Внесены изменения в пбу 1/2008 по учетной политике — все о налогах

Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

Начиная с 6 августа 2017 года, действует обновленная редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (изменения внесены приказом Минфина России от 28.04.17 № 69н). Среди наиболее значимых поправок — новые правила выбора способов учета, появление понятия «несущественная информация» и отмена обязанности по составлению пояснительной записки.

В новой редакции ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный федеральными стандартами бухучета. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них.

Но если в федеральных стандартах ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму.

А именно разработать свой способ, последовательно применяя следующие документы: сначала международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и в завершение — рекомендации в области бухучета. Об этом говорится во вновь созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность.

Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).

Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них.

Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности.

Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.

К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения.

До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации.

Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Учетная политика дочерних компаний

Добавлено положение для организаций, которые являются дочерними структурами основной организации.

Если «материнское» предприятие утвердило стандарты бухучета, обязательные для применения всеми «дочками», то дочерние структуры обязаны выбирать способы учета исходя из данных стандартов.

Во всех остальных случаях способы учета выбираются независимо от того, какие способы приняты в других компаниях (вновь созданный пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Когда от федеральных стандартов можно отступить

Подразумевается, что применение федеральных стандартов и разработка собственных стандартов обеспечивает достоверную картину финансового состояния организации.

Но в исключительных случаях это может, напротив, исказить истинное положение дел. Согласно вновь созданному пункту 7.3 ПБУ 1/2008 компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов.

Но не всегда, а при выполнении следующих условий:

  • определены обстоятельства, из-за которых нельзя достоверно отразить в бухотчетности финансовое состояние, финансовые результаты и движение денежных средств организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухучета, позволяющий устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухучета не приведет к появлению других обстоятельств, которые исказили бы бухотчетность компании;
  • организация в своей отчетности раскрывает следующую информацию; наименование и краткое описание федерального стандарта, от которого она отступила; обстоятельства, исказившие финансовую картину, и содержание альтернативного способа. Плюс к тому компания должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность

Ряд организаций обязаны вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО.

И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять.

Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.

Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации.

В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.

Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу

Поправки коснулись пункта 23 ПБУ 1/2008, посвященного нормативным правовым актам (НПА), не вступившим в силу.

Прежде там говорилось, что компания должна раскрыть в отчетности факт неприменения не вступившего в силу НПА, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено.

Вместо него появилось другое, согласно которому, организация, начавшая добровольно применять НПА до его вступления в силу, обязана раскрыть данный факт в бухотчетности.

Пояснительную записку составлять не нужно

В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать.

Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п.

 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2017/9/12646

Учетная политика на 2019 год для ОСНО: скачать бесплатно образец, рекомендации по составлению

В 2019 году внесен целый ряд изменений в российское законодательство относительно бухгалтерского и налогового учета. В связи с этим компаниям нужно внести изменения в свою учетную политику. В статье вы можете бесплатно скачать образец учетной политики на 2019 год для ОСНО, а также узнать какие изменения произошли в правилах учета, и как их внести при корректировке УП на новый год.

  • VIP-доступ к газете «Учет. Налоги. Право» на 3 дня

Компания на ОСНО ведет деятельность по правилам, которые прописаны в ее учетной политике (УП).

При появлении изменений в законодательстве, которые напрямую связаны с ведением бухгалтерского и налогового учета, надо внести изменения в учетную политику компании на 2019 год.

Расскажем, из чего состоит документ, кто его должен составлять и утверждать, какие изменения на 2019 год надо внести и что делать, если в компании ранее не было УП.

Основные принципы создания учетной политики на 2019 год

Документ составляет главный бухгалтер или любой другой сотрудник, имеет право вести в учреждении бухгалтерский учет. Утверждать документ должен руководитель предприятия. Для этого оформляется соответствующий приказ (см. образец ниже).

Организация должна создать и утвердить УП в течении 90 дней с момента государственной регистрации. Если предприятие реорганизуется, то срок для него такой же – 90 дней с момента реорганизации.

Компания единожды разрабатывает УП и применяет ее в своей работе, при необходимости внося в нее изменения.

Методы ведения бухгалтерского учета, которые организация прописала в документе применяются с того налогового периода, который следует за периодом утверждения политики. Налоговый период – год.

Значит, если предприятие утвердило новые методы ведения бухгалтерского учета в 2018 году, то применять их сможет только в 2019 году.

