Приостановление государственной регистрации: как налоговые органы борются за достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений и что из этого получается
Автор: Гречанюк Василий Герольдович, адвокат
Предлагаю рассказ о сравнительном новом явлении в области государственной регистрации юридических лиц – приостановлении государственной регистрации.
Примерно с июня сего года мне регулярно поступают обращения по таким сложностям при государственной регистрации юридических лиц: мол, подали документы на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице (в связи со сменой руководителя, адреса, участников, проведением реорганизации, ликвидации) на сайте (ФНС России – nalog.ru) указана дата готовности документов, прошло время, а информации о принятом решении нет или в назначенное время выдали какое-то «решение о приостановлении государственной регистрации».
Творится такое, как говорят, на благо бизнеса и других пользователей информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
В моем распоряжении отсутствует официальная статистика по регистрирующим органам страны, а в сервисе сайта ФНС России информация о принятых регистрирующими органами решениях о приостановлении государственной регистрации также пока не отражается.
Мнение о масштабах рассматриваемого явления субъективно и основывается на увеличивающихся обращениях доверителей и информации от коллег, в том числе из других регионов.
Помочь лично всем столкнувшимся с приостановлением государственной регистрации не получится, поэтому предлагаю свое видение и рекомендации.
Текст получился длинным, поскольку правовое регулирование сосредоточено как в законах, так и подзаконном акте, из которых для удобства посчитал необходимым привести подробные цитаты (а у подзаконного НПА еще и объемное название).
Приостановления делаются для обеспечения достоверности ЕГРЮЛ.
Действительно, благое дело – обеспечение законного принципа публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, (далее – ЕГРЮЛ), который провозглашен еще с 2014-го года:
«Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.» (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Для практической реализации данного принципа до 2016 г. «не хватало нормативной базы», т.к. имелась норма, возлагающая на регистрирующие юридических лиц органы обязанность провести «проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений»:
Источник: https://112buh.com/novosti/2016/priostanovlenie-gosudarstvennoi-registratsii-kak-nalogovye-organy-boriutsia-za-dostovernost-vkliuchaemykh-v-egriul/
Первые пострадавшие от проверок на достоверность ЕГРЮЛ
Специально для издания ПРОВЭД.РФ налоговый специалист юридической компании «Туров и Партнеры» Юлия Баранова прокомментировала актуальную проблему российских предпринимателей.
C 3 августа налоговые органы начали масштабную проверку юридических лиц на соответствие сведениям из ЕГРЮЛ, основываясь на Приказе ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Цель данной проверки – выявление организаций, имеющих хотя бы один из шести признаков недостоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений.
Налоговая хочет почистить реестр от недобросовестных компаний, но в процессе, как это часто бывают, сложности создаются самым рядовым и честным фирмам.
Великолепная шестерка
Чтобы обратить на себя зоркий глаз налоговиков и навлечь проверку нужно соответствовать одному из шести признаков: лицо обладает полномочиями руководителя более чем в пяти юридических лицах; участники юрлица являются таковыми более чем в десяти юридических лицах; адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем десяти юридических лиц; имеется информация о назначении руководителю юрлица административного наказания в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек; имеется информация о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации; управляющая организация является таковой более чем в двадцати юридических лицах.
Если люди из налоговой установят недостоверность сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, то вы получите решение об отказе в гос. регистрации.
Если проверка проводилась в отношении уже имеющихся в ЕГРЮЛ данных и была установлена недостоверность таких данных как: сведения об адресе, сведения об учредителях (участниках), размере, обременениях долей, сведения о держателе реестра АО, управляющим долей, входящей в наследственную массу, сведения о лице, имеющем право действовать от лица организации без доверенности (ФИО, паспортные данные, ИНН), то регистрирующий орган направит юрлицу уведомление о необходимости предоставить достоверную информацию. Срок для реакции со стороны организации – 30 дней с момента направления уведомления. Если реакции нет, то регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности сведений.
Последствия «черной метки»
Ответственность за недостоверность сведений возложена на директора компании – ему грозит штраф, максимальный размер которого 10 тыс. рублей.
Отметка о недостоверности приведет к тому, что компания не сможет вносить изменения о своей деятельности, например поменять директора, учредителя, адрес и т.д.
до тех пор, пока не приведет недостоверные сведения в соответствие с действительностью или не докажет, что налоговики ошиблись.
«Кроме того, такая отметка будет приниматься любой компанией во внимание при анализе добросовестности контрагента. Сегодня никому не нужны проблемы и обвинения в сотрудничестве с сомнительной фирмой.
Таким образом, в чистоте своих сведений в ЕГРЮЛ в первую очередь заинтересована сама компания, так как она может потерять устраивающих ее контрагентов, а также выгодные контракты и позицию на рынке.
Если вы не приведете сведения о вашей компании в соответствие, то вас ожидают негативные последствия от дальнейшего общения с налоговиками. Самое очевидное – вас будут считать недобросовестным налогоплательщиком.
