Инвентаризация-2016 в вопросах и ответах
Самое главное, помните! Все записи в инвентаризационные описи вносят только на основании проверки фактического наличия ценностей. А вот записывать в описи данные об остатках активов со слов материально ответственных лиц или по данным бухучета не допускается (даже если эти данные подтверждены надлежащим образом оформленными документами).
ТМЦ при инвентаризации записывают в инвентаризационные описи по наименованиям с указанием номенклатурного номера (при наличии), вида, группы, сорта, единицы измерения, цены, суммы, количества (счет, вес или мера). При этом в опись вносят данные о фактически установленном наличии ТМЦ и их наличии по данным бухучета на дату инвентаризации.
Тару указывают по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. п.). На тару, пришедшую в негодность, составляют акт на списание с указанием причин порчи.
На МБП, учитываемые в оперативном порядке, инвентаризационные описи не составляют. В этом случае фактическое наличие таких предметов у материально ответственных лиц проверяют путем сопоставления с ведомостью оперативного учета. Выявленную недостачу оформляют актом.
Отдельные инвентаризационные описи составляют на ТМЦ:
— находящиеся в пути (например, отгружены поставщиком по железной дороге, но не прибыли на предприятие на дату проведения инвентаризации). Основанием для заполнения описи на такие ТМЦ будут документы, подтверждающие нахождение материалов и товаров в пути;
— находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке). Основанием для внесения в инвентаризационную опись таких ТМЦ служат документы, которые подтверждают передачу этих ценностей на ответственное хранение (на комиссию, в переработку);
— принятые на ответственное хранение. При инвентаризации таких ТМЦ записи в опись вносят на основании проверки и пересчета ценностей в натуре. Копии этих описей направляют собственнику активов;
— не оплаченные в срок, но отгруженные покупателям;
— непригодные и испорченные. По таким ТМЦ в инвентаризационной описи указывают наименование соответствующих запасов, их количество, причины, степень и характер порчи, предложения по их уценке, списанию или возможности использования этих предметов в хозяйственных целях;
— отпущенные со склада во время инвентаризации с разрешения руководителя предприятия, если до момента выбытия они не были отражены в общей инвентаризационной описи.
И наконец, еще один маленький совет. При большой номенклатуре инвентарных объектов имеет смысл, чтобы бухгалтерия предприятия еще до начала инвентаризации заполнила графы описи, касающиеся наименования, номенклатурного номера (при наличии), вида, группы, сорта, единицы
измерения и цены инвентаризируемых ТМЦ. В таком случае инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) в процессе инвентаризации останется указать только сведения о фактическом наличии ТМЦ (количество и сумму)
Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1023645.html
Инвентаризация-2017: шпаргалка по организации и проведению
Как гласит ч. 1 ст.
10 Закона о бухучете, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние и оценку.
Причем по требованию абзаца второго п. 7 разд. І специального «инвентаризационного» Положения № 879 обязательным является проведение инвентаризации, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности. Получается,
годовая инвентаризация — процедура для предприятия не добровольная, а обязательная, и увильнуть от ее проведения не удастся
Основной документ, которым вам предстоит руководствоваться при проведении годовой инвентаризации и оформлении ее результатов, — Положение № 879. Кроме того, специальные «инвентаризационные» документы используют при инвентаризации:
— нефти и нефтепродуктов — Инструкцию № 281;
— активов и обязательств сельхозпредприятий — Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий (см. приложение к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023);
— имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения) — Положение № 158.
Объекты инвентаризации
Сразу скажем, что проведение годовой инвентаризации потребует от вас максимальных усилий. Ведь, как предусмотрено пп. 6-7 разд. I Положения № 879, перед составлением годовой финотчетности проводят сплошную инвентаризацию, которая охватывает все виды активов и обязательств предприятия. Если точнее, то под инвентаризацию попадают:
— основные средства (ОС);
— нематериальные активы (НМА);
— незавершенные капитальные инвестиции;
— запасы, в том числе незавершенное производство (НЗП);
— наличные, денежные средства и их эквиваленты, бланки документов строгой отчетности;
— дебиторская и кредиторская задолженности;
— доходы и расходы будущих периодов, обеспечения и резервы.
Более того, учтите, что в ходе инвентаризации проверяют:
— собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;
— имущество, которое не принадлежит предприятию, но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).
