Как борьба с фирмами-однодневками ударила по всем компаниям
Налоговики давно борются с фирмами, не находящимися по адресу регистрации. Их основная цель — фирмы-однодневки. Но в последнее время эта борьба начала мешать работе нормальных организаций, честных налогоплательщиков.
Что происходит
В российском законодательстве нет термина «юридический адрес», но он давно вошёл в обиход и обозначает адрес, указный в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В противовес юридическому адресу используется термин «фактический адрес» — это то место, где организация находится на самом деле.
Почему не все компании указывают свои фактические адреса в качестве юридических? Причин может быть много. Часть носит субъективный характер. Перечислю несколько основных.
-
Бизнесу не всегда нужен офис. Например, небольшим интернет-магазинам, организаторам тренингов или промысловикам он часто ни к чему. При этом использование домашнего адреса в качестве адреса юридического лица по каким-либо причинам может быть невозможным.
-
Организация приобретает земельный участок с целью его застройки или перепродажи. Офис пока не нужен, а по месту нахождения земельного участка без строений зарегистрироваться невозможно.
-
Фирма фактически переехала (например, из Москвы в Московскую область), но не хочет менять адрес, так как боится нарваться на выездную налоговую проверку.
-
Собственник офиса по каким угодно субъективным причинам не разрешает арендатору использовать адрес своего помещения в качестве юридического, а арендатор не готов бороться с собственником за свои права.
-
У владельца бизнеса несколько аффилированных компаний, зарегистрированных на подконтрольных людей. Например, для участия в конкурсе от имени нескольких юридических лиц. Нельзя, чтобы они имели один адрес.
Вялотекущая борьба с организациями, которые не находятся по юридическому адресу, велась всегда. Но раньше налоговая и банки чаще всего входили в положение, поэтому до сих пор в анкетах и реквизитах можно увидеть две графы: юридический и фактический адрес.
Спрос рождает предложение, поэтому давно существует рынок продажи юридических адресов.
За сумму от 5000 до 40 000 рублей организациям предлагают комплект документов и набор услуг, позволяющих зарегистрировать фирму по «покупному адресу» и открыть счёт в банке.
По моему опыту, не менее 30% организаций используют покупные юридические адреса. Проблемы у них начались примерно полтора года назад.
1 января 2016 года налоговая служба получила право приостанавливать государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ компании на срок до одного месяца, чтобы провести проверку достоверности представленных сведений, в том числе для проверки данных о юридическом адресе.
Налоговики могут опрашивать руководителей, участников ООО, осматривать помещения по адресу регистрации, проводить экспертизу представленных документов.
На практике эти нормы применяются с мая прошлого года, когда вышел соответствующий приказ ФНС, а в острую фазу борьба с фирмами, использующими юридические адреса, вошла в феврале 2017-го.
Приведу два примера из собственной практики.
«Вы нам не интересны, мы вас к себе не возьмём»
Примерно такой репликой закончилось недавно собеседование руководителя и собственника ломбарда в одной из территориальных налоговых инспекций Москвы. Предприниматель нашёл новое помещение для своего бизнеса и, как дисциплинированный налогоплательщик, подал документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе юрлица.
Законный срок регистрации — пять рабочих дней с момента подачи заявления. За это время налоговая должна либо зарегистрировать изменения в реестре, либо написать мотивированный отказ, либо приостановить регистрацию на срок до одного месяца.
Регистрирующий орган направляет запрос в территориальную налоговую инспекцию с требованием подтвердить или опровергнуть сведения о новом заявленном месте нахождения юрлица.
В теории сотрудники отдела оперативного контроля должны выехать на место, проверить, реально ли расположен офис фирмы по указанному адресу, и дать соответствующий ответ.
На практике, если данный адрес числится «адресом массовой регистрации» (то есть на нём есть более пяти фирм) или у налоговиков банально не хватает времени, они отвечают на запрос, что адрес не подтверждён, и регистрирующий орган отказывает в регистрации со ссылкой на представление недостоверных сведений.
Именно так и произошло в данном случае. Проверки адреса не было, но предприниматель получил отказ в регистрации.
Руководитель пошёл на приём в налоговую, где его провели по четырём кабинетам на двух этажах.
Он заполнял анкеты, давал пояснения, предоставлял дополнительные документы — доказывал, что он существует, что он не номинал и ломбард уже работает по новому адресу.
На финальном собеседовании ему неформально заявили, что у него в прошлом году была низкая прибыль, налоговой такие фирмы не интересны и что они его к себе не возьмут.
Это абсолютно незаконно. Налоговая не имеет права выбирать себе налогоплательщиков, это же не ночной клуб с фейсконтролем. Но истинную мотивацию своих действий налоговики озвучили устно. Поводом для отказа послужили якобы недостоверные сведения о юридическом адресе.
Мы предложили нашему клиенту обжаловать отказ, но предприниматель решил не терять время и повторно подал документы на регистрацию. Теперь уже собственник помещения съездил в налоговую и подтвердил, что ломбард реально сидит в его помещении и успешно функционирует. Заранее представил необходимые документы.
Но через пять рабочих дней мы опять получаем отказ: из-за наличия у регистрирующего органа «подтверждённой информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе, предусмотренных п.п. «в» п. 1 ст. 5 ФЗ от 05.08.2001 №129 ФЗ». В переводе на русский язык это означает, что налоговая считает, что фирма там не находится.
Мы были в полном недоумении, и владелец ломбарда опять пошёл на разборки в налоговую. Вальяжный инспектор ему заявил: «Мы же говорили, что вы нам не интересны. Если что-то не нравится – идите в суд». Расчёт налоговой прост: судиться мало кто захочет. Если суд решит, фирму, конечно, поставят на налоговый учёт, но на это уйдут месяцы.
К сожалению, предприниматель в суд решил не ходить: боится поссориться с налоговой. Решил пока оставить всё как есть. Поставил ломбард на учёт в налоговую как обособленное подразделение. Это ему позволили сделать, так как в этом случае он будет отчитываться по налогам в другой инспекции и будет там «портить статистику».
Проблема здесь в том, что налоговики заставили нашего клиента нарушить закон.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
В данном случае организация не имеет другого места нахождения, кроме помещения ломбарда. По адресу, указанному в ЕГРЮЛ, организация уже не находится — значит, она предоставила заведомо ложные сведения в реестр.
Бедный клиент
У Сергея небольшой интернет-магазин. Он арендует офис в бизнес-центре, но исторически сложилось, что его фирма была зарегистрирована по другому адресу, который недавно был признан адресом массовой регистрации.
Налоговая провела в здании выездной рейд, переписала всех, кто там находится, а остальным внесла запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, — фактически поставила чёрную метку.
