Заместитель главы фнс об «антиуклонительных» поправках в налоговый кодекс — все о налогах

«Налогоплательщик должен понимать, с кем он непосредственно заключает договор»

Заместитель главы ФНС Сергей Аракелов об «антиуклонительных» поправках в Налоговый кодексПрезидент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, впервые вводящие непосредственно в законодательство прямой запрет на налоговые злоупотребления.

Новыми положениями, в частности, новой статьей НК 54–1, предусмотрен отказ в налоговых преференциях в случае создания налоговых схем, направленных на неуплату налогов, а также закреплены критерии тех сделок и операций, которые будут считаться обоснованными в целях налогообложения. О том, как проходило обсуждение и принятие закона, “Ъ” рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Сергей Аракелов.

— Президент подписал закон о налоговых злоупотреблениях. На сколько было необходимо законодательное закрепление этих положений?

— Налоговый кодекс изначально разрабатывался для добросовестных налогоплательщиков. Нормы, которые свидетельствовали о злоупотреблении, в законодательстве отсутствовали. Необходимо было закрепить именно в законе основные принципы, которые помогли бы как налогоплательщикам, так и налоговым органам понимать «правила игры». Ведь большинство налогоплательщиков готовы соответствовать предъявляемым требованиям налогового законодательства. Разработка поправок в Налоговый кодекс, содержащих концептуальные принципы, стало объективной необходимостью. Такие нормы есть во многих зарубежных странах. Внесение специальных антиуклонительных норм в национальное законодательство, как указывает ОЭСР в своем докладе о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения (план BEPS), является одной из мер по предотвращению неуплаты налогов.

— Многие налоговые консультанты высказывались о целесообразности простого копирования (переноса) текста постановления ВАС РФ №53 о необоснованной выгоде в Налоговой кодекс. Почему законодатель не пошел по такому пути?

— Постановление №53 было ориентиром, призванным упорядочить подходы судов по вопросу необоснованной налоговой выгоды. Введенные критерии и понятия многие годы развивались в рамках судебной практики: «деловая цель», «невозможность реального совершения операций», «отсутствие необходимых условий». По многим из них так и не было достигнуто определенности.

Все мы помним, как долго и по-разному развивалась практика по «непроявлению должной осмотрительности и осторожности». Широкое усмотрение многих понятий, а также огромное количество судебных решений по различным фактическим обстоятельствам затрудняло единообразное применение выработанных правоприменительных подходов.

За последние годы в правоприменительной практике сформировались многочисленные подходы к оценке доказательственной базы, определению признаков недобросовестности налогоплательщика, расчетам полученной необоснованной налоговой выгоды, были выработаны определенные правовые позиции на уровне Верховного суда РФ и ФНС России, которые необходимо было обобщить.

Единственно правильным решением, на мой взгляд, было разработать единые и понятные признаки, которые будут свидетельствовать о фактах злоупотреблений.

— Работа над законопроектом началась много лет назад, и за это время он претерпел значительные изменения. Как вы оцениваете итоговый результат?

— В законе удалось закрепить наиболее бесспорные правовые позиции. В нем нашли отражение два основных принципа. Поправки, в которых речь идет об искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, описывают умышленные действия налогоплательщика.

Законодателем введен запрет на применение налоговых схем, когда налогоплательщик совершает умышленные действия, направленные на неуплату налогов. Второй принцип связан с пресечением использования в своей деятельности фирм-однодневок.

В этих положениях говорится о том, что в целях налогообложения могут быть учтены только сделки (операции), соответствующие двум критериям: основной целью их совершения не должна быть неуплата налога, а также она должна быть выполнена заявленным контрагентом (первого звена).

Таким образом, в законе исключен формальный подход. Исключено широкое и неопределенное понятие «непроявление должной осмотрительности». Ведь любые оценочные понятия и открытые перечни позволяют злоупотреблять как налоговому органу, так и налогоплательщику. Необходимо будет исходить только из реальности осуществляемых налогоплательщиком сделок (операций).

Отход от формальных критериев и закрепление ограниченного числа случаев, когда действия налогоплательщика расцениваются как недобросовестные, позволило законодателю ввести полный отказ в расходах и вычетах в случае установления и доказывания таких фактов.

Тем самым достигнут определенный баланс интересов государства и бизнеса, поэтому результат может быть оценен как положительный.

— Закон направлен на исключение использования в своей деятельности компаний-однодневок. Речь идет о повышенной ответственности за своих контрагентов?

— Цель законопроекта действительно не только в запрете получения налоговых выгод при совершении умышленных действий, направленных на неуплату налогов, но и в пресечении использования в деятельности фирм-однодневок. С этой проблемой должно бороться не только государство.

Если мы хотим создать здоровую конкурентную среду, бизнес-сообщество также должно взять на себя повышенные обязательства и ответственно отнестись к новым требованиям. Ведь речь в законе не идет о втором, третьем и дальнейших звеньях контрагентов по цепочке, о которых налогоплательщик может объективно не знать.

Налогоплательщик должен понимать, с кем он непосредственно заключает договор, имеет ли контрагент опыт, возможность исполнения этого договора, будут ли работы реально выполнены.

Согласитесь, довольно странно звучит утверждение, что налогоплательщик не обязан проверять компанию, с которой собирается, например, заключать контракт, серьезно влияющий на его финансовую деятельность. Уже сегодня большинство участников хозяйственного оборота исходя из своих возможностей организуют систему контроля по отбору контрагентов.

И мы видим, что случаев использования фирм-однодневок становится все меньше. Количество таких технических компаний ежегодно значительно снижается. Кроме того на сегодняшний день многие данные о налогоплательщиках являются открытыми. Это дает новые возможности для оценки собственных рисков и соответствия своей деятельности требованиям закона.

