ существующей и используемой на предприятии модели налогообложения, определены ее достоинства и слабые места.

Кроме того, необходим анализ организационной структуры предприятия, с определением особенностей видов деятельности, основных поставщиков и потребителей продукции или услуг предприятия, анализ существующей системы налогового планирования фирмы и определение ее проблем. Для этого можно провести детальное исследование договорной деятельности компании и ознакомиться с первичными документами налогового учета. Завершающим этапом анализа текущего состояния является расчет уровня налоговой нагрузки на предприятие.

Результаты анализа являются основной выбора наиболее подходящих методов осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Перед принятием окончательного решения о налоговом планировании нужно проанализировать все возможные результаты и последствия от внедрения той или иной модели планирования налогов.

Для реализации выбранной компанией стратегии налогового планирования  необходимо составить перечень мероприятий по планированию налогов с детальным описанием каждого из них и осуществить расчет объемов налоговых платежей, разработка документации по налоговому планированию в соответствии с выбранной моделью планирования налогов.

Методы и инструменты налогового планирования, используемые в целях антикризисного управления. В состав основных  методов налогового планирования входит замена: налогового субъекта, вида осуществления деятельности и налоговой юрисдикции предприятия. Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

Замена налогового субъекта, по сути, является выбором такой организационно-правовой формы предприятия, для которой законодательством предусмотрены более выгодные условия налогообложения. В случае использования такого метода налогового планирования предприятие получает преимущества по налогообложению, которые позволяют повысить эффективность финансовой деятельности компании.

Изменение вида деятельности фирмы в целях оптимизации налогообложения представляет собой выбор таких путей осуществления хозяйственной деятельности, при которых операции предприятия облагаются налогами в значительно меньшей мере.

Замена налоговой юрисдикции характеризуется поиском наилучшего места для регистрации предприятия, где существуют наиболее оптимальные налоговые условия для вида его хозяйственной деятельности.

Таким образом, в зависимости от вида деятельности предприятия, сферы его функционирования и нормативно-правовой базы, оказывающей на него влияние, руководство фирмы самостоятельно выбирает тот или иной метод налогового планирования, который позволит минимизировать налоги и добиться оптимизации налогообложения.

К основным инструментам грамотного планирования налогов относятся:

  • особенности учетной политики предприятия;
  • различные налоговые режимы, которые можно использовать предприятию в процессе налогового планирования;
  • разнообразные льготы, которые могут быть применимы для конкретных видов деятельности фирмы в целях оптимизации налогообложения;
  • налоговые льготы, предусмотренные международным законодательством в целях исключения двойного налогообложения;
  • выбор наилучшей формы осуществления и документального оформления отношений по договорам с партнерами для рационального налогового планирования;
  • создание различных целевых резервов на предприятии и т. п.

Основные направления развития подходов к налоговому планированию. Налоговое планирование представляет собой непрерывный и последовательный процесс, который включает в себя выбор и оценку вида деятельности, при котором фирма сможет произвести оптимизацию налогообложения и достичь наилучших результатов финансово-экономической деятельности.

Как показывает практика крупнейших зарубежных компаний, развитие принципов управления налоговыми рисками и обязательствами требует включения в области ответственности налоговой функции компаний все большего количества дополнительных задач, в частности:

  • Вовлечение налоговых специалистов в расчет отложенных налогов в финансовой отчетности по международным стандартам;
  • Участие налоговых специалистов в оценке неопределенностей по налогам для целей отчетности по международным стандартам (таким как стандарты FIN 48, FAS 5 для отчетности по US GAAP, IAS 37 для МСФО);
  • Документация результатов внутреннего контроля по налоговым вопросам;
  • Предоставление регулярных отчетов по налоговым рискам налоговым органам, финансовому директору, совету директоров и аудиторскому комитету;
  • Налоговое бюджетирование;
  • Оптимизация денежных потоков (cash flow) по налогам[1].
  • Приоритетными задачами для крупнейших российских компаний в ближайшие годы станут также системное управление налоговыми рисками и повышение эффективности налогообложения.

Как показывает практика, большинству российских компаний предстоит еще пройти большой путь для построения эффективной налоговой функции в соответствии с международными стандартами. Однако те преимущества, которые дает бизнесу эффективное управление налоговыми рисками и обязательствами для бизнеса, делают эту задачу одной из наиболее приоритетных для российских компаний в условиях кризиса.

Список литературы:

  1. Букина Г. Н. Корпоративный налоговый менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом // ЭКО.2007. № 1.
  2. Селезнева Н. Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 224 с.
  3. Сидорова Е. Ю. Налоговое планирование. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 221 с.
  4. Уткин Э. А. Антикризисное управление. — М.: ЭКМОС, 1997. – 400 с.

