Основные причины появления невыясненных платежей — все о налогах

Невыясненные платежи: причины их возникновения

При уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации большое значение имеет правильность заполнения платежных поручений. Если они оформлены с ошибками, то денежные средства налогоплательщиков зачисляются органами казначейства в разряд «невыясненных».

Дело в том, что бюджетная система имеет сложную структуру и неточности в расчетных документах приводят к тому, что денежные средства не поступают в бюджет или учитываются по другому виду налогов.

В таких случаях возникают расхождения в учете уплаченных налогов между данными налогоплательщика и налоговых органов.

В результате к организациям или физическим лицам могут быть применены санкции — от начисления пеней до принудительного взыскания недоимки.

Рассмотрим, какие ошибки в платежных документах являются причиной образования недоимки. Практика работы инспекции показывает, что чаще всего плательщики при заполнении платежных поручений допускают ошибки при указании кодов бюджетной классификации (КБК), ИНН и КПП получателя платежа; кода ОКАТО инспекции.

Во всех случаях поступление платежей в разряд «невыясненных» создает проблемы, как для плательщиков, так и для налоговых органов.

Какие же действия в такой ситуации предпринимают налоговые органы, и что при таких обстоятельствах необходимо делать налогоплательщикам?

Что касается налоговых органов, то их деятельность можно разделить на два этапа: по факту получения невыясненного платежа и профилактическая работа: — при поступлении «невыясненного» платежа, инспекция принимает необходимые меры по доопределению платежа; — инспекция проводит индивидуальную работу с налогоплательщиками, неоднократно допускающими ошибки, по разъяснению порядка заполнения платежных документов.

В помощь налогоплательщикам в инспекциях установлены стенды с примерами заполнения «платежек», при необходимости они могут получить и личную консультацию инспектора.

Также налогоплательщики могут воспользоваться сервисами сайта Управления ФНС России по Тамбовской области www.r68nalog.ru, «Заполни платежное поручение», «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции», « Уплата госпошлины».

Теперь рассмотрим ошибки плательщиков, по которым платежные поручения относятся в разряд «невыясненных».

В первую очередь, из-за невнимательности при заполнении платежного документа.

Нередко налогоплательщику не хватает элементарных знаний по заполнению платежного поручения и он перечисляет денежные средства, не убедившись в правильности ее оформления.

Поэтому хочется напомнить, что обязанность по уплате налога не признается исполненной, в частности, в случае неправильного указания плательщиком в поручении на перечисление суммы налога: — номера счета Федерального казначейства; — наименования банка-получателя.

В результате таких ошибок у инспекции появляется основание для направления плательщику требования об уплате налога и применения мер принудительного исполнения указанной обязанности.

В целях исполнения своих обязанностей налогоплательщику необходимо исправить ошибку, подав в инспекцию по месту учета заявление с приложением документов, подтверждающих уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет федерального казначейства.

Говоря об указании кода бюджетной классификации при заполнении платежного поручения, хотелось бы особо обратить внимание, что 14-й разряд КБК используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору) и этот разряд взаимосвязан с полем 110 платежного документа.

Во избежание зачисления платежей в разряд «невыясненных» налогоплательщик должен правильно заполнять платежные документы и постоянно контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налогов и сборов.

Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками.

Источник: https://www.Michurinsk.ru/ufns_michurinsk/579/

Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе

Жалонкина И. Ю. Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1313/ (дата обращения: 13.09.2018).

Налоговая задолженность является негативным экономическим фактором, и растущее из года в год ее абсолютное значение остается серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны в целом и возможности решения социальных программ.

Поставив в число наиболее значимых направлений работу по взысканию налоговой задолженности, налоговая служба в 2010 году прервала тенденцию ее роста.

Задолженность по налогам постепенно снижалась и до 2009 года, однако в период мирового экономического кризиса произошел ее значительный рост, в том числе в 2009 году — на 167 млрд. руб.

В последствии в 2010 году ФНС удалось добиться ее снижения на 95 млрд. руб., или на 7%, в результате чего на 1 января 2011 года задолженность составила 1276 млрд. руб.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Налоговая задолженность организаций формировалась под воздействием различных причин, которые в то или иное время в большей или меньшей степени воздействовали на ее величину.

