С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест — все о налогах

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в 2018 году?

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Введение – что такое спецоценка условий труда?

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет.  Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

  Увольнение без отработки

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

О порядке проведения спецоценки читайте в этой статье.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников.

По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях.

На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка  (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

  Как отправить сотрудника в командировку в 2018 году

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

Важно! В случае смерти работника руководителю может грозить лишение свободы на срок до 4-х лет, либо его могут отправить на этот же срок на принудительные работы. В  случае смерти 2-х или более сотрудник срок наказания может быть увеличен с 4-х до 5-ти лет лишения свободы, либо и грозит отправление на принудительные работы.

(1

Источник: https://infportal.ru/kadry/kto-dolzhen-provodit-spets-otsenku-uslovij-truda.html

А вы провели спецоценку своей компании? что грозит за не проведение спецоценки

04.06.2018

С 2014 года все без исключения работодатели (предприятия и ИП) вместо аттестации должны проводить спецоценку условий труда через специализированные организации, реестр которых размещен на сайте Минтруда России https://akot.rosmintrud.ru/

До 2014г. аттестации подлежали все рабочие места, за исключением рабочих мест сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Для спецоценки такого исключения нет. Однако спецоценке не подлежат рабочие места надомников, дистанционных сотрудников и  сотрудников, работающих по найму у физических лиц, не являющихся ИП (Закон №426-ФЗ).

Сроки проведения спецоценки: 

  • по общему правилу спецоценка должна проводиться не реже, чем один 1 раз каждые 5 лет, кроме рабочих мест, на которых по результатам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены.Для них предусмотрена подача декларации в Минтруд, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам. Решение о декларировании принимает эксперт специализированной организации по результатам спецоценки. Если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний, то срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет.
  • по вновь организованным рабочим местам спецоценка условий труда должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента создания рабочего места (в т.ч. временного).
  • если рабочее место было аттестовано по старым правилам до 2014 года, то спецоценку можно провести через 5 лет после завершения аттестации, но обязательно до 31 декабря 2018г.

Следовательно, если ранее аттестация рабочих мест не проводилась, то обязанность по проведению специальной оценки условий труда возникла у работодателя с 1 января 2014 г.

В 2014г. наказания за непроведение спецоценки не было. С 1 января 2015г. Государственной инспекцией по труду на работодателя (предприятие или ИП) может быть наложен административный штраф (ст. 5.27.1 КоАП РФ): • от 60 000 до 80 000 руб. на предприятие, • от 5 000 руб. до 10 000  руб. на предпринимателя (ИП), • от 5 000 руб. до 10 000  руб. на руководителя предприятия.

Если нарушение будет совершено повторно, то размер штрафов составит для руководителя предприятия и ИП от 30 000 руб. до 40 000 руб., для предприятия — от 100 000 руб. до 200 000 руб. Информацию о непроведении спецоценки Государственная инспекция по труду может получить из ФСС. ФСС данную информацию получает из отчетности 4-ФСС, которая предоставляется компаниями и ИП ежеквартально.

Чтобы избежать штрафов в случае, если на предприятии в 2014г. не была проведена спецоценка и ранее 2014г. не была проведена аттестация рабочих мест, вам необходимо провести спецоценку в 2015г.

Если вы уплачиваете дополнительные взносы в ПФР по работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.

№ 10) по ставкам 6% и 9% соответственно, то проведя спецоценку, вы можете использовать пониженные тарифы в размере от 2 до 8% в зависимости от присвоенного каждой профессии класса.

Следует отметить, что наличие аттестации, проведенной по старым правилам, не дает права использовать пониженные тарифы по дополнительным взносам в ПФР.

Проведя спецоценку, предприятие может получить скидку в размере до 40% к тарифу по страховым взносам в ФСС на травматизм (при выполнении определенных условий, к примеру, своевременной уплаты страховых взносов, отсутствии несчастных случаев, наличии медосмотров и проч.).