Испугавшись проблем с банками и контрагентами, Сергей подал заявление на смену адреса, указав адрес реально арендуемого офиса.
И тут история повторяет ситуацию с ломбардом. Опять отказ. Опять собеседование, на котором бизнесмену было сказано, что он «неперспективный налогоплательщик».
Во-первых, в прошлом году у него был убыток, во-вторых, сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ, в-третьих, Сергей был директором фирмы, которая год назад была исключена из реестра как недействующая.
Такие «клиенты» налоговой не нужны.
Повторная подача документов ничего не дала — опять отказ из-за адреса.
Сергей настроен более решительно, чем владелец ломбарда, так как ему деваться некуда. Мы будем обжаловать отказ.
Будет хуже
В последнее время мы сталкиваемся с массовыми отказами и при первичной регистрации. Если налоговая не успевает проверить, находится ли фирма по заявляемому адресу, её не регистрируют. Видимо, действует принцип: если фирма нормальная, ещё раз придёт, а однодневку и не жалко.
Налоговики продолжат активно бороться с фирмами-однодневками. Бюджет нужно пополнять. При огромном количестве организаций, зарегистрированных в Москве, трудно отделить однодневки от нормальных предпринимателей. Налоговой дали добро на жёсткие меры — и сразу пошли перегибы.
Кроме того, у налоговиков появилась возможность выбирать себе «хороших налогоплательщиков» под видом борьбы с «юридическими адресами». Это как неформальный экзамен при поступлении в хорошую школу.
Всё это, разумеется, идёт вразрез с утверждениями чиновников разного уровня о поддержке бизнеса, которые мы слышим с телеэкранов. В реальности власть, видимо, считает, что все предприниматели — преступники. Просто некоторые пока по недосмотру находятся на свободе.
Как спастись
Постарайтесь сделать так чтобы адрес регистрации юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, совпадал с вашим фактическим адресом.
Если это невозможно, наладьте получение корреспонденции по адресу, указанному в ЕГЮЛ. Имейте в виду, что сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Сделайте так, чтобы налоговая и банки могли с вами связаться по оставленным телефонам.
Поддерживайте постоянную связь с налоговой и банком (как минимум подключившись к системе электронного обмена информацией с налоговой инспекцией).
Подавая документы на первичную регистрацию или на регистрацию изменений, связанных со сменой адреса, сразу же свяжитесь с территориальной налоговой (отделом оперативного контроля или отделом регистрации и учёта налогоплательщиков), предоставьте туда документы по адресу, контактные данные собственника и руководителя юридического лица.
Если вы получили неправомерный отказ в регистрации, не бойтесь «поссориться» с налоговой, обжалуйте отказ в вышестоящем налоговом органе. Не получится — идите в суд.
Фотография на обложке: Vidya Subramanian/Hindustan Times via Getty Images
Источник: https://secretmag.ru/opinions/kak-borba-s-firmami-odnodnevkami-udarila-po-vsem-kompaniyam.htm
Борьба с «однодневками» и эксперимент Минфина
Эксперт по налоговому праву Наталья Побойкина о тенденциях при проверке начислений по НДСу и новых инициативах властей, грозящих очередными изменениями для большого числа компаний
Наталья Побойкина, управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина», эксперт по налоговому праву.
— Последние годы практика по налоговым спорам шла по одному сценарию: налоговики при проверках искали в поставщиках «фирмы-однодневки».
Директора этих компаний были фиктивными, подписывали документы за деньги или вообще компания регистрировалась по утерянному паспорту или даже на осужденного.
Эти компании не обладали признаками самостоятельности: не было помещения в собственности или аренде, либо аренда была по адресу массовой регистрации, работал в компании один человек, реальную хоздеятельность компания не вела, не покупала мебель и воду для кулера, не чинила компьютеры.
Операции по расчётному свету носили транзитный характер: деньги приходили и в этот же день обналичивались, либо уходили на еще более «серую» компанию.
И если налоговики выявляли эти компании в поставщиках, то всё, — налогоплательщик «приплыл»! Даже если он проявил признаки должной осмотрительности и запросил у контрагента учредительные документы, приказ о назначении директора, выписку из ЕГРЮЛ, отчётность, поинтересовался в налоговой, платит ли компания налоги. «Под раздачу» попадали и добросовестные налогоплательщики, которых «подставили» их недобросовестные партнеры.
На исход налоговой проверки по НДС практически не влияло, проявил налогоплательщик должную осмотрительность в выборе контрагента или нет, если сам контрагент вдруг оказался недобросовестным.
А уж если налогоплательщик сам организовал эту схему, чтобы уходить от налогов: IP-адрес недобросовестного поставщика совпадал с IP адресом налогоплательщика, директор бормотал на допросах что-то невнятное и в этой компании были устроены (иногда даже по совместительству) работники налогоплательщика, главбух признавался, что он «стряпал» документы от других компаний и сдавал за них отчетность, и в электронной системе по сдаче отчетов был указан его телефон, и в банке для связи с клиентом тоже указан его телефон, то всё пропало!
Налогоплательщика обвиняли в создании схем по уходу от налогов и доначисляли от души, скажем, с 10 млн руб. могло быть доначислено 3,22 млн. руб. налогов по НДС и прибыли, особенно если факт реальной поставки товара доказать не удавалось. Суды также формально подходили к рассмотрению таких дел, компании проигрывали в 70% — 80% случаев, иногда доходило и до уголовной ответственности.
Прецедентным стало определение Верховного суда от ноября прошлого года, когда суд сказал, что важен факт поставки для признания расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС. И основополагающим фактором неуплата налогов поставщиком теперь не является.
Этот постулат Верховный суд подтвердил и в решении от февраля этого года: «пришли к выводу о реальности спорных финансово-хозяйственных операций между обществом и поставщиками. Наличия в действиях общества признаков недобросовестности, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в целях минимизации налоговых обязательств суды не установили»
В марте ФНС России публикует письмо с пояснениями.
И добавляет, что если директор «сомнительного» поставщика идёт в отказ, что подписывал какие-либо документы, то это теперь «не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки со спорным контрагентом и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной».
И налоговая теперь будет «делать упор» на то, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и почему выбрал именного его: деловая репутация контрагента, цена сделки, его платежеспособность, риск неисполнения обязательств, наличие ресурсов для исполнения обязательств, ну и конечно, проверка учредительных документов и выписки ЕГРЮЛ.
Результатом всего этого явилась статья 54.1 НК, введенная в июле текущего года. В ней четко указано, что основной целью заключения сделки не должен являться уход от уплаты налогов и сборов; должна быть реальность операций; и налогоплательщик обязан проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Казалось бы, статья все расставила на свои места. Однако в августе появляется письмо Минфина, которое гласит, что в настоящее время разрабатывается законопроект о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей —налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур.