Источник: https://sibac.info/conf/econom/xiii/27953

Минфин послал Минздрав под нож Ведомство Силуанова предлагает урезать антикризисный план-2016

Министр финансов Антон Силуанов направил письмо на имя премьера Дмитрия Медведева. В нем он представил собственные комментарии к антикризисному плану правительства на 2016 год.

Комментарии сводятся к тому, что Белый дом два месяца распределял средства из Антикризисного фонда, оперируя суммами до 250 млрд. рублей, тогда как реально в его распоряжении имеется лишь 120 млрд.

Об этом сообщает «Коммерсант».

Минфин констатирует, что по факту у правительства в Антикризисном фонде есть всего 65 млрд. рублей — согласно закону о бюджете. Еще приблизительно 55 млрд. могут появиться в апреле, когда федеральное казначейство направит в Фонд невостребованные остатки бюджета-2015.

Только эти 120 млрд., пишет Силуанов, Белый дом может распределить без правки бюджета на 2016 год. Между тем, по решению кабмина уже распределено 35 млрд. рублей из Антикризисного фонда. Всего же в плане правительства учтены расходы из Фонда на 170,7 млрд руб.

Как указывает в письме глава Минфина, в теории Белый дом имеет право потратить в 2016 году до 342,2 млрд. рублей, но все средства свыше 120 млрд. — это фактически деньги из президентского резерва. Другими словами, у Владимира Путина наверняка имеются на них собственные планы, и правительству придется доказывать главе государства, что антикризисный план важнее.

В итоге Силуанов предлагает сократить расходы из Антикризисного фонда до 120 млрд. При этом, отмечает он, в эту сумму нужно включить расходы по уже принятым решениям, связанным с Крымом и Украиной, на 17,1 млрд. рублей. Плюс к тому, просить у президента дополнительно не 203 млрд. рублей (полная сумма заявок плана, не вписывающаяся в Антикризисный фонд), а всего 130 млрд.

Чтобы уложиться в эти суммы, глава Минфина предлагает следующее:

— значительно сократить антикризисные расходы Минздрава (с 45,8 млрд. рублей до 13 млрд.);

— сократить поддержку экспорта через ВЭБ, Росэксимбанк и Российский экспортный центр (с 25,3 млрд. рублей до 9 млрд.);

— полностью отказаться от субсидирования по кредитам промпредприятий (10 млрд. рублей) и поддержки промышленного машиностроения (21 млрд.);

— не предоставлять новые льготы авиабизнесу и РЖД, в том числе по НДС (сумма не уточняется).

По части пунктов плана вне Антикризисного фонда Минфин не приводит предложений. Видимо, по логике ведомства, эти моменты требуют дополнительного обсуждения с президентом. В этой части списка, например, поддержка дистрибуции Sukhoi Superjet 100 на 30 млрд. рублей и стимулирование агроимпортозамещения на 23 млрд.

Почему уже после принципиального согласования проекта Антикризисного плана оказалось, что кабмин оперирует несуществующими деньгами, что стоит за нынешней позицией Минфина?

— Минфин откровенно напомнил, что ситуация с финансами не настолько благостная, как представляется многим министрам, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

— По сути, антикризисный план — набор мероприятий, который, по мнению правительства, позволит не усугубить нынешнюю рецессию, и создаст условия для роста в среднесрочной перспективе за счет мер структурной политики, — действительно не подкреплен деньгами.

Напомню, на заседании кабмина 18 февраля, когда и был принципиально одобрен антикризисный план, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что общая стоимость мероприятий по поддержке экономики России в 2016 году составит 880 млрд. рублей, причем около 250 млрд. из них зарезервированы под неотложные антикризисные меры. Однако, отметил Улюкаев, по значительной части пунктов плана источник финансирования не определен.

На сегодня свыше 400 млрд. рублей на поддержку экономики так или иначе зарезервированы в составе бюджетных расходов. Причем, эти меры могут проводиться в ускоренном порядке. А вот меры как минимум на 370 млрд. рублей выходят за бюджетные рамки, и профинансировать их можно только из Антикризисного фонда.

Собственно, переписка Силуанова с Медведевым — это уточнение позиций по финансированию, и напоминание, что ситуация достаточно жесткая. Поэтому, по мнению Минфина, стоит свернуть ряд антикризисных мер, которые могут ухудшить доходную часть бюджета — например, новые налоговые льготы.

По сути, подобные уточнения идут непрерывно, и они неизбежны. При составлении антикризисного плана расчет делался на то, что недостающие деньги будут найдены путем перераспределения расходов в ходе бюджетного маневра. Однако работа по маневру до конца не завершена — по плану Госдумы, соответствующие поправки в бюджет-2016 будут рассмотрены только в апреле.

