Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации контрагента не является достаточным подтверждением проявления должной осмотрительности при выборе делового партнера
При выборе потенциального контрагента недостаточно запросить выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о регистрации компании. Такая выписка не может быть достаточным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе делового партнера. Об этом предупредил Минфин России в письме от 16.10.15 № 03-02-07/1/59422.
Чиновники отмечают, что для целей самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать Общедоступные критерии оценки рисков.
* В пункте 12 этих критериев перечислены признаки, свидетельствующие о том, что компания ведет финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.
Одним из таких признаков является отсутствие информации об организации в Едином государственном реестре юридических лиц. Поэтому при выборе контрагента рекомендуется
установить наличие сведений о его регистрации в ЕГРЮЛ.
В то же время Минфин обращает внимание на письмо ФНС России от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 (см. «ФНС напомнила о том, какие меры должной осмотрительности нужно принимать налогоплательщикам при выборе контрагентов»).
В нем сказано, что выписка из ЕГРЮЛ в отношении контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке.
Поэтому такая выписка не может являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
В связи с эти в Минфине рекомендуют налогоплательщикам при выборе контрагентов учитывать совокупность признаков, указанных в пункте 12 Общедоступных критериев оценки рисков (например, отсутствие личных контактов с руководством контрагента, отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента, отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента и др.).
От редакции
Отметим, что проверку контрагента можно провести с помощью веб-сервиса «Контур-Фокус», разработанного компанией СКБ. О том, как еще в целях снижения налоговых рисков проявить должную осмотрительность при выборе поставщика читайте в статье «Как бухгалтеру избежать снятия вычетов по НДС и расходов по УСН или налогу на прибыль».
* «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/news/2015/11/10461
Все способы доказать должную осмотрительность при выборе контрагента
Первое, на что следует обратить внимание при проверке контрагента, — информация из общедоступных источников. Главным таким ресурсом является Государственный реестр юридических лиц.
Из него можно получить сведения о регистрации юрлица, его местонахождении, филиалах, реорганизации, ликвидации, учредителях, руководителях, контактных данных компании. Главное — выяснить, не прекратила ли компания свое существование к моменту совершения сделки. Получение выписки из ЕГРЮЛ — важнейший аргумент в пользу проявления осмотрительности. Но далеко не единственный.
Суды сходятся во мнении, что одной лишь выписки недостаточно для проверки контрагента. По мнению судей, наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении юрлица подтверждает только факт его государственной регистрации. Это обстоятельство не может автоматически являться достаточным подтверждением должной осмотрительности и осторожности плательщика.
Ограничение наличных расчетов нарушено. Как учесть расходы
Дело в том, что при регистрации юрлица налоговый орган не может проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Не подтверждает выписка из ЕГРЮЛ и добросовестность контрагентов в сфере налоговых отношений (постановления АС Московского округа от 07.07.16 № А40-127951/2015 и от 26.03.15 № А40-189114/13).
Не лишним будет проверить, есть ли претензии к контрагенту у налоговых органов, судебных приставов и других компаний. Это можно сделать при помощи сайта ФНС России, официального сайта арбитражного суда и Федеральной службы судебных приставов.
На этих ресурсах можно удостовериться в том, что на дату заключения договоров контрагенты не имели задолженности по налогам и сборам, сдавали бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Можно убедиться, что судебные дела с их участием и исполнительные производства в отношении спорных контрагентов отсутствовали.
Этого бывает достаточно для проверки деловой репутации контрагента (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.06.16 № А32-31419/2015).
Должная осмотрительность — какие документы запросить?
Дополнительный плюс в пользу налогоплательщика — получение информации от самих контрагентов. От них потребуется получить копии учредительных и регистрационных документов, документов, подтверждающих личности их директоров. Выписки из налоговой и бухгалтерской отчетности. Также могут быть запрошены банковские карточки с образцами подписей и оттисками печатей.
Непосредственно перед заключением сделок необходимо будет удостовериться в правомочиях тех лиц, которые уполномочены на подписание договорной документации.
Для этого можно запросить, например, копии доверенностей или приказов (постановление ФАС Московского округа от 05.06.13 № А40-116146/12-115-834). Все эти документы нужны для того, чтобы удостовериться в правоспособности компаньонов.
Имея на руках такой арсенал документации, налоговикам будет проблематично ссылаться на непроявление осмотрительности.
Даже в том случае, если налоговики все же откажут в вычете по причине неосторожности в выборе контрагента, суды встанут на сторону налогоплательщика (постановление АС Московского округа от 01.07.16 № А40-71196/2015).
По мнению судей, у организации просто нет причин сомневаться в недобросовестности контрагентов, если все финансово-хозяйственные документы (договоры, счета-фактуры, отчеты о проделанной работе, акты, счета) подписаны генеральными директорами соответствующих компаний.
Когда дробление бизнеса — не налоговая схема
Проявить должную осмотрительность должны налоговики
Проявление осмотрительности должно быть ограничено разумными пределами. Но не с точки зрения налоговиков. Они стараются переложить на плечи налогоплательщиков как можно больше обязанностей. Например, обязанность по контролю за уплатой контрагентами налогов.