Выходит, что и «фирмы-однодневки» для снижения НДС скоро будут совсем не нужны. Минфин пишет, что это эксперимент, по итогам которого можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения. Я уверена, что вывод будет сделан и это коснется в скором будущем всех налогоплательщиков.
Источник: https://www.rbc.ru/nsk/02/11/2017/59f97e849a79476c0461d8ef
Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок
В 90-е годы появилось понятие «фирма-однодневка», с тех пор эта проблема актуальна и по сей день.
Истребление таких фиктивных компаний выделено в одно из направлений налоговой политики. Борьба с ними ведется во всех экономических сферах. Их появление опасно как для честных участников рынка, так и для их учредителей.
Предусмотрена уголовная ответственность за создание фирмы-однодневки. На 2018 год значительно ужесточились требования к юридическим лицам с целью выявления однодневок.
Понятие и признаки
Закон не дает определения фирмам-однодневкам. Но сам термин в предпринимательской лексике встречается постоянно. До сих пор в строительных и банковских сферах использование подобных компаний является нормой.
Между тем результат работы с однодневкой может быть очень печальным – от доначисления всевозможных налогов вплоть до уголовной ответственности директора.
В начале 2016 года ФНС вынесла приказ, где перечислены все признаки фирмы-однодневки. В нем порядка 10 показателей. Жесткая проверка необходима, чтобы все фиктивные организации исключить из списка ЕГРЮЛ. До этого было непонятно как налоговики должны были их проверять.
По данным ФНС до 1 мая в Российской Федерации было зарегистрировано около 5 млн компаний, из них 20 % не сдают налоговую отчетность больше года. За прошлый 2015 год из реестра исключили 3 % юридических лиц. Сильный контроль способен сделать реестр максимально достоверным.
К основным признакам фирм-однодневок относятся:
- Адрес массовой регистрации. Является самым распространенным признаком. На портале ФНС можно указать ИНН или название организации и проверить, является ли указанный юридический адрес массовым или нет.
- Отсутствие ресурсов и имущества.
- Отсутствие непосредственных контактов с контрагентами. То есть предполагается, что руководитель фирмы-поставщика должен иметь прямые контакты с руководителем компании-покупателя при заключении сделок.
- Отсутствие документов, которые подтверждают личность и полномочия директора и представителя фирмы-контрагента.
- Нет никаких данных о месте расположения контрагента и его рабочих площадей.
- Выпуск, а также купля-продажа вызывающих недоверие векселей, получение и выдача денежных займов без какого-либо обеспечения.
- Сделки с контрагентом содержат в себе условия, которые не характерны для обычной практики.
- Закупка товаров, которые производятся физическими лицами, происходит через посредников. К таким товарам относятся сельскохозяйственная продукция, продукция промысла, металлолом.
- Задолженность за поставленные товары, услуги, работы. При этом поставки продолжаются, а действия по взысканию долга не осуществляются.
- Фирма налоговую отчетность не подает. Если и подает, то только с нулевыми показателями.
При выборе контрагента следует проявить добросовестность и осмотрительность. Это поможет впоследствии избежать уголовной ответственности за ведение дел с однодневкой или в случае спора с налоговым органом по поводу доначисления.
Ответственность
Ответственность директора за создание фирмы-однодневки зависит от ситуации. Наказание может быть в виде административного штрафа или уголовной ответственности.
Также не исключается ответственность учредителя за фирму-однодневку. Он может привлекаться за фальсификацию, указание ложных данных при регистрации и незаконное образование юридического лица. Это регулируется статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.
«Номиналы» в зависимости от тяжести преступления могут быть:
- оштрафованы до 500 тысяч рублей;
- привлечены к исправительным и обязательным работам;
- лишены свободы на срок до 5 лет.
При этом причастность настоящего владельца бизнеса всегда трудно доказать, он обычно отделывается только легким испугом.
При предложении поработать за хорошие деньги подставным лицом не стоит забывать про уголовную ответственность, к которой в равной степени привлекаются как учредитель, так и директор компании.
Как бороться с однодневками
Постоянную борьбу с фирмами-однодневками ведут все государства без исключения, потому что они в итоге наносят существенный урон бюджету.
Кроме этого, время от времени принимаются разные поправки к законам, которые усложняют жизнь фиктивным организациям.
Так за последние 2 года произошли следующие изменения:
- Введена программа АСК НДС-2, которая проверяет данные и находит несоответствия по НДС. Нарушителей ждут выездные налоговые проверки.
- При возникновении подозрений налоговые инспекторы имеют право приостанавливать на месяц ликвидацию, реорганизацию и внесение изменений в учредительные документы.
- Налоговики могут отмечать в реестре все недобросовестные компании.
- Юридический адрес стало сложнее поменять. Инспекторы проверяют куда переезжает организация, не является ли фиктивным этот переезд. Миграция теперь сильно затруднена.
Также существует законопроект о подключении контрольно-кассовых аппаратов в режиме онлайн к операторам связи, которые уполномочены налоговой. В случае принятия закона налоговики будут видеть все операции по кассе в режиме реального времени.
Эти меры помогут свести к минимуму количество фиктивных фирм и улучшить конкурентоспособность добросовестных организаций на рынке.
Но полностью истребить однодневки возможно будет только тогда, когда к ответственности будут привлекаться настоящие владельцы фирм, невзирая на их должности и чины.
Источник: https://ugolovnyi-expert.com/firmy-odnodnevki-ugolovnaya-otvetstvennost/
Работать с данными, опубликованными ФНС для борьбы с однодневками, оказалось невозможно
Евгений Егоров / Ведомости
Больше двух лет бизнес ждал, когда Федеральная налоговая служба (ФНС) приоткроет налоговую тайну и опубликует прежде засекреченные сведения о компаниях. Поправки об этом Госдума приняла еще в июне 2016 г.
, и ФНС стала обязана публиковать информацию об уплаченных налогах, средней численности сотрудников, доходах и расходах компании, а также их долгах. Впервые сделать это ФНС собиралась еще в июле 2017 г.
, но публикация переносилась несколько раз.
В среду, 1 августа, на сайте службы наконец появились сведения о специальных налоговых режимах компаний, среднем числе сотрудников и их участии в консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) на конец 2017 г.
Но пока работать с этими данными практически невозможно, предупреждают юристы. ФНС выложила просто архивы с данными в виде компьютерного кода или архивного набора данных, недоумевает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев: «По ним нет поиска, в информации трудно разобраться даже специалисту, а найти конкретную компанию практически нереально».
Это таблицы Excel с массивом данных, в которых ничего не понятно, согласны партнер Taxology Алексей Артюх и партнер EY Алексей Нестеренко. Сведения размещены в форме открытых данных по Налоговому кодексу, указал представитель ФНС в ответе на вопрос, будет ли модернизирована база данных.