Скидка на следующий календарный год предоставляется, если спецоценка была проведена по состоянию на 1 января текущего года.
То есть, проведя спецоценку в 2015 году, вы можете получить скидку к тарифу на 2017 год.

Для этого  необходимо подать заявление в ФСС до 1 ноября 2016 года.

Кроме того, можно зачесть в счет будущих платежей до 20% суммы страховых взносов текущего года или 3-х лет, предшествующих году проведения спецоценки (если численность работников менее 100 чел. и вы не получали из ФСС средства на  финансирование мероприятий по улучшению условий труда в течение 2-х предшествующих лет).

Для этого необходимо собрать и предоставить  в ФСС до 1 августа текущего года пакет документов (план и перечень мероприятий по улучшению охраны труда, договор с  организацией, проводящей спецоценку и проч.) и провести спецоценку до 1 октября.

Однако если в ФСС закончились средства, выделенные на предупреждение травматизма, то в зачете могут отказать по этой причине.

Читайте также:  Порядок ведения бухгалтерского учета ип (нюансы) - все о налогах

Поэтому принимать решение о том, воспользуетесь ли вы льготами, следует с учетом существующих ограничений и суммы полученной экономии на взносах. А если вы планируете воспользоваться указанными льготами, то сроки проведения спецоценки следует планировать с учетом указанных сроков подачи документов в ФСС.

Источник: https://www.manup.ru/news/a-vy-proveli-spetsotsenku-svoey-kompanii-chto-grozit-za-ne-provedenie-spetsotsenki_527.html

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2017 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ.

Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда.

Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. О ней мы поговорим далее. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки.

Данное требование впервые будет предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд.

Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фондсоцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива.

Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны.

Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности.

Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима.

До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации.

Но не более чем до 31 декабря 2018 года.

Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости.

Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки.

По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены.

Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы.

Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор.

Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель.

В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Источник: https://ZnayDelo.ru/buhgalteriya/attestaciya-rabochix-mest.html

Труд-Эксперт.Управление

Спецоценка условий труда: что важно учесть в 2015 году?

2 марта 2015 г.

Обязанность проводить спецоценку появилась у компаний и предпринимателей еще в 2014 году. Но многие не торопятся ее организовывать. Однако есть три серьезные причины приступить к этому делу как можно быстрее.Обязанность проводить спецоценку появилась у компаний и предпринимателей еще в 2014 году. Но многие не торопятся ее организовывать. Однако есть три серьезные причины приступить к этому делу как можно быстрее.
Читайте также:  Как учесть ндс, который вернула таможня? - все о налогах

НОВЫЙ ПОВЫШЕННЫЙ ШТРАФС 1 января появился новый самостоятельный административный штраф за отсутствие у компании и предпринимателя результатов спецоценки. Для компаний этот штраф составляет от 60 000 до 80 000  руб., а для руководителя и предпринимателя — от 5000 до 10 000  руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).В 2015 году под новый штраф попадают работодатели, которые не провели спецоценку «вредных» рабочих мест. Речь о рабочих местах, по которым, во-первых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Во-вторых, если работающим на них сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Спецоценку этих рабочих мест можно отложить, только если компания меньше пяти лет назад провела по ним аттестацию (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Все остальные рабочие места можно оценивать постепенно. Главное успеть до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). А рабочие места сотрудников, которые трудятся на дому или дистанционно, оценивать вообще не надо (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). ЭКОНОМИЯ НА СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ  Компания, которая проведет спецоценку уже сейчас, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.  Как уменьшить дополнительные взносы в ПФР. С 2015 года выросли дополнительные тарифы по взносам в ПФР для компаний, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Если раньше эти тарифы составляли 6 и 4 процента соответственно, то с 1 января — 9 и 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Для компаний, которые уже провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы, которые ниже — от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Все тарифы для компаний, у которых есть результаты спецоценки, можно посмотреть в таблице ниже. 