Так же будут проблемы и у ваших контрагентов, которым например, не будут принимать налоговый вычет по работе с вами или снимать расходы, т.к. вы неблагонадежный партнер», — прокомментировала Ольга Пономарева.
Первые пострадавшие
Налоговики, выполняя благую миссию, как это водится, слегка переусердствуют. Как рассказали ПРОВЭДу в юридической компании «Туров и Партнеры», уже сейчас налицо нарушения со стороны ФНС.
«Все «красиво и грамотно» изложено в Приказе ФНС России, но на практике мы сталкиваемся с нарушениями данных положений со стороны налоговых органов. Пример: компания А арендует офис в бизнес – центре. Успешно функционирует по указанному адресу на протяжении полутора лет.
И в один прекрасный момент получает уведомление о внесении в реестр «неблагонадежных» организаций на том основании, что та не располагается по юридическому адресу. Такой вывод сделала налоговая, «посетив» данный бизнес-центр и не обнаружив там компанию.
Возникает вопрос, где результат осмотра помещения, который должен быть произведен в присутствии понятых либо с применением средств видеофиксации? Где требование от налоговой о внесении достоверных сведений в ЕГРЮЛ?», — говорит специалист компании «Туров и Партнеры» Юлия Баранова.
Впоследствии, когда компания начала разбираться в сложившейся ситуации, налоговые органы аргументировали принятое решение отсутствием номера офиса в юридическом адресе компании. Однако отсутствие вышеупомянутых документов объяснить не смогли.
Как результат – репутация компании восстановлена, она исключена из списка компаний, о которой в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения.
Ольга Пономарева уверена, что тем компаниям, сведения о которых в реестре соответствуют действительности, беспокоиться не о чем, да и все компании ФНС не проверит.
«На практике могу сказать, что за месяц, в течение которого проводились проверки, они не затронули ни одного нашего клиента, работающего в Москве и в регионах.
Ежедневно в России регистрируется несколько тысяч компаний, и охватить такое количество регистрируемых проверками – невозможно, у налоговиков нет таких ресурсов.
Поэтому рассчитывать на тотальный контроль со стороны налоговых органов к достоверности сведений в ЕГРЮЛ пока не стоит, но учитывать общий тренд и навести порядок с информацией о вашей компании, вносимой в реестр, будет не лишним», — резюмировала эксперт.
Источник: https://turov.pro/pervyie-postradavshie-ot-proverok-na-dostovernost-egryu-v/
Исключение из ЕГРЮЛ в связи с недостоверными сведениями с 01.09.2017
Правда ли, что с 1 сентября 2017 года ФНС планирует исключить из ЕГРЮЛ более 300 000 организаций. Это наделало много шума как среди руководителей, так и среди работников – многие из них опасаются потерять место работы.
Какие основания для исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ с 1 сентября 2017 года? Какие сведения об организации должны быть признаны налоговиками недостоверными, чтобы этого было достаточно для ликвидации? Что считается недостоверной информацией в ЕГРЮЛ и кому опасаться предстоящего массового исключения из реестра? Подробности – в данной статье.
Принимать решения об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были праве и до 1 сентября 2017 года. Они могли удалять из реестра любые недействующие компании. Признаки недействующих юридических лиц приведены в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
Какие организации считаются недействующимиКомпания, которая в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения ИНФС, не представляла документы отчетности о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившей свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Основание – пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Так, например, 07 августа 2017 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Орловской области сообщила, что за 7 месяцев 2017 года было принято 398 решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. ИФНС по Удмуртской Республике также проинформировала, что за первое полугодие 2017 года аналогичные решения были приняты в отношении 1667 организаций.
Как налоговики будут действовать с 1 сентября
С 1 сентября 2017 года оснований для исключения организаций из ЕГРЮЛ стало больше. С указанной даты налоговые инспекции по всей стране вправе приняимать решение об исключении ю.л. из ЕГРЮЛ, если (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ):
- организация обладает признаками недействующего, у него нет средств на расходы по ликвидации и возложить эти расходы на его учредителей (участников) невозможно;
- в ЕГРЮЛ фигурируют сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.
Таким образом, с 01.09.2017 запись о недостоверности в ЕГРЮЛ – это самостоятельное основание для исключение юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл заблаговременно скачать на сайте ФНС электронные выписки из ЕГРЮЛ по своей компании и своим главным контрагентам. В выписке можно посмотреть, есть ли в ней запись о недостоверности.
Такие отметки налоговики ставят под теми сведениями, которые посчитали фиктивными.
Скачать выписки из ЕГРЮЛ любой желающий может по адресу https://egrul.nalog.ru/
Если опасения оправдаются, то отметка в электронной выписке ЕГРЮЛ может выглядеть так:
Кстати, такую отметку ищите в разных разделах выписки. Так, допустим, если недостоверны сведения касаются учредителей, то отметку сделают в разделе «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица».