Если в нормативных актах по какому-либо вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики на 2019 год, компания вправе разработать свой способ. Но при этом руководствоваться надо ПБУ, МСФО и другими рекомендациями в области бухгалтерского учета (пункт 7.1 ПБУ 1/2008).

Ученая политика организаций: образец 2019

Учетная политика ООО на ОСНО на 2019 год состоит из двух частей. Одна – по бухгалтерскому учету, вторая – налоговая. Можно подготовить единую политику и включить в нее два раздела, а можно сделать два отдельных документа. Образцы учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2019 год смотрите ниже.

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2019 год

Учетная политика для целей налогообложения на 2019 год

Какие изменения учесть в учетной политике на 2019 год

При появлении изменений в законодательстве, которые напрямую связаны с ведением бухгалтерского и налогового учета, надо внести изменения в учетную политику компании на 2019 год. Изменения следующие:

НДС. При расчете пропорции для раздельного учета НДС нужно считать все доходы, а не только выручку. Это подтверждает Верховный суд в своем определении от 27.04.17 №305-КГ17-4013. А налоговики обязаны ориентироваться на судебную практику.

Экспортеры сырья получили право отказаться от нулевой ставки НДС и смогут сразу заявлять вычеты. А значит, компании-экспортеры смогут избавиться от раздельного учета. Упростилась работа бухгалтерии. Теперь не нужно заводить лишние субсчета и подтверждать нулевую ставку НДС.

Налог на прибыль. С 2018 года компании по-новому формируют резерв по сомнительным долгам.  В первую очередь уменьшать на встречный долг надо самую раннюю дебиторскую задолженность. Раньше компании сами выбирали, какую дебиторку уменьшать.

Правила бухучета. С этого года помимо ПБУ, которые признаны федеральными стандартами по бухгалтерскому учету, необходимо пользоваться еще и МСФО.

То есть, если способа учета операций нет в ПБУ, то надо посмотреть МСФО. И только после этого можно обратиться к разъяснениям министерств и ведомств.

Но если компания все же применяет в своей работе методические рекомендации министерств, то это лучше обосновать в учетной политике на 2019 год.

Как обновить учетную политику организаций на ОСНО на 2019 год

Чтобы обновить уже существующую УП, надо подготовить документ со всеми изменениями и утвердить его приказом директора. Изменения вступят в силу в зависимости от того, что обновила организация.

Если предприятие решило сменить метод учета, то новый документ можно применять только с 1 января следующего года.

Читайте также:  Процент с дохода свыше 300 000 рублей включается в понятие «фиксированный платеж» по взносам - все о налогах

А если обновление связано с переменами в законодательстве, то документ можно применять с того времени, как вступают в силу законодательные акты.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику на 2019 год

Что делать, если в компании нет учетной политики

Нередко бухгалтеры сталкиваются с такой ситуацией, когда, придя на новое место работы, они обнаруживают, что УП на предприятии нет вообще. Чтобы у инспекторов не возникало вопросов на ревизии, нужно восстановить документ за 2013-2019 годы.

  Если налоговики назначат выездную проверку в 2019 году, то ревизоры вправе проверить три последних года, то есть 2016-2018 (пункт 4 статьи 89 НК РФ). Но контролеры могут попросить УП организации и за предыдущие года.

Например, если организация амортизирует активы старше четырех лет или списывает убытки.

Срок хранения УП составляет пять лет (статья 29 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Это время считают с года, следующего за тем, в котором последний раз применялась учетная политика для составления бухгалтерской отчетности.

Датой составления отчетности считается дата подписания документа руководителем. Это обычно происходит уже после отчетного периода. Поэтому компания вправе не хранить документ за 2012 год и ранее.

За нарушение сроков хранения учетной политики организации грозит штраф до 300 тысяч рублей, а для директора 5 тысяч рублей (статья 13.25 КоАП РФ).

А вот если на проверке предприятие не предоставит налоговикам УП, то штраф составит 200 рублей (статья 126 НК РФ), а для директора – 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52278-uchetnaya-politika-na-2019-god-dlya-osno

Проект «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»»

В ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 1/2008,  УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2008 Г. № 106Н

В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г. регистрационный № 12522), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2009 г.

№ 22н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2009 г., регистрационный № 13688), от 25 октября 2010 г. № 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный № 19048), от 8 ноября 2010 г. № 144н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2010 г.