Некоторые данные о компаниях ФНС публиковала и до этого: сведения о регистрации, уставном капитале и учредителях. Но их недостаточно, чтобы проявлять должную осмотрительность и проверять контрагента.
Эту обязанность за бизнесом закрепил еще Высший арбитражный суд (объединен с Верховным судом).
Иначе к компании могут быть предъявлены претензии, например, что она заключила контракт с фирмой-однодневкой, и тогда ей может быть отказано в возмещении НДС.
Проявлять должную осмотрительность до сих пор проблематично – ФНС не предоставляет дополнительных данных о налогоплательщиках даже по запросу, говорит руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.
Компании запрашивают у контрагентов уставные документы, баланс, отчеты, встречаются с гендиректорами, перечисляет он, но все равно не всегда могут доказать, что достаточно хорошо проверили контрагента.
С раскрытием данных у бизнеса появится гарантия, что, проверив контрагента в этом сервисе, он избежит претензий налоговиков, говорит Андреев, но важно, чтобы и ФНС это учитывала.
Сведения размещены так, как это предусмотрено законом, объясняет федеральный чиновник, информацию смогут использовать интеграторы, например СПАРК, закачав размещенные данные в системы, которыми обычно пользуется бизнес. Если потребность в размещении информации в другом виде будет большой, возможно, в будущем это будет сделано, хотя это и не предусмотрено законом, говорит он.
4,2 млн
компаний работают в России, по данным ФНС на конец июня 2018 г. 15 000 из них относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, оценивал член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов.
Это бизнес с доходом выше 35 млрд руб., в регионах – выше 2 млрд руб. В таких компаниях должно трудиться больше 50 человек, их активы – превышать 100 млн руб., а начисленные налоги – 75 млн руб.
Но ФНС может сама отнести к этой категории любую компанию
Следующий этап раскрытия данных пройдет 1 октября: ФНС раскроет сведения о доходах и расходах, выплаченных налогах, сборах и страховых взносах, а 1 декабря – о долгах, штрафах и нарушениях.
Узнать больше информации о стратегических предприятиях, компаниях оборонно-промышленного комплекса и крупнейших налогоплательщиках будет нельзя. К последним ФНС относит бизнес с доходом выше 35 млрд руб.
, в регионах – 2 млрд руб. В среднем в таких компаниях должны трудиться больше 50 человек, их активы – превышать 100 млн руб., а начисленные налоги и сборы – 75 млн руб.
Но ФНС может и сама отнести к такой категории любую компанию.
В первой версии сервиса, запущенной на несколько дней в июле 2017 г., были раскрыты более подробные данные, вспоминает Андреев. Программа напоминала поиск ЕГРЮЛ – через ИНН можно было найти всю информацию. Бизнес разочарован содержанием новой публикации: КГН не имеет отношения к должной осмотрительности, а остальные данные контрагенты, как правило, и сами предоставляют.
Больше всего бизнес ждет данных о налоговых долгах и нарушениях налогового законодательства, считает Андреев. Но в раскрытии этой информации компании видят и основные риски, говорит он: «Например, с налоговой задолженностью нельзя участвовать в тендерах с госучастием» (сумма долга не должна превышать 25% балансовой стоимости активов. – «Ведомости»)».
Неясно, как можно навредить бизнесу или его собственникам, владея такой информацией, не согласен Калинин. Пока же компаниям все равно придется продолжать запрашивать информацию о контрагентах по старинке, заключает Нестеренко.
Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/08/02/777244-fns
Борьба с однодневками очистила реестр юрлиц
Число компаний, прекративших работу из-за реорганизации, в 2017 г. снизилось почти втрое, а за два года – почти в 5 раз, следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС). Это следствие борьбы с фирмами-однодневками, объясняет федеральный чиновник.
Зачистку единого реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) от однодневок ФНС начала в 2016 г., когда получила право проверять достоверность данных в нем. Переезд или участие в реорганизации во время проверки – повод для подозрений.
При реорганизации проверяют чаще, рассказывает директор департамента юридической фирмы «Клифф» Юлия Уколова: собственнику приходится подтверждать, что фирма прошла налоговую проверку и у нее нет долгов.
Как только компания запускает реорганизацию, налоговики начинают проверять юридический адрес, выясняют, реальна ли реорганизация, многие не выдерживают такой проверки и не могут завершить реорганизацию, объясняет Уколова.
Сокращается и число компаний с признаками фирм-однодневок, говорит чиновник. В прошлом году по решению налоговиков в реестре стало на 520 000 компаний меньше. Правда, это все равно меньше рекорда 2016 г., когда налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 780 000 компаний. Доля же компаний с признаками фиктивности за 2017 г. снизилась на 45% по сравнению с 2016 г., сообщила ФНС.
Юристы ждали, что ФНС вычеркнет из реестра еще больше компаний. В 2017 г. налоговики получили право исключать компании при недостоверности данных, если за три месяца ее собственники не уточнили информацию. Всего же за прошлый год в реестр было внесено 550 000 таких записей, следует из данных ФНС.
Однодневки часто используются для незаконного обналичивания и возмещения НДС, создания искусственной цепочки поставщиков – чтобы увеличить цену товара и уменьшить налоговую базу. Например, одна из популярных схем – зарегистрировать компанию, вывести на нее деньги, полученные за оказание услуг, обналичить через индивидуального предпринимателя, а компанию бросить.
20–30% случаев исключения из реестра могут объясниться спадом предпринимательской активности, считает Уколова. В прошлом году компаний, прекративших бизнес, было на 18% меньше, чем в 2016 г. Но и вновь созданных – на 9,3% меньше, чем в 2016 г., и на 15,1% – чем в 2015 г.
Теневой рынок подстраивается под критерии, предупреждает гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман. Для сомнительных операций выбираются давно зарегистрированные компании с активными движениями по счетам, согласен юрист крупной компании.
Особенно распространены случаи покупки для махинаций компаний с историей, такая компания легко встроится в схему с однодневкой.
Пару лет назад было море недобросовестных контрагентов по одному адресу, согласен Мунерман, но теперь неработающий телефон, массовые учредители и директора в прошлом.
Елизавета БАЗАНОВА
Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10219699
Налоговики усиливают борьбу с фирмами-однодневками
А вы точно директор?
Активность налоговых органов продолжает нарастать. Новые возможности инспекция получила, внедрив современные цифровые продукты, в том числе аккумулировав информацию в электронных базах данных. На каждый новый способ ухода от налогов, который изобретает бизнес, налоговая отвечает все более оперативно.