Если в отношении компании выявлен фиктивный адрес – в разделе «Адрес (место нахождения)».
Такая запись, если она находится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев, теперь может грозить организации исключением из ЕГРЮЛ.
Однако, к сожалению, это не все сложности, которые может повлечь запись в реестре о недостоверности.
Контрагенты могут отказаться взаимодействовать с компаний, если в отношении нее в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений. |
Директора организации могут оштрафовать за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ на 5000 -10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). |
Банк может усилить контроль за операциями по счетам. |
Директор и учредитель ООО с долей не менее 50 процентов не смогут быть руководителями и учредителями другой организации в течение трех лет после того, как налоговики сделали запись о недостоверности данных об адресе или директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). |
Кредиторы могут взыскать долги с директора ООО, которого исключили из ЕГРЮЛ. В частности, налоговики могут обвинить директора в том, что недоимка по налогам или страховым взносам возникла из-за его недобросовестных действий, и взыскать через суд задолженность (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). |
Какие сведения считаются недостоверными
Выше мы рассказали о возможных последствиях, которые могут наступить из-за отметок в ЕГРЮЛ о недостоверности. Но какие именно сведения налоговики могут поставить под сомнения? Об этом пойдет речь далее.
Итак, недостоверность сведений может быть устанолена в отношении:
- адреса организации;
- учредителя (участника);
- лица, имеющего право действовать без доверенности (директора/руководителя).
Фиктивные сведения об адресе
Фиктивные адреса организации налоговики пытаются выявить в приоритетном порядке. Обобщив практику последних лет можно выделить несколько признаков по которым проверяющие могут прийти к заключению о недостоверности адреса компании, например:
- компания не получает письма, они возвращаются в ИФНС;
- указан несуществующий адрес фирмы. Так, к примеру, в ЕГРЮЛ указан номер дома 26а, а фактически существует только дом 26;
- здание по заявленному адресу не пригодно для использования (например, дом был снесен);
- в ЕГРЮЛ зафиксирован адрес массовой регистрации, который используют 10 и более организаций;
- компания зарегистрирована в жилом помещении;
- организация зарегистрирована в торговом центре, но не внесла в реестр номер офиса или офисного помещения.
Важно сказать, что налоговики могут провести проверку адреса и без участия представителей организации. Для этого инспектору достаточно записать осмотр адреса на видео или привлечь двух понятых (пункт 14 Оснований и Порядка осмотра объекта недвижимости – Приложение № 1 к приказу ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72).
Фиктивные сведения о директоре или учредителе
Сведения о руководителе компании (генеральном директоре) или учредителе – это информация за которой в особом порядке следят налоговики. Они пытаются выявить «подставных» директоров и учредителей, например, по таким критериям:
- директор или учредитель – массовые и руководят или участвуют более чем в 50 компаниях, зарегистрированных до 1 августа 2016 года. Либо больше чем в 5 фирмах, созданных после 1 августа 2016 года;
- контролеры отстранили директора от должности, а срок дисквалификации еще не прошел;
- учредитель вышел из общества до 1 января 2016 года, но не заверил заявление о передаче доли у нотариуса;
- в данных других фирм уже есть отметка о том, что директор или учредитель номинальный (письмо ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126);
- прежний директор сообщил в ИФНС, что данные о нем в реестре недостоверны.
Что делать если налоговики выявили недостоверность
Если инспекторы обнаружат в реестре недостоверные (фиктивные) данные, то компании передадут уведомление и потребуют в течение 30 календарных дней:
- или исправить сведения в ЕГРЮЛ;
- или документально подтвердить информацию из ЕГРЮЛ.
Перед вами образцы подобных уведомлений, которые получают компании в 2017 году:
Если в течение 30 c момента отправки подобного уведомления никак не отреагировать, то налоговые инспекторы, скорее всего, внесут в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности, а через полгода – ликвидируют компанию без решения суда. Если же адрес, руководитель или учредитель – реальные, то обязательно сообщите об этом в ИФНС. Образец пояснения о достоверности данных приведен ниже.
Как видно, к пояснению следует приложить подтверждающие документы. Так, например, если подтверждаете адрес – приложите копии договора аренды, свидетельства о праве собственности, выписки из реестра недвижимости. Если же сообщаете о реальности директора, то дополните пояснения копиями приказов, распоряжений и договоров, которые были подписаны этим руководителем.
Источник: https://blogkadrovika.ru/isklyuchenie-iz-egryul-2017/
Публичная достоверность сведений ЕГРЮЛ
Здравствуйте, уважаемые читатели моего юридического блога. Решил сегодня переключиться на корпоративное законодательство.
Развитие законодательства о юридических лицах предполагает в числе прочего повышение стабильности гражданского оборота. Юридические лица, взаимодействуя между собой, должны иметь возможность узнать друг о друге информацию. Для этого необходимы информационные ресурсы, котором бы все доверяли, а сведения, туда загружаемые, проверялись.
