За какой период налоговая может провести проверку
Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.
О том, сколько раз может проводиться ВНП в отношении компании смотрите так же видео налогового адвоката Тылика П.Ю. «Миф о том, что выездная налоговая проверка проводится раз в три года»
По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.
Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.
Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.
Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:
- камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
- выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).
Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.
Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.
Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.
При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.
Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.
Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.
Тут есть один подвох. Инспектор может запросить у бизнесмена «уточненку» за этот период.
Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений — применить санкции.
Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?
Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.
Какие есть исключения?
- Срок проверки может превышать трехлетний период для компаний, к которым применяется специальный режим налогообложения и индивидуальный расчет налогов.
- Если выездная налоговая проверка уже проводится, и предприниматель решил подать уточненную декларацию.
- Если проверка проводится в связи с тем, что бизнесмен подал «уточненку», в которой указан меньший размер налогового платежа, чем заявленный ранее.
Общие положения о налоговых проверках
В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.
- Инспекция нагрянула к кому-то из партнеров компании. Значит, высока вероятность, что проверка настигнет и вас.
- Насторожить должны и запросы от налоговиков или правоохранителей относительно деятельности вашего партнера по бизнесу и ваших совместных экономических операций.
- Запрос на получение информации о вашей организации поступил в банк, с которым вы сотрудничаете (естественно, узнать об этом запросе можно только в том случае, если у вас сложились доверительные отношения с кем-то из сотрудников банка).
- Если вы знаете, что у вас есть недобросовестные конкуренты (в юридической практике случаи, когда информация «сливается» налоговикам от конкурентов компаний, весьма часты).
Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы
В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.
- По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
- Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.
Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.
https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug
Но в отсутствии «серых схем» при ведении бизнеса есть очевидный плюс: бизнесмену не придется беспокоиться о результатах инспекции налоговика и возможных финансовых убытках из-за штрафов.
Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/za-kakoj-period-nalogovaya-mozhet-provesti-proverku/
Когда уточненная декларация поможет избежать штрафа
Если после подачи декларации налогоплательщик выяснит, что облагаемая база занижена, он обязан подать «уточненку». При соблюдении ряда условий уточненная декларация может избавить от штрафа за неуплату налога. В настоящей статье мы подробно расскажем, что это за условия, и в какой момент они считаются выполненными.
Если налогоплательщик обнаружил, что указанная в декларации сумма налога к уплате оказалась заниженной, он должен подать «уточненку». Данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. Уточненная декларация освобождает от штрафа за неуплату налога, но только если соблюдены определенные условия, перечисленные в Кодексе.
Например, если «уточненка» подана до истечения срока уплаты налога, то санкция отменяется при выполнении следующего условия. Уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Либо до момента, когда налогоплательщик узнал о предстоящей выездной проверке (п. 3 ст. 81 НК РФ).
Помимо этого, избежать штрафа удастся в случае, если «уточненка» за тот или иной период подана после окончания срока уплаты налога и после выездной проверки за тот же период. Необходимым условием здесь является положительный для компании или предпринимателя исход проверки.
Иными словами, санкции не будет, если инспекторы в ходе выездной проверки не обнаружили занижение налога, которое впоследствии было исправлено путем подачи «уточненки» (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Заметим, что на практике подобные ситуации встречаются довольно редко и, как правило, не приводят к разногласиям с налоговиками.
Но закон предусматривает и другие случаи, когда уточнения могут освободить от штрафа. Это представление «уточненки» после истечения срока уплаты налога, но до выездной проверки, а также представление «уточненки» до окончания камеральной проверки первичной декларации. В этих ситуациях конфликты с инспекторами возникают довольно часто. Рассмотрим подробно оба случая.
«Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки
В подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ сказано, что уточненная декларация, поданная после окончания срока уплаты налога, не влечет санкции, если соблюдены два условия.
Во-первых, уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы, или о том, что они назначили выездную проверку.
Во-вторых, еще до подачи «уточненки» налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?