При этом анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению.

Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в совокупности с другими действиями федеральных властей по формированию механизма регулирования налоговой задолженности, как административного, так и экономического характера позволят снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам.

Первоначальными причинами возникновения налоговой задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетами всех уровней явилось ухудшения финансового состояния налогоплательщиков, в результате общего экономического кризиса в стране.

Кроме того, на возникновение и увеличение налоговой задолженности юридических лиц повлиял высокий уровень налоговой нагрузки, зафиксированный до начала налоговой реформы 2001-2002 гг.

и составляющий примерно 45-60% доходов, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта 1.

Росту неплатежей способствовала также низкая эффективность судебной системы, уровень налоговой дисциплины предприятий-налогоплательщиков и другие социально-экономические причины.

Кроме общих экономических причин, влияющих на образование налоговой задолженности, необходимо выделить специфические причины организационно-управленческого характера действий налоговых органов. Специфические факторы, способствующие росту налоговой задолженности можно подразделить на три основных блока:

— задолженность, в виде суммы доначисленных налогов в результате проведенных мероприятий налогового контроля;

— неуплата текущих (авансовых) платежей;

— задолженность, принятая в связи с изменением места учета налогоплательщика.

Анализируя влияния специфических причин, способствующих росту налоговой задолженности по Сибирскому Федеральному Округу было установлено, что основная доля в составе совокупной налоговой задолженности приходится на доначисленные налоги, пени, штрафы по актам налоговых проверок.

При этом практика показывает, что количество доначисленных налогов часто расходится с той суммой, которая впоследствии поступит от организации в бюджет и внебюджетные фонды.

Таблица №1 — Процент взыскания доначисленных сумм по СФО в 2006-2010 гг.

Год Из общей суммы доначисленных платежей по СФО
Дополнительно начислено платежей по результатам проверок всего, млн. руб. Взыскано, млн. руб. % взыскания
2006 41 002 16 811 41,0
2007 29 451 4 785 16,2
2008 31 109 13 144 42,3
2009 43 273 14 960 34,6
2010 39 290 16 146 41,1
Читайте также:  Особенности купли-продажи жилых помещений - все о налогах

Используя статистические данные 2, определим показатель, характеризующий процент взыскания денежных средств по итогам контрольной работы по СФО за 2006-2010 г.г, который рассчитывается следующим образом:

Пвзыск = (Д / П)х100, где

Д – дополнительно начисленные налоги, руб.;

П – объем поступивших денежных средств в бюджетную систему РФ по итогам налогового контроля, руб.

Как видно из полученных данных, степень взыскания начисленных платежей в консолидированный бюджет РФ крайне низкая и в анализируемом периоде не превышает 45%. Это означает, что более половины дополнительно начисленных налоговых платежей не поступает в бюджетную систему РФ.

Вместе с тем, показатель отношения сумм взысканных платежей по результатам камеральных и выездных проверок к сумме доначисленных платежей по результатам проверок, решения по которым вступили в силу входит в показатели эффективности работы налоговых органов и учитывается при материальном стимулировании работников.

С учетом уменьшенных по решению суда или вышестоящего налогового органа сумм доначисленных налоговых платежей по актам налоговых проверок, фактическая налоговая задолженность в рамках проведенных контрольных мероприятий по СФО только за 2010 год составила 7777 млн. руб. Из нее урегулированная сумма налоговой задолженности, взыскание которой приостановлено по решению суда или вышестоящего налогового органа составляет примерно 55%.

Таблица 2

Информация о причинах роста налоговой задолженности за 2010 год по СФО, млн. руб.

Показатель Всего по СФО на 01.01.2011, млн. руб.
Доначислено по актам налоговых проверок всего, 7777
в т.ч. сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда 4282
из нее приостановка обжалована налоговым органом 292
Неуплата текущих (авансовых) платежей всего 4390
из них обеспечено мерами принудительного взыскания на сумму 4083
утрачено право взыскания 13
сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда 38
Принято задолженности в связи с изменением места учета налогоплательщика на сумму всего 1754
из них обеспечено мерами принудительного взыскания на сумму 1629
утрачено право взыскания 51

Другой фактор, такой как неуплата текущих (авансовых) платежей, также способствует увеличению совокупной задолженности. Из данной суммы обеспечено мерами принудительного взыскания 93% или 4083 млн. руб.