Как считают налоговики, распознать уклониста от уплаты налогов покупатель обязан еще на стадии проверки его деловой репутации. При этом они заявляют, что бюджет не должен отвечать за неразборчивость плательщиков в выборе своих контрагентов. И если НДС поставщиками в бюджет не уплачивался, то и покупателю в вычете должно быть отказано. По причине отсутствия средств для возмещения НДС.
Налоговики не учитывают, что налогоплательщики не обладают полномочиями налоговых органов. Они не только не обязаны, но и не вправе следить за уплатой налогов со стороны контрагентов. Функции налогового администрирования возложены на инспекторов.
Нарушение поставщиком налоговых обязанностей является основанием для применения санкций именно к нему. Недобросовестность контрагентов не влечет автоматического признания налоговой выгоды необоснованной. Это объясняется тем, что каждый из контрагентов самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами.
В случае неуплаты налога недобросовестными поставщиками налоговые органы вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности. Налогоплательщики не должны отвечать за бездействие фискалов (постановления ФАС Поволжского округа от 19.03.09 № А55-4283/2008 и от 22.06.16 № А12-26238/2015).
Проверка должной осмотрительности
Но даже самая скрупулезная проверка контрагентов не гарантирует, что налоговых претензий не будет. Проверенный контрагент может передать компании недостоверные документы. Налоговики считают, что их тоже нужно проверять.
Инспекторы подчеркивают, что проверка подлинности документации — важнейший этап заключения сделки. Добросовестный налогоплательщик не имеет права пренебрегать такой проверкой. И если документы окажутся подложными — это однозначно будет свидетельствовать о неосмотрительности (постановления АС Московского от 26.07.16 № А40-95285/2015 и Северо-Западного от 06.05.16 № А56-31954/2015 округов).
Но даже если компания проверила подлинность документов, представители контрагента впоследствии могут не подтвердить, что участвовали в сделке. Таких последствий ни один даже самый осмотрительный покупатель предвидеть не может.
Именно поэтому суды не всегда принимают во внимание подобные отказы контрагентов. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.04.10 № 18162/09 пояснил, что подписание документов неустановленными лицами не мешает вычету по НДС. Конечно, если будет доказана реальность совершенных операций.
При установлении этого обстоятельства (подписание документов неустановленным лицом) налогоплательщику может быть отказано в применении вычетов лишь в исключительных случаях. Например, если ему было известно о подложности документов. Но доказать это должны налоговики.
Другой аргумент, который может доказывать неразборчивость в выборе компаньонов, — отсутствие их по юридическому адресу. Отказывая в вычете, налоговый орган может сослаться на то, что контрагенты по своему адресу не находятся, а адреса, указанные в учредительных документах, являются адресами массовой регистрации. Данные доводы в большинстве своем признаются судами несостоятельными.
Суды исходят из того, что отсутствие организации по месту регистрации в момент проведения мероприятий налогового контроля не доказывает, что данная организация не находилась там в период осуществления спорных операций.
В свою очередь регистрация юрлиц осуществляется налоговыми органами. Соответственно, именно они наделены правом осуществлять проверку документов, представленных для регистрации.
Регистрация контрагента по подложному паспорту также не может быть проконтролирована налогоплательщиком, так как никаких закрепленных законом прав на проверку этого обстоятельства у него нет. Данный факт подлежит установлению в процессе регистрации поставщика как юридического лица и присвоения ему ИНН (постановление АС Московского округа от 14.03.16 № А40-69092/12-20-384).
Таким образом, суды будут оценивать все доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи. И только совокупность документов, полученных плательщиком из разных источников, поможет отстоять в суде право на вычет. Отдельная документация, например выписка из ЕГРЮЛ, подтвердить проявление осмотрительности не сможет.
Само по себе заключение сделки с организацией, имеющей идентификационный номер налогоплательщика, банковские счета и юридический адрес (это может свидетельствовать лишь о ее регистрации), не является основанием для получения налоговой выгоды. Другое дело, если у контрагентов будут затребованы не только учредительные документы, но и решения о создании, приказы о назначении должностных лиц, сведения из органов статистики.
В момент выбора контрагента заявитель в обязательном порядке также должен проверить полномочия представителей сделки. Все прочие действия, которые плательщик совершать не обязан (контролировать налоговые обязанности и порядок регистрации поставщиков), являются прерогативой самих налоговиков.
Источник: https://www.NalogPlan.ru/article/3971-vse-sposoby-dokazat-doljnuyu-osmotritelnost-pri-vybore-kontragenta
Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает лишь факт регистрации контрагента как юрлица и носит справочный характер
Суды указали, что выписка из ЕГРЮЛ не может характеризовать контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений.
По итогам проверки налоговая инспекция установила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду — неправомерно применила вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС) от сделок с контрагентом. Инспекция доначислила компании НДС и пени за несвоевременную уплату налога. Компания не согласилась с решением ИФНС и обратилась в суд.