Без этих поправок говорить о финансовом обеспечении антикризисного плана не вполне корректно. Собственно, об этом и говорит в своем письме глава Минфина: о том, что план можно написать какой угодно, но реальная картина по деньгам прояснится не раньше середины весны.

«СП»: — Минфин предлагает более чем втрое сократить антикризисные расходы Минздрава, полностью отказаться от субсидирования по кредитам промпредприятий и поддержки промышленного машиностроения. Разве это оправдано?

— Я бы не акцентировал сейчас внимание конкретно на этих позициях: они меняются, как в калейдоскопе. В данном случае, у Минфина имеются опасения, что деньги на поддержку промпредприятий лягут мертвым грузом.

Подобный механизм — когда для банков открываются кредитные линии со стороны Банка России для финансирования инвестиционных проектов — показал свою неэффективность: в 2015 году такие лимиты были выбраны всего на 40%.

Сбой произошел из-за того, что кредитовать по льготным ставкам нужно было приоритетные проекты, список которых определяла правительственная комиссия. А комиссия никак не могла решить, какие проекты включать в список.

Сейчас предлагается продублировать этот механизм, только с другими участниками игры. И возникает закономерное возражение: если механизм не работает с инвестпроектами (под которые, напомню, выделялось из бюджета 100 млрд. рублей), почему он заработает с промпредприятиями?

Вот Силуанов и занял соответствующую позицию. Впрочем, другие министры настаивают, что реальная помощь отдельным промпредприятиям необходима. Я бы сказал, что дискуссия по этому пункту продолжается.

Что же касается сокращения антикризисных расходов Минздрава — я не сторонник этой меры. Мы и без того предельно сократили финансирование здравоохранения и образования, и можем просто обрушить эти секторы.

«СП»: — Можно ли назвать нынешний антикризисный план эффективным?

— С точки зрения оперативных мер, к плану имеются вопросы. Вместе с тем, ясны проблемы, которые совершенно точно нужно решать. К ним, например, относится поддержка бюджетными кредитами региональных финансов. Это абсолютно необходимая мера. Финансовое состояние регионов стремительно ухудшается, и поддержка центра позволит им снять часть проблем, связанных с управлением долгами перед банками.

Безусловно, позитивным моментом антикризисного плана на текущий год можно считать разворот от поддержки финансового сектора в сторону сектора реального. План 2015 года, напомню, был «заточен» на поддержку банков — на это ушло три четверти запланированных расходов.

Но самое главное, во второй части плана-2016 предусмотрены меры, которые, так или иначе, укладываются в понятие структурных реформ. Эти реформы, если начать запускать их сейчас, дадут эффект через два-три года. Но без них — и это важно понимать — мы так и будет прозябать на территории двухпроцентного экономического роста, на которой сейчас упорно обустраиваемся.

Должен сказать, что все страны, которые попадали в подобную ситуацию, выходили из нее по трем направлениям: вводили меры поддержки со стороны центральных банков, корректировали бюджетную политику, проводили структурные реформы. Но в последнее время, как показывает практика, роль третьей компоненты особенно усилилась. С этой точки зрения, наш антикризисный план — шаг в правильном направлении, пусть и не слишком решительный…

— Антон Силуанов — представитель группы либеральных фундаменталистов в экономическом блоке правительства, и сейчас эта группа настойчиво добивается сокращения объема денег в экономике якобы для снижения инфляции, — отмечает директор Института политических исследований Сергей Марков.

— На мой взгляд, это весьма спорный тезис. Сжатие денежной массы даже в условиях подъема экономики — не очень удачная мера.

А уж в условиях спада такой шаг прямо противоречит национальным интересам страны и практике развитых экономик — тех же США и ЕС, которые при спаде, напомню, прибегали к помощи программ количественного смягчения.

Я считаю, что в нынешней ситуации сокращение денежной массы способно нанести колоссальный ущерб экономике РФ. У многих экспертов это уже порождает вопрос: в чьих интересах осуществляется такая политика, не задействованы ли в ней внешние игроки, которые хотят расшатать социально-экономическую ситуацию в России, чтобы создать предпосылки для политических изменений в нашей стране?

«СП»: — Нынешние замечания Минфина будут учтены?

— Думаю, будут. У нас Минфин — министерство номер один в плане аппаратного влияния, и свои предложения, как правило, реализует. Но нынешняя инициатива — урезать антикризисный план — таит огромную опасность. Наш план и без того очень скромный, если сравнивать его с аналогичными программами, которые принимались в кризис 2008—2009 годов правительствами, скажем, Турции или Китая.

В результате же реализации предложений Минфина наш антикризисный план станет и вовсе крайне слабым, и не сможет переломить кризисные явления в экономике РФ.

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/143043/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]