Незаконное возмещение НДС чем чревато по УК РФ
Незаконное возмещение НДС опустошает карман государства, поэтому фискальные органы ввели процедуру проверки предприятий на благонадежность. Бюджеты всех уровней государства образуются за счёт налоговых платежей юридических и физических лиц.
Контроль учёта своевременности оплаты платежей в казну обеспечивает налоговая служба. Налоги – главная составляющая финансовой и экономической стабильности страны. Большую часть бюджетного объёма обеспечивают всего четыре вида налога.
На добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. НДС обеспечивает заполняемость казны на 45% и возмещается государством.
Право на возврат НДС и процедура возмещения
Плательщиками налога являются:
- Юридические лица.
- Государственные органы. При условии, что учреждение действует в собственных интересах.
- Индивидуальные предприниматели.
Перечисленные лица оплачивают налог с реализации товаров, услуг внутри РФ или с товара, ввозимого через таможню. При условии, что не используют в бухгалтерской отчётности режимы ЕСХН, УСН.
Данные финансовых институтов показывают, что суммы, подлежащие возврату, превышают суммы, перечисленные в бюджет.
Процедура предусматривает несколько этапов:
- Бухгалтерия формирует пакет документов.
- Направляет его в инспекцию.
- Налоговая проводит проверку и принимает решение.
Вернуть деньги компания может только получив одобрение налоговиков.
Документы, необходимые для осуществления процедуры:
- декларация. Бухгалтер указывает сумму, подлежащую возмещению;
- счета-фактуры;
- журнал регистраций проводок;
- книга покупок и продаж;
- договор между контрагентами;
- таможенная декларация;
- выписка из банка;
- заявление о возврате налога на счет компании;
- заявление о зачете в счет предстоящих платежей.
Форма заявления для налоговой выбирается в зависимости от конечной цели.
При прохождении проверки инспектор может запросить дополнительную документацию, подтверждающую правомерность заявленных требований. Законодательство отвело налоговикам три месяца для принятия решения.
Запрос налогового инспектора, поступивший через 90 дней, может быть оставлен бухгалтером без рассмотрения. Налоговые органы часто нарушают сроки проверок, искусственно затягивая принятие решения.
Нарушение следует обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.
Налоговый орган, завершив камеральную проверку, в течение недели оформляет решение о возмещении или отказе в возврате НДС. Извещает организацию в течение 5 дней с момента вынесения решения.
Положительное решение инспекции обязывает налоговиков на следующий рабочий день направить поручение на возмещение налога в казначейство.Отказ налоговой необходимо обжаловать в суде.
Зачисление на расчётный счет компании производится в течение 5 дней с момента получения казначейством уведомления. Нарушение законодательства позволяет бухгалтерии на 12 день просрочки начислить штрафные проценты.
Мероприятия, проводимые инспекцией, в обоснование принятого решения:
- Запросы в территориальные инспекции о наличии зарегистрированных компаний. Сведения об учредителях, директора, отчётности за прошедшие периоды.
- Запросы в банки о состоянии расчётных счетов.
- Беседы с сотрудниками компании.
- Осмотр складских помещений.
Налоговая может как осуществить указанные мероприятия, так и ограничиться камеральной проверкой.
Мошеннические схемы
Недобросовестные лица применяют полулегальные и нелегальные схемы, пользуясь несовершенством законодательства. Незаконный возврат стал формой прибыльного бизнеса для чиновников и граждан.
От деятельности таких компаний страдают добросовестные налогоплательщики.
Оптовая компания Н. закупала товар с мизерной наценкой у компании М., размещая его на складе. Объем реализованного товара был намного меньше объёма купленного, причем разница в ценнике также была минимальна. Налоговая назначила выездную проверку, обнаружив ежеквартальные декларации на возврат НДС.
Проверка выявила:
- товар приобретался у поставщиков, которые впоследствии ликвидировались;
- реализация осуществлялась фирме, имеющей признаки недобросовестности.
Фискальный орган не смог проверить документацию компании М. и конечного приобретателя. Инспекция сделала выводы о наличии схемы, отказала компании в вычетах.Генеральный директор Н. обратился в арбитраж и доказал законность операций, признав решение налоговиков незаконным.
Налоговики, усмотрев в действиях юридического лица наличие незаконных действий, обязаны:
- Проверить наличие товара на складе.
- Опросить свидетелей о деятельности компании.
- Доказать отсутствие факта отгрузки продукции на склад и со склада.
Внимание. Налоговые инспекторы пренебрегают своими обязанностями,принимая незаконные решения. Отсутствие доказательств умысла в действиях должностного лица – основание для обжалования решения инспекции в суде.
Корректировка таможенной стоимости
Компания Р. закупила комплектующие к электронному оборудованию по цене 2 000 рублей за набор. Заполнила декларацию на таможне, указав цену в соответствии с контрактом.
Таможенники,признав заявленную стоимость заниженной, произвели корректировку до 4 200 рублей за комплект. Компания Р. уплатила налог исходя из цены 4 200 рублей. Импортер реализовал комплектующие без наценки за 4 200 рублей, подал декларацию.
Налоговики признали документы законными и разрешили возмещение из бюджета.
Общество Р., получив деньги на расчетный счет, направляет иск в арбитражный суд о признании действий таможенных органов по корректировке цены незаконными и выигрывает его.После чего стоимость комплектующих корректируется в обратную сторону до 2 000 рублей и таможенный орган возмещает излишне взысканный налог. После чего импортер прекращает свою деятельность в связи с реорганизацией.
Авансы, необеспеченные товаром
Компания – заемщик оформила договор поставки продукции с посредником и перечисляет последнему предоплату, используя полученный в банке кредит. Посредник переправляет всю сумму компании однодневке. Заемщик получил право на возмещение НДС. Компания однодневка под любым предлогом возвращает полученную сумму на счет заёмщика, которая рассчитывается по кредитному обязательству.
Налоговики считают такую схему мошеннической, ввиду отсутствия возможности проверить покупку товара. Однако действия компании основаны на действующем законодательстве, позволяющем возмещать НДС с выплаченных авансов – п.12 ст.171 Налогового кодекса.Налоговая служба считает, что в таких схемах непосредственное участие принимают банки, выдавшие кредиты под авансирование.
Отсутствие доказательств невыполнения условий договора между компаниями в соответствии с гражданским кодексом не позволяет признать сделку незаконной. Многие компании используют данную схему для вполне реальных прибыльных проектов.
Занижение стоимости товара на таможне и незаконные действия налоговых служб
Компания, зарегистрированная в офшоре, приобрела у производителя станки и реализовала российской компании по заниженной цене. Российский импортер, ориентируясь на заключенный договор, перечисляет таможенную пошлину и НДС.
ВРоссии станки продаютсякомпании «Нота» с признаками однодневки с минимумом наценки и как следствие, минимальным НДС. «Нота»реализует продукцию по рыночной стоимости, не выплачивая никаких налогов.
Выручка с продажи товара переводится в офшор в целях рефинансирования и закупки следующей партии.Чиновники ФНС считают такие операции мошенническими
Косвенные доказательства незаконного возврата НДС:
- Реализация товара по завышенной цене.
- Предприятие не закупает оборудование, но регулярно возмещает НДС.
- Отсутствует какое-либо строительство для собственных нужд, но НДС возмещается.
- Большой оборот, но небольшие суммы налогов.
- Проведение частых встречных проверок.
- Заниженная таможенная стоимость.
- Авансовый платёж заемными средствами по договору поставки.
- Корректировка таможенной стоимости.
Чиновники налоговой службы откажут в возврате НДС в случае обнаружения косвенных доказательств нарушения. Налоговая инспекция, обнаружив косвенные доказательства применения серой схемы, выносит формальное решение.
Рассмотрим самые распространённые причины отказов:
- Поставщик не оплатил налог. Право на возмещение НДС у экспортера не зависит от оплаты налоговой суммы в бюджет поставщиком – ст. 164,165,171,176 НК РФ.
- Место регистрации компании отличается от местонахождения юридического лица. Законодательство разрешает юридическим лицам заниматься деятельностью по фактическому адресу, отличному от места регистрации.
- Отсутствует квитанция о приеме груза при доставке товара железнодорожным транспортом. Основным документом является копия железнодорожной накладной. Квитанция – вспомогательный документ.
- Счета-фактуры оформлены с ошибками. Наличие в документе необходимых реквизитов не может служить основанием отказа.
- Добавочные листы таможенной декларации не проштампованы, отсутствует информация о вывозе товара. Таможня проставляет штамп только на основном листе.
- Предприятие не обосновало возмещение и выгоду.Законодательство ввело понятие презумпции добросовестности налогоплательщика. Чиновники не имеют права отказать при обнаружении каких-либо нарушений в отчётности.
Наличие формальной причины в решении чиновников незаконно.
Управляющий компании, директор вправе оспорить неправомерный отказ. Косвенное доказательство не является причиной отказа в возмещении.Возникшие сомнения трактуются в пользу налогоплательщика – п.7 ст. 3 НК.Согласно статистике, в 90% случаев суды встают на сторону бизнеса.
Требование государства пополнять бюджет активизировало деятельность фискальных и правоохранительных органов. Инспекции штампуют формальные отказы практически всем. Такое решение инспекции может быть причиной возбуждения уголовного дела и в отношении добросовестных владельцев бизнеса.
Ответственность за хищение денежных средств из бюджета
Незаконный возврат НДС стал бизнесом для некоторых чиновников.
Практика рассмотрения уголовных дел отмечает увеличение случаев незаконного изъятия денежных средств при участии сотрудников налоговых служб.
Компании беспрепятственно проходят все камеральные проверки, согласовывают выплаты с вышестоящим начальством. Конечный результат позволяет обналичивать суммы и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Недобросовестные налогоплательщики используют в своих схемах компании однодневки,которые регистрируются под конкретную сделку, а затем ликвидируются. Лицо, обладающее функциями управленца, беспрепятственно подпишет необходимые договоры, счета-фактуры и другую документацию, озвучит заготовленную версию при проверке.
Признаки фиктивных компаний:
- Юридический адрес компании имеет признак массовости.
- Дата создания юридического лица. Однодневки создаются на короткий срок, для проведения одной-двух сделок.
- Отсутствие затрат на аренду офиса, хозяйственные нужды.
- Руководитель компании фигурирует в качестве управленца в массе других фирм.
- При создании компании использовался паспорт гражданина без его ведома.
- Директор не наделен управленческими функциями.
- Суровая реальность требует внимательности при подписании договоров между контрагентами. Проверка руководителей фирмы на добросовестность избавит от лишних забот.
Незаконное возмещение квалифицируется по статье 159 УК РФ (мошенничество). Статья предусматривает до 10 лет лишения свободы.
Практика. Группа лиц занималась незаконным возмещением НДС из бюджета. Сумма ущерба составила более 400 млн рублей. Следствие выявило несколько эпизодов мошеннической деятельности группы. Самое серьезное наказание получил бывший руководитель налоговой службы, обеспечивавший беспрепятственное прохождение проверок. Окончательный приговор суда обеспечил бывшему чиновнику 14 лет колонии.
Судебная практика
Арбитражные суды, изучая материалы дела, выявляют добропорядочность заявителя, наличие деловой цели. Все доводы сторон в процессе должны основываться на законе и подтверждаться документами.
Налоговая отказала компании «Магистраль» в возмещении денег из бюджета из-за наличия признаков неблагонадежности поставщика ООО «Тандем»:
- Продавец предоставил в инспекцию нулевые декларации за последний отчетный период.
- Адрес фактического пребывания Общества «Тандем» не совпадает с юридическим адресом.
- Директор ООО «Тандем» является учредителем и управленцем другой компании.
- ООО «Магистраль» предоставила отчетность по нулевому балансу.
- Приглашенный адвокат решил оспорить отказ иподал заявление в арбитраж.
Суд отменил решение налоговиков, обосновав выводы недоказанностью недобросовестности компаний. Предоставление нулевых отчётов не может служить доказательством необоснованной налоговой выгоды.
Производственному предприятию «Даль» было отказано в возврате НДС. Таможенную пошлину за ввезенный в Россию товар оплатило третье лицо ООО «Стандарт». Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований производственного предприятия. Директор компании обратился к адвокату, который составил апелляционную жалобу.
Апелляция отменила решение в связи с нарушением норм законодательства, всоответствии п.2 ст. 328 НК РФ.Таможенные пошлины могут оплачиваться из заёмных средств, право предприятия «Даль» на вычет не может зависеть от источника их поступления. Использование заёмных средств для оборота компании закреплено действующим законом.
Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/ekonom/nezakonnoe-vozmeshhenie-nds
Незаконное возмещение НДС: статья УК РФ за возврат, виды наказания и ответственность
Налоговые платежи играют огромную роль в формировании государственной экономики. Их недопоступление в бюджет приводит к сокращению многих социальных программ и к другим неблагоприятным последствиям.
Еще больший ущерб государство получает от проделок мошенников, которые пытаются осуществить незаконное возмещение НДС, то есть изъять деньги из бюджета страны под видом разрешенного возмещения налога.
Процедура возмещения налога
Налоги − одна из самых главных составляющих финансовой стабильности страны. Бюджет формируют в основном 4 типа налогов и НДС один из них, он заполняет казну на 45%. Контроль над своевременной уплатой налогов ведет Налоговая служба, она же предоставляет выбор налогоплательщикам режима отчетности.
Юридические лица, государственные органы, а также индивидуальные предприниматели, которые четко соблюдают правила выплаты налогов, имеют право на его возврат. Эта процедура не инициируется государством автоматически, ее должен активировать руководитель предприятия или бухгалтер.
Процедура состоит из нескольких этапов:
- Бухгалтер формирует пакет документов.
- Отправляет его в налоговую инспекцию.
- Налоговая служба проверяет документы, и принимает решение.
- При наличии согласия, компания может получить средства.
Очень часто налоговики затягивают проверку и намеренно нарушают установленные сроки, но подобные действия легко оспорить в суде. В случае если своевременные требования предъявить документацию или объяснить, к примеру, низкую зарплату были отклонены бухгалтером, то предприятие могут оштрафовать и отказать в возврате налога.
Если же все документы в порядке, налоговая выносит решение о возврате средств, и на протяжении 5 дней после принятия решения, должна уведомить руководство предприятия.
Зачисление средств должно произойти также не позже 5-го дня после принятия решения.
Если средства на счет фирмы так и не поступили, то после 12 дней бухгалтерия может начислять штрафные проценты, которые законодательство в лице Налоговой, должно погасить.
Виды мошеннических схем
Несовершенство законодательных актов стало отличной «площадкой» для формирования мошеннических схем. Незаконный возврат НДС одна из основных форм прибыльного бизнеса, как среди частных предпринимателей, так и среди юридических лиц.
Самой частой схемой возмещения налогов предстает банкротство компании. Все товары, числящиеся в одной фирме, продают на счет другой, только что организованной. Конечно же, без фактической оплаты.
Далее все реализуемые товары подлежат налогообложению, согласно установленному порядку.
Естественно у владельца товаров возникает обязанность уплачивать налоги, но сам налог уже был заложен в сумму продажи.
Таким образом, владелец компании имеет право подать заявление на возмещение НДС, так как он был им уплачен продавцу. Продавцом и покупателем выступает фактически одно и то же лицо, хотя юридически, фирма может быть зарегистрирована на другого человека.
Популярным методом отмывания денег является создание фирмы однодневки. К примеру, зарегистрированная фирма составляет договор на покупку товаров с фирмой однодневкой. Для расчета за поставку товаров, существующая на самом деле фирма, берет в банке кредит и этими же средствами рассчитывается с фирмой однодневкой якобы полученный товар.
Далее компания имеет право на возмещение НДС.
В конечном итоге, компания подлинная получает возмещение налога, а компания однодневка под любым предлогом возвращает денежные средства опять-таки на счет подлинной компании.
Руководство компании рассчитывается за взятый в банке кредит и имеет чистую прибыль в виде возмещенного НДС. Компания однодневка сразу после осуществления сделки ликвидируется.
Сотрудники Налоговой службы активно борются с хищением государственного имущества при мошенничестве с налогами. За время своей работы налоговые работники уже сформировали ряд признаков, которые помогают им определить и своевременно пресечь незаконный возврат налогов.
К косвенным доказательствам незаконного возврата НДС относят:
- реализацию товара по завышенной цене;
- предприятие не закупает товары и оборудование, но при этом регулярно возмещает налог;
- отсутствует какое-либо строительство, но НДС возмещается;
- большой оборот товаров, но небольшие суммы налогов;
- заниженная таможенная стоимость товаров;
- проведение частых встречных проверок;
- по договору поставки авансовый платеж осуществляют заемными средствами;
- частая корректировка таможенной стоимости товаров.
Очень часто фиктивные компании можно обнаружить, сверив данные о юридическом адресе, который может носить признаки массовости. Юридическое лицо может быть создано совершенно недавно, это тоже настораживает налоговиков, ведь фирмы однодневки создаются непосредственно перед проведением коррупционной схемы.
В бухгалтерских отчетах проверяемой компании могут отсутствовать затраты на аренду и выплату зарплаты работникам. Это говорит о том, что фактически компания не функционирует, а есть только на бумаге. Самой банальной формой махинации выступает создание фирмы на паспорт человека без его согласия или на людей без определенного места жительства.
Наличие вышеперечисленных фактов дает налоговикам повод и основания провести камеральную проверку и ряд других мероприятий, подтверждающих законность или незаконность действий предпринимателей.
Ответственность за незаконное возмещение налога
Действия злоумышленников не регламентирует конкретная статья Уголовного кодекса. К ответственности преступников привлекают по статье 159 УК мошенничество. В зависимости от формы осуществления махинации, виновному могут вменяться и статьи по совокупности, к примеру, за хищение государственного имущества или же уклонение от уплаты налогов.
Как показывает практика, к преступлениям подобного типа часто причастны недобросовестные работники Налоговой службы. Используя свое служебное положение, им удается беспрепятственно проходить все камеральные проверки, и в конечном итоге, использовать по собственному усмотрению обналиченные деньги государства.
Подобные действия работников Налоговой службы квалифицируются сразу по двум статьям 159 мошенничество с использованием своего служебного положения, а также превышение полномочий.
За подобные действия нарушители будут наказаны лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с выплатой штрафа и конфискацией имущества.
Выбор санкции напрямую зависит от ущерба, который своими действиями вызвали нечестные на руку чиновники.
Обвинения, которые предъявляют участникам производства о хищении денег из бюджета, считаются одними из самых серьезных.
Дело в том, что своими незаконными действиями виновные вредят нормальному развитию экономики в стране и подрывают авторитет государства на международном рынке, не говоря уже о нарушении интересов законопослушных предпринимателей, которые ведя честной бизнес, получают отказы из-за массовых махинаций.
Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/nezakonnoe-vozmeschenie-nds.html
Ответственность за возмещение НДС Судебная практика по НДС
В связи с нехваткой в бюджете денежных средств резко активизировалась деятельность налоговиков и правоохранительных органов по собираемости обязательных платежей.
Если раньше к проверкам по возмещению НДС было придирчивое отношение, то теперь налоговики норовят отказать в возврате налога без веских на то оснований.
При этом решение об отказе в возмещении НДС может послужить основанием для возбуждения уголовного дела. когда о хищении бюджетных средств никто и не помышлял.
С другой стороны многие клерки, бухгалтеры, директора работают только с документами, иногда не видя реальной картины происходящего движения товара.
Эти лица, подписавшие подготовленные для них документы, могут и не подозревать, что стали вовлеченными в схему незаконного возврата НДС.
При вызовах в органы старшие партнеры начнут убеждают, что все обойдется, а работник даже уже и не помнит, что подписывал. и не понимает, как эту проблему будут решать.
О своей защите следует озаботиться сразу же после первых вызовах на допросы в налоговую в рамках проводимой проверки обоснованности возмещения НДС. Это следует сделать, даже если вы уверенны, что возмещение происходит законно.
И уж точно к адвокату следует обратиться, если вас приглашают для беседы в правоохранительные органы.
Данное приглашение означает, что рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела, и у вас будут отбирать объяснение либо допрашивать.
Что такое незаконный возврат НДС?
Незаконный возврат НДС — это хищение из бюджета денежных средств под видом вычета по указанному налогу с использованием фиктивных схем, подставных компаний, номинальных директоров.
При этом данные действия прикрываются на первый взгляд вполне законными декларациями, документами и объяснениями, позволяющими получить в соответствии с Налоговым кодексом указанный вычет.
Как происходит незаконный возврат НДС?
Вообще возмещение (возврат) НДС, когда на него есть основания, является вполне законной процедурой.
Чаще всего это происходит при экспорте — государство таким образом уменьшает стоимость экспортируемого товара для повышения его конкуренции заграницей. Возмещение по НДС возможно при реализации льготных категорий товаров. Также возврат возможен, когда оплата приобретенных товаров или выполненных работ переносятся на последующие налоговые периоды.
С целью хищения НДС из бюджета выбирается одно из вышеуказанных законных оснований, под него разрабатывается схема, готовятся документы, проводятся подготовительные сделки, иногда и с реальным перечислением денежных средств, заполняется липовая декларация и сдается в налоговую инспекцию. При этом реального движения товаров, выполнения работ, услуг не происходит, выплат налога по каждой из сделок, увеличивающей стоимость конечного продукта не осуществляется.
Для усложнения последующих проверок в схемах возврата НДС используются несколько организаций (фирмы однодневки). чаще всего они приобретаются именно под данную сделку, а затем ликвидируются.
В каждой организации необходимо обеспечить своего директора, который подпишет договоры, акты, счета-фактуры.
Если предполагаются в последующем походы в налоговую для дачи объяснений при проверке, то привлекают номинала — своего человека, который выдаст заранее подготовленную версию .
Иногда номиналов предоставляют компании, специализирующиеся на регистрации фирм однодневок и поиску людей, готовых за небольшую плату подписать что угодно.
Бывают случаи, когда в фирмах однодневках вписываются директора по утраченным документам, при этом граждане даже и не подозревают о вновь обретенной должности.
Такие псевдо-директора, естественно в налоговую и к следователю не пойдут. а если и пойдут, то дадут скорее всего показания, нужные следствию.
К возврату НДС из бюджета, особенно в крупных суммах, государство относится очень внимательно и придирчиво, поэтому практически все возмещения, а особенно крупные, проверяются налоговиками.
На настоящий момент налоговики научились достаточно эффективно определять обоснованным или необоснованным является требование о вычете НДС.
При этом с целью пополнения бюджета фискалам присуще вставать на позицию отказа в возмещении, хотя вычет вполне может быть и обоснован. Не довольны — можете обратиться в арбитражный суд и обжаловать решение налогового органа.
Cтановиться понятным, что в превалирующем большинстве случаев незаконного возмещения НДС данные преступления совершаются не без участия сотрудников налоговых органов.
которые обеспечивают беспрепятственное прохождение налоговой проверки, принятия положительного решения, согласования его на комиссии с участием налоговиков из вышестоящих управлений.
Конечной задачей является получение положительного решения, на основании которого денежные средства перечисляются из казначейства на расчетный счет организации, с которого впоследствии обналичиваются.
Какая ответственность предусмотрена за незаконный возврат НДС?
За незаконный возврат НДС можно получить до 10 лет реального тюремного заключения.
Практически все знают, что за незаконное возмещение НДС наступает уголовная ответственность. Но вот какая именно? Для ответа на этот вопрос нужно правильно квалифицировать преступление, то есть выбрать статью УК, и посмотреть предусмотренную по ней санкцию.
Дело в том, что многие полагают, что незаконный возврат НДС — это налоговое преступление. подпадающее под санкцию статьи 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации. Максимальное наказание по первой части данной статьи предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, а по второй части (неуплата налога в особо крупном размере или группа лиц) до 6-ти лет.
Однако по уже устоявшейся судебной практики незаконный возврат НДС квалифицируется по ст. 159 УК РФ — мошенничество .
Суды объясняют такую правоприменительную практику следующим. При использовании незаконных схем по возврату НДС предоставляются фиктивные документы, о том что суммы налога уже якобы уплачены в бюджет, хотя на самом деле этого не происходит. Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего. поскольку налог не уплачивался.
Поэтому когда НДС незаконно возвращается — поступает на счет организации, то по своей сути происходит его хищение из бюджета. Поскольку при этом предоставлялись фиктивные документы, делались лживые заявления (в том, числе в декларации, и последующих объяснениях), то хищение осуществляется путем обмана. Данная совокупность как раз и образует состав преступления — мошенничество.
Наказание за мошенничество более суровое. Так по части четвертой 159 УК (обычно она и применяется) предусмотрено лишение свободы до 10-ти лет со штрафом до 1 млн. руб.
Если незаконность возмещения НДС будет выявлена после положительного решения о возмещении НДС, и поступления денежных средств из казначейства на расчетный счет фирмы, то преступление будет считаться оконченным. Если деньги перечислены не будут.
в том числе из-за отказа в возмещении НДС, то действия будут квалифицированы как покушение.
Поскольку при покушении реального ущерба для государства не произошло, то можно будет рассчитывать на более мягкое наказание, которое тем не менее может оказаться реальным, а не условным.
Какое наказание может грозить за возмещение НДС из бюджета?
Исходя из последней судебной практики можно делать вывод, что за незаконное возмещение НДС фигуранты приговариваются к реальным срокам лишения свободы.
За незаконны возвраты НДС на большие суммы приговаривают в районе 7 лет реального лишения свободы, за многоэпизодные возмещения наказания по совокупности могут превышать и 10 лет. Так достаточно показательно Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.
2011 №9-О11-59сп, которым оставлен в силе приговор в отношении одного из подсудимых, приговоренного по совокупности многоэпизодных возмещений к 14 годам лишения свободы.
В общем наказания за незаконный возврат НДС достаточно суровые, и самостоятельно без адвоката проводить свою защиту по таким составам конечно же не следует.
Какие мероприятия осуществляют налоговики при проведении проверки обоснованности возмещения НДС?
Основная задача налоговиков состоит в том, чтобы доказать схемность и фиктивность, заключенных сделок.
В ходе проверки правомерности возмещения НДС налоговики могут осуществлять следующие мероприятия :
- запрашивать в налоговых инспекциях, на территориях которых зарегистрированы организации, включенные в схему возмещения НДС, информацию об открытых счетах. об уплаченном в проверяемом и предшествующих периодах НДС, учредителях и участниках, и иную информацию;
- получать в банках информацию по движению денежных средств на расчетных счетах проверяемых фирм;
- допрашивать директоров, бухгалтеров и иных работников организаций, в цепочке сделок, по которым должен был уплачиваться НДС;
- осуществлять осмотры складов, помещений. строительных площадок с целью проверки наличия закупленной продукции, построенных зданий;
- направлять требования о предоставлении документов, подтверждающих реальное осуществление сделок. договоров, счетов-фактур, первичных документов бухгалтерского, складского, производственного учета.
Признаки незаконного возмещения НДС
Собранная в ходе налогового контроля информация анализируются, чтобы выявить признаки незаконного возмещения НДС фиктивные фирмы, наличие номинальных директоров, схемный характер сделок, фиктивность заключенных договоров.
Признаки фиктивных фирм (фирм однодневок) :
- недавняя регистрация юр. лиц «под сделку»;
- регистрация компании по массовым адресам;
- незначительный штат сотрудников;
- фактическое отсутствие фирмы по месту нахождения;
- отсутствие затрат на содержание офиса, закупку канцелярских принадлежностей, оргтехники.
Признаки номинальных директоров :
- лицо в массовом порядке является руководителем или учредителем в других юр. лицах;
- лицо на допросе в налоговой, а чаще всего в правоохранительных органах, не может ответить на элементарные вопросы, которые должен знать руководитель данной организации (в каких банках открыты счета, у кого находятся ключи банк-клиента, кто ведет бухучет, какой штат, где расположен офис, и т.д.);
- использованы документы гражданина без его ведома;
- на допросе директор признается, что он номинал.
Признаки фиктивности сделок :
- выявление поддельных подписей в документах;
- не подтверждение лицами подписей, проставленных от их имени;
- отсутствие реального пересечения товаров границы РФ;
- отсутствие движений по счетам, сопоставимым с условиями договоров;
- отсутствие реального движения товаров, отсутствие на складах оборудования, не выполнение заявленных работ.
Признаки схмености сделки :
- отсутствие экономической целесообразности в заключении сделок;
- взаимозависимость юридических лиц — участников сделок;
- отсутствие до возмещения начислений НДС, сравнимых с заявленными в проверяемом периоде;
- перерегистрация фирмы (фирм) в другую инспекцию непосредственно перед возмещением НДС ( к «своим» инспекторам);
- наличие в совокупности вышеуказанных факторов, позволяющих делать вывод, что умысел направлен только на создание формальных оснований для возмещения налога, без реальной экономической деятельности.
Что можно предпринять для своей защиты до возбуждения уголовного дела?
Особенностью дел по возмещению НДС является возможность организовать защиту еще до возбуждения уголовного дела. Надо учитывать, что все материалы, которые будут собраны в ходе налоговой проверки. в случае признаков незаконного возмещения будут переданы в правоохранительные органы, и в последствии станут основой уголовного дела.
Поэтому на стадии проверки надо быть готовым, что в налоговую для пояснений будут вызваны директора всей цепочки юр. лиц. показания которых будут иметь существенные значения для дела.
Надо анализировать вопросы, которые озвучивались на допросах, для определения «слабых мест» в позиции налогоплательщика, и предпринимать меры к ее усилению, предоставляя дополнительные документы либо пояснения.
Как уже указывалось, решение об отказе в возмещении НДС и привлечении общества к налоговой ответственности может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Однако уголовные дела при наличии решения арбитражного суда об отмене решения об отказе в возмещении НДС уголовно-судебной перспективы не имеют. Вступивший в силу судебный акт является обязательным для всех организаций и государственных органов, в том числе и для правоохранительных.
Соответственно, если отказ в возмещении НДС оспорить в арбитражном суде, и выиграть это дело, то у вас появится железобетонное доказательство того, что НДС возмещается законно.
Перед обращением в арбитраж в обязательном порядке необходимо пройти процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренные Налоговым кодексом – подать аргументированные возражения на акт налоговой проверки, обжаловать решение об отказе в возмещении НДС. Сами по себе эти действия иногда приносят желаемый результат. и могут исключить основания для возбуждения уголовного дела.
Подключение профессиональных юристов при составлении акта и оспаривании решения естественно является обязательным.
Что делать, если правоохранители начали проверку по незаконному возмещению НДС
Эффективность действий правоохранителей намного выше, по отношению к действиям налоговиков, поскольку арсенал действий у них побогаче.
В ходе доследственной проверки и расследования уголовного дела надо быть готовым к тому, что будут проведены обыски по адресам офисов, складов и в жилищах фигурантов.
Если попытка возмещения НДС была крупной, то не исключено, что будет установлены IP-адреса соединений банк-клиентов, организована прослушка телефонных разговоров и просмотр электронных сообщений .
При расследовании будут с пристрастием допрашиваться лица, уже опрошенные при проведении налоговой проверки, будут устанавливаться иные фигуранты, имевшее отношение к незаконному возмещению НДС: налоговики лоббировавшие возмещения, решальщики, реальные бенефициары бизнеса, заинтересованные в возмещении, лица фактически ведущие бухучет. Цель допросов и иных следственных действий все та же — подтвердить наличие признаков незаконности возмещения НДС, а также доказать вину конкретного обвиняемого.
На данной стадии противоречия между фигурантами дела обостряются, правоохранители на этом умело играют. Простым исполнителям — подписантам будет предложено занять позицию, что они не вполне понимали происходящее.
Не знали, что реализуются схема незаконного возврата НДС, документы ими не готовились, подписывались номинально. Взамен вывода из дела или смягчения наказания будет предложено активно помочь следствию. Истинным бенефициарам возмещения необходимо, чтобы показания оставались прежними.
для чего требуется организация сложной системы защиты, когда контролируются показания каждого вызываемого фигуранта дела.
На стадии доследственной проверки и расследования уголовного дела привлечение адвоката становится обязательным. При допросах адвокат не допускает нарушений процессуальных прав допрашиваемых, настаивает, чтобы в протоколе была изложена именно та версия, которая была озвучена при допросе, получает ценную информацию, которую «услышать» непрофессионал просто не сможет.
Для определения «слабых мест» в позиции защиты надо добывать немногочисленную информацию. по крупицам получаемую в ходе защиты по делу, из следующих источников :
- фабул поставленный о возбуждении уголовного дела и предъявления обвинения;
- вопросов, которые озвучивались на допросах;
- вопросов, постановленных эксперту, материалов, отправляемых на экспертизу;
- заключений специалистов;
- показаний на очных ставках свидетелей обвинения.
После профессионального анализа защитник должен предпринимать меры к усилению своей позиции, предоставляя дополнительные доказательства и корректируя показания.
Основным направлением защиты, естественно, является доказывание отсутствия состава преступления.
Для этого надо доказать, что все основания для возмещения НДС были реальными: товары пересекали границу, работы выполнялись, платежи осуществлялись.
Если какие-то обстоятельства выбиваются из обычной деловой практики, то необходимо разработать четкие и убедительные объяснения, что это не является признаком схемы возмещения налога.
Также, как способ защиты, могут использоваться действия направленные на квалификацию действий не по 159 УК РФ, а по 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).
Несмотря на сложившуюся практику такие действия предпринимать возможно.
Необходимо доказать, что умысел фигурантов был направлен не на хищение бюджетных средств, а на неполную уплату НДС либо получение по нему необоснованного вычета.
Эффективную защиту по делам о незаконном возврате НДС может проводить только высококвалифицированный адвокат, специализирующийся на экономических преступлениях.
Источник: https://vashyuriskonsult.ru/money6/otvetstvennost-za-vozmeshhenie-nds-sudebnaya-praktika-po-nds/
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Согласно ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее — НДС), исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные названной статьей налоговые вычеты.
Кодекс установил перечень условий, необходимых для применения указанных вычетов (представление счета-фактуры, соответствующего требованиям ст. 169 Кодекса; документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; принятие на учет товаров (работ, услуг); использование товара (работ, услуг) в деятельности, подлежащей обложению НДС, или приобретение их для перепродажи).
Несоблюдение перечисленных требований влечет отказ в предоставлении налогового вычета.
При наличии спора между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу обоснованности отказа в возмещении налога арбитражный суд проверяет, все ли документы представлены и соответствуют ли они установленным требованиям.
Между тем, бывают ситуации, когда счет-фактура внешне соответствует требованиям ст. 169 Кодекса (в части наличия всех реквизитов). В то же время при встречной налоговой проверке выясняется, что поставщик товара отсутствует (находится в розыске, не состоит на налоговом учете, ИНН является вымышленным).
Понятно, что в таком случае отсутствующий или несуществующий поставщик налог в бюджет не перечислит. Отказывая в возмещении налога, суды ссылаются не только на недостоверность документов, но и на недобросовестность налогоплательщика, который не проявил должной осмотрительности в выборе контрагента.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа выработал правовой подход, позволяющий квалифицировать факт вступления налогоплательщика во взаимоотношения с контрагентами, имеющими пороки субъектного состава, как проявление недобросовестности с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определения от 25.07.01 N 138-О.
При осуществлении предпринимательской деятельности, которая в силу ст.
2 Гражданского кодекса РФ осуществляется самостоятельно и на свой риск, лицо должно проявить достаточную коммерческую осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, наличие у него необходимой регистрации, в том числе принять меры для проверки взаимоотношений такого контрагента с налоговыми органами.
Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее сделки с несуществующими поставщиками. Такие ситуации не должны приводить к необоснованным выплатам из федерального бюджета. Суд делает вывод о том, что налогоплательщик, не проявивший необходимую осмотрительность при выборе контрагентов, не может считаться добросовестным.
В юридической литературе высказано сомнение по поводу уместности такого обоснования.*(1)
Не останавливаясь подробно на правомерности аргумента о недобросовестности налогоплательщика в данной ситуации, полагаем, что правильным является выявление нарушений в документах (в отношении счетов-фактур имеются довольно четкие требования, изложенные в ст.
169 Кодекса), а также указание на недостоверность содержащейся в этих документах информации.
В то же время отказаться от использования концепции добросовестности налогоплательщика в спорах, связанных с применением налоговых вычетов, нельзя, так как Кодекс не может учесть разнообразные ситуации (взаимоотношения с поставщиком, находящимся в розыске и т.д.).
Из кассационных жалоб налогоплательщиков видно, что они не могут принять позицию суда, отказавшего в возмещении налога в ситуации, когда налог поставщику перечислен, счет-фактура соответствует требованиям ст. 169 Кодекса, однако поставщик находится в розыске, в связи с чем налог в бюджет не поступил.
Представляется, что на современном этапе развития экономики и налогового законодательства без правовых позиций о добросовестности налогоплательщика, коммерческой осмотрительности не обойтись.
В названном определении Конституционный Суд РФ обращает внимание на разграничение налоговых и гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения вытекают из договора и основаны на принципе разумности и добросовестности действий его участников.
Налогоплательщики должны приучиться к тому, чтобы устанавливать надежные хозяйственные отношения с законопослушными поставщиками и нести бремя налоговых последствий в случае проявления коммерческой неосмотрительности.
Таким образом, получивший широкое распространение тезис о неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента представляется необходимым в приведенных ситуациях и излишним, когда нормы Кодекса позволяют установить недостатки в оформленных документах, а также в случае противоречий между документами.
Отсутствие необходимых документов, вне зависимости от действия презумпции добросовестности налогоплательщика, исключает возможность применения налоговых вычетов, поскольку необходимость документально подтверждать право на уменьшение налогооблагаемой базы возложена законодателем на налогоплательщика*(2).
За выводом суда о необоснованном применении налоговых вычетов следует вопрос о том, должен ли налогоплательщик нести налоговую ответственность.
В ситуациях, когда счета-фактуры и другие документы не подтверждают права на налоговый вычет, применяется ответственность. Суд учитывает, что налогоплательщик не подтвердил свое право на налоговый вычет и необоснованно предъявил налог к возмещению из бюджета.
Сложнее ситуация, при которой причиной отказа является коммерческая неосмотрительность налогоплательщика или, как чаще указывается в судебных актах, недобросовестность.
Необоснованное принятие сумм НДС к вычету, повлекшее неуплату (неполную уплату) сумм налога, является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса.
В соответствии с указанной нормой состав налогового правонарушения образует неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В определении Конституционного Суда РФ от 04.07.02 N 202-О указывается, что меры ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ могут применяться только за такие деяния, влекущие неуплату или неполную уплату налога, которые совершены виновно.
Согласно ст. 110 Кодекса налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Гражданско-правовое понятие «неосмотрительности», в которой выражается недобросовестность налогоплательщика, отвечает указанным признакам такой формы вины в совершении налогового правонарушения, как неосторожность, да и сами эти слова («неосмотрительность» и «неосторожность») по своему буквальному значению являются синонимами.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение налогоплательщиком сформулированной в общем виде и закрепленной в подп. 1 п. 1 ст.
23 Налогового кодекса РФ обязанности уплачивать законно установленные налоги и закрепленной в конкретном акте законодательства о налогах и сборах обязанности по уплате конкретного налога. Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является материальным.
Объективная сторона правонарушения включает в себя совершение деяний, перечисленных в диспозициях пунктов, общественно опасные последствия (неуплата или неполная уплата налога) и причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями (неуплата или неполная уплата налога должна произойти в результате именно этих неправомерных действий). Правонарушение является оконченным в момент фактической неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.*(3)
Материальный характер состава правонарушения подчеркивается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5: неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения перечисленных в ст. 122 Кодекса деяний.
Арбитражный суд Краснодарского края в решении по делу N А32-26530/2004-59/765, подтвердив правомерность отказа налогового органа в применении вычетов по НДС, уплаченному несуществующим поставщикам, признал недействительным решение налоговой инспекции в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса.
Суд сослался на недоказанность вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Данный вывод сделан судом на том основании, что несоответствие выставленных поставщиками счетов-фактур установленным законом требованиям в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений допущено контрагентами налогоплательщика, а не им самим.
С данным выводом нельзя согласиться, поскольку основанием для отказа в применении вычета в таких случаях, как указано ранее, служит несоответствие счетов-фактур и иных представленных документов установленным законом требованиям, а также неосмотрительность налогоплательщика, вступившего в отношения с несуществующими поставщиками.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении по делу N А13-3772/04-14 отклонил ссылку налогоплательщика на неправомерные действия поставщика, неправильно оформившего спорные счета-фактуры, как обстоятельство, исключающее его ответственность.
Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров, работ, услуг, предъявляет к вычету покупатель.
Поэтому именно он обязан проверить правильность оформления выставленных ему поставщиком счетов-фактур и не допустить предъявления к вычету сумм налога по ненадлежаще оформленным счетам-фактурам.
Довольно часто суды, рассматривая споры указанной категории, само по себе наличие общественно-опасных последствий принимают в качестве достаточного основания для применения мер ответственности, не исследуя вопрос о виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Учитывая, что само понятие «недобросовестности» является оценочной категорией, представляется, что оценке подлежит степень недобросовестности налогоплательщика как обстоятельство, определяющее степень его вины в совершении налогового правонарушения.
В силу ст. 109 Налогового кодекса РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является основанием для освобождения его от ответственности за совершение этого правонарушения.
Ранее при выявлении пороков субъектного состава поставщиков налогоплательщика суд, установив его недобросовестность, проявленную в виде неосмотрительности при выборе контрагентов, исходил из виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в любом случае.
В последнее время в судебной практике наметилась тенденция к дифференцированному подходу в определении вины налогоплательщика в случае установления его недобросовестности.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа по делу N Ф08-1079/05-442А, подтвердив законность решения налогового органа об отказе в принятии сумм НДС к вычету, исследовал обстоятельства недобросовестности налогоплательщика, выразившейся в неосмотрительности при выборе контрагентов, и пришел к выводу о невиновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Основанием для указанного вывода послужили представленные налогоплательщиком доказательства принятия необходимых мер для установления правоспособности контрагента по сделке. При заключении договора налогоплательщик ознакомился с уставом общества, свидетельством о государственной регистрации и свидетельством о постановке на налоговый учет, а также с паспортом руководителя юридического лица. Документы не вызвали никаких подозрений и сомнений. Впоследствии в ходе встречной налоговой проверки было установлено, что общество зарегистрировано по подложному паспорту.
Если указанный подход суда получит развитие, то можно заранее обрисовать перечень мер, принятие которых необходимо будет установить для смягчения ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким мерам можно отнести: истребование регистрационных и учредительных документов юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, справок налоговых органов, документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, представляющих интересы контрагента.
В данной ситуации возникает некоторое противоречие: в силу наличия у контрагента по сделке пороков субъектного состава недобросовестность налогоплательщика в виде неосмотрительности при выборе контрагента презюмируется.
Неосмотрительность при таких обстоятельствах подразумевает как минимум такую форму вины в совершении налогового правонарушения, как неосторожность.
В то же время суд признал достаточными принятые налогоплательщиком меры для проявления коммерческой осмотрительности и исключил вину лица, уменьшив ее до пределов возможного и доступного для налогоплательщика поведения.
Действительно, вряд ли можно назвать иные меры, за исключением перечисленных, которые налогоплательщик может принять для проявления осмотрительности во взаимоотношениях со своим контрагентом. В то же время освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение правонарушения на основании п. 2 ст. 109 Кодекса при установленном факте недобросовестности и отказе на этом основании в возмещении налога проблематично.
На наш взгляд, в этой ситуации с учетом наличия вины налогоплательщика судам следует использовать возможности, предусмотренные Кодексом для смягчения ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении споров о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.
122 Налогового кодекса РФ, вследствие необоснованного предъявления к вычету сумм НДС по сделкам с контрагентами, имеющими пороки субъектного состава, исследованию подлежат обстоятельства принятия налогоплательщиком всех необходимых мер для появления разумной осмотрительности при выборе контрагентов.
Кроме того, суд, несмотря на признание налогоплательщика недобросовестным, может учесть, является ли налогоплательщик профессиональным участником гражданского оборота и, в частности, данного рынка товаров (работ, услуг), выявить стаж коммерческой деятельности, товарооборот, устойчивость хозяйственных связей.
К налогоплательщику, профессионально занимающемуся тем или иным видом деятельности, могут предъявляться более строгие критерии по сравнению с крестьянским хозяйством, не имеющим опыта коммерческой деятельности. Названные обстоятельства могут рассматриваться и оцениваться судом как обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 112 Кодекса.
И.В. Пальцева,
судья, кандидат юрид. наук
А.Ю. Смоляков,
помощник судьи
«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.
*(1) Корнаухов М.В. Заимствование цивилистических категорий как зарождение доктрины недобросовестности налогоплательщика // Налоговые споры: теория и практика. 2005. N 5, с. 49.
*(2) Солопов А.С., Шинкарев В.В. Применение презумпции невиновности к вычетам по НДС // Налоговый вестник. 2005. N 2, с. 47.
*(3) Борисов А.Н., Махров И.Е. Комментарий к положениям НК РФ, КоАП РФ И УК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11
К основному документу >>
Источник: https://www.fassko.arbitr.ru/novosti/vestnik/archive/8284.html