— ФНС уже многое делала для того, чтобы добросовестные налогоплательщики могли обезопасить себя при выборе контрагентов: сервисы, сокращение перечня сведений, составляющих налоговую тайну.

— Да, помимо единых реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, есть информационные базы, содержащие сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке; о лицах, не представляющих отчетность, лицах с массовыми учредителями, с массовыми руководителями, а также реестр дисквалифицированных лиц. На сайте ФНС России работает доступный для всех сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Вы знаете, что с прошлого года не являются налоговой тайной сведения о численности организации, задолженности, сведения об уплаченных налогах, доходах, расходах.

Поправки в НК РФ о расширении сведений, не составляющих налоговую тайну, принимались для налогоплательщиков, чтобы помочь при выборе контрагентов. Этот год Федеральная налоговая служба разрабатывала специальный сервис и порядок размещения таких сведений на нашем сайте.

С 25 июля 2017 года будут открыты основные данные обо всех юридических лицах России. Существование такого открытого ресурса станет важным инструментом при реализации нового закона о злоупотреблениях.

Налогоплательщики до совершения сделки будут иметь возможность собрать достаточную информацию о своем контрагенте, чтобы провести его юридическую проверку и определить возможность выполнения обязательств по договору.

— Как бы вы прокомментировали оценку некоторых налоговых консультантов, которые считают, что закон дает налоговым органам новые полномочия?

— Такие утверждения совершенно неверны. Законом закреплен запрет на учет налогоплательщиком в целях налогообложения операций и сделок, которые подпадают под «критерии порочности», установленные новыми положениями.

Это операции и сделки, имеющие основной целью неуплату налога, а также нереальные сделки. При этом закреплено, что такие факты доказываются налоговыми органами только в ходе налоговых проверок.

Тем самым соблюдается принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, порядок доказывания налоговыми органами факта совершения правонарушения и порядок обжалования таких решений.

Таким образом, речь идет не о предоставлении налоговым органам новых широких полномочий, новые нормы касаются установления фактов злоупотреблений в рамках уже существующих процедур налогового контроля.

— Повлечет ли закрепление в Налоговом кодексе РФ норм по налоговым злоупотреблениям волну кардинально новой правоприменительной практики?

— Суть доктрины необоснованной налоговой выгоды и положений о запрете налоговых злоупотреблений одна.

Это отказ в налоговых преференциях (расходах, вычетах), в случае совершения налогоплательщиком недобросовестных действий, направленных на уменьшение своих налоговых обязательств, и отсутствия реальности сделок (операций).

Практика по доказыванию таких действий сформирована и не вызывает споров и непонимания у налоговых органов и налогоплательщиков.

Более того еще до выхода закона, в марте этого года Федеральная налоговая служба довела до территориальных налоговых органов единую позицию по спорам, связанным с доказыванием обстоятельств получения необоснованной налоговой выгоды, в котором ориентировала отказаться от формального подхода, руководствоваться принципом приоритета существа над формой и доказывать именно нереальность операций. Позиция Федеральной налоговой службы заключается в том, что формальные претензии к поставщикам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения операции, не свидетельствуют о злоупотреблениях. Именно поэтому можно утверждать, что, несмотря на появление новых норм, которые объективно повлекут новую судебную практику, она не станет неожиданной для налогоплательщиков, налоговых органов и судов.

— Обсуждение законопроекта проходило в том числе с участием ведущих налоговых экспертов и представителей крупного бизнеса? Были ли сложности при доработке законопроекта?

— Подготовка данного законопроекта проходила более трех лет. На состоявшихся заседаниях экспертного совета при комитете по бюджету и налогам Государственной думы представители бизнеса высказывали свои опасения и предложения. Со своей стороны, Федеральная налоговая служба многократно проводила встречи с представителями ведущих юридических и консалтинговых компаний, бизнеса и научного сообщества. Основная претензия бизнеса была: исключить возможность отказа в расходах и вычетах по неустановленным и неуполномоченным лицам. После долгих обсуждений пришли к согласию, что доказывать необходимо только факт нереальности выполнения операции заявленным в документах контрагентом. В законопроекте появились положения, согласно которым формальные претензии к контрагентам (опросы должностных лиц, нарушение контрагентам законодательства и др.) не являются самостоятельным основанием для отказа учитывать расходы и заявлять вычеты по сделкам. Это было сложная, но продуктивная работа.

— Будет ли ФНС доводить до территориальных налоговых органов разъяснения по применению новых положений?

— Да, ФНС России планирует подготовить и довести до территориальных органов позицию законодателя, чтобы достичь единообразия в применении норм по злоупотреблениям.

— Как вы оцениваете, не повлечет ли принятие закона увеличение споров по злоупотреблениям?

— Мы все же считаем, что эти вопросы не будут массовыми. За последние годы произошел серьезный переход от количества к качеству.

Основными вопросами, которые сейчас затрагиваются в налоговых проверках и которые являются приоритетными, являются случаи применения налогоплательщиками умышленных налоговых схем с использованием взаимозависимых и подконтрольных компаний, а также факты злоупотреблений в рамках применения норм международных соглашений.

Кроме того, каждый год количество проверок снижается порядка на 30%. Необоснованные претензии налоговых органов снимаются на этапе досудебного обжалования. Эффективность системы «внутренних пересмотров» своих собственных решений отмечают как налоговые консультанты, так и бизнес-сообщество.