Специалисты финансового ведомства дают отрицательный ответ. Так, в письме Минфина России от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 говорится, что даже если налог и пени не перечислены до подачи «уточненки», инспекторы не могут сразу оштрафовать организацию или предпринимателя. Сначала налоговики должны разобраться, действительно ли совершено нарушение, и в чем оно заключается (см.
«Неуплата налога и пени до подачи «уточненки» не является безусловным основанием для привлечения к ответственности»). Подобный вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи подчеркивают: несоблюдение условий при подаче «уточненки» не снимает с сотрудников ИФНС обязанности доказывать состав нарушения (см., например, постановление АС Уральского округа от 04.03.
15 № Ф09-190/15).
Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см.
определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.
14 № А56-15646/2014).
Иначе обстоит дело, если налог и пени уплачены, а невыполненным оказалось другое условие. То есть «уточненка» представлена после того, как налогоплательщик узнал, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Среди судей единства нет.
Иногда они встают на сторону налоговиков и подтверждают, что при данных обстоятельствах освобождение от штрафа невозможно (см. определение ВАС РФ от 11.04.14 № ВАС-3399/14). Но встречаются и другие примеры.
В частности, столичный Арбитражный суд пришел к выводу, что даже если уточнения представлены после обнаружения инспекторами нарушений, основания для штрафа могут отсутствовать. Главное, чтобы на момент подачи «уточненки» налог и пени были уплачены.
Данное решение оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 30.06.15 № А40-128481/14.
На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.
«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации
Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ содержит следующее правило. Если «уточненка» представлена до окончания камеральной проверки ранее поданной декларации, то такая проверка прекращается. Вместо нее налоговики обязаны начать новую проверку в отношении уточненной декларации.
Налогоплательщики иногда пользуются этой нормой, чтобы избежать привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ.
Как только бухгалтер, ознакомившись с актом, узнает, что в ходе проверки первичной декларации обнаружено занижение облагаемой базы, он подает «уточненку», где данное нарушение исправлено.
Рассчитывает он на то, что инспекторы, не успев назначить штраф, завершат проверку первичной декларации. Далее начнется проверка уточненной декларации, и эта проверка уже не выявит никаких недочетов.
Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.
Чиновники полагают, что проверка окончена после того, как подписан акт по ее итогам. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 23.07.12 № СА-4-7/12100 (подробнее об этом см.
в статье «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к вычету, а затем подал «уточненку»»). Это означает, что уточненная декларация, представленная после подписания акта, не может служить поводом для прекращения всех действий по первичной проверке.
Другими словами, ничего не мешает инспекторам вынести решение о штрафе в связи с искажениями, обнаруженными в первичной декларации.
Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см.
, например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.
14 № Ф03-4545/2014).
Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.
К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»
Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.
11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов.
За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.
Наказания удастся избежать, если представить уточненную декларацию с соблюдением всех условий, предусмотренных для случая, когда «уточненка» подана после срока уплаты налога.
Плюс к этому нужно исправить бухгалтерскую отчетность и представить ее до того, как она будет утверждена (см.
«Закон, освобождающий от штрафов за исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности, вступит в силу с 1 ноября 2013 года»).
Вместе с тем представление уточненной декларации влечет за собой и другое последствие, менее приятное для налогоплательщика. Подавая «уточненку» за тот или иной период, бухгалтер должен быть готов к выездной проверке за этот период.
Даже если прошло более трех лет, налоговики, вопреки общему правилу, смогут назначить такую проверку. Об этом говорится в письме ФНС России от 29.05.12 № АС-4-2/8792 (см.
«В случае представления «уточненки», налоговики могут проверить период, превышающий три года, если раннее этот период не был охвачен выездной проверкой»).
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2015/8/10161
Уточненки во время проверки | Журнал «Главная книга» | № 20 за 2013 г
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 4 октября 2013 г.
Содержание журнала № 20 за 2013 г.
Благодарим О.Н. Гулак, бухгалтера ИП (станица Базковская, Ростовская обл.), за предложенную тему статьи.