Сроки проведения годовой инвентаризации
Пункт 10 разд. I Положения № 879 в общем случае рекомендует проводить годовую инвентаризацию ежегодно до даты баланса (т. е. до 31 декабря). В то же время 31 декабря — это предельная дата, на которую процедура инвентаризации должна уже быть завершена. А вот сам период ее проведения зависит от вида инвентаризируемых активов и обязательств (см. табл.):
Сроки проведения годовой инвентаризации
№ п/п | Вид активов и обязательств | Когда проводитьинвентаризацию |
1 | Необоротные активы* (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия) | В период 3 месяцевдо даты баланса |
Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других матценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия) | ||
Текущие биологические активы | ||
Дебиторская и кредиторская задолженность | ||
Расходы и доходы будущих периодов | ||
Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование) | ||
* Инвентаризировать земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно 1 раз в 3 года.Инвентаризацию инструментов, приборов, инвентаря (мебели) можно проводить ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех этих объектов в течение 3 лет.Инвентаризацию библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику можно проводить в течение года. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. | ||
2 | Незавершенные капитальные инвестиции | В период 2 месяцевдо даты баланса |
НЗП и полуфабрикаты | ||
Финансовые инвестиции | ||
Денежные средства | ||
Средства целевого финансирования | ||
Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование | ||
3 | Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы | До временноговыбытия с предприятия |
Другие матценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия |
Конкретные сроки начала — окончания инвентаризации на предприятии, а также объекты, подлежащие инвентаризации, устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации. При этом главная задача — уложиться в предельные сроки, определенные Положением № 879.
И еще одно важное правило, касающееся сроков проведения инвентаризации:
инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена
Предположим, в приказе о проведении инвентаризации говорится, что годовую инвентаризацию проводят по состоянию на 30 ноября 2017 года. Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, с 1 по 15 декабря 2017 года).
При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября 2017 года*. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия.
Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.
Правила формирования инвентаризационных комиссий
Инвентаризационная комиссия. Для проведения годовой инвентаризации приказом руководителя предприятия создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879).
В состав комиссии включают:
— представителей аппарата управления предприятия;
— представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физлицо, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);
— опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).
Кроме того, по решению руководителя предприятия в состав комиссии можно включить членов ревизионной комиссии хозобщества.
Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем
А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет — он же должен возглавить инвентаризационную комиссию.
Нередко на практике можно встретить предприятия, на которых работает всего на всего один человек — директор. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли «право на жизнь» инвентаризационная комиссия из одного человека?
Специалисты Минфина допускают такую возможность. По их мнению, если на предприятии всего один работник — руководитель, то для проведения инвентаризации он в соответствующем распорядительном документе утверждает состав инвентаризационной комиссии из одного лица
Источник: https://i.Factor.ua/journals/nibu/2017/december/issue-98/article-32531.html
Нарушения при проведении инвентаризации
Где километр провода?
При проведении инвентаризации комиссией могут быть допущены ошибки или неточности, которые приведут к искажению информации в целом и негативным последствиям для предприятия в целом.
Например, если инвентаризация была плановой и осуществлялась по завершении налогового периода, то неточности, выявленные после проведения проверки, могут привести к искажению налогооблагаемой базы.
О том, какие нарушения при проведении инвентаризации встречаются, мы расскажем сегодня.
Инвентаризация подразумевает сопоставление имущества на предприятии с тем количеством, которое зафиксировано на счетах бухгалтерского учета. На предприятии проводится инвентаризация не только ТМЦ, но и имущества, финансов, прочих активов, дебиторской и кредиторской задолженности.
Чтобы после проведения проверки не возникали разногласия, необходимо правильно оформить документацию и соблюдать все требуемые нормы. Порядок проведения инвентаризации утвержден приказом Минфина № 49.
Основные причины, которые могут повлечь искажение результатов ревизии, могут быть следующими:
- Оформление приказа о проведении инвентаризации произведено не должным образом (отсутствует утвержденный состав комиссии, информация о проверяемом имуществе).
- Не все члены комиссии присутствовали при процессе (если документально подтвердится отсутствие хотя бы одного человека, результаты ревизии подвергнутся сомнению).
- При подсчете фактического наличия ТМЦ отсутствовало материально-ответственное лицо.