За годы внедрения механизма досудебного урегулирования налоговых споров количество жалоб сократилось на одну треть. За последние семь лет мы практически в десять раз сократили судебные споры. Сейчас в год рассматривается всего лишь около 10 тыс. судебных дел, и это соответствует уровню доведения споров до судов в наиболее развитых странах.

С этим и связана высокая эффективность судебной работы ФНС России. И мы не собираемся отходить от тенденции снижения споров, так как это не в наших интересах.

Закрепление норм о злоупотреблении в Налоговом кодексе устранило многолетний пробел в законодательстве. Такая гармонизация повлечет определенность в вопросе оценки добросовестности действий налогоплательщиков.

Мы должны учитывать, что основная цель данного закона не дополнительные доначисления, а создание добросовестной бизнес-среды и исключение недобросовестной конкуренции.

Интервью подготовил Дмитрий Бутрин

Источник: https://news.rambler.ru/other/37440374-nalogoplatelschik-dolzhen-ponimat-s-kem-on-neposredstvenno-zaklyuchaet-dogovor/

О подходах фнс россии к определению фактического права на доход рассказал сергей аракелов

ПодробностиКатегория: НовостиОпубликовано: 07.06.2017 00:00

О выработанных Федеральной налоговой службой подходах к выявлению и доказыванию обстоятельств неправомерного применения норм международных налоговых соглашений рассказал заместитель руководителя ФНС России

Сергей Аракелов в статье «Развитие концепции фактического права на доход: подходы ФНС России с учетом сформировавшейся судебной практики», опубликованной в майском номере журнала «Закон».

Основной целью международных налоговых соглашений, отмечает Сергей Аракелов, является исключение двойного налогообложения.

Однако неправомерное использование соглашений об избежании двойного налогообложения при трансграничных выплатах зачастую приводит к необоснованному применению пониженных налоговых ставок, предусмотренных международными соглашениями, или полному отсутствию налогообложения.

Одной из мер противодействия налоговым злоупотреблениям в сфере международного налогового права является применение концепции фактического права на доход (или бенефициарной собственности на доход).

Концепция бенефициарной собственности на доход реализуется в положениях международных соглашений, допускающих освобождение от налога или применение пониженной налоговой ставки только в отношении фактического собственника дохода, т.е. лица, имеющего независимое право распоряжаться доходом и определять его дальнейшую экономическую судьбу.

Читайте также:  Коэффициент финансового левериджа - формула для расчета - все о налогах

Таким образом, эти положения фактически носят характер антиуклонительных норм и нацелены на добросовестное применение международных договоров, когда соглашения об избежании двойного налогообложения применяются только к резидентам договаривающихся стран, а не к резидентам третьих стран, которые, злоупотребляют содержащимися в соглашениях правами.

На данный момент Федеральной налоговой службой в рамках общемировых тенденций выработаны определенные подходы, которых придерживаются налоговые органы при определении лица, имеющего фактическое право на доход.

Из анализа российской судебной практики применения концепции конечного бенифициара и определения права на применение норм соглашения об избежании двойного налогообложения можно сделать общий вывод, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим экономическое присутствие в стране резидентства, обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом и использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании.

В статье Сергей Аракелов приводит конкретные примеры судебных решений последних лет. Содержащиеся в них правовые позиции достаточно четко показывают объем необходимых доказательств и возможные риски компаний при определенной структуре бизнеса.

Подробно со статьей С.А.Аракелова можно ознакомиться в журнале «Закон», № 5, 2017.

Источник: www.nalog.ru

Источник: https://otchetonline.ru/ecp/service-nalog-ru-nbo/news/62469-o_podhodah_fns_rossii_k_opredeleniyu_fakticheskogo_prava_na_dohod_rasskazal_sergey_arakelov.html

Фнс россии ответила на публикацию рбк петербург «агрессивный сбор…» :: общество :: рбк

21 декабря 2017 года на РБК Петербург была опубликована статья «Агрессивный сбор: как бизнес попал под налоговый каток», посвященная нововведениям в налоговом законодательстве, имеющим, по мнению юристов, наиболее серьезные последствия для предпринимателей.

Материал вызвал интерес не только у представителей бизнеса, но и у руководства налоговых органов РФ. Вскоре после публикации РБК Петербург получил комментарий по теме от Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ.

Ниже мы публикуем текст письма, подписанного заместителем начальника Управления информационных технологий ФНС Б.В.Беляковым:

«ФНС России с уважением относится к РБК, как к одному из лидеров новостных и бизнес-медиа, которые ежедневно объективно информируют своих читателей о наиболее актуальных вопросах информационной повестки, приводя все точки зрения заинтересованных сторон и экспертов, что позволяет читателю сделать собственные выводы о происходящем. Однако в указанной статье не нашлось места позиции Федеральной налоговой службы, несмотря на то, что все вопросы, описанные в статье, относятся к налоговому администрированию — специалисты редакции РБК Петербург не обращались за комментариями ни в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, ни в центральный аппарат ФНС России.

Внедрение современных технологий в налоговое администрирование дает новые возможности и инструменты как государству, так и бизнесу, направленные на снижение административной нагрузки, уменьшение отчетности, повышение прозрачности и добросовестности конкуренции в бизнес-среде.

Стоит отметить, что реализация этих инструментов невозможна без обсуждения с предпринимательским сообществом и ФНС России на постоянной основе находится в тесном взаимодействии со всеми бизнес-объединениями и экспертными организациями, в том числе Опорой Россией, Деловой Россией, РСПП, Торгово-Промышленной палатой Российской Федерации и многими другими.