, регистрационный № 19088); от 27 апреля 2012 г. № 55н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный № 24643); от 18 декабря 2012 г. № 164н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2013 г., регистрационный № 27109); от 6 апреля 2015 г.

№ 57н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., регистрационный № 37103):

1) в пункте 1:

а) в абзаце первом слова «государственных (муниципальных) учреждений» заменить словами «организаций государственного сектора»;

б) дополнить абзацем следующего содержания: «Настоящее Положение применяется также индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой,  в случае, если они ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

2) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от способов ведения бухгалтерского учета, избранных другими экономическими субъектами.

В случае если экономический субъект, имеющий дочерние общества, разрабатывает и утверждает свои стандарты, обязательные к применению такими обществами, то дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из таких стандартов.»;

3) в последнем абзаце пункта 6 после слова «организации» дополнить словами «, а также исходя из соотношения затрат на ведение бухгалтерского учета по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации».

4) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.»;

5) дополнить пунктами 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 следующего содержания:

«7.1.

В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, руководствуясь допущениями  и требованиями, приведенными в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует в следующей последовательности:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам;

        в) рекомендации в области бухгалтерского учета.»;

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь последним абзацем пункта 6 настоящего Положения.

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.

1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движении ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) организация идентифицирует обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) существует альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1.

настоящего Положения, приводит к формированию несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета без применения указанных пунктов, руководствуясь последним  абзацем пункта 6 настоящего Положения.

Под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят решения пользователей этой отчетности.»;

6) в пункте 8 после слова «распоряжениями» дополнить словами «, стандартами»;

7) в абзаце третьем пункта 10 слова «более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации» заменить словами «повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета»;

8) в абзаце втором пункта 15 слова «за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период» заменить словами «и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату»;

9) пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.»;

10) в пункте 18 слово «положениями» заменить словами «федеральными стандартами».

11) дополнить пунктами 20.1, 20.2 следующего содержания:

«20.1.

Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, а также объяснение, по каким причинам возможны эти обстоятельства;

содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления  финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1. настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.»;

12) пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения его организациями до наступления срока его обязательного применения (досрочно), организация, досрочно применившая этот нормативный правовой акт, должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.»;

13) в пункте 24:

а) в абзаце первом:

слова «пояснительной записке, входящей в состав» исключить;

после слова «бухгалтерской» дополнить словом «(финансовой)»;

б) в абзаце втором после слова «бухгалтерской» дополнить словом «(финансовой)»;

14) пункт 25 исключить.

Источник: http://bmcenter.ru/Files/izmeneniya_v_PBU_1

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/2008

Бухгалтерский учет — это не только документальная запись хозяйственных и финансовых действий экономического субъекта, но и целая система организации отношений между партнерами, внутренними подразделениями фирмы, с внешними субъектами — органами власти, судебными инстанциями, потенциальными клиентами и инвесторами.

Читайте также:  Расторжение срочного трудового договора по истечении срока - все о налогах

Компетентный специалист, просмотрев данные бухгалтерии фирмы, может выразить мнение не только о фактическом положении бизнеса, но и об уровне квалификации бухгалтеров этого предприятия.

Бухгалтерские документы — это своеобразное «лицо» фирмы при удаленном контакте.

Поэтому важно правильное ведение структурированного учета — соблюдение законодательства, использование допустимых эффективных мер оптимизации, четко систематизированный документооборот.

Помимо Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №402 и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, к основам бухгалтерии относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету — Положения.

В настоящее время общее число ПБУ составляет 24, каждый из которых раскрывает особенности той или иной сферы бухгалтерии:

  • учетная политика;
  • движение денежных средств;
  • отчетность;
  • сведения о МПЗ;
  • сведения об основных средствах;
  • доходы;
  • расходы;
  • сведения о нематериальных активах;
  • и др.

Доступ к положениям свободный.

Виды

Учетная политика — это руководство для бухгалтерии предприятия о выбранных методах учета и расчета и обоснование перед фискальными органами тех или иных сведений подаваемых отчетов.

В силу многосторонних функций документа в него включаются нормы ведения не только бухгалтерского учета, но и налогового.

Смысловая разница между этими формами учета состоит в предназначении данных по их результатам. Бухгалтерские сведения служат для стандартного отражения деятельности предприятия, а налоговые — исключительно для исчисления налогов.

В практике встречается совмещение в одном документе разделов — по каждому виду учета. А также распространено принятие отдельных Приказов — об учетной политике в целях бухгалтерского учета и об учетной политике в целях налогообложения.

ПБУ 1/2008 содержит общие требования к Приказу, их необходимо дополнить требованиями Налогового кодекса РФ.

Содержание

Стандарт состоит из 4 разделов:

  • общие сведения;
  • правила формирования учетной политики;
  • порядок изменения учетной политики;
  • представление сведений учетной политики.

Однако содержание учетной политики вбирает нормы многих других ПБУ, НПА органов власти, судебной практики, налогового законодательства.

Общие сведения

ПБУ распространяет действие на все российские предприятия, кроме кредитных и государственных учреждений.

Кредитными предприятиями считаются те организации, которые в качестве основной экономической деятельности выполняют банковские операции по лицензии Центробанка России, — банки и небанковские кредитные учреждения.

ПБУ дает свое определение учетной политике — это комплекс методов ведения бухгалтерского учета, среди них:

  • обработка сведений;
  • создание и заполнение регистров;
  • инвентаризация;
  • работа с бухгалтерскими счетами;
  • учет, организационное распределение записей о хозяйственных и финансовых действиях и пр.

Зарубежные организации, действующие в России через представительства и филиалы, вправе применять к своим подразделениям национальные стандарты учета либо использовать российское ПБУ.

Разработка и утверждение

Формирование учетной политики возлагается на компетентное лицо. В лучшем случае это главный бухгалтер или бухгалтер. При отсутствии таковых — иной ответственный работник.

Утвердить разработанный документ об УП может только руководитель предприятия или ИП. Индивидуальные предприниматели могут вести бухгалтерский учет по своему желанию, но на законодательном уровне освобождены от него.

Алгоритм действий:

  1. Составить план будущего учета — провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства.
  2. «Примерить» план на действующую систему учета — проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета.
  3. Фактическое применение плана — включение в учетную политику, создание новых регистров.

При разработке учетной политики необходимо обеспечить в организации бухгалтерского и налогового учета:

  • своевременность отражения сведений;
  • полноценность информации;
  • готовность к ситуации, когда расходов будет больше, чем прогнозировалось;
  • предпочтение отражения сущности хозяйственной и финансовой деятельности над оформлением этого отражения;
  • рациональное осуществление бухгалтерского учета;
  • соответствие между синтетическими и аналитическими данными.

Разработанную учетную политику требуется привести в вид административного документа — Приказа или Распоряжения, который вступит в действие с началом следующего года.

Прежде в вопросе учетной политики действовало положение 1/2008 1994 года, содержащееся в Приказе Минфина №100. Затем в ходе реформы бухгалтерского учета и приближения национальных стандартов к международным нормам было принято новое ПБУ 1998 года — 1/98.

Сегодня учетной политике посвящено ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов России в 2008 году вместе с ПБУ об изменениях оценочных значений.

Документ регламентирует порядок и правила разработки внутреннего положения об учетной политике, его утверждения и ведения.

Несмотря на перечисленные реформы последнее Положение сохранило ряд первоначальных норм, которые законодатель посчитал неоспоримыми.

Так, не подверглись правкам следующие пункты:

  • деятельность предприятия считается непрерывной, т.е. считается, что предприятие не намеревается прекращать работу и будет продолжать хозяйственную деятельность в дальнейшем и, как следствие, исполнять долговые обязательства;
  • разделение активов и пассивов предприятия и активов и пассивов владельца этого предприятия, а также активов и пассивов других предприятий;
  • использование принятой и утвержденной учетной политики последовательно, период за периодом;
  • все хозяйственные операции привязываются ко времени осуществления и не зависят от их документального или денежного сопровождения.

Последнее ПБУ не изменило критериев качества сведений, добавив к ним лишь параметр своевременности.

Нововведения

Что касается ПБУ 1/2008, то последняя редакция стандарта датируется 2015 годом, а за последние полтора года новшества в документ не вносились. Однако, все изменения в бухгалтерском учете находят отражение в учетной политике хозяйствующих субъектов.

В самом ПБУ указано, что в учетную политику вносятся поправки в трех случаях:

  • новое законодательство;
  • перемены в хозяйственной деятельность предприятия — изменение вида деятельности, расширение масштабов производства, реорганизация и пр.;
  • выбор новых, более достоверно отражающих сведения, способов учета.

Изменения действуют с нового отчетного периода, если причины поправок не требуют более раннего введения в силу.

Стандартный документ об УП, как говорилось, состоит из двух частей — политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета.

Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличиях между двумя формами учета, которые давно планируется устранить, но пока в этом направлении прогресс невелик.

Допустимо формирование и отдельных документов УП по каждому учету.

Какие пункты содержит УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет — это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Какие разделы включаются в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, способ начисления амортизации, момент определения операций и другие особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета — перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Законодатель не предъявляет требований к виду документа об учетной политике. Его форму выбирает или разрабатывает сам руководитель предприятия либо бухгалтерия, но документ должен быть оформлен как Распоряжение или Приказ.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/raznoe/uchetnaya-politika/pbu-1-2008.html

Минфина к изменениям в ПБУ Учетная политика

Информационное сообщение Минфина РФ от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н внесен ряд изменений в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.

Главные цели изменений — упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Изменения в ПБУ 1/2008 вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Определено соотношение учетной политики разных организаций

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Исходя из этого ПБУ 1/2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.

Вместе с тем согласно части 14 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

В связи с этим в ПБУ 1/2008 уточнено, что в случае, когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

Исходя из части 3 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета организация делает выбор из числа способов, допускаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета.

На основе обобщения и анализа правоприменительной практики приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнен алгоритм формирования учетной политики организации.

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:1) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;2) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;3) федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета.В первом случае учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Иначе, в учетную политику организации включается именно тот способ ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета.Во втором случае организация выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения бухгалтерского учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета. Данный выбор должен производиться организацией на основе критериев, установленных ПБУ 1/2008. В общем случае такими критериями являются установленные ПБУ 1/2008 допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требования (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.В третьем случае организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу. При разработке способа ведения бухгалтерского учета она должна исходить из требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и основываться на установленных ПБУ 1/2008 допущениях и требованиях к учетной политике. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н введена последовательность использования различных источников. В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Читайте также:  Опубликован перечень системно значимых банков - все о налогах

Кроме того, в третьем случае организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности. В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухгалтерского учета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом речь идет об исключительных случаях. В этих случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики. ПБУ 1/2008 установлены следующие условия:1) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;2) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;3) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.В случае если организация отступает от общего порядка формирования учетной политики, она обязана раскрыть следующую информацию в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:1) наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;2) обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;3) содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

4) значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г.

N 69н введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО.

Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» составляется в соответствии с МСФО, илисоставленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (см.

часть 5 статьи 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»).Данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО.

Это, в частности, означает, что если применение какого-то способа ведения бухгалтерского учета, предусмотренного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т.е.

препятствует соблюдению этих требований), то такая организация вправе не применять данный способ ведения бухгалтерского учета. Вместо этого способа ведения бухгалтерского учета применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.В описанном случае в отношении каждого непримененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:1) описать такой способ;

2) раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Уточнено содержание требования рациональности

Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено содержание этого требования.

Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).

Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики

Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г.

N 69н уточнено, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее — входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период).

Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета

Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения.

В последнем случае введение в действие правил бухгалтерского учета происходит в два этапа. На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно. На втором этапе они становятся обязательными для применения.

Для случая добровольного досрочного применения нормативного правового акта по бухгалтерскому учету введено следующее требование:

если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г.

N 69н исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его (ранее — организация была обязана раскрывать это в своей отчетности);

требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (ранее — организация была обязана раскрывать это в своей отчетности).

Уточнен ряд норм Положения

Ряд норм ПБУ 1/2008 приведен в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:в пункте 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов как стандарты (ранее — приказы, распоряжения);в пункте 10 уточнено, что применение разработанного организацией нового способа ведения бухгалтерского учета конкретного объекта бухгалтерского учета должно приводить к повышению качества информации о таком объекте (ранее — более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения достоверности информации);в пункте 17 уточнено, что раскрытию подлежат принятые организацией способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения этой организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (ранее — способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности);в пункте 24 исключено упоминание того, что пояснительная записка входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.Внесены следующие терминологические уточнения:термин «государственные (муниципальные) учреждения» заменен термином «организации государственного сектора»;

термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «федеральные стандарты бухгалтерского учета».

Источник: https://cbscg.ru/press-centr/novosti/kommentarii-minfina-k-izmeneniyam-v-pbu-uchetnaya-politika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector