Каков срок исковой давности для налоговой проверки?
Срок исковой давности для налоговой проверки — период, в течение которого налоговые органы вправе взыскивать налоги, а также привлекать к ответственности виновных в выявленных нарушениях. О сроках применения санкций расскажет предлагаемая нами статья.
Возможно ли применение срока исковой давности по налоговым нарушениям?
Срок давности по налоговым проверкам
Сроки взыскания налогов
Сроки для привлечения к ответственности
Возможно ли применение срока исковой давности по налоговым нарушениям?
Согласно статье 195 ГК РФ, исковая давность определяется как срок, в течение которого субъект, чьи права нарушены, имеет право обратиться за их защитой. Пропуск данного срока без уважительных причин приводит к ситуации, когда защита своего нарушенного права становится фактически невозможной при заявлении об этом другой стороны (статья 199 ГК).
Стандартный срок для защиты своих прав составляет 3 года, согласно статье 196 ГК РФ. При этом статья 197 ГК указывает на возможность применения более коротких или продолжительных сроков защиты своих прав, а статья 208 перечисляет исключительные случаи, на которые подобный срок вообще не распространяется.
Следует помнить, что понятие «исковая давность» исключительно гражданско-правовое, поэтому не может применяться к административным правоотношениям, что вытекает из части 1 статьи 1 ГК РФ. Аналогичную трактовку данного вопроса предлагает и НК РФ, который не содержит термина «исковая давность».
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.Дзен
Однако же отсутствие исковой давности по взысканию налоговой задолженности не означает, что налоговая инспекция вправе взыскивать налоги в любое время и за любой период. Нормы статей 46, 47, 48, 89, 113 и 115 НК РФ содержат ряд ограничений по взысканию налогов, штрафов, пеней, а также привлечению к ответственности за налоговые нарушения.
Срок давности по налоговым проверкам
Согласно положениям статьи 87 НК РФ, существует 2 вида проверок:
Камеральная проверка, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ, проводится исключительно на основании документов (декларации, отчетов), которые представлены налогоплательщиком. При этом пункт 7 статьи 88 НК указывает, что у проверяемого лица допускает требовать только те документы, которые необходимо представить совместно с текущей отчетностью.
Пункт 1 статьи 55 НК РФ определяет, что продолжительность налогового периода, за который необходимо отчитываться субъекту хозяйственной деятельности, составляет 1 год (если только по отдельным видам налогов не определено иное). Таким образом, максимальный период, который может быть охвачен камеральной проверкой, — 1 календарный год, отчетность за который и направляется в налоговую инспекцию.
При выездной проверке, в отличие от камеральной, налоговые органы, согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ, не вправе проверять отчетность и помещения налогоплательщика за период свыше 3 лет.
При этом данный срок исчисляется начиная с 1 января года, в котором было принято решение о проведении проверки.
То есть, к примеру, если решение о проведении проверки было принято 5 сентября 2017 года, налоговый орган вправе требовать отчетность за период с 1 января 2014 года до момента окончания процедуры, максимальный срок которой может составлять 6 месяцев.
Таким образом, максимальный период проведения проверок ограничивается 3 календарными годами, предшествующими принятию решения о проведении проверки.
Сроки взыскания налогов
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, в случае если плательщик своевременно не рассчитался по налоговой задолженности, которая определяется исходя из имеющейся отчетности (может корректироваться по результатам проверок), его обязанность исполняется принудительно посредством обращения взыскания на его средства, находящиеся на банковских счетах.
Срок давности взыскания определяется пунктом 3 статьи 46 НК РФ, согласно которому у налогового органа имеется 2 месяца, которые исчисляются с момента окончания периода для исполнения требования об уплате налогов, на принятие решения о принудительном взыскании. После принятия оно направляется налогоплательщику, а также в банки, где имеются счета должника.
Пропуск двухмесячного срока влечет недействительность решения и дальнейшую невозможность взыскания средств в административном порядке, что не лишает налоговую инспекцию права обратиться для взыскания тех же платежей в суд (т. е. уже в судебном порядке).
На обращение в суд у налогового органа, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, имеется 6 месяцев, которые также исчисляются со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налогов.
Пропуск и этого срока без возможности восстановления приводит к невозможности принудительного взыскания.