Статья «Агрессивный сбор: как бизнес попал под налоговый каток» делится на несколько разделов. Так в разделе «Мимо кассы» авторы пишут, что «В 2017 году было принято сразу несколько ключевых поправок в важнейших отраслях российского законодательства, которые доставили немало головной боли и проблем российским предпринимателям.

Самая невинная из них — переход на онлайн-кассы, позволяющие передавать данные о покупках напрямую в фискальные органы. Заявленная властями цель — сделать рынок розничной торговли в России прозрачнее.

Действительно, если налоговая служба сможет контролировать движение средств в режиме реального времени, то ей легче будет оперативно пресекать работу по серым схемам.

Но благие намерения могут выйти боком, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров.

По его мнению, часть интернет-магазинов может перестать принимать карты и начать продавать товар «мимо кассы», не выдавая чеков покупателям.

«Общее движение в сторону обеления рынка вполне может обернуться его очернением», — согласна исполнительный директор платежной системы Robokassa Татьяна Глазачева.»

Данное утверждение легко опровергается следующими данными. Реформа стартовавшая 1 июля 2017 года при поддержке предпринимательского сообщества, а все возникающие вопросы оперативно решались в рабочем порядке.

Благодаря введению онлайн-касс бизнес получил возможность зарегистрировать кассу через личный кабинет на сайте ФНС России за несколько минут, отпала необходимость вести все 9 форм кассовой отчетности и оплачивать услуги центров технического обслуживания.

Кроме того, новая технология формирует условия, которые позволят отказаться от налоговой отчетности.

Реформа уже доказала свою эффективность — ежедневно пробивается более 100 млн чеков. В среднем выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы. Интересно, что ежемесячный оборот розничной торговли по статистическим данным оценивается примерно в 2,3 трлн руб.

, при этом немалая часть такого оборота не наблюдается прямыми статистическими методами, в том числе находясь в тени.

О легализации торгового оборота свидетельствует тот факт, что ФНС России с помощью онлайн-касс уже фиксирует аналогичный торговый оборот каждый месяц, при том, что по новому порядку работают еще не все налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере торговли.

Важно отметить, что мнение одного из экспертов, приведенное в статье вырвано из контекста. Так, в оригинале интервью, данного РБК господином Федоровым ранее, отмечалось, что «ФНС к такому сценарию готова, считает Федоров. По его прогнозам, для «очистки» рынка понадобится максимум полгода.

В первое время после вступления закона в силу ФНС будет активно проверять его исполнение и черным игрокам придется выплатить штрафы, а потом и вовсе уйти с рынка», — уверен он».

Кроме того, господин Федоров связался с ФНС России и опроверг приведенную РБК информацию: «Мы говорили о том, что реформа положительно повлияет на легализацию рынка — это консолидированная позиция бизнеса».

Легализацию рынка подтверждает также тот факт, что количество онлайн-касс уже превысило дореформенный парк на 30%: 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,5 млн. онлайн-касс.

В разделе «Только посмотреть» авторы пишут об ужесточении контрольных мероприятий и незащищенности бизнеса, что также можно оспорить.

Определение Верховного Суда РФ от 17.07.

2017 № 302-КГ17-8315 по делу № А19-916/2016 (спор с ООО «Аптека «Авиценна»), которое авторы указывают в статье, которым ВС РФ отказался пересматривать судебные акты нижестоящих судов зачастую трактуется как ужесточение налогового контроля налогоплательщиков в силу того, что судами поддержано право налоговых органов не только проводить осмотр самого компьютера, но и изучать содержащиеся в компьютере данные и программное обеспечение.

Однако в рассматриваемом случае суды лишь поддержали здравый смысл, так как сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации и его осмотр не имеет никакого практического смысла в налоговой сфере.

Сегодня без проверки данных компьютеров при проведении контрольных мероприятий налоговые органы будут лишены своих прав на проведение осмотра документов, так как зачастую документация компаний ведется в электронном виде.

За последние 5 лет количество выездных налоговых проверок, проводимых ФНС России, сократилось более чем в 2 раза (с 58 тыс. ВНП в 2012 году до 26 тыс. ВНП по итогам 2016 года). За 9 месяцев Служба практически на четверть сократила количество выездных налоговых проверок (с 20,1 тыс. ВНП до 15,6 тыс. ВНП).

В настоящее время выездными налоговыми проверками охвачено всего 3 налогоплательщика из 1000. Результативность выездных проверок составляет практически 100% (в 98% проведенных ВНП выявляются нарушения налогового законодательства).

Используемые ФНС России риск-ориентированный подход при отборе объектов для включения в план ВНП, технологии Big Data в рамках анализа деятельности налогоплательщика позволяют, с одной стороны, сократить количество выездных налоговых проверок и снизить административное давление на бизнес, а с другой — выстраивать новую архитектуру взаимодействия между бизнес-сообществом и государством, при которой основной задачей является предупреждение налоговых правонарушений и профилактика их в будущем.

От стандартного подхода доначислений и взысканий по результатам налоговых проверок ФНС России переходит к моделям, когда приоритетным является побуждение налогоплательщиков к добровольному отказу от схем уклонения уплаты налогов, добровольное уточнение налоговых обязательств без назначения проверок, соблюдение налогового законодательства.

В результате добровольного уточнения обязательств налогоплательщиками за 9 месяцев 2017 года в бюджет дополнительно поступило более 44 млрд. рублей, что в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года.

В тоже время, в каждой третьей выездной налоговой проверке выявляются случаи использования налогоплательщиками в целях незаконной налоговой оптимизации фирм обладающих признаками «однодневок».

В соответствии с принятым федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ с 19 августа 2017 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), направленные на предотвращение уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов.

Пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

В настоящее время в связи с тем, что норма введена сравнительно недавно первые результаты проверок соблюдения указанной нормы ожидаются в 2018 году.

Сокращение количества проводимых проверок, безусловно сказалось и на количестве материалов направляемых в правоохранительные органы.

Так, за 9 месяцев 2017 года налоговыми органами при наличии признаков состава налоговых преступлений в рамках статьи 32 НК РФ в следственные органы, направлено 2,9 тыс.

материалов налоговых проверок, что на треть (35%) меньше чем за аналогичный период 2016 года (4,5 тыс. материалов.).

В отношении «дробления бизнеса». Распространяется мнение о том, что Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О может затронуть добросовестных предпринимателей, которые ведут семейный бизнес через несколько юридических лиц, использующих специальные налоговые режимы, однако с такими выводами нельзя согласится по ряду причин.

Предпринимательская деятельность всегда нацелена на получение прибыли.

Читайте также:  Как учесть для прибыли задаток, выданный в валюте? - все о налогах

Однако налоговыми органами в ходе проверки ООО «Мастер-инструмент» было выявлено, что между организацией и взаимозависимыми лицами создана схема, при которой доходы искусственно распределялись на предпринимателей и общества, применяющих специальный льготный налоговый режим (упрощенная система налогообложения), при том, что ООО «Мастер-инструмент», применяющее общий режим налогообложения, был заведомо убыточен вследствие заключения невыгодных для себя договоров с взаимозависимыми лицами.

Таким образом, указанное определение Конституционного Суда РФ не затрагивает прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих семейный бизнес на рыночных условиях, и ведение бизнеса которых нацелено на получение прибыли, а не на получении необоснованных налоговых преференций путем имитации хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что льготные налоговые режимы предназначены для возможности развития малого бизнеса, который на стадии зарождения является менее конкурентоспособным, следовательно, выявление лиц, которые путем дробления крупного бизнеса создают искусственные условия для применения льготных режимов налогообложения направлено, в том числе, на защиту интересов малого бизнеса в России.

В отношении необоснованной налоговой выгоды и введенной в НК РФ ст. 54.1. Изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» введена статья 54.1. НК РФ, в которой установлен запрет на использование налоговых схем и агрессивных методов планирования.

Дополнение налогового законодательства соответствующими нормами стало объективной необходимостью. Такие нормы есть во многих зарубежных странах.

Внесение специальных антиуклонительных норм в национальное законодательство — это одна из мер по предотвращению неуплаты налогов в международной практике (об этом ОЭСР указывает в своем докладе о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения (План BEPS) ).

В законе нашли отражение два основных принципа. В первом случае речь идет о запрете получения налоговых преференций в результате умышленного искажения сведения о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения. Второй принцип связан с пресечением использования фирм-однодневок.

Сделка должна быть исполнена заявленным контрагентом, и ее основной целью не должна быть неуплата налога. Речь идет о том, что отказ в вычетах и расходах допустим в исключительных случаях, если сделка не выполнена заявленным контрагентом. Это первое звено, которое налогоплательщик должен знать, поэтому возможно говорить фактически о вине налогоплательщика.

В законе указано также на исключение формального подхода по таким правонарушениям.

При этом законом № 163-ФЗ не был изменен порядок доказывания налоговыми органами факта совершения правонарушения. Законом закреплено, что доказывание обстоятельств, свидетельствующих об умышленности действий налогоплательщиков, направленных на неуплату налогов, производится налоговыми органами в ходе налоговых проверок.

Это свидетельствует о соблюдении принципа презумпции добросовестности налогоплательщика.

Налоговые органы в ходе налоговых проверок в том числе путем анализа документов самого налогоплательщика, получения информации по встречным проверкам устанавливают объективные факты, свидетельствующие об участии налогоплательщика в создании налоговой схемы.

Изменения тщательно готовились и выверялись. ФНС также тщательно подходит к практике их применения.

ФНС детально, том числе в отрытых письмах, разъяснили свою позицию по новым нормам и прописали алгоритмы действий сотрудников. Новые институты должны работать только против лиц, в отношении которых очевидны признаки недобросовестных, незаконных действий. У ФНС нет цели охватить проверками весь бизнес.

Основная цель показать недобросовестным налогоплательщиком, каким может быть результат их недобросовестных действий.

Об этом свидетельствует статистика снижения налоговых проверок за последние годы (со 180 тысяч в 2009 году до 26 тысяч), а также сокращение судебных споров (со 100 тысяч в 2009 году до 10 тысяч).

После вступления в силу новых норм ФНС принято решение взять на контроль все решения по таким спорам. Таким образом, все позиции всех территориальных органов по применению статьи 54.1 НК РФ в обязательном порядке будут формироваться не на уровне инспекций, а на уровне управлений по субъектам федерации и согласовываться с центральным аппаратом службы.

В настоящее время только начинается формирование новой правоприменительной практики. При этом установление и доказывание налоговых злоупотреблений не является массовым.

В отношении бенефициаров.

Инициативы по повышению прозрачности бизнеса и доступу к информации о бенефициарах реализуются в рамках рекомендаций FATF (рекомендация 24) и директив ЕС по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (5 директива).

При этом Россия в отличие от стран Европы, например, выбрала наиболее консервативный подход в данном вопросе и решила не идти по пути создания публичного реестра бенефициаров, что соответствует рекомендациям FATF.

Несмотря на то, что в мире остаются страны, которые пока отказываются от открытия доступа к подобной информации, недавние ситуации с утечками конфиденциальной информации из целого ряда таких юрисдикций, наглядно демонстрируют, что это не гарантирует полной защиты от раскрытия информации.

