Кто платит и как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
Одним из результатов действий множества предприятий является ухудшение природной обстановки в районе, городе, области, а иногда и в стране.
Чтобы восстанавливать природные хозяйства, государство ввело фискальный сбор за пагубное воздействие на природу, который в обязательном порядке уплачивается всеми компаниями, технологический процесс которых наносит вред окружающей среде. Обо всех нюансах данных платежей мы поговорим в нашей статье.
Что это за сбор?
Согласно определению Конституционного суда РФ, данный налог представляет из себя публично-правовой платёж, регулярное внесение которого в установленном размере предоставляет право организации осуществлять деятельность, в результате которой состояние каких-либо компонентов окружающей среды уменьшается.
К видам негативного влияния на природу законодательство относит:
- Сбросы загрязняющих микроорганизмов и веществ в сточные воды.
- Размещение на природе загрязняющих отходов и средств производства.
- Воздействие на природу ионизирующим, тепловым, магнитным, звуковым и другими видами физических излучений.
- Выбросы загрязняющих газов в воздушную сферу.
- Загрязнение ядовитыми веществами и микроорганизмами поверхностного слоя почвы и недр.
- Иные виды деятельности, приносящие вред.
Стоит отметить, что в настоящее время предприятия вносят обязательную плату только за некоторые виды подобного воздействия. Кроме того, внесение организацией регулярных платежей за нанесение урона природе не освобождает ее от проведения природоохранных мероприятий и внедрения мер по рациональному использованию невосполнимых природных ресурсов.
Виды негативного воздействия
К видам деятельности, приносящей вред окружающей среде и подлежащей обязательной уплате фискального сбора в бюджет, законодательство РФ относит:
- Выбросы веществ, загрязняющих воздушную атмосферу, стационарными объектами производства.
- Выбросы веществ, загрязняющих воздушную атмосферу, передвижными объектами производства.
- Сбросы загрязнённой воды и иных органических веществ в сточные воды и подземные хранилища.
- Размещение в незащищённых от пагубного воздействия местах отходов и средств производства.
Стоит отметить, что законодательство также относит к таким видам деятельность, в результате которой происходят колебания почвы и сопровождающуюся высоким уровнем шумов, однако в связи отсутствием инструментов, позволяющих точно определить ущерб, наносимый такими действиями, подобное вредное воздействие не облагается фискальными платежами.
Порядок расчета выплат
Чтобы рассчитать налоговую базу по сбору, необходимо осуществить следующие операции:
- Определить суммарный размер выброшенных в природное сообщество вредных веществ и рассчитать стоимость загрязнения с помощью данных, приведённых в Постановлении РФ №344 от 12 июня 2003 года (без повышающих и понижающих коэффициентов).
- Определить коэффициент экологической значимости региона, где находится загрязняющий природу объект, и умножить сумму на этот коэффициент.
- Определить коэффициент для конкретного местоположения объекта загрязнения (1 или 0,3, только для отходов).
- При расчёте платы за вредные выбросы необходимо получившуюся сумму умножить на коэффициенты 1,2 и 2.
- При расчёте платы за сбросы, причиняющие вред окружающей среде, нужно умножить сумму на коэффициент 2, а также по специальным таблицам определить коэффициент для средневзвешенных веществ и умножить сумму на его значение.
- После завершения всех расчётов умножить результат на коэффициент инфляции (в 2016 году – 2,56 и 2,07).
- В случае, если предприятие не обладает разрешением на выброс, сброс или отходы, к налогу применяется повышающий коэффициент 25, если организация превысила установленные лимиты, сумма умножается в пять раз.
Посмотреть пример расчета суммы выплат вы можете на следующем видео:
Плательщики
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №344, оплачивать взносы за негативное воздействие должны все предприятия и организации, для обеспечения деятельности которых необходимо использование природных ресурсов.
По мнению Росприроднадзора, отчислять в бюджет средства за использование ресурсов окружающей среды должны даже те организации, которые никак не связаны с природой, например, офисные компании (в результате их деятельности образуются отходы, загрязняющие окружающую среду). Впрочем, на этот счёт в законодательстве есть оговорка, что налог платит окончательный собственник отходов, и в подавляющем большинстве случаев ими являются организации, занимающиеся вывозом и утилизацией мусора.
Кроме того, сбор должны вносить физические лица, ИП или компании, являющиеся арендаторами имущества, чей ущерб природе доказан соответствующими органами (за исключением случаев, когда в договоре аренды оговаривается, что такие платежи обязан осуществлять арендодатель).
Сроки уплаты
Предприятия обязаны самостоятельно рассчитать размер сбора, после чего всю документацию необходимо предоставить в территориальный орган Роспотребнадзора по местонахождению объекта, в результате работы которого ухудшается состояние природы.
Платить налог нужно ежеквартально:
- за 1 квартал года – до 20 апреля;
- за 2 квартал года – до 20 июля;
- за 3 квартал года – до 20 октября;
- за 4 квартал года – до 20 января следующего года.
За просрочки платежей и недостаточный их размер к предприятиям могут применяться пени и санкции в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Источник: https://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/plata-za-negativnoe-vozdejstvie-na-okruzhayushhuyu-sredu.html
Порядок начисления и выплаты экологического сбора
Кто платит экологический сбор?
Чтобы оставаться участником экономических отношений, субъект обязан вносить в казну государства большое количество платежей, которые имеют отношения к разным ведомствам.
Экологический сбор также обязателен к уплате, появился он в России недавно, в отличие от платы за нанесение вреда окружающей среде, однако его предназначение также является компенсацией негативного воздействия на природу.
Что такое экологический сбор
Важно: согласно законодательству если импортеры и экспортеры продукции самостоятельно не утилизируют отходы, они обязаны уплачивать экологический сбор.
Также не менее важным моментом является тот факт, что если в упаковке находятся изделия не готовые к употреблению, то экологический сбор изымается только за тару, продукция которая после утилизации обязана к вывозу за пределы РФ вообще не подлежит обязательному экологическому сбору.
Важно: экологический сбор до 2019 года находится под мораторием, наложенным президентом России, дабы снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, однако уже сегодня существуют утвержденные ставки для этого сбора.
Как на законодательном уровне регулируется уплата экологического сбора в РФ — смотрите в этом видео:
Экологический сбор и плата за ущерб окружающей среде
Эти два платежа имеют разные конечные цели:
- Экологический сбор предназначен именно для тех субъектов экономики, которые напрямую имеют отношение к загрязнении окружающей среды – утилизация в больших объемах вредных веществ или сброс отходов в окружающую среду.
- Плата за загрязнение окружающей среды, введенная в 2002 году, предназначена для всех предпринимателей, но суть ее заключена в том же:
- Сброс вредных веществ в водоемы;
- Выбросы предприятиями в окружающую среду;
- Хранение и захоронение в грунте опасных отходов.
Что представляет собой налог на добычу полезных ископаемых и как он связан с экологическим сбором вы можете узнать по ссылке.
Перечень товаров подлежащих утилизации, производители которых обязательно должны уплачивать экологический сбор утвержден в сентябре 2015 года.
Плательщики сбора
Первый платеж предприниматели выполнили до 17 апреля 2017 года, оплата производится ежегодно один раз.
Основанием для уплаты является перечень из 36 наименований товаров, утвержденный правительством РФ, производители которых обязательно должны выполнять обязательства.
К таким товарам имеют отношение:
- Одежда;
- Белье;
- Бытовая техника;
- Тара;
- Ковры;
- Предметы канцелярии;
- Газеты;
- Ковры и попутные изделия;
- Спецодежда;
- Изделия из дерева и древесной продукции.
Схема уплаты экологического сбора организациями.
Куда направляется платеж
При этом экспертами было подсчитано, что установленные ставки на сбор средств не дают возможности пополнить казну государства дополнительно, их размер только компенсирует затраты частично на утилизацию отходов.
Отчисления выполняются в государственной валюте по соответствующему КБК на счета Росприроднадзора.
Кто не платит данный сбор
К предприятиям не имеющим отношения к уплате экологического сбора имеют отношения те, которые могут утилизировать свои товары после их использования потребителем.
Также сбор могут не вносить предприятия, утилизирующие сами отходы за пределами РФ или те, которые самостоятельно занимаются сбором и утилизацией.
Чтобы снизить свои расходы по уничтожению отходов возможно заключение договоров с предприятиями перерабатывающими их или кооперация с другими поставщиками и производителями по совместному избавлению от производственного мусора.
Ставка и размер экологического сбора
Ставка формируется, исходя из средних сумм необходимых на:
- Сборы;
- Сортировку;
- Перевозку;
- Утилизацию.
Также в тариф включается определенная сумма, необходимая для создания данных пунктов. Конечный размер ставок сформирован и утвержден Правительством.
Также Правительством регулируются правила взимания, порядок исчисления, зачета и возврата излишне внесенных сумм.
Весь процесс вычитания и внесения окончательных сумм контролирует Росприроднадзор, на что ему выделено 3 месяца с момента внесения платежа, окончательную сумму к оплате плательщик вычитает самостоятельно.
В результате предприниматель для расчета экологического сбора должен знать:
- Нормативы уничтожения соответствующего деятельности товара;
- Правила расчета сбора;
- Ставку сбора по соответствующей группе товара;
- Располагать специальной формой для произведения расчета.
Важно: форму следует заполнить и сдать совместно с отчетностью в положенное законодательством время.
Платежные документы в обязательном порядке сопровождает заполненная форма отчетности и сопутствующие документы, а именно:
- Декларация, содержащая всю необходимую информацию по количествах произведенного за год продукта и ввезенной/изготовленной для этой цели тары;
- Отчет – специальная форма, утвержденная Правительством для внесения данных о количественной массе уничтоженных за год отходов.
Отчетность и уплата по экологическому сбору обязательны каждый год до 15 апреля. Сдавать форму по деятельности и сами платежные документы предприниматель может как самостоятельно, так и через посредника, который имеет право действовать на основании доверенности.
Форма расчета экологического сбора.
Инструкция по расчету сбора
Расчет размера экологического сбора выполняется предпринимателями самостоятельно по разработанной Росприроднадзором формуле.
Пример расчета №1
Компанией в прошедшем году импортировано 100 тонн аккумуляторов. Норматив для утилизации 10%, то есть по истечению отчетного года компания должна утилизировать 10 тонн аккумуляторов или заплатить экологический сбор за эти 10 тонн.
Ставка в данном случае равна 2 025 рублей за тонну. Расчет суммы для уплаты в бюджет следующий – 10% * 2 025 * 100 = 20 250 рублей.
То есть используется формула где процентная норма массы продукции предназначенной к утилизации умножается на ставку за тонну и на норматив утилизации.
Пример расчета №2
Можно воспользоваться предыдущим примером, но допустить, что производитель утилизировал только 5 тонн отходов, тогда расчет будет следующим:
2 025 *(10 – 5) = 10 125 рублей.
Расчетная форма
В данную форму, разработанную Росприроднадзором входит следующее:
- 1 раздел – информация о самом производителе или импортере товара;
- 2 раздел – расчет суммы сбора и за продукцию, и за использованную тару.
Отчетным период при этом является прошедший год, то есть до 15 апреля необходимо отчитаться за истекший год.
Важно: сдавать отчет и оплачивать сбор необходимо в одни и те же сроки, так что все необходимые данные для этого следует подготовить заранее.
При этом необходимо уточнять ежегодно актуальные данные для выполнения платежа, так как неверно указанные реквизиты могут стать причиной просрочки.
Сдавать бумагу можно в электронном и бумажном виде с сопутствующей документацией.
Сроки и ответственность
Правительством предусмотрены достаточно жесткие требования по соблюдению всех необходимых требований.
За несоблюдение установленных сроков Росприроднадзор вышлет плательщику официальное уведомление с требованием оплатить задолженную сумму в течение 30 календарных дней.
При отсутствии реакции организация имеет право обратиться в суд. Об установленных сроках исковой давности по налогам и сборам для физических и юридических лиц вы можете узнать здесь.
Предупреждение бухгалтеру
Правильное заполнение отчетных бумаг и учет в процессе вычитания суммы всех нюансов требует определенной концентрации внимания от бухгалтера, так как в противном случае предприятие может оплатить штраф, который в некоторых случаях имеет большие размеры.
Какая установлена ответственность главного бухгалтера касательно заполнения и ведения отчетной документации — читайте по ссылке.
К примеру, если при расчете не учтен класс опасности продукции с 1 по 4, при утилизации таких изделий необходимо иметь специальные паспорта на каждую категорию, предприятию насчитывают штраф до 100 000 рублей. Такие требования могут предъявляться и к бытовому не рассортированному мусору.
В ходе подсчета необходимо учитывать отношение данных платежей к материальным расходам и рамки утвержденных лимитов.
Все выбросы не имеющие отношения к установленным нормативами не учитываются в ходе расчета.
Нюансы для малого и среднего бизнеса
Предприниматели, занимающие место на ступени малого и среднего бизнеса имеют такие же обязательства по утилизации продукции, как и масштабные предприятия.
Им вменяются в обязанности так же сдавать отчетность за утилизацию отходов и декларацию по размеру реализованного товара, при этом необходимо ко всей отчетной документации прикладывать копии договоров с третьими лицами и их лицензии на производство товара.
Важно: при несоблюдении правил подготовки документации и периода отчетности для данных предпринимателей предусмотрена ответственность в виде увеличения размера сбора на 0,5 единиц.
В результате введения данного сбора эксперты прогнозируют повышения цен на продукцию, относительно которой разработан данный законопроект.
Однако они смотрят на дальнейшее развитие событий в положительном аспекте, к примеру, по прогнозам разработчиков сумма экологического сбора в дальнейшем должна снижаться, так как производители в поисках решения проблемы с понижением своих расходов будут самостоятельно искать пути утилизации отходов, в частности предприятия будут возводить заводы по утилизации своего мусора за счет чего возрастет количество рабочих мест и экономия природных ресурсов.
Как открыть мини-завод по утилизации производственного мусора и какие документы для этого необходимы — читайте тут.
Заключение
Экологический сбор – это первая ступень на пути решения глобальных проблем со сложившейся ситуацией в стране по загрязнению природных ресурсов и использованию больших площадей земли под полигоны.
На данный момент введенные платежи решают только часть вопросов, однако Правительством разработана программа усовершенствования данного направления и улучшения экологической обстановки в стране.
По какой форме составить заявление о возврате или зачёте экологического сбора вы можете узнать тут:
Источник: https://FBM.ru/bukhgalteriya/nalogooblozhenie/ekologicheskij-sbor.html
Как снизить сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду? — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ
Каждое предприятие, ведущее хозяйственную и коммерческую деятельность, оказывает определенное негативное воздействие на состояние окружающей среды и экологию региона. Проявляться это негативное воздействие может через образование опасных отходов производства, выброс загрязняющих веществ в воздух, сброс сточных вод в водоемы и на почву.
<\p>
Все это оказывает прямое влияние на экологическую обстановку в стране. В качестве компенсации за вред, наносимый экологии, в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды», с природопользователей взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом экологические платежи – это не налог, а фиксированные компенсационные выплаты в бюджет.
Расчет суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
При этом экономическая обоснованность работы каждого предприятия направлена на снижение расходов и затрат. Соответственно, руководители предприятий заинтересованы в том, чтобы уменьшить суммы регулярных экологических платежей. Специалисты компании «Экобезопасность» знают, как это сделать с минимальными затратами для предприятия.
Способы уменьшения суммы экологических платежей
Размер экологических платежей определяется интенсивностью негативного влияния деятельности предприятия на состояние окружающей среды. Платежи должны вноситься ежеквартально и рассчитываются по определенной законом формуле. В расчете учитываются три пути загрязнения окружающей среды:
- загрязнения атмосферы вредными химическими выбросами от стационарных и передвижных источников выбросов;
- образование и размещение отходов производства и потребления;
- сброс загрязняющих веществ в виде сточных вод в поверхностные водные объекты.
Важно отметить, что плата взимается в том числе и с организаций, которые в ходе своей деятельности используют арендованное оборудование и взятые в аренду помещения.
Существует три ключевых способа снизить сумму экологических платежей предприятия:
- Способ №1 – Грамотная разработка и согласование нормативной документации. В соответствии с действующим законом, на каждом предприятии должны быть разработаны проекты нормативов допустимых сбросов (НДС), предельно допустимых выбросов (ПДВ) и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). При этом некоторые предприятия игнорируют эти положения закона, что приводит к многократному повышению суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС при расчете экологических платежей применяется коэффициент, увеличивающий сумму в 25 раз. Если на предприятии нет согласованного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, экологические платежи возрастают минимум в 5 раз. Чтобы избежать такого повышения тарифов, важно привлечь профессионалов в сфере экологии, которые грамотно разработают и согласуют проекты НДС, ПДВ и ПНООЛР.
- Способ №2 – Переработка и повторное использование отходов. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду по установленным для предприятия лимитам начисляется за каждую тонну отходов, переданную на размещение. Если предприятие прибегает к несанкционированному размещению отходов, на него будут наложены внушительные штрафы, которые могут существенно ударить по бюджету предприятия. Чтобы снизить плату за размещение отходов, их можно передать на повторную переработку. Такой переработке подлежат макулатура, стеклотара, полиэтилен, черный и цветной металлолом. Обезвреженные и переработанные отходы не представляют опасности для жизни и здоровья человека и не облагаются экологическими платежами. Такой вариант предполагает существенное снижение суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
- Способ №3 – Установка очистных сооружений на предприятии. Модернизация предприятия с целью снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду – дорогостоящий, но самый эффективный путь с точки зрения экологической безопасности. Приобретение и установка на предприятии современных очистных сооружений позволяет в несколько раз снизить загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. Соответственно, снижаются и суммы экологических платежей. При этом грамотное оформление и согласование с природоохранными органами процесса установки очистных механизмов требует привлечения профессионала в области экологического законодательства.
Специалисты компании «Экобезопасность» составят подробный перечень мер, принятие которых поможет предприятию снизить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Также наши эксперты обладают большим опытом внедрения и реализации этих мер на предприятиях различного профиля.
ПРОЕКТЫЦЕНЫКОНТАКТЫКОНКУРС
Источник: https://ecobez.ru/kak-snizit-summu-platy-za-negativnoe-vozdejstvie-na-okruzhajushhuju-sredu/
Теперь заплатят. Платежи за экологический вред предлагают заменить налогом | Россия | ФедералПресс
Министерство финансов РФ подготовило законопроект, который вводит новый экологический налог взамен существующих платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Что изменит новая инициатива и поможет ли это борьбе за экологию – в материале «ФедералПресс».
Лучше собираемость
Причина, по которой Минфин предлагает заменить платежи на налог, проста – министерство недовольно объемом сборов.
В пояснительной записке к законопроекту говорится о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, «что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов». Так что введение налога – это способ найти необходимые государству средства на реализацию своей экологической политики.
При этом Минфин утверждает, что добросовестным налогоплательщикам больше платить не придется. Министерство собирается руководствоваться принципом фискальной нейтральности – то есть сохранить действующий уровень налоговой нагрузки. Действительно, в законопроекте ставки, например, за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, соответствуют текущему уровню.
Получить больше средств предлагается за счет улучшения качества администрирования, то есть собираемости налогов, значит, за счет тех, кто сегодня уклоняется от платежей. С налогом сделать это будет сложнее. Хотя бы потому, что ответственность за неуплату будет совсем другой.
Сегодня за такое нарушение следует лишь административная ответственность, а взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке. Иное дело – неуплата налога. Здесь уже придется иметь дело с Уголовным кодексом РФ и последствия куда серьезнее.
А значит и стимул платить налоги и спать спокойно, будет куда больше.
«У налога больше шансов на собираемость платежей, — отмечает научный руководитель Института экономики природопользования и экологический политики Высшей школы экономики Александр Багин.
— Китай с 1 января этого года перешел на налогообложение вместо взимания платы за негативное воздействие именно по причине того, что существовавшая в течение 40 лет система не обеспечивала прозрачность и полную собираемость».
По словам председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, в первые годы почти 30-летнего периода взимания платежей за загрязнение окружающей среды они являлись мощным стимулирующим фактором для хозяйствующих субъектов. «В дальнейшем в силу их практической неизменности, ликвидации экологических фондов и системы зачета платежей в счет проведения природоохранных мероприятий, данная система во многом отстала от практических условий», — отметила Дударева.
Одной из причин отставания, по мнению эксперта, послужило то, что природопользователи нашли возможность сократить объем экологических платежей не за счет минимизации отходов, а за счет сокрытия информации или объектов, за деятельность которых взимается плата.
«Длительность периода действия системы платы без учета приоритетов государственной политики в области обращения с отходами ослабило роль платежей как стимула к снижению объемов образования отходов и применения прогрессивных технологий», — сказала Альбина Дударева.
На собственное усмотрение
В целом система экологического сбора сильно не изменится.
Налог предлагается взимать со всех видов воздействия на окружающую среду – выбросы в атмосферный воздух, сброс в водные объекты, образование отходов производства и потребления.
Размер налога будет напрямую зависеть от объемов загрязнения, чем больше отходов и выбросов, тем больше плата. При этом объемы выбросов или налоговая база будет определяется налогоплательщиком самостоятельно, как и сейчас.
Член экспертного совета комитета природных ресурсов, природопользования и экологии Государственной Думы, эколог Павел Сухонин поясняет, что сегодня расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ведется по так называемому «паспорту предприятия». По закону, предприятие само в декларационном порядке определяет к какому классу опасности относится его производство, и в зависимости от этого производится начисление платы за негативное воздействие.
«Это западные стандарты, так делается во всем мире. Только во всем мире эти сведения более достоверные, чем у нас, — сетует Сухонин. — Причина проста, в статье №1065 Гражданского кодекса написано, что если деятельность хозяйствующего субъекта имеет признаки угрозы причинения вреда – его деятельность может быть остановлена или прекращена. В Европе написано не «может быть», а «должна быть».
За тем, чтобы предприятия не занижали реальную опасность следит Росприроднадзор, но по словам Сухонина, его инспектора успевают проверить лишь 3% всех предприятий.
К тому же максимум, что грозит нарушителю – административный штраф, а не закрытие предприятия, как в Европе.
«Платить будут опять в соответствии с заявленными показателями предприятия – оно само скажет, сколько у него сбросов, а каждый старается показать минимум, а не фактический объем», — отметил эколог.
Куда пойдут деньги?
Минфин отмечает, что существующий в настоящее время неналоговый платеж – плата за негативное воздействие на окружающую среду – уже обладает признаками налога, а поэтому может быть включен в Налоговый кодекс РФ. Однако, по мнению экспертов, разница все же есть.
Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Сергей Алексеев отмечает, что сейчас платежи хоть и идут в бюджет, но являются внебюджетными поступлениями и их можно без слишком больших усилий законодательно развернуть в сторону экологии.
«Но если они уйдут в бюджет – это совсем другой принцип финансирования», — сказал он.
— Плюс, конечно, администрирование сборов будет лучше, но в составе налоговой службы нет людей, которые разбираются в том, что такое ПДС (предельно допустимый сброс), ПДК (предельно допустимая концентрация), ПДВ (предельно допустимый выброс). Им придется увеличивать штат и параллельно с Росприроднадзором все это контролировать».
Александр Багин отмечает, что у нас и раньше не было предусмотрено механизма целевого использования платы за негативное воздействие на окружающую среду. «Поэтому эти деньги зачислялись в бюджет. Основная масса шла в региональные и местные бюджеты, небольшая часть – в федеральный бюджет», — заметил он.
Как отмечает эксперт, пока вопрос о распределении средств, которые могут быть собраны в виде экологического налога, окончательно не решен.
«Видимо это должно решаться в рамках государственной экологической политики, — предполагает Багин.
— Можно направить средства, но по другому механизму – государство получает деньги и, исходя из расчетных объемов поступлений, может планировать и закладывать на следующие периоды средства на реализацию природоохранных мероприятий».
Павел Сухонин считает, что экологический налог по большому счету ничего не изменит. «У нас нет рычагов воздействия на нарушителей и экологическое законодательство будут нарушать, пока это будет выгодно, — отмечает он. — Налогов будет собираться больше, и здесь Минфин поступает правильно.
Но с точки зрения экологии, предполагаю, что все останется на том же уровне. Раньше, лет 20 назад, существовал фонд, куда шла часть платежей от платы за негативное воздействие, и фонд тратил их на природоохранные мероприятия. Потом это упразднили, и все забирает бюджет.
А чиновники, сидящие в Москве, порой даже не знают, где и что надо сделать».
«Предложенная в настоящее время система перехода на экологический налог предполагает лишь изменить название федерального платежа на экологический налог. Нужно кардинально менять этот экономический рычаг в условиях перехода России на принципы циркулярной экономики», — считает Альбина Дударева.
По ее мнению, экологический налог дает ряд преимуществ по сравнению с прежней системой – невозможность уйти от платежей, их прозрачность, получение достоверной информации об объемах негативного воздействия на окружающую среду, а также увеличение поступлений в бюджет.
«Станет возможным возродить стимулирующую роль принципа «платит тот, кто загрязняет», — подытожила Альбина Дударева.
Источник: https://fedpress.ru/article/2114255
Новый экологический налог – что это такое и когда ожидать?
Минфин опубликовал на своем официальном сайте проект закона, который призван стать альтернативой действующим в настоящее время платежам за выбросы в окружающую среду. Сейчас по проекту закона ведутся активные дебаты, многие специалисты задаются вопросом: не станет ли будущий закон «налогом на воздух»? Сегодня предлагаем поговорить о том, что такое экологический налог.
Какие нормативные акты действуют сейчас
В области защиты и охраны окружающей среды в РФ действуют следующие законы и подзаконные акты:
1 | Конституция нашей страны |
2 | Экологическая доктрина на длительный период |
3 | ФЗ «Об охране окружающей среды». |
4 | ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
5 | ФЗ «О недрах» |
6 | ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
7 | КоАП РФ |
В чем суть будущего закона
Смысл состоит в следующем: за воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов нужно будет вносить плату в бюджет государства. Если законопроект будет принят, пошлина по нему заменит все платежи по загрязняющим выбросам. В случае принятия закон вступит в силу 01.01.2020 года.
Для чего нужен новый закон
Его разработка объясняется на самом деле просто: сейчас действующий сбор не только уплачивают далеко не все представители бизнеса, но еще и собираемость платежей находится на очень низком качественном уровне.
Какие платежи по экологии есть сейчас
В РФ действует три группы таких платежей:
- Экологический сбор за выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
- За расположение отходов.
- Иные.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется с учетом превышения установленных норм. Используется простая формула:
Допустимый норматив = базовый норматив * коэффициент
Затем берут количество всех видов веществ и рассчитывают сумму платежа. Получается, что объем загрязнений нужно умножить на ставку оплаты. Если факторов далеко не один, расчет делают по каждому, а конечные итоги суммируют.
Оплата экологического сбора осуществляется в пользу федерального бюджета РФ.
Далее обсудим те изменения, которые могут произойти в законодательстве в связи с возможным принятием нового законопроекта.
Кто будет платить?
В качестве налогоплательщиков будут выступать:
- Граждане РФ.
- Юр.лица.
- ИП.
В категорию налогоплательщиков они будут включены, если ведут свою деятельность на территории нашей страны, если эта деятельность наносит вред окружающей среде, должна будет осуществляться уплата налога.
Исключение будет сделано только для компаний и людей, в результате деятельности которых образовываются только ТКО (Твердые коммунальные отходы).
Читайте также! Повышение НДФЛ в 2018-2019 году
Все указанные налогоплательщики будут поставлены на учет в том месте, где находится объект, отрицательно влияющий на экологию, причем сделать это нужно в 30-дневный срок с того момента, как только на гос. учет будет поставлен сам объект.
Объекты налогообложения
Объектом будет являться отрицательное воздействие на экологию, которое сформировалось из-за:
- Попадания в атмосферу веществ, загрязняющих ее.
- Того, что в водоемы попадают сточные воды.
- Образования производственных отходов
Ставки
В документе зафиксированы ставки по видам веществ и классам их опасности. Причем стоит отметить, что плата будет взиматься за тонну вещества в фиксированном размере.
В законопроекте есть таблица, воспользовавшись которой можно понять, сколько и за выброс какого вещества вам придется заплатить. Для сравнения: за выброс в воздух 1 тонны оксида азота нужно заплатить 93,5 рублей, за 1 тн пятиоксида ванадия – 2736,8 рублей, а вот за соединения кадмия уже 14759,3.
В таблице представлены и очень дорогие вещества, выброс которых в атмосферу значительно ударит по карману владельцев бизнеса – например, за тонну различных диоксинов придется внести 13 400 000 000.
Впрочем, разработчики законопроекта заверяют, что эти суммы будут твердыми и для тех, кто вносит платежи добросовестно, уровень нагрузки увеличивать никто не станет. Также пресс-служба Минфина прокомментировала для прессы, что когда сбор будет переведен в налог, нагрузка на бизнес увеличена не будет.
Налоговый период
В качестве налогового периода, как и в большинстве других случаев, будет выступать календарный год. А сумма, которую нужно уплатить за конкретный налоговый период, должна быть внесена не позже, чем 1 марта следующего за налоговым периодом года.
Как исчислять и уплачивать?
Сейчас попробуем разобраться в некоторых тонкостях исчисления нового налога.
Сумму платежа каждый плательщик будет определять самостоятельно, исходя из результатов налогового периода. Делать это нужно будет по каждому объекту.
В течение года плательщики (кроме ИП и представителей среднего бизнеса) обязаны вносить авансовые платежи. Эта сумма будет составлять ¼ от суммы налога, уплаченной за предыдущий год. Разница между суммой налога и суммой аванса уплачивается по окончании налогового периода.
Если следовать логике нашего Минфина, после того, как с 2020 по 2023 год загрязняющие окружающую среду компании должны будут ввести инструмент контроля загрязнений, а информацию о них сразу передавать в Росприроднадзор, налоговая база будет считаться в автоматическом режиме.
Читайте также! Тарифы страховых взносов на 2019 год
Проект закона также подразумевает, что Росприроднадзор сам напрямую будет передавать данные о плательщиках налога в ФНС. С другой стороны, прямых упоминаний об этом в проекте нет. Каждое лицо обязано будет заполнить специальную декларацию.
Как уменьшить сумму?
Как разъясняется в проекте закона, сумму платежа можно существенно снизить. Для этого предприниматель должен в течение одного налогового периода провести мероприятия, которые значительно снизят отрицательное воздействие на окружающую среду. Чтобы подтвердить свои расходы на указанные мероприятия, предприниматель должен предоставить соответствующие документы.
Мнения экспертов
Ряд экспертов высказывает здравые опасения, связанные с новым законопроектом.
Основной вопрос состоит в том, что из документа совершенно непонятно, как будут распределяться поступления налога между федеральным и местным бюджетом.
Сейчас большую часть оплаты получают местные власти, которые по идее, должны расходовать поступающие средства на возмещение экологического ущерба, причиненного конкретной местности.
Один из профессоров ВШЭ приводит такой пример: аналогичную замену уже провел Китай. Центральное правительство страны отказалось от своей части средств в пользу бюджетов конкретных областей. Это положительно сказалось на налоговой политике регионального уровня: она теперь практически соответствует общемировым тенденциям.
Что касается мнения представителей бизнеса, то они расходятся: у многих есть опасения, что деньги, которые раньше тратили на экологические цели, теперь будут расходоваться не по назначению.
Если говорить о простых людях, не имеющих никакого отношения к бизнесу, то получается, что новый экологический налог могут обязать оплачивать курильщиков, которые по идее, тоже наносят вред окружающей среде.
Подведем итог. На самом деле, проект нового закона – весьма дискуссионный и вызывающий большое количество вопросов. Выходит, что мы все дальше уходим от идеи создания и развития экологических фондов, хотя в прошлом году от Минприроды поступала такая идея. Также интересно, кто и каким образом будет контролировать, чтобы собранные средства были направлены на природоохранные цели.
Также неясно, как к этому законопроекту относится Президент РФ, который обычно придерживается мнения, что нагрузку на бизнес повышать не стоит, а тем более чинить препятствия для нормальной работы. Поэтому в настоящее время остается только ждать итогов рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ.
Источник: https://vesbiz.ru/nalogi/ekologicheskij-nalog.html
Экологический налог РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор
- Платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Утилизационный сбор.
- Экологический сбор.
Содержание этой статьи:
В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.
- Транспортный налог. В 2016 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
- Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
- Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
- Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
- Земельный.
back to menu ↑
Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2016 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.
Расчёт денежной суммы экологического налога в 2016 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:
back to menu ↑
Иногда обязанность по перечислению денежных средств за мусор в России лежит даже на тех, кто использует упрощённую систему налогообложения. Как и заполнение налоговой декларации.
Общее правило гласит, что плата за мусор взимается, когда размещаются отходы потребления и производства. Размещение – это не только складирование отходов в мусорные баки.
Но и содержание в специальных объектах для последующего захоронения. Если фирма занимается только этим – она складирует отходы, а не размещает их.
Другое дело – если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по лицензии).
Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме – тогда экологический сбор становится обязательным.
back to menu ↑
Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.
Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.
Источник: https://yurface.ru/buhgalteriya/nalogi/ekologicheskij-nalog-stavka/