Например, с помощью баз данных ФНС начала массово выявлять фирмы-однодневки, с которыми обычно заключают фиктивные договоры на поставку товаров или оказание услуг. Чтобы выяснить, реально фирма работает или это «пустышка», инспекторы все чаще аннулируют налоговые декларации по НДС, чтобы «выманить» ее руководителя к себе в управление.
Об этом «Волгоградской правде.ру» рассказали сразу несколько волгоградских предпринимателей. ИФНС отказывает в приеме деклараций НДС, ссылаясь на приказ Минфина №99-н от 02.07.
2012 года, который вводит в действие административный регламент по информированию налогоплательщиков.
Причем коммерсанты опасаются, что с 1 января 2018 года налоговики будут активнее использовать эту практику.
Обычно ФНС сообщает об отказе, указывая на проблемы с идентифицикацией электронно-цифровой подписи в декларации. После этого директора просят лично явиться в инспекцию.
Напомним, согласно требованиям законодательства, представление декларации по НДС осуществляется только по электронным каналам связи. Если директор не является или не подтверждает законность деятельности юрлица, декларацию по НДС аннулируют.
Таким образом, говорят коммерсанты, налоговики оптимизировали процесс проверки контрагентов.
Планы налоговиков подтвердил источник сайта в ИФНС. По его словам, практика признана удачной, ее берут на вооружение. Работать по такой схеме позволила база данных АСК НДС-2, которая была запущена в этом году.
Она помогла отобрать потенциальных претендентов на аннулирование декларации, чтобы таким образом почистить базу данных от «мусора» – отчетности фиктивных компаний. Это повысит качество работы с оставшимися документами.
Проще говоря, налоговой станет легче вычислять организатора незаконных схем по уклонению от уплаты налогов.
Но от перегибов на местах по-прежнему никто не застрахован. При использовании новых методов работы у добросовестных компаний могут возникнуть серьезные риски. Если налоговый инспектор, например, не поверит, что директор говорит правду, а компания при этом зарегистрирована в «бизнес-центре» или, по мнению инспектора, по «адресу массовой регистрации».
– Сейчас происходит активная работа налоговых органов по внесению в реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений. Если запись сделана по ошибке, в таком случае необходимо обжаловать действия инспектора в вышестоящем налоговом органе, – говорит собеседник.
– Существует положительная практика обжалований, после чего запись из реестра убирается. В то же время нужно понимать, когда вы купили адрес и физически там не находитесь, то простым приложением договора аренды и платежей вы не отделаетесь.
С 1 сентября 2017 года были внесены поправки в закон о государственной регистрации юридических лиц. ФНС, как регистрирующий орган, получила права исключать компании с записью о недостоверности сведений из реестра без суда. По сути – ликвидировать компании.
Скорее всего, до конца 2017 года эту практику активно применять не будут, но в следующем году начнут использовать.
Презумпция виновности
Летом этого года в НК РФ была введена ст. 54.1, как ее трактовать, впоследствии разъяснила ФНС. Норма полностью изменила подходы налоговой к работе с НДС и повысила риски бизнеса.
Кроме того, по словам Мещерякова, похожую позицию по данному вопросу занимает СКР, следуя методическим указаниям «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога». В этих методических разъяснениях также можно найти прямое указание на обязательное доказывание умысла в действиях налогоплательщика.
– Умысла у руководителя компании может и не быть, он может просто ошибиться, – говорит Игорь Мещеряков. – Тем не менее налоговый инспектор напишет в акте об умышленном правонарушении и вынесет решение о штрафе в размере 40% от суммы НДС.
А это автоматически дает СКР право на возбуждение уголовного дела. Тем самым и СКР подключится к сбору доказательств по умышленному уклонению от уплаты налога.
Хотя еще в самом начале пути, выясняя в какой фирме был куплен товар, налоговый орган должен был доказывать не умысел, а реальность совершенной сделки.
Ссылаясь на судебную практику, эксперт констатирует, что коммерсантам очень сложно отстоять свою позицию.
Даже если они представляют нотариальные показания и гендиректор лично свидетельствует, что именно он является настоящим руководителем компании, причем это подтверждает почерковедческая экспертиза, все равно юристы получают отказ ФНС в налоговых вычетах. На пользу ФНС выносят решения и суды.
Дробить бизнес больше не получится
Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов и фирмами-однодневками ФНС также выпустила разъяснения по поводу дробления бизнеса. Публичные слушания на эту тему прошли в Волгограде в конце ноября.
Эксперт отмечает, что в этих условиях самой популярной процедурой по уходу от налогов стало… банкротство! Раньше бизнес часто использовал слияние и поглощение, но ФНС порезала и эту схему. Ликвидация при условии неуплаченных налогов невозможна, поэтому многие юрлица стали уходить в банкротство.
Однако даже в этой схеме обмануть ФНС непросто.
– Если инспектор заподозрит компанию в уклонении от уплаты налогов через банкротство, он разошлет контрагентам потенциального банкрота письма, в которых попросит уточнить некоторую информацию по «претенденту на банкротство», – рассказал Игорь Мещеряков. – Инспектор, таким образом, выяснит – не уклоняется ли компания от уплаты налогов, не работает ли она на самом деле под другой вывеской.
Ведь велика вероятность, что кто-нибудь из прежних заказчиков может случайно об этом сообщить. Инспектор также будет искать дебиторскую задолженность, сокрытие которой само по себе преступление. Кроме того, инспектор будет заявлять субсидиарную ответственность должностных лиц, то есть пытаться взыскать задолженность с руководителя фирмы как физлица, а также финансового директора или бухгалтера.
Источник: https://vpravda.ru/ekonomika/nalogoviki-usilivayut-borbu-s-firmami-odnodnevkami-48525
Фнс усиливает борьбу с однодневками
Илья Мунерман, разработчик методики Индекса должной осмотрительности в СПАРКе, прокомментировал для газеты «Ведомости» меры ФНС по борьбе с однодневками.
ФНС, пишет газета, поручила руководителям региональных управлений улучшить качество регистрации компаний. Они должны обеспечивать достоверность ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а для добросовестных предпринимателей – упрощать процесс регистрации, следует из письма.
На март 2016 г. в России было зарегистрировано 4,8 млн компаний, но около 20% из них не сдают отчетность более года, пишет газета. Однодневки часто используются для незаконного обналичивания и возмещения НДС, для создания искусственной цепочки поставщиков – чтобы увеличить цену товара и уменьшить налоговую базу.
Раньше при регистрации компании проверялись только заявление о госрегистрации и полнота комплекта документов, рассказал начальник управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС Виталий Колесников: если условия соблюдены, ФНС отказать не могла. Но с января 2016 г.
появились новые основания для отказа в регистрации: три года учредителем фирмы не сможет стать руководитель, чья компания была исключена из ЕГРЮЛ из-за невыплаченной задолженности, у нее была запись о недостоверности информации или она до сих пор не ликвидирована после решения суда.