- Отсутствие расписки, которую должно оформить перед началом процесса лицо, несущее ответственность за проверяемое имущество.
- Свободный доступ посторонних лиц в помещение, где хранятся документы по проведению инвентаризации.
- Некачественное составление описей, отсутствие итогов на каждой странице или оформление их в единственном экземпляре.
- Занесение в формы членами комиссии информации заведомо ложной, с целью покрытия хищения.
- Несоблюдение сроков проведения инвентаризации, регламентируемых учетной политикой предприятия.
- Занесение в описи данных о наличии ТМЦ со слов материально-ответственных лиц, без проведения подсчета, взвешивания, обмера.
По целому ряду причин результаты ревизии будут признаны недействительными и могут быть оспорены.
Следовательно, чтобы в дальнейшем не возникало разногласий, необходимо придерживаться правил и норм, утвержденных законодательством и внутренними документами предприятия. Несмотря на то что судебная практика не рассматривает отсутствие инвентаризационных описей как грубое нарушение налогового законодательства, все же при их отсутствии неприятности с представителями служб могут возникнуть.
Источник: https://zhazhda.biz/base/narusheniya-pri-provedenii-inventarizacii
Отчет результатов инвентаризации
Здравствуйте, дорогие читатели! Как часто вы проводите инвентаризацию на ваших фирмах? Лично я — раз в год, в декабре.
Мне так гораздо удобнее и сразу можно понять чего не хватает и сразу же выявить виновных.
Ведь если проводить инвентаризации реже раз в 3 года или раз в 5 лет, то найти того, что виновен в недостаче будет гораздо сложнее.
Еще очень важно при увольнении материально — ответственных лиц делать акт приема — передачи, а ведь сколько в моей практике было случаев, когда увольняли человека, без этого акта, а потом не могли досчитаться формы на складе.
Это не значит, что человек украл, просто он мог кому-то выдать и не оформить документ и т.д. и вспомнить об этом мог только он, но был уже уволен.
Правила проведения инвентаризации и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете установлены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете в обязательном порядке инвентаризация проводится в следующих случаях:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Конкретные сроки проведения инвентаризации по видам имущества и обязательств действующим законодательством не установлены.
Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации уточнено только, что инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, а следовательно и сроки ее проведения, должны быть утверждены предприятием в составе учетной политики.
При установления сроков проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств за основу можно принять письмо Минфина СССР от 30 декабря 1982 г.
№ 179 «Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов» (далее — Основные положения по инвентаризации), раздел 2 которого полностью посвящен срокам проведения инвентаризаций.
Основными положениями по инвентаризации установлены следующие сроки проведения инвентаризации имущества перед составлением годового отчета:
- основные средства — не ранее 1 ноября отчетного года;
- капитальные вложения — не ранее 1 декабря отчетного года;
- незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки — не ранее 1 октября отчетного года;
- готовая продукция на складах — не ранее 1 октября отчетного года;
- сырье и прочие материальные ценности — не ранее 1 октября отчетного года.
Как видим, более ранний возможный срок проведения инвентаризации (1 октября) устанавливается для тех активов организации, которые представлены наибольшей номенклатурой.
Небольшие предприятия могут устанавливать и более поздние, приближенные к концу отчетного года, сроки проведения инвентаризации.
Для остальных видов имущества организации и для ее обязательств Основными положениями по инвентаризации определена только периодичность проведения инвентаризации, без установления конкретных сроков:
- незавершенный капитальный ремонт и расходы будущих периодов — не менее одного раза в год;товары на складах и базах промышленных товаров, товаров в книжных магазинах — не реже одного раза в год;
- товары на складах и базах продовольственных товаров, товары и тара в магазинах и на других предприятиях розничной торговли — не реже двух раз в год;денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности — не менее одного раза в месяц;
- расчеты с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) — по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам — на первое число каждого месяца;
- расчеты по платежам в бюджет — не менее одного раза в квартал;
- расчетов производственных объединений, предприятий и организаций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими организациями — на первое число каждого месяца;
- расчеты с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год;
- остальные статьи баланса — на первое число месяца следующего за отчетным годом.
Согласно пункту 1.5 Основных положений по инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц инвентаризация проводится:
- на день приемки-передачи дел;
- при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений;
- порчи ценностей — немедленно по установлении таких фактов;
- после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) — немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия.