(в том числе по организациям, находящимся в процедурах банкротства на 1753 млн. руб.), 38 млн. руб. сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда и утрачено право взыскания в отношении 13 млн. руб.

Наличие задолженности, право на взыскание, которой утрачено налоговыми органами, является самым негативным фактором в системе налогового администрирования.

В своем Докладе «Об итогах работы ФНС России за 2010 год и основных задачах на 2011 год» руководитель ФНС России М.В.

Мишустин сказал следующее «…совершенно недопустимо, когда из-за халатности, нарушая нормативные сроки, налоговые органы теряют право на взыскание задолженности» 3.

Основной причиной утраты права на взыскание задолженности, является нарушение сроков предусмотренных Налоговым Кодексом, как при направлении требований об уплате в соответствии со ст.69, 70 НК РФ, так и при принятии решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа в соответствии со ст. 46, 47, 48 НК РФ.

При этом нарушение сроков направления требований об уплате налогов, сборов, штрафов и пеней происходит, как правило, из-за несвоевременного или недостоверного ввода в систему электронной обработки данных по результатам контрольной работы.

Вместе с тем, нарушение сроков предусмотренных Налоговым Кодексом происходит не только в связи с «халатностью» сотрудников налоговых органов. Так, основной причиной не применения меры принудительного взыскания в соответствии со ст.47 НК РФ является приоритетное направление в Службу судебных приставов решений на сумму задолженности более 1 тыс.руб.

, обусловленное большим объемом и трудоемкостью работ, а также необходимостью отслеживать ход исполнительных производств по всем направленным ранее и не оконченным постановлениям.

Кроме того, не направляются и решения в отношении налогоплательщиков, по которым Службой судебных приставов возвращались ранее направленные постановления без исполнения в связи отсутствием у этих должников имущества, на которое возможно обратить взыскание.

Не приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств должника в соответствии со ст. 46 НК РФ в отношении бюджетных организаций не имеющих расчетных счетов.

Также имеют место случаи несвоевременного поступления решений по результатам налоговых проверок из налоговых органов других субъектов РФ.

Так, задолженность, принятая в связи с изменением места учета налогоплательщика на сумму 1754 млн. руб., из которой 93% или 1629 млн. руб.

обеспечено мерами принудительного взыскания, а на сумму переданной задолженности 51 млн. руб. право взыскания задолженности уже утрачено.

Одним из примеров, не обеспеченной мерами принудительного взыскания задолженности, в связи с изменением места учета налогоплательщика, является установление безнадежной к взысканию задолженности, образовавшейся до перехода в другой налоговый орган.

Статистические данные показывают, что безнадежная к взысканию сумма задолженности, образовавшаяся по предыдущему месту учета налогоплательщиков, составляет примерно 65 — 69% от общей суммы преданной задолженности, а задолженность, право взыскания, которой утрачено в процессе передачи документов с прежнего места учета налогоплательщиков составляет 1-4%.

Приведенные данные о значительной сумме налоговой задолженности сохраняющейся на протяжении последних лет, как по Российской Федерации в целом, так и по отдельным ее округам свидетельствуют о том, что существующий организационно-экономический механизм взыскания совокупной задолженности по налоговым платежам недостаточно эффективен.

Таким образом, многообразие причин формирования налоговой задолженности требует комплексного подхода к их устранению, в том числе изменений в налоговом законодательстве. При этом государство, используя различные механизмы, может и должно регулировать размер налоговой задолженности, во избежание отрицательных последствий для экономики страны.

Литература:

  1. Пансков В.Г. Организационные вопросы налоговой реформы /В.Г. Пансков // Финансы. – 2000. – № 1. – С.33-37

  2. О результатах контрольной работы налоговых органов/Отчет по форме 2-НК- Режим доступа: https://www.nalog.ru

  3. Мишустин М.В. Об итогах работы ФНС России за 2010 год и основных задачах на 2011 год/ М.В. Мишустин/ Доклад Руководителя ФНС России- Режим доступа: https://www.nalog.ru

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая задолженность, принудительное взыскание, взыскание задолженности, решение суда, взыскание, сумма, платеж, изменение места учета налогоплательщика, РФ, Налоговый Кодекс.

принудительное взыскание налоговой задолженности с помощью денежных средств налогоплательщика путем выставления инкассовых поручений на акцептное списание денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджеты всех уровней

В рамках принудительной формы налоговый орган сам взыскивает задолженность, применяя методы взыскания, установленные НК РФ. Взыскание возникшей задолженности по налоговым обязательствам можно поделить на два этапа: первый…

Читайте также:  Подпадает ли под енвд деятельность такси в 2015–2016 гг.? - все о налогах

Судебное разбирательство по делам о взыскании налоговых платежей и санкций проводится судьей арбитражного суда единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд

Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа.

Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами).

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.

Действия налоговых органов по администрированию налоговой задолженности должны быть направлены на снижение накопленной и взыскание текущей налоговой задолженности с одной стороны, с другой…

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика

приостановленных сумм задолженностей к взысканию.

Результативность взысканных сумм налоговой задолженности по отношению к налоговым поступлениям за год, в %. 8,4. 7,3.

налоговая задолженность, удельный вес, урегулированная задолженность, задолженность, рубль, взыскание, анализируемый период…

Для сравнения, В Дании допускается взыскание налоговой задолженности только тогда, когда ее размер превысит 15 тыс.крон (примерно 70 000 рублей), в ином случае сумма недоимки может быть перенесена на следующий год [10].

Глава 12 Налогового кодекса РФ[1] предусматривает налогово-правовой механизм восстановления имущественных прав налогоплательщика при излишнем изъятии[2] сумм налога.

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1313/

Причины переплаты или задолженности по налогу — Эльба

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2013 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).
  • Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность  налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:Наименование получателя (поле 16); ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103); Банк получателя и его реквизиты (поля 13,14,15); Счет получателя (поле 17).Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно Эльба — всегда правильный расчет налогов,без ошибок и переплат!Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях: КБК (поле 104); Код ОКТМО (поле 105); Основание платежа (поле 106); Налоговый период (поле 107); Номер документа (поле 108); Дата документа (поле 109); Тип платежа (поле 110); Дата (к полю 4);  Статус плательщика (поле 101);  Назначение платежа (поле 24).Ошибки в данных полях могут привести к тому, что платеж «повиснет» в «невыясненных платежах» в Федеральном казначействе, и налогоплательщику необходимо будет обратиться в инспекцию с заявлением об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Но обязанность по уплате налога будет считаться исполненной.  Есть прецеденты, когда обязанность по уплате налога считалась исполненной при указании несуществующего КБК.
  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие может:

  • Зачесть излишне уплаченную сумму в счет предстоящих платежей по данному налогу (при условии, что КБК, на котором образовалась переплата, совпадает с КБК налога). Можно перенести сумму переплаты на другой КБК для погашения задолженности или в счет предстоящих платежей по другому налогу. Для этого необходимо написать заявление.Скачать заявление о зачёте переплаты по налогу в формате xls
  • Вернуть сумму переплаты на расчётный счёт предприятия. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления налоговой. Если у предприятия существуют долги перед налоговой (задолженность по налогам, пеням, штрафам), то возврат суммы переплаты делается только после зачета (погашения) этих задолженностей.Скачать заявление о возврате переплаты по налогу в формате xls

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки.

Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность.

Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Статья актуальна на 31.03.2017

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/61

Как уточнить невыясненный платеж? С 1 декабря новые правила работы налоговиков, если в платежке ошибки

Время прочтения:<\p>

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ.

Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст.

 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок.

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.

Читайте также:  С 2015 года увеличивается тариф для плательщиков, не проводивших спецоценку или аттестацию рабочих мест - все о налогах

2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст.

 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст.

 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку.

В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п.

 3 Приказа ФНС России от 09.09.

2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога.

При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст.

 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

* * *

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.  

Источник: https://mag-m.com/biznes/kak-utochnit-nevyiyasnennyij-platezh-s-1-dekabrya-novyie-pravila-rabotyi-nalogovikov,-esli-v-platezhke-oshibki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]