Также налоговики смогут проверять достоверность сведений при регистрации компаний, проводя осмотры. А если они обнаружат ошибки в ЕГРЮЛ – вносить запись о недостоверности сведений.
Это должно помочь самим компаниям, надеется федеральный чиновник, – им будет проще избегать претензий, что они не проявили должную осмотрительность в выборе контрагентов.
Меры помогут сделать реестр максимально достоверным, объясняет Колесников: выявлять неверные сведения в нем органы могут при проверках и самой регистрации.
Например, когда физическое лицо часто выступает директором или участником либо при регистрации используется массовый адрес – это уже сигнал для контроля, констатирует он.
Это не значит, что такому человеку или по этому адресу не зарегистрируют новую фирму, но налоговые органы будут выяснять, не фиктивный ли он директор и нет ли проблем с адресом, объясняет Колесников, и если да, то информация будет внесена в ЕГРЮЛ.
К концу 2016 г. число компаний с массовыми учредителями должно сократиться на 2%, с массовыми участниками – на 3,7%, зарегистрированных по массовым адресам – на 6,5%. Число компаний, исключенных из реестра, должно вырасти на 15,4%.
Пару лет назад было море недобросовестных контрагентов по одному адресу, сказал газете гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман, но теперь неработающий телефон, массовые учредители и директора – в прошлом.
Источник: Ведомости
Источник: https://www.spark-interfax.ru/ru/articles/fns-usilivayet-borbu
Еще 7 шагов в борьбе с обналом и фирмами-однодневками
Добрый день, уважаемые коллеги. И особенно много изменений в законодательстве произошло в начале июля 2016 года, перекрывающих кислород тем бизнесменам, которые продолжают оптимизировать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль путем связи с серыми и обнальными конторами. Здесь у нас государство очень последовательно давит обналичку.
И как упоминал зампред ЦБ, что мы, мол, сделаем обналичку в России экономически неэффективной. И, по всей видимости, в этом тренде и выпускается вся эта нормативная база. Я не претендую сейчас на то, что сделаю обзор всей этой нормативной базы. У меня тут в руках уже полтора десятка документов.
Коллеги, я хотя бы некоторые, наиболее важные, вещи вам скажу.
Итак, господа директора, главбухи и финансовые директора. Первое, что вы должны знать. У нас с июня месяца заработала так называемая СУР АСК НДС-2. Перевожу на русский язык: СУР означает «система управления рисками». Автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2.
Согласно Письму ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@. Так вот, согласно этому письму, все налогоплательщики делятся на 3 класса.
Первый класс налогоплательщиков, это те, которые работают на 100 % легально, и у них в цепочках с контрагентами не возникает никаких проблем в том числе, со счетами-фактурами и уплатой налога НДС.
Ко второй категории относятся налогоплательщики, которые внешне, да и может, по сути, нормальные, но тем не менее, где-то у них есть разрывы, и поэтому из этой категории уже можно выбирать себе жертву и идти на проверку.
А к третьей категории налогоплательщиков относятся те, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица, и, соответственно, они привлекают внимание налоговиков еще больше. Также их внимание привлекают налогоплательщики из второй категории, которые как-то связаны с третьей.
И дальше в этом письме подробно описывается, что делать в том или ином случае, как поступать налогоплательщику, если он оказался немножко не в той категории. Как доказывать правоту, какие грузовики с документами привозить в налоговую инспекцию, и так далее. Пожалуйста, посмотрите этот документ.
Следующий документ, который, по идее, призван облегчить жизнь налогоплательщика, но он относится к разряду «остановить обналичку». Это перечень документов, которые контролирующие органы не вправе запрашивать у организаций и ИП. Этих документов 153. Теперь эти органы должны будут запрашивать их друг у друга.
И запрашивая их, правоохранительные органы и налоговики будут подвергать анализу все цепочки контрагентов, для того чтобы доказать правоту или неправоту нашего замечательного налогоплательщика с целью принять решение, ехать к нему на проверку или нет. Более подробно откройте, пожалуйста, Распоряжение Правительства от 19 апреля 2016 года № 7240-Р.
А подготовлен он на основе ФЗ от 3 ноября 2015 года №306-ФЗ.
Дальше, коллеги. Следующая вещь, на которую бы я хотел обратить внимание в рамках ужесточения этих правил. Теперь юридические лица должны располагать сведениями о своих бенефициарных владельцах. То есть, все юрлица должны немедленно раскрывать налоговикам информацию о том, кто на самом деле является владельцем той или иной компании.
Независимо от того, оффшорная это компания, какая-то легальная компания в западной юрисдикции или российская компания, теперь мы должны вывернуться наизнанку и назвать налоговикам реальных владельцев.
Это сделано, в том числе, для того, чтобы если у вас присутствует какой-то бизнес за границей, в соответствии с законом о контролируемых иностранных компаниях, хозяин компании, физлицо заплатил, как минимум, НДФЛ 13 %, либо предоставил документы, с помощью которых можно сделать соответствующий зачет по НДФЛ. Данный ФЗ принят и подписан В.В. Путиным 3 июля 2016 года.
Это ФЗ №215, который вступает в силу 21 декабря 2016 года. Тем не менее, ознакомиться с ним нужно, ибо за неимением информации о бенефициарных владельцах, за отказ от раскрытия информации последует штраф до полумиллиона рублей.
Следующая вещь, о которой я бы хотел, чтобы вы знали. Теперь, если с компании не удается взять недоимки, пени и штрафы, эти деньги можно будет взять с директоров.
А также приставы могут потребовать, чтобы компания погасила недоимку по налогам за счет контрагента. То есть, судебные приставы получили у нас право взыскивать налоги за счет дебиторской задолженности.
Это статья 76 ФЗ от 2 октября 2007 №229-ФЗ, но в современной редакции.
Дальше, коллеги. У меня Письмо ФНС России от 24 июня 2016 года №ЕД-19-15/104.
И этим замечательным письмом федеральная налоговая служба разъясняет: в силу подпункта 3 пункта 17 административного регламента, должностные лица, ответственные за предоставление госуслуги, не вправе давать правовую оценку актам, решениям, действиям или бездействиям налоговых органов или их должностных лиц и иных обстоятельств, и событий. И еще одна цитата.
Здесь речь идет о том, что налоговики не вправе давать правовую оценку. Но налогоплательщики, обязаны, тем не менее, сами оценивать все риски, когда связываются с тем или иным поставщиком. Этим письмом на бизнесменов возлагается обязанность на 100 % отвечать за подбор контрагентов. И, если вы ошиблись в выборе контрагента — виноваты сами.
Налоговики доначислят вам потом недоимки, пени и штрафы. И еще, парочка цитат. В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов, налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженные в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/33@.