Вспомним основные правила подачи уточненки
Представить уточненку вы обязаны, только если выявленные ошибки привели к занижению налоговой базып. 1 ст. 81 НК РФ.
Уточненка сдается по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта уточненкап. 5 ст. 81 НК РФ.
Если в уточненке сумма налога к уплате увеличится по сравнению с суммой в первоначальной декларации, то с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налогап. 1 ст. 122 НК РФ. Но штрафа можно избежать, если вы сдадите уточненкупп. 3, 4 ст. 81 НК РФ:
- до наступления срока уплаты налога;
- до того, как узнали о том, что ошибку уже обнаружили налоговики, или о том, что в отношении вас вынесено решение о проведении ВНП за период, в котором допущена ошибка. Но учтите, что в этом случае штраф вам не грозит только при условии, что до подачи уточненки вы заплатите налог и набежавшие пени;
- после ВНП, но занижение налоговой базы (которое вы исправляете в уточненке) в ходе проверки не было выявлено.
Не забывайте в уточненке на титульном листе ставить номер корректировки. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: например, вы представили первоначальную декларацию в установленный срок, а уже позже этого срока направили уточненку, но номер корректировки не указали (то есть у вас в соответствующей графе стоит «000»).
К инспектору попадает ваша якобы первоначальная декларация, и он, скорее всего, не будет разбираться в том, что вы просто ошиблись, а оштрафует вас за несвоевременное представление декларациист. 119 НК РФ. В возражениях вы можете описать всю ситуацию и в итоге, возможно, избежите штрафа.
Но согласитесь, проще перед отправкой просто проверить проставленный номер корректировки.
Уточненки с увеличенной суммой налога
Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.
СИТУАЦИЯ 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.
Обнаружив ошибку в своем учете, не спешите готовить уточненку, отбросив другие дела, — возможно, в ее подаче вообще нет смысла
Сначала напомним, что налоговики проводят камеральные проверки всех деклараций, поступающих в ИФНС. Делают они это в автоматизированном режиме.
Для того чтобы провести камеральную проверку декларации, налоговики не должны выносить никакого решенияп. 2 ст. 88 НК РФ.
При этом если в ходе КП инспекторы не выявят у вас каких-либо нарушений, то и акта по итогам этой проверки тоже не будетп. 1 ст. 100 НК РФ.
А какие-либо пояснения или документы у вас могут запросить, только еслипп. 3, 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ:
- в ваших декларациях обнаружены ошибки;
- вы заявили НДС к возмещению;
- вы пользуетесь налоговыми льготами;
- вы должны были представить подтверждающие документы вместе с декларацией, но не сделали этого.
Теперь о нашей ситуации. С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной декларациип. 9.1 ст. 88 НК РФ; п. 3.7 Письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее — Письмо ФНС).
Если перед подачей этой уточненки вы доплатите налог и заплатите пени, то, если налоговики попытаются вас оштрафовать, требуйте освобождения от наказанияподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.
Некоторые организации, обжалуя решение о наложении штрафа, ссылаются на незаконные действия налоговиков при проведении КП. Но порой доводы организации — лишь заблуждение. В качестве примера можно привести следующее.
В ходе КП уточненной декларации налоговики использовали материалы (ответы по «встречкам», пояснения и т. п.), полученные в ходе проверки первоначальной декларации. На самом деле инспекторы имеют на это полное правоп. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Причем если уточненка отправлена по почте, то датой ее представления считается день отправкип. 4 ст. 80 НК РФ. Но инспекторы вправе проводить мероприятия в отношении первоначальной декларации и после этой даты, вплоть до получения уточненкип. 3.6 Письма ФНС.
Допустим, уточненную декларацию по НДС за II квартал 2013 г. вы отправили по почте 30 августа, а в ИФНС она поступила 9 сентября. Следовательно, все мероприятия, проводимые налоговиками в рамках КП первоначальной декларации до 9 сентября, будут законными.