Три инстанции встали на сторону налоговой.
Суды установили, что у контрагента имеются признаки недобросовестного налогоплательщика — контрагент не находится по юридическому адресу; у него отсутствует персонал, материально-технические и трудовые ресурсы на осуществление каких-либо работ; отсутствуют финансовые операции, которые отражают реальную хозяйственную деятельность; руководитель организации является «номинальным».
Суды решили, что компания не проявила должной осмотрительности при заключении сделок с контрагентом. При этом суды напомнили, что негативные последствия выбора недобросовестных контрагентов лежат на налогоплательщике.
Заявляя о своем праве на налоговые вычеты, налогоплательщик несет корреспондирующую этому праву обязанность представления налоговому органу достоверных сведений, а также доказательств проявления надлежащей степени осмотрительности в предпринимательской деятельности.
Недостаточная степень осмотрительности заявителя при выборе своих контрагентов и негативные последствия данного выбора не могут быть переложены на бюджет в виде необоснованного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость.
Запрошенные у контрагента документы (копии устава, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, выписки из ЕГРЮЛ), а также информация, которую компания получила на официальном сайте ФНС, подтверждает лишь факт государственной регистрации контрагента в качестве юридического лица и носит справочный характер.
Такая информация не может характеризовать контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений, то есть не является информацией, которая характеризует деятельность контрагента, следовательно, не может однозначно свидетельствовать о проявленной компанией должной осмотрительности, именно в целях подтверждения добросовестности организации, выбираемой в качестве контрагента.
Источник: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.07.2017 № Ф04-2030/2017
Читайте
Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/news/1074-vypiska-iz-egryul-podtverjdaet-lish-fakt-registratsii
Методика проверки контрагента: раскрываем налоговые тайны
Наталия Минеева, старший юрисконсульт налоговой практики Coleman Legal Services
С 1 июня 2016 года изменились нормы законодательства о налоговой тайне (ст. 102 НК РФ, Федеральный закон от 01.05.16 № 134-ФЗ). Сведений, которые считаются тайной, стало меньше. Изменился порядок их обнародования.
Появилось больше возможностей для получения информации о контрагентах. Методика, описанная в этой статье, поможет вам «проявлять должную осмотрительность», минимизировать возникновение финансовых и налоговых рисков.
Есть две причины того, почему надо проверять контрагента.
Причина 1. Существует риск признания договора недействительным в судебном порядке. Это может быть связано с формальными нарушениями, допущенными контрагентом:
- отсутствие полномочий на подписание договора;
- противоречие предмета договора уставным целям деятельности контрагента и т.п.
В свою очередь, признание договора недействительным может привести к негативным финансовым последствиям для вашей компании.
Причина 2. Налоговики могут предъявить к вам претензию, которая обычно звучит так «Не проявление налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента». В результате вас обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли (также см. «Чего ожидать от налоговиков»).
Воспользуйтесь методикой, которая поможет убедиться в благонадежности поставщиков, проанализировать различные аспекты их деятельности: от правового статуса до показателей бухгалтерской отчетности. Отмечу, что при ее разработке были учтены рекомендации контролирующих органов (к примеру, письмо ФНС России от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124) и существующая деловая практика.
Шаг 1. Запросите документы у контрагента
Чтобы определить «реальность» контрагента, как юридического лица, запросите у него:
- копию устава организации;
- решение о назначении генерального директора (для акционерных обществ – протокол общего собрания акционеров);
- приказ о вступлении в должность генерального директора;
- копию паспорта генерального директора;
- лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности.
Понять, сможет ли контрагент исполнить свои обязательства по договору, помогут следующие документы.
- Копия штатного расписания организации. Изучая ее, вы поймете, есть ли в штате компании-контрагента необходимые специалисты. Совсем небольшая численность сотрудников может являться одним из признаков фирм-однодневок.
- Выписка о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода.Она поможет вам удостовериться в наличии или отсутствии:
- реальных сделок контрагента с другими юридическими лицами;
- характерных для реально действующей компании платежей (арендная плата, выплаты заработной платы сотрудникам, хозяйственные расходы и т.п.).
Если реальных сделок и характерных платежей нет, это также может говорить о неблагонадежности контрагента.
Шаг 2. Получите информацию о контрагенте из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
На официальном сайте ФНС России вы сможете быстро получить в электронном виде выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на своего контрагента.
Если организации в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя.
В противном случае это может привести не только к невозможности взыскания задолженности с этого контрагента, но и к негативным налоговым последствиям (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10230/10).
В случае если сведения о контрагенте содержаться в реестре, то по выписке из ЕГРЮЛ можно сопоставить сведения о:
- ОГРН;
- ИНН;
- юридическом адресе контрагента;
- Ф.И.О. руководителя и учредителей;
- видах деятельности по ОКВЭД с аналогичными сведениями, содержащимися в представленных контрагентом документах.
Однако получения выписки из ЕГРЮЛ недостаточно для подтверждения проявления вашей «должной осмотрительности», так как при выборе контрагента следует учитывать совокупность критериев оценки налоговых рисков, которые могут быть связаны с его деятельностью.