Длинный приказ, но, пожалуйста, изучите его и особе внимание обратите на пункт № 12 приложения № 2. Там подробно написано, как вы должны проверять своих контрагентов. Также налоговики возлагают на нас обязанность проверять наших контрагентов через сайт ФНС России www.nalog.ru.
Также ФНС России «рекомендуют при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании — контрагента, копии документа, удостоверяющего личность».
То есть, если нет копии документа, удостоверяющего личность вашего контрагента, по мнению ФНС России, вы виноваты. Обратите внимание на это письмо. Может быть, вас из этого письма порадует небольшой вывод.
В конце письма есть замечательная строчка, и я хотел бы, чтобы вы о ней знали: если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены к его контрагенту. А соответственно, отсюда делаем большой вывод. Что значит, факт сделки должен быть подтверждён? Если есть возможность пощупать, т.е. материалы, сырье.
Товар поступил, тогда давайте предоставим налоговикам возможность его потрогать. Если документы все в порядке, тоже давайте их покажем. Если у нас есть правильные показания наших сотрудников, которые также подтвердят факт сделки, то давайте тоже это предоставим. Если есть товарно-транспортные накладные, тоже давайте покажем. Если сам контрагент может подтвердить, что он в наш адрес отгружал продукцию, тогда давайте это покажем. Если у нас найдутся свидетели, которые могут засвидетельствовать, что мы этот товар, сырье или услугу получали, давайте это покажем. Здесь вам нужно собрать целый комплекс доказательств, которые подтвердят факт сделки, и в этом случае вы избавитесь от претензий, и все претензии будут предъявлены вашему контрагенту.
Это невероятно важно. Еще раз повторю – это Письмо ФНС от 24 июня 2016 года № ЕД-19-15/104.
Еще одна вещь. Организациям теперь станет проще проверять контрагентов на добросовестность. А делается это также для ликвидации обналички. Чтобы налоговики потом могли сказать: «Мы тебе предоставили возможность проверить твоего контрагента. Почему ты его не проверил? А если ты его не проверил…».
Кстати, теперь даже скриншоты принимаются в качестве доказательств, что вы проверяли контрагентов. Я имею в виду, снимки экрана. Как бы там ни было, речь идет о ФЗ, который уже принят. Это 134-ФЗ от 1 мая 2016 года. Им внесены изменения в статью 102 НК.
На основании этого закона налоговики выпустили соответствующее распоряжение, и уже с 1 июля 2017 года сформирована база данных обо всех налогоплательщиках страны. И теперь в открытом доступе о каждом из нас имеется информация о доходах, расходах, о численности сотрудников. По-моему, о наличии и стоимости активов.
То есть, там в открытом доступе те критерии и те показатели, которые свидетельствуют о том, что этот контрагент жив-здоров, и все с ним нормально, а соответственно, мы будем обязаны при проверке контрагентов использовать еще и этот закон 134-ФЗ от 1 мая 2015 года «О внесении изменений в статью 102 НК». Имейте это в виду.
В следующих статьях я буду продолжать писать о том, как налоговики перекрывают обнал в России и, соответственно, добиваются от каждого бизнесмена легальной работы.
Спасибо, коллеги. Я уверен просто, что вам эта статья пошла на пользу. Применяйте те данные, которые я вам дал.
Источник: https://turov.pro/eshhe-7-shagov-v-borbe-s-obnalom-i-firmami-odnodnevkami-c/
Государственный механизм борьбы с фирмами-однодневками
Дутко Е. П. Государственный механизм борьбы с фирмами-однодневками // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 714-716. — URL https://moluch.ru/archive/115/31064/ (дата обращения: 13.09.2018).
Проблема существования в нашей стране огромного массива фирм-однодневок стоит наиболее актуально в связи с причиняемым ими значительным уроном как обществу в целом, так и третьим лицам.
Особенно актуальна данная проблема в текущих условиях: спад экономики, международные санкции стран Европейского Союза и США, падение цен на нефть. Государству приходится искать дополнительные источники доходов.
А налоговые поступления в бюджет — один из основных источников доходов государства.
Число юридических лиц, потенциально являющихся «фирмами-однодневками», на начало 2015 г. составляло около 1 млн. При этом общее число коммерческих компаний составляет в России более 4,1 млн. Т. е.
четверть компаний, зарегистрированных в нашей стране, не то, что не приносит реальный вклад в экономику и не платит налогов, так еще и является частью преступных схем по выводу денег, уходу от уплаты налогов и т. д.
Фирмы-однодневки появились на российской деловой арене в начале девяностых годов. В последнее десятилетие термин «фирма-однодневка» получил большую популярность и признание на государственном уровне, перейдя из рабочего лексикона в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г., а затем и в Концепцию развития гражданского законодательства РФ.
Законодательно закрепленного термина «фирма-однодневка» на сегодняшний день не существует. Однако законодательно закреплены другие термины, тесно связанные с данным термином: «лжепредпринимательство» и «отсутствующий должник». Но ни один из приведенных терминов, закрепленных законодательством, в полной мере не отражает сути фирм-однодневок.
Фирма-однодневка — это жаргонный термин для организаций, созданных исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и/или мошеннических операций. Эти фирмы отвечают 4 основным признакам:
1 учредителем значится либо умерший человек, либо лицо, волеизъявление которого было фиктивным (регистрация по утерянному или похищенному паспорту, по паспорту лица, отбывающего наказание, связанного с лишением свободы и т. п.);
2 организация не находится по юридическому адресу, который к тому же может быть адресом так называемой «массовой регистрации»;
3 организация не платит налогов и не сдает отчетность, а если и сдает, то «нулевую»;
4 осуществляемые хозяйственные операции имеют «бумажный» характер, поскольку не связаны с реальным производственным процессом и движением товарно-материальных ценностей.
Все фирмы-однодневки можно условно разделить на несколько видов, в соответствии с целями их создания:
– фирмы для уклонения от уплаты налогов, получения налоговых вычетов и т. п., в том числе и через фирмы в оффшорных зонах;
– легализация доходов (отмывание денег);
– получение кредитов без намерения их возвращать.
На сегодняшний день существует только один механизм борьбы государства с «фирмами-однодневками»: налоговые органы разрабатывают реестр «недобросовестных налогоплательщиков» (ЮЛ-КПО), в который попадут фирмы, отвечающие хотя бы одному из 109 признаков «неблагонадежной фирмы».
Соответственно, чем больше у фирмы таких признаков, тем выше шанс, что ее тщательно проверят. Все признаки можно разделить на две группы. Фирмы, которые только регистрируются, вызовут сомнения налоговых служащих по 32 основным признакам.
Вторую группу составляют 77 признаков, которые обнаруживаются на стадии налогового контроля.