Иначе компании сильно рискуют своим капиталом, многократно возрастает риск крушения бизнеса, особенно при значительных оборотах в ходе хозяйственной деятельности.
К какому ресурсу обращаются чаще всего, когда хотят проверить контрагента на благонадежность? Конечно же на официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, а именно к сервису «Проверь себя и контрагента».
Он содержит все основные сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Общие положения о достоверности сведений ЕГРЮЛ
Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ внесены изменения в ГК РФ, повышающие защищенность добросовестных контрагентов при совершении сделок. Законодательно введен принцип публичной достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Соответствующее положение закреплено в статье 51 ГК РФ.
Отправной точкой является обязательность государственной регистрации юридического лица в уполномоченном государственном органе. Для коммерческих организаций — это ФНС РФ.
Именно с момента регистрации юридическое лицо считается созданным. Порядок регистрации урегулирован Федеральным законом от 08.08.
2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).
В пункта 2 статьи 51 введено следующее положение:
Первое предложение можно свести к фразе: сведения, содержащиеся в реестре считаются достоверными, пока не доказано иное. Это и есть выражение принципа публичной достоверности ЕГРЮЛ.
В ходе взаимодействия с контрагентом, полагающимся на сведения реестра, заявлять об их недостоверности юридическое лицо не вправе. Ссылка на недостоверность возможна только если данные попали в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли юридического лица.
Более подробно указанная норма раскрывается в пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 25).
В нем раскрывается и другая грань принципа публичной достоверности: предполагается, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.
Достоверность — это хорошо. Позволяет избежать сомнительных сделок. Как эта достоверность ЕГРЮЛ обеспечивается?
Обеспечение достоверности
Новая редакция п. 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что до государственной регистрации самого юридического лица, измений устава, включения иных данных в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан (!) провести проверку достоверности данных, включаемых в этот реестр.
Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. Но он не установлен на сегодняшний день, хотя с момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года. В этом и в некоторых других случаях действующее законодательство зачастую препятствует исполнению указанной обязанности надлежащим образом.
Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган просто отказывает в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.
Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.
А п. 1 ст. 23 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
В какой-то мере достоверность реестра обеспечивает установление круга лиц, которые могут быть заявителями. Кроме того, подпись на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Несмотря на это по-прежнему наблюдается практика создания юридических лиц через подставных учредителей. Ими могут являться массовые учредители, некоторые готовы выступить учредителями за соответствующую плату.
Проблемы возникают и с достоверностью адреса регистрации компании. На практике ИФНС, руководствуясь тем же п. 3 ст. 51 ГК РФ, при регистрации проверяет: действительно ли юридическое лицо будет находится по указанному адресу? Если инспекция выяснит, что адрес регистрации является массовым, то с большой долей вероятности в регистрации будет отказано.
Обычно такие отказы с успехом оспариваются в суде. Но заявитель теряет время и деньги. Поэтому советую адресами массовой регистрации стараться не пользоваться. В идеале вместе наряду с установленным перечнем документов предоставить еще и гарантийное письмо от собственника помещения, адрес которого будет использован для регистрации (вариант: договор аренды).
ИФНС имеет возможность проверить личность гражданина РФ, чьи данные указаны в заявлении о государственной регистрации юридического лица. Если по данным УФМС эти сведения окажутся несоответствующими данным паспорта, то в регистрации будет отказано (пп. «к» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).
Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. С момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года.
Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган до сих пор просто отказывал в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.
Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.
Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
Однако, совсем скоро, 1 января 2016 года, в силу вступают поправки внесенные в Закон № 129-ФЗ. В нем появляются пункты 4.2, 4.3 и 4.4 статьи 9.
ИФНС будет вправе осуществлять проверку достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, если у нее возникнут обоснованные сомнения в достоверности этих сведений. Это будет распространяться и на случаи поступления возражений со стороны заинтересованных лиц относительно предстоящих государственной регистрации изменений учредительных документов или включения дополнительных сведений в реестр.
Многое отдано на усмотрение должностных лиц налоговых органов. А уж определение степени обоснованности сомнений и вовсе носит сугубо субъективный характер. С точки зрения налогового инспектора — сомнение обоснованное. Заявителю же может показаться, что инспектор просто придирается.
Получается, что такое разрастание компетенции регистрирующего органа может привести к злоупотреблениям и волоките, но отсутствие порядка проверки достоверности способно привести к ущемлению прав добросовестных лиц. С одной стороны нельзя не признать, с другой — нельзя не учитывать.
Для полной картины следует посмотреть на список проверочных мероприятий, которые уполномочен осуществлять регистрирующий орган. Проверка осуществляется посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Перечень мероприятий закрытый, никакие другие применяться не могут. В какой-то мере это защищает добросовестных заявителей.
В каких случаях могут применяться те или иные проверочные мероприятия?
