Социальное страхование иностранных работников
25 Ноября, 2014
«Бухгалтерские вести» № 41/2014
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) зарубежного государства.
Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25.07.02 №115-ФЗ).
В дальнейшем при рассмотрении вопросов страхования и налогообложения понятия «иностранный гражданин», «иностранный работник» будет включать в себя также «лицо без гражданства».
Иностранные граждане делятся по правовому статусу.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Высококвалифицированные специалисты
Особой категорией для налогообложения являются высококвалифицированные специалисты. Высококвалифицированными специалистами признаются иностранные работники, соответствующие следующим условиям (п. 1 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ):
1) иностранный работник имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной сфере деятельности;
2) предполагаемый размер заработной платы иностранного работника, выплачиваемой российским работодателем, составляет:
- не менее 1 млн руб. за год — для иностранцев — научных работников или преподавателей, если их приглашают вузы, имеющие госаккредитацию, государственные академии наук (их региональные отделения), национальные исследовательские либо государственные научные центры;
- не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год (365 календарных дней) — для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
- без учета требования к размеру заработной платы — для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково»;
- не менее 2 млн руб. за год — для всех других иностранных граждан.
Следует обратить внимание: работодатель ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, обязан направлять в Федеральную миграционную службу РФ уведомление о выплаченной высококвалифицированному специалисту заработной плате по утвержденной форме.
Налог на доходы физических лиц
Доходы, подлежащие налогообложению, и применяемая налоговая ставка в отношении к конкретному виду дохода, зависят от налогового статуса физического лица.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ).
Следует обратить внимание: налоговый статус физического лица не зависит от гражданства.
Иностранные сотрудники относятся к категории риска, поэтому к определению их статуса следует отнестись внимательно.
При приеме на работу необходимо запросить документы, подтверждающие статус сотрудника.
Время пребывания иностранного лица на территории РФ можно установить на основании любых документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ и позволяющих определить количество календарных дней пребывания данного лица на территории РФ. К таким документам в том числе относятся:
- паспорт с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
- билеты (авиа, железнодорожные и др.);
- квитанции о проживании в гостинице;
- справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени;
- свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
- и т. п.
Миграционная карта, вид на жительство не являются документами, подтверждающими фактическое время нахождения на территории РФ.
Если физическое лицо не представляет документы, подтверждающие его налоговый статус, то налоговый агент вправе применить ставку, предусмотренную для нерезидентов (Письмо Минфина РФ от 12.08.13 №03-04-06/32676).
Налоговый статус определяется на каждую дату фактического получения дохода.
Для доходов в виде оплаты труда датой фактического получения дохода является последний день месяца или последний день работы в случае прекращения трудовых отношений. Для иных доходов (например, отпускные, премии, материальная помощь и т. п.) — день выплаты. При этом НДФЛ уплачивается в день выплаты, т. е. в день перечисления сумм на счета налогоплательщиков.
Следует обратить внимание: окончательный статус устанавливается на последний день налогового периода — 31 декабря календарного года. Но если на дату увольнения сотрудник организации являлся налоговым резидентом, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных поставке 13%, налоговым агентом не производится.
Налоговые ставки
Минфин планирует повысить налог на доходы физических лиц на дивиденды с 9% до 13%.
Следует обратить внимание: не все доходы, получаемые высококвалифицированными специалистами (не являющимися налоговыми резидентами) облагаются по ставке 13%, а только доходы от осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, включая премию за выполнение трудовых обязанностей и оплату расходов на командировки. Иные доходы, например, в виде сумм оплаты организацией проживания и питания сотрудников, материальной помощи, подарков и др., подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30%.
Расчет НДФЛ при смене налогового статуса в течение налогового периода
Работник становится налоговым резидентом.
С месяца получения статуса налогового резидента НДФЛ исчисляется по ставке 13% (9%, 35% — в зависимости от вида дохода). При этом с 2011 года возврат ранее удержанного налога по ставке 30% осуществляет налоговый орган.
В то же время начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в РФ в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента РФ по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по указанной ставке.
Например, организация заключила трудовой договор с иностранным гражданином, который постоянно находится в РФ с 1 сентября 2013 года.
Если он не покидал территорию России, то 183-й календарный день пребывания в РФ будет 2 марта 2014 года. Следовательно, с зарплаты за март (на 31 марта) необходимо удерживать налог по ставке 13%.
При этом учитывать переплату налога за январь-февраль можно только с июля, когда число дней пребывания в текущем году превысит 183 дня.
Работник теряет статус налогового резидента.
При потере статуса налогового резидента доход с начала года пересчитывается по ставке 30%. При этом необходимо учитывать источник дохода работника.
Если работник продолжает работать в организации, то при начислении зарплаты за каждый месяц работодатель должен удерживать не только сумму НДФЛ за текущий месяц, но и сумму не удержанного ранее налога. При этом общая сумма удержаний за месяц не должна превышать 50% от суммы зарплаты, причитающейся работнику на руки (ч. 2 ст. 138 Трудового кодекса РФ).
Если организация не смогла удержать всю сумму НДФЛ, пересчитанного по ставке 30%, то она обязана письменно уведомить свою инспекцию и самого работника об этом факте и об оставшейся сумме задолженности (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Международные соглашения
При налогообложении доходов иностранца следует учитывать положения международных соглашений между Россией и страной, гражданином которой является иностранец. В них могут быть предусмотрены особые положения о порядке обложения налогами доходов физических лиц.
Налогообложение белорусов будет рассмотрено в разделе «Налогообложение определенных категорий граждан».
Страховые взносы
Начисление страховых взносов непосредственно связано с определениями «застрахованных лиц», данными в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования.
Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию в том числе являются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шестмесяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 1 ст. 7 Закона №167-ФЗ).
Застрахованными лицами по обязательному медицинскому страхованию, в частности, являются постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» (ст. 10 Закона №326-ФЗ). Из определения видно, что высококвалифицированные специалисты не являются застрахованными лицами в ФОМС независимо от правового статуса.
Застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством также являются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Таким образом, на выплаты иностранных граждан временно и постоянно проживающих в России, начисляются страховые взносы в части подлежащих уплате в ПФР, ФФОМС и ФСС.
На выплаты иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, начисляются страховые взносы в части подлежащих уплате в ПФР, за исключением выплат в пользу высококвалифицированных специалистов, а также в зависимости от срока, на который заключен трудовой договор.
С 2015 года к застрахованным лицам будут относиться иностранцы (за исключением высококвалифицированных специалистов), заключившие трудовой договор, вне зависимости от его срока. Это означает, что на суммы выплат, произведенных в пользу таких иностранцев, работодатели должны будут начислять и уплачивать взносы в ПФР.
Особый режим обложения страховыми взносами установлен в отношении выплат физическим лицам, которые являются высококвалифицированными специалистами.
Пример 1
Пример 2
Пример 3
В 2014 году уже не актуален вопрос о правилах начисления страховых взносов в случае получения временно проживающим вида на жительство, т. к. страховые взносы в ПФР перечисляются без распределения на страховую и накопительную части.
Взносы на травматизм
Выплаты и вознаграждения, начисляемые иностранным гражданам в рамках трудовых отношений, облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в том же порядке, что и с выплат в пользу российских граждан (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ).
При этом налоговый статус работника (резидент, нерезидент), его правовой статус (временно пребывающий , постоянно или временно проживающий в России), а также статус высококвалифицированного специалиста значения не имеют.
С выплат иностранцам, работающим по гражданско-правовым договорам, взносы начисляют, только если такая обязанность предусмотрена договором.
Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплачиваются лицам, застрахованным в системе государственного социального страхования.
Как было указано ранее, застрахованными признаются, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
На выплаты в пользу таких граждан в общеустановленном порядке начисляются взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством могут получить иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в РФ.
В Госдуму внесен законопроект об обязательном социальном страховании всех иностранных граждан, работающих по трудовым договорам.
Налогообложение и страховые взносы для определенных категорий граждан
Граждане Республики Беларусь. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с Протоколом при заключени договора с гражданином Белоруссии на срок более полугода ставку НДФЛ в размере 13% можно применять с первого месяца работы. При этом Минфин разъясняет, что если по окончании налогового периода белорусский работник будет находиться на территории РФ менее 183 дней, то его налог надо пересчитать по ставке 30%.
Таким образом, сразу применять ставку 13% к доходам граждан Белоруссии при заключении договора на срок более полугода следует в том случае, если с большой долей уверенности можно ожидать, что на 31 декабря он будет налоговым резидентом.
Страховые взносы на выплаты гражданам Белоруссии начисляются в общеустановленном порядке как для иностранных граждан, то есть в зависимости от правового статуса.
Жители Крыма. С 18 марта 2014 года жители Крыма и Севастополя считаются гражданами России, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них иное гражданство (п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.14 №6-ФКЗ).
Источник: https://www.intercomp.ru/press-center/articles/sotsialnoe-strakhovanie-inostrannykh-rabotnikov/
Соцгарантии для временно пребывающих иностранцев
Продолжаем разговор о нюансах трудоустройства временно пребывающих на территории России иностранных граждан. Сегодня поговорим о том, какие социальные гарантии данным категориям сотрудников должен предоставить российский работодатель.
В рамках данной статьи рассмотрим следующие вопросы.
-
Нужно ли временно пребывающему иностранному гражданину получать свидетельство о присвоении ИНН в России? Если да, то в каких случаях? Как осуществляется постановка его на налоговый учет?
-
Полагаются ли иностранному работнику, имеющему статус временно пребывающего, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до трех лет?
-
Оформлять ли для данной категории граждан полис медицинского страхования, если да, то обязательного или добровольного? Какие услуги по этому полису смогут получить временно пребывающие иностранные граждане?
- Нужно ли временно пребывающему (работающему по трудовому договору) иностранному гражданину оформлять пенсионное страховое свидетельство?
-
Требуется ли предоставлять временно пребывающему в России иностранному гражданину гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения?
Зачастую у работодателей возникает вопрос: следует ли получать свидетельство о присвоении ИНН временно пребывающему иностранному работнику? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам Налогового кодекса и Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).
В соответствии с этими нормами постановку на налоговый учет можно подразделить на две составляющие:
- обязательную постановку на учет — когда иностранный гражданин обязан встать на налоговый учет, а также когда сведения для такой постановки обязаны предоставить регистрирующие органы;
- добровольную постановку на налоговый учет — когда налогоплательщики сами представляют в налоговую инспекцию документы для постановки на учет.
Постановка на учет физических лиц (в том числе и иностранных граждан) осуществляется с присвоением ИНН и выдачей документа о постановке на учет — свидетельства или уведомления. А налоговая инспекция ведет соответствующий реестр налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ).
Поговорим подробнее об обязательной и добровольной постановке на налоговый учет временно пребывающих в России иностранных граждан.
Временно пребывающий иностранный гражданин обязан встать на учет в налоговой инспекции
Самостоятельно встать на налоговый учет обязаны иностранные граждане или лица без гражданства, если они (п. 7 и 7.1 ст. 83 НК РФ и п. 16 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ):
- ведут предпринимательскую деятельность. Постановка на учет иностранных граждан — индивидуальных предпринимателей (или учет сведений о них) осуществляется по месту их жительства;
- являются высококвалифицированными специалистами (как визовыми, так и безвизовыми). Постановка на учет таких категорий граждан может осуществляться либо по месту их жительства, либо по месту пребывания. Срок постановки на учет — пять дней со дня получения соответствующего заявления физического лица. В этот же срок выдается свидетельство (если ранее оно не выдавалось) или уведомление о постановке высококвалифицированного иностранного гражданина на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Для всех остальных категорий иностранных граждан (как визовых, так и безвизовых), осуществляющих на территории России трудовую деятельность (кроме индивидуальных предпринимателей или высококвалифицированных специалистов), обязанность встать на налоговый учет (и получить свидетельство о присвоении ИНН) отсутствует. Постановка на учет — их право.
В ряде случаев налоговый орган самостоятельно, без непосредственного участия иностранного гражданина, поставит его на учет.
Это произойдет, например, если в налоговый орган поступила информация от регистрирующих органов, поименованных в статье 85 Налогового кодекса, о недвижимом имуществе и (или) транспортном средстве, принадлежащих иностранному гражданину (п. 5 ст. 83 НК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 83 НК РФ налоговый орган обязан незамедлительно уведомить последнего о его постановке на учет по месту нахождения такого имущества.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН и формы документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета в налоговой инспекции юридических и физических лиц, утверждены семь лет назад приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.
ИНН присваивается каждому налогоплательщику — физическому лицу (п. 7 ст. 84 НК РФ). При этом налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, если согласно Налоговому кодексу на них возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (п. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 19 НК РФ).
А особенности налогового учета иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, определены в приказе Минфина России от 21.10.2010 № 129н.
Рассмотрим, на какие виды социальных пособий могут рассчитывать временно пребывающие в России иностранные граждане.
Источник: https://www.Zarplata-online.ru/art/137760-sotsgarantii-dlya-vremenno-prebyvayushchih-inostrantsev
Налогообложение — Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона
Е.Н. Галичевская, редактор-эксперт Контур.Школы
Иностранный работник: новые правила налогообложения и оформления с 2015 года
Несмотря на то, что в России на данный момент трудится немало иностранцев, большинство из них не оформлены на работу. Зачастую причина в том, что не каждый работодатель разбирается в тонкостях и нюансах оформления трудовых договоров с иностранными работниками.
Каким иностранцам нужно разрешение на работу, а каким – нет, должна ли компания получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, нужно ли уплачивать страховые взносы с выплат в пользу мигрантов? Обо всем этом мы поговорим в данной статье.
Трудовые права иностранных граждан зависят от их статуса, то есть от того, на каком основании данный гражданин находится на территории РФ. Иностранцев делят на три категории:
- постоянно проживающие на территории РФ;
- временно проживающие на территории РФ;
- временно пребывающие на территории РФ.
Постоянно проживающими являются лица, получившие вид на жительство в РФ (ст. 2 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).
Порядок трудоустройства такого работника ничем не отличается от приема на работу гражданина России. Таким иностранным работникам не нужно получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ), и трудиться они могут на территории всей России.
При заключении трудового договора иностранцу необходимо всего лишь представить вид на жительство.
Временно проживающий иностранец – это лицо, получившее разрешение на временное проживание в РФ (ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Причем работать такому работнику разрешено только в тех регионах, где действует их разрешение на временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). При трудоустройстве такого гражданина на территории РФ необходим вид на жительство.
Временно пребывающими признаются лица, прибывшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона № 115-ФЗ). То есть временно пребывающими могут быть лица, прибывшие в Россию как на основании визы, так и без нее.
Далее поговорим о трудоустройстве временно пребывающих иностранцев, так как изменения с 2015 года коснулись именно их.
Заключаем трудовой договор с временно пребывающим иностранцем
В конце 2014 года в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения: Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ вступил в силу с 13 декабря. Новая глава 50.
1 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» посвящена вопросам трудовых отношений на территории России с иностранными гражданами и лицами без гражданства и устанавливает некоторые особенности и ограничения.
При приеме на работу трудовой мигрант помимо документов, общих для всех категорий работников, должен предъявить дополнительные документы.
Общие документы указаны в части 1 статьи 65 ТК РФ. Итак, иностранец должен предъявить работодателю:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку (впервые поступающим на работу трудовую книжку обязан завести работодатель);
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования РФ (СНИЛС) (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые. В этом случае страховое свидетельство оформляет работодатель);
- документ об образовании (квалификации или наличии специальных знаний), если этого требует работа;
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, если этого требует данный вид трудовой деятельности. Например, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию.
С 1 января 2015 года помимо перечисленных выше документов при заключении трудового договора иностранный работник должен предъявить работодателю следующие документы (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ):
- полис ДМС. Временно пребывающие в РФ иностранные работники должны предъявить работодателю свои полисы добровольного медицинского страхования. Исключение составляют случаи, если работодатель заключил с медицинской организацией договор, на основании которого этому работнику будут предоставляться по минимуму первичная медико-санитарная помощь и неотложная специализированная медицинская помощь;
- разрешение на работу или патент. Ранее патент требовался иностранному работнику только для оказания услуг непредпринимательского характера гражданам РФ на основании трудовых (гражданско-правовых) договоров, то есть для их личных нужд (например, для оказания услуг горничных, сиделок, гувернанток и нянь). Новые правила обязывают временно пребывающих иностранных работников из «безвизовых стран» получать патент для работы и у юридических лиц, и у индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, при трудоустройстве работодатель вполне имеет право попросить иностранного работника предъявить миграционную карту.
Если иностранец прибыл в Россию в порядке, требующем получения визы, ему необходимо получить разрешение на работу.
Обратите внимание, что работникам, прибывшим в Россию из стран Таможенного союза, временно пребывающим в России, ни патент, ни разрешение на работу не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей заключено в г.
Санкт-Петербурге 19.11.2010). Также не обязаны представлять эти документы беженцы и лица, получившие временное убежище на территории РФ (подпункты 1-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Эти документы для трудовой деятельности в РФ им не требуются.
Военный билет при заключении трудового договора иностранный работник предъявлять не обязан. Однако есть исключения: это случаи, предусмотренные федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ).
Важный нюанс, о котором следует помнить: привлекать иностранных граждан к работе на основании патента могут лишь те работодатели или заказчики работ (услуг), которые на момент заключения с таким гражданином трудового или гражданско-правового договора не имеют неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан (п. 1 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).
Содержание трудового договора с иностранным работником
Помимо обязательных сведений и условий, предусмотренных частью 1 статьи 57 ТК РФ, в трудовом договоре с иностранным работником указываются сведения о:
- разрешении на работу или патенте (серия и номер документа, дата выдачи и срок действия, сведения о территориальном подразделении ФМС России, выдавшем документ, например, Управление ФМС России по г. Москве);
- разрешении на временное проживание в Российской Федерации;
- виде на жительство;
- договоре (полисе) добровольного медицинского страхования (исключение: если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику).
В уже существующие трудовые договоры с иностранными работниками (заключенные до 2015 года) должны быть внесены соответствующие изменения (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).
Ранее спорным являлся вопрос, на какой срок работодатели должны заключать трудовой договор с иностранцами. Теперь в части 5 статьи 327.1 ТК РФ прямо закреплено, что с иностранным работником заключается трудовой договор на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор с иностранцем может быть заключен только при наличии общих оснований, предусмотренных статьей 59 ТК РФ.
Прежняя позиция ФМС России основывалась на нормах Закона № 115-ФЗ и была следующей: с иностранными работниками необходимо заключать только срочные трудовые договоры.
Свое мнение ФМС России объясняла тем, что разрешения на работу (а с 2015 года и разрешение на патент) выдаются временно пребывающим иностранным гражданам на определенный срок (как правило, на один год).
В связи с этим возможность работы иностранцев по трудовому договору ограничена сроком действия выданного им разрешения на работу (с 2015 года – патента).
Впоследствии ФМС России изменила свое мнение и озвучила его в письме от 22.10.2013 № МС-3/46033.
Специалисты ФМС России пришли к выводу, что Закон № 115-ФЗ не содержит специальной нормы, определяющей срок трудового договора с иностранцем.
При решении вопроса о сроке трудового договора с работником-иностранцем необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ. И вообще, разъяснение норм трудового права – компетенция Роструда (ст. 356 ТК РФ).
Источник: https://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2015_3_galichevskaya