В том случае, если на счетах организации недостаточно средств, взыскание, согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ, обращается на иное имущество плательщика.
В этом случае действует аналогичный административный или судебный порядок — с той лишь разницей, что на принятие решения налоговым органам отводится 12 месяцев, на возможность обращения в суд — 2 года, которые исчисляются с момента окончания периода, указанного в требовании об уплате налогов.
Давность взыскания налогов с граждан
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, с граждан неуплаченные налоги взыскиваются только в судебном порядке. При этом для обращения в суд необходимо, чтобы общая сумма задолженности превышала 3 тыс. руб. На подачу заявления налоговой инспекции отводится 6 месяцев.
Если сумма задолженности менее 3 тыс. руб., то пунктом 2 статьи 48 определен следующий срок для обращения взыскания:
- при достижении общего размера задолженности в течение 3 лет суммы более 3 тыс. руб. срок обращения в суд ограничивается 6 месяцами со дня накопления 3 тыс. руб.;
- если в течение 3 лет сумма задолженности не превысила 3 тыс. руб., то 6 месяцев для обращения в суд начнут отсчитываться по истечении 3 лет с момента первой неуплаты.
Практикам необходимо помнить, что налог на недвижимость и транспортные средства в силу требований пункта 2 статьи 52 НК РФ исчисляется только за 3 последних налоговых периода. Исчислить налог и направить уведомление о его уплате за более ранние периоды налоговая инспекция не вправе.
Сроки для привлечения к ответственности
В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ.
По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности.
На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).
При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года.
Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.
1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.
Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:
- статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
- статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.
Давность привлечения к иной ответственности
Практикам следует помнить, что помимо применения налоговых санкций виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности при наличии признаков соответствующих правонарушений. В этом случае должны применяться нормы о давности привлечения к ответственности, установленные КоАП и УК РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по административному правонарушению в области бухгалтерского учета и сфере налогов и сборов может быть вынесено в течение 2 лет со дня его совершения.
В УК РФ порядок исчисления сроков давности за совершение налоговых преступлений определяется частью 1 статьи 78 и зависит от тяжести деяний. При этом срок исчисляется с момента совершения преступления до момента вступления в силу судебного приговора.
Таким образом, НК РФ установлен целый ряд сроков давности: для проведения проверок, взыскания налогов и привлечения к ответственности. В предложенной нами статье приведено их подробное описание и разграничение, что будет удобно для практических работников.
Источник: https://nsovetnik.ru/nalogovye_proverki/kakov_srok_iskovoj_davnosti_dlya_nalogovoj_proverki/
Нарушение кассовой дисциплины 2018 штраф срок исковой давности
Компенсация за неиспользованный отпуск: десять с половиной месяцев идут за год При увольнении сотрудника, проработавшего в организации 11 месяцев, компенсацию за неиспользованный отпуск ему нужно выплатить как за полный рабочий год (п.28 Правил, утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169).
Но иногда эти 11 месяцев не такие уж и отработанные. < … Сдача СЗВ-М на директора-учредителя: ПФР определился Пенсионный фонд наконец-то поставил точку в спорах о необходимости представлять форму СЗВ-М в отношении руководителя-единственного учредителя.
Так вот, на таких лиц нужно сдавать и СЗВ-М, и СЗВ-СТАЖ! < … При оплате «детских» больничных придется быть внимательнее Листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет будет оформляться на весь период болезни без каких-либо ограничений по срокам.
Но будьте внимательны: порядок оплаты «детского» больничного остался прежним! < …
Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение
Соответственно, и требования к ним предъявляются совершенно другие. Иными стали и проблемы, возникающие при их работе. Изменения, внесенные в закон № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ, не только отразились на требованиях к применяемой кассовой технике, но и привели к обновлению требований к формируемым этой техникой документам: кассовым чекам и БСО.
Срок давности за нарушения по ккт увеличен
Если получение осуществляется по доверенности, то к РКО прилагается ее оригинал (если доверенность разовая) или копия (если доверенность не является однократной). Формы ПКО и РКО установлены постановлением Госкомстата РФ № 88 и обязательны к применению в РФ при оформлении приходно-расходных операций. На каждую операцию оформляется свой отдельный документ.
Все ПКО и РКО, выписанные в течение дня, фиксируются в кассовой книге формы КО-4, в которой подводятся итоги работы за день (обороты по приходу и расходу) и выводится сумма остатка на конец дня. ПКО, РКО и кассовая книга содержат отсылку к счетам бухучета, указание которых обязательно для фирм и необязательно для ИП, которые не должны вести бухучет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ).
Чем чревато нарушение кассовой дисциплины
ВажноНарушения кассовой дисциплины, которые ищут налоговики У налоговиков есть привычные ловушки, на которые попадаются компании при проверках на нарушения кассовой дисциплина. Расскажем,как избежать проблем и штрафов в спорных ситуациях.
На проверках инспекторы находят нарушения кассовой дисциплины в тех операциях, которые кажутся вполне законными, следует из обзоров региональных УФНС и свежей судебной практики.
Причина в разной трактовке одних и тех же норм. Есть три ситуации, когда неясные формулировки могут закончиться штрафом за нарушение кассовой дисциплины.
Компания на ЕНВД выдает бланки не всем клиентам. В законе есть два пункта, которые разрешают отказаться от кассы. Один дает такое право компаниям на любой системе, если они оказывают услуги физикам. Вместо кассовых чеков разрешено выдавать БСО (бланки строгой отчетности). Это следует из п. 2 ст.
Дополнительно могут также заполняться такие формы кассовых документов, как журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов формы КО-3 и книга учета принятых и выданных другим кассирам денежных средств формы КО-5. Порядок заполнения кассовых документов приведен в постановлении Госкомстата № 88 и указании Банка РФ № 3210-У.
Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением.ВниманиеЕсли в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.
Проверку кассовой дисциплины в 2018 году, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п.
1 ст.
Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций.
Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми. Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.
Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину. Ведение таких видов деятельности, как оказание услуг населению, торговля в розницу, услуги общепита и ряд других, дает плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим ПСН, право отложить применение онлайн-касс до 01.
07.2019 (п. 7.1 ст. 7 закона № 290-ФЗ).• Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ). Количество используемых кассовых аппаратов или иных пунктов получения денег способами, допускающими неприменение ККТ, не ограничено. Но в конце рабочего дня поступившая выручка должна быть оприходована в кассу фирмы или ИП.
Таким образом, соблюдение кассовой дисциплины в 2018 году предполагает выполнение правил ведения приходно-расходных операций, проводимых по кассе юрлица или ИП, и правил работы с ККТ или документами, которые оформляются при неприменении ККТ. Кассовая дисциплина обязательна для всех.
Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами: • Указанием Банка РФ № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП.• Указанием ЦБ РФ № 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.• Законом РФ № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.• Законом РФ № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ, основные этапы внедрения которых приходятся на 2018–2019 годы. В отношении операционной кассы основные правила таковы: • Назначается лицо, выполняющее функции кассира, с которым обязательно заключается договор о полной матответственности.
КоАП РФ):
- применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям;
- применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ порядка регистрации, перерегистрации и применения касс;
- непредставление организацией или ИП информации и документов по запросу налоговой (или представление с нарушением сроков);
- ненаправление организацией или ИП покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ.
Напомним, кассир головного офиса обязан составить для бухгалтерии сводный отчет по форме КМ-7 о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации, на основании форм КМ-6, полученных от обособленных подразделений.
Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.
Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.
- проверка кассовой дисциплины представителями налоговой инспекции. В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.
Ответственность за нарушения в сфере применения ККТ усилена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, поправки в КоАП РФ, направленные на ужесточение санкций за неприменение ККТ, действуют уже с 15 июля 2016 года.
Раньше срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составлял два месяца от момента совершения правонарушения до момента вынесения постановления о привлечении к ответственности и наложении штрафа (часть 1 ст.
4.5 КоАП РФ). Теперь этот срок составляет один год, который исчисляется: — с момента совершения правонарушения или — с момента обнаружения нарушения (часть 2 ст.
Источник: https://buh-nds.ru/narushenie-kassovoj-distsipliny-2018-shtraf-srok-iskovoj-davnosti/
ККТ-проверки: быть или не быть
Вопросы о причинах назначения кассовых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать компании и ИП. Кроме того, обновленный Закон о ККТ наделил налоговиков новыми полномочиями в части кассовых проверок.
Так, теперь к их компетенции относится проведение контрольной закупки.
— Юлия Александровна, в обновленном Законе № 54-ФЗ появились новые формы кассовых проверок. Поясните, пожалуйста, вкратце, что они из себя представляют.
— Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах: мониторинг, удаленная проверка, наблюдение, контрольная закупка, проверка полноты учета выручки.
Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы налоговых органов, анализ поступающих фискальных данных.
Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.
Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.
Контрольная закупка проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.
— Получается, что проверка полноты учета выручки — это только удаленная проверка?
— Не обязательно. Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).
— От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции?
— В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы.
Приведу пример: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых.
А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения.
Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).
— Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ.
А если кассовая проверка проводится по месту нахождения компании (ИП), то как проверяющие должны запрашивать кассовые документы? В какие сроки компании (ИП) обязаны представить эти документы (можно ли это сделать на следующий день)? Ведь для представления ответа через кабинет ККТ у пользователей есть 3 рабочих дня с момента поступления запроса.
— Указанная норма Закона № 54-ФЗ не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации (ИП). Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.
Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.
— Могут ли налоговики проконтролировать применение ККТ, а также проверить кассовые документы при проведении обычной выездной налоговой проверки?
— Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут.
Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.
— А могут ли при контрольной закупке, кроме выдачи чеков, проверить наличие кассовой книги и других кассовых документов?
— Да, могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.
— А как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?
— Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д.
При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.
— Может ли компания сама оценить риск проверки? Например, если данные через онлайн-ККТ поступают непостоянно — это повод для проверки?
— Риск проверки зависит от самих компаний (ИП) и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку.
Что касается второго вопроса, то это не всегда повод для проверки. Например, развозная торговля часто ведется в местностях, где имеются перебои в работе Интернета. Поэтому характер деятельности также учитывается при риск-ориентированном подходе при отборе кандидатов для проверки.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП компания (ИП) может быть освобождена от ответственности при соблюдении определенных условий.
— Должны ли налоговые органы заранее ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки?
— Нет, не должны. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.
— Могут ли проводить проверку при отсутствии руководителя компании?
— Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен:
- ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
- сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП);
- само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте.
Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается.
Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения.
Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.
— Как часто могут проводиться кассовые проверки? Ограничена ли их периодичность законом?
— Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.
— А продолжительность кассовой проверки также не ограничена?
— Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки:
- по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки;
- по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки.
Однако оговорюсь, что эти регламенты составлены в соответствии со старым порядком применения ККТ и будут изменены в соответствии с новым порядком. А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.
— Какой период времени охватывает проверка?
— Год, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.
— Если у организации есть несколько торговых точек, то в поручении на проверку должны быть перечислены все эти точки. Правомерно ли составление одного акта проверки по двум торговым точкам одного юрлица?
— Если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.
Источник.
Источник: https://kktspb.ru/news/kkt_proverki_byt_ili_ne_byt/2018-03-28-3070
ККТ-проверки: новые полномочия ФНС
С появлением требований по использованию онлайн-касс у налоговых органов появились новые полномочия в части проведения кассовых проверок. Так, например, теперь к их компетенции относится контрольная закупка.
Об этих и других «проверочных» новшествах 54-ФЗ журналу Главкнига рассказала Юлия Куковская, Управление оперативного контроля ФНС РФ.
Юлия Александровна, в Законе № 54-ФЗ появились новые формы кассовых проверок.
Поясните, пожалуйста, вкратце, что они из себя представляют.
— Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ происходит в следующих формах: мониторинг, удаленная проверка, наблюдение, контрольная закупка, проверка полноты учета выручки.
Мониторинг — это проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы ФНС, анализ поступающих фискальных данных.
Удаленная проверка — это проверка применения ККТ, полноты учета выручки в организациях (у ИП), проверка деятельности операторов фискальных данных по месту нахождения налоговых органов на основе имеющейся информации, а также запрос необходимых пояснений, справок, сведений и документов.
Наблюдение — визуальный контроль проверяющих за применением ККТ при продаже товаров (оказании услуг, проведении работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых.
Контрольная закупка — проводится для проверки оформления и/или выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих оплату. Закупку проводят путем приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных и/или электронных денег.
Получается, что проверка полноты учета выручки — это только удаленная проверка?
— Не обязательно. Полнота учета выручки может проверяться и по месту нахождения организации (ИП), и удаленно — по месту нахождения налоговых органов (на основании имеющихся документов, сведений, информации, данных).
От чего зависит, придет ли инспектор в офис организации или проверка будет происходить в инспекции?
— В большинстве случаев это зависит от вменяемого нарушения и наличия доказательственной базы. Приведу пример: неприменение ККТ и отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита. В первом случае для доказывания нарушения требуется провести контрольную закупку либо привлечь свидетеля или понятых. А это возможно только при проверке на месте совершения правонарушения. Во втором случае проверка может быть проведена как в ИФНС (ведь при использовании онлайн-кассы неправильный чек имеется в распоряжении налогового органа), так и на территории пользователя ККТ (в большинстве случаев при применении ККТ в автономном режиме).
Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен происходить через кабинет ККТ.
А если кассовая проверка проводится по месту нахождения компании (ИП), то как проверяющие должны запрашивать кассовые документы? В какие сроки компании (ИП) обязаны представить эти документы (можно ли это сделать на следующий день)? Ведь для представления ответа через кабинет ККТ у пользователей есть 3 рабочих дня с момента поступления запроса.
— Указанная норма Закона № 54-ФЗ не распространяется на случай кассовой проверки по месту нахождения организации (ИП). Перечень случаев для документооборота через кабинет ККТ установлен Приказом ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, в котором сказано, что информация и документы могут быть представлены не только через кабинет ККТ, но и на бумажном носителе.
Сроки и порядок запроса налоговым органом документов (информации), а также сроки и порядок представления налогоплательщиками документов (информации) устанавливаются административным регламентом, который сейчас находится в процессе разработки.
Могут ли налоговики проконтролировать применение ККТ, а также проверить кассовые документы при проведении обычной выездной налоговой проверки?
— Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Тогда как применение ККТ не относится к налоговому законодательству. Поэтому проконтролировать применение ККТ в рамках выездной налоговой проверки налоговые органы не могут. Вместе с тем это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки не могут быть запрошены кассовые документы.
А могут ли при контрольной закупке, кроме выдачи чеков, проверить наличие кассовой книги и других кассовых документов?
— Да, могут проверить любые документы, относящиеся к кассовой дисциплине, в том числе КУДиР и др. Иных ограничений законодательством о применении ККТ не предусмотрено.
А как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?
— Отбор претендентов для проведения кассовых проверок основан на риск-ориентированном подходе. То есть с помощью разработанных налоговыми органами алгоритмов происходит автоматический анализ поступающих в налоговые органы сведений, в том числе фискальных данных, сообщений (жалоб) от покупателей, информации от других органов госвласти и т. д. При этом следует отметить, что в настоящее время в целях поэтапного перехода на онлайн-ККТ налоговыми органами проводится очень мало проверок, поскольку акцент с контрольного направления сместился на информационно-разъяснительный.
Может ли компания сама оценить риск проверки? Например, если данные через онлайн-ККТ поступают непостоянно — это повод для проверки?
— Риск проверки зависит от самих компаний (ИП) и их деятельности. К примеру, если организация периодически не пробивает и не выдает кассовые чеки покупателям, то высока вероятность того, что один из покупателей (клиентов) на это пожалуется. И в результате налоговый орган может инициировать проверку. Что касается второго вопроса, то это не всегда повод для проверки. Например, развозная торговля часто ведется в местностях, где имеются перебои в работе Интернета. Поэтому характер деятельности также учитывается при риск-ориентированном подходе при отборе кандидатов для проверки. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП компания (ИП) может быть освобождена от ответственности при соблюдении определенных условий.
Должны ли налоговые органы заранее ставить в известность компанию (ИП) о начале кассовой проверки?
— Нет, не должны. Это не предусмотрено законодательством РФ, в том числе Законом № 54-ФЗ. К примеру, на кассовую проверку не распространяется Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля, где предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня.
Могут ли проводить проверку при отсутствии руководителя компании?
— Контрольная закупка (проверка полноты учета выручки) может проводиться как в присутствии, так при отсутствии руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый инспектор должен: — ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении; — сделать в поручении (акте проверки, протоколе) отметку об отсутствии директора (ИП); — само поручение (акт проверки, протокол) отправить в адрес организации (ИП) по почте. Кстати, оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения. Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны в нем сделать отметку об этом.
Как часто могут проводиться кассовые проверки? Ограничена ли их периодичность законом?
— Никаких ограничений по частоте проведения проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ не существует.
А продолжительность кассовой проверки также не ограничена?
— Регламенты проведения проверок № 132н и № 133н устанавливают следующие сроки: — по проверкам ККТ — 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки; — по проверкам полноты учета выручки — 20 рабочих дней с даты предъявления поручения до дня составления акта по результатам проверки. Однако оговорюсь, что эти регламенты составлены в соответствии со старым порядком применения ККТ и будут изменены в соответствии с новым порядком. А пока этого не произошло, следует руководствоваться вышеназванными сроками.
Какой период времени охватывает проверка?
— Год, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет 1 год.
Если у организации есть несколько торговых точек, то в поручении на проверку должны быть перечислены все эти точки. Правомерно ли составление одного акта проверки по двум торговым точкам одного юрлица?
— Если у юрлица проверяются две торговые точки, расположенные по разным адресам, то должно быть два поручения на проверку, а значит, проводятся две проверки. И соответственно, по каждому адресу оформляется свой акт проверки.
Узнать больше о привлечении к административной ответственности за неприменение или нарушение в применении ККТ, а также о том, как оспаривать такое привлечение к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ вы можете на вебинаре, который Мерката.Умная касса проводит 12 апреля 2018 года. Узнать больше о вебинаре и зарегистрироваться можно здесь. Участие бесплатное.
Источник: https://merkata.ru/novosti/novost-merkaty.php?id=272
Сроки давности по налоговым правонарушениям
Получение требований об уплате налогов за давно прошедший период – не редкость для бизнесменов. Всегда ли эти требования правомерны? Все зависит от целого ряда факторов.
https://www.youtube.com/watch?v=TREBzM4cY00
Сроком исковой давности для такого вида проверки является период, в течение которого инспекция имеет право предъявить взыскания и привлечь к ответственности за выявленные нарушения. Существует ли период давности в этой сфере – то есть срок, когда у инспекторов уже нет возможности наказать за выявленное нарушение?
Попробуем разобраться.
Налоговым кодексом предусматривается несколько видов временных периодов давности:
- по проведению аудита;
- взысканию налогов;
- привлечению к ответственности.
Для начала разберем, что такое исковая давность.
Этот юридический термин означает временной отрезок, в течение которого тот, в отношении кого было допущено нарушение прав, может обратиться в компетентные органы за их защитой.
Как правило, если этот временной отрезок упущен, то восстановить свои права практически нет шансов. Едва ли не единственная возможность – документально подтвержденное указание на уважительную причину.
По гражданскому кодексу срок исковой давности составляет 3 года. Однако законом четко оговорено, что на налоговые правоотношения это не распространяется. В налоговом кодексе даже нет прямой нормы, которая бы устанавливала период давности для принудительных взысканий.
Но это не значит, что компания, которая, например, переплатила налоги, не будет иметь возможности вернуть переплаченные средства. Как не означает и то, что инспекция имеет право, когда угодно и за какой угодно временной отрезок взыскивать налоги. Ряд статей налогового кодекса указывает на ограничения по применению санкций.
Срок давности по налоговым проверкам
Контрольные мероприятия в глобальном смысле делятся на две категории:
- Камеральные. При проведении этого вида аудита проверяют в основном декларации, аудит проводится в самой инспекции, никаких особых разрешений на него не требуется.
При камеральном аудите у предпринимателя могут затребовать только те документы и за тот временной отрезок, за который он отчитывается. В основном этот период составляет год. Поэтому и максимальная временная планка, которая может быть охвачена проверкой, — один календарный год (он может быть увеличен только в том случае, если бизнесмен сам подаст уточненную декларацию). - Выездные. В отличие от первой категории этот вид аудита предполагает обязательное наличие специального разрешения руководителя инспекции. Он проводится непосредственно в офисе компании. Проверяется не только документация, но и помещения, анализируется имущество.
Период, в отношении которого проводится выездная проверка, более длительный – три года. Документацию, оформленную ранее, инспекторы не имеют права анализировать. При этом временной отрезок рассчитывается исключительно с начала года, в котором принимается решение о старте проверки (например, если решение о проведении аудита принято в августе 2018, инспектор вправе запросить и проанализировать документацию за отрезок времени с 1 января 2015 года).
Сроки взыскания налогов
По налоговому законодательству, если владелец бизнеса вовремя не выплатил долг по налогам, средства спишут с его банковских счетов или через суд. Вариантов развития ситуации здесь несколько:
- По правила после того, как истек официальный срок уплаты задолженности, у ФНС есть два месяца, чтобы вынести решение о принудительном взыскании. Соответствующий документ будет направлен самому предпринимателю, а также в банки, в которых у него открыты счета.
- Если отрезок времени в 60 дней по какой-то причине упущен, это будет означать, что в административном порядке взыскать с предпринимателя долг не могут. Зато могут сделать это через суд. На обращение в судебные органы у ФНС есть полгода. Если в течение этого отрезка времени инспекция не направила документы (что бывает крайне редко), принудительно взыскать долг по налогу она уже не будет иметь права.
- Если на банковском счете предпринимателя не хватает средств для погашения долга, взыскание обращается на его имущество. При таком раскладе также будет действовать административный или судебный порядок, только временные рамки, которые отводятся инспекторам на принятие решения, расширяются – 12 месяцев и два года соответственно.
Давность привлечения к иной ответственности
Если в ходе проведения проверки инспекторы выявили нарушение, у владельца бизнеса есть месяц на обжалование решения инспектора. После окончания этого срока руководителем выносится акт о привлечении к ответственности. Это должно быть сделано в 10-дневный срок (в ряде случаев он увеличивается, но не должен превышать 30 дней).
При этом предпринимателю стоит знать, что по закону срок давности привлечения к ответственности со стороны ФНС не может превышать 3 лет. При этом срок давности имеют право приостановить – если владелец бизнеса всячески противодействует работе инспектора, что не дает возможности провести аудит.
Отдельный вопрос – уголовная ответственность за налоговые преступления. Здесь срок давности зависит от тяжести деяния и варьируется от двух лет (за преступления небольшой тяжести) до 15 лет (за особо тяжкие).
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/sroki-davnosti-po-nalogovym-pravonarusheniyam/
Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией?
Надзор в сфере применения ККТ
Проверка применения ККМ
Проверка документов на ККТ
Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям
Полномочия проверяющих при проверке ККМ
Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов
Оформление результата проверки
Ответственность за нарушение порядка использования ККТ
Надзор в сфере применения ККТ
В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:
- осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
- проводят анализ полученных данных мониторинга;
- проверяют использование ККТ;
- проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
- проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
- выносят предписания об устранении выявленных нарушений.
Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).
Проверка применения ККМ
Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:
- Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
- Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
- Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.
Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента). Далее расскажем о последних 2 процедурах более подробно.
Проверка документов на ККТ
Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:
- журнал кассира;
- акты о возврате денежных средств клиентам;
- распечатки отчетов из фискальных накопителей;
- бланки строгой отчетности и другие документы;
- паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.
Перечень приведен в п. 29 Регламента.
Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.
Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям
При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:
- цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
- наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ?);
- соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
- исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
- соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
- соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
- соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
- соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.
Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.
Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.
Полномочия проверяющих при проверке ККМ
В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:
- запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
- осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
- получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
- проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
- взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
- выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.
Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов
Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.
Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:
- на личное присутствие при осуществлении проверки;
- дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
- получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
- получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
- выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
- обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.
В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства.
В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ.
Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.
Оформление результата проверки
По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:
- Дата его оформления.
- Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
- Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
- Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
- Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
- Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.
Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.
Ответственность за нарушение порядка использования ККТ
Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. П. 4 названной статьи предусматривает наказание:
- за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
- нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
- нарушение порядка и условий применения ККТ.
В виде:
- предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
- предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.
Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.
П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:
- за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
- невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
В виде:
- предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
- предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.
Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2017 году?
***
Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ.
Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов.
В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.
Источник: https://rusjurist.ru/kkt/kak_provoditsya_proverka_kkt_nalogovoj_inspekciej/