Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых — все о налогах

О регулировании налога на добычу полезных ископаемых

Вопрос о регулировании налога на добычу полезных ископаемых является достаточно актуальным на сегодняшний день, так как роль НДПИ очень важна — большая часть доходов федерального бюджета формируется за счет поступлений налога от добычи нефти.

При этом НДПИ составляет почти половину суммы всех уплаченных нефтедобывающими компаниями налогов. Таким образом, НДПИ выполняет одну из главных своих функций — фискальную.

Очевидно, что режим налогообложения добычи невосполняемых природных ресурсов должен стимулировать налогоплательщиков к рациональному ведению хозяйства и экономическому развитию.

Согласно налоговой политики особое внимание уделяется эффективному функционированию НДПИ. Речь идет, прежде всего, о следующих изменениях в налоговом законодательстве.

Сейчас установлена ставка НДПИ в размере 0% в отношении отдельных участков недр, распространяется только на месторождения Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, республики Саха, Иркутской области, Красноярского края, месторождения севернее Северного полярного круга, в Азовском и Каспийских морях, на территории Ненецкого автономного округа.

Условием применения нулевой ставки НДПИ до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн т.

на этих участках недр является срок разработки запасов: не более 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользоваться недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не более 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользоваться недрами одновременно для геологического изучения.

В то же время уменьшение суммы уплачиваемого НДПИ, относимого на расходы, привело к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, следовательно, к дополнительным поступлениям этого налога. Но, несмотря на положительный эффект, полученный от введения налоговых льгот, они не так уж хороши.

По оценкам финансистов, ежегодно бюджет страны теряет 120 млрд р. от обнуления пошлины на нефть в Восточной Сибири. Очевидно, что такие потери недопустимы, а правительству необходимо разрабатывать новые принципы налогового обложения предприятий нефтегазовой отрасли, да и само обнуление выглядит довольно неоднозначно.

Дело в том, что развивать новые месторождения будут на первых порах в Восточной Сибири, и месторождения разведаны и транспортная сеть есть. Но для Сибирской территории характерно преобладание нефтяных месторождений с разведанным запасов до 25 млн. т.

Выходит во время «налоговых каникул» вполне реально извлечь основную часть запасов, которая будет освобожденная от НДПИ. Непродуманность политики государства налицо.

Наряду с этим государство тратит бюджетные средства на развитие добывающей промышленности. В то время как основной упор необходимо делать на переработку, последующую продажу высокотехнологичных продуктов. Государство должно стать экспортером товаров, а не сырья; а фаза кризиса для этого — наилучший момент.

Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ сообщал, что «министерство финансов рассматривает возможность замены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на нефть налогом на добавочный доход (НДД)».

Однако он обеспокоен тем, что отмена экспортных пошлин может негативно сказаться на внутренние цены на нефть. «Дело в том, что в России внутренне цены рассчитывают на основании мировых, за вычетом транспортных расходов и экспортных пошлин, — поясняет аналитик.

— А отмена пошлин может привести к тому, что стоимость барреля нефти внутри страны сравняется с мировыми показателями».

Таким образом, нефтяники будут получать сверхдоходы, которые все равно изымет государство через налог на добавленную стоимость. Однако платить за такое удовольствие будет население страны.

На наш взгляд налогообложение нефтегазового сектора должно быть более универсализировано для всех месторождений и регионов. При таком налогообложении доходы от добычи сырья будут более предсказуемы и устойчивы. Действующий же сегодня НДПИ дифференцирован по признаку: новое/старое месторождение.

В заключении хотелось бы сказать, что НДПИ для России вещь уникальная. Этот налог составляет значительную долю в структуре доходов страны, изменение этого налога (с последующим изменением ситуации на рынке) находит свое отражение, как в экономике государства, так и в экономике всего мира.

Система налогообложения в России на данный период времени не идеальна, в том числе и по данному налогу.

Она нуждается в доработке, но хочу заметить, что простое уменьшение налога может оказать влияние на жизни миллионов людей, ведь с развитием месторождения, развиваться будет и инфраструктура, и транспортная сеть, и города, будут создаваться новые рабочие места.

А. А Аглиуллина, Н. Е. Хамидуллина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Конкурентоспособность территорий.

Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8.

Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012

Количество показов: 1297

Источник: https://www.arbir.ru/articles/a_3474.htm

Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и перспективы развития

Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и перспективы развития

Чаракова Марина Алиевна

студент 5 курса, кафедра «Экономики», ЮГУ, г. Ханты-Мансийск

Email[email protected]

Коростелева Виктория Викторовна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент ЮГУ, г. Ханты-Мансийск

Наша страна владеет огромными запасами ресурсов, значимая сумма доходов государственного бюджета приходится на доходы от их экспорта. Более половины доходной части российского бюджета зависят от «черного золота».

По итогам 2011 г. Россия еще раз подтвердила звание сырьевой державы, снова оказавшись в лидерах по экспорту углеводородов. Наиболее экспортируемыми являются нефть и газ. По каждому из этих видов топлива мы прочно заняли первые места в мировом рейтинге крупнейших экспортеров [11].

Таблица 1.

Экспорт из России нефти и нефтепродуктов (млн. тонн) и природного газа (млрд. м3)

В структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объёме экспорта нефти составила в 2009 году около 28 %, ТНК-ВР — 20 %, «Сургутнефтегаз» — 16 %, ЛУКОЙЛ —14 %.

На эти компании приходится более 78 % экспортируемой нефти [13].Россия за 2011 год экспортировала 244,5 млн. тонн нефти общей стоимостью 182,1 млрд. долл. США.

Падение уровня экспорта нефти вызвано рядом причин, одной из которых является рост внутренней переработки [10].

Россия — крупнейший экспортёр природного газа формирует около 20 % мирового газового экспорта.

За 2011 год экспорт газа из России вырос до 190 млрд кубометров. Экспорт российского газа, как и планировалось, существенно вырос. Основное влияние на этот процесс оказало частичное восстановление экономики европейских стран и холодная зима [10].

Все эти компании уплачиваю налог на добычу полезных ископаемых, речь о котором пойдет далее.

Налог на добычу полезных ископаемых — это один из наиболее важных платежей, который уплачивается недропользователями в бюджет Российской Федерации.

Ресурсные налоговые платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов, кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды) [4].

Почти каждый год законодательство по данному налогу претерпевает изменения, касающиеся ставок. Рассмотрим, как менялись ставки налога на добычу полезных ископаемых с 2009 года.

Рисунок. 1 Ставка НДПИ при добыче нефти (руб./т) и газа (руб./1000 м3) в 2009-2012 гг.

Ставка данного налога при добыче нефти начала расти с 2012 года и выросла на 6 %. Рост ставок при добыче газа начался с 2011 года и на тот момент составил 38 %, а в 2012 году ставка выросла в 2,1 раза. Целью повышения ставок является рост уровня экономического развития страны.

Министерство финансов с 2011 года планировало больший рост ставок, но по ряду причин остановилось именно на этих.

Одной из главных причин снижения планируемой налоговой нагрузки является то, что при больших ставках сократятся инвестиции нефтегазодобывающих компаний в новые проекты, месторождения, что ни для указанных компаний, ни для государства не выгодно, хотя в дальнейшем имеет место быть ежегодное увеличение ставок [11].

Данный налог распределяется между бюджетами [6]. Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов бюджетов трех уровней.

Таблица 2.

Доля НДПИ в налоговых доходах бюджетов трех уровней за 2009—2011 гг., тыс. руб.

Из таблицы 2 видно, что роль НДПИ в доходах федерального бюджета с каждым годом растет. В 2009 году доля доходов по налогу на добычу полезных ископаемых составила 39,3 %, к концу 2010 года она выросла на 4,1 %, а к концу 2011 года на 5,6 % по сравнению с первоначальным показателем, что обусловлено повышением цены на нефть.

Рост поступлений связан с тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет, так как увеличивается число освоенных месторождений.

Основной же причиной такого роста является то, что доходы от уплаты налогов на добычу полезных ископаемых для нефте- и газового конденсата были централизованы в федеральном бюджете с 2010 года, в связи с чрезвычайно высокой неравномерностью залегания этого вида полезных ископаемых на территории РФ [9].

Далее рассмотрим консолидированный бюджет субъекта РФ.

Из данных таблицы, мы видим, что поступления НДПИ в бюджеты субъектов РФ к концу анализируемого периода сократились на 1,3 %, по сравнению с показателем 2009 года и остались неизменными по сравнению с 2010 годом. По итогам 2010 года мы можем наблюдать резкое снижение поступившей суммы налога, почти в 2 раза.

Как говорилось ранее, поступления по налогу на добычу полезных ископаемых с 2010 года бы централизованы, это является главной причиной столь большого сокращения доходов, до принятия этой меры 5 % доходов от уплаты НДПИ по нефте- и газовому конденсату зачислялись в бюджеты 32 субъектов РФ.

Указанные суммы появились в результате погашения задолженности по данному налогу за предыдущие года [9].

Проанализировав данную таблицу, мы также можем отметить тот факт, что в 2011 году доля поступлений НДПИ в местные бюджеты резко выросла и составила 1,5 % от всех налоговых доходов, что в 15 раз выше показателей двух предшествующих лет. Эти суммы связанны с погашением ранее накопившейся по данному налогу задолженности, а также с компенсацией снижения объемов софинансирования с 2010 года [9].

Далее хотелось бы рассмотреть основные проблемы, связанные с обложением налогом на добычу полезных ископаемых.

В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых поступавших ранее. С каждым годом поступления по данному налогу растут.

После того как был введен в 2002 году НДПИ в регионах, где  добыча твердых полезных ископаемых являлась приоритетной, доля поступлений платежей при добыче в общей величине налогов сократилась.

Такое сокращение произошло под влиянием следующих факторов: уменьшение налоговых ставок по твердым полезным ископаемым, изменение объекта налогообложения по отдельным видам минерального сырья, затратный метод оценки налоговой базы [14].

Налоговый кодекс дает такое определение добытому полезному ископаемому как продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая заключена в минеральном сырье и подлежит извлечению либо извлечена из минерального сырья и соответствует государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) [14].

Исходя из этого продукция, которая добывается на месторождении конкретного вида минерального сырья, должна быть идентифицирована по двум критериям: во-первых, как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, во-вторых, как продукция, полученная в результате осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых и разработке карьеров [14].

Применение расчетного метода оценки налоговой базы привело как к бюджетным потерям, так и к чрезмерной налоговой нагрузке на компании, которые несут более высокие затраты на добычу, в особенности в случае разработки худших по качеству запасов полезных ископаемых [14].

Уже длительное время отмечаются экспертами в качестве оснований для корректировки механизма налогообложения добычи твердых полезных ископаемых проблемы определения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с оценкой стоимости добытых полезных ископаемых,

Помимо вышеуказанных проблем вопросы вызывает также толкование ряда понятий «многокомпонентная комплексная руда», «полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды» [14].

Подводя итог, хотелось бы сделать акцент на перспективах данного налога.

На современном этапе развития налоговые и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса, как известно, составляют львиную долю доходов федерального бюджета, и, в общем, по понятным причинам это очень важная составляющая нашей экономики.

Министерство финансов планирует продление ранее принятых решений по льготам по налогу на добычу полезных ископаемых для нефти, которая добывается в целом ряде регионов: Республика Саха, Иркутская область, Красноярский край, с целью стимулирования ее добычи. Рассматривается вариант их продления до 2020 года [1].

Также рассматривается вариант дифференциации самого НДПИ для газовой отрасли в зависимости от горно-геологических и географических факторов.

В настоящее время активно прорабатывается вопрос введения формулы расчёта ставки НДПИ на природный газ, начиная с 2014 года, учитывающей экономико-географические и геологические факторы месторождений, степень выработанности месторождений, многокомпонентность состава газа, другие параметры, отражающие экономику добычи и реализации газа, в том числе степень достижения регулируемой ценой на газ экономически обоснованного уровня. При этом формула не должна предусматривать изъятия доходов от индексации внутренних цен на газ при отсутствии сверхприбыли от продаж газа [12].

Буквально месяц назад, Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект об изменении ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ. Соответствующее распоряжение было подписано премьером Дмитрием Медведевым. Указанный законопроект вносит изменения в ч. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Будьте внимательнее, оформляя заявление на возврат - все о налогах

Министерством финансов были представлены обновленные предложения по ставкам НДПИ на газ на 2013—2015 гг. Они оказались ниже, чем ведомство предлагало в мае текущего года. Предполагается, что ставка составит 622 руб.

на период с 1 июля по 31 декабря 2013 г. включительно, 700 руб. — на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно, 788 руб. — начиная с 1 января 2015 г. за 1 тыс. куб. м.

газа при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья [8].

Для независимых производителей газа предлагаются понижающие коэффициенты — 0,646 на 2013 г., 0,673 — на 2014 г. и 0,701 — с 1 января 2015 г.

В мае 2012 г. Минфин предполагал, что средняя ставка за год составит 631 руб. за 1 тыс. куб. м газа к 2013 г., 788 руб. — к 2014 г. и 974 руб. — к 2015 г. Таким образом, правительство намерено сохранить рост производства газа в стране [6].

Так же Минфин разработал законопроект, в котором говорится о применении к ставке НДПИ при добыче нефти коэффициента, характеризующего степень сложности ее извлечения и определяются льготные ставки НДПИ для трудноизвлекаемой нефти [3].

Ставки будут снижены для нефтяных залежей с определенной проницаемостью, их величина будет зависеть от предельной эффективности пласта. Степень выработанности запасов при этом должна составить не менее 1 %. При эффективности пласта не более 10 м ставка составит 20 % от стандартной, свыше 10 м — 40 %. Льгота может быть предоставлена на 10 лет [7].

Мера правильная, ведь доля трудноизвлекаемых запасов растет, а льготы позволят вовлечь в оборот новые залежи.

Изучение данной темы является в наше время обязательным, так как налог на добычу полезных ископаемых является одним из прибыльных для государства, находясь на втором месте по поступлениям, и необходимо грамотно планировать изменения ставок по нему и иных его элементов, потому как при неправильном раскладе убытки могут понести не только компании, уплачивающие его, но и само государство.

Список литературы:

1.Ведомости — газета. — [Электронный ресурс] — Режим доступаURL: https://www.vedomosti.ru. (дата обращения: 09.10.2012);

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/iv/29407

Налог на добычу полезных ископаемых

21.11.2011 02:32

С января 2012 года правительство Российской Федерации предоставит налоговые льготы компаниям, разрабатывающим нефтяные месторождения с зафиксированными запасами до 5 миллионов тонн.

Считается, что подобные месторождения интересны только средним и малым нефтегазодобывающим компаниям.

К каким последствиям может привести такая политика государства по отношению к этому сегменту рынка, рассказала Елена Корзун, гендиректор Ассоциации средних и малых нефтегазодобывающих организаций страны.

— Летом правительство страны обратило взгляд на малые и средние нефтяные компании, пообещав налоговые послабления в этом секторе. С тех пор что-то сдвинулось с места в этом вопросе?

— Да, премьер Путин пообещал для нашего сектора налоговые послабления, но тут же оговорился, что данный вопрос будет рассматриваться в среднесрочной перспективе.

Согласно его словам, на данный момент правительство не в состоянии снизить для малых компаний налоговую нагрузку — не позволяет это сделать состояние бюджета. Другими словами, мы можем забыть о льготах лет на пять–десять. А к тому времени, я думаю, все мелкие компании окажутся уже не у дел.

Судя по всему, от налога на добычу полезных ископаемых отказываться не собираются, более того, налоговая нагрузка будет еще и возрастать. Тем временем нефтедобыча малыми и средними предприятиями сокращается.

К примеру, в 2000 году мы добывали 10 процентов всей российской нефти, что составило 35 миллионов тонн, а сейчас всего 4%, то есть 19 миллионов тонн. Если в начале нулевых среднее предприятие сектора добывало 200 тысяч тонн, то сегодня — 50 тысяч.

— Вступающие в силу налоговые льготы по НДПИ для небольших месторождений никак не изменят ситуацию?

— Совместно с некоторыми другими заинтересованными в этом вопросе нефтяными компаниями мы на протяжении трех лет боролись за льготу по налогу на добычу полезных ископаемых для мелких месторождений. Проводились детальные расчеты, согласовывались позиции с Министерством финансов, Министерством природных ресурсов, Министерством энергетических ресурсов.

Нами предлагались понижающие коэффициенты на налог на добычу полезных ископаемых для новых небольших месторождений с запасами до 5 миллионов тонн. При этом по нашим расчетам объем дополнительной добычи на мелких месторождениях должен был составить суммарно 10 миллионов тонн в первый год действия льготы и 214 миллионов тонн за 10 лет.

Дополнительные поступления по налогу на добычу полезных ископаемых за те же десять лет нами оценены в триллион рублей, которые с лихвой перекрывали бы потери из бюджета в размере 160 миллиардов рублей.

В итоге через Государственную Думу прошел и в 2012 году вступает в силу закон о налоговых льготах для мелких месторождений, причем достижение 5% выработанности является условием прекращения действия льготы.

Другими словами, как только недропользователь выбрал 5% запасов на месторождении, льгота заканчивается, и он платит налог на добычу полезных ископаемых в полном объеме. И какой экономический эффект следует ожидать от такой «льготы»? Ее смело можно назвать в этом случае чистой профанацией. Хотели как лучше, получили как всегда.

— Чем еще можно стимулировать мелкие компании, ведь крупные не хотят осваивать мелкие месторождения?

— Понимание этого вопроса есть. Но в правительстве считают, что если мелким игрокам предоставить льготы, то крупные тут же займутся поисками лазеек в законодательстве, дабы эти льготы применить и к себе.

И все же я лично не думаю, что вертикально интегрированные крупные компании будут размениваться по мелочам. Именно по этой причине необходимо на законодательном уровне утвердить понятие средней и мелкой нефтяной компании. Впрочем, как и понятие вертикально интегрированной нефтяной компании.

Существует же закон о среднем и малом предпринимательстве, который в отношении нас не действует.

Специфика малых компаний в том, что у них имеется только один продукт — сырая нефть. К тому же 60 процентов нефти, добываемой малыми компаниями, реализовывается на внутреннем рынке. Поэтому наш сектор напрямую зависит от наших цен на сырье. У крупных компаний продукта уже два — непосредственно нефть и нефтепродукты.

У них имеется возможность при меньшей доходности от экспорта сырой нефти переключаться на нефтепродукты и на внешнем, и на внутреннем рынке. То есть они имеют более устойчивую конструкцию.

Поэтому, если мы говорим о льготах для средних и малых нефтяных компаний, это фактически не льготы, а выравнивание со стороны государства условий ведения бизнеса для двух разных типов компаний.

— В настоящее время крупные нефтяные компании обеспечивают допуск на свои нефтеперерабатывающие заводы мелких компаний?

— Нет. Сейчас все, что мы можем — просто продавать им нефть. Мы просим правительство открыть мелким компаниям коридоры на нескольких НПЗ размером 10–15% от общих объемов переработки.

— А нет желания самим построить нефтеперерабатывающие заводы?

— Нет. Учитывая требования к топливу и действующий технический регламент, строить современный завод — слишком дорого. Проще дать доступ к уже существующим мощностям.

— Может быть, укрупнение нефтяных компаний поможет переломить эту ситуацию? Имеется ли сейчас тенденции к консолидации активов отрасли?

— Укрупнение не поможет, а мы просто лишимся данного сектора рынка. А тем временем покупки мелких компаний действительно идут. «Русснефть» скупила приличное количество активов на свободном рынке. В данный момент тоже некоторые компании продаются.

Покупатели — некрупные отечественные и иностранные инвесторы. Юго-Восточная Азия, Индия. А в тех аукционах, которые проводит государство, участвуют лишь те, кто намерен расширить свой бизнес.

Берут в основном соседние участки недр для проведения ГРР, для открытия новых месторождений углеводородов.

— Какова реальная окупаемость проектов?

— Если брать существующую налоговую систему, то и двадцати лет не хватит на то, чтобы окупиться. Поэтому новые участки на аукционах мало кто берет. А ведь считается, что нормальная окупаемость должна составлять не более восьми лет. Рентабельность нашего бизнеса сегодня в среднем 8%.

— Но даже при такой небольшой рентабельности имеются примеры небольших успешных компаний. К примеру, НК «Альянс», слившись с компанией West Siberian Resouces, вышла даже на IPO.

— Да, они объединили активы трех регионов — Коми, Самара, Томская область, достигнув выигрыша на логистике, и все это хозяйство объединили с НПЗ на Дальнем Востоке. И они сейчас уже не мелкая компания с добычей порядка 5 миллионов тонн в год.

— А среди мелких компаний кто-то имеет намерения выставляться?

— Я бы сказала, что в свое время готовились. Но в данный момент время не совсем подходящее для этого, учитывая сложившуюся конъюнктуру финансовых рынков. Тем не менее, такие компании все же привлекают инвесторов и приобретают лицензии на небольшие перспективные участки.

Источник: https://news-mining.ru/news/nalog_na_dobychu_poleznykh_iskopaemykh/

Налог на добычу полезных ископаемых

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

Главная Налоговое право

Когда я открывал частную адвокатскую профессию, по необходимости блуждал в сети в поиске подходящего формуляра судебного заявления. Отыскивал таковых довольно большое количество.

Число соответствующих из н их было к сожалению низким. Хотя попадались верно составленные актуальные формуляры. Если Вам полезно выяснить Налог на добычу полезных ископаемых то читайте образец ниже.

Стремимся быть полезными пользователю.

Законодательство РФ определяет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в качестве прямого федерального налога. Установленные законом платежи взимаются с пользователей недр.

Поскольку в РФ полезные ископаемые практически все находятся в государственной собственности, то чтобы заниматься их добычей, нужно, во-первых, специальное разрешение (лицензия), а во-вторых, регистрация в статусе плательщика НДПИ. Обычно налог взимается территориальными органами ФНС, т.е.

там, где ведутся горнодобывающие работы. В отдельных случаях, платежи осуществляются по месту жительства ИП или юридическому адресу компании или фирмы.

Налоговые ставки

Объектом налогообложения или налоговой базой является стоимость практически всех добываемых ископаемых, т.е. так называемые адвалорные ставки. При расчете  стоимости добычи учитываются несколько факторов:

  • цена, которая складывается  в период продажи полученной продукции
  • цены реализуемой продукции без учета государственного возмещения разницы оптовой цены и предполагаемой стоимостью
  • расчетной стоимости добычи
  • Однако для углеводородов налоговые ставки твердые и зависят от величины добытого сырья, при этом используются понижающиеся коэффициенты, зависящие от выполнения отдельных требований, заложенных в НК.

    Хотя законодательство не фиксирует дефиницию «налоговые льготы», тем не менее, существует и нулевая ставка налога.

    Кроме того, и понижающий коэффициент, и налоговые вычеты, исключения из категории налогообложения – можно отнести именно к налоговым льготам.

    Налоговые вычеты предусмотрены для угольной и нефтяной добычи.

    Нефть, полученная на территории республик Татарстан или Башкортостан после 1.01.2012 г., подпадает под эту категорию. Понижающие коэффициенты используются для корректировки базовых ставок налога, однако, существуют и повышающие.

    В НК РФ указан понижающий коэффициент 0,7, который возможно применить для любого вида добываемого сырья, но он практически не применяется из-за сложности выполнения поставленных условий. Изъятия, т.е. исключение из числа налогооблагаемых, это не нулевая ставка.

    Последняя предполагает отчетность перед налоговой инспекцией. В данном случае пользователи недр получили возможность не отчитываться перед ней.

    НДПИ рассчитывается по результатам закончившегося налогового периода (месяц) и оплачивается до 25 числа следующего за налоговым периодом месяца. При этом декларация о налогах и сборах содержит сведения только за налоговый период без нарастающего итога.

    Нюансы  налогообложения нефти

    Налогооблагаемая нефть должна быть обезвоженной, обессоленной, стабилизированной. Налоговая ставка на нефть относится к категории специфической, т.е. учитывает количественный показатель добытой нефти и берется с 1 т. в российских рублях. Ставка 2015 г.

    – 470 руб., однако при расчете учитывается динамика мировых цен на нефть и добавляется Кц, затем степень выработки участка добычи Кв, сложность добычи Кд, а затем степень выработки именно этой залежи Кдв. Все коэффициенты определены и разъясняются НК РФ.

    Читайте также:  Кто является плательщиками страховых взносов? - все о налогах

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    Плательщики

    Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами

    Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.

    Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территории соответствующего субъекта РФ. В случае нахождения участка недр не на территории РФ — постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.

    Объект налогообложения

    Источник: https://bfmac.com/nalogovoe-pravo/nalog-na-dobychu-poleznyh-iskopaemyh.html

    НДПИ. Плательщики, налоговые ставки, льготы

    НДПИ платят организации и предприниматели, которые добывают полезные ископаемые на основании лицензии на право пользования недрами. Налогом облагаются полезные ископаемые, добытые на территории России, а также за ее пределами.

    Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами, являются плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

    В течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр компании или ИП необходимо встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения участка. Если участок находится за пределами России, постановка на учет производится по местонахождению организации либо физического лица.

    Объект налогообложения НДПИ

    Налогом на добычу полезных ископаемых облагаются:

    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
    • полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.

    Не признаются объектом налогообложения НДПИ:

    • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы;
    • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь), если при добыче они облагались в общеустановленном порядке (ст. 336 НК РФ).

    Ставки НДПИ

    Главой 26 Налогового кодекса устанавливает следующие виды ставок НДПИ:

    • адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого;
    • специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.

    Льготная ставка НДПИ 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:

    • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
    • попутного газа;
    • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
    • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
    • подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
    • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.

    Ставки НДПИ и условия их применения приведены в статье 342 НК РФ. Налоговым периодом является календарный месяц.

    Виды добытого полезного ископаемого

    В целях налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.

    Видами добытого полезного ископаемого являются:

    • горючие сланцы;
    • уголь (антрацит и пр.);
    • торф;
    • углеводородное сырье (включая нефть, газ, газовый конденсат, метан);
    • товарные руды черных, цветных и редких металлов;
    • многокомпонентные комплексные руды;
    • полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые при дальнейшей переработке;
    • горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие);
    • горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-осковит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие);
    • битуминозные породы;
    • сырье редких металлов (рассеянных элементов) — в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий;
    • неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк, известковый камень, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный,  облицовочные камни, мергели, глины, другие);
    • кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);
    • природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
    • концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов:
    • соль природная и чистый хлористый натрий;
    • подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
    • сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

    Полный перечень видов добытых полезных ископаемых в целях налогообложения НДПИ приведен в пункте 2 статьи 337 Налогового Кодекса РФ.

    Налоговая база по НДПИ

    Налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

    Налоговой базой является:

    • количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), а также угля;
    • стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья (ст. 338 НК РФ).

    Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

    • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
    • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
    • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

    Формулы расчета

    Стоимость добытого полезного ископаемого рассчитывается по следующей формуле:

    Стоимость добытого полезного ископаемого =  Количество добытого полезного ископаемого х Стоимость единицы полезного ископаемого.

    Чтобы определить стомость единицы полезного ископаемого, можно воспользоваться одно из формул:

    Стоимость единицы полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого / Количество реализованного добытого полезного ископаемого.

    или:

    Стоимость единицы полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого / Количество добытого полезного ископаемого.

    Выручка от реализации поелезных ископаемых определеятся на основе цены и суммы расходов по доставке полезного ископаемого:

    Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза – Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого.

    Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого

    Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

    Прямые расходы. Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов.

    Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых.

    Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

    Косвенные расходы. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

    Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

    Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

    Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.

    Порядок исчисления и уплаты НДПИ

    Налога на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК РФ как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

    НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.

    Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).

    Налоговая декларация по НДПИ представляется налогоплательщиком за каждый отдельно взятый период (не нарастающим итогом) в налоговую инспекцию по месту учета (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    Величина НДПИ, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

    Вас также могут заинтересовать статьи:

    Расчет налога на прибыль

    Видео подсказки по заполнению счета-фактуры, книги покупок и продаж

    Декларация по УСН за 2015 год

    Подготовлено по материалам Федеральной налоговой службы

    Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/40753-ndpi-platelshchiki-nalogovye-stavki-lgoty

    Как получить льготу по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке НДПИ=0% в соответствии с частью 1 подпункта 5) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ

    Статья 342 НК РФ устанавливает налоговые ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Пункт 1 данной статьи регламентирует объяснимо интересующие многих варианты налогообложения по налоговой ставке 0%.

    Получение налоговых льгот по определению является мероприятием, к которому фискальные органы относятся с профессиональной подозрительностью и подспудно, на уровне рефлексов настроены на противодействие.

    Безусловно, льгота обусловлена законом, однако налоговики опасаются злоупотреблений, связанных с расширительным толкованием закона, формулировки которого не всегда однозначны.

    Они воспринимают льготы, как возможность для налогоплательщика  «обуть» бюджет.

    К тому же за последнее время профессиональный и общеобразовательный уровень сотрудников ФНС России несколько повысился и многим знаком гарик Игоря Губермана:

    Еврейский дух предпринимательства

    Так безгранично плодовит,

    Что сторожей законодательства

    Повсюду трахнуть норовит.

    Однако относительно части 1 подпункта 5) пункта 1 статьи 342 НК РФ такие опасения безосновательны.

    Практикующие налоговые юристы отмечают, что недропользователи данной льготой практически не пользуются и в судебной практике она не вызывает никаких споров. По мнению С.

    Шаповалова, партнера юридической компании «Налоговая помощь» недропользователи не понимают, о чем говорится в ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ, потому и не пользуются указанной нормой.

    Рассмотрим данную норму более подробно. В соответствии с ч.1 подп.5) п.1 ст.

    342 НК РФ «налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения». Это полный текст правовой нормы и конец цитаты.

    Отметим, что никаких временных ограничений (новое–старое, давно-недавно) законодатель не устанавливает, поскольку речь идет обо всех полезных ископаемых, оставленных в недрах ввиду принципиальной невозможности на момент их оставления извлечения этих полезных ископаемых из недр. Когда бы этот самый момент ни случился.

    Эти полезные ископаемые потому именно в недрах и остались, что в Российской Федерации на тот момент отсутствовала промышленная технология их извлечения.

    Ровно это нам законодатель сообщает прямой русской речью без всяких двусмысленностей и «подводных камней». И обещает, буде мы займемся добычей таких полезных ископаемых, произвести их налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0%.

    Вот, собственно, и все. Никакой другой правовой информации норма ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ не содержит и не оставляет места для иных толкований.

    Читайте также:  Подрядчиков следует включать в сзв-м, если с их вознаграждения нужно начислять взносы - все о налогах

    Именно поэтому обсуждаемые в среде налоговых юристов толкования, основанные на перефразировании, произвольном домысливании с использованием допущений и логических умозаключений, успешно опровергаются органами ФНС России в досудебном порядке и не фиксируются судебной практикой.

    К сожалению, законодатель не уточняет, каков порядок подтверждения факта отнесения отрабатываемых нами запасов к льготируемой по данной позиции категории. И какие именно подтверждающие документы должны мы предоставить нашей эээ.. слабо владеющей вопросом налоговой инспекции, чтобы она не затаскала нас по нашим «самым гуманным судам в мире».

    Очевидно, это должны быть документы, составленные на момент оставления полезных ископаемых в недрах и фиксирующие их количество и причину оставления в недрах. В каждой конкретной ситуации возможны варианты и составлять некий единый перечень таких документов я бы не взялся.

    Однако применительно к россыпной золотодобыче отнес бы сюда актировки по техническим актам. До появления на открытых работах CAT D9G (у нас это был 1968 год), да и позже участки плотика, которые не разбирались даже с аммонитом 6ЖВ, актировались техническим актом.

    На подземных работах техническая актировка встречалась на участках неустойчивой кровли при опускании крупных заколов, с которыми не то что Российская Федерация, но и СССР затруднялся управиться.

    Так что имеющие на руках такие документы – добро пожаловать в налоговую, шансы на успешное получение данной льготы, я полагаю, есть. 

    У нас достаточно распространено мнение, что российское законодательство в целом и прежде всего закон РФ «О недрах» и Налоговый кодекс РФ содержат избыточную регламентацию, противоречивы и недружелюбны к хозяйствующему субъекту. И это справедливо, но лишь отчасти. Опыт ряда добывающих предприятий свидетельствует о возможности снижения НДПИ, НДС и ряда других налогов за счет грамотного применения действующих норм закона «О недрах» и НК РФ.

    В этой связи особенно важно обратить внимание на проходящую сейчас актуализацию лицензий на право пользования недрами. Учитывая достаточно высокий уровень цен на золото, грамотное оформление лицензионных материалов – наиболее эффективный способ получить лишний миллион долларов, который никогда не лишний.

    Федоров Сергей Глебович,  geolog.or@yandex.ru

    -0+2

    Просмотров статьи: 5748, комментариев: 31       

    • Содержание сайта

    Источник: https://zolotodb.ru/articles/docs/discuss/11460

    Налог на добычу полезных ископаемых: ставки, льготы, условия

    Налог на добычу полезных ископаемых: 8 категорий сырья, которое добывают чаще всего + 2 метода подсчета количества добытого и 3 способа оценки его + 19 налоговых ставок на разные виды полезных ископаемых.

    Считается, что газ, уголь, нефть и прочее – это богатство, которое принадлежит всему народу России. Вот только право зарабатывать на них имеют далеко не все.

    Чтобы уравновесить эту ситуацию и получить новые источник для наполнения бюджета, был введен налог на добычу полезных ископаемых, которые должны платить те, кто занимается этой самой добычей.

    Как и в каждом законе о налогообложении в этом есть свои нюансы. О них нужно знать и помнить, чтобы не терять деньги и не работать в ущерб своим интересам.

    Что такое налог на добычу полезных ископаемых?

    Налог, о котором идет речь – относительно новый.

    Добыча угля, драгоценный камней, торфа и прочего существовала давным-давно. В какие-то исторические периоды за нее вовсе не платили.

    https://www.youtube.com/watch?v=ZCMewfTQutw

    В советское время всеми природными богатствами заведовало исключительно государство.

    С развалом Советского Союза в 1990-х годах царил беспредел, когда, то, что поддавалось воровству, воровалось со страшными темпами.

    Попытки навести порядок привели к появлению акцизов на нефть, а также отчислений в государственный бюджет за переработку материально-сырьевой базы.

    И лишь в 2002 году все это было заменено единым федеральным налогом.

    В Налоговом кодексе РФ добытым из-под земли материалам отведена Глава 26, что стоит из 13 Статей.

    Каких видов бывают полезные ископаемые и добыча каких из них облагается налогом?

    В 337 статье Главы 26 НК РФ указано, что именно следует считать объектом обложения податями:

    Из этого же раздела узнаем, что нельзя называть полезными ископаемыми, а соответственно и облагать налогом.

    Чаще всего налогами облагаются вот такие виды ископаемых:

    1. горючие сланцы, например, уголь
    2. торф
    3. углеводородное сырье (газ, нефть)
    4. черные и цветные металлы
    5. природные алмазы
    6. горно-химическое неметаллическое сырье (сера, йод, бром)
    7. горнорудное неметаллическое сырье (кварц, графит, тальк)
    8. полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгметаллов и другое

    Если вы занимаетесь добычей, должны знать, что именно является объектом налогообложения, а что – нет.

    Объектами налогообложения признаются
    Не признаются объектами налогообложения
    полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления
    полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы
    полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации
    полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке
    дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений

    Более подробную информацию об объектах / не объектах обложения податями можно найти в Ст. 336 Гл. 26 НК РФ.

    Кто может стать плательщиком налога за извлеченные ценных ископаемых?

    Существует в РФ отдельный Закон № 2395-1 «О недрах», который был принят еще в 1992 году. Так вот, согласно этому закону ископаемые предоставляются для:

    • коммерческой добычи;
    • геофизических испытаний;
    • геологических исследований;
    • инженерных работ;
    • поиска наиболее богатых месторождений;
    • сбора образцов для научных изучений;
    • строительства объектов, никак не связанных с добычей и т.д.

    Открывает Главу 26 Налогового кодекса (НК) РФ Статья 334, где указано, кто является налогоплательщиком, который и будет платить деньги в бюджет державы.

    Но вам не обязательно быть именно зарегистрированным частным предпринимателем, чтобы получить право на добычу ископаемых, поскольку государство может осчастливить таким правом:

    • иностранных граждан;
    • простые сообщества;
    • юридические лица и т.д.

    Но, безусловно, если вы не исследователь, которому нужно добыть несколько образцов для своей научной работы, а коммерсант, что поставил добычу природных богатств, что хранятся под землей, на поток и зарабатывает на этом деньги, то заплатить налоги придется.

    Налог на добычу полезных ископаемых: условия налогообложения

    Налогообложение добычи нефти, газа, угля и прочих ископаемых имеет свои особенности, что детально описаны в Статьях 342 – 344 Главы 26 НК РФ.

    1) Как посчитать и как оценить добытые ценные ископаемые, чтобы заплатить за них налог?

    Сумма, которую нужно заплатить, во многом зависит от того, сколько именно материалов вы извлекаете.

    Определить количество добытого вам предстоит самостоятельно, используя один из двух методов:

    1. Прямой.

      Фактически измерения за вас производят измерительные устройства, например, веса.

      При измерении обязательно учитывайте фактические потери.

    2. Косвенный.

      Вы ведете расчеты, ориентируясь на количество сырья, которое вам удалось извлечь, по их соотношению с минеральным материалом.

    Также важно оценить стоимость добытого вами объема, чтобы вас не заподозрили в налоговых махинациях, воспользовавшись одним из 3-х методов:

    1. Цена продажи сырья за вычетом суммы государственной субсидии (актуально для тех, кому удалось оформить помощь от государства).
    2. Чистая цена реализации, если никаких денежных льгот из государственного бюджета вы не имеете.
    3. Расчетная стоимость ископаемых (используют те, кто не продает добытое сырье).

    Более подробно о налоге на добычу полезных ископаемых
    расскажет следующий видеоролик.

    Что такое НДПИ и кто является объектом налогообложения?

    2) Налог на добычу наиболее распространенных полезных ископаемых

    НК РФ гласит, что:

    Платить налог, так же как и подавать декларацию, в которой были бы указаны объемы добычи и продажи сырья, нужно до 25 числа текущего месяца.

    Лучше не опаздывать с налоговой декларацией, поскольку придется выложить гораздо больше денег за счет пени.

    Теперь пеня рассчитывается за новыми правилами (Статья 75, п. 4):

    Если индивидуальный предприниматель просрочит налоговые платежи на 30 дней, то пеню для нарушителя рассчитают по одной из двух формул:

    Налоговым ставкам на добычу разнообразных ископаемых посвящена Статья 343 НК РФ.

    Видим, что в 2017-2018 году определены следующие размеры ставок:

    №Налоговая ставкаПояснение
    1. 0% или 0 руб. Действует, когда в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.).
    2. 3,8 – 8% Применяется тогда, когда можно установить стоимость полезных ископаемых разных типов.
    3. 919 рублей За 1 тонну нефти. Сумма умножается на Кц (коэффициент изменения мировых цен на нефть). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. В 2017 году Дм установлено на уровне 306.
    4. 42 рубля За 1 тонну газового концентрата из залежей углеводородного сырья. Эту ставку следует умножить на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент.
    5. 35 рублей За 1 000 кубометров при добыче горючего природного газа. Количество газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных, отражаемых в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения.
    6. 47 рублей За 1 тонну антрацита
    7. 57 рублей За 1 тонну коксующего угля
    8. 11 рублей За 1 тонну бурого угля
    9. 24 рубля За 1 тонну другого типа угля, за исключением бурого и коксующего
    10. 730 За 1 тонну многокомплексной руды с содержанием меди, никеля и платиновых металлов
    11. 270 рублей За 1 тонну многокомплексной руды с содержанием меди, никеля и платиновых металлов
    12. 3,8% При добыче калийной соли
    13. 4% При добыче торфа, горючих сланцев, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд
    14. 4,8% При добыче руд черных металлов
    15. 5,5% При добыче сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд), неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, нефелинов, бокситов.
    16. 6% При добыче горнорудного неметаллического сырья, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.
    17. 6,5 % При добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота), драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота), кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья.
    18. 7,5 % При добыче минеральных вод и лечебных грязей
    19. 8 % При добыче кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов),

    редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых

    Эту сумму можно уменьшить за счет понижающего коэффициента ставки 0,7. Однако подобными льготами могут воспользоваться не все предприниматели.

    Налог на добычу полезных ископаемых – непростой вопрос, с которым непрофессионалу разобраться трудно. Лучше не делать это самому, а взять в штат хорошего бухгалтера, который все сделает за вас.

    Источник: https://yuristotboga.com/nalogi/nalog-na-dobychu-poleznyx-iskopaemyx.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]