Шаг 3. Проверьте контрагента по общедоступным федеральным информационным ресурсам
Есть несколько полезных ресурсов, которыми стоит воспользоваться.
- юридических лицах и об ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации. В том числе для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых этот факт установлен (подтвержден) в судебном порядке;
- юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует;
- юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года;
- адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
- сообщениях юридических лиц, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации». А именно – данные о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ. В этом же журнале так же есть сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2016 г. № 134-ФЗ сервис «Проверь себя и контрагента» будет дополнен:
- данными об уплаченных организациями суммах налогов и сборов;
- информацией о размере доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на конец предшествующего года (подп. 10, 11 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- сведениями о среднесписочной численности работников (подп. 9 п. 1 ст. 102 НК РФ).
По информации ФНС России эти сведения будут размещены на сайте до 1 июля 2017 года и будут предоставляться в форме открытых данных.
- Сервис «Банк данных исполнительных производств» на сайте Федеральной службы судебных приставов полезен тем, что в нем собрана вся информация о том, заведено ли в отношении потенциального контрагента исполнительное производство.
- Сервис «Картотека арбитражных дел» ВАС РФ поможет проверить, не возбуждена ли в отношении организации процедура банкротства, и не ведется ли исковое производство.
- Сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России дает возможность понять действительность паспорта генерального директора компании-контрагента.
- На сайте Федеральной антимонопольной службы России можно проверить, не включен ли контрагент в реестр недобросовестных поставщиков.
Все скриншоты соответствующих интернет-страниц с информацией о контрагенте обязательно сохраните. Это поможет, в случае необходимости,доказать налоговикам, что вы действительно проводили проверку контрагента до заключения сделки с ним.
Шаг 4. Проведите анализ проекта договора с контрагентом
При проведении анализа проекта договора в первую обратите внимание на условия договора, нетипичные для такого рода сделок. Это может касаться:
- цены договора;
- сроков оплаты;
- размыто сформулированного предмета договора и т.п.
В данном случае целесообразнее всего будет предложить контрагенту свой проект договора, либо составить и предложить контрагенту согласовать протокол разногласий, где будут четко прописаны все условия заключаемой между сторонами сделки.
Шаг 5. Промониторьте окружающее пространство
В дополнение к вышеперечисленным мероприятиям по проверке контрагента можно проверить, к примеру, есть ли у фирмы свой сайт или какая-либо информация о ней в Интернете, СМИ и т.д. Отсутствие такой информации считается негативным признаком.
С использованием справочных правовых систем (Гарант, Консультант +) можно также понять, не упоминаются ли организации в судебной практике в качестве недобросовестных поставщиков.
При личной встрече с руководителем компании-потенциального контрагента можно убедиться, что он не является «номинальным», а четко понимает характер и специфику деятельности своей организации.
Шаг 6. Разработайте внутренний регламент преддоговорной работы
С учетом всего вышесказанного, разработайте и утвердите в свой компании внутренний Регламент преддоговорной работы по проверке контрагентов. В нем предусмотрите необходимые меры. Назначьте сотрудника, который должен будет проверять и минимизировать правовые риски при заключении договоров с контрагентами.
Источник: https://cfocafe.co/proverka-kontragenta-nalog/
Осмотрительность при выборе контрагента: как ее проявить и документально подтвердить?
«Осмотрительность при выборе контрагента: как ее проявить и документально подтвердить?». Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 7
Вопрос о проявлении осмотрительности при выборе контрагента и возможности доказать в ходе спора с налоговыми органами или судебного разбирательства, что эта осмотрительность действительно была проявлена, на данный момент является очень злободневным для многих промышленных предприятий.
Практика показывает, что сейчас большинство актов выездной налоговой проверки не обходится без выявления неблагонадежных контрагентов, которые дали возможность покупателю отнести в состав расходов по налогу на прибыль стоимость своих товаров (работ, услуг), а также принять к вычету НДС, но при этом сами соответствующие доходы в налоговых декларациях не отразили и НДС в бюджет не уплатили.
Ясно, что в ряде случаев подобные действия налоговых органов представляются вполне последовательной и оправданной мерой в борьбе с фирмами-однодневками, схемами по «обналичиванию» доходов предприятия и систематической минимизацией налогов с их помощью. При использовании таких методов снижения налогового бремени предприятие должно быть готово к соответствующим последствиям.
Однако в некоторых случаях данные меры налогового контроля бывают направлены на неповинное предприятие.
Действительно, если речь идет о крупном промышленном предприятии, имеющем не одну сотню контрагентов, многие из которых часто меняются, то вполне вероятно, что среди них может оказаться «паршивая овечка», которая не выполняет своих налоговых обязательств перед государством, действует с грубыми нарушениями законодательства и т.д.