СИТУАЦИЯ 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения вами актап. 3.5 Письма ФНС.
Источник: https://GlavKniga.ru/elver/2013/20/1224-utochnenki_vremja_proverki.html
Налоговая проверка: если не найдено ошибок
Федеральная налоговая служба по вопросу о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки по процедуре, предусмотренной статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если в ее ходе не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно пункту 3 указанной статьи Кодекса в акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, и выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, акт выездной налоговой проверки должен быть составлен как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Кодекса дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
Таким образом, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки предусматривается Кодексом только в случае выявления налогового нарушения, что подтверждается также положениями статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит итоговое решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Однако при условии отсутствия выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного статьей 101 Кодекса.
В указанных случаях в течение 3 дней после составления Акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в Справке о проведенной выездной налоговой проверке (пункт 15 статьи 89 Кодекса), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов.
Источник: https://www.pravowed.ru/weekly/2009/15/05
Камеральная проверка: что выявляют налоговики в вашей отчетности
После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.
Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
Штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки. Что это за ошибки:
1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.
2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.
3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.
4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.
5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.
При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой.
Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.
Нарушения устанавливаются различные:
1) простые арифметические ошибки;
2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;
3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;
4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;
6) занижение выручки;
7) завышение расходов;
8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;
9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;
10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.
Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности.
Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации.
Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.
Кроме того, при камеральных налоговых проверках вашей отчетности применяется еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.
Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность.
Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки.
Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.
ПИСЬМО ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
Примечание редакции:
Источник: https://www.v2b.ru/articles/kameralnaya-proverka-chto-vyyavlyaut-nalogoviki-v-vashey-otchetnosti/
Как избежать налоговой проверки
Фото: РИА URA.Ru
В России почти десять лет назад утвердили концепцию системы планирования выездных налоговых проверок.
Она позволяет максимально уменьшить вероятность того, что в текущем году ревизоры нагрянут к законопослушным налогоплательщикам, полностью исполнившим свои обязательства перед бюджетом. Однако такой «шанс» все же есть.
О том, можно ли избежать выездной налоговой проверки, и что делать, если она уже назначена, рассказывают эксперты — руководители юридического бюро «Унисон» Владимир Хилиманюк, Владимир Стариков и Александр Бухарин.
Партнеры «Юридического бюро «Унисон»: Владимир Хилиманюк , Владимир Стариков, Александр Бухарин
Как избежать проверки
Владимир Стариков: В 2006 году была отменена статья 11 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которой документальная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей должна была проводиться не реже одного раза в два года в отношении каждого налогоплательщика.
Вместо этого, приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 года была утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой вместо обязательных проверок установлена система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на основе критериев, указанных в ней.
В частности, определены критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки по результатам анализа финансово-экономических показателей их деятельности, проверки сумм, исчисленных и уплаченных налоговых платежей, выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленной отчетности и в информации, которой располагает налоговый орган.
То есть концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самостоятельно провести анализ и оценить критерии, в соответствии с которыми налоговый орган производит отбор для проведения выездных налоговых проверок, а также, в случае необходимости своевременно уточнить свои налоговые обязательства. Это и позволит избежать выездной налоговой проверки.
Что делать, если выездная налоговая проверка все же назначена
Владимир Стариков: Если выездная налоговая проверка назначена, то это значит, что налоговый орган на основании анализа представленной отчетности и имеющейся у него информации, обнаружил у вас признаки занижения налогооблагаемой базы, получения необоснованной налоговой выгоды и признал необходимым проведение выездной налоговой проверки.
В этом случае вы вправе самостоятельно проанализировать финансово-экономическую деятельность за проверяемый период, в том числе: правильность расчета и уплаты налогов, реальность и деловую направленность совершенных хозяйственных сделок, наличие или отсутствие у контрагентов признаков «сомнительных» или «фирм-однодневок», не дожидаясь результатов проверки, уточнить свои налоговые обязательства, представив уточненные налоговые декларации.