Например, проведение осмотра объектов недвижимости явно направлено на борьбу с регистрацией компании по адресу массовой регистрации. Путем осмотра налоговый орган сможет убедиться, что компания действительно будет располагаться по данному адресу, имеется все необходимое для ведения тех видов деятельности, которые указаны в заявлении.
Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, а также порядок использования результатов, полученных в результате проверки, в соответствии с п. 4.3 ст. 9 должен быть установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Разумеется, сейчас его еще нет. Ожидать принятия соответствующего нормативного акта следует после вступления в силу поправок, внесенных в Закон № 129-ФЗ. Пока же будем надеяться, что документ будет устанавливать те самые основания, условия и способы исчерпывающим образом без двусмысленных формулировок.
При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена в силу п. 4.4 ст. 9 названного Закона.
При наличии оснований для осуществления мероприятий по проверке достоверности сведений вносимых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией, ликвидацией организации, внесения изменений в сведения реестра, регистрация приостанавливается не более чем на 1 месяц.
Само решение о приостановлении регистрации принимается в пределах отведенного регистрации срока, течение которого прерывается, т. е. в дальнейшем начинает исчисляться заново.
Решение о приостановлении регистрации должно будет содержать:
- основание, по которому она приостанавливается;
- срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не менее 5 дней.
Будем надеяться, что вводимые нормы позволят обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не в ущерб правам и интересам добросовестных лиц.
Судьба сделок, совершенных лжедиректорами
Какие данные реестра и для чего нужны третьим лицам? Про адрес уже сказано, добавлю только, что он может использоваться для направления судебных извещений, писем из ИФНС, иных государственных органов.
Для потенциальных контрагентов наиболее важными являются сведения о руководителе юридического лица. Особенно сейчас, когда от его имени уполномочены выступать несколько лиц.
Нормы о полномочиях руководителей, выступающих совместно, разъясняются в пункте 22 Постановления № 25. Предполагается, что все лица, полагающиеся на общедоступные сведения реестра вправе исходить:
- из неограниченности полномочий каждого из директоров, действующих раздельно;
- из неограниченности полномочий директоров, осуществляющих полномочия совместно.
Если устав содержал какие-то условия осуществления несколькими директорами своих полномочий, то на права третьих лиц и на действительность совершенных сделок это не влияет. Исключением является случай, когда будет доказано, что другая сторона при совершении сделки знала об ограничениях полномочий.
Принцип публичной достоверности позволяет разрешить проблему действительности сделок, совершенных лжедиректорами.
Лжедиректор — это лицо, сведения о котором, как о единоличном исполнительном органе, внесены в ЕГРЮЛ, однако решение общего собрания (совета директоров, наблюдательного совета) о назначении директора впоследствии было признано недействительным.
Необходимо помнить, что полномочия директора возникают не с момента внесения сведений о нем в реестр, а с момента избрания участниками корпорации. Если корпоративный акт, о наделении соответствующими полномочиями, был признан недействительным, то полномочий на совершение сделки у лжедиректора не имелось с самого начала.
Раз сделка была совершена неуполномоченным лицом, то она должна бы являться недействительной с момента совершения. Лжедиректор мог действовать вполне добросовестно, во благо юридического лица. Но стабильность гражданского оборота страдает.
Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ позволяет эту стабильность обеспечить.
Пленум ВС РФ в абзаце 2 пункта 119 Постановления № 25 указал следующее.
Несмотря на то, что сделка совершена неуполномоченным на то лицом (порок компетенции), она признается действительной. Происходит исцеление сделки, или, по-другому и умным словом, ее конвалидация. Разумеется, если она сама по себе не содержит каких-то других пороков, влекущих ее оспоримость или ничтожность.
Однако, чтобы не было перекосов, приводящих к нарушению прав добросовестных участников корпорации, пострадавших от корпоративных захватов, принцип публичной достоверности ограничен степенью добросовестности контрагента по сделке.
Если контрагент недобросовестный, то по мнению Пленума ВС РФ в этом случае следует применить ст. 183 ГК РФ (абз. 3 п. 119 Постановления № 25).
Что это означает?
Лжедиректор после признания решения общего собрания недействительным считается утратившим полномочия с момента его принятия и — не может считаться органом юридического лица. Следовательно ст.
174 ГК РФ применить нельзя потому, что в ней речь идет о превышении полномочий органом юридического лица, а лжедиректор на весь предшествующий период от принятия корпоративного акта до признания его недействительным органом не признается и превысить ничего не мог.
Пленум ВС РФ счел возможным распространить на эту ситуацию норму о представительстве, устанавливающую последствия для сделки неуполномоченным лицом. Совершенную сделку должно одобрить само юридическое лицо. Если не одобрит, то сделка считается заключенной с бывшим лжедиректором.
Возможность одобрения — еще одна возможность исцелить сделку, что благоприятным образом влияет на стабильность гражданского оборота.