 Класс условий труда Тариф 
Проведена спецоценка Проведена только аттестация  Нет ни аттестации,ни спецоценки 
Допустимый/оптимальный 0%   9% – для выплат сотрудникам из списка №16% – для выплат сотрудникам из списка №2  9% – для выплат сотрудникам из списка №1 6% – для выплат сотрудникамиз списка №2
Опасный/вредный В зависимости от подкласса: 2% – подкласс 3.1 4% – подкласс 3.2 6% – подкласс 3.3 7% – подкласс 3.48% – подкласс 4   В зависимости от подкласса: 2% – подкласс 3.1 4% – подкласс 3.2 6% – подкласс 3.3 7% – подкласс 3.48% – подкласс 4 

 Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, то специалисты ПФР требуют применять повышенный тариф — 6 или 9 процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы. С такой позицией можно спорить. Ведь по закону результаты аттестации, равно как и спецоценки, используются при определении дополнительного дифференцированного тарифа (п. 7 ст. 7, ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Но судебная практика по этому вопросу пока не сложилась.  

Как уменьшить взносы на травматизм. От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве.

Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для компании (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524).

Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

  Скидку на 2015 год получить уже невозможно. Для этого надо было подать заявление до 31 октября 2014 года. Но обращаться за скидкой на 2016 год вы будете во втором полугодии 2015 года. К этому моменту у вас на руках должны быть результаты спецоценки. Поэтому лучше уже сейчас заняться спецоценкой, ведь это длительная процедура.   Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за 2014 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда.   Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок – 1 августа. Но в 2015 году это выходной, поэтому безопаснее направить заявление в ФСС РФ до конца июля.  

СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ НА ПЕРСОНАЛ

Компания должна платить работникам надбавки за вредные условия труда, выдавать молоко, заменять его деньгами и т.д. Но если спецоценка покажет, что в действительности на рабочем месте оптимальные или допустимые условия труда, то все эти гарантии и компенсации можно отменить.

Например, если о денежной компенсации за молоко издавался приказ, то надо издать еще один — о том, что работникам на такой-то должности молоко больше не положено. Если условие о надбавках было включено в трудовой договор, то надо заключить дополнительное соглашение к нему.

Вот три веские причины поторопиться со спецоценкой.  

Источник: glavbuck.ru.

Темы: Гигиеническая оценка условий труда,  Другие интересные публикации,  Налогообложение,  Налогообложение компенсационных выплат,  Новости,  Обзор публикаций,  Практика правоприменения,  Публикации,  Специальная оценка условий труда,  Условия труда ,  Экономические аспекты

Источник: https://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/21785/specocenka-usloviy-truda-chto-vazhno-uchest-v-2015-godu

Новости компании

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович,генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук
Соавтор: Аникеева Ольга Евгеньевна,главный специалист по юридическим вопросам Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Пункт 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами – 55 лет.

С 1 января 2013 года работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию, помимо страховых взносов, рассчитанных в общем порядке, на выплаты в пользу указанных работников обязаны дополнительно начислять взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии по следующим тарифам:

  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ): 4% (2013 г.), 6% (2014 г.), 9% (2015 г. и далее);
  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью и т. д.): 2% (2013 г.), 4% (2014 г.), 6% (2015 г. и далее).

В 2014 г. у работодателей появилась возможность применять дополнительный тариф страхового взноса в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте.

Соответствующие изменения были внесены, в частности, в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.

2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

В 2014 году размеры дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, по сути, установлены следующими нормами:

  • ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ: Список № 1 – 6%, Список № 2 – 4%;
  •  

  • ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Второй нормой установлены иные дополнительные тарифы, зависящие от класса и подкласса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, которые применяются взамен вышеуказанных дополнительных тарифов (т.е. взамен указанных в ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ).

При этом в п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» указано, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.

2014 (действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018), учитываются при установлении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.

2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если у организации имеются действительные результаты аттестации рабочих мест, она вправе применять их при установлении дополнительного тарифа страховых взносов без каких-либо исключений и вне зависимости от выявленных классов (подклассов) условий труда.