Если вы уверены, что оснований для уточнения налоговых обязательств нет, то на период налоговой проверки целесообразно назначить специалистов (юристов, бухгалтеров) для представления ваших интересов в ходе проверки и исключения риска нарушения прав налогоплательщика действиями проверяющих. Характер и особенности дальнейших действий будет зависеть от конкретных результатов налоговой проверки.
Как защитить свои права
Владимир Хилиманюк: Датой начала проведения выездной налоговой проверки считается день вынесения решения о ее назначении. Датой окончания — день составления справки о проведенной проверке.
За этот период налоговый орган фактически проверяет финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, на предмет реальности хозяйственных операций и наличии при их совершении деловой цели.
Проверка, как правило, проводится выборочным методом в соответствии с результатами допроверочных мероприятий.
К методам проверки относятся: направление налоговым органом запросов в организации, банки, индивидуальным предпринимателям; допрос свидетелей; осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов; истребование документов у проверяемого лица, у контрагента или у иных лиц; выемка документов и предметов; экспертиза, привлечение специалиста.
Способы защиты прав налогоплательщика можно условно разделить на общие и специальные. Общим способом защиты является обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.
Выбор специального способа защиты зависит от того, какие именно действия совершены налоговым органом. Например, при назначении экспертизы можно заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных налогоплательщиком лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта.
Также действенными способами защиты (также относящимися к специальным) являются меры по обеспечению подтверждения реальности сделок и наличия при их совершении деловой цели.
Например, обеспечение предоставления контрагентом документации, подтверждающей реальности сделок, определения возможного круга свидетелей и недопущения давления на них и т.п.
Стоит отметить, что правильное определение стратегии и тактики защиты именно в ходе проведения проверочных мероприятий имеет определяющее значение для количества выявленных нарушений и размеров доначисленных налогов. Поскольку данный вопрос является важным и сложным, то даже крупные организации уже на этой стадии привлекают специализированные фирмы, имеющие в штате специалистов в области налоговых правоотношений.
Жизнь после проверки
Александр Бухарин: По результатам выездной налоговой проверки в двухмесячный срок со дня составления справки оформляется акт, который в течении 5 дней, вручается налогоплательщику. К акту налоговой проверки прилагаются документы, на основании которых он составлен.
С даты получения акта у налогоплательщика имеется месячный срок на предоставление возражений и документов, подтверждающих их обоснованность.
Они будут тщательно проверяться налоговым органом, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Поэтому уже на данной стадии необходимо разработать полную последовательность действий по защите своих интересов, то есть что и как предоставить на стадии возражений на акт, а что в суде.
По истечении двухмесячного срока акт со всеми материалами проверки и представленными возражениями должен быть в десятидневный срок рассмотрен уполномоченным лицом налогового органа с вызовом налогоплательщика.
Затем по акту должно быть принято решение. Его желательно обжаловать до вступления в силу, а именно в течение одного месяца со дня вручения налогоплательщику.
Обжалование производится в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через инспекцию вынесшую решение.
Кроме того, нужно иметь ввиду, что после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в том числе арест имущества или денежных средств, которые налоговый орган вправе и отменить или заменить одни меры обеспечения на другие.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть рассмотрена, решение по ней принимается в месячный срок.
Вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в течение одного года путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или Арбитражный суд. На время обжалования решения налогового органа по заявлению лица, подавшего жалобу, суд может принять обеспечительные меры и приостановить действие оспариваемого решения.
Возможные последствия
Александр Бухарин: После вступления в силу решения, которым доначислены налоги, пени, штрафы, налогоплательщику направляется требование об уплате налогов. Если данное требование в указанный в нем срок не исполнено, а сумма доначисленных налогов значительна (более 2 млн.
рублей), то по истечении двух месяцев налоговый орган обязан направить материалы в следственные органы, уполномоченные проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 199 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Следственные органы в случае возбуждения уголовного дела могут проводить комплекс мероприятий, который, возможно, негативно отразится на хозяйственной деятельности, моральном климате в коллективе, деловом имидже организации и ее руководителя. Кроме того, в случае передаче материалов уголовного дела в суд, руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности.
Избежать уголовного наказания можно при условии, что преступление совершено лицом впервые и полностью будут погашены суммы недоимки, выплачены пени и штрафы. Также защититься от уголовного преследования можно путем приостановления действия требования и последующим признанием в суде оспариваемого решения инспекции, которым доначислены налоги, пени, штрафы, незаконным.
Источник: https://www.rbc.ru/tyumen/15/03/2016/56e7b70c9a79471610982b61
Уголовная ответственность за налоговые преступления — виды и ответственность
В 2017 году физическим и юридическим лицам придется нести уголовную ответственность за налоговые преступления. Такое наказание было закреплено на законодательном уровне в июне прошлого года. В текущем году власти меняют суммы штрафов в сторону увеличения.
Сложившаяся ситуация
Не все предприниматели соблюдают нормы действующего законодательства. Многие из них стремятся обойти закон, чтобы не упустить свою выгоду. Например, не платят налоги или всячески стараются уменьшить эту сумму. Виной тому, как полагают некоторые эксперты, чрезмерно высокие ставки. Но это лишь одна из причин.
Стремясь увеличить общую сумму налоговых сборов, власти страны для осуществления налогового контроля стали привлекать правоохранительные органы. Некоторые эксперты видят в этом попытку «надавить» на предпринимателей. Но это действие возымело свои результаты. Сегодня предприниматели и их бухгалтеры понимают, что такое налоговое преступление и какую ответственность за него приходится нести.
Виды правонарушений
Налоговые преступления описаны в ст. 198 УК РФ (деятельность физических лиц) и ст. 199 УК РФ (предпринимательская деятельность). О налоговом преступлении следует говорить в том случае, когда:
- физическое или юридическое лицо уклоняется от уплаты налогов;
- организация не исполняет свои обязанности налогового агента;
- юридическое лицо скрывает свою прибыль или имущество, за которое также следует делать отчисления в налоговую.
За каждое из них придется понести наказание, однако принять соответствующее решение суд может лишь при явном наличии признаков преступного деяния.
Уклонение от уплаты налогов выражается в следующем: предприниматель либо намеренно указывает в декларации ложные сведения о своих истинных доходах, либо также намеренно не предоставляет декларацию в налоговые органы.
Узнать об этом сотрудники ведомства могут еще до того, как проведут налоговую проверку.
Однако есть данные, выявить которые удается лишь после проверки. Речь идет о сокрытии денежных средств или имущества с целью платить как можно меньше налогов. В этом случае говорить о противоправных действиях можно лишь тогда, когда соответствующее решение примет суд.
Наказание за налоговые преступления
Закон позволяет привлечь к ответственности за совершение налогового преступления только вменяемых физических лиц старше 16 лет. Если противоправное действие было совершено организацией, ответственность возлагается на главного бухгалтера или учредителя фирмы. При этом наказать могут лишь за действия, совершаемые за последние 3 года.
Если размер долга не способен нанести ущерб общественности, такое деяние не признается налоговым преступлением, но выплатить эту задолженность всё же придется, а вместе с ней все пени и штрафы.
Если налогоплательщик в течение двух месяцев не платит сумму недоимки, налоговая инспекция имеет право обратиться в суд.
Пока суд разбирается во всех обстоятельствах дела, пока он не вынесет свое решение, представителям налоговой службы нельзя предъявлять какие-либо претензии к физическому лицу.
Размер наказания за совершенное налоговое преступление зависит от суммы долга перед налоговой. Так, если физическое лицо за последние 3 года задолжало налоговой порядка 4,5 млн рублей, не заплатило свыше 20% от суммы всех налогов, ему придется понести одно из следующих наказаний:
- штраф в размере 200-500 тысяч рублей;
- выплатить сумму, равную его доходу за последние 1,5-3 года (это может быть заработная плата или любой другой доход);
- принудительные работы на протяжении 3 лет;
- лишение свободы на тот же срок.
Освобождение от наказания
Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает не для всех граждан РФ. Закон освобождает их от необходимости нести наказание в том случае, если:
- нарушение было совершено под воздействием угроз или по принуждению;
- поступить таким образом пришлось из-за служебной или иной зависимости.
Если одно из названных обстоятельств сыграло решающую роль, то санкции, предъявляемые к нарушителю, должны быть уменьшены как минимум в 2 раза. При этом за одно и то же налоговое преступление лицо не может отвечать несколько раз, а если нарушение было совершено более трех лет назад, налогоплательщика и вовсе освобождают от ответственности.
И еще один нюанс. В Налоговом кодексе (ст. 111) прописаны обстоятельства, которые не просто смягчают вину нарушителя, они ее полностью исключают. Иными словами, нарушитель не понесет наказание за неуплату налогов, если:
- не смог это сделать из-за произошедшего природного катаклизма;
- он является невменяемым и не отдает отчет в своих действиях;
- его вина не была доказана в ходе судебного разбирательства;
- факт налогового преступления не был выявлен.
Итак, физическим лицам за совершенные налоговые преступления приходится нести уголовную ответственность: платить штраф, лишаться дохода за последние 3 года, нести трудовую повинность на протяжении трех лет или же отбывать наказание за решеткой. Размер наказания зависит от тяжести совершенного налогового нарушения, в отдельных случаях это наказание смягчают либо лицо и вовсе не признают виновным.
Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/nalogovyie-prestupleniya-vidyi-protivopravnyih-deystviy-i-otvetstvennost.html
Повторная налоговая проверка того же периода
На практике часто возникает вопрос: если налоговики уже провели проверку налогового периода, может ли данный период проверяться повторно?
Попробуем разобраться. Для этого рассмотрим, может ли ранее проверенный период подвергаться плановой и внеплановой проверке.
Внеплановая проверка
В принципе ранее проверенный период может стать предметом проверки в разных случаях, например, если:
— плательщиком представлен органу государственной налоговой службы уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы (п/п. 78.1.3 НКУ);
— плательщиком представлены в орган ГНС возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если плательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования (п/п. 78.1.5 НКУ).
Ранее проверенный период может быть подвергнут проверке и при наличии других обстоятельств, названных в качестве оснований для внеплановой поверки в п. 78.1 НКУ.
Таким основанием может стать и содержимое п/п. 78.1.12 НКУ, который описывает порядок назначения проверки в ситуации, когда проверка того же налогового периода уже проводилась. Рассмотрим данный подпункт подробнее:
«78.1. Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
78.1.12.
вышестоящим органом государственной налоговой службы в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществлена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения относительно соблюдения плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
Решение о проведении документальной внеплановой проверки в данном случае принимается вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, если в отношении должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, которые проводили документальную проверку указанного плательщика налогов, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что п/п. 78.1.12 НКУ устанавливает ограничения на проведения повторной проверки одного и того же периода:
1. Материальный критерий — то есть обязательно должно быть выявлено:
— несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или
— неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны были быть выяснены в ходе проверки.
2. Формальный критерий — решение о проведении проверки должно быть принято вышестоящим органом ГНС, в случае если в отношении должностных лиц нижестоящей ГНА/ГНИ:
— начато служебное расследование либо
— возбуждено уголовное дело.
То есть только в случае наличия перечисленных оснований налоговики могут такую повторную проверку провести. Суды также подтверждают, что повторная проверка одного и того же периода на основании п/п. 78.1.
12 НКУ возможна лишь при установлении несоответствия выводов проверки требованиям законодательства или неполного выяснения вопросов, которые должны быть выяснены во время проверки (определение Киевского апелляционного суда от 29.09.2011 г.
по делу №2-а-2370/633/11).
Источник: https://sovetnik.zp.ua/ru/povtornaya-nalogovaya-proverka-togo-zhe-perioda/