Но даже если контрагент полагался на данные ЕГРЮЛ добросовестно, если сведения внесены в результате неправомерных действий третьих лиц, все равно применяется ст. 183 ГК РФ. Иначе принцип публичной достоверности мог бы сыграть на руку рейдерам, выводящим активы захваченной корпорации через аффилированных лиц.
Эта аффилированность может быть хорошо замаскирована и определить кто-из контрагентов является добросовестным, а кто — не очень, бывает трудно. В дальнейшем юридическое лицо получает возможность самому одобрить некоторые сделки.
Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, уравновешенный презумпцией добросовестности контрагента и возможностью одобрения или отклонения сделки, совершенной неуполномоченным лицом, позволяет обеспечить стабильность гражданского оборота, соблюдая при этом права и интересы добросовестных участников юридических лиц.
С уважением, Альберт Садыков
Источник: https://lawyerlife.ru/korporativnoe-pravo/publichnaya-dostovernost-svedeniy-egryul.html
Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ сможет ли похоронить бизнес?
Первое сентября это не только праздник знаний, но и начало «бизнес-сезона» после летних каникул. Сентябрь в этом году также дает старт массовым исключениям организации из ЕГРЮЛ.
Что же это будет означать для бизнеса?
Государство в очередной раз пытается «закрутить гайки» в отношении «недобросовестных» участников гражданского оборота, указавших при государственной регистрации недействительную информацию, либо своевременно не изменивших ее.
В этих целях с 01 сентября 2017 года вводится в действие «механизм» исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии записи о недостоверности сведений о нем (01.09.2017 года вступил в силу п.5 ст.21.
1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 129-ФЗ) .
Согласно этого «механизма» предусматривается, что налоговая инспекция вправе принять решение о предстоящем удалении компании из ЕГРЮЛ при наличии одновременно следующих условий:
а) в нем имеется «галочка» о «пороке данных» об организации;
б) временной интервал нахождения такой записи в ЕГРЮЛ составляет свыше 6 месяцев.
На первый взгляд все кажется ясным и понятным, не имеющим каких-либо подвохов.
Однако законодатель не учел отдельных моментов. Скажем так, что возможность включения в ЕГРЮЛ отметки о сомнительном характере информации о юридическом лице существовала и до внесения изменений Федеральным законом от 28.12.2016 года №488-ФЗ.
Последним фактически введена только лишь «конструкция» выбытия организации из ЕГРЮЛ при наличии подобной отметки. По общему правилу, закрепленному в ст. 4 ГК РФ, нормы закона не имеют обратной силы и не могут применяться к отношениям, возникшим до введения его в действие, если иное прямо не установлено этим актом.
Рассматриваемый закон не содержит оговорок о допустимости распространения его положений на ранее сложившиеся отношения. Помимо этого, он направлен в сторону утяжеления положения недобросовестных организаций.
Поэтому представляется логичным вывод о том, что в зоне риска «принудительного» прекращения деятельности точно находятся те компании, запись о недостоверности сведений которых будет внесена в ЕГРЮЛ после 01.09.2017 года, и с даты ее появления истечет более полугода.
Организации же, получившие метку о несоответствии данных действительности до сентября этого года, фактически находятся в подвисшем состоянии. Вряд ли законодатель желал уберечь их от «принудительного окончания» деятельности.
Разумным было бы уравнять и тех, и других, предоставив последним шестимесячный срок, исчисляемый не с даты проставления «галочки» в ЕГРЮЛ о неправильной информации о фирме, а с момента вступления в силу соответствующих норм вышеназванного закона. Какой путь изберет судебная практика, покажет время. Однако однозначно стоит ожидать, что налоговые органы не будут учитывать такие нюансы, и в первую очередь приступят к реализации указанного порядка в отношении «примелькавшихся» компаний.
В каких же случаях в егрюл включаются записи о «пороке сведений» о юридическом лице, и кто может инициировать совершение такого рода действия?
Законодательство называет закрытый перечень подобных ситуаций. Но большая часть записей о недостоверности, на сегодняшний день, внесена в связи с массовыми проверками адресов компаний. Автоматически в этот список попадают следующие категории адресов:
- массовый адрес, который используется более 5 юридическими лицами — это повод для новых встреч с налоговой всем компаниям , размещенным в бизнес -центрах;
- адрес имеет статус жилого помещения, которое не принадлежит на праве собственности директору, либо одному из учредителей, обладающему более 50% уставного капитала (еще один повод «подергать» бенефициаров компании, в том числе членов семьи директора и собственников);
- адрес, покоторомунаправляютсяпочтовыеотправленияизналоговогооргана, возвращаютсяспометкой «адресатотсутствует« (компании должны урегулировать получение корреспонденции по юридическому адресу : открытие абонентского ящика в почтовых отделениях, договориться с почтальоном об адресной доставке корреспонденции и т.п.);
- адрескомпанииуказанбезопознавательныхпризнаков (номера офиса, помещения и т.п.) сначала это было разрешено, а теперь выставляется как признак подозрительности;
- поадресукомпаниинаходитсястроение, котороеневозможноэксплуатироватьпоназначению (разрушено, переведено в иной статус, не позволяющий располагать офис, и т.д.) таким компаниям, как автомастерские или автосервисы, офис не нужен они часто регистрируются в гаражных кооперативах;
- адресфирмынесоответствуетданнымофициальногоклассификатораадресов (КЛАДР). Например, по данным ЕГРЮЛ адрес компании указан: ул. Пушкина, д. 10Б, а в КЛАДР есть только адрес: ул.Пушкина, д.10А, дома с литерой Б не существует.