Вместе с тем, если принимать во внимание разъяснения контролирующих органов (Письма Минтруда РФ от 13.03.2014 № 17-3/В-113, ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707), до проведения специальной оценки условий труда в организации может сложиться такая ситуация:

  • профессия работника в Списке 2, условия труда согласно результатам аттестации оптимальные или допустимые, тариф дополнительного взноса в ПФР в 2014 г. – 4% (в 2015 г. – 6%);
  •  

  • профессия работника в Списке 2, условия труда согласно результатам аттестации вредные, подкласс 3.1, тариф дополнительного взноса в ПФР в 2014 г., 2015 г. – 2%.

Как видно, в отношении тех работников, у которых аттестацией подтверждены оптимальные и допустимые условия труда, в некоторых случаях тариф дополнительных взносов в ПФР может оказаться выше, чем у тех, кому аттестацией были установлены вредные условия труда (класс 3, подкласс 3.1.).

При этом следует иметь в виду, что в силу п. 4 ст.

15 Федерального закона № 421-ФЗ в случае, если работодатель будет уплачивать страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за такого работника (профессия которого входит в Список 2, однако условия труда результатов аттестации оптимальные и допустимые), периоды занятости на этих рабочих местах будут включаться у него в стаж для льготной пенсии.

Иными словами, если работодатель будет уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам за работника со «списочной» профессией, условия труда которого не признаны аттестацией вредными, у такого работника будет продолжать формироваться право на «льготную» пенсию наравне с теми работниками, которые действительно работают во вредных и опасных условиях труда.

В данной ситуации возможно порекомендовать организации как можно быстрее провести спецоценку условий труда на этих рабочих местах, и уже на ее основании не платить страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат работникам с оптимальными и допустимыми условиями труда.

Некоторые работодатели задаются таким вопросом: при наличии действительных результатов аттестации обязаны ли они в 2014 году применять тарифы страховых взносов из ч. 2.1 ст. 58.

Читайте также:  Вводный инструктаж по охране труда может провести любой сотрудник организации - все о налогах

3 ФЗ-212-ФЗ в зависимости от класса и подкласса условий труда или могут применять тарифы из ч. 1, 2 ст. 58.

3 ФЗ 212-ФЗ? То есть вправе ли они выбирать между «старыми» тарифами (6% и 4%) и «новыми» дифференцированными тарифами (от 0 до 8%) по своему усмотрению?

Принимая во внимание ч. 5 ст.

15 ФЗ № 421-ФЗ, полагаем, что в случае если у плательщика имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых на «списочных» работах, признаны вредными и (или) опасными, он обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в отношении выплат таким работникам в соответствии с ч. 2.1 ФЗ № 212-ФЗ.

Иными словами, права выбора тарифа (ч. 1, 2 или ч. 2.1 ст. 58.3) у работодателя в данном случае нет.

Таким образом, в настоящее время возможны следующие варианты начисления страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам:

1. У организации есть действительные результаты аттестации рабочего места (Списки 1, 2), условия труда вредные и опасные – тарифы дополнительных взносов из ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ.

2. У организации есть действительные результаты аттестации рабочего места (Списки 1, 2), условия труда оптимальные и допустимые – тарифы дополнительных взносов из ч.ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ.

3. У организации нет ни результатов аттестации, ни результатов спецоценки условий труда (Списки 1, 2) – тарифы доп. взносов из ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ (т. е. 6% или 4% в зависимости от Списков).

4. Вредные и опасные условия труда (например, 3.1, 3.2 и т.д.) выявлены аттестацией (спецоценкой) у работника, профессия (должность) которого не входит в Списки 1, 2, – страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР не платим.

Обращаем внимание организаций на то обстоятельство, что аттестация рабочих мест должна была быть завершена в 2013 году, а в 2014-м может иметь место только спецоценка условий труда. Например, организация в 2013 году начала проводить аттестацию рабочих мест, но до настоящего времени ее не завершила. Что делать?

До 1 января 2014 года для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативами по охране труда проводилась аттестация рабочих мест (абз. 10 ч. 2 ст. 212, ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции).

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Таким образом, завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31.12.2013. Начиная с 01.01.2014, все документы должны выдаваться уже по специальной оценке условий. Если организация не успела это сделать, то ей следует изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.

В Письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113 также сделан вывод, что в связи с тем, что в соответствии со статьями 12, 15 Федерального закона от 28.12.

2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут.

Таким образом, утвержденная после 31.12.2013 аттестация рабочих мест действительной являться не будет, в том числе и для целей уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Поэтому организации можно порекомендовать завершить свои отношения с аттестующей организацией и проводить уже спецоценку условий труда с той организацией, которая будет вправе ее проводить в соответствии с новым законодательством.

Источник: https://www.consultant-so.ru/news/show/type/company_news/year/2014/month/10/alias/spetsotsenka_uslovij_truda_i_uplata_strahovyh_vznosov__po_dopolnitel_nym_tarifam_s_01_01_2014

«Вредный» стаж до и после проведения спецоценки · Энциклопедия начинающего предпринимателя

17:04, 05 апреля 2015 4   0   2899

Вредный стаж останется

Начну с главного – тот льготный стаж, который накопился до проведения спецоценки, никуда не денется. Он останется, и будет учитываться при назначении пенсии. Напомню, что льготная пенсия за вредный стаж назначается в соответствии со Списками:

Эти Списки действующие, они не отменены. Но! Если после проведения спецоценки условия труда работника, чья профессия или должность есть в Списках, будут признаны безопасными (1 и 2 классы), то компенсации, как я уже писала, отменяются, а стаж «за вредность» перестает накапливаться.

Через 5 лет нужно будет проводить следующую спецоценку — и тогда опять смотрим, выявилась ли вредность. Если условия признаются вредными, то компенсации восстанавливаются, а «вредный» стаж опять считается, прибавляясь к уже накопленному ранее.

Но эти 5 лет, пока действовали результаты первой спецоценки (выявившей безвредность условий труда), из вредного стажа выкидываются.

Поэтому, если вы не согласны с измерениями, увидели недобросовестность организаций, которые проводят спецоценку, то результаты этой процедуры можно оспорить и признать недействительными.

Если накопленный ранее «вредный» стаж очень маленький, и его не хватает на назначение льготной пенсии, а условия труда уже никогда не признаются вредными, то пенсия такому работнику будет назначаться в общем порядке, после достижения полного пенсионного возраста.

Те работники, которые привыкли получать компенсации и льготы только за то, что их работы указаны в Списках, очень недовольны, если спецоценкой установлены безопасные классы условий труда. Но, с другой стороны, это же хорошо, когда  здоровье не подвергается опасности (при корректных измерениях вредных факторов, конечно).

 А вот работодатели напрямую заинтересованы в том, чтобы «вредности» было поменьше. Во-первых, уменьшаются взносы в ПФ. Во-вторых, огромная экономия на компенсациях.

Для того, чтобы этого добиться, многим работодателям нужно потратить немалые средства: заменить вентиляционные системы, старое оборудование и средства защиты, механизировать труд, иногда даже построить новые здания цехов.

Можно ли не проводить спецоценку, если «срок годности» аттестации рабочих мест уже прошел (или аттестации вообще не было)? Можно, конечно, но риск разориться на штрафах огромный. Напомню, что штрафы в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ за не проведение спецоценки таковы:

  • для должностных лиц и ИП — 5-10 тыс. руб.,
  • для организаций – до 80 тыс. руб.

Порядок предоставления льгот и компенсаций До и ПОСЛЕ

Как было ДО спецоценки Как будет ПОСЛЕ спецоценки
Работодатель предоставлял льготы и компенсации всем работникам, чьи профессии и должности есть в Списках. Работодатель предоставит льготы и компенсации только за реальную вредность условий труда, которая подтверждена спецоценкой
В льготный пенсионный стаж засчитывали весь период труда на работах из льготного перечня. С 1 января 2013 года в льготный пенсионный стаж засчитают только те периоды, когда работник трудился во вредных или опасных условиях
Работодатель платил дополнительные взносы в ФСС по одинаковому тарифу за все вредные рабочие места. Дополнительные тарифы ФСС варьируются в зависимости от класса и подкласса вредности: чем безопаснее условия труда – тем меньше тариф

Источник: https://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/garantii-i-kompensacii/vrednyj-stazh-do-i-posle-provedeniya-specocenki/

Что важно знать любой организации о новой спецоценке условий труда

От спецоценки зависит тариф дополнительных взносов в ПФР.  По итогам спецоценки могут быть установлены разные классы условий труда. Если класс допустимый или оптимальный, дополнительные взносы можно вообще не платить. А если условия признаны опасными, то тариф будет самым высоким — 8 процентов.

Результаты спецоценки влияют на размер скидки и надбавки по взносам на травматизм. ФСС их устанавливает в зависимости от безопасности условий труда. Ее показатели должны быть в отчете о спецоценке.

Спецоценка подтверждает расходы на охрану труда в налоговом учете. Чтобы списать затраты на средства индивидуальной защиты, медосмотры и компенсации для работников, занятых во вредных условиях, понадобится комплект подтверждающих документов. В него обязательно входит

отчет по спецоценке.

За не проведение специальной оценки возможен штраф до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Кроме того, штраф от 1000 до 5000 руб. грозит и сотруднику организации, ответственному за охрану труда.

Спецоценку проводить не обязательно, если есть действующие результаты аттестации

Спецоценку в отношении аттестованных рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения последней аттестации. Ее результаты можно использовать в 2014 году при определении тарифа дополнительных взносов (подробнее о тарифах читайте в статье «В Минтруде рассказали, как считать взносы и отчитываться по ним в I квартале 2014 года»

Исключением являются случаи, когда работодатель должен провести внеплановую оценку. Например, изменились технологический процесс или производственное оборудование, которые могут повлиять на вредные факторы.

Либо появились новые рабочие места. Полный перечень случаев, когда нужна внеплановая оценка, приведен в статье 17 Закона № 426-ФЗ.

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе начать спецоценку до того, как истечет срок действия результатов аттестации.

Спецоценка обязательна по всем рабочим местам, кроме удаленных

Спецоценка обязательна по всем рабочим местам, за исключением тех, что оборудованы у надомников и дистанционных сотрудников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Что касается офисных рабочих мест, то специальную оценку по ним надо проводить в любом случае. Раньше аттестовывать такие места было обязательно, только если работа с компьютером на них превышала 50 процентов времени.

Значит, если у вас есть офисные рабочие места, которые до 2014 года не подлежали аттестации, по ним обязательно сейчас провести спецоценку.

По одинаковым рабочим местам можно провести выборочную спецоценку

Если в компании много одинаковых рабочих мест, специальную оценку условий труда проводят в отношении 20 процентов от их общего количества. Минимум — два рабочих места. Результаты такой выборочной спецоценки применяют ко всем аналогичным рабочим местам.

Спецоценку вправе проводить только специализированные организации

Для проведения спецоценки Закон № 426-ФЗ обязывает всех нанимать стороннюю специализированную организацию.

В ее штате должно быть минимум пять экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке.

В том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Проводить специальную оценку могут предприятия, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда. Посмотреть список можно на сайте Минздрава России rao.rosminzdrav.ru. Результаты спецоценки, проведенной неуполномоченной организацией, будут недействительными и спровоцируют споры с проверяющими.

В настоящее время цены на спецоценку еще не известны. Дело в том, что Минтруд России должен принять ряд приказов, регулирующих эту деятельность. Скорее всего цены будут примерно такие же, как за аттестацию, — от 3000 руб. за одно рабочее место.

Проводить специальную оценку условий труда может только специализированная организация. Их список есть на сайте rao.rosminzdrav.ru.

Будьте внимательны: для проведения спецоценки надо создать в компании и собственную комиссию. Число ее членов должно быть нечетным. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом (ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Источник: https://PrimTrud.ru/content/chto-vazhno-znat-o-novoy-spetsotsenke-usloviy-truda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]