При этом само промышленное предприятие может быть вполне добросовестным, что тем не менее не освобождает его от претензий со стороны налоговых органов, возможных судебных разбирательств и необходимости доказывать факт проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
В настоящей статье на основе анализа судебной практики предпринята попытка выработать для таких добросовестных предприятий рекомендации, каким образом в данной ситуации следует доказывать и документально подтверждать проявленную при выборе контрагента осмотрительность. При этом руководство и сотрудники бухгалтерии промышленного предприятия должны принимать во внимание, что наиболее часто в состав недобросовестных контрагентов по результатам налоговых проверок попадают те, которые выполняют строительные и ремонтные работы, являются посредниками при поставках материалов, а также оказывают консультационные, маркетинговые и прочие услуги, реальную ценность и объем оказания которых определить затруднительно. При сотрудничестве с такими контрагентами следует проявлять особую осмотрительность.
Обязанности налогоплательщика и необоснованная
налоговая выгода
Напомним, что налоговым законодательством прямо не предусмотрена обязанность проведения налогоплательщиком проверки контрагентов на предмет добросовестности при вступлении в договорные отношения.
Но фактически такая обязанность налогоплательщиков возникла в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.
2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление N 53).
В п. 10 названного Постановления указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что:
— налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности;
— ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
В результате решения арбитражных судов о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в основном и базируются на том, доказали ли налоговые органы в ходе судебного разбирательства указанные выше два пункта или, напротив, налогоплательщику удалось доказать, что он действовал с должной осмотрительностью и осторожностью.
При выявлении налоговым органом нарушений, допущенных контрагентом проверяемого предприятия, именно контролирующий налоговый орган обязан доказать в суде виновность налогоплательщика, так как это предусмотрено в п. 10 Постановления N 53, а также в ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
Но на практике налогоплательщику приходится самому доказывать, что при вступлении в договорные отношения с контрагентами он проявил должную степень осмотрительности и осторожности и удостоверился в том, что контрагент не нарушал законодательство о налогах и сборах.
К такому выводу приводит, например, содержание Постановления ФАС ПО от 07.08.
2008 N А55-3329/08, в котором указано, что налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, не проявил необходимую осмотрительность при выборе контрагентов, то есть не доказал обоснованность включения в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и включения в вычеты по налогу на добавленную стоимость суммы по операциям с конкретными контрагентами, оказавшимися сомнительными.
Источник: https://areopag2002.ru/osmotritelnost__pri_vybore_kontrage
Добросовестность контрагента: выписки из ЕГРЮЛ недостаточно
Если налогоплательщик не позаботился о получении объективной информации о спорном контрагенте, то он сам несет все риски, в том числе невозможность документально подтвердить обоснованность заявленных налоговых вычетов.
По результатам выездной налоговой проверки ИФНС приняла решение о привлечении общества к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 и статье 123 НК РФ.
Основанием для доначисления НДС, пеней и штрафа в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды путём неправомерного заявления налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям со спорным контрагентом, которые носят формальный характер, представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения.
Суд напомнил, что обязательным условием признания налоговой выгоды обоснованной является реальность хозяйственной операции, а также проявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе контрагента.
В процессе рассмотрения дела установлены в отношении спорного контрагента общие признаки, характерные для организаций, вовлечённых в формальный документооборот, свидетельствующие о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.
В частности:• спорный контрагент не обладает соответствующими материальными ресурсами, экономически необходимыми для осуществления заявленных хозяйственных операций;• отсутствуют расходы на осуществление финансово-хозяйственной деятельности, приобретение необходимых ресурсов для достижения результатов экономической деятельности (выплата заработной платы, коммунальные и арендные платежи, оплата услуг связи и т. д.);• транзитный характер движения денежных средств;• совпадение в спорном периоде IP-адреса;• денежные средства, перечисленные контрагенту, за проверяемый период частично возвращены налогоплательщику в виде займов;• предоставлена длительная отсрочка по оплате приобретённого топлива (более полугода) и т. д.Налогоплательщик ссылался на то, что достаточным подтверждением должной осмотрительности является получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, но суд отклонил эту ссылку. Государственная регистрация контрагентов не может считаться достаточным основанием для признания налоговой выгоды заявителя обоснованной, поскольку информация о государственной регистрации юридического лица не характеризует юридическое лицо как добросовестного (либо недобросовестного) налогоплательщика.Тот факт, что налогоплательщик не позаботился о получении объективной информации о спорном контрагенте (см. выше), свидетельствует о том, что налогоплательщик в рассматриваемой ситуации взял на себя риск негативных последствий, таких как невозможность документально подтвердить обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС.
Постановление АС Дальневосточного округа от 22.08.17 № Ф03-3066/2017.
Источник: https://www.praktik-rw.ru/arbitrazhnaya-praktika/75-dobrosovestnost-kontragenta-vypiski-iz-egryul-nedostatochno
Блог
Если Вам нужен налоговый адвокат, Вы можете получить юридическую помощь здесь.
Оплата по результату исключает для вас опасность того, что адвокат будет втягивать клиента в бесперспективный судебный процесс. Готовность работать по результату подтверждает тот факт, что подавляющее большинство судебных процессов для моих клиентов заканчивается положительно.
Представляю Вашему вниманию образец возражений на акт налоговой проверки.
Представляю образец жалобы в Управление ФНС России.
Рассмотрим судебную практику применения новой статьи 54.1 Налогового кодекса РФ. При написании этой статьи проанализированы последние 100 судебных актов 2017 года, в которых статья 54.1 НК РФ нашла свое применение, приведены наиболее интересные по мнению автора цитаты.
Представляю Вашему вниманию образец заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Если после вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки Общество прекращает свою деятельность с переводом всей деятельности на новое Общество, налоговый орган может установить взаимозависимость двух Обществ, что на основании подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ является основанием для взыскания с взаимозависимой организации недоимки по налогам, числящейся за первоначальным Обществом.
Мы готовы гарантировать возмещение ндс. Основа для нашей уверенности: правильная оценка перспективы дела и оплата по результату.
Понятие «презумпция добросовестности» отсутствует в Налоговом Кодексе РФ, но эта презумпция вытекает из пункта 7 статьи 3 НК РФ, где указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Можно ли ознакомиться с планом налоговых проверок в интернете? Какова возможная частота, периодичность налоговых проверок?
Платежный документ принят банком к исполнению, но денежные средства по платежному поручению в соответствующий бюджет не поступили. Считается ли исполненной обязанность по уплате налога?
В последнее время в судебной практике и практике работы налоговых органов широкое распространение получил термин «разрыв». При этом в статье 11 Налогового кодекса РФ, посвященной институтам, понятиям и терминам, используемым в Налоговом кодексе, такое понятие отсутствует.
Рассмотрим, какие общедоступные критерии используются налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.
Источник: https://www.tvoi-advokat.ru/blog/dolzhnaya-osmotritelnost/
C.В. Разгулин о необоснованной налоговой выгоде | Отчётсдан
C.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
Возможность уменьшения доходов на расходы, применения налоговых вычетов по НДС, иных налоговых преференций зависит от того, насколько налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.
Проверке налогоплательщиком своего контрагента и претензиям, связанным с получением необоснованной налоговой выгоды, посвящено интервью с экспертом.
— Обязан ли налогоплательщик в целях налогообложения проверять своего контрагента при заключении сделки?
Налоговый кодекс не устанавливает процедуру «проявления должной осмотрительности». Представление документов о соответствующей проверке контрагента для получения налоговой выгоды, например вычета по НДС, применения налоговой льготы НК РФ не предусмотрено.
Необходимость в таких документах может возникнуть в том случае, если налоговый орган откажет в получении налоговой выгоды по причине ее необоснованности, и налогоплательщик будет вынужден доказывать обратное.
— Что означает необоснованность налоговой выгоды?
Необоснованность налоговой выгоды означает, прежде всего, то, что деловой цели в хозяйственной операции не было.
Отметим, на практике иногда стирается грань между отсутствием деловой цели в сделке и отсутствием собственно сделки.
В первом случае сделка присутствует, но ее единственная цель — налоговая выгода. Примеры тому: заключение договоров возмездного оказания услуг с индивидуальными предпринимателями вместо ранее существовавших трудовых договоров с этими лицами, продажа по нерыночным ценам активов (уступка прав требования) в пользу взаимозависимого лица.
Во втором случае создается лишь видимость сделки с помощью искусственного документооборота.
Это может быть заявление вычетов по товарам, которые не производились в указанном в первичных документах объеме, или работам (услугам) при отсутствии у исполнителя персонала или производственных активов для их выполнения (оказания).
Факт приобретения товара может быть опровергнут инспекцией, например, при установлении невозможности получения аналогичного товара от иных поставщиков, повторном отнесении организацией спорных расходов на затраты. При отсутствии сделки вопрос о проявлении осмотрительности не имеет значения.
Условием признания понесенных расходов при исчислении налога на прибыль является действительное совершение хозяйственных операций, повлекших затраты налогоплательщика.
Применение налоговых вычетов по НДС связано с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету При этом все соответствующие хозяйственные операции должны быть реальными.
Это — такое же необходимое условие для использования налоговых вычетов (определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399).
— В каком документе определены признаки, которые указывают на необоснованную налоговую выгоду?
Источник: https://otchetsdan.ru/stati/o-dolzhnoj-osmotritelnosti-i-neobosnovannoj-nalogovoj-vygode/
Невыполнимые требования ФНС: что делать и кто виноват
Общение бизнеса с Федеральной налоговой службой иногда преподносит сюрпризы. Что делать в случае, если налоговики выдвигают незаконные или невыполнимые требования? Как на них реагировать и чем может грозить отказ их исполнить? Ответы на вопросы в этой статье.
У Федеральной налоговой службы есть право требовать от налогоплательщиков документы и пояснения к ним в правоотношениях, которые касаются налогов и сборов. Порядок направления таких требований определен в статьях 93 НК РФ и 93.
1 НК РФ, в одном случае они касаются проведения выездной проверки, а в другом случае — камеральной.
Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов налоговым законодательством не установлены.
Однако, в Налоговом кодексе есть достаточно четкие параметры самих требований и их содержания. Именно на них в первую очередь должны ориентироваться налогоплательщики.
Также необходимо помнить, что статья 21 НК РФ дает налогоплательщику право не исполнять требования ФНС, если они являются незаконными или избыточными.
Главное – верно определить их признаки и уметь защищать свои права, при необходимости. Ситуации то случаются разные.
Требование с двумя неизвестными
На практике бизнесу приходится разбираться с ситуациями, по которым просто не существует теории. Такие задачи бухгалтеры и руководители вынуждены разгадывать коллективно на тематических форумах. Давайте вместе рассмотрим один из таких реальных случаев общения с налоговой службой.
Организация, работающая на общем режиме налогообложения, реализовывала продукцию и исправно платила НДС.
Как и все плательщики этого налога, фирма заявила его к возмещению, поскольку покупала у контрагентов товары, в составе цены которых заложен НДС. И до поры до времени все было нормально, пока не нагрянула выездная проверка из ИФНС.
Налоговики изучили представленные им документы и заинтересовались несколькими контрагентами организации, с которыми она работала в 2013 году.
Проверяющим показалось мало первичных документов по совершенным сделкам, которые были у налогоплательщика и они выставили требование о предоставлении дополнительных сведений, апеллируя к необходимости проявлять должную осмотрительность и постановлениям Пленума ВАС РФ и ВС РФ. В числе этих дополнительных сведений были такие документы:
- Копии свидетельства о регистрации и учредительных документов фирмы-контрагента;
- Выписка из ЕГРЮЛ о фирме-контрагенте на дату, близкую к дате совершения сделки;
- Копии о назначении директора и главного бухгалтера фирмы-контрагента;
- Копии декларации по НДС фирмы-контрагента с отметкой налоговой;
- Копии платежных поручений об уплате НДС фирмой-контрагентов с отметкой банка;
- Доверенности на осуществление сделки.
Список документов вызвал у налогоплательщика недоумение, поскольку все необходимые первичные документы и отчеты со своей стороны они предоставили, а что касается поставщика, то он был реорганизован в 2014 году, а в 2016, буквально за 2 недели до проверки, была полностью ликвидирована организация, которая являлась правопреемником. Налоговая служба приняла пояснения налогоплательщика, но продолжила требовать документы, обещая в противном случае отменить зачет возмещения НДС по данному поставщику.
Кроме того, налогоплательщик обратил внимание на то, что само требование не соответствует установленным Налоговым кодексом требованиям. Но выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации, найти все же можно.
Когда само требование не соответствует закону
Иногда, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, может истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), документы (информацию), в порядке статьи 93.1 НК РФ. Непосредственно у проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки в порядке, установленном статьи 93 НК РФ. Что это означает? Только то, что закон четко разграничивает порядок истребования документов у разных лиц. Дело в том, что истребование информации у контрагентов происходит обычно в рамках встречной проверки. А вот информацию о контрагентах проверяемого налогоплательщика налоговый орган должен запросить, в первую очередь, в тех отделениях ФНС, в которых они стоят на учете.
Источник: https://ppt.ru/news/137561
Кто в ответе за недобросовестного контрагента?
Обвинение налогоплательщика в отсутствии должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых претензий, предъявляемых налоговиками.
Чтобы признать ваши расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить вашего партнера в недобросовестности.
Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.
Контрагент – это ваш партнер по сделкам (от латинского «contrahens», т.е. договаривающийся). Им является любая организация или физическое лицо, с которым вы вступили в договорные отношения. Точно так же и вы сами будете являться контрагентом для своего партнера по договору.
Зачем проверять контрагента?
Обязанность проверять контрагента нигде в законе прямо не установлена. Все дело в постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53. В этом документе приводятся критерии оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
Налоговая выгода – это снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Например, налоговую выгоду в виде учета произведенных расходов получают те, кто работает на общей системе налогообложения, УСН Доходы минус расходы, ЕСХН.
Для всех этих налогоплательщиков имеет большое значение признание налоговой инспекцией заявленных в отчетности расходов.
Представим, что бизнесмен на УСН Доходы минус расходы получил доходов 10 млн рублей, из которых 8 млн рублей – это затраты на сырье и материалы, арендные платежи, транспортные расходы и т.д.
По его мнению, налоговая база, то есть та сумма, которая облагается по налоговой ставке (стандартная ставка на УСН Доходы минус расходы – 15%), будет равна 2 млн рублей, а сумма налога к уплате, соответственно, 300 тыс. рублей.
А налоговая инспекция, проверив документы, подтверждающие расходы на сырье и материалы, посчитала поставщика недобросовестным контрагентом, и отказалась принимать расходы по сделке с ним на сумму 6 млн рублей. В результате, налоговая база составила 8 млн рублей, а вместо 300 тыс.
рублей налога бизнесмену придется уплатить 1,2 млн рублей. Так что, неосмотрительность в выборе контрагента в этом случае обойдется в 900 тыс. рублей. В этом плане УСН с объектом налогообложения «Доходы» гораздо безопаснее, т.к. не требует подтверждения произведенных расходов.
Если вы зададитесь вопросом – а какое отношение имеют к вам прегрешения вашего контрагента, то ответ получите в п.
10 постановления № 53: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».
И еще: «Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».
Налоговой инспекции гораздо проще наказать действующего добросовестного предпринимателя, лишив его возможности на учет произведенных расходов, чем пытаться привлечь к ответственности фирму-однодневку. Вопрос о том, справедлива ли такая позиция, можно назвать риторическим.
Налоговые правоотношения основаны на подчинении одной из сторон (налогоплательщика) другой — государству и носят властный характер, гражданско-правовые принципы к ним не применяются.
Суды в спорах по обоснованности отказа в получении налоговой выгоды в большинстве случаев поддерживают позицию ФНС.
В статье про налоговые проверки мы рассказали про Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 критериев рисков в этом документе приводятся и риски, связанные с недобросовестными контрагентами. Признаки нежелательного партнера по сделке таковы:
- отсутствие личных контактов руководителей или уполномоченных должностных лиц поставщика и покупателя;
- отсутствие информации о местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих личность;
- отсутствие информации о контрагенте, доступной на официальном сайте ФНС;
- договорные условия, заметно отличающиеся от обычных условий (поставка крупных партий товара без предоплаты или гарантии оплаты; длительные отсрочки платежа; расчеты через третьих лиц; штрафные санкции, несопоставимые с последствиями нарушений и т.д.);
- отсутствие реальных действий налогоплательщика или его контрагента по взысканию дебиторской задолженности;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, без экономического обоснования целесообразности таких расходов и т.д.
Так что, если вы хотите снизить вероятность выездной налоговой проверки, то разумно вести свою деятельность так, чтобы не быть замеченным в подозрительных связях.
Что входит в мероприятия по проверке добросовестности контрагента?
И Минфин, и ФНС не оставляют без внимания вопрос подтверждения должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента. В своем последнем письме по этому вопросу от 17 декабря 2014 г.
N 03-02-07/1/65228 Минфин указывает, что Налоговый кодекс не определяет конкретный перечень действий и документов, запрашиваемых у контрагентов, который сможет подтвердить, что вы проявили ту самую осмотрительность и осторожность.
В результате, возможна ситуация, что как бы вы ни старались, избежать обвинений в том, что вы были неосторожны при выборе партнера, не получится. И все же, стремиться к этому надо.
Приводим дюжину возможных контрольных мероприятий по проверке контрагента. На практике далеко не все бизнесмены проверяют своего партнера так тщательно, но если сделка значимая для вас, то рекомендуем проверить все возможные риски, тем более что большая часть этих методов является бесплатной.
- Найти сведения о будущем партнере в государственном реестре (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). На своем сайте мы разместили бесплатную форму получения сведений из ЕГРЮЛ/ЕРГИП, которая полностью сопряжена с соответствующим официальным сервисом ФНС. Благодаря ему вы за минуту получите исчерпывающую информацию об официальных регистрационных данных вашего контрагента. Поиск возможен по ИНН или ОГРН, а также по наименованию организации. Чтобы найти сведения про индивидуального предпринимателя, надо знать его ФИО и регион места жительства.
- Получить информацию о контрагенте в открытых источниках (официальный сайт, реклама, отзывы клиентов).
- Запросить документы у контрагента. Обычный пакет выглядит так:
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копия учредительных документов;
- копия паспорта руководителя;
- копия лицензии или доступа СРО, если договор заключен на такой вид деятельности;
- документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора (копия протокола о назначении руководителя или доверенность на другое лицо);
- копии приказа или доверенности на право работников контрагента заверять счета-фактуры и товарные накладные.
Копии документов должны быть заверены печатью и подписью руководителя. Кроме этих документов надо получить выписку по контрагенту из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ее можно запросить у контрагента или заказать самому.
- Убедиться в том, что руководитель контрагента не является дисквалифицированным лицом.
- Получить сведения, подтверждающие, что контрагент сдает налоговую отчетность и не имеет задолженности по налогам.
- Узнать, не находится ли организация-контрагент в процессе ликвидации.
- Проверить паспортные данные руководителя по списку недействительных, утраченных или похищенных паспортов.
- Узнать, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Это означает, что организация имеет непогашенную задолженность, которую с нее взыскивают через суд.
- Проверить, имеются ли сведения о причастности контрагента к экстремистской деятельности или терроризму.
- Посмотреть, не внесен ли будущий партнер в реестр недобросовестных поставщиков.
- Проверить, не заблокирован ли расчетный счет контрагента. Для этого надо знать ИНН контрагента и БИК его банка.
- Удостовериться, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу.
Мы собрали подборку имеющихся официальных сервисов по проверке контрагента в двух статьях, поэтому вам не придется блуждать в поисках этой информации по Интернету.
Полезные сервисы от ФНС
Полезные сервисы для бизнесмена
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/proverka-kontragenta