Прядок взыскания ущерба определен статьей 248 ТК РФ. Согласно указанной статье взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично.
По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
Общие правила проведения инвентаризации, документальное оформление результатов
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по инвентаризации для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Указанные формы первичной учетной документации распространяются на юридических лиц всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
- б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).
В соответствии с Планом счетов излишки имущества оформляются в состав прочих доходов организации и отражаютсяпо кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Расходы от недостач и потерь имущества, не подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся на прочие расходы организации и, соответственно, отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».
Для целей налогового учета доходы организации в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в соответствии с подпунктом 20 статьи 250 НК РФ.
Расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, приравниваются к внереализационным расходам на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Рассмотрим порядок отражения в учете результатов плановой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организаций торговли и общественного питания.
Источник: https://www.buntorg.ru/articles/2002/10/1260.html
Периодичность, порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются внутренними документами по учреждению (например, учетной политикой, положением о проведении инвентаризации, приказом руководителя).
Для силовых министерств и ведомств характерно проведение инвентаризации в соответствии с ведомственными нормативными документами, например Порядком проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ, утвержденным Приказом Минобороны России от 16.10.2010 N 1365.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Источник: https://blognalog.com/uchet/otchet-rezultatov-inventarizatsii.html
Инвентаризация расчетов: проблемы и решения
Актуальность темы. Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов. Инвентаризация расчетов является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.
Актуальность статьи обусловлена большим интересом к данной теме в современной науке в частности со стороны таких авторов как Супряга Р. А., Боровская И. В., Тепляков А. Б.
, с другой стороны, ее недостаточным раскрытием и разработанностью практического материала для применения финансовыми службами хозяйствующих субъектов.
Таким образом, рассмотрение вопросов инвентаризации расчетов носит теоретическую и практическую значимость.
Объектом исследования в статье выбран анализ условий проведения инвентаризации расчетов коммерческих организаций Российской Федерации и разработка практических рекомендаций по ее проведению.
Целью статьи является формулировка этапов проведения инвентаризации расчетов для корректного практического отражения результатов инвентаризации при составлении годовой финансовой отчетности.
Основной материал. Годовая инвентаризация расчетов проводится, как правило, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом с целью подготовить данные для составления достоверной годовой бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация проводится путем проверки достоверности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года.
Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].
В ходе инвентаризации расчетов проверяется правильность и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженности, которая числится у хозяйствующего субъекта и выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Инвентаризация расчетов включает проверку расчетов:
с покупателями
с поставщиками;
с банками по займам (кредитам);
с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;
работниками, в том числе подотчетными лицами;
другими дебиторами и кредиторами.
Предлагаем семь правил, которым в обязательном порядке надо следовать при проведении инвентаризации расчетов и при отражении ее результатов в бухгалтерском учете.
Правило первое. Создать специальную комиссию.
Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). Следует обратить особое внимание на важные аспекты данного правила, такие как:
- В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении.
- Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, в обратном случае, что все результаты могут быть признаны недействительными.
Также важно знать другие случаи обязательного проведения инвентаризации расчетов:
ликвидация или реорганизация организации;
смена руководителя организации;
имущество подлежит выкупу или передается в аренду;
выявление факта хищения, порчи имущества, пожар и другое.
Правило второе. Издать приказ руководителя.
Приказ о проведении инвентаризации (либо другой распорядительный документ) является обязательным аспектом. Унифицированная форма приказа № ИНВ-22 утверждена Госкомстатом России (Постановление от 18.08.1998 г. № 88).
И хотя с 1 января 2013 года с вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [5] формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, большинство бухгалтеров предпочитают использовать именно эту форму приказа.
В приказе нужно обязательно отразить: состав инвентаризационной комиссии, причину и срок инвентаризации, объекты инвентаризации.
Правило третье. Подготовка кпроведению инепосредственно проведение инвентаризации расчетов.
Остановимся на этом правиле поподробнее и рассмотрим все виды расчетов организаций.
Инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками.
Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами, кредиторами заключается в проверке сумм, которые числятся на счетах:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Для проверки сумм на указанных счетах организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки. Данная сверка с контрагентами и является подготовительным этапом к самой процедуре инвентаризации.
Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров, работ, услуг, а также сумма оплаты с реквизитами платежных документов.
Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй — направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте.
После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.
Помимо актов сверки, для проверки состояния расчетов с поставщиками, покупателями используются такие первичные документы, как: договора, товарные накладные, акты выполненных работ и другие документы.
Инвентаризационная комиссия проверяет все документы, касающиеся дебиторской и кредиторской задолженности, и на их основании определяет общую сумму каждого вида задолженности. Кроме того, устанавливается сумма дебиторской задолженности, подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, а также с истекшим сроком исковой давности.
Кроме того, при инвентаризации расчетов проверяется правильность документального оформления взаиморасчетов, если они имели место.
В действующем законодательстве для подтверждения данной операции единой формы документов не установлено, в связи с чем, организации используют самостоятельно разработанные виды документов, например: соглашение о погашении взаимных обязательств, акт зачета взаимных требований и другие.
В документах, отражающих операции по взаиморасчетам должны быть обязательно отражены сведения о том, по какому товару (работе или услуге), на какую сумму и в счет какого обязательства производится взаиморасчет.
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности не отражаются отдельно с делением на краткосрочную (срок ее погашения ожидается в течение года после отчетной даты) и долгосрочную (срок ее погашения ожидается не раньше, чем через год после отчетной даты) и также с делением на дебиторскую и краткосрочную.
Данный учет бухгалтера вынуждены вести в разрезе аналитического учета с составлением пояснительных записок к финансовой отчетности.
Чтобы определить суммы краткосрочной и долгосрочной задолженности, во время инвентаризации проверяются сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного года.
Данная особенность учета и отражения в финансовой отчетности краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей является, по-моему мнению, несовершенством учета.
Порядок проведения инвентаризации прочих расчетов
Обязательной инвентаризации в бухгалтерском учете подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Правильность и обоснованность сумм по этим счетам проверяется следующим образом.
При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяется наличие и содержание кредитных договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.
В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, сборов и взносов; исчисленных в налоговых декларациях и с суммами, перечисленными в бюджет и фонды.
Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н суммы расчетов с банками и бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны.
Отражение в балансе неурегулированных сумм по счетам бухгалтерского учета не допускается.
С этой целью проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухгалтерском учете, с суммами, отраженными в налоговой инспекции по лицевому счету организации.
При инвентаризации расчетов с работниками проверяются счета 70, 71, 73 и 76. Так, по счету 70 проверяется правильность отражения задолженности перед работниками, сумм начисленной заработной платы, выплаченной заработной платы, переплат работникам.
В частности проверяется, не числятся ли на этом счете не выплаченные работникам в срок (из-за неявки) суммы заработной платы, которые своевременно не задепонированы.
Если подобные суммы обнаружены, их следует в обязательном порядке задепонировать, то есть списать со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам».
Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами анализируются данные авансовых отчетов работников.
По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухучета, сроки отчетности составленной подотчетными лицами, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм.
Кроме того, проверяется наличие подтверждающих оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок выдачи которых под отчет истек.
Инвентаризацией расчетов по прочим операциям проверяются расчеты организации с работниками по предоставлению и погашению займов, как с начислением процентов за пользование, так и беспроцентных, уплате процентов по ним, возмещению материального ущерба работниками в результате брака, хищений и недостач денежных средств, материальных ценностей и прочее.
Правило четвертое. Занести полученные данные винвентаризационные описи сприложением справок.
Формы инвентаризационных описей (актов) можно разработать самостоятельно либо использовать формы представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств № 34н [6].
Результаты инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, например, оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:
реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;
дата и причина возникновения задолженности;
сумма задолженности.
Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. В нем отражаются:
наименование организации дебитора (кредитора);
счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
По расчетам с банками, бюджетом и внебюджетными фондами строго утвержденных форм не существует, организации вправе разрабатывать формы актов и описей самостоятельно. Предлагается форма Акта инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами (Таблица 1).
Таблица 1
Акт инвентаризации расчетов сбюджетом, внебюджетными фондами по налогам исборам
Видыналогов исборов | По данным учета организации | По результатам сверки | Отклонения | |||||
осн. плат. | пени | штрафы | осн. плат. | пени | штрафы | осн. плат. | пени | штрафы |
Федеральные налоги: | ||||||||
-НДС | ||||||||
-НДФЛ | ||||||||
-налог на прибыль | ||||||||
-водный налог и пр. | ||||||||
Региональные налоги: | ||||||||
-налог на имущество организаций | ||||||||
-транспорт. налог и пр. | ||||||||
Местные налоги: | ||||||||
-земельный налог | ||||||||
-налог на имущество физических лиц | ||||||||
Сборы во внебюджетные фонды: | ||||||||
-сборы в Пенсионный фонд РФ | ||||||||
-сборы в Фонд социального страхования РФ | ||||||||
-сборы в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ |
Правило пятое. Полученные результаты сверить сданными бухгалтерского учета.
Если в результате инвентаризации комиссия выявила отклонения, то оформляется сличительная ведомость, в которой отражаются эти отклонения. То есть сличительная ведомость необходима для отражения расхождений между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета.
Правило шестое. Отразить итоги инвентаризации расчетов витоговой ведомости.
Итоги проведенной инвентаризации расчетов обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Ведомость учета результатов можно организацией разработать самостоятельно, либо воспользоваться унифицированной формой № ИНВ-26(утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 г № 26) [4], в которой отражаются все выявленные недостачи, излишки и пр.
Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации вбухучете.
Источник: https://moluch.ru/archive/110/26874/
Как на практике извлекают налоговую выгоду из ежегодной инвентаризации
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности компании обязаны проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей, основных средств, а также иных активов и обязательств (см. врезку в конце статьи).
В результате могут возникнуть как излишки, так и недостачи, что нередко приводит к налоговым потерям.
Но на практике налогоплательщики применяют несколько способов, которые не только нивелируют потери, но и помогают получить налоговую экономию.
Излишек товаров или материалов не приходуют, а «выкупают» у работников
В общем случае рыночная стоимость излишков ТМЦ, выявленных при инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ). Причем даже если они возникли в результате пересортицы, зачесть их в счет недостачи не получится – Налоговый кодекс не предусматривает такого порядка.
Если обнаруженные ТМЦ можно использовать в деятельности, приносящей доход, то налоговых потерь не возникнет. При списании материалов в производство на затраты можно отнести ту же самую сумму, которая ранее была включена в доходы (п. 2 ст. 254 НК РФ). Так же как и при реализации оприходованного товара (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).
То есть возникают лишь временные налоговые потери, связанные с разрывом в моменте признания доходов и расходов. Например, излишки товара были выявлены в IV квартале, а реализованы только в I квартале следующего года.
Но иногда на практике выявленные излишки используют для экономии на страховых взносах. Для этого компании не приходуют их на баланс в результате инвентаризации, а якобы приобретают у своих же сотрудников или сторонних физлиц.
Это позволяет обществу в качестве оплаты несуществующих активов выплатить сумму, не облагаемую страховыми взносами, и учесть ее в расходах.
При этом, в отличие от варианта с оприходованием излишков, не приходится признавать их стоимость в доходах.
В данном случае физлицо не только не уплачивает НДФЛ, но и не декларирует доход, если стоимость якобы приобретенного у него компанией имущества не превысит 250 тыс. рублей – сумма имущественного налогового вычета (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Страховые взносы не начисляются на основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Согласно этой норме, не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество.
Недостачи приберегают для последующей корректировки убытка
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/2239-kak-na-praktike-izvlekayut-nalogovuyu-vygodu-iz-ejegodnoy-inventarizatsii
Обработка результатов ревизии и их анализ · Энциклопедия начинающего предпринимателя
Получив результаты подсчета (описи), мы сравниваем их с учетными остатками. Казалось бы, отсутствие расхождений — это мечта любого владельца бизнеса, но … если мы считаем товар в магазине, то именно это и должно вас насторожить. Возможно, сотрудники, которые считали товар, знали об учетных остатках и указали «нужное» количество в описях.
Как же выявить, были ли фальсификации при подсчете? Универсального метода нет, но обратите внимание на следующие моменты:
- полное отсутствие расхождений в остатках товаров,
- совпали остатки товаров, которые часто воруют (популярные для хищения),
- выявлены расхождения в остатках товаров, которые не популярны для хищения,
- контрольный пересчет некоторых позиций товаров выявил значительное расхождение с данными в инвентаризационных описях.
Каждый из этих показателей может «намекнуть» на фальсификацию результатов подсчета. Снизить риск помогают:
- независимость членов инвентаризационной комиссии (они не понесут наказание при выявлении недостачи),
- внезапность,
- проведение контрольных проверок (контроль работы комиссии).
Сверка результатов
Сначала сверяем данные, полученные при ревизии, с данными бухгалтерского учета. Хорошо, если есть программа, позволяющая сделать это быстро.
Я на практике сталкивалась с тем, что бухгалтер вводит остатки в 1С очень долго, попутно выявляются дублирующие проводки, оприходование одинакового товара под разными артикулами и другие некорректные вещи. То есть, «грязная» бухгалтерская учетная база может свести на нет всю эффективность ревизии.
Поэтому, если база заранее не подготовлена, то ее нужно обязательно перепроверить до того, как будут окончательно зафиксированы недостачи и излишки.
При выявлении недостач сразу выясняем, где эти товары могут находиться. Возможно, их отгрузили, но списания еще не было. Возможно, оприходовали в 1С, но не доставили. Если выявлены излишки, выясняем их причины, наличие вины МОЛ. Во всех случаях у материально ответственных лиц требуем письменные объяснения (при необходимости, и у бухгалтера тоже).
Заполняем Сличительную вeдомость по всем товарам, количество которых не совпало с остатком в бухгалтерской базе. Если образовалась пересортица, т.е., одновременно излишек и недостача одинакового количества похожих товаров, которые можно перепутать, отражаем ее тоже в сличительной ведомости.
Сличительные ведомости можно заполнять вручную, а можно формировать с помощью программного обеспечения.
Оформление излишков и списание недостачи
После составления и подписания сличительных ведомостей все товары, оказавшиеся в излишке, нужно оприходовать. С недостачами сложнее. Некоторые товары имеют естественную убыль (усушка, утруска и проч.), нормативы которой установлены законом. Учтите, что эти нормы применяются только при обнаружении фактических недостач!
Если недостача не выходит за рамки естественной убыли, то нужно: • издать приказ о списании ценностей в пределах норм убыли, • списать недостачу на материальные расходы (эти суммы не будут облагаться налогом на прибыль),
• нельзя наказать материально ответственных работников за такую недостачу.
Если же норм убыли по вашим товарам нет, или недостача (порча) больше нормы естественной убыли, то такая недостача может быть взыскана с виновных лиц.
Если виновные лица не установлены (или судом отказано во взыскании), то убытки списываются на издержки производства и обращения. Списание обосновывается либо решением следственных (судебных) органов, в котором фиксируется отсутствие виновных лиц (или отказ на взыскание ущерба с виновных), либо заключением о факте порчи ценностей, полученное от специализированной организации.
Как учесть пересортицу
Главное правило при учете пересортицы гласит:
Если хотя бы одно условие не выполняется (разные проверяемые лица, другой период и т.д.), то взаимозачет делать нельзя. В этом случае фиксируются недостача и излишки в обычном порядке.
При обнаружении пересортицы нужно:
- взять подробные письменные объяснения с МОЛ, выявить лиц, по чьей вине была допущена пересортица,
- если стоимость излишков меньше, чем стоимость недостающих товаров, то разница подлежит взысканию с виновных лиц (если виновные не установлены, то разница списывается на издержки),
- если пересортица образовалась не по вине МОЛ, то в протоколах комиссия подробно должна объяснить, почему такая разница не будет взыскиваться с виновных.
Решение руководителя (ИП)
По окончании инвентаризации комиссия должна предоставить материалы руководителю фирмы (ИП) и предложить свой вариант регулирования в бухучете всех выявленных расхождений (какие товары списать, какие оприходовать, как учесть пересортицу, какие нормы убыли применить, с кого удержать недостачу или почему не удерживать). Руководителю дано право единолично принять решение по поводу всех этих вопросов. Поэтому логическим завершением инвентаризации является издание приказа, в котором устанавливаются дальнейшие действия бухгалтера по учету результатов ревизии.
В следующей статье попробуем разобраться, как определить сумму для взыскания с материально ответственных лиц. А пока ответьте, пожалуйста, на один вопрос:
//
Источник: https://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/obrabotka-rezultatov-revizii-i-ix-analiz/