В России в настоящее время на уровне судебной практики сформированы подходы, которые соответствуют мировым тенденциям в налогообложении. Суды поддерживают позицию службы о невозможности применения льготного налогообложения, устанавливаемого межправительственными соглашениями, в случаях выявления злоупотреблений.

Изменения в Налоговый кодекс РФ, введенные законом № 163-ФЗ, закрепили этот подход на уровне национального законодательства. Это полностью соответствует практике, применяемой в странах ОЭСР.

Предоставление информации, необходимой для проверки злоупотреблений в налоговой сфере налоговыми органами зарубежных государств предусмотрено практически всеми международными соглашениями России об избежании двойного налогообложения.

Источник: https://www.rbc.ru/spb_sz/freenews/5a3d00c59a79471b2ad17011

Российская неделя международного налогообложения: предотвращен ли мировой хаос в международном налогообложении?

Автор: · 19.04.2018

9-14 апреля в Финансовом университете при Правительстве РФ при поддержке Федеральной налоговой службы состоялась конференция Российского отделения Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА) Российская неделя международного налогообложения (Ifataxweek.ru).

Международная налоговая ассоциация (International Fiscal Association), единственная в мире глобальная международная организация, занимающаяся исключительно вопросами международного налогообложения, отмечает в этом году свое 80-летие (штаб-квартира ― в Нидерландах, www.ifa.nl).

Национальные отделения IFA, включая российское, традиционно являются местом для общения профессионалов (консультантов, ученых и представителей государства), занимающихся налогообложением, включая международное и сравнительное налогообложение, экономические аспекты налогообложения. IFA ― консультант ОЭСР и ООН по вопросам налогообложения.

Одновременно тесно сотрудничает с Американским центром налогового администрирования (CIAT), Международной торговой палатой (ECLA). Значительное количество ведущих специалистов в области теории и практики налогообложения ― члены IFA. Организация ежегодно проводит конгресс, в котором принимают участие около 2000 ведущих специалистов в области международного налогообложения.

Основная цель РОС-ИФА ― исследование проблем российского международного налогообложения и популяризация как общего интереса к международному налогообложению в России, так и интереса к более глубокому изучению научных и практических проблем в этой области.

Среди членов РОС-ИФА ― работники Минфина России, налоговых органов, а также профессиональные консультанты из ведущих юридических и аудиторских компаний, преподаватели и студенты. Члены отделения ― авторы многочисленных печатных работ в области международного налогообложения, включая монографии, статьи и учебники.

В Рос-ИФА есть молодежная секция (для членов организации моложе 35 лет), проводящая мероприятия в высших учебных заведениях, включая ежегодный молодежный конкурс по международному налогообложению. Российская неделя международного налогообложения объединила ведущих специалистов России и других стран для обсуждения наиболее актуальных проблем в налоговой сфере.

В рамках мероприятия прошли панельные дискуссии. Предотвращен ли мировой хаос в международном налогообложении? Модератор: Ян ван ТРИГТ, партнер, Deloitte, EMIA. Секретарь: Александра Краснобаева, магистрант программы МНП, Финансовый университет.

Участники: Питер Грин, директор секретариата Форума по налоговому администрированию в Отделе международного взаимодействия и налогового администрирования, ОЭСР; Михаил Филинов, партнер, PwC; Дмитрий Гараев, директор, группа международного налогообложения, KPMG; Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

Проведенная дискуссия показала беспокойство, присутствующее в Плане действий БЭПС, разработанном ОЭСР относительно того, что принятие антиуклонительных налоговых мер отдельными странами может привести к разрушению сложившейся системы правил международного налогообложения.

Она также показала успех инициативы по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и переносу прибыли (БЭПС), которая в целом была одобрена как развитыми, так и развивающимися странами. Постоянное представительство в новой реальности Модератор: Олег Коннов, партнер, Herbert Smith Freehills. Секретарь: Николай Милоголов, НИФИ Министерства финансов РФ, РАНГХиГС.

Участники: Андрей Коньков, заместитель начальника управления налогообложения юридических лиц, ФНС России; Данил Винницкий, директор Института права БРИКС; Паскуале Пистоне, академический руководитель, IBFD; Викрам Чанд, Лозаннский университет (Швейцария); Алессандро Мартинелли, старший налоговый советник, DLA Piper (Милан).

Дискуссия велась как в свете инициатив Плана БЭПС, так и в части органического развития концепции постоянного представительства. Участники рассмотрели вопросы, касающиеся концептуального понимания института постоянного представительства, налогообложения постоянного представительства при оказании цифровых услуг, косвенного налогообложения таких услуг.

БЭПС и развивающиеся страны Модератор: Данил Винницкий, директор Института права БРИКС. Участники: Паскуале Писоне, академический руководитель IBFD, Карина Пономарева, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Развивающиеся страны реагируют на процесс БЭПС не так, как развитые страны.

Они, как правило, не являются членами ОЭСР, в недрах которого развивались основные идеи БЭПС, они менее активны в его реализации. Практика реализации Плана БЭПС в различных странах Модератор: Ирина Дмитриева, партнер, White&Case; Томас С. Дик, партнер, DLA Piper, Отдел по американскому налогообложению, Лондон.

Участники: Нолан Шарки, профессор Юридической школы, Университет Западной Австралии; Лилия Гончарова, налоговый партнер, LOYENS & LOEFF N.V. (Нидерланды); Томас С. Дик, партнер, DLA Piper, Отдел по американскому налогообложению, Лондон.

Налоговая политика в области международного налогообложения Модератор: Любовь Гончаренко, руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета.

Читайте также:  Зачет излишков и недостач при пересортице невозможен - все о налогах

Участники: Галина Мошкова, советник Исполнительного комитета СНГ, Александр СМИРНОВ, заместитель директора Департамента налоговой и таможенной-тарифной политики Министерства финансов России; Клод Гросеан, заместитель руководителя отдела налогового законодательства Федеральной налоговой администрации Швейцарии; Ирина Кивико, министр финансов РК.

Обсуждение вопросом международного налогообложения показало, что самые различные страны вовлечены в изменение правил международного налогообложения, что происходит, с одной стороны, с учетом правил Плана БЭПС, с другой ― на основе защиты своих фискальных интересов. Новые технологии и международное налогообложение Модератор: Хольгер Цшайге, генеральный директор Infotropic Media.

Секретарь: Азамат Берберов, аспирант Финансового университета, РАНГХиГС.

Участники: Марина Крашенинникова, заместитель начальника управления камерального контроля ФНС России; Питер Грин, директор секретариата Форума по налоговому администрированию в Отделе международного взаимодействия и налогового администрирования, ОЭСР; Дмитрий Вольвач, начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России, Виктор Калгин, директор EY; Владимир Зайцев, руководитель налоговой службы «Сименс”; Иван Колпашников, Thomson Reuters, менеджер по развитию налоговых решений, Россия и СНГ. Новые технологии предоставляют обилие новых возможностей как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Современная практика международного налогообложения. Модератор: Волтер Андреони, Mercanti-Dorio (Италия). Участники: Алексей Клусов, CFA, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, Интачан Чирачави, секретарь и судья Центрального Налогового Суда Королевства Таиланд; Алексей Нестеренко, партнёр, EY; Мартин Бузенхард, партнер, Walder Wyss Ltd. (Швейцария); Дмитрий Заполь, IFS (Великобритания), Кирилл Викулов, старший юрист, Baker McKenzie (Московский офис), Боб Виллингфорд, партнер, KPMG. ТЦО и определенность Модератор: Александра Кадет, заместитель начальника управления по трансфертному ценообразованию ФНС России. Секретарь: Динара Ибрагимова, магистрант программы МНП, Финансовый университет, налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам. Участники: Елисей Балта, начальник отдела методологии проверок и анализа отчетности Управления трансфертного ценообразования ФНС России, Андрей Колчин, PwC, Люсинэ Сатиян, директор, EY, Иларион Леметюйнен, партнер, департамент налогового и юридического консультирования KPMG; Джоэл Купер, партнер, DLA Piper, глава практики международного налогообложения в Лондоне. Российская практика международного налогообложения: фактическое право на доход Модератор: Виктор Мачехин, ИФА, Рос-ИФА, Финансовый университет, МГЮА, Linklaters. Участники: Елена Суворова, начальник управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России; Виталий Званков, заместитель начальника Правового управления ФНС России; Раиса Алексахина, партнер, PwC; Александр Аничкин, партнер, Clifford Chance; Антон Торопцев, руководитель налогового департамента компании Teva, Марина Белякова, партнер EY. Тематика фактического права на доход в целях применения международных налоговых соглашений находится в центре внимания российских правоприменителей и практиков. При этом Россия относится к числу стран, показывающих наибольшее количество судебных решений в этой области из-за проблем в трактовке понятия фактического получателя дохода. Участники обсуждали вопросы применения сквозного подхода, соотношение фактического права на доход и соотношение этой категории с правилами статьи 54.1 НК РФ, а также процедурные вопросы применения налоговых соглашений. Обмен налоговой информацией: завтра наступило? Модератор: Александра Кадет, заместитель начальника управления по трансфертному ценообразованию ФНС России. Участники: Александр Синицын, партнер, «Deloitte»; Сергей Калинин, Торез Кулумбегов, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»; Жан-Франсуа Маркер, управляющий партнер, CMS Russia. В дискуссии участники говорили о вопросах, возникающих при различных аспектах трансграничного обмена налоговой информацией (автоматического, спонтанного и на основании налоговых соглашений). Отмечен новый этап работы налоговых органов, отличающийся повышением прозрачности используемых налогоплательщиками струкрур. Будущее международного налогового структурирования. Международное налогообложение и налоговые консультанты Модератор: Рустам Вахитов, партнер, International Tax Associates. Секретарь: Анна Мощкович, магистрант МГЮА. Участники: Михаил Филинов, партнер, PwC; Руслан Васютин, партнер, DLA, соруководитель налоговой практики, Россия; Кристиан Кэсер, Cименс (Германия); Маркус Сусило, партнер КPOУ ХОВАРТ (ОАЭ); Кристакис Христоу, директор КPOУ ХОВАРТ (Кипр); Фриго Крайвевелд, налоговый юрист, KC Legal BV (Нидерланды); Фердинандо Меркури, партнер, «Deloitte» (Швейцария). Высшее образование в сфере международного налогообложения и международного налогового права Модератор: Любовь Гончаренко, руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета. Участники: Виктор Мачехин, ИФА, Рос-ИФА, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, МГЮА, Linklaters; Дмитрий Бобрышев, консультант ЕАЭК; Александр Погорлецкий, профессор экономического факультета СПбГУ; Людмила Полежарова, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета; Хуршед Исмоил Исмоижзода, заместитель руководителя Председателя Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан. Международная мобильность семей: грех или реальность и будущее? Модератор: Сергей Жестков, партнер, Baker McKenzi (Россия). Участники: Карина Худенко, партнер, PwC; Филипп Джелин, Shorex Capital (Великобритания-Сингапур); Гайк Сафарян, управляющий партнер, CMS Russia. Антиуклонительные меры общего характера и сферы действия ― GAAR и другие правила Модератор: Санджай Йер, Iyer Practice (Сингапур, Гонконг), глава Молодежной Ассоциации IFA (YIN). Участники: Ева Бьенковска, Бернский университет (Швейцария); Евгений Непомнящих, директор, EY; Евгений Панков, консультант по вопросам налогообложения, Loyens & Loeff (Люксембург); Кирилл Викулов, старший юрист, Baker McKenzie (Московский офис). Деофшоризация мира: глобальные амбиции и локальное лицемерие Модератор: Джузеппе Марино, MB Associati, Университет Милана. Участники: Сильвия Сут, Университет Милана, юрист EY; Анастасия Евтушенко, старший юрист, BGP Litigation.

Проведенное мероприятие показало, что в настоящее время вопросы международного налогообложения находятся в центре внимания различных стран. Россия демонстрирует вовлеченность в обсуждение возникающих вопросов.

Российская доктрина в области международного налогообложения и международного налогового права находится в активной стадии своего развития. Проходит обоюдополезный диалог между фискальными органами и бизнесом. Российские проблемы, решения и идеи в области международного налогообложения вызывают интерес у зарубежных коллег.

Участники высказали пожелание о проведении Российской Недели международного налогообложения на регулярной основе.

Мачехи В.А., вице-президент Международной налоговой ассоциации

Источник: http://NalogKodeks.ru/rossijjskaya-nedelya-mezhdunarodnogo-nalogooblozheniya-predotvrashhen-li-mirovojj-khaos-v-mezhdunarodnom-nalogooblozhenii/

19:39 ФНС России совместно с международным юридическим сообществом обсудила практику применения концепции фактического права на доход

Организованный Федеральной налоговой службой круглый стол на тему «Развитие концепции фактического права на доход. Международная практика и подходы ФНС России» состоялся в рамках ежегодного Петербургского Международного Юридического Форума.

Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов.

«Все страны, столкнувшиеся с проблемой злоупотребления нормами налоговых соглашений, прошли свой путь разработки общих и специальных национальных правил, направленных на борьбу с такими злоупотреблениями, и имеют опыт судебных споров по данному вопросу, — отметил С.А. Аракелов. — Следующим шагом в этом направлении должно стать достижение единообразия в толковании международных договоров всеми налоговыми юрисдикциями».

Он напомнил, что в рамках прошлых петербургских форумов по инициативе ФНС России обсуждались меры, направленные на борьбу с минимизацией налогообложения в результате переноса центра прибыли, противодействие уклонению от получения статуса постоянного представительства, усиление контроля над финансовыми операциями.

«Сегодня одной из наиболее острых и актуальных тем является применение концепции фактического права на доход в качестве одной из мер по противодействию злоупотреблениям международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, — добавил Сергей Аракелов. — Именно поэтому так важно сейчас общение и обмен опытом с нашими иностранными коллегами».

Позиция ФНС России заключается в признании концепции бенефициарной собственности на доход механизмом по противодействию злоупотреблению нормами международных налоговых соглашений.

Выработанные в рамках концепции принципы и подходы при наличии достаточных доказательств могут быть применены для установления фактов нарушения норм международных соглашений при выплате иностранной организации различных видов доходов.

Сергей Аракелов указал, что определение ключевых характеристик, отличающих фактического собственника от иных лиц, остается одной из наиболее актуальных вопросов применения концепции.

«Исходя из складывающейся российской судебной практики концепции лица, имеющего фактическое право на доход, и определения права на применение норм соглашения об избежании двойного налогообложения, можно сделать общий вывод, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим экономическое присутствие в стране резидентства, обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом и использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании», — отметил Сергей Аракелов.

Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров рассказал участникам круглого стола о способах и методах выявления и доказывания Федеральной налоговой службой злоупотреблений налоговыми соглашениями, а также о развитии механизмов, способствующих предотвращению перевода центра прибыли в низконалоговые юрисдикции и пресечению использования оффшоров в целях вывода доходов от деятельности в России.

Зарубежные коллеги, принимающие участие в круглом столе, подтвердили, что подходы ФНС России к ограничению вывода капитала из страны применяются в рамках общемировых тенденций.

Так, королевский адвокат Барристер, Lincoln’s Inn Дэвид Рассел (Австралия) рассказал о подходах, используемых налоговыми органами иностранных юрисдикций при толковании понятия бенефициарный собственник, а партнер компании Fischer Ramp Partner AG Самюэль Рaмп (Швейцария) — о практике судов различных стран по оценке обстоятельств формирования фактического права на доход.

Старший научный сотрудник Налогового департамента Международного Бюро Фискальной документации Барт Костерс (Нидерланды) в своем выступлении отметил все возрастающую роль Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР в формировании единых международных подходов в борьбе с злоупотреблениями налоговыми соглашениями.

В ходе дискуссии партнер компании Mercanti Dorio e Associati Валтер Андреони (Италия) и доцент Факультета права Белградского университета Светислав Коцтиц (Сербия) ответили на вопросы, касающиеся соотношения антиуклонительных норм национального законодательства с положениями международных налоговых соглашений и возможности применения различных судебных доктрин в качестве общего правила (GAAR).

В свою очередь, российские спикеры круглого стола — доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е.

Кутафина Виктор Мачехин, партнер PwC Михаил Филинов, партнер Ernst&Young Марина Белякова, старший партнер Forward Legal Алексей Карпенко в своих выступлениях прокомментировали сложившиеся в российской правоприменительной практике подходы при определении лица, имеющего фактическое право на доход.

Источник: http://www.taxru.com/blog/2017-05-19-25964

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector