Минфин вновь заверил, что вводить прогрессивную ндфл-шкалу не будут — все о налогах

Минфин выступил против изменений НДФЛ :: Экономика :: РБК

Минфин выступает против изменений в системе НДФЛ, сказал в ходе сочинского форума министр Антон Силуанов. По его мнению, крупные предприниматели, которых это коснется, сразу будут искать способы уйти от налогов

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Минфин не поддерживает увеличения ставки подоходного налога для более богатых граждан и вообще против каких-либо изменений в налог, который и так «нормально работает». Об этом в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи сообщил журналистам глава министерства Антон Силуанов, передает корреспондент РБК.

«Я противник изменения ставки НДФЛ. Есть различные подходы: сделать ее прогрессивной, увеличить ставку, сделать прогрессию вместе с необлагаемым минимумом. Мне кажется, не надо трогать налог, который нормально работает», — сказал министр.

Силуанов отметил, что действующая в России плоская шкала с единой для всех ставкой 13% вполне конкурентоспособна, на российский опыт ориентируется целый ряд стран. Увеличение же ставки приведет к тому, что люди снова будут искать способы уйти от уплаты налогов, считает он.

«Я думаю, если мы будем повышать налоги, делать прогрессию, это в первую очередь будет касаться крупных предпринимателей. Они как никто другой найдут тысячи уловок, чтобы обойти это изменение», — добавил министр.

При этом Силуанов подчеркнул, что «окончательное решение будет приниматься правительством и президентом».

Месяц назад стало известно, что правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами, от 7 млн до 10 млн руб. в год.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — говорил собеседник РБК.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщала, что на совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения.

По данным РБК, в социальном блоке также считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан.

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ.

По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ.

Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей.

«У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев.

При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Основным аргументом против освобождения части граждан от подоходного налога назывались выпадающие доходы регионов.

Как говорил директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров, вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета.

В то же время освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности, считает он.​

Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/02/2018/5a856a7d9a79472b00660d37

Эксперты объяснили опасность введения прогрессивной шкалы НДФЛ для россиян — МК

«Ударит по уровню жизни среднего класса и опустит его за порог бедности»

21.11.2016 в 17:41, просмотров: 42622

Вице-премьер Ольга Голодец выступила за изменение налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Она сообщила, что в правительстве снова взялись за обсуждение прогрессивной шкалы налогообложения, которая позволит освободить бедных от уплаты НДФЛ и в то же время увеличить фискальную нагрузку на богатых. Однако конкретные параметры прогрессии власти пока не называют.

При этом конкретных сроков подготовки законопроекта Голодец не назвала, отметив, что прогрессивное налогообложение сейчас обсуждается и оно просчитано. Между тем, недавно министр финансов Антон Силуанов сообщил, что возможность введения прогрессивной шкалы может быть рассмотрена лишь после 2018 года, когда стабилизируется ситуация в экономике.

Напомним, что прогрессивная шкала налогообложения физических лиц использовалась в России с начала рыночных реформ и вплоть до 2001 года.

Затем президент Владимир Путин принял решение ввести плоскую шкалу НДФЛ на уровне 13%, прогрессивная шкала со ставкой от 12 до 30% была упразднена.

Эксперты считают, что это решение во многом поспособствовало резкому росту собираемости налогов и выводу экономики из «тени».

Однако последние годы, отягощенные экономическим кризисом, вопрос возвращения прогрессивной шкалы также прорабатывался — в том числе и законодательной властью. В августе этого года в Госдуму депутатами от ЛДПР был внесен законопроект, который предусматривал освобождение от подоходного налога россиян с зарплатой менее 15 тыс. рублей в месяц или 180 тыс.

рублей в год. При этом для людей с годовым доходом до 2,4 млн рублей (200 тыс рублей в месяц) законопроект предлагал сохранить ставку подоходного налога на уровне 13%. Для состоятельных россиян с доходом от 2,4 млн до 100 млн рублей в год депутаты предлагали установить фиксированный налог в размере 289 тыс. рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей.

Как отмечают эксперты, реалистичность цифр, предложенных ЛДПР, трудно оценить на данный момент, так как скорое введение прогрессивной шкалы НДФЛ маловероятно.

«Я не исключаю, что к обсуждению этой идеи вернутся в 2019 году, когда кончится срок моратория на изменение нефтегазовой налоговой нагрузки и пройдут президентские выборы», — предполагает член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По ее словам, прогрессивная шкала расчета подоходного налога в теории может помочь выровнять социальное неравенство и повысить доходы государственной казны, однако ее введение чревато понижением реальных распределяемых доходов населения.

«У нас есть потенциал повышения доходов бюджета от введения прогрессии НДФЛ, но в полной мере его удастся реализовать за счет повышения налога для среднего класса.

Это ударит по его уровню жизни, снизит потребление и опустит их за порог бедности, замедлив и без того низкий экономический рост», — утверждает эксперт.

По ее мнению, облагая большими налогами только богатых, значительную прибыль собрать не получится. «Очень состоятельных людей в России не так много, и они имеют доступ к «оптимизационным схемам», то есть могут вывести свои деньги в офшоры. Поэтому очень важно просчитать оптимальный вариант, чтобы не было еще хуже», — рассуждает Суслина.

Еще одной неприятной стороной прогрессивного налогообложения станет увеличение административной нагрузки на физлица, уверен заместитель Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников.

«Людям самим придется декларировать доходы в налоговой, тратить на это время и силы.

При этом уйти в тень уже вряд ли удастся — после того, как человек раскрыл доходы однажды, трудно их скрыть», — заметил собеседник «МК».

В свою очередь Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари» считает, что ставку НДФЛ необходимо оставить на прежнем уровне, а борьбу с бедностью стоит осуществлять ростом государственных расходов, то есть ускоренной индексацией зарплат и пенсий. «Такая мера также поддержит внутренний спрос и, соответственно, рост экономики», — считает эксперт.

Заметим, что ранее Минфин, являющийся противником прогрессивной шкалы, выступал с предложением увеличения единой ставки НДФЛ с нынешних 13% до 15–16%. По оценкам ведомства, эта мера может принести в бюджет дополнительные 210 млрд руб.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2016/11/21/eksperty-obyasnili-opasnost-vvedeniya-progressivnoy-shkaly-ndfl-dlya-rossiyan.html

Прогресс с НДФЛ возможен после 2018-го

  ФОТО: Владимир Афанасьев

Думская оппозиция не раз предлагала ввести прогрессивный налог. Партия власти относилась к этой идее настороженно, так же как и Правительство. А в четверг министр финансов заявил, что с 2018 года можно привязать налоги к размеру дохода.

Олигархи не обращались в Минфин

С 1992 по 2000 год в России уже существовала прогрессивная налоговая шкала – люди платили от 13 до 35 процентов.

В 2001 году была введена плоская шкала подоходного налога, который составляет 13 процентов, независимо от уровня доходов налогоплательщика.

Получается, что одинаковые налоги платят и олигархи, и люди, живущие за чертой бедности. Во многих странах уже действует прогрессивный налог.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, в кабмине допускают введение такой возможности после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация. Сейчас нельзя вводить эту систему, уверен министр.

В нынешних особо сложных условиях, когда действительно снижаются реальные доходы населения, и у многих предприятий сложное финансовое положение, говорить об изменении порядка налогообложения НДФЛ — означает стимулировать к уходу в тень заработной платы.

Вместе с тем, Силуанов заверил, что никто не обращается в правительство с требованием сохранить плоскую шкалу налогообложения. «Олигархи не обращались к нам, в Минфин, я думаю, что и в Правительство тоже, чтобы сохранить плоскую шкалу», — сказал министр.

В 2018 году Минфин ожидает стабилизацию экономической ситуации – федеральный и региональные бюджеты станут более устойчивыми, так что уход зарплат в тень будет минимизирован. Тогда можно будет ввести прогрессивную шкалу налогов.   

От 30 до 70 процентов — для богатых

О том, что в России пока не будут вводить прогрессивную шкалу налогов, в конце прошлого года заявил в интервью пяти телеканалам председатель Правительства Дмитрий Медведев. Население нашей страны ещё не достигло необходимого уровня правосознания и не готово ко всеобщему декларированию, объяснил тогда премьер.

По мнению главы кабмина, 13-процентный подоходный налог оказался удачным на сто процентов. Вместе с тем Медведев не исключил того, что к изменению налоговой системы можно будет вернуться через 5-7 лет.

В марте 2015-го законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ внесли депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым.

В соответствии с ним граждане, которые получают в год меньше 24 миллионов рублей, будут по-прежнему платить 13 процентов НДФЛ. По доходам от 24 до 100 миллионов ставка должна быть 25 процентов, от 100 до 200 миллионов – 35 процентов.

Россияне, чей ежегодный доход больше 200 миллионов, должны платить 50-процентный налог, считают в «Справедливой России».   

Фракция КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым предлагала установить ставку в 50 процентов на ежемесячный доход свыше миллиона рублей. По замыслу депутатов, ежемесячный доход до 400 тысяч (4,8 миллионов рублей в год) будет облагаться налогом по ставке 13 процентов.

С ежемесячных доходов от 400 тысяч до 1 миллиона (4,8 — 12 миллионов в год) они предлагают брать налог в 30 процентов. Коммунисты считают, что принятие закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы.

Авторы законопроекта отмечают, что сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае. От применения предложенной шкалы налогообложения доходы бюджета увеличатся до 3 триллионов 972,9 млрд. руб., то есть в 1,7 раза.

При этом средний класс и люди, живущие за чертой бедности, не пострадают.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Читайте по темеВ августе законопроект о прогрессивной шкале налогов внесли депутаты от ЛДПР. Они предлагают ввести систему, при которой люди, получающие до 180 тысяч рублей в год, вообще не платят НДФЛ.

Россияне, чей доход от 180 тысяч до 2 миллионов 400 тысяч рублей, должны платить 13 процентов НДФЛ, от 2 миллионов 400 тысяч до 100 миллионов – 30 процентов, выше 100 миллионов – 70 процентов.

Читайте также:  Реорганизация ао как смена организационно-правовой формы - все о налогах

«Тех, кто получает низкую зарплату, нужно вообще избавить от уплаты НДФЛ, — сказал «Парламентской газете» заместитель руководителя фракции Ярослав Нилов.

– Несправедливо, когда налоги платят те, чья зарплата равна МРОТу. 13 процентов берут с тех, кто получает миллион в день, и с тех, кто получает 10 тысяч в месяц». Депутат считает, что если экономическая ситуация будет ухудшаться, то введение прогрессивной шкалы налогообложения будет вынужденной мерой. «По-другому сверстать бюджет будет невозможно.

Правительство поймёт, что деньги закончились, но где-то их надо брать, — уверен Нилов. – К тому же, это социально справедливо и это мировая практика».  

Прогрессивная шкала уже существует

Ранее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявлял, что отмена плоской шкалы налогообложения доходов не принесет пользы российской экономике.

Руководитель центра налоговой политики Экономического факультета МГУ Кирилл Никитин не услышал ничего нового в словах министра финансов.

Кирилл Никитин директор центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Во-первых, я отношусь к словам министра финансов и любых чиновников про перспективы после 2018 года в принципе как к прогнозам на непрогнозируемый период. Во-вторых, разговоры о введении прогрессивной шкалы ведутся давно, в том числе и на министерском уровне.

Все говорят об этом именно таким образом, что «в принципе можно, но только не сейчас». В-третьих, прогрессивная шкала НДФЛ – это не только высокие налоги для богатых, но и нулевые ставки для бедных. Это совершенно другого уровня налоговые вычеты, не копеечные, как сейчас, а нормальные по целому ряду расходов населения.

Люди, обсуждающие прогрессивную шкалу, зачастую слабо себе представляют, о чём говорят. В-четвёртых, на данный момент трудовые доходы населения, с учётом уже так называемых соцвзносов, облагаются по ставке 13 процентов в отношении первых 796 тысяч рублей в год и 24,5 процентов в отношении больших денег. С этой точки зрения прогрессивная шкала налогообложения у нас давно есть.

Остаётся её для начала хотя бы признать, а после этого обсуждать какие-то новые телодвижения в этом направлении.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/2016/11/17/progress-s-ndfl-vozmozhen-posle-2018-go.html

Правительство обсуждает вопрос введения прогрессивной шкалы НДФЛ, заявила Голодец

Правительство РФ в рамках борьбы с бедностью прорабатывает вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), сообщила вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.

«У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее сегодня обсуждаем», — цитирует слова Голодец агентство ТАСС.

Голодец также сообщила, что правительство РФ в 2017 году будет работать по специальной программе, направленной на снижение уровня бедности среди населения.

«У нас сейчас отмечается продолжающееся падение доходов населения, но с 1 января будет принят целый ряд мер, которые уже заложены в бюджете, это прежде всего повышение уровня зарплат в бюджетной сфере, где у нас самая сложная ситуация на сегодняшний день, и повышение уровня пенсий: это единовременная выплата и индексация пенсий, которая пройдет для всех пенсионеров. Это сегодня самый важный элемент», — отметила она.

Вместе с тем она отметила, что повышение доходов населения зависит также от изменения экономической ситуации в стране. «Реальная зарплата зависит от реальной экономики.

Поэтому если будут изменения в экономическом секторе, тогда мы вправе надеяться на изменение ситуации с заработными платами.

Сегодня экономический блок предпринимает все усилия для того, чтобы изменить действующие тренды в нашей экономике», — сказала Голодец (цитата по «Интерфаксу»).

По данным Росстата, в октябре доход граждан России сократился на 5,9% по сравнению с аналогичным месяцем 2015 года. В сентябре снижение было зафиксировано на уровне 1,5%.

Как обсуждался вопрос введения прогрессивной шкалы НДФЛ

С 2001 года в России действует плоская шкала подоходного налога, который составляет 13% независимо от уровня доходов налогоплательщика. Сообщения об обсуждениях различными властными структурами возможности введения прогрессивной шкалы НДФЛ время от времени появляются в СМИ.

Так, недавно министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что обсуждать возможность перехода в России к прогрессивной шкале НДФЛ в нынешних экономических условиях нецелесообразно.

По его словам, в нынешних сложных условиях, когда снижаются реальные доходы населения, когда у предприятий зачастую сложное финансовое положение, изменение порядка взимания НДФЛ будет стимулировать уход в тень зарплат.

Тем не менее министр не исключил, что изменение налогообложения может быть рассмотрено после 2018 года, когда стабилизируется экономическая обстановка в стране.

В феврале газета «Коммерсант» писала, что Министерство экономического развития не поддержало идею ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Премьер Дмитрий Медведев в отчете перед Госдумой в апреле, однако, утверждал, что правительство не собирается повышать налоги до 2018 года.

Позднее заместитель министра труда и соцзащиты Андрей Пудов сообщил, что власти снова обсуждают возможность введения налога для трудоспособных, но неработающих россиян.

В мае сразу несколько федеральных чиновников сообщили газете The Wall Street Journal, что могут быть повышены подоходный налог (НДФЛ) и НДС. По данным одного из источников, правительство может ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

В августе источники газеты «Известия» сообщали, что российское правительство готово обсуждать возвращение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Как утверждалось, речь идет о гражданах с высокими доходами, которые в результате будут платить в бюджет больше нынешних 13%. В частности, предлагается увеличение шкалы до 20%.

Тогда же газета «Ведомости» писала, что с целью пополнения бюджета Минфин высказал идею о повышении всех ключевых налогов, включая подоходный. Собирать деньги предлагалось с нефтяников, «Газпрома», табачников и тд.

Однако идеи Минфина тогда были отвергнуты, а авторов предложения даже обвинили в человеконенавистничестве, писало издание.

В числе особо недовольных были, в частности, первый зампред правительства Игорь Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович, рассказал журналистам некий чиновник.

Позднее, в октябре, «Коммерсант» писал, что Минфин выступает за сохранение нынешней конфигурации налоговой системы России на ближайшие три года и против изменения ставки подоходного и других налогов, по крайней мере, в 2017 году.

Источник: https://www.newsru.com/finance/21nov2016/ndfl.html

В 2018 году или раньше в россии введут прогрессивную шкалу налогообложения

Введут ли прогрессивную шкалу НДФЛ? Сообщения СМИ, аргументы в пользу и против прогноза:

07 июня 2018 — Власти не собираются вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, эти меры признаны нецелесообразными, заявил президент Владимир Путин во время прямой линии. По словам главы государства, практика введения дифференцированной шкалы НДФЛ показывает, что эта мера неэффективна. «Как только он (прогрессивный НДФЛ.

— РБК) вводится, часть граждан, у которых высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее. То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много. И ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно», — пояснил президент.  https://www.rbc.

ru/economics/07/06/2018/5b18fadc9a79473e1107b9f5

28 марта 2018 — Депутаты от КПРФ внесли в очередной раз в Госдуму законопроект о прогрессивной шкале ставок налога на доходы физлиц (НДФЛ). В законопроекте предлагается установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. рублей в год.

Далее ставка растет, и если доходы гражданина будут свыше 10 000 001 рубля, сумма налога составит 1,642 млн рублей + 25% с суммы, превышающей 10 млн рублей. «По оценке экспертов, объем «теневых» доходов, в том числе коррупционных, увеличивался и достиг в 2016 году 15-20% ВВП», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

  https://tass.ru/ekonomika/5074196

27 марта 2018 — Минфин России считает невозможным повышать налоговую нагрузку на ненефтегазовый сектор. Об этом заявил глава министерства Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии ведомства.

«Это в конечном счете приведет только к замедлению экономического развития и создаст макроэкономические риски. Мы это уже проходили»,— цитирует господина Силуанова ТАСС.

По его словам, источниками дополнительных трат станут доходы от более справедливого расширения налоговой базы, более эффективных бюджетных расходов, а также от дополнительного роста экономики. https://www.kommersant.ru/doc/3586156

22 марта 2018 — Вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе встречи со студентами РЭУ имени Плеханова заявил, что правительство не исключает повышения ставки НДФЛ до 15%. «Ставка НДФЛ в 13% — это не фетиш.

Не думаю, что разница между 13% и 15% такова, что люди все побегут из страны. Если такое решение (о повышении НДФЛ.— “Ъ”) будет внесено, то решения — за президентом»,— приводит его слова «Интерфакс».  https://www.

kommersant.ru/doc/3580020

08 февраля 2018 — Группа депутатов от «Справедливой России» внесла в Госдуму законопроект о введении в РФ двухуровневой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), следует из базы данных нижней палаты парламента.

 Законопроект предусматривает введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ: по доходам до 24 млн рублей включительно — 13%, по доходам свыше 24 млн рублей — 18%.

 Законопроектом учтены опасения Минфина и Федеральной налоговой службы (ФНС), изложенные в отзывах на предыдущие варианты законопроектов о введении прогрессивной шкалы налогообложения — по их мнению, при введении более сложного варианта НДФЛ будет усложнена возможность собираемости налогов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

 «Фактически под действие законопроекта попадает небольшая группа налогоплательщиков, в количестве чуть более 20 тыс. человек по данным 2015 года. Но сумма их доходов весьма значительна и превышает 4 трлн рублей. Введение повышенной ставки для этой категории налогоплательщиков приведет к росту поступления налогов на 200 млрд рублей«, — указано в финансово-экономическом обосновании к документу.

15 января 2018 — Заместитель министра финансов Илья Трунин заявил, что в министерстве не идет обсуждение повышения ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15%.

15 января 2018 — В правительстве обсуждается повышение налогов, например НДФЛ и акцизов на предметы роскоши, говорят два участника совещаний. А также софинансирование населением медицинских услуг – о такой возможности в прошлом году говорил и Путин.

На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с большим вычетом, чем сейчас, – по сути, это ступенчатая шкала, знает федеральный чиновник.

В России при освобождении от НДФЛ беднейших (не более 45% средней зарплаты) слоев населения для сохранения доходов бюджета ставку пришлось бы повысить до 14,3%, следует из расчетов Экономической экспертной группы. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/15/747720-srok-s-byu…

______________________________________________________________

Введут ли прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в России? В настоящее время в стране применяется плоская шкала налогообложения со ставкой 13%, и этим Россия отличается от множества стран.

Аргументы в пользу прогноза.

В бюджете не хватает средств, это очевидно. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния тратятся с пугающей скоростью (см. в обоснованиях к прогнозу). Правительство думает над тем, где взять средства, и новые инициативы от Минфина появляются стабильно и регулярно.

В связи с этим идея «восстановления социальной справедливости», особенно с учетом примера европейских стран, выглядит весьма привлекательно. Если не позволит пополнить бюджет, то хотя бы принесет симпатии части электората, которой платить дополнительные налоги не придется.

Незадолго до состоявшихся 18 сентября 2016 года выборов нового состава Госдумы в парламент был внесен проект закона о возращении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), предусматривающий кратное повышение ставки для высокооплачиваемых россиян и одновременно полное освобождение от налога тех, кто зарабатывает менее 15 тыс.

 руб. в месяц.  По данным Росстата, номинальная зарплата среднего россиянина в августе 2016 года составляла 34 тыс. руб. Работник с такой зарплатой сейчас отдает в казну 4420 руб. в месяц, или 53 тыс. руб. в год. В случае принятия законопроекта сумма налогового бремени для него сократится до 2,47 тыс. руб. в месяц, или 29,64 тыс. руб. в год.

Читайте также:  Кбк на негативное воздействие на окружающую среду - все о налогах

По словам председателя Думы г-на Нарышкина, плоская шкала в 13% вводилась, чтобы «приучить граждан платить налоги». Нарышкин отметил, что многие граждане воспринимали это как «подарок государству».

Соответственно, сейчас, когда соответствующая привычка сформировалась, люди отвыкли от обналички и зарплаты в конвертах, пришло время повысить ставку.  Возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ не исключал в своих выступлениях и президент страны Владимир Путин.

«Может быть, и мы когда-нибудь будем внедрять какие-то элементы этой дифференцированной шкалы. Мы никогда не говорили, что на века ввели плоскую шкалу. Это тоже возможно», — заявил он в 2013 году.

Аргументы против прогноза

Жерар Депардье и Стивен Сигал не для того принимали российское гражданство, чтобы платить налог налог на свои доходы по повышенной ставке. Прогрессивная шкала прервет приятную для России тенденцию просьб о предоставлении гражданства от знаменитостей из других стран.

Прогрессивная шкала сейчас рассматривается в совокупности с освобождением от налога малообеспеченных граждан. Это самый большой риск законопроекта: за счет нулевой ставки для бедных бюджет потеряет доходы, а повышенный налог с богатых вполне может «уйти в тень». Плоская шкала налога на доходы физических лиц с повышением ставки для богатых, видимо, не соответствует мировой практике. 

Глава Министерства финансов России Антон Силуанов в ходе форума «Сочи-2016» заявил, что правительство не планирует значительных изменений налоговой системы. «Через повышение администрирования мы будем работать по повышению доходов. Каких-то других серьезных изменений по сравнению с текущим уровнем налоговых изъятий не планируется»,— цитирует министра ТАСС.

В подготовленных Министерством финансов России «Основных направлениях налоговой политики» содержится предложение правительству не изменять ставки подоходного налога. Об этом пишет «Коммерсантъ». По мнению министра, высказанному позднее, в ноябре 2017г.

, когда снижаются реальные доходы населения, а предприятия находятся в сложном финансовом положении, изменение порядка налогообложения будет неэффективным.

Большие зарплаты могут «уйти в тень», хотя сейчас это стало гораздо сложнее сделать: зачистка банковского сектора усложнила обналичивание, а ответственность менеджеров за выплату зарплаты «в конвертах», включая уголовную, стала реальной, по сравнению с 90-ми годами.

Тем не менее, о своем намерении «уйти в тень» в случае снижения своего дохода всего на 2%, в ходе опроса ВЦИОМ заявило 15% опрошенных.

 Даже частичная реализация этих планов будет иметь своим очевидным последствием выпадение намного больших доходов бюджета и внебюджетных фондов, чем удастся собрать за счёт повышения ставок налога на доходы физических лиц.

Чтобы осознать «масштаб бедствия» необходимо вспомнить, что в настоящий момент теневая занятость оценивается примерно в 21% от численности рабочей силы. В принципе же общество допускает снижение доходов в результате увеличения налогов примерно до 10%. Это — абсолютный предел для любых экспериментов с налогами. 

Нефтяники и газовики, а также компании сферы IT будут лоббировать непринятие такого закона — они первыми пострадают от того, что их сотрудники не захотят смириться с падением доходов: после вычета налога на руки они будут получать меньше. Хотя это тоже слабоватый аргумент: какая у этих работников будет альтернатива? Их просто поставят перед фактом: «Закон есть закон», «Партия сказала «НАДО».

Более высокие налоги подразумевают более высокую ответственность государства перед гражданами, выше уровень государственных услуг. Отобрать деньги придется у самой высокооплачиваемой и активной части общества… Испугается ли этой дополнительной ответственности перед ними российское государство? 

Плоская шкала налога на доходы физических лиц существует больше 10 лет. Возможно, есть и другие аргументы, о которых здесь не написано? Или пока денег в бюджете хватало, просто не было необходимости повышать налог? Скоро узнаем.

Читайте другие прогнозы по теме «Налоги»

Источники:

www.kommersant.ru/doc/3107293

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116129

Источник: https://4teller.com/v-2018-godu-ili-ranshe-v-rossii-vvedut-progressivnuyu-shkalu-nalogooblozheniya

Чиновники обсуждают возврат к прогрессивной шкале НДФЛ

Прогрессивная шкала по подоходному налогу вскоре может стать реальностью. Вслед за многочисленными законопроектами о гибкой ставке подоходного налога, возможность возврата к дифференцированному налогообложению граждан не исключают в Правительстве РФ.

Правительство России обсуждает возможность введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Чиновники считают, что граждане, имеющие высокие доходы, могут платить в бюджет не 13%, а больше. Тогда как, малоимущие граждане должны иметь возможность сэкономить на налогах. Эксперты считают, что наиболее уязвимым звеном в этом случае окажется средний класс.

Что предлагают чиновники

Два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства рассказали  журналистам издания «Известия», что максимальная ставка НДФЛ рассматривается чиновниками на уровне 20%. Правительство не собирается вводить прогрессивную шкалу в следующем плановом периоде и, скорее всего, отложит это до 2020 года. Кроме того, может измениться ставка НДС.

Эксперты считают подобные меры непопулярными и уверены, что в первую очередь это может сильно задеть средний класс. Обсуждение налоговой нагрузки пока проходит в рамках начавшегося бюджетного процесса в консультационном порядке.

Чиновники считают, что подход к введению прогрессивного подоходного налога должен учитывать множество переменных факторов и может быть только комплексным.

Для того, чтобы не создавать дисбаланса в системе сборов с доходов, ставку НДФЛ необходимо увязать с обязательными социальными взносами. Как рассказал журналистам источник, близкий к Минфину:

В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами.

Сама идея возврата к прогрессивному налогообложению доходов граждан давно витает в воздухе и имеет как своих сторонников, так и противников. В частности, министр финансов Антон Силуанов давно не исключал возможности к ее возврату. Глава Минфина считал, что это будет оправдано после 2018 года, когда закончится мораторий на изменение налоговой системы в России.

В свою очередь, бывший глава Минфина, а ныне советник Президента России Алексей Кудрин считает введение дифференцированного подоходного налога нецелесообразным, поскольку доходы свыше 1 млн рублей в стране имеют только 2–3% населения. С этих граждан будет сложно собрать повышенный налог, а вот для среднего класса его рост может оказаться фатальным.

Депутаты предлагали и более радикальные меры. В частности, на рассмотрение Госдумы был внесен  законопроект, в котором максимальная ставка НДФЛ должна была составлять 50%.

Такой налог коммунисты предложили платить гражданам, зарабатывающим тот самый 1 млн рублей в месяц.

Госдума эту инициативу не поддержала, но в нижней палате парламента и сейчас находится несколько законопроектов о прогрессивной шкале НДФЛ.

Для чего нужно пересматривать принцип налогообложения доходов граждан

Необходимость пересмотра принципов налогообложения назрела из-за существующего в настоящий момент дефицита бюджета. Снижение мировых цен на нефть и значительная расходная часть бюджетов всех уровней требуют от Минфина поиска новых источников доходов.

Хотя НДФЛ является источником доходов в основном для региональных бюджетов, увеличение поступлений поможет всей бюджетной системе страны в целом. Ведь рост доходов субъектов РФ позволит чиновникам сократить трансферты из федеральных источников регионам.

В 2017 году на эти цели запланировано 488 млрд рублей. Такие вливания необходимы практически всем региональным бюджетам, их получает 71 субъект РФ из 85 существующих.

Если у Минфина получится увеличить доходы регионов за счет роста налоговых поступлений, то он сможет значительно сократить объем федеральной поддержки.

Эксперты отмечают, что в большинстве стран мира существует дифференцированный подход к налогообложению доходов. В России при введении прогрессивной шкалы НДФЛ нужно найти оптимальный баланс между ростом бюджетных поступлений и возможным социальным эффектом. Это необходимо, чтобы избежать ухода налогоплательщиков в тень.

Обсуждение продолжается, официальных комментариев пока нет. Петербургский правовой портал продолжает следить за развитием событий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Подписаться

e-mail рассылка

Подпишитесь на новости для бухгалтера!

Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: https://ppt.ru/news/136878

Налоговые маневры правительства может оплатить население

Налоговую нагрузку на население можно повышать, согласны экономисты

АНДРЕЙ МАХОНИН / Ведомости

«Ведомостям» стали известны варианты налогового маневра, которые обсуждают Минфин, а также Минэкономразвития и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина – последние готовят собственные программы реформ.

Экономисты сходятся во мнении, что нагрузку на население можно повышать. Ставка НДФЛ может вырасти, остаться единой, но фактически стать прогрессивной, так как может быть введен не облагаемый налогом минимальный доход.

Обсуждаемые маневры в разных конструкциях могут также привести к снижению страховых взносов и росту НДС. Об этих вариантах рассказали «Ведомостям» пять федеральных чиновников и два эксперта, участвующих в обсуждении.

Комбинация изменения налоговой нагрузки по НДФЛ, взносам и НДС обсуждается на совещаниях в правительстве с осени. В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил к декабрю 2017 г. подготовить предложения по налоговой реформе – как части плана реформ для ускорения экономического роста в 2018–2024 гг.

В Минфине обсуждалось повышение НДФЛ до 15%, из которых 6–8 процентных пунктов требуется направлять в федеральный бюджет. Повышение НДФЛ компенсируется снижением нагрузки на работодателей – с 30 до 21% ставки страховых взносов. Это один из вариантов, подчеркивает федеральный чиновник.

Минэкономразвития предлагает повысить НДФЛ до 15% и ввести вычет, говорят два чиновника, а еще сделать НДС равным 21% (сейчас 18%) и страховые взносы – тоже 21%.

Эти предложения не соответствуют действительности, уверен представитель Минэкономразвития.

Пока идет ведомственная и экспертная дискуссия, говорит другой чиновник: «Ни в правительстве, ни у президента маневры со взносами, НДС и НДФЛ не обсуждались».

Минфин, рассказывает федеральный чиновник, будет смотреть, насколько политически различные варианты реализуемы, для этого могут быть различные соцопросы, нужно обсуждать, вводить необлагаемый минимум или нет, а если да, то какой. Минфин против увеличения общей нагрузки, окончательные предложения пока не сформированы, говорит представитель министерства.

НДФЛ – ключевой налог для региональных бюджетов, за 11 лет его доля в их собственных доходах выросла с 29 до почти 38% в 2016 г.

Поступления от НДФЛ в 2016 г. выросли на 7,5% (более 3 трлн), говорил руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

Один из экспертов перечисляет обсуждающиеся идеи – от введения плавающей ставки НДФЛ до предоставления регионам права утверждать собственные ставки.

Повышение ставки НДФЛ до 17% с предоставлением вычета (или всем, или беднейшим гражданам) на уровень прожиточного минимума прорабатывалось и обсуждалось на площадке Центра стратегических разработок, говорится в материалах его экспертов, с которыми ознакомились «Ведомости». Такой вариант был бы нейтрален для бюджетной системы, говорится в экспертной записке.

Просчитываются все варианты, утверждает высокопоставленный чиновник: говорить, что существует какой-то основной, преждевременно. Перенастройка налоговой конструкции в случае принятия решения произойдет в 2018 г., предполагал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В Минфине считают, что нагрузка на труд завышена, выпадающие доходы можно компенсировать за счет косвенных налогов, говорил на прошлой неделе замминистра финансов Илья Трунин: «Ставки надо обсуждать. Понятно, что хочется сделать 21 и 21, 22 и 22, 25 и 25 (ставка НДС и страховых взносов.

– «Ведомости») – красиво, но это сложные решения, их надо долго и подробно обсуждать и хотелось бы публично».

Основные бенефициары маневра, в котором уменьшаются взносы и растет НДС, – сельское хозяйство (снижение нагрузки на 40%), бюджетный сектор (около 30%) и госуправление (28,4%), следует из расчетов Минэкономразвития, с которыми ознакомились «Ведомости» (расчеты сделаны для варианта 21 и 21). «Я бы предложил взносы снизить, а НДС не трогать», – комментировал маневр Трунин.

Если согласиться с маневром, нужно признать, что страховая пенсионная модель провалилась, говорит высокопоставленный чиновник, а донастройка не означает демонтажа того, что есть.

Эксперименты с НДФЛ чреваты возвращением серых схем выплаты зарплат, предупреждает чиновник финансово-экономического блока. Теневой сектор сейчас может составлять около 5 трлн руб., оценивают в Минэкономразвития. Это совпадает с летними расчетами Минфина.

Читайте также:  Декларация при импорте из таможенного союза изменится - все о налогах

Например, компании могут зарегистрировать своих работников как индивидуальных предпринимателей и платить 6%-ный налог, говорит управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Прежде были распространены разные схемы – например, работодатели договаривались с банками, чтобы работники получали доход как проценты от депозита, вспоминает он, но сейчас от таких схем все чаще отказываются.

Введение плоской шкалы НДФЛ было единственной безусловной положительной российской налоговой реформой, говорит Владимир Назаров из НИФИ: «Надо десять раз подумать, прежде чем отказываться от этого завоевания».

Прогрессивный налог – одна из мер сглаживания неравенства доходов, указывает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Но та же ОЭСР называет прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц самой вредной для экономического роста.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/22/678725-nalogovie-manevri-pravitelstva

Госдума отказалась вводить прогрессивный НДФЛ. Почему?

Москва, 12 октября 2017, 14:39 — REGNUM  Депутаты Госдумы отклонили все находящиеся на рассмотрении четыре законопроекта, предлагающих ввести в РФ прогрессивную шкалу налогообложения, передаёт корреспондент ИА REGNUM 12 октября.

Свой вариант прогрессивной шкалы и увеличения налогов для более обеспеченных граждан РФ предложила каждая оппозиционная фракция в Госдуме. У «Справедливой России» таких предложений оказалось два.

Так, в частности, вариант, предложенный замглавы фракции «Справедливой России» в Госдуме Олегом Ниловым, предлагал ввести повышенную ставку налога (23%) для граждан, которые зарабатывают более 5 млн рублей в год.

Для тех граждан, чьи доходы составляют более 500 млн рублей в год, депутаты предлагали установить 28% налог на доходы.

«По данным статистики число граждан, чей доход в год превышает 5 млн рублей, составляет не более 0,2% социально активного населения страны, то есть лиц, занятых в экономике. При этом совокупный объем их доходов составляет почти 30% всех доходов граждан РФ», — отмечал автор документа.

Второй вариант был предложен коллегой Нилова по партии, первым зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Валерием Гартунгом («Справедливая Россия»).

По его предложению, граждане, которые зарабатывают более 24 млн рублей в год, должны уплачивать НДФЛ по ставке 25%.

Если доход граждан превышает 100 млн рублей в год, то ставка повышается до 35%, а если гражданин зарабатывает более 200 млн рублей в год, то ему следует уплачивать государству налог по ставке в 50%.

«Законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения», — подчеркивали авторы инициативы.

Третий альтернативный законопроект, предлагающий собственный вариант прогрессивной шкалы налогообложения, предложила группа депутатов во главе с главой фракции КПРФ в Госдуме Геннадием Зюгановым.

Коммунисты предлагали облагать повышенным налогом тех граждан, которые зарабатывают более 400 тыс. рублей в месяц. Ставку для них предлагалось установить на уровне 30%. Граждан, которые зарабатывают более 1 млн в месяц, коммунисты предлагали обложить налогом в 50%.

При таких изменениях в федеральный бюджет могли бы поступить порядка 4 трлн 750 млрд рублей, подсчитали депутаты.

Единственный законопроект, который предлагал не только повышение налогов для обеспеченных граждан, но и понижение ставки для малообеспеченных, предложила группа депутатов фракции ЛДПР во главе с председателем комитета Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению Алексеем Диденко.

По их предложению, граждане, которые зарабатывают менее 15 тыс. рублей в месяц, вообще не должны уплачивать НДФЛ. При этом те, кто зарабатывает более 15 тыс. рублей, но менее 200 тыс. рублей в месяц, должны и дальше выплачивать государству 13%.

Для граждан, которые получают до 8,5 млн рублей в год, ставку следует повысить до 30%, а те, кто получают больше 100 млн рублей в год, должны уплачивать налоги по ставке 70%.

По расчетам депутатов ЛДПР, общая сумма, которая может поступить в федеральный бюджет при принятии таких изменений, могла бы составить более 2 трлн рублей.

Между тем фракция «Единой России» — самая многочисленная в Госдуме — не поддержала принятие ни одного из законопроектов. Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков («Единая Россия) ранее уже сообщал, что фракция не планирует поддерживать введение прогрессивной шкалы налогообложения в РФ.

«Введение прогрессивной шкалы, особенно если прогрессия будет большой, может снова привести к тому, что доходы граждан уйдут в тень», — отмечал Жуков.

Кроме того, как заявил в ходе пленарного заседания глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»), против принятия законопроекта выступили ряд регионов. Основная проблема прогрессивного налогообложения, по его словам, в том, что граждане при этом станут именно налогоплательщиками.

«Это не налог на зарплаты, а налог на доходы. Почти за век существования другой налоговой системы мы отучили людей быть налогоплательщиками. То есть все наши граждане, получающие зарплаты, точно знают, что у них возьмут из зарплаты неважно какое количество процентов, это будет налоговый агент и они не придут в налоговую, и им не придется ни с кем общаться», — отметил Макаров.

По его словам, если ввести прогрессивную шкалу сейчас, то налоговый агент, который удерживает налог только с зарплат, а не со всех доходов, не сможет корректно перечислять средства в бюджет.

В связи с этим гражданам придется уплачивать налоги самостоятельно.

По словам Макарова, в таком случае депутаты должны быть готовы, что в налоговые органы будут обращаться порядка 60 млн человек, и работа инспекций будет парализована.

«Когда мы говорим о прогрессивной шкале налогообложения, то это означает, что мы построим людей в очереди», — заявил Макаров.

Источник: https://regnum.ru/news/2333416.html

Стыдные вопросы про налоги в России: Я плачу только 13 процентов? Что такое прогрессивная шкала?

Да, сбор, с которым чаще всего сталкивается любой россиянин — это 13 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Именно эта доля составляет разницу между зарплатой, записанной в трудовом договоре, и тем, что работник получает на руки.

Но НДФЛ — не единственный платеж, который получает государство за каждого наемного работника.

Компания также обязана отправить взносы в Пенсионный фонд (22 процента от зарплаты по договору), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1 процента) и Фонд социального страхования (2,9 процента).

Если зарплата работника больше 66 тысяч рублей в месяц, то за все, что выше этой суммы, взнос в ПФР отчисляют по ставке 10 процентов. Для взносов ФСС ставка обнуляется после 60 тысяч рублей в месяц.

В результате государство получает около 33 процентов (точный процент зависит от суммы зарплаты) от всех расходов работодателя на зарплату конкретного сотрудника. Эту цифру можно условно считать реальным прямым налогом, который платит каждый работающий россиянин.

Помимо прямых налогов есть еще и косвенные. Все компании, производящие какие-то товары или оказывающие услуги, платят налог на добавленную стоимость. Эти сборы автоматически заложены в цену для конечного потребителя.

По данным Росстата за 2015 год, НДС и другие виды налогов составляли до семи процентов цены продовольственных товаров и до девяти процентов для непродовольственных.

Для водки доля налогов и акцизов в цене достигает 50 процентов, для бензина — более четверти.

Нельзя забывать также про транспортный, земельный и имущественный налоги. Все они оплачиваются раз в год, для этого ФНС рассылает уведомления по почте.

Но все равно мы платим меньше, чем в других странах?

Если смотреть только на ставку НДФЛ, то, действительно, 13 процентов — весьма низкий налог по сравнению с другими странами. Это отчасти связано с тем, что во многих странах действует прогрессивная шкала с высоким максимальным процентом, по которому и оценивают налоговую систему.

Чтобы сравнить страны по реальным прямым и косвенным налогам, которые платит каждый гражданин, проводятся сложные исследования. В 2016 году PricewaterhouseCoopers вычислила, что в средний россиянин отдает государству 47,4 процента заработанного. Это близко к оценке декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который говорит о 48 процентах.

За счет дополнительных сборов на социальную сферу и НДС Россия выходит в лидеры по реальной налоговой ставке. В мире средний показатель, по оценкам PWC, составляет всего 40,6 процента, а в Центральной и Восточной Европе и того меньше — 34,2 процента.

Прогрессивный налог означает, что я буду платить больше?

Прогрессивная шкала придумана, чтобы несильно обременять налогами людей с низкими доходами, а с богатых, наоборот, брать больше. Удобнее всего пояснить принцип работы такого налога на примере шкалы, которая действовала в России в 2000 году, после чего ее окончательно заменили единой ставкой.

Тогда те, кто получали до 4 тысяч рублей в месяц (72 тысячи в пересчете по средней зарплате на сегодняшний день), платили налог 12 процентов, это было первой ступенью шкалы.

Вторая ступень — до 12,5 тысячи рублей (217 тысяч на сегодняшние деньги): первые 4 тысячи оплачивались по 12 процентов, а все, что больше, — по 20 процентов.

Третья ступень: первые 4 тысячи рублей — ставка 12 процентов, потом 8,5 тысячи — 20 процентов, а превышение — 30 процентов.

Пока сложно сказать, придется платить больше налогов или меньше, ведь правительство еще не рассказало, какую именно прогрессивную шкалу оно будет вводить и будет ли вообще.

Единственная фигурировавшая в обсуждениях цифра — это нулевой налог для людей с низким доходом, о котором рассказала вице-премьер Ольга Голодец.

Но до какого уровня зарплат россиян вообще освободят от налогов, она не уточнила.

Если у правительства конкретных предложений пока нет, то у депутатов уже появилось несколько (весьма радикальных) идей. В августе члены ЛДПР подготовили свой проект поправок в Налоговый кодекс. Там прописала нулевая ставка для зарплат до 15 тысяч рублей в месяц.

Действующие 13 процентов оставят для заработка до 200 тысяч рублей в месяц. Дальше будет действовать ставка 30 процентов, вплоть до зарплат 8,3 миллиона рублей в месяц. Те, кто получают больше, будут платить за превышение по ставке 70 процентов.

Но такая шкала популистская, правительство вряд ли будет на нее ориентироваться.

Если прогрессивную шкалу одобрят, зарплаты снова будут платить «в конвертах»?

Такое опасение высказывают многие критики прогрессивной шкалы, да и вообще любого повышения налогов.

Министр финансов Антон Силуанов призывает повременить с реформой до 2018 года именно из-за нестабильной экономической ситуации, которая может заставить людей вернуться к «серым» зарплатам — когда по договору работник получает одну сумму (с нее и платится налог), а на руки получает больше.

Плоскую шкалу ввели с 2001 года именно для того, чтобы вывести доходы из тени. И это сработало. В 2000 году уплаченный НДФЛ составил только 2,4 процента ВВП страны, а в 2015-м — уже 3,8 процента. В абсолютных цифрах сумма уплаченного налога за это время выросла в 40 раз.

А что если обнулить НДФЛ? Ведь бюджет все равно зависит исключительно от нефти и газа! 

Это сильное преувеличение. В 2015 году доходы от добычи и экспорта нефти и газа составили около 6 триллионов рублей. В это входит налог на добычу полезных ископаемых нефти, газа и газового конденсата, а также вывозные пошли на нефть, газ и нефтепродукты.

Для сравнения, в виде НДФЛ и отчислений в Пенсионный фонд граждане и работодатели заплатили 6,5 триллиона. Еще чуть более триллиона рублей получил Фонд обязательного медицинского страхования. Через НДС бюджет получил 2,8 триллиона. Таким образом прямые и косвенные налоги приносят в бюджеты всех уровней приблизительно вдвое больше денег, чем добыча и продажа углеводородов.

На что идут мои налоги?

Подоходный налог (13 процентов) полностью остается в том регионе, где человек работает (по месту регистрации работодателя). Причем 85 процентов собранного НДФЛ получают в свое распоряжение региональные власти, а остальное распределяется на местном уровне. На эти деньги в регионе строят и ремонтируют дороги, поддерживают в нормальном состоянии объекты ЖКХ и решают другие проблемы.

Взносы в Пенсионный фонд собираются в общий котел со всей страны, а затем распределяются для выплаты пенсий. По такому же принципу организованы фонды медицинского и социального страхования.

Налог на добавленную стоимость, который граждане оплачивают косвенно через покупки товаров и услуг, целиком уходит в федеральный бюджет. Эти деньги распределяет правительство. Из федерального бюджета оплачивается содержание полиции и армии, а также наука, образование и другие направления, затрагивающие интересы всей страны.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/11/25/stydnye-voprosy-pro-nalogi-v-rossii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]