Схематично процедура работы налоговых органов с «фирмами-однодневками» представлена на рисунке.
Процесс ликвидации выявленной «фирмы-однодневки» может проводиться двумя способами:
1 Ликвидация, минуя судебный порядок, или административная ликвидация — такая ликвидация возможна в случаях, когда юридическое лицо не имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
2 Ликвидация через процедуру банкротства отсутствующего должника — проводится при наличии возможности обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты долги, либо за счет средств, выделенных на финансирование деятельности уполномоченного органа при осуществлении процедур банкротства.
Данный вид ликвидации фиктивных предприятий наносит тройной ущерб государству: в размере сокрытых налогов за период «деятельности» «однодневки» и неуплаченных по итогам ее «деятельности»; в размере средств, потраченных на финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника; неэффективная борьба с «фирмами-однодневками», в ходе которой даже выявленные фирмы продолжают свое существование.
Так, в соответствии с законодательством, должен выглядеть процесс борьбы с «фирмами-однодневками» через ФНС. Очевидно, что существующий механизм неэффективен в текущих условиях. Для повышения эффективности борьбы с «фирмами-однодневками», необходимо:
- ввести законодательно определение термина «фирмы-однодневки», т. к. нельзя бороться против того, чему нет определения;
- увеличение размера уставного капитала при регистрации юридического лица;
- введение материальной ответственности учредителей (руководителей). Но ответственность должна наступать только в случаях, если будет доказано, что фирма является «однодневкой».
- изменение процесса подачи документов для регистрации юридического лица. Такое изменение, как личная подача документов учредителем или будущим директором, предоставит возможность, во-первых, лично познакомиться налоговому инспектору, принимающему документы, с представителем будущего юридического лица, во-вторых, задав несколько вопросов, убедиться в намерениях данного лица, убедиться в его намерениях действительно вести предпринимательскую деятельность;
- ликвидация недействующих юридических лиц, минуя судебный порядок;
- изменения в работе ИФНС, а именно, создание специализированного отдела, чье задачей будет выявление фиктивных организаций и предотвращение их регистрации.
Таким образом, предложенные изменения позволят повысить эффективность по предупреждению создания «фирм-однодневок», «очистить» российскую экономику от «некачественного» предпринимательства, а также сократить расходы на борьбу с «фирмами-однодневками».
Литература:
- Баранова, А.Н. проблемы правового регулирования ликвидации фирм-однодневок/ Баранова А. Н. // Юридический мир. — 2009. — N 10. — С. 19–21.
- Соловьев, И. Н. Преступные налоговые схемы и их выявление: учебное пособие/ Соловьев И. Н. — М.: Проспект, 2010. — 230с.
- Дораев, М. Фирмы-однодневки: борьба с ветряными мельницами/ Дораев М. // ЭЖ-Юрист. — 2011. — N 27. — С 2.
- Яценко, Т Однодневки Forеvеr/ Яценко Т. // эж-ЮРИСТ. — 2010. — N 22. — С. 7–14.
- О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников: постановление Правительства РФ от 21 окт. 2004 г. N 573 // Рос. Газ. — 2004. — N 3617.
- Высший арбитражный суд Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Электрон. Дан. — Режим доступа: https://www.arbitr.ru/
- Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Электрон. Дан. — Режим доступа: https://www1.miNfiN.ru/
- Федеральная Налоговая служба России [Электронный ресурс]. — Электрон. Дан. — Режим доступа: https://www.Nalog.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): уплата налогов, фирма, юридическое лицо, признак, лицо, отсутствующий должник, судебный порядок.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном
— при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица
о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в котором…
Ключевые слова: налоги, налоговый спор, налоги и налогообложение, уплата налогов, налоговые сборы.
Основные термины (генерируются автоматически): спор, налоговый агент, орган, налогоплательщик, лицо, РФ, налоговый орган, судебный порядок, уплата налогов…
Однако наличие одного из признаков банкротства, обращение кредитора либо должника с
Таблица 1. Отражение вучете судебных расходов. Хозяйственная операция. Дебет.
Выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.
При банкротстве юридического лица контролирующее должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности
‒ должник привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате…
юридическое лицо, лицо, уплата налогов, налоговый орган, слияние, предпринимательская деятельность, правопреемник, налоговая выгода, налоговая база, дебиторская задолженность.
Основной особенностью упрощённого порядка банкротства ликвидируемого юридического лица, на наш взгляд, является уникальный статус ликвидируемого должника. Ликвидируемый должник является особым субъектом конкурсных отношений в силу того…
В данной статье автор рассматривает такой актуальный вопрос гражданского права, как понятие и признаки юридического лица. Данная тема актуальная по причине того, что юридическое лицо является отдельным субъектом правоотношений…
совершения неустановленным лицом выходит за рамки полномочий налогового органа
Вместе с тем содержит пояснение, что уклонение от уплаты налога
указав, что несоблюдение судебного порядка взыскания доначисленных налогов при наличии признаков…
Ключевые слова: налоговое правонарушение, вина, вина юридического лица. Неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей
Субъективный подход в отношении ответственности за совершение налоговых правонарушений установился и в судебной практике.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном
— при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица
о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в котором…
Ключевые слова: налоги, налоговый спор, налоги и налогообложение, уплата налогов, налоговые сборы.
Основные термины (генерируются автоматически): спор, налоговый агент, орган, налогоплательщик, лицо, РФ, налоговый орган, судебный порядок, уплата налогов…
Однако наличие одного из признаков банкротства, обращение кредитора либо должника с
Таблица 1. Отражение вучете судебных расходов. Хозяйственная операция. Дебет.
Выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.
При банкротстве юридического лица контролирующее должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности
‒ должник привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате…
юридическое лицо, лицо, уплата налогов, налоговый орган, слияние, предпринимательская деятельность, правопреемник, налоговая выгода, налоговая база, дебиторская задолженность.
Основной особенностью упрощённого порядка банкротства ликвидируемого юридического лица, на наш взгляд, является уникальный статус ликвидируемого должника. Ликвидируемый должник является особым субъектом конкурсных отношений в силу того…
В данной статье автор рассматривает такой актуальный вопрос гражданского права, как понятие и признаки юридического лица. Данная тема актуальная по причине того, что юридическое лицо является отдельным субъектом правоотношений…
совершения неустановленным лицом выходит за рамки полномочий налогового органа
Вместе с тем содержит пояснение, что уклонение от уплаты налога
указав, что несоблюдение судебного порядка взыскания доначисленных налогов при наличии признаков…
Ключевые слова: налоговое правонарушение, вина, вина юридического лица. Неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей
Субъективный подход в отношении ответственности за совершение налоговых правонарушений установился и в судебной практике.
Источник: https://moluch.ru/archive/115/31064/