Также пометка добавляется в случае обращения физического лица, содержащего сообщение о неверности упомянутых, о нем в реестре данных. Кроме того, отметка может возникнуть вследствие принятия регистрирующим органом письменных контрдоводов заинтересованных лиц касательно грядущей государственной регистрации изменений устава организации или внесения информации в реестр.
Что же ожидает компанию, обозначенную в акте ФНС о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ? Есть ли у нее шансы на «выживание»?
Ответы на поставленные вопросы находятся в непосредственной взаимосвязи с избранным законодателем способом доведения до широкой общественности сообщения о назревающем «избавлении от непорядочной организации».
В качестве единственного источника опубликования таких сведений называется журнал «Вестник государственной регистрации».
Одновременно уточняется, что уведомление должно содержать «краткое руководство» к действию по направлению мотивированных заявлений исключаемого юридического лица, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могут пострадать в результате реализации этой процедуры.
Такой способ извещения имеет определенный минус, потому как в повседневной жизни лишь небольшой процент участников гражданского оборота с определенной периодичностью отслеживает размещенную в вышеназванном издании информацию.
Поэтому сама «недобросовестная» компания и остальные лица, слишком поздно могут узнать о предстоящем или уже завершенном процессе исключения компании из ЕГР ЮЛ и не смогут своевременно принять меры по своей защите.
Суды в схожих спорах, касающихся пропуска сроков для предоставления мотивированных возражений против исключения недействующего юридического лица, не поддерживают позицию «потерпевшей стороны» (Определение ВС РФ от 13.06.2017 года № 310 – КГ 17 – 5981 по делу № А08-4492/2016).
Наиболее оптимальным представляется вариант «размещения» подобных сведений в ЕГРЮЛ в отдельном разделе, как например, при ликвидации.
Как указано выше, закон предоставляет право, самой компании, ее кредиторам или иным лицам, чьи права (интересы) могут быть затронуты вследствие прекращения ее деятельности, направлять мотивированные заявления. При наличии таких документов, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Соответственно, организации, желающей избежать удаления о ней записи из реестра, достаточно либо самостоятельно подготовить обоснованное возражение, либо для создания «массовой атаки» — «найти» кредиторов или иных заинтересованных лиц, которым не безразлична ее дальнейшая судьба.
Не исключено, что такими могут быть работники или бывшие сотрудники компании.
Если компания исключена из ЕГРЮЛ, в связи с недостоверными сведениями, директору и учредителям нужно быть готовыми к следующим последствиям:
1) На три года они попадают в «черный список», т.е. не смогут зарегистрировать ни одной новой компании со своим участием , а также войти в состав участников ни одной действующей компании на территории РФ.
2) Управляющий состав компании может быть привлечен к субсидиарной ответственности по любым долгам с 28 июня 2017 г. (ФЗ-488 от 28.06.2017г.).
Что делать, если вы обнаружили запись о недостоверных сведениях?
1) В течение 30-ти дней с момента направления налоговым органом Уведомления следует подтвердить реальность «адреса». Для этого нужно предоставить в налоговую документы, подтверждающие достоверность сведений:
- договор аренды/безвозмездного пользования;
- платежные поручения, подтверждающие оплату по договору;
- не лишним будет предоставить фотографии офиса и всех рабочих мест (желательно с работниками), рекламные конструкции;
- письменные объяснения директора, а также, по возможности , собственника помещения.
2) Внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения, т.е. в случае, если адрес компании является фиктивным, единственным вариантом остается внести изменения в части местонахождения фирмы.
Последствия в случае не подтверждения достоверности сведений:
1) С 01.09.2017г. исключение организации из ЕГРЮЛ;
2) Блокировка расчетных счетов;
3) Отказ в регистрации новых компаний директору и всем учредителям , пока имеется подобная запись о недостоверных сведениях .
Известно, что есть много противников нововведения, но существуют компании, которые поддерживают его, портал ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС получил комментарий от заместителя генерального директора ООО «Изумрудное небо» — Незнамовой Ирины:
Что можно пожелать добросовестным компаниям:
Проверяйте своих контрагентов на наличие записей о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Это возможно сделать на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС. Ведь в случае исключения компании-контрагента из реестра, будет сложно получить финансовый результат по заключенным сделкам.
ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС выражает огромную благодарность в подготовке статьи:
Фаизовой Дине Геннадьевне – практикующему юристу, управляющему партнеру Юридической компании «Абеком», Арбитру Первого Арбитражного Учреждения;
Рулевой Людмиле – юрисконсульту ООО «СПАРКОН»;
Незнамовой Ирине – заместителю генерального директора ООО «Изумрудное небо».
Источник: https://zachestnyibiznes.ru/blog/zapis_nedostovernosti_svedeniy_egrul
Новые полномочия налоговой по исключению компаний из ЕГРЮЛ
С 1 сентября 2017 года налоговые инспекции будут исключать из реестра компании, в отношении которых более шести месяцев в реестре находится запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.
Что может явиться основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?
Внесены изменения в статью 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (Далее Закон 129-фз), которая регулирует процедуру исключения из реестра.
Ранее эта статья называлась так: «Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа». Теперь из названия статьи убрали слова «прекратившего свою деятельность», а кроме того, статью дополнили пунктом 5, который сформулирован следующим образом: «5.
Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.»
Что такое запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ?
Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ означает, что в реестре есть отметка «сведения недостоверны» в отношении адреса компании, директора и/или участника. Запись о недостоверности размещена в строке 11 выписки из ЕГРЮЛ «Дополнительные сведения».
Каким образом вносятся сведения о недостоверности в ЕГРЮЛ
Законом N 129-ФЗ предусмотрено внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случаях:
1) направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем самом (как об участнике или руководителе юридического лица)
Такое заявление направляется по форме N 34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (утверждена Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@).
2) если по результатам проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 ст.5 Закона 129-фз, а именно сведений:
- – об адресе,
- – об учредителях (участниках),
- – о руководителе юридического лица.
В указанном случае запись о недостоверности вносится, если после направления регистрирующим органом юридическому лицу, а также его учредителям (участникам)/ руководителю уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, юридическое лицо в течение 30 дней не представит достоверные сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
3) С февраля 2015 года на основании вступивших в законную силу судебных решений в ЕГРЮЛ вносятся записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица (в соответствии с пунктами 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).
Как проводится проверка достоверности сведений о компании?
Налоговые органы проводят проверку достоверности сведений в ЕГРЮЛ, когда выявят расхождение с данными, уже имеющимися в ЕГРЮЛ.
В частности, такая проверка может быть проведена, если лицо не получает уведомления и почтовую корреспонденцию по юридическому адресу местонахождения либо на основании жалобы либо в рамках запланированной массовой проверки.
Очень часто сведения о недостоверном адресе вносятся в отношении лиц, зарегистрированных в местах массовой регистрации либо о компаниях, которые сменили местонахождение, не уведомив налоговое органы.
Что делать, если ваша компания получила уведомление о недостоверности сведений?
В случае, если сведения достоверны, необходимо предоставить в налоговую подтверждения соответствия сведений, например, договор аренды, переписку сторон, платежные поручение, приказ о решение общего собрания о продлении полномочий директора и т.п.
В случае же, если сведения действительно недостоверны, то необходимо внести новые сведения в ЕГРЮЛ, например, утвердить изменения к Уставу в части адреса компании, заполнить соответствующую форму заявления и направить эти документы в налоговую.
Как проверить, есть ли в ЕГРЮЛ запись о недостоверности относительно вашей компании
Необходимо заказать выписку из ЕГРЮЛ на сайте налогового органа и посмотреть имеется ли в ней записи о недостоверности сведений. В случае, если такие сведения были найдены, нужно понять дату их внесения, дабы не пропустить срок исключения налоговым органом сведений о юрлице, который, напомню, 6 месяцев с момента такого внесения.
Исходя из вышесказанного, рекомендуем Вам регулярно проверять сведения относительно как вашей компании, так и о компаниях – контрагентах. Перед исключением организации из ЕГРЮЛ налоговая сообщает об этом в «Вестнике государственной регистрации» за три месяца до исключения.
В публикации налоговый орган указывает: наименование организации, реквизиты организации, ИНН и ОГРН, адрес налоговой по месту нахождения юрлица. Для того, чтобы не пропустить информацию о вероятном исключении вашей компании или компании – должника из ЕГРЮЛ, отслеживайте сведения на сайтах: nalog.ru и www.
vestnik-gosreg.ru не реже, чем каждые три месяца.
Нужно иметь в виду, что риск невзыскания долга, если компанию удалят из ЕГРЮЛ, лежит на кредиторе.
В случае, если у вас появилась информация об исключении вашего контрагента – должника из ЕГРЮЛ, необходимо обратиться в налоговою инспекцию с заявлением о несогласии с исключением.
Налоговый орган при наличии заявления, что исключение организации из ЕГРЮЛ касается интересов третьих лиц, не вправе исключать компанию.
Елена Никоненкова, директор юридической компании «Прецедент»
При публикации материала, ссылка на первоисточник www.ppl.nnov.ru обязательна
Источник: https://www.ppl.